Глава 1

СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И КАК ИХ УЗНАЮТ ЛЮДИ

Перед вами пять фигур. Если перед взрослым здоровым человеком поставить задачу раскрасить эти фигуры, какую из них он, скорее всего, сделает красной? Почему?

Выберут скорее всего первую фигуру для окрашивания в красный цвет, так как ее изображение ближе всего к реальным свойствам замещаемого объекта- сердца, которое имеет относительно устойчивый цвет. В отношении к процессу замещения реального предмета его изображением проявляется универсальная характеристика психической реальности - ее знаковость. Создание и применение знаков требует от человека осуществления Я-усилий по удержанию отношения к предмету и знаку, по расположению этого отношения в своем психологическом пространстве и сохранению его во времени своей жизни. С использованием знаков активность человека становится опосредованной ими, т.е. зависит уже от свойств этих знаков, которые создаются самим человеком или он использует знаки, созданные другими людьми. В вопросе при выборе цвета для фигуры у человека большая возможность создать

293

 

свой знак при выборе для них любого из цветов и обосновав для себя этот выбор. Создавая знак, человек обосновывает его свойства и необходимость существования для самого себя (или для других) и выполняет действие замещения реального предмета знаком.


Можно ли ответить на первый вопрос с высокой степенью точности? Почему?


Выполнение первого задания многими людьми позволяет увидеть повторяющиеся особенности их поведения, что дает основания предполагать существование закономерностей, а значит, возможность найти, описать и объяснить эти закономерности. Этим занимается наука.


Чем отличается правда от истины?


Когда пытаешься ответить на этот вопрос, то с необходимостью выходишь на вечную проблему - проблему объекта и субъекта. Это возможность увидеть их существование, их связь, взаимозависимость и взаимообусловленность. Обсуждать вопрос о том, чем они отличаются, значит попытаться показать качества живой психической реальности, которая может сама себя порождать в разных формах, в том числе в форме предмета - объекта. Это называется отчуждение. Живая психическая реальность может превратиться в свою противоположность - стать мертвой и приобрести объектные качества, а именно - неспособность к порождению новых форм, стабильность формы. Обычно пониманием отношений субъекта и объекта занимается философия, а психология

294

 

встречается с этим вопросом тогда, когда пытается рассматривать специфические человеческие феномены, к числу которых относятся свобода, духовность и ответственность. Правда - это порождение этих специфических человеческих феноменов, тогда как истина отличается абсолютностью, предельностью существования и не зависит от существования человеческих феноменов, а связана с существованием космического (природного) разума.


Может ли человек, который никогда не изучал психологию, пользоваться достоверными психологическими знаниями?


Думаю, что может, так как возможно существование знания о целостном предмете, которое может быть получено не рефлексивным, а, например, интуитивным путем.


Почему ученые, получающие научное знание, не всегда могут сами использовать его в своей личной практике?


Возможно отчуждение знания от человека, который его получил, кроме того, человек может получить знание, которое отражает частичные свойства психической жизни, а не ее как целостность, поэтому это знание окажется безжизненным, схоластическим, формальным.


Как найти отличие научного психологического знания от бытового?


Науку можно понимать как особую активность человека, которую можно рассматривать как мышление о мышлении. Эта деятельность в качестве важнейшей характеристики имеет рефлексивность, это значит, что человек хочет, может и умеет задавать вопрос о том, что он делает, как он делает и почему он это делает и умеет отвечать на эти вопросы. При этом вопрос: "Что делает?", мне думается, должен

295

 

быть ориентирован на ответ: "Ищу истину". В бытовом психологическом знании процедура его поиска может не рефлексироваться, это знание человек получает как данность, как факт, который отражает в себе истину (или правду).


Чем отличается научное психологическое знание от философского?


Психология родилась как часть философии, что вполне естественно, так как психология изучает переживания человека, их содержание, возникновение, динамику, а философия, стремясь выделить самые общие закономерности жизни человека, позволяет увидеть их конкретизацию в переживаниях как людей, так и одного человека. Философия и психология как две науки взаимно обусловливают друг друга тем, что опыт переживаний одного человека может помочь ему открыть универсальные законы человеческой жизни и тем самым обогатить философию. Философское же знание позволяет людям понимать, интерпретировать свои переживания и переживания других людей, позволяет выстраивать идеальные модели, необходимые для обоснования взаимодействия людей и для обоснования жизни конкретного человека. В этом смысле можно сказать, что каждый человек, выстраивая идеальные модели своей жизни, является бытовым философом, а проживая свою жизнь, переживая ее является бытовым психологом. Кроме того, психология и философия могут стать профессиональными видами деятельности, тогда о них говорят как о науках или о практической деятельности.

296


Почему не всех писателей называют психологами?


Это естественно, так как писатель может не анализировать свойства психической реальности, темой его текстов будут другие предметы, другие виды реальностей, хотя его собственная психическая реальность будет представлена в текстах в виде их структуры как позиция автора.


Можно ли описать границы предмета психологии как науки?


Мне ближе идея о том, что сделать это практически невозможно, так как у этого предмета, - предмета психологии как науки, - границы меняются вместе с изменением всех переменных человеческого сознания в историческом времени. Можно зафиксировать их в конкретное историческое время с помощью тех научных понятий, которые конституируют науку именно в это время.


Кто может определить, научным ли является то или иное знание о человеке?


Реально - никто, формально это делают научные сообщества. Это продолжение вопроса о правде и истине.


Что такое предмет? Почему важно знать предмет науки?


Предмет отличается важнейшими свойствами - постоянством, оно задается функциональными качествами предмета, которых может быть бесконечно много, но среди них будет одно (или несколько), которые определяют жизнь этого предмета как целостности. Их надо знать, чтобы использовать предмет в соответствии с этими качествами. В отношении наук это всегда сложно сделать, так как их предмет - идеальное образование, которое обосновывается фактом

297

 

существования другого идеального образования - рефлексивного мышления. Ученые всегда осуществляют специальные интеллектуальные усилия, чтобы выделять и сохранять предмет науки как проявление относительной независимости и взаимосвязи всех природных образований, к числу которых относится и психическая реальность человека. Кроме того, предмет имеет границы, на которых (при взаимодействии с другими предметами) рождаются новые качества, которые отражают жизнь этого предмета и взаимодействующих с ним. Это позволяет ориентировать усилия по изучению закономерных, функциональных свойств предмета.


