ГЛАВА 2

СОЗНАНИЕ. ЕГО СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ


Когда, кто и почему может дать человеку характеристику, что он - "сознательный человек"?

Характеристика человека как сознательного может быть дана ими самим себе или другими людьми. Она отражает наличие различных качеств в психической реальности, позволяет дифференцировать степень ответственности самого человека за проявление разных качеств в тот или иной момент его жизни. В целом можно сказать, что выделяя сознательность как характеристику психической реальности подчеркивают ее непостоянство, обозначают как бы потенциальную возможность ее отсутствия. Это естественно, так как в житейской психологии присутствует знание о качественных изменениях отношения человека к своей психической реальности в целом и к отдельным ее функциям. Это явление связано как с возрастными изменениями, так и с особенностями различных состояний взрослого человека.


Наличие этого качества психической реальности позволяет дифференцировать данность ее свойств, как их относительное постоянство, и обусловленность их индивидуальной историей жизни человека.


Сознательность существует как качество активности в психической реальности, способствующее проявлению ее обратимости и рефлексивности. Обратимость - это возможность воспоминания, возможность преобразования

344

 

настоящего через ориентацию на прошлое или будущее, это относительная независимость психологического времени от других видов времени. Рефлексивность - возможность внутреннего диалога с разных позиций с сохранением целостности Я. Сознательность может стать и оценочной категорией, если, как характеристика человека, употребляется вне контекста науки, а например, в судебной практике. Тогда она тождественна понятию личной ответственности.


Что происходит с человеком, когда он теряет сознание?


Когда человек теряет сознание, возникает ситуация, напоминающая исчезновение экрана при демонстрации фильма. Психическая реальность не фиксируется, она существует как неорганизованный (сознанием - экраном) поток, рассеиваемый в пространстве и времени. Сознание как знаковая система при его наличии позволяет организовать пространство и время через проявление Я-усилий.


Что происходит с человеком, когда он обретает ясное сознание?


Сознание, как это принято в психиатрии, описывают в качествах ясности и дифференцируют их по степени. Ясность сознания сопоставляется с чувством реальности и ориентацией на параметры пространства и времени, присутствующие в ней. Психологи редко анализируют качества сознания, связанные с его ясностью, хотя в описаниях сознания используют это понятие.


Почему и как сознание человека можно расширить и сузить?


Динамические характеристики сужения и расширения сознания связаны с параметрами психологического

345

 

пространства, которые могут быть в нем представлены. Как и всякое пространственно организованное явление сознание может сужаться до минимальных пределов пространства - точки и расширяться до бесконечных его пределов. В сознании человека эти превращения осуществляются за счет его Я-усилий и проявлений жизни чувственной ткани. Например, боль может сузить сознание до точки боли, в образ воображения расширить до бесконечности.

Возможности воздействия на динамические свойства сознания для человека определяются проявленностью его Я как данности психической реальности, обосновывающей существование самой себя и сознания как знаковой системы.


У сознания может быть много характеристик, например, ясное, колеблющееся, просоночнов. Понимает ли различия в этих характеристиках сам человек?


Человек, открывая в онтогенезе существование своей психической реальности, встречается с неоднородностью свойств сознания как с проявлением различных психических функций и их качеств, как с наличием у себя относительно устойчивых и относительно изменчивых свойств внутреннего мира. Это возможно, так как сознание закономерно выстраивается вместе с проявлением данности качеств Я.


Почему по рисункам человека можно судить о его состоянии?


Рисунки человека отражают его состояние, так как существует механизм проекции - это механизм воплощения качеств психической реальности в форме знака. Он отражение того процесса, который иначе называют возникновением превращенных форм сознания. Эти превращенные

346

 

формы сознания, возникая, могут быть выражены во внешнем воплощении. В рисунках, в частности. Прочитать состояние человека, выраженное в рисунке, другой человек может потому, что сам использует для этого механизм проекции.


Почему человека можно узнать по почерку?


Любое произвольное движение человека - почерк тоже - это биодинамическая ткань сознания.


Если человеку говорят: "Представь себя на его месте...", есть ли основания предполагать, что человек это сделает?


Возможность воспринимать мир с точки зрения другого человека характеризует наличие в сознании человека диалогичности, ее еще связывают с появлением в онтогенезе условно-динамической позиции как способности воспринимать явление с разных позиций, соотнося их с целостностью предмета. Однако понятие места другого человека может характеризовать не только его интеллектуальную позицию, но и место в системе социальных отношений, которое определяется его ролью. Тогда можно говорить о том, что у каждого человека есть опыт пребывания в системе отношений, которым может быть ограничена его возможность воспроизведения норм и правил осуществления социальной роли конкретным человеком в конкретных отношениях.


Почему детям трудно выполнять словесные требования взрослых?


Дети не могут выполнить все словесные требования взрослых, так как их структуры сознания не идентичны, а возможности осуществления произвольного использования знаков - слов - определяются структурой сознания.

347


Почему ребенок сначала называет себя по имени, а только потом говорит о себе "Я"?


Я в процессе становления сознания воспроизводится в соответствующей ему языковой форме позже, чем появляются другие языковые формы, обозначающие индивидуальность психической реальности (имя, например, или существительные, обозначающие родственные отношения человека). Это связано с процессами проявления качеств Я и возможностью фиксации их постоянного присутствия. Можно думать, что когда данность Я становится основанием для организации активности человека, когда появляется переживание ее силы, тогда и возникает обозначение Я в соответствующей форме - чаще всего это формула: "Я сам".


Почему вводные слова (слова субъективной модальности) в истории языка появились самыми последними?


Модальные слова связаны с передачей отношения человека к предмету в целом или к отдельным его свойствам, т.е. представляют собой средства рефлексивного отражения качеств самой психической реальности. Их более позднее появление в истории языка связывают с закономерностями становления структуры сознания, которая включает отражение свойств предметного мира и свойств психической реальности в их взаимообусловленности.


О каких свойствах психической реальности эти стихи А.А. Ахматовой:

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал
- истратил слишком много.
Неистощима только синева

Небесная и милосердье Бога.


А.А. Ахматова говорит о существовании таких важнейших оснований жизни, как невербальный корень бытия и живое сознание, порождаемое им. Думаю, что сегодня в психологии нет понятий адекватно отражающих то содержание, которое есть в этих поэтических строчках. Они о конечности


348

 

и бесконечности сознания, они о взаимообусловленности субъективного и бытийного, они о вечности и временности, они о человеке и его творце, они о смерти и жизни творения, они о сознании, создающем и разрушающем себя...


Что изменила письменность в психической жизни людей?


Письменность - одна из форм экстериоризации свойств и качеств психической реальности, одна из отчужденных, превращенных форм сознания, которая сделала его не только представленным в пространстве и во времени индивидуальной жизни человека, но и создала историческое время в форме различных фиксированных текстов. Оно стало обратимым - прошлое можно вернуть в настоящее и транслировать в будущее через письменный текст и его прочтение.


Почему можно говорить об общности сюжетов сказок всех народов мира?


Это одно из доказательств существования коллективного бессознательного и его архетипов.


Почему бывает трудно назвать вещи их именами (назвать вещи своими именами)?


Происхождение имени - не названия, а имени как особого понятия, характеризующего индивидуальные свойства психической реальности человека, является одной из наименее исследованных областей психологии и смежных с нею наук. Известно, что имя - это способ проявления Я человека для него самого и для других. Благодаря имени человек получает возможность быть узнаваемым другими людьми и может обозначить себя сам, что создает основание для обоснования факта своего

349

 

существования для себя самого и для других. Приобрести имя - значит приобрести это основание, потерять имя - значит потерять основание для обоснования бытия своего Я. Возможность тождественности Я и имени в определенный момент времени позволяет человеку восстанавливать при необходимости свое психологическое пространство, разворачивая его как из основания из точки своего имени. Можно сказать, что имя выполняет функции сохранения целостности психологического пространства и времени при изменении условий их существования, обосновывая факт их наличия самим собой как особым знаком.


О каких свойствах психической реальности идет речь в пословице: "Хоть горшком назови, только в печку не ставь"?


Относительная независимость имени как знака от реального содержания психологического пространства и времени проявляется в этом факте.


Почему и как можно "оторваться от действительности"?


Отрыв от действительности возможен, так как в психической реальности человека присутствуют качества, способствующие созданию продуктов не тождественных качествам этой действительности. Это продукты воображения и творческого мышления, которые могут качественно отличаться от предметов действительности. Они оформляются как особые искусственные знаковые системы, которые функционируют по своим законам. Если человек будет следовать законам этих систем, то он может потерять связь с объектами действительности, которые породили эти системы

350

 

знаков. Он может стать зависимым от этих систем - так становятся зависимыми от медикаментов или компьютерных игр.


Человек сам придумал историю и поверил в ее достоверность. Почему это возможно?


Человек может поверить в историю, которую придумал сам. Это возможно, если он осуществил идентификацию с ее персонажами или с одним из них. Идентифицироваться с кем-то или с чем-то - это значит потерять свою интеллектуальную позицию, а с ней и возможность внутреннего рефлексивного диалога. Эта потеря освобождает человека от напряжения, связанного с удержанием этой позиции и осуществлением рефлексивных Я-усилий.


Почему человек может потерять самого себя?