Могут пи получить научные психологические знания люди, которые работают в других науках?


Да могут, если они имеют дело с качествами психической реальности. Учитывая существование универсальных истин, которые обеспечивают жизнь человеческого познания, познающий человек может встретиться с ними через использование своей психической реальности как инструмента познания.


Что объединяет психологию как науку с другими научными дисциплинами?


Психология стала одной из наук, когда появились первые попытки определить ее предмет как целостность. С этого момента в ней возникают и другие вопросы, которые есть в любой науке - вопросы о критериях истины, о методах, о средствах и способах познания, о фактах и закономерностях, методиках и теориях, - всех рефлексивных составляющих любой науки.

298


Почему в психологии, как и в других науках, существует методология?


Любая наука ищет основания для обоснования целостности своего предмета - так появляется методология. Методология - это и есть основание для обоснования.


Кто и как определяет методологию в психологии?


В каждый момент исторического существования науки в обществе в виде идеологи и транслируется идея - концепция человека, которая определяет методологию науки. Идея человека может персонифицироваться, воплощаться в вожде народных масс, в программных документах правящей партии или содержании государственной религии. Наука в выборе методологии зависима от государственных институтов, так как является государственным явлением. В этом трагизм науки, которая осознает существование истины и правды и их зависимость от идеологии, которая может существенно влиять на индивидуальную судьбу каждого ученого, вплоть до разрушения основ его интеллектуальной жизни.


Что такое методологические принципы и почему их важно знать?


Методологические принципы - это основания для построения предмета науки, их можно сравнить с основанием фундамента здания. Они представляют собой интеллектуальные правила - это один из вариантов рационального познания, который надо знать, если использовать научное знание или получать его.


Может ли быть в психологии как в науке такая ситуация: один ученый прав, а большинство ученых заблуждается?


Может существовать истина, полученная одним человеком, поэтому в науке всегда существует напряжение в отношениях между научными школами и

299

 

отдельными людьми, связанное с определением степени истинности знания и способов его получения. Есть разные способы получения знания и может сложиться такая ситуация, что один человек открывает новый способ получения истинного знания, а другие люди им еще не владеют. В интересах существования науки, люди науки должны встречаться и обмениваться информацией.


Существует ли социальный заказ на психологическое знание?


Если в обществе есть фиксированная идеология (чаще всего это тоталитарное общество), то может существовать выраженный социальный заказ на научное психологическое знание. Наука, по условиям ее существования в обществе, должна будет обслуживать идеологию, которая гарантирует, в свою очередь, существование науки. Естественно, что в этих условиях вопросы об истине научного знания задавать не приходится, научное знание подменяется оправданием идеологии, превращается в информацию тождественную идеологии. Предмет науки о человеке исчезает, эта же участь ждет и науку. В обществе, где нет фиксированной идеологии, отношения науки и других сфер жизни определяются теми задачами, которые связаны с получением и использованием научной информации, в свою очередь, получаемая научная информация, позволяет формулировать и решать адекватные ей жизненные задачи как общества, так и отдельного человека. В любой ситуации получение и использование научного знания - это решение вечного вопроса об истине и правде.

300


Что такое "управление", "манипулирование", "формирование"? Как эти процессы связаны с существованием научного знания?


Три процесса - управление, манипулирование, формирование - отличаются содержанием отношений людей, которые в них участвуют. При управлении отношения управляющего - управляемого определяются возможностью соответствия их свойств друг другу, можно сказать, что управляющий понимает управляемого, а тот в свою очередь понимает его. При манипулировании управляющий ведет управляемого, не ориентируясь на его свойства, а опираясь только на свои интересы. Можно сказать, что он не стремится к взаимопониманию. При формировании один из участников этого процесса целиком определяет активность другого, задает ее формы и содержание, его понимание определяет существование отношений. Содержание этих процессов и их наличие в человеческих отношениях людей науки влияет на определение приоритетов в науке, на осознание ее целей и задач, на оформление предмета самой науки.


Гарантирует ли научное психологическое знание человеку, который его использует, личное счастье?


Если понимать гарантию как чувство безопасности, то оно возникает естественно при использовании истинного знания. Мне думается, что истинное знание и стремление к нему одна из составляющих личного счастья человека.


Почему в психологии как науке часто обсуждаются проблемы методологического кризиса?


Методологический кризис в психологии - это ситуация, в которой отражается изменение концепции человека как культурного

301

 

образования, определяющего отношение к обоснованию мышления людей науки.


Кто отвечает в психологии как науке за истинность полученных знаний?


За истинность получаемых знаний в науке отвечает ученый, это ответственность, цена которой может быть равна его жизни.


Можно ли проводить эксперименты, изучая психическую реальность человека?


Психологи часто шутят, что давно пора поставить памятник студенту, так как его участие в психологических экспериментах - основа получения экспериментального психологического знания. Участие студентов, как и любых категорий людей, в экспериментах добровольное. Эксперимент - это всегда ситуация, связанная с неопределенностью, хотя при его подготовке обязательно существует, обоснованная с большей или меньшей точностью, гипотеза о возможных результатах. Эксперимент - это ситуация, которая предполагает фиксацию отношений между известными и неизвестными свойствами изучаемого предмета в контролируемых условиях их появления. Экспериментатор оказывает воздействие на условия жизни изучаемого предмета, ограничивая условия существования его качеств. Необходимость такого ограничения - главное условие экспериментирования, поэтому в психологии и существует проблема этики экспериментирования, которая регулирует меру ограничения условий жизни изучаемого предмета (психической реальности человека или животного) . В критических условия, когда воздействие может угрожать жизни, ученые часто проводят

302

 

эксперименты на себе, как, например, делал С. Горф, изучая воздействие препарата ЛСД.


Чем отличается включенное наблюдение от слежки за человеком?


Слежка - это работа полиции или милиции, суть ее в фиксации действий человека. Можно сказать, что это попытка ответить на вопрос: "Что человек делает"? Включенное наблюдение - это метод исследования, т.е. способ получения истинного научного знания, суть которого состоит в том, что исследователь, имея обоснованную гипотезу, живет в естественных условиях изучаемого предмета вместе с ним одной жизнью, в этом совместном времени и пространстве, не нарушая его, исследователь фиксирует все факты жизни, которые соответствуют или не соответствуют его гипотезе. Можно сказать, что он отвечает на вопрос: "Есть ли в жизни то, что есть в моей гипотезе о ней?" Включенное наблюдение требует подготовки и организации - это вид работы ученого-исследователя.


Кто и как осуществляет социальный контроль за исследованиями в психологии?


Контроль за содержанием научных исследований осуществляет научное сообщество через свою открытость. Наличие публичных защит научных работ, их независимое рецензирование, а также открытые научные публикации, дискуссии, конференции и семинары - это формы социального контроля.


Каким воздействиям могут подвергаться добровольцы психологических исследований и почему?


Добровольцы в психологических исследованиях должны знать все условия эксперимента и сами принимать решение об участии в нем. Ради истины люди бывают

303

 

готовы пожертвовать даже жизнью, но это - судьба ученого, думаю, что ее лучше не перекладывать на других людей, даже если они готовы идти на риск. Истина - одно из предельных понятий в сознании человека, она обосновывается только жизнью или смертью.


Можно ли считать достоверными данные исследований, которые психолог получил в исследовании себя, своих близких и друзей?


Психологи, как люди, а не как люди науки, присутствуют в ней во всех проявлениях научного знания. Это еще называется личностным фактором, который надо тщательно контролировать при проведении экспериментов, чтобы он не повлиял на их результаты. Оценки, пристрастия, настроение, чувства и эмоции входят в естественную ткань сознания ученого-исследователя, можно только обсуждать вопрос о том, как они влияют на содержание его научного мышления. Естественные чувства, которые у него есть к себе и близким людям, будут входить в содержание мышления о них, но рефлексивное мышление позволяет контролировать присутствие этих составляющих в его содержании, что повышает степень достоверности, доступную научному исследованию. В принципе, если исследователь осуществляет все процедуры научного мышления, он может получать достоверные данные в исследовании себя, своих близких и друзей.


Может ли психолог, занимающийся наукой, сформировать у своих детей психику?


У психической реальности есть качества, которые можно рассматривать как данность, как априорность. Одно из таких

304

 

качеств - чувствительность или сензитивность. Воздействовать на него, так же как и на другие качества данности, можно только в определенных пределах. Качества данности определяют многие свойства психической реальности, поэтому вопрос о формировании психики естественно связан с проблемами ее познания. Сегодня, на современном уровне научных знаний о законах существования психической реальности, не представляется возможным такое обоснованное воздействие на качества психической реальности, которое бы исключало представление о ее данности. Поэтому утвердительного ответа на вопрос о формировании психики через использование научного знания о ней нет.


Будут ли отличаться результаты исследования одного и того же факта, если они получены разными методами?


Метод исследования - это способ мышления, который имеет свои ограничения как активность, организованная в пространстве и во времени. Он применяется для выявления и фиксации в предмете мышления его новых качеств, - как способ, как действие он реализуется с помощью средств, которые воздействуют на предмет мышления. Методы исследования отличаются как действия, в которых в разной форме фиксируется изучаемый предмет. Можно сказать, что психологический факт не узнать, если он получен разными методами, но он узнаваем, так как есть возможность сопоставлять эти факты в рамках целостного предмета - предмета науки.

305


Можно ли и почему сравнивать результаты выполнения одного и того же задания разными людьми?


Результаты выполнения одного и того же задания разными людьми можно сравнивать, если задание построено как тест, т.е. это задача, изложенная доступным языком, имеющая решение в условиях данной культуры, которые можно контролировать как условия эксперимента. Результаты выполнения одного и того же задания позволяют получить кривую нормального распределения, т.е. представление о средних показателях и вариантах отклонения от них. Их можно использовать как данные для интерпретации закономерностей, для формулировки гипотез о существовании этих закономерностей.


Почему существует так много разных методов изучения человека? Почему нет одного метода?


Разнообразие методов исследования психической реальности невелико - это варианты экспериментов и наблюдений как и в любой науке. Много - великое разнообразие - методик. Методика - это как деталь в относительно целостной конструкции науки, которая имеет свою постоянную функцию - получение истинного знания. "Детали" этой целостной конструкции изменяются по мере реализации функций науки. Методика - это индивидулизированный способ получения истинного знания, у методики всегда есть автор (или группа авторов) и есть их личная научная ответственность за результаты, которые получены с помощью методики. Можно сказать, что методика, как и теория, - это имя человека в науке. Разнообразие методик - это разнообразие

306

 

лиц людей науки, их интересов и интеллектуальных возможностей, которые реализуются в познании свойств психической реальности. Психическая реальность, как и любой предмет, имеет множество свойств, что позволяет потенциально любому человеку науки создавать свою методику (или методики) его изучения как целостного предмета, имеющего специфические, новые, неизвестные, с точки зрения исследователя, свойства, которые он и получает с помощью своей методики.


Можно ли говорить о том, что какой-то метод исследования лучше или хуже другого?


В современных условиях существования психологии как науки оценки методов как хороших или плохих, т.е. аксиологические оценки, не имеют смысла, так как психология - многоотраслевая наука, которая еще не может целостно описать психическую реальность, а только стремится к этому. Возможно, когда целостность психологического знания будет иной, аксиологические и этические оценки (возможно, даже эстетические оценки) методов будут постоянной интеллектуальной практикой.


Можно ли и нужно ли создавать новые методы исследования человека?


Новые методы исследования человека необходимы для развития психологии как науки. Сегодня в них большая потребность, что отмечается в методологических работах, например, как потребность в новом осмыслении предмета самой науки.