Потеря самого себя возможна, и, к сожалению, это довольно распространенное явление, особенно среди молодых людей. Суть ее в том, что у человека исчезают основания для обоснования целостности своего Я через осуществление Я-усилий. Происходит это как в результате воздействия других людей на границы Я, так и в результате самовоздействия, неадекватного задачам сохранения целостности Я в данности его качеств. Качества Я таковы, что требуют специальных усилий по их сохранению, если эти усилия дезорганизованы, происходит потеря этих качеств.


Какие психологические последствия связаны с потерей человеком дома?


Пространство, в котором протекает жизнь человека, должно быть им освоено через фиксацию данности Я. Дом - это то место, где различными знаковыми образованиями фиксируется данность

351

 

Я и его свойства, поэтому потеря дома психологически может рассматриваться как потеря основания для проявления данности Я.


Есть ли правильный ответ на вопрос: "Зачем я живу?"


Правильность ответа определяется той концепцией жизни, которую воплощает в своей активности конкретный человек, реализуя данность качеств своего Я через организацию Я-усилий. Вопрос о смысле жизни относится к числу вечных вопросов человечества, так как данность каждого Я натуральна и индивидуальна.


Принято считать, что человек боится смерти. Но существуют сотни жизненных примеров, когда люди жертвовали своей жизнью. Какие свойства сознания проявляются у таких людей?


Жертвовать жизнью, рисковать, идти на верную смерть... Такой выбор человек может сделать сознательно, так как в его сознании представлены как относительно независимые образования концепция жизни, концепция смерти, концепция человека и Я-концепция. Это идеи - знаковые системы, которые обосновывают для человека аксиологические аспекты его жизни, вводя в них предельные экзистенциальные понятия и возможность использования их в конкретных обстоятельствах жизни. Это одна из ситуаций, где проявляется сущность психической реальности как искусственного знакового образования, опосредующего жизнь человека и сам факт ее существования.


Почему у многих людей есть потребность в общении на личные темы?


У многих людей есть потребность в личностном общении, так как Я обладает практически бесконечной потенциальной возможностью формообразования. Она проявляется в любой ситуации, где человек может обозначить

352

 

данность Я для самого себя. Общение на личные темы выполняет именно эту функцию - оно позволяет человеку переживать процесс порождения новой формы Я.


"Тихо сам с собою я веду беседу". Возможно ли это?


Человек может вести внутренний и внешний диалог сам с собой - это естественное свойство его психической реальности, отражающее неоднородность ее строения.


Человек говорит: "Во мне всегда спорят два человека, если один говорит: Да", то другой обязательно скажет: "Нет". О каких свойствах сознания идет речь?


В своем внутреннем диалоге человек может встретиться с фактом существования не-Я, который фиксируется в наличии позиции, противоположной позиции Я. Это отражение полифоничности сознания как его естественного качества, связанного с существованием систем знаков.


Возможно ли существование сознания без самосознания?


Сознание без самосознания возможно, если у человека потеряно Я. Тогда о таком человеке современным языком говорят, что у него сознание зомби или робота. Такой человек ориентируется в ситуации, но не ориентируется в собственном психологическом пространстве, так как оно дезорганизовано отсутствием Я.

Сознание существует у человека в толпе, но там он лишается самосознания и живет в толпе по ее законам.


Все знают сюжет Робинзона и Пятницы. Что изменилось в сознании Робинзона с появлением Пятницы? Что изменилось в сознании Пятницы с появлением Робинзона?


Встреча Робинзона и Пятницы изменила в их сознании картину мира - это главное и глобальное изменение, которое породило все остальные, связанные с осуществлением идентификации.

353


Есть ли сознание у кур? Ведь они бегут на голос хозяйки, значит, понимают его.


У кур сознания нет, когда они падают в обморок, у них просто нарушается мозговое кровообращение от внезапного спазма сосудов, например, при испуге.


Когда слова родного языка теряют для человека смысл?


Слово - это форма, которая должна быть наполнена смыслом как отражением личных переживаний человека. Порождая смысл, человек строит текст, где слово вписывается в контекст его жизни и становится родным, живым словом.

Если разрушается контекст, слово может потерять смысл. Если слово воспроизводится вне контекста, оно тоже может потерять смысл, так как смысл обусловливается Я-усилиями по построению и сохранению личного контекста. Смысл слов уходит, когда они становятся пустой формой, т.е. нет усилий по установлению и сохранению соответствия их как формы и адекватного им личного содержания.


Л.С. Выготский писал об "омертвелых формах сознания". Что может вызвать их смерть?


Формы сознания становятся мертвыми или омертвелыми, когда они не порождают других форм. Это общее правило, которое может конкретизироваться в появлении пустых слов и суждений, формальных обобщений и ложных умозаключений.

Смерть форм сознания возникает как следствие несоответствия формы знака и его содержания, их относительной независимости и возможной пространственно-временной разделенности в психической реальности человека.

354


Почему возможна ситуация, о которой говорят, что у человека "ум зашел за разум"?


Когда говорят, что у человека заходит ум за разум - это один из показателей невозможности осуществления интеллектуальной деятельности только волевыми усилиями. В уме человека, в его интеллектуальной деятельности находит отражение вся многоуровневая структура психической реальности как целостности, которая организуется разными источниками активности (в том числе разумом), а не только волей.


Куда уходит человек, когда он уходит в себя?


Этот вопрос меня тоже очень интересует. Пока могу только сказать с некоторой степенью определенности, что в психологическом пространстве для этого есть специальное место, которое в топологии физического тела человека находится в районе солнечного сплетения. 3. Фрейд говорил о том, что Я человека телесно, и проекцию его можно найти в физическом теле человека. Практика современной психотерапии и психотехники позволяет выстраивать по этому поводу различные гипотезы. Одну из них я вам предложила выше.


Может ли человек жить с несвойственным ему сознанием, как бы с чужим сознанием?


Человек может жить с несвойственным ему сознанием, как бы с чужим сознанием, тогда ему нужны особые Я-усилия по удержанию этого сознания. В этом смысле практика всех видов шпионажа показывает, например, что возможность изменения сознания достаточно высока.


В прессе часто говорят о "национальном сознании". Существует ли такое явление как психологический феномен?


В одной из отраслей психологии - этической психологии - национальное сознание

355

 

рассматривается как предмет научного исследования, и оно описывается как феномен системой научных понятий. Остается только решить вопрос о степени достоверности знаний, получаемых в этой отрасли психологии.


Во что может превратиться сознательное действие человека?


Сознательное, произвольное действие человека может автоматизироваться и стать бессознательным в его исполнительной части, но сохранит возможность восстановления сознательного контроля за каждой из его составляющих.


Как можно узнать о том, что человек совершает сознательное действие?


Признаком сознательности действия является наличие опережающего планирования, т.е. человек знает относительно точно что, как и почему он будет делать и что у него должно получиться.


Может ли человек обладать сознанием, не владея речью?


Если человек не владеет словесной речью, но пользуется знаками, он может иметь сознание.


Можно ли определить границы сознания?


Границы индивидуального сознания человека определяются болевым порогом к воздействиям, которые могут вызвать душевную или физическую боль. Наличие этих видов боли позволяет говорить о границах сознания и их изменении.


Если человеку без конца задавать вопрос о смысле его действий, его можно легко поставить в тупик, ему просто нечего будет сказать. Почему это происходит?


Если человек не может объяснить смысл своих действий, это значит, что они не выполнялись произвольно, т.е. не были осознаны.

356


Когда и почему человеку приходится оправдываться: "Я не то хотел сказать.."?


"Я не то хотел сказать" - это рефлексивная словесная формула, которая показывает наличие Я-усилий по построению высказывания, которые не привели к желаемому результату воздействия текстом на другого человека.


Может ли человек сам разрушить свое сознание?


Человек может сам разрушить свое сознание, если не будет осуществлять Я-усилий, направленных на его организацию.


Может ли человек сам создать свое сознание?


Человек может создать свое сознание, осуществляя Я-усилия, направленные на создание и сохранение его организации.


Почему часто можно встретить утверждение о том, что сознание людей труднее всего поддается изменению?


Сознание строится как знаковая система, любая система обладает устойчивостью и за счет этого может выполнять свои функции. Функции индивидуального сознания обеспечивают устойчивость качеств психической реальности, поэтому при необходимости изменения сознания приходится иметь дело с явлением, которое фактом своего существования обязано решать задачи устойчивости и сохранения целостности. Внесение в него задач изменения требует перестройки этого явления в его сущностных проявлениях. Для индивидуального сознания задача изменения не является спонтанной задачей, соответствующей его природе.


Что такое радикализм? Как он связан со структурой сознания людей?


Радикализм как оценочная позиция человека или людей избавляет их от необходимости ориентации на конкретные особенности ситуации, так как обеспечивает

357

 

возможность оценки через применение простой, известной, стандартной, метрической шкалы, где качества четко дифференцируются без учета реальных свойств ситуации их конкретизации. Радикализм можно рассматривать как одну из форм проявления устойчивости сознания как знаковой системы.


Почему возможен перевод с одного языка на другой?


Существование внетекстового целостного предмета обеспечивает возможности перевода с одного языка на другой как осуществление в разной форме Я-усилий, направленных на этот предмет.


Какие ошибки возможны при переводе с одного языка на другой?


Ошибки в переводе с одного языка на другой чаще всего связаны с воссозданием контекста и подтекста как производных внетекстового целостного образования, обеспечивающего возможность построения текстов через реализацию Я-усилий.


Может ли современная ЭВМ обладать сознанием?