Почему вещи могут стать психологическим портретом человека?


Вещи, которые окружают человека и становятся предметами его воздействия - прямого или

307

 

косвенного, - несут в себе, как свои новые свойства, следы воздействия человека. Человеческое воздействие может быть разной силы и разной степени соответствия природным свойствам предметов и природным свойствам самого человека, поэтому итогом воздействия всегда является как изменение природного предмета, так и изменение самого человека. Это называется принципом обратной связи. Качества воздействующего человека всегда индивидуальны, данность его психической реальности, его биомеханическая ткань индивидуальны, поэтому любое воздействие, связанное с осуществлением преобразования как реализацией Я-усилий человека, имеет индивидуальное пространственно-временное и энергетическое наполнение. Вещь, ставшая частью психологического пространства человека, попавшая в преобразования, связанные с его Я-усилиями, подвергается индивидуализированному воздействию, которое практически сложно воспроизвести, как, например, нельзя воспроизвести грацию движения или пластику танца. Даже если люди используют один и тот же предмет, например, пластилин, то результат этого использования будет определяться не только и не столько свойствами пластилина, сколько свойствами Я-усилий человека, которые воплотятся в качествах этого предмета. Я человека обладает потенциальной данностью принимать любые формы, так как это формообразующая структура психической реальности, поэтому осуществление Я-усилий естественно связано

308

 

с проявлением его формообразующей данности.


Чем отличается исследуемый, испытуемый, подопытный? Чувствуют ли люди это различие?


Исследуемый, испытуемый и подопытный - это характеристика позиции, которую человек может занимать в ситуации, когда кто-то (или он сам) получает научную информацию. Исследуемый - человек, которого могут изучать независимо от его отношения к ситуации изучения, это практикуется при использовании метода наблюдения и его вариантов. Исследуемый не подвергается воздействию - его жизнь не меняется, он не ощущает присутствие исследователя. Испытуемый сам принимает решение (или за него принимают решение те, кто отвечает за его жизнь) об участии в ситуации получения научной информации и осведомлен в нужной степени о своей роли. Он понимает свою роль, осознает ее содержание, может контролировать свое поведение. Подопытный - человек, который оказался в ситуации экспериментального, т.е. рискованного, воздействия не по своей воле. Он не мог выражать свое отношение к ситуации, когда подвергался воздействию. Иногда о своей роли подопытного люди узнают в прошедшем времени, и это вызывает тяжелые переживания своей зависимости от других людей. Иногда, думаю, что чаще всего, люди не догадываются об этой своей роли. Мне бы не хотелось в ней оказаться. Вопросы этики психологического исследования каждая научная школа решает самостоятельно.

309


Чем отличается наблюдательный человек от наблюдателя?


Наблюдательный человек отличается от наблюдателя самым главным качеством - он естественно и спонтанно присутствует в ситуации, где проявляется его наблюдательность как способность целостно и одновременно конкретно-детально видеть ситуацию жизни другого человека. Наблюдатель как исследователь должен организовать свое целостное видение на основе теории, а отношение к конкретным проявлениям жизни построить на основе гипотезы, т.е. в отличие от наблюдательного человека его позиция опосредована научной теорией и гипотезой.


Является ли взгляд методом исследования?


Взгляд человека не является методом исследования, так как метод - это способ мышления, способ познавательной деятельности, которая реализуется с помощью различных средств, проявляющих качества способов как действий. Взгляд может быть одним из средств познавательной деятельности, воплощающим качество ее способов. В психологии обычно говорят о том, что мы видим то и так, что мы знаем и знаем то, что и как мы видим.


Чем отличаются данные о явлении, полученные группой наблюдателей от данных об этом же явлении, если они получены одним человеком?


Если группа наблюдателей организована в соответствии с требованиями к этому методу исследования, то их результаты будут отличаться только степенью конкретизации и тогда, если именно в этом цель создания группы наблюдателей, то их результаты будут отличаться именно этим от данных одного наблюдателя. Самое существенное отличие может

310

 

быть связано с интерпретацией и вербализацией результатов.


Когда возникает в науке необходимость смены метода исследования?


Необходимость смены метода исследования для исследователя может быть связана с потерей им предмета исследования, такое обычно бывает при общей неопределенности предмета науки. В психологии это бывало не раз, тогда говорили о ее кризисе и создавали новые методы. Именно в таких условиях были созданы экспериментальные, клинические, генетические и т.п. методы.


Должен ли психолог, получающий научное знание, владеть всеми (многими) методами своей науки?


Для получения научного знания иногда достаточно одного метода, иногда сам метод становится тем знанием, которое стимулирует развитие науки. Но, чтобы владеть предметом науки как целостностью, психологу надо знать все ее методы, надо уметь их сопоставлять и координировать при организации своей интеллектуальной деятельности.


Что делать психологу, если он, пользуясь разными методами при изучении явления, получает противоречивые результаты?


При получении противоречивых результатов разными методами психологу надо уточнить их содержание (отрефлексировать его) и соотнести с предметом науки в рамках той теории, которой он пользуется. Возможно, что противоречивость - это показатель необходимости создания нового теоретического знания или нового способа мышления. Не исключается и вариант интеллектуальной ошибки.


Что такое психологический факт?


На вопрос о том, какой факт считать фактом науки существует

311

 

множество точек зрения - столько, сколько в психологии теорий. Это естественно для современного научного знания, ориентированного на познание закономерностей явлений, которые надо получить, выделяя их единицы. Думаю, что фактом науки можно считать зафиксированные адекватными способами и средствами в пространстве и времени свойства психической реальности.


Почему в психологии есть нерешенная проблема изучения единиц психической реальности?


В психологии существует нерешенная проблема единиц изучения психической реальности. Сложность ее решения связана с существованием в науке противоречивых взглядов на существенные качества психической реальности, которые позволили бы обосновать ее закономерные проявления. Мне кажется, что идея Л.С. Выготского о переживании как единице психической реальности является одной из наиболее продуктивных на фоне множества других идей.


Знает ли сам человек о существовании структуры в своей психической реальности, т.е. о наличии устойчивых качеств?


Человек знает о существовании структуры своей психической реальности, т.е. осознает ее как наличие своих устойчивых или относительно устойчивых качеств.


Знает ли человек о существовании у него психических функций, т.е. о существовании разных качеств психической реальности и их относительной независимости?


Человек знает (осознает) и наличие у себя различных психических функций как проявление (работу) разных качеств своей психической реальности. Взрослый человек может относительно произвольно регулировать различные качества своей психической реальности.

312


Можно ли вообще изучить, понять, узнать живого, живущего человека, ведь он меняется в течение жизни?


Мне ближе идея о том, что есть предел познания, который задается временем жизни познающего и временем жизни предмета его познания как естественными границами бытия. Наука как сфера культуры, представленная живыми людьми и живыми текстами в этом смысле тоже ограничена.


Можно ли в одно мгновение узнать о человеке больше, чем за длительное время изучения разными методами?


В мгновение взгляда о человеке можно узнать много, если в этот момент возникло то впечатление, которое называют событием. Его происхождение мало изучено, но факт существования известен.


Жук полз по травинке, она согнулась под его тяжестью. Жук упал. Чем это похоже и отличается от поведения человека, который шел по доске через речку и доска под ним обломилась?


В описываемой ситуации отличий нет в том, что оба реагируют на изменение обстановки, но существенные отличия могут быть в способе реагирования - у жука выбор минимальный, у человека - значительно больше, так как жук реализует врожденные программы поведения, а у человека есть еще и индивидуально приобретенные. Ограничение программ человеческого поведения связано со свойствами его организма - так человек не может взлететь.


Говорят, что собаки похожи на своих хозяев. Правда ли это? Если "да", то чем они похожи?


Похожесть собаки и хозяина объясняется возможностью Я-усилий воплощаться в любую форму, кстати, даже в самого себя.


Говорящий попугай не редкость. Какой речью он владеет?


Говорящий попугай воспроизводит чужие слова, он их не порождает, это пустая речь, он не тратит на нее усилий по формообразованию, использует готовые формы. Остается спросить любого из нас о том, не делаем ли мы сами нечто похожее.

313


Детский вопрос: "Почему современные обезьяны не превращаются в людей?"


Современные обезьяны не являются прямыми предками человека - это одно из возможных объяснений - они такая же ветвь эволюционного процесса, как и человек, и другие живые существа. Другое представление об эволюции позволяет говорить о том, что все современные виды живых существ - это творения, совершившие воплощение замысла в той форме, в какой мы их видим. В принципе идей эволюции существует много и выбор любой из них - дело разума самого человека, поэтому вопрос о превращении современной обезьяны в человека - это только отражение одного из представлений об эволюции живого мира.


Многие люди считают, что их собаки все понимают, только не могут сказать. Как вы относитесь к этому мнению? Объясните свою позицию.


Когда люди говорят о понятливости домашних животных, они встают на позицию бытовой психологии, где, естественно, присутствует знание о психической реальности разной степени истинности. Человек применяет это знание в виде житейских понятий, позволяющих ему обобщать и конкретизировать факты, которые он видит. Среди понятий, которые составляют содержание бытовой психологии, житейское понятие является системообразующим, т.е. объединяющим другие понятия. Таких понятий много, многие понятия научной психологии - внимание, мышление и т.п. - существуют и как житейские понятия, даже в той же словесной форме. Получается так, что в бытовой психологии человек может реализовать

314

 

только позицию своего личного обобщения в системе житейских понятий, что он и делает, анализируя с их помощью поведение собак.


Люди иногда завидуют умению котов и кошек расслабляться, а потом мгновенно собираться. Доступно ли это умение человеку?


Умение расслабляться и сосредотачиваться может быть приобретено человеком путем тренировок. Опыт восточных культур показывает, что им в принципе может овладеть любой человек, естественно, на разном уровне мастерства.


Исследователи котов, живущих на воле в большом городе, описали такой факт: в семейной кошачьей паре, жившей несколько лет вместе, произошла трагедия - кот погиб. Кошка забралась на большую высоту и прыгнула оттуда. Она разбилась на смерть. В тексте авторы этого исследования пишут о том, что она не вынесла горя. Как вы относитесь к этому факту?


Таких фактов в животном мире много, все известно, что лебеди тоже гибнут от любви. Так человеческими словами называем мы чувства животных, хотя их содержание мы понимаем только по аналогии с собственным. Такая позиция в науке называется антропоморфизмом и часто критикуется за то, что в ней теряется специфичность психической реальности человека, растворяется в неопределенность представление о сущности человека. Но многие авторы не обращают на это внимания и в своих научных текстах переносят выводы экспериментов над животными на понимание поведения человека.


Чему учит цыплят курица? Может ли это сделать искусственная мама?


Курица как живое существо передает цыплятам свой индивидуальный опыт реагирования. Он, этот небольшой по разнообразию поведения опыт, позволяет ей адаптироваться в конкретных условиях ее жизни. Это адаптивное поведение она и показывает цыплятам.

315


Любят ли птицы своих птенцов?


Слово "любит" - человеческое, и оно несет в себе индивидуальный смысл каждого человека, который его употребляет. Если его оставить в содержании вопроса, то опять придется обсуждать проблему антропоморфизма - возможности человека понимать мир, отождествляя его с собой. Наука поступает иначе - она стремится пользоваться понятиями, где минимально представлен смысл - это научные понятия, они построены на значениях. Когда о птицах скажут языком науки, что у них есть родительский инстинкт, это один из путей понимания отношений птицы к птенцам, один из путей ухода от антропоморфизма, от которого, по-моему, уйти почти невозможно.


К. Лоренц описал структуру стада у гусей. Они умеют ее поддерживать. Как и почему они это делают?