Сегодня это пока мало вероятно, так как неизвестна природа сознания. Оно описано в его структурных и функциональных характеристиках скорее как феномен, чем как целостный предмет.


От людей можно услышать такие слова: "В моем сознании произошел переворот". О чем идет речь?


Когда человек говорит о том, что в его сознании произошел переворот, он переживает изменение оснований для обоснования целостности своего Я. Это возможно за счет возникновения в сознании новых форм. Думается, что появление их как нового качества, может быть понято и описано в понятии чуда, которым

358

 

крайне редко пользуются в психологии, хотя другого понятия для описания момента возникновения новых качеств психической реальности найти очень сложно. Переживание, связанное с рождением новых качеств психической реальности, очень сильное и осознается человеком после свершения акта рождения качества.


Почему каждый человек должен сам решать вопрос о смысле жизни?


Концепция человека, как обобщенное знаковое образование, обосновывает воздействие на жизнь человека, поэтому с неизбежностью соприкасается с вопросами существования жизни как целостного явления


В чем психологический смысл чтения художественной литературы?.


Чтение - одна из форм внутреннего диалога человека, так как оно связано с появлением Я-усилий по пониманию текста. Художественная литература как продукт человеческой деятельности воплощает в виде текста свойства самой психической реальности. Чтение литературных текстов в этом смысле может рассматриваться как форма взаимодействия с потенциальными качествами психической реальности.


Почему один и тот же предмет, например, змея у одних людей вызывает отвращение, а у других - нет?


Один и тот же предмет вызывает у людей разное отношение, что может объясняться различием в сензитивности как природном качестве организма и его воспринимающих систем. Кроме того, на восприятие предмета как целостности существенное влияние оказывают сенсорные эталоны восприятия и знаковый характер предметов как предметов определенной культуры.

359


Почему возможна такая ситуация - человек говорит о себе: "Как мне нагадали, так все и сбылось".


Эффект сбывшегося гадания широко известен. Его можно понимать в контексте психологии, используя представление о существовании смыслового поля, которое, как пытался показать в свое время К. Юнг, связано с материальным полем через принцип синхронистичности и через психе. Психе частично существует в материальном теле, частично сливается с этим смысловым полем через бессознательное. У людей есть способность проникать в смысловое поле, где отсутствует время, что позволяет предвидеть события без причинного объяснения их.


Современная теория катастроф позволяет обнаружить присутствие синхронистических явлений.


Это один из путей поиска объяснений довольно распространенного явления.


Существует ли вещь, которую можно было бы отождествить с сознанием?


Думаю, что живой язык можно с известной степенью осторожности приравнять к сознанию. Главным аргументом в пользу этого можно считать существующую в живом языке возможность формообразования, преобразования качеств самого себя.


Как человек обнаруживает у себя существование сознания?


Человек встречается с собственным сознанием очень рано, есть основания думать, что это происходит около шести-семи месяцев, когда ребенок начинает впервые активно сопротивляться воздействию взрослого, выделяя свое отношение к содержанию воздействия. Обычно это выглядит как непослушание, при котором ребенок заигрывает со взрослым, давая понять, что понимает и принимает

360

 

собственную возможность сопротивления как необходимую им обоим. Ребенок заглядывает в глаза взрослому, улыбается, но сопротивляется выполнить то, что он него ждет взрослый. Это событие огромного значения для становления Я как данности, так как встреча с сознанием - это и момент фиксации Я как источника психической активности, как источника ее силы.


Можно пи во сне увидеть свое сознание?


Многие современные теории сновидений и практика психотерапевтической работы по их интерпретации позволяют говорить о том, что в них используются индивидуальные символы и знаки коллективного и индивидуального бессознательного. Содержание бессознательного может быть пополнено за счет содержания сознания через осуществление человеком Я-усилий, например, по освоению какого-нибудь интеллектуального или предметно-практического действия. В превращенной форме эти усилия будут отражаться в бессознательном, поэтому вполне логично, что, если они становятся содержанием сновидений, то это сновидение о сознании.


Почему у всех людей есть образ Матери и образ Отца, которые влияют на их повседневные отношения?


В содержании сознания человека всегда есть необходимость в фиксации его обоснования - образы отца и матери помогают осуществить это в персонифицированной форме.


Психологи и врачи знают, что боль можно заглушить внутренним диалогом с ней. Почему это возможно?


Когда человек во внутреннем диалоге делает боль собеседником, он ограничивает ее как предмет. Локализация этого предмета в психологическом пространстве

361

 

позволяет осуществлять воздействие на него во времени, т.е. преобразовывать. Важно, чтобы были основания для преобразования - человек знал и умел их осуществлять. Таким преобразованиям обучают своих пациентов психологи, когда работают с больными людьми. Например, один из видов преобразования - это визуализация.


Есть ли у человека инстинкты?


Думаю, что есть врожденные формы активности и качества воспринимающих систем.


Чем отличается бессознательное движение от сознательного?


Сознательное движение начинается с намерения, т.е. с идеальной модели, требующей конкретизации. Бессознательное движение начинается с конкретной цели и ею определяется. Поэтому о сознательном движении можно говорить как о двигательной задаче, а о бессознательном как о реагировании на стимул.


В языке есть несколько слов - знак, символ, эмблема, герб, условное обозначение. Какое свойство сознания фиксирует каждое из этих слов?


Знак, символ, эмблема, герб, условное обозначение - эти предметы связаны с действием замещения - основным видом активности Я, который порождает структуры сознания. Они отличаются типом обобщения, который реализуется в действии замещения. Знак реализует обобщение по существенным признакам, символ - по индивидуально значимым. Эмблема, герб и условное обозначение - это обобщение ситуативных или функциональных признаков в ограниченных условиях решения конкретной интеллектуальной задачи, где используются группы качеств целостного

362

 

предмета или он как целостность. В этом смысле эмблема может пониматься как обобщение в рамках конкретного физического отрезка времени, герб - исторического времени, а условное обозначение может иметь различную протяженность во времени - от мгновения - до бесконечности в зависимости от сохранности задач, которые с ним связаны.

Думаю, что эти предметы и их использование показывают такое важнейшее свойство сознания как его гетерогенность - неоднородность и возможность трансляции этого свойства во времени.


Почему, если долго повторять одно и то же слово, даже самое прекрасное, оно становится бессмысленным?


Слово при повторении становится бессмысленным, так как смысл - это образование сознания, требующее специальных Я-усилий по его построению из контекста живой жизни, а не механической.


Возможна ли такая ситуация: человек много умеет делать, но не обладает сознанием?


Нет.



Почему говорят о "глубине переживания"? Какие свойства сознания при этом обозначаются?


Когда человек дает качественную характеристику своим переживаниям как глубоким, он показывает в этой словесной рефлексивной формуле существование разных уровней организации психической реальности и возможность движения по ним с помощью Я-усилий. В этом суждении отражается гетерогенность свойств сознания и их пространственно-временная организация.

363


Чему нельзя научиться на чужих ошибках?


На чужих ошибках нельзя научиться правилам страховки от ошибок. Собственных ошибок избежать невозможно, так как ошибка - это часто проявление индивидуальных свойств психической реальности в неадекватной им форме.


Двух взрослых людей попросили нарисовать дерево. Оба они - не художники. Один из них сделал это легко и без сопротивления. Другой - отказался наотрез. Какие свойства сознания проявили эти люди?


В этой ситуации можно увидеть существование превращенных форм сознания как вариантов отношения и форм его проявления.



Возрождение духа. Что это за психологический феномен?


Возрождение духа связано с актуализацией у человека переживаний трансцендентальной позиции и возможности ее реализации в конкретных условиях его жизни.


Мальчик говорит матери: "Ты мне объясняй, что я вижу, а то мне страшно". Какое свойство сознания проявляется у мальчика?


Страх часто связан с невозможностью конкретизации пространственно-временных качеств сознания через фиксацию силы Я. Когда с человеком разговаривают, обращаясь к нему лично и инициируют его ответы, это одна из форм фиксации им его Я в пространстве и во времени, а значит, одна из форм избавления от страха.


На каких свойствах сознания основывается эффект кино?


Эффект кино - появление переживания движущегося предмета - основан на существовании в сознании активности, которая обладает, как любое энергетическое образование, инерцией движения. Именно это движение и

364

 

составляет содержание переживания при отсутствии реально движущегося предмета в эффекте кино:


Почему на плоскости полотна в картинах художников мы видим объемное изображение?


Мы можем видеть на плоскости картины объемное изображение, так как используем в восприятии предметов сенсорные эталоны - обобщенные образы предметов. Мы видим то, что знаем.


Сколько гештальтов лично вы можете создать в этом рисунке?

Объясните, как вы это делаете.


Человек может создать столько гештальтов, сколько захочет, так как может сделать свое восприятие только произвольным и будет видеть только то, что хочет. Часто он не может сделать свое восприятие произвольным, так как не умеет этого делать - не владеет соответствующими перцептивными действиями, связанными с построением образов. При желании им можно научиться.









Если долго неподвижно смотреть на неподвижный предмет, то...


Если долго и неподвижно смотреть на неподвижный объект, то можно потерять сознание. Иногда так создают транс - одно из состояний сознания с измененными свойствами его ясности. Живое сознание требует активности, одной из ее форм является движение глаз.


Прочитайте, что здесь написано. Почему вы это можете сделать?


Это слово можно прочитать, так как идеальный образ любой буквы - обобщенный образ и возможности его конкретизации определяются активностью сознания, реализуемой через Я-усилия человека.



365


Как человек узнает о том, что предмет расположен близко или далеко?


О расстоянии предмета человек может судить, основываясь на данных зрения или слуха или тактильных ощущениях, или на их сочетании, но работу органов чувств опосредует использование сенсорных эталонов восприятия предметов в их целостности. Поэтому восприятие пространства - это ориентация на предметы как целостности с помощью непосредственного и опосредованного видения их.


Отличается ли психологическое пространство от физического и математического?


Психологическое пространство человека принадлежит психической реальности, в этом его отличие от других типов пространств, которые принадлежат другим реальностям, объединяясь в единое космическое пространство.


Иногда люди говорят о том, что не замечают времени. Какое свойство сознания у них проявляется при этом?


Когда люди не замечают времени, то они встречаются с такой важнейшей характеристикой своего сознания как самообоснованность и обратимость.


Что значит "быть человеком своего времени"?


Быть человеком своего времени - значит быть социально адаптированным человеком, выражать интересы людей, живущих в настоящем, обладать персонифицированным социальным, коллективным сознанием.


Может ли время для человека остановиться?


Человек живет в нескольких временах: физическом времени своего тела, психологическом времени событий своей жизни, историческом времени своего социального окружения. Последние два времени могут остановиться,

366

 

если измерять их событиями личной и исторической жизни. В этом случае событий не будет, а время - остановится. Психологическое и историческое время зависит от содержания событий, которыми они измеряются.


Может ли человек опередить свое время?


Человек может опередить свое историческое время силой своего творчества, которое как проявление силы его Я отражает существование смыслового информационного поля, а не только Наличие формально-логических причинных отношений, определяющих движение жизни.


Может ли человек остановить время?


Человек может остановить психологическое время, ограничив свою жизнь событиями.


Как человек узнал о существовании вечности?


Человек узнает о существовании вечности из рефлексии над содержанием собственного мышления, встречаясь в нем с абсолютностью и относительностью как качествами бытия.


Что такое скука? Почему она - один из главных факторов жизненного стресса?


Скука - отсутствие личностных, индивидуальных событий, основанных на Я-усилиях человека. Она становится одним из важнейших факторов жизненного стресса, так как при современных возможностях манипулирования сознанием через средства массовой информации и производственную деятельность у человека мало возможности для их осуществления, когда манипулирование как воздействие прекращается, человек попадает в ситуацию скуки.

367


Когда и почему один и тот же отрезок времени переоценивается по длительности, а когда - недооценивается людьми?


Физическая единица времени может восприниматься людьми по-разному в зависимости от содержания активности. Обычно заполненные ею отрезки времени недооцениваются, а незаполненные - переоцениваются.


Почему и когда бывает трудно ждать?


Трудно обычно бывает ждать тогда, когда ожидание не регламентировано показателями времени. Это связано с необходимостью реорганизации Я-усилий, с поиском новых обоснований для его целостности.


Что такое "луковое горе"? Почему возможно такое состояние человека?


Луковое горе - фальшивое переживание. Оно возможно как проявление относительной независимости формы и содержания переживания - структурной единицы психической реальности.


Почему говорят, что правда глаза колет? О каком состоянии человека идет речь?


Когда говорят о том, что правда колет глаза, описывают тот момент встречи человека с реальностью, когда она воспринимается в относительно завершенном виде, заданном условиями конкретной ситуации. Это момент относительной неподвижности сознания, фиксированного событием.


Воспринимает ли человек время во сне?


Человек воспринимает во время сновидений изменения предметов, движение - это может быть показателем времени.


Почему одно и то же событие вызывает у людей разные впечатления?


Одно и то же событие у его участников вызывает разные впечатления, так как каждый человек имеет свою интеллектуальную позицию как фиксированное отношение к свойствам предмета или к предмету как целостности.

368


В каком из суждений цифры употребляются с ошибкой?

Почему?

  • В комнате было пять человек. - Все пятеро были взрослыми.
  • Каждый пятый человек имеет паспорт. - Она в пять раз добрее его.
  • Только пятеро могут решить тот вопрос. - Пять качеств определяют характер человека.

В принципе, в каждом из этих суждений цифра может быть ошибочной, так как не указаны способы ее получения.










- Сделай мне послаще.

Можно ли выполнить эту просьбу безошибочно?


Просьбу можно выполнить, если уже известно, сколько сладкого на единицу продукта человек получил. Речь идет о дифференциальном пороге ощущений и возможности его измерения.


- Как тебе не холодно, я совсем закоченела...

Какое свойство сознания проявляется в этом высказывании?


Когда человек сравнивает свое ощущение с ощущениями других людей, а это представлено в диалоге, он осуществляет идентификацию на основе Я-усилий. Это один из вариантов этого универсального процесса, характеризующего жизнь живого сознания.


Почему существуют разные единицы измерения длины - метры, ярды, мили и т.п. Как это сказывается на восприятии пространства людьми, которые пользуются разными единицами измерения?


В принципе может существовать бесконечное множество единиц любого измерения, не только длины. Проблема заключается только в создании и хранении их эталона как основания для осуществления измерения. В восприятии пространства использование разных единиц измерения может влиять на содержание субъективной оценки "далеко" - "близко", если специально не осознается процедура

369

 

измерения и сопоставления результатов измерения в разных метрических системах.


Если один человек всю жизнь прожил в пустыне, а другой - в джунглях и, встретившись, они будут беседовать о высоте небес, с какими свойствами своего сознания они встретятся?


Люди, живущие в пространствах, которые организованы по-разному, обладают разными сенсорными эталонами восприятия предметов, которые определяют такое свойство восприятия как его константность.


О чем говорят психологи, когда обсуждают существование единицы вкуса?


Единица вкуса - это величина психометрической шкалы, которая может быть создана экспериментальным путем через сопоставление данных ощущений человека и количество того или иного вещества, вызывающего то качество ощущения, которое соответствует модальности данного вещества. Минимальная физическая величина вещества, которая вызывает соответствующее ему ощущение, может быть принята за единицу. Так можно измерить вкус любого вещества.


Можно ли, когда и как сравнивать единицу звука с единицей света?


Человек может сравнивать свои ощущения в любых модальностях, ориентируясь на изменение своих ощущений под влиянием изменения соответствующего раздражителя или раздражителей. Сопоставление динамики их изменения с эталонами - единицами измерения - дает результаты субъективного измерения, которые тоже могут быть сопоставимы. Поэтому можно сравнивать не только единицы света и звука, но и единицы других ощущений тоже.

370


Почему изобретение хронометра существенно повлияло на психологические исследования?


Изобретение хронометра, позволяющего измерять незначительные отрезки времени с большой точностью, привело к бурному росту психологических экспериментов, ориентированных на изучение временных проявлений психической реальности. Возможность использования данных физического измерения в психологическом исследовании породила оптимизм по поводу построения психологического эксперимента по аналогии с экспериментом в естественных науках. Проблема точного экспериментального исследования, еще говорят идеального эксперимента, и сегодня является актуальным для психологической науки.


Гезеллом было изобретено зеркало, с помощью которого можно было наблюдать за человеком так, что он не видел присутствия наблюдателя. Почему его изобретение было событием в психологии как науке?


Изобретение Гезеллом зеркала, позволяющего наблюдателю быть невидимо присутствующим в ситуации реальной жизни человека, сделало психологическое наблюдение методом научного исследования. Появилась возможность контроля за личностными параметрами исследователя и их влиянием на данные его научной работы.


Можно ли и как измерить комфорт?


Комфорт как качество ощущений человека можно измерить, если создать его единицу. Например, можно предположить, что она будет отражать темп адаптации или любой другой параметр, характеризующий взаимодействие человека с предметной реальностью. Можно будет найти этому параметру физический эквивалент и ввести единицу измерения как соответствие единицы и качества ощущения человека.

371


Можно ли и как измерить сытость?


Думаю, что сытость как субъективное состояние человека можно измерить, используя представление о существовании субъективных единиц любого состояния. Одновременно ее можно измерять по объективным показателям, отражающим жизнь организма человека.


Можно ли и как измерить жажду?


Жажда - состояние физиологической потребности человека, которое отражает уровень ее напряжения. Ее можно измерить по объективным данным, показывающим состояние организма человека и по его субъективным оценкам.


Можно пи и как измерить удовольствие?


Удовольствие, как и любое проявление человеческого отношения, может быть опредмечено. Всеобщим эквивалентом человеческих отношений являются деньги. Измерение удовольствия можно провести, например, с их помощью, сопоставляя метрический результат с субъективным состоянием человека или объективными параметрами жизни его организма.


Известно, что семь больше двух. Какое это имеет значение для психологических исследований?


Любая метрическая процедура в психологическом исследовании должна быть интерпретирована и обоснована. Цифрам не должно придаваться магическое значение, так как они отражают только ту часть исследовательской процедуры, которая связана со структурированием полученных данных.


Как можно использовать понятие "ноль" в психологических исследованиях?


Понятие ноля дает возможность использовать его в психологических исследованиях для построения различных систем координат,

372

 

позволяющих описывать пространственное строение психической реальности и динамику ее функций.


Известны свойства отрицательных чисел. Какие из них и как можно использовать в психологических исследованиях?


Свойства отрицательных чисел можно использовать в психологических исследованиях для описания симметрии и асимметрии в психологической реальности как проявление гетерогенности ее свойств.


Что такое "порядок"? В каком смысле это понятие можно использовать в психологическом исследовании?