У гусей, которых описал К. Лоренц, уже есть знаковое поведение. Знак позволяет организовывать отношения, опосредует их. Появляется реакция на него, что изменяет структуру активности живого существа. Нужно особое напряжение, связанное с существованием знака как элемента ситуации их жизни. Организованная знаками жизнь обладает большим потенциалом предвидения, а значит, становится безопаснее. Это может быть один из биологических аргументов в пользу применения знаков.


Чему обезьянки могут научить своих детенышей?


У обезьянок уже есть индивидуализированное поведение, где присутствуют их личные интеллектуальные открытия. Через подражание эти открытия могут стать достоянием и других обезьянок, но

316

 

обучения как направленной передачи опыта у обезьянок нет, поэтому можно сказать, что у них всегда есть риск потерять безвозвратно свои индивидуальные интеллектуальные находки. Специально передать их другим, т.е. захотеть и сделать это, обезьянки не могут.


Пользуются ли животные языком? Если "да", то каким?


У животных есть язык, который обычно называют сигналами, т.е. каждый из звуков или жестов, который они применяют в общении, обозначает только конкретные отношения, но не обобщает. Язык животных - спонтанный, естественный, природный.


Заботятся ли животные друг о друге?


Считается, что это только реализация родительского инстинкта.


Помогают ли животные друг другу?


Только родители помогают детям в рамках родительского инстинкта.


Сочувствуют ли животные друг другу?


Сочувствие животных друг другу напоминает заражение эмоциями в толпе у людей. Возможно, понятие сочувствия слишком специфически человеческие, чтобы описывать им формы эмоциональной зависимости животных.


Ненавидят ли животные друг друга?


Отношения животных естественны и природно обусловлены, в живой природе нет отношений ненависти. Ненависть - это ориентация на смерть, природа ориентирована на жизнь.


Почему человеку бывает не по себе, когда его сравнивают с некоторыми животными, например, с козлом или змеей?


Сравнение с животными человеку бывает обидно, так как в сознании многих людей присутствует идея о человеке как вершине творения, а остальные

317

 

живые существа воспринимаются как твари земные. В этом сравнении он чувствует унижение своего исключительного положения на вершине творения. Эта идея о вершине творения существует как фантом сознания, т.е. пустая форма, не имеющая реального содержания, ее возникновение, как можно предполагать, связано для человека с необходимостью создавать идеи о собственной эволюции.


Смеются ли животные?


Считается, что смеяться может только человек.


Может ли человек ошибаться, определяя отношение животного лично к себе?


Обычно люди не ошибаются в оценке отношения к себе животного, думаю, это связано с тем, что опыт понимания невербальных отношений приобретается человеком как проявление естественных, природных, натуральных свойств его психических функций.


Почему люди часто заменяют слово "ощущение" словом "чувство", когда хотят выразить свое отношение к свойствам предмета?


Возможно потому, что чувственный тон присутствует постоянно, а осуществление мышления требует специальных интеллектуальных усилий, организованных в пространстве и во времени. Определить ощущение - это значит выделить свойство предмета, сделать его своим, принадлежащим своей психической реальности.


Когда человек говорит о своих ощущениях, вы слышите следующие фразы:
- Мне тепло.
- Тепло.
- Мне тепло от огня.


В слове "тепло" зафиксировано в чистом виде качество ощущения как способность человека выделять одно (!) свойство предмета. В данном случае это качество связано с температурой предмета.

318


Что произошло с человеком, если он говорит "кричащий цвет"?


Человек переживает ситуацию взаимодействия ощущений - разные по качеству свойства предмета объединились в одном ощущении. Обычно, когда человек переживает такую ситуацию, у него сложности в выражении своих ощущений. Но в языке есть шаблоны и тогда, как в этом случае, им можно воспользоваться. Однако этого бывает недостаточно и тогда создаются, например, такие варианты словесного творчества: рассыпчатый голос, громкий вкус, шершавая музыка.


Что произошло с человеком, если он перестал чувствовать свою одежду?


Это явление адаптации. Комфорт обычно связан с ее скоростью и необратимостью.


Что произошло с человеком, если музыка увеличила скорость его реакции?


При взаимодействии ощущений можно наблюдать явление синестезии, когда чувствительность какого-то из взаимодействующих ощущений обостряется. Это приводит к снижению порога чувствительности, что увеличивает скорость реакции.


Когда и почему сладкое может стать гадким?


Сладкое может стать неприятным и даже отвратительным, если его количество на единицу пищи превышает верхний порог ощущения сладкого. Верхний порог ощущения - это та величина раздражителя (в данном случае количество сладкого на единицу пищи), которая еще вызывает соответствующее этому раздражителю ощущение. По мере увеличения раздражителя (количества сахара) соответствующее ему ощущение уже меняется. Становится противно или гадко. Надо

319

 

добавить, что этот порог чувствительности - величина индивидуальная.


Можно пи считать горькое вкусным?


На этот вопрос нельзя ответить, так как понятие вкусное - невкусное не отражает каких-то специфических свойств предмета, а является субъективной оценкой, основанной на индивидуальных ощущениях.


Как определить, чувствителен ли человек к боли?


Этот вопрос не может считаться корректным, так как существует много видов боли. Среди них можно выделить боль физическую и душевную, хроническую и острую, неожиданную и ожидаемую. Каждая из этих видов боли переживается на разных уровнях организации психической реальности и регулируется разными психофизиологическими механизмами.


Почему в психологии так много работ, посвященных порогам чувствительности?


Психофизика - отрасль психологии, которая занимается измерением различных видов чувствительности человека, одна из наиболее разработанных областей общей психологии. Именно с измерения ощущений и с понимания ощущений как единицы психического началась психология как наука. Я думаю, что обилие работ, где представлены измерительные процедуры необъятно велико по нескольким причинам:

  • - дань научной традиции;
  • - возможность получения объективных (измеренных) данных, что облегчает научное доказательство их истинности;
  • - чувство личной безопасности ученого при интерпретации результатов, возможность ориентироваться на существующие стандарты научного знания;

320

 
  • - применение эксперимента как "истинно научного способа исследования явления;
  • - возможность мышления о психическом в понятиях предметного мира.