Порядок, упорядоченность - эти понятия позволяют выделять и описывать проявление закономерностей и законов организации психической реальности как целостности.


Что такое "величина"? Какое значение это понятие имеет в психологическом исследовании?


Понятие величины позволяет описывать качественные и количественные параметры изменения психической реальности и проявление закономерностей ее функционирования в пространстве и во времени.


Когда в психологическом исследовании единица может быть более значима, чем множество?


В психологических исследованиях качеств психической реальности всегда есть вопрос о предельном выражении этих качеств, например, интеллектуальных или любых других. Тогда поиск и описание предельных вариантов - единичных, уникальных, становится более значимым, чем описание и исследование типичных и закономерных. Показательным фактом в этом отношении является существование целой отрасли психологии - психологии индивидуальных различий.

373


Может ли быть у человека личная единица веса?


У человека могут быть личные единицы любых качеств реальности, но пользоваться ими он сможет только в общении с самим собой. В другом варианте - при использовании их в общении с другими людьми - он должен проводить работу по сопоставлению их с аналогичными единицами, которыми пользуются другие люди


Может ли цвет предмета вызвать дрожь в теле человека?


Да, это проявление взаимодействия ощущений.


Может ли звук вызвать вкусовые ощущения?


Да, при взаимодействии ощущений возможны самые различные их сочетания, взаимно обусловливающие проявление разных видов чувствительности.


Если человек долго находится в сенсорной изоляции (например, в темноте), то что произойдет с его восприятием времени? Почему?


В сенсорной изоляции, когда человек не получает многих ощущений, отражающих временные изменения в окружающей действительности, время начинает течь медленнее, а иногда даже останавливается, так как искажается не только восприятие единиц времени, но и его ритма. Практически единственным ритмом, на который человек может ориентироваться, становится биологический ритм жизни его организма, который не является гармоническим ритмом. В принципе о существовании времени человек узнает по изменениям ощущений, если эта возможность блокируется, то остается теоретическое, идеальное представление о существовании времени и его единиц, которое и организует психическую реальность.

374


Если человек занимается легкой, но монотонной работой, что происходит с его восприятием времени?


При осуществлении монотонной работы, не требующей больших усилий, восприятие времени изменяется за счет однообразия впечатлений, которые способствуют замедлению темпа времени.


Пожилые люди часто говорят, что время для них летит очень быстро. Почему?


В пожилом возрасте у человека обычно замедляются движения и темп их снижается, поэтому в единицу времени происходит меньше изменений, которые инициируются самим человеком. Время начинает идти субъективно быстрее..


Иногда говорят о том, что день тянется как год. Почему возможно такое суждение?


Время идет субъективно медленнее, если оно не наполнено событиями или так переполнено ими, что человек не успевает их переживать.


Что такое ритм? Что он дает сознанию человека? -


Ритм - проявление организованности пространства и времени бытия. В сознании человека ритм создает возможность ориентации на будущее.


Почему голоса людей можно описывать разными качествами, например, бархатный, скрипучий, нежный, высокий, хриплый, красивый и т.п.?


Качества голоса человека отражают его состояние, состояние как проявление качества психической реальности, может быть идентифицировано в разных системах знаков.


Как среди множества оттенков желтого цвета узнать лимонный?


Лимонный цвет можно узнать среди множества других цветов только в том случае, если у человека есть сенсорный эталон восприятия этого цвета, и он умеет осуществлять перцептивные действия, связанные с его применением. Другими словами, он владеет

375

 

обобщением цвета как одного из качеств предмета - лимона, может конкретизировать это обобщение при взаимодействии с реальными свойствами предмета.


Как среди множества оттенков синего цвета узнать васильковый?


Васильковый цвет можно узнать, если у человека есть сенсорный эталон этого цвета и возможность его использовать.


Как среди множества предметов узнать вазу?


Вазу как предмет определенного назначения человек может узнать среди предметов тогда, когда он знает функции - назначение - этого предмета и их обобщенное образное воплощение.


Как среди множества предметов узнать съедобное?


Узнать съедобное можно несколькими способами, отражающими разные виды мышления человека:

  • попробовать съесть (предметно-практическое мышление);
  • провести химический анализ с помощью приборов с применением химических законов для интерпретации результатов (абстрактное мышление);
  • сопоставить с образами известных съедобных предметов (образное мышление).

Каждый из этих способов предполагает известную степень риска - возможность ошибки мышления.




Как узнать, что эти предметы - пуговицы?


Узнать пуговицы можно тогда, когда человек знает о существовании

376

 

этих предметов и предметном воплощении их функций как свойств предметов.


Почему человек не ощущает рентгеновские лучи?


Человек ощущает рентгеновские лучи, но не осознает их. Существуют подпороговые, т.е. не представленные в сознании, ощущения, которые фиксируются как изменение качеств организма человека и его психики под воздействием соответствующего раздражителя.


Можно ли и когда узнать квадрат по описанию?


Квадрат можно узнать по описанию, если в словах на известном человеку языке выражены существенные признаки этой фигуры.


Можно ли и когда узнать по описанию любую не геометрическую фигуру?


Любую из геометрических фигур можно узнать по описанию, если в описании представлены ее существенные признаки на известном для человека языке.


Внимателен ли бегущий человек к своим ногам?


Факты, которые описывают существование разных видов внимания (произвольного, непроизвольного и послепроизвольного), дают возможность выделять разные источники изменения сознания. В каждый момент времени динамика обладает направленностью, организованностью в пространстве и во времени по отношению к определенному источнику. Бегущий человек не может организовывать свое сознание по отношению к нескольким источникам, поэтому, если его ноги как орган не являются источником динамики сознания, то он не ориентирован на них. Ситуация меняется, если ноги становятся одним из

377


 

источников динамики, например, заболевают или травмируются.


Как и почему можно "не заметить слона"?


Эти слова можно понимать буквально, так как восприятие человека активно и избирательно, и он может не видеть то, что не хочет видеть или то, что не умеет видеть.


Какие свойства сознания проявляет человек, о котором говорят, что он "прет как танк"?


У человека такого типа, скорее всего, минимально представлена в сознании концепция другого человека.


Какие свойства сознания проявляют люди, если об одном из них можно сказать, что он нежен как мимоза, а о другом, что он дуб - дубом?


Эти характеристики относятся к сензитивности человека - свойству, определяющему существование чувственной ткани сознания.



Почему о любом деле говорят, что главное - начать, а там само пойдет?


Начинать любое дело сложно потому, что человек при осуществлении Я-усилий встречается в реальностью инерции своего Я как целостного образования и с сопротивлением предметов, на которые будет направлена его активность.


Что происходит с сознанием человека в ситуациях, когда он ничего не замечает вокруг и говорит о себе в этом состоянии: "Я словно ослеп"?


Когда человек переживает состояние душевного ослепления, он встречается со свойством своего сознания сжиматься. Соответственно, сознание может и расширяться.


Насколько правдоподобным вам кажется такое высказывание: "Хочу проснуться и не могу"?


Да, такое состояние возможно как проявление просоночного сознания, которое характеризуется невысокой степенью ясности.

378


- Я хотел ее видеть необыкновенным человеком и видел ее такой. О каких особенностях сознания говорит этот факт?


Я-усилия человека могут быть одним из источников динамики сознания, если эти усилия реализуются через использование содержания концепции другого человека, то будет тот результат, который представлен в примере.


Есть такая пословица: "Смотрит в книгу, а видит фигу". Почему это возможно?


Человек может имитировать произвольное внимание, так как его внешняя форма совпадает с формой непроизвольного внимания. Возможное несоответствие формы и содержания сознания как знака и переживания показывает необходимость существования особой активности, направленной на установление их соответствия.


Может ли человек одновременно думать - одно, говорить - другое, а делать - третье? Когда, и почему это возможно?


Человек может говорить одно, думать другое, а делать третье, так как целостность его Я не является данностью, а требуются особые усилия по ее приобретению и сохранению.


Чем отличается скорочтение от чтения? Какие свойства внимания определяют каждый из видов?


Скорочтение и чтение отличаются интеллектуальными задачами, которые человек решает с их помощью. В каждом из этих видов активности присутствует произвольное и послепроизвольное внимание.


Что происходит с вниманием человека, когда он читает с увлечением?


Чтение с увлечением - это процесс перехода произвольного внимания в послепроизвольное, один из вариантов качественного преобразования психической реальности, один из вариантов ежедневного чуда.


Что происходит с вниманием человека, когда он засыпает за рулем движущегося автомобиля?


Человек, засыпающий за рулем движущегося автомобиля, встретился

379

 

с границами своих Я-усилий, регулирующих динамику сознания.



Почему это изображение может быть лошадкой?

Это изображение может быть лошадкой, если вы этого захотите. Наше восприятие активно, и мы можем видеть желаемое вместо действительного. Еще бы узнать, что действительно здесь изображено?


Почему изображение, которое есть в вопросе 282, не может быть лошадкой?


Это изображение не может быть лошадкой, если вы найдете сенсорный эталон, где соответствие его с лошадкой не предусмотрено. Попытайтесь это сделать.


Как и почему можно разрушить внимание человека?


Внимание человека можно разрушить, если воздействовать на источник динамики сознания, или создать несколько одновременно действующих возможных источников его организации.


Может ли человек сам определить свойства своего внимания и его вид?


Да, может, если владеет научными понятиями, позволяющими организовывать самонаблюдение как метод получения психологической информации.


Что надо сделать, чтобы заинтересовать человека?


Однозначного ответа на этот вопрос нет, но если знать исходное состояние человека как характеристику его базовых потребностей, то тогда можно относительно

380

 

точно сказать, что может интересовать его в первую очередь. Напомню, что к числу базовых относятся потребности в пище, воде, воздухе, безопасности.


Нужны ли человеку усилия для поддержания своего интереса?


Обычно человек не осознает необходимость в таких усилиях, хотя бессознательно предпринимает их.


Можно ли, научившись, стать внимательным на всю жизнь?


Считается, что "да". Обучение внимательности - это путь к установлению отношений Я и сознания, если он выявлен, то человек может им пользоваться всю жизнь.


Как человек узнает о свойствах своего внимания?


Обычно о свойствах своего внимания человек узнает из содержания обратной связи, полученной от усилий по преобразованию любого предмета, на который была направлена его активность.


Что и почему делают люди, когда тренируют свое внимание?


Тренировка внимания - это работа человека со своим сознанием. Она организуется в соответствии с представлениями о его строении и функциях, которые как теория обосновывают практику внимательности.


Почему и как на свойства внимания влияют продукты, съеденные человеком?


Питание человека сказывается на динамике сознания, так как является его энергетической основой.


Какие свойства внимания не зависят от усилий человека? Почему?


Свойства непроизвольного внимания могут не зависеть от Я-усилий человека, так как они отражают свойства сознания как данность.

381


С какой буквы начинался 231 вопрос?


Это знаете Вы, если...


Почему вы не были внимательны к букве, с которой начинался 231 вопрос?


Ваше объяснение вас оправдывает.



Почему один из рефлексов человека называется "Что такое?"?


Он дает возможность зафиксировать существование данности динамических качеств сознания.


Людей делят на "сов" и "жаворонков" в зависимости от того, в какое время суток их активность выше. Что общего и различного в видах и свойствах внимания есть у этих групп людей?


Люди с разным биологическим ритмом отличаются по параметрам непроизвольного внимания в одно и то же время суток, но их объединяет возможность иметь произвольное и послепроизвольное внимание.


Можно ли не в стихах, а в жизни вместо шляпы на ходу надеть сковороду?


Нет. Это метафора.

Да, если это шутка.

Да, если это психическое заболевание.


298. - Ничего осмысленного я здесь не вижу. Так категорично было сказано об этом изображении. Возможно ли это или это была шутка?


298. Такое возможно, если человек не может или не хочет осуществить Я-усилия.




Как увидеть в изображении из вопроса 298 что-нибудь осмысленное?


Надо осуществить Я-усилия с применением сенсорных эталонов или создать новый сенсорный эталон (свой собственный).


Почему одни люди видят в лесу следы животных, а другие (в том же самом месте) ничего не замечают?


Каждый видит то, что знает. Каждый видит то, что хочет видеть. Восприятие осмысленно,

382

 

т.е. организовано Я-усилиями как система перцептивных действий.


Когда и почему человек осознает, что его внимание изменилось?


По изменениям динамики - чаще всего это переживается как напряжение и его флуктуация.



О человеке иногда говорят, что он считает ворон. Что он делает при этом?


Когда человек считает ворон, он неадекватен ситуации. Его внимание организовано источниками, которые находятся вне актуальной ситуации действия. Время и пространство жизни не соответствуют друг другу.


Кто более рассеян - младенец или старый человек?


В рамках житейской психологии ответ может быть в пользу младенца, в рамках научных исследований есть возможность получить точные данные, если найти теорию, позволяющую построить чистый эксперимент.


Как вы думаете, у кого и почему устойчивее внимание: у стрелка в засаде или у машиниста тепловоза?


Можно ответить, опираясь на житейские знания, но лучше провести точное экспериментальное исследование. Это возможно.


Как в умении расслабляться проявляются свойства сознания?


В умении расслабляться проявляется факт существования зависимости динамических характеристик сознания от Я-усилий.


Может ли быть у человека постоянный объем внимания и сознания?


Нет - это динамические проявления живой жизни.



Проверять, контролировать, следить, наблюдать, смотреть. Какие качества внимания отличают эти действия друг от друга?


Проверять, контролировать, следить, наблюдать, смотреть. Это действия человека, связанные с различным содержанием Я-усилий.

Проверять - сопоставлять с образцом.

383

 

Контролировать - сопоставлять с замыслом.

Следить - соответствовать изменениям предмета.

Наблюдать - выделять свойства предмета с опорой на свою гипотезу о их существовании.

Смотреть - проявлять данные качества воспринимающей системы.


Когда человек говорит, что ему трудно оторваться от книги, какие свойства внимания он проявляет?


Свойства послепроизвольного внимания, которые способствуют фиксации качеств Я и тем самым дают возможность им проявиться.


Что происходит с вниманием человека, когда его монологическую речь перебивают?


Когда мешают осуществлению монолога, происходит переключение внимания на другой предмет.


- Учу-учу, а ничего не помню.

На какие свойства своей психической реальности жалуется этот человек?


В этой жалобе проявляется факт существования относительной независимости друг от друга различных качеств психической реальности.



- Если не запишу, то обязательно забуду. О каких свойствах своей психической реальности говорит этот человек?


О возможности проявления одного и того же качества психической реальности в разной форме.



Почему возможна ситуация, когда человеку только напоминают часть информации, а остальную часть он вспоминает сам.


Психическая реальность обладает свойством сворачиваться и разворачиваться в том пространстве, где она существует.


- Мне в незнакомом городе лица людей часто кажутся знакомыми

О каких свойствах психической реальности это самонаблюдение?


О спонтанной способности к обобщению.



384


Все время делаю одни и те же ошибки, когда печатаю.

О каких особенностях психической реальности говорит это самонаблюдение?


Существуют разные уровни осознания действия и требуются Я-усилия, чтобы осуществить переход от одного уровня на другой.




Всём известен такой факт: если о чем - то не надо думать, если это прямо запрещено, то обязательно об этом и думается.

Какие свойства психической реальности при этом проявляются?


Инерция сознания как данности относительно независимой от Я-усилий.





- Я на всю жизнь запомнил платье, которое было на ней в нашу первую встречу.

Почему возможен такой психологический факт?

Человек уверен, что он правильно помнит цвет предмета - желтый. На самом деле цвет предмета был синим.

С каким психологическим феноменом это связано?


Это свойство эмоциональной непроизвольной образной памяти. Да, это возможно через создание послеобраза.











Можно ли точно узнать, что видит человек? "


Думаю, что нет.


Когда и почему слово может выполнить роль вешалки в психической реальности человека?


Когда это слово - миф.


385


- Если я не понимаю, я запоминаю.


Возможно ли такое явление?

Да, существует механическая память.


- Если я не понимаю, я не могу запомнить.

Возможен ли такой факт?


Нет, это преувеличение роли Я собственной психической реальности.



Почему человек забывает содержание сновидений?


Существует механизм вытеснения, это проявление его роли.


Почему у всех народов в сказках есть образы великанов и лилипутов, красавиц и чудовищ? С какими свойствами воображения это связано?


Образы воображения строятся по определенным правилам, отражающим закономерности строения самой психической реальности. Ее идентичность у разных народов подтверждается, в частности, и этим фактом.


Чем содержательно отличаются свойства психической реальности, отраженные в следующих высказываниях:

  • Я и вообразить себе этого не мог.
  • Я и подумать об этом не мог.
  • Я и представить себе этого не мог.

Вообразить, представить, подумать - это глаголы, которые показывают существование в психической реальности человека различных проявлений активности Я. Их можно рассматривать как качества Я-усилий, определяемые свойствами психической реальности, на которые они направлены, соответственно они отличаются и результатами этих усилий.




В психологии исследуют творческое воображение и творчество. Есть ли в этих явлениях сходство и различие?


Творческое воображение - один из видов творчества. Творчество - способность человека создавать продукты не существующие в природе. Образы творческого воображения - один из видов этих продуктов.

386


В психологии есть представление о спящем сознании, о фантомном сознании, о пустом сознании. Это метафоры или за ними стоит реальность жизни сознания?


Это не метафоры, они отражают существование разных видов активности, присущих сознанию как проявлению психической реальности человека.



Какое сознание и почему можно назвать живым?


Думаю, что живым можно назвать сознание, где осуществляется формообразование за счет Я-усилий человека.


Может ли сознание быть мертвым?


Сознание может быть мертвым, если в нем нет или остановлены процессы формообразования.


Феномен психологической смерти достаточно широко обсуждается в психологии. Какие его основные характеристики?


Психологическая смерть феноменологически выглядит как страх перед жизнью, как отсутствие возможности осуществлять Я-усилия.


Можно ли научиться воображать?


Воображение - одна из форм проявления жизни сознания. Как и всякая форма, оно имеет момент определенности, позволяющий транслировать его в пространстве и во времени, а значив делать отчужденным от непосредственного источника возникновения. Можно выделить эту форму и соответствовать ей, т.е. учиться воображению.


Что общего у образа бабы-Яги и Снегурочки?


Это - образы воображения, т.е. продукты Я-усилий человека по преобразованию своей психической реальности.


Как узнать, существует ли Дед Мороз?


Может быть, надо узнать, как он устроен?

387


Почему существует такое суждение, что герои сказок не умирают. Какие психологические особенности человека способствуют их бессмертию?


Герои сказок - архетипичны, т.е. содержат коллективное бессознательное, которое с необходимостью индивидуализируется каждым человеком. Пока есть люди, им это будет необходимо. Такая идея присутствует в психологии.