Почему новорожденный Буратино не понял, что перед ним холст и проткнул его носом?


В известном сюжете из "Приключений Буратино", когда он не понял, то перед ним холст с рисунком и проткнул его носом, в литературной форме описано существование непосредственных, естественных, природных, натуральных психических функций, которые не опосредованы знаками, существующими в культуре. Именно таковым - натурально - природным - и было восприятие Буратино.


Может ли человек на ощупь узнать назначение незнакомого предмета?


На ощупь назначение незнакомого предмета можно узнать только случайно, по аналогии с известным, используя культурные и личные сенсорные эталоны восприятия. Назначение предмета - его функция - задается использованием предмета, действием с ним.


Как ориентируются в пространстве слепые от рождения люди?


Для слепых от рождения людей пространство организуется на основе восприятия ими резонанса от предметов, которые его заполняют, и на основе восприятия силы звука, который может быть показателем расстояния от источника звука. Воспринимать пространство - значит воспринимать расстояние, объем предметов и их взаимное расположение.

321


Как узнать из множества оттенков красного цвета "настоящий красный цвет"?


Мы все знаем о существовании "настоящих" цветов, в том числе и красного. Их еще называют чистыми цветами. Существуют официальные эталоны, как своего рода инструкции. Ими пользуются в промышленных целях, обычно для определения качества изделия. В жизни человек создает свой индивидуальный эталон и обычно он сопоставим с цветом какого-то природного предмета, например, цветка. В сравнении с ним и определяется настоящий цвет.


Почему многие названия цветов происходят от названий предметов - малиновый, песочный, кирпичный и т.п.?


В этом факте отражается ограниченность вербального языка как системы знаков. Не все свойства предметов можно выразить словами, как бы не получается этого, обозначая эти свойства (в данном случае - цвет) через принадлежность его к предмету, человек создает сенсорный эталон - образ этого предмета, который своими свойствами восполняет бедность языка. У образа-эталона - есть важнейшее свойство представлять предмет в целостности и взаимозависимости его качеств.


Как вы думаете, один ли цвет немцы, русские и французы считают синим?


Вполне возможно, что люди, использующие разные языки, одно и то же свойство предмета качественно обозначают по-разному, так как используют разные сенсорные эталоны. В психолингвистике широко известна гипотеза лингвистической относительности, которую по этому поводу сформулировал С. Уорср. Суть ее в том, что язык определяет видение свойств предметов и их обозначение в слове.

322

 

Она не лишена экспериментального подтверждения.


Почему у эскимосов существует значительно больше названий качеств снега (в сотни раз), чем у других народов?


Существования множества названий снега в эскимосском языке, которых нет у других народов, показывает происхождение названий качеств из отношения к ним. Можно сказать, что для человека есть те качества предмета, которые стали его собственными, стали определять его психическую реальность. Это произошло со свойствами снега для эскимосов. Этот факт позволяет говорить о культурно обусловленном строении психической реальности человека, его еще можно назвать искусственным или опосредованным.


Есть ли у предметов качества, которые нельзя выразить словами?


У предметов есть непознанные свойства, неизвестные человеку, тогда они, естественно, не выражены в слове. У человека есть (потенциально может быть) отношение к предмету, невыразимое в слове, тогда он пользуется другими системами знаков - музыкой, живописью, танцем, архитектурой... Обычно одна система знаков дополняет другую, но никогда не бывает их тождества в отражении свойств предмета.


Можно ли утверждать, что человек видит в предмете то, что он знает о нем?


Да, человек видит в предмете то, что о нем (предмете) знает. Это опосредованность восприятия эталонами и связанными с их применением перцептивными действиями. На основе уже известного человек может увидеть в предмете и новые свойства или весь предмет целиком как новый.

323


Что можно узнать о вещи из ее названия?


Если знать происхождение слов, то из их названия можно узнать функцию предметов. Например, слова "самоход", "самолет" отражают свои существенные качества. Но обычно это бывает просто определить в отношении относительно новых слов языка, исторически более древние слова требуют специальной лингвистической работы, которую в быту люди обычно не делают и тогда слова языка выполняют свои функции в конкретном контексте их употребления.


Есть ли известные человеку предметы без названия?


Обычно то, что человеку становится известным, приобретает название, или обозначение, или имя. Это один из необходимых моментов мышления в понятиях.


Чем отличается шум от звука? Когда звук становится шумом и наоборот?


Звук обладает таким качеством как гармоничность, этого качества нет у шума. Теряя это качество звук становится шумом. Шум, приобретая это качество становится звуком.


Что такое маскировка? Есть ли у нее правила?


Явление маскировки основано на существовании законов восприятия, благодаря которым человек выделяет фигуру из фона. Соответственно, когда надо, чтобы он этого не делал, т.е. маскировал фигуру (в том числе собственную), все эти законы должны быть нарушены. Одним из законов маскировки, например, является соответствие цвета фигуры и фона, а другим - продолжение фигуры в фон. Его можно продемонстрировать на примере окраски жирафа

324

 

(или любого живого существа, который пользуется этим способом), который своим великолепным цветом совпадает с окраской среды обитания.


Что здесь изображено?


На этом рисунке мексиканец в сомбреро, он едет на велосипеде. Вид сверху.







Когда в этом изображении можно узнать мексиканца в сомбреро, едущего на велосипеде?


Когда этот вопрос задан, он своим содержанием организует восприятие. Так проявляется такое свойство восприятия как осмысленность и активность.


Когда в этом изображении нельзя узнать мексиканца в сомбреро, едущего на велосипеде?


Когда в вопросе нет слов, организующих восприятие.


Когда человек узнает на большом расстоянии предмет, не прибегая к оптическим приборам?


Тогда, когда он знает о появлении свойств, характеризующих целостный предмет.




Какое из этих изображений круг? Как это можно доказать себе и другим?


То изображение, которое вы считаете кругом, тогда к нему вы можете применять процедуры измерения и доказывать с их помощью свою позицию.

325


Можно пи утверждать, что взрослые и дети видят мир по-разному?