Как вы думаете, почему в истории человечества образ смерти трансформировался - еще в средние века ее изображали прекрасной девушкой, а наши современники чаще всего изображают ее как старуху с косой?


Образ смерти изменился, так как она стала медикаментозно опосредованной.





Может ли быть человек без воображения?


Да.


Когда о человеке говорят, что у него бедное воображение, о чем идет речь?


О свойствах Я-усилий человека по преобразованию психологической реальности.


Почему разные предметы называют одним и тем же словом, например, ручка, почка, строчка и т.п.?


Это проявление относительности как принципа организации сознания.



Можно ли назвать корову чернильницей?


Можно, только надо обосновать для других и для себя необходимость этого переименования.


Какую психологическую функцию выполняют сувениры?


Сувениры - форма опосредования процесса запоминания и воспроизведения.


Какую психологическую функцию выполняют талисманы?


Талисман позволяет сохранить в пространстве и во времени присутствие другого человека как его отношение, как его воздействие.

388

 

Талисман - это превращенная форма идентификации.


Почему проблему человеческого понимания можно считать одной из вечных проблем?


Понимание - это соответствие жизни, а она, если есть, постоянно меняется, отчасти поэтому понимание не может быть полным.


Почему у слов есть синонимы?


Существование слов-синонимов показывает, что сознание не является однородным, гомогенным образованием.


Что происходит с человеком, когда он говорит о том, что понимает, а сказать не может?


Понимание как соответствие жизни не обязательно осуществляется сознательно, оно может протекать на любом уровне глубины психической реальности.


Люди говорят: "Это и без слов понятно "О каких свойствах психической реальности идет речь?


Человек может переживать присутствие предмета на разных уровнях психической реальности.


Как можно понять слова: "Прошли часы"? Предложите варианты, объясните их происхождение.


Эти слова можно понимать буквально, в прямом и в переносном смысле. Все способы понимания связаны с построением различных контекстов и введением подтекста. Это все проявление Я-усилий по организации сознания.


Можно ли выразительно читать текст и не понимать его?


Нельзя. Чтение без осмысления, т.е. без понимания подтекста и воссоздания контекста, - это механическое воспроизведение знаков.


Почему в письменном тексте трудно передать все оттенки интонации?


Интонация - это подтекст, отражение смысла, который по своим проявлениям не может быть фиксированным в завершенной форме словесного знака.

389


Какое качество психической реальности представлено в слове "гениальный"?


Слово гениальный позволяет зафиксировать существование уникальных качеств психической реальности человека, связанных с созданием продуктов на основе Я-усилий.


Бывает ли непродуктивное мышление?


Нет.


Мышление и интеллект - это синонимы?


Мышление и интеллект - это близкие по значению слова, но не синонимы. Мышление предполагает поиск новых свойств в предметах действительности, тогда как интеллект - это способность решать задачи, среди которых могут быть и задачи, где не надо находить новые свойства предметов. Можно говорить, что интеллект есть и у компьютера, который решает задачи.


Что происходит, когда человек формулирует для себя задачу?


Формулировка задачи - важная интеллектуальная процедура, так как она позволяет отделить в сознании человека известные и неизвестные качества предмета и обозначить их.


Возможно ли такое положение дел: "Поменьше говори, а побольше думай"?


Да, в речи человека могут присутствовать пустые слова.


Можно ли узнать, что и как человек думает?


При современном уровне развития психологии как науки это сделать очень сложно.


Есть ли различие в мышлении философа и математика, например?


Думаю, что существенных различий нет.

390


Чему учат человека, когда его учат профессии?


Профессия - это способы мышления о конкретном предмете как целостности.


Когда человека чему-то трудно научить, то говорят, что это из области искусства. Какие качества психической реальности проявляются в этой области?


Искусство начинается там, где создается целостность предмета и самого Я Я-усилиями человека. В этом проявляется индивидуальность его Я как данности психической реальности во всей полноте качеств.


Бывает, что человека упрекают: "О чем ты раньше думал?" В каких ситуациях и почему возможен такой упрек?


Этот упрек показывает, что существуют ситуации, блокирующие проявление некоторых качеств Я. Думаю, что это еще одно доказательство неоднородности и взаимозависимости качеств психической реальности.


Человек говорит: "Я не думал, я просто увидел решение этой задачи". О каких свойствах психической реальности идет речь?


В этом суждении отражается существование спонтанной активности сознания.



- Мне музыка помогает думать.

Насколько достоверно такое суждение?


Это может быть достоверным фактом, так как музыка воздействует как на содержание сознания, так и на степень проявленности качеств Я.


Почему людей иногда пугает перспектива стать творческой личностью?


Люди испытывают страх перед необходимостью творчества, так как известно, что это связано с напряжением.


Почему люди обижаются, если другие называют их дураком, а сами о себе это могут сказать вслух и во внутренней речи?


Оценка интеллектуальных возможностей человека другими людьми может быть значима для построения отношений, тогда как самооценка и самоотношение

391

 

могут не соответствовать друг другу. Так могут не соответствовать форма и содержание в сознании человека.


Есть ли предел у разума?


Если вопрос уточнить и спрашивать о пределе человеческого разума, то на сегодня о нем можно говорить.


Что человек делает, когда он совершает открытие?


Устанавливает закономерности или законы существования какой-нибудь предметной целостности.


Когда человек говорит, что его озарило, что в это время с ним произошло?


Озарение или инсайт - это ситуация целостного видения предмета во всей полноте его свойств.


Почему говорят о настоящем творчестве? Что подчеркивается таким образом?


Настоящее творчество - это Я-усилия по созданию продукта, который можно рассматривать как превращенную форму сознания. Это создание человеком формы своего собственного сознания.


Есть ли критерии, по которым можно отличить творческое решение задачи от нетворческого?


Думаю, что их лучше всего искать в переживаниях человека по поводу решения им интеллектуальных задач. Творческое решение приносит радость, а нетворческое - усталость.


Что не понимает человек, когда он не понимает как решать задачу?


Чаще всего это связано с тем, что человек не может определить и зафиксировать свою интеллектуальную позицию к предмету как к целостности, еще об этом говорят, что он его не видит.


Когда 2 × 2 = 4 становится задачей?


Когда угодно, возможно, сейчас, потому что можно задать множество вопросов о содержании этого равенства.

392


Является ли задачей следующее суждение: "Был воробей и улетел. Где сейчас воробей?"


Да. Основной признак задачи - фиксированная неизвестность. Она здесь есть.


Являются ли синонимами слова "задача" и "проблема"?


Слова задача и проблема могут быть синонимами, а могут и не быть ими. В этом проявляется существование контекста и его влияние на смыслообразование, на порождение высказывания в его конкретной форме.


Может ли человек, решая задачу, определить, делает ли он это верно?


Иногда говорят, что об этом сообщает человеку его собственная интуиция. С ее помощью можно фиксировать существование вне текстовых целостностей в смысловом поле. Это более надежно, чем доверять тому, кто утверждает: "Верной дорогой идете, товарищи".


Возможна ли такая ситуация: все считают, что задача не имеет решения, а один человек уверен, что найдет решение и упорно ищет его?


Да, может и, думаю, такая ситуация необходима для поиска истины.



Почему большинство людей не могут решить эту задачу: выложить из шести спичек четыре равносторонних треугольника?


Зависимость позиции для осуществления Я-усилий от существующих целостных образов, позволяющих фиксировать ее в пространстве и во времени. В данном случае - это образ плоскостного треугольника.


Почему большинство людей неверно решают задачу в такой ситуации - человека спрашивают: "Сколько пальцев на двух руках?" и показывают


В этой задаче создается ситуация, когда надо осуществлять рефлексию на процесс ее решения. Рефлексия - это Я-усилия по сохранению своей целостности. Говоря иначе, это особая активность,

393

ему две руки с десятью пальцами. Человек отвечает: "Десять". Тогда спрашивающий убирает свои руки и спрашивает: "Сколько пальцев на пятидесяти руках?". Обычный ответ: "500". Почему возникает такой ответ?

позволяющая человеку проявлять и удерживать целостность своего Я в пространстве и во времени. Она требует напряжения, организации, от которых человека избавляет следование за преобразованиями предмета, который ведет его активность, определяет ее, можно сказать, что избавляет он необходимости усилий по идентификации собственного Я. Кстати, если человеку показать, в чем причина его ошибки, то он может получить хорошую возможность пережить необходимость идентификации и рефлексии.


Почему большинство людей одинаково продолжают предложение "Я знаю, что все динозавры..."?

Надеюсь, что вам, читатель, не захотелось продолжить его словом "вымерли".


Надеюсь, что вы проявили индивидуальность вашего Я, т.е. осуществили Я-усилие и ваши динозавры сделали что-то другое, а не вымерли.




В городе проложили дорожку, но большинство людей не идет по ней, а протаптывает путь по газону. Почему?


Это ситуация, позволяющая наглядно показать существование живого и не очень живого сознания.



Почему люди делают ошибки в задачах типа: "Что тяжелее 1 кг пуха или 1 кг железа?"


В этих задачах можно наблюдать явление, которое называют магией чисел. Они как знаки приобретают особую роль в сознании человека, заменяя своим существованием активность человека по организации его Я-усилий.


Думает ли человек о том, что он думает, когда он думает?


Да, интеллектуальное напряжение имеет специфическое содержание, которое отражается в сознании.

394


Можно ли и как подарить идею другому человеку?


Это возможно в том случае, если в идее есть отражение некоторой целостности, такая идея может быть воспринята другими людьми и при необходимости использована.


Иногда люди говорят о процессе решения задачи: "Внутренний голос говорил мне, что я на верном, пути". О чем идет речь?


Внутренний голос - это отражение диалогичности (полифоничности) сознания как уровневого образования психической реальности.


Что такое спор? Рождается ли в нем истина?


Спор может быть разным, в том числе схоластическим. В нем могут родиться только новые отношения между людьми. Сомневаюсь, что именно в споре рождается истина. Это дело интеллектуальных усилий одного человека. Спор позволяет проявить и прояснить различные интеллектуальные позиции и тем самым зафиксировать предмет спора как целостность. Ради этого стоит спорить.


Чем отличается истинная правда от истины? Почему этими понятиями не пользуются в психологии?


Истинная правда - это интеллектуальная позиция одного человека или группы, которая фиксирует наличие личных переживаний, связанных с ее получением. Истина - безлична, она - суть бытия, познанная человеком и цена этого познания - жизнь. Этими понятиями не пользуются в психологии, так как избегают ориентации на аксиологический, ценностный аспект этих понятий. Возможно, этим обедняется предмет психологии как науки, так как в жизни людей очень много определяется существованием этих реальностей как идей, организующих структуру сознания. Чего, например, стоят

395

 

идеи - истинная правда - о происхождении человека и его психики?


При решении задачи может возникнуть ситуация "дурной бесконечности". О каких свойствах психической реальности она говорит, что это за ситуация?


Дурная бесконечность при решении познавательных задач проявляется как возможность постановки вопросов о смысле любого преобразования, связанного с ее решением: "А почему именно так? ". Найти предел обоснованности, значит, решить познавательную задачу.


Надо ли человеку создавать специальные условия для мышления?


Да, нужно определить свою интеллектуальную позицию как систему координат, в которой будет рассматриваться - мыслиться - целостный предмет.


Существует суждение: "Бежать впереди паровоза". О каких свойствах психической реальности говорится в нем?


Это о возможности опережения своего исторического времени, о возможности несоответствия качеств Я-усилий реальным условиям. Это об активности сознания и ее возможном варианте.


Психологи часто говорят и пишут о сложности принятия решения. Чем вызваны эти сложности?


Сложности принятия решения чаще всего связаны с необходимостью преодоления зависимости от потенциальной многозначности условий существования предмета как целостности.


Может ли быть так: логически задача решена верно, а психологически - неправильно?


В условиях формальной логики это бывает частой ошибкой мышления о свойствах психического, когда надо учитывать существование такой его особенности, как порождение новых качеств.


Существует ли мужская логика? Как доказать?


Современными математическими методами можно доказать любую гипотезу об этом.

396


Существует ли женская логика? Как доказать?


См. предыдущий ответ.


Как проявляется детская непосредственность восприятия?


Детская непосредственность восприятия проявляется, в частности, в том, что ребенок может видеть раздетого короля голым, ему не мешают в этом сенсорные эталоны и социальные нормы.


Как узнать, что у человека сильная интуиция?


Обычно это проверяют по результатам осуществившегося предвидения.


Почему человек, решив интеллектуальную задачу, может сильно радоваться - прыгать, скакать, хохотать и т.п.?


Это может быть вызвано неожиданностью результата, так как в интеллектуальной деятельности всегда есть некоторая степень риска.


Почему, решив интеллектуальную задачу, человек может заплакать?


Снятие интеллектуального напряжения может привести и к таким результатам.


Чем может быть вызвано интеллектуальное напряжение как проявление свойств психической реальности?


Думаю, что неопределенностью.




Что такое интеллектуальная беспомощность? Может ли человек сам с ней справиться?


Интеллектуальная беспомощность может быть вызвана недостатком информации, тогда она преодолима. Она также может быть вызвана отсутствием опыта интеллектуальной деятельности или отсутствием интеллектуальных задач. Опыт человек может приобрести, в принципе может научиться формулировать и интеллектуальные задачи, но для этого ему нужен учитель.

397

 

Интеллектуальная беспомощность может быть вызвана стрессом или сознательным отказом человека от интеллектуальных усилий. Переживание, вызванное стрессом, закончится, и интеллектуальная компетентность человека восстановится. В случае же сознательного отказа от интеллектуальных усилий человек может при желании восстановить свою интеллектуальную компетентность, однако в психической реальности существует механизм самообоснования, и следствием его работы в этой ситуации может стать возрастающая интеллектуальная беспомощность, проявляющаяся как качество.


Известно, что некоторые великие открытия были сделаны их авторами во сне. Так, все знают о том, что Д.И. Менделеев открыл свою знаменитую таблицу во сне. Когда, как и почему возможны во сне такие события?


Считается, что это возможно как следствие длительного сознательного интеллектуального напряжения, связанного с накоплением и переработкой большого количества информации, что способствовало созданию целостного (выделению закономерности) предмета. Это подтверждает существование разных уровней организации психической реальности и преемственность функций, которые реализуются на каждом уровне.


Существует ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. На какие особенности психической реальности она может опираться?


ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - основывается на возможности организации Я-усилий и осуществлении их в пространстве и времени.


В психологии говорят о гибкости мышления. Как проявляется это


Гибкость мышления проявляется в возможности занимать и осуществлять разные интеллектуальные

398

качество, может ли сам человек знать о его существовании?

позиции по отношению к предмету мышления. Человек знает о ней как о возможности посмотреть на предмет другими глазами, под другим углом зрения подойти к предмету с другой меркой и т.п.


Существует такая характеристика мышления как глубина. Знает ли человек сам об этом свойстве своего мышления?


Глубина мышления - это характеристика содержания обобщения, тех свойств предмета, на основе которых строится обобщение. Обычно она осознается незначительно, только в специальных условиях, где надо выделить содержание понятия.


Что такое объем понятия? Осознает ли его человек, когда пользуется понятием?


Объем своих житейских понятий человек обычно начинает осознавать только при использовании их для решения специальных интеллектуальных задач, ориентированных на осознание объема понятий. Объем научных понятий требует специальной работы по построению их объема.


Как и почему взаимодействуют понятия в мышлении человека?


В мышлении человека понятия могут взаимодействовать по нескольким основаниям - они отражают бытие, они - формы единого бытия, они созданы интеллектуальными усилиями человека, они присутствуют в живом сознании, где идут процессы формообразования.


Почему не у всех людей развивается остроумие?


Остроумие как проявление чувства юмора человека, естественно, не может быть одинаковым у всех людей уже потому, что различия в сензитивности очень существенны.

399


Что такое банальность? Какие свойства психической реальности проявляются в этом качестве?


Очевидность или банальность - это характеристика ценности информации, которой пользуется человек, в глазах других людей. Ее существование показывает, что самооценка интеллектуальной продукции и оценка ее другими могут не совпадать.


Думает ли человек, когда он задувает свечи на торте в день своего рождения? Как это узнать?


Основываясь на механизме проекции, можно сформулировать гипотезы о том, что и как думает человек и проверить их одним из научных методов. В действительности, как показывает практика, люди редко думают. В психической реальности есть множество других возможностей для организации поведения.


Можно ли узнать, что думает человек, глядя на витрину продовольственного магазина?


Это ситуация возможной интерпретации поведения другого человека, она может быть решена в русле житейской или научной психологии. В зависимости от того, как она будет решаться, варианты ответов могут быть разные.


Можно ли узнать, что думает человек, которого в чистом поле застал внезапно летний дождь?


Можно с достаточно большой степенью вероятности предположить содержание интеллектуальной деятельности человека, если будем знать содержание его жизненных задач в этот момент.


Когда и почему человеку не надо думать?


Когда за него это делают другие, лишая его интеллектуальных Я-усилий. К сожалению, очень распространенная ситуация.


Можно ли и почему запретить себе (и другим) не думать о чем-то или о ком-то?


Да, можно. Существует механизм вытеснения, и он может работать на решение этой задачи.

400


Верно ли суждение: "Весной все женщины думают о новых нарядах"?


Это суждение не может считаться верным, так как оно основано на неполном обобщении. "Все женщины" - не может считаться полным обобщением.


Если человек говорит о том, что теперь он думает иначе, значит ли это, что он исправил ошибки мышления?


Нет, он может поменять интеллектуальную позицию, но сохранить средства и способы мышления о предмете прежними.


Человек говорит о том, что он хочет думать об этом, но не может. Какие свойства психической реальности он описывает?


Да, желание думать и возможность это делать могут не совпадать, так как они отражают разные, относительно независимые качества психической реальности. Существование такой ситуации позволяет говорить об интегрирующей роли Я-усилий для организации психической реальности.


Могут ли за человека думать другие люди?


Да, человек может пользоваться продуктами интеллектуальной деятельности других людей.


Есть ли различие в том, что человек делает, когда он думает и мыслит?


Можно попробовать найти различие в том, что думать надо над уже сформулированной задачей, а в мышлении интеллектуальную задачу надо формулировать самому.


Почему люди для выражения своих мыслей прибегают к пословицам и поговоркам - ведь это чужие слова?


Это одна из форм ухода от ответственности за продукты интеллектуальной деятельности.


Этологи, изучавшие поведение животных, установили, что у многих животных есть позы покорности. Возможно ли такое поведение у человека?


Да, есть формы символического выражения отношений.


401

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.