Дети и взрослые видят мир по-разному. Это прекрасно доказано в работах Ж. Пиаже. Самое главное отличие в том, что ребенок не фиксирует свою позицию в восприятии, он не отделяет себя от свойств предмета, не опосредует их интеллектуально. Но это продолжается недолго, к шести - семи годам, он уже умеет не верить своим глазам, т.е. умеет опосредовать свое восприятие сенсорными эталонами.


Существуют ли законы красоты?


Название всем законам природы и их существование познали люди, сами же люди и сказали, что их познание относительно истинно. Если вы верите (обратите внимание на необходимость веры), что такие законы есть - они есть, а если не верите в их существование, то это уже другая интеллектуальная позиция. Вопрос об этих законах из серии вопросов о том, пахнет ли роза, если ее никто не нюхает. Что скажете?


Можно ли решить такую задачу: что объективно красивее - фигура 1 или фигура 2?


Да, провести эксперимент с большим количеством людей и качество ответов считать объективностью.

326


Каков из названий больше подойдет фигуре 1 и фигуре 2, которые изображены в вопросе 96?

  • - Солнце мое!
  • - Вернись, все прощу!
  • - Облака и дождь.
  • - Клетка опустела.
  • - Пустота.
  • - Квадрат жизни.
  • - Сомнение.
  • - Небо в окне и за окном.
  • - Одиночество.

То название, какое вы дадите и сумеете обосновать его для себя и для других.











Существует точка зрения, что человек воспринимает все, что его окружает. Возможно ли это?


Думаю, что человек воспринимает все, что его окружает, все качества предметного мира, но уровни осознания информации разные. Это показывает наличие у человека разных состояний сознания и их содержание, которые актуализируются, например, под влиянием различных препаратов или специального воздействия - гипноз, холотропное дыхание и т.п.


Почему в любом языке есть слова, аналогичные русскому выражению "не верю своим глазам"? То же самое говорят об ушах?


Все люди заметили, что восприятие - активно, что можно принимать желаемое за действительное, ошибаться, попадать в плен иллюзий восприятия. Сегодня это можно описать как применение сенсорных эталонов в изменяющихся условиях восприятия.


Иногда о людях говорят, что у них болезненное восприятие. О чем идет речь, какие свойства восприятия при этом проявляются?


Обычно болезненность приписывается человеку, который видит и отражает увиденное не так, как предписывают эталоны восприятия. Помню поразившее меня единообразие рисунков весны детей старшей группы детского сада, которые все изобразили зеленую

327

 

травку, синее небо, желтое солнце. На фоне только что увиденного цветения садов это было даже страшновато. Вопрос о болезненности восприятия относится к категории вопросов о нормальности человека, на которые люди обычно склонны, вслух или про себя, отвечать (или думать), что самый нормальный человек - это я (тот, кто оценивает другого как носителя болезненного восприятия).


Каким видит мир дальтоник?


Дальтоник не различает цвета, поэтому... попробуйте нарисовать его мир.


Когда и как в темноте можно найти предмет по цвету?


Когда знаешь свойство предмета и его расположение, константность восприятия поможет это сделать.


Почему и когда в веревке можно увидеть змею?


Если человек знает о существовании змей, но не знает о том, какой предмет перед ним, он может обознаться - принять веревку за змею. Так проявляется существование эталонов восприятия, в данном случае - эталона змеи.


В песне есть такие слова: "Не всегда мы себя узнаем..." Это метафора или такая ситуация возможна на самом деле?


Человек действительно не всегда может себя узнать, даже в зеркале, так как сила чувств, содержание мотивов и потребностей влияют на восприятие, обнаруживая его активный характер и зависимость от индивидуального состояния человека.


Почему в этих предметах можно узнать круг и треугольник?


Мы узнаем в этих фигурах круг и треугольник на основе возникновения гештальта - целостной структуры нашего сознания,

328

 

которая инициириуется свойствами фигуры и наличием ее идеального образа.


Говорят, что существуют обманы зрения. Как человек может их обнаружить?


Человек обнаруживает обманы зрения с помощью других органов чувств, которые, взаимодействуя со зрением, ориентируют человека на целостный предмет.


Можно ли научиться видеть прекрасное в предметах?


Человек может видеть в предмете те свойства, о которых он знает, если он научится видеть прекрасное, то сумеет его и увидеть.


Почему в языке есть разные слова, обозначающие интеллектуальный акт человека - ум и разум?


Люди давно знают о существовании такого качества психической реальности как трансцендентальность - возможность посмотреть на психическую реальность и ее свойства в целом, на жизнь человека как целостность и при этом стать относительно независимым от непосредственно действующих раздражителей. Эту возможность человеку обеспечивает воображение. Разум - это и есть реализация трансцендентальной позиции, часто о нем говорят как о высшей инстанции в человеческой психике, так как с его помощью человек решает самые главные вопросы своего бытия. Ум человека проявляется в его адаптационных возможностях, в его выделении и использовании закономерностей,

329

 

способствующих решению жизненных задач. Можно сказать, что ум ориентирован на правильность, а разум - на истинность в отношениях с разными проявлениями бытия человека в мире. Ум - организован и нормирован критериями правильности, а разум - свободен и бесконечен в стремлении к истине.


Что знает человек о своем мышлении в тот момент, когда он мыслит?


У человека есть несколько видов мышления - предметно-практическое, образное и понятийное. Они отличаются возможностями рефлексии человека на содержание мышления. Если понятийное мышление рефлексируется на всех его этапах (от формулировки задачи - до ее решения), то этого нельзя сказать об образном и предметно-практическом мышлении, где организация рефлексии требует специальных Я-усилий. Можно сказать так, что в зависимости от типа мышления, человек может знать о нем или все - или ничего в момент мышления.


Как можно определить начало и конец мыслительного акта?


Начало мышления или познавательной деятельности связано с постановкой задачи - формулировкой вопроса, где есть необходимость найти новые, неизвестные качества предмета. Поиск их завершается удачей или неудачей, т.е. находкой новых качеств или просто тратой усилий. В первом случае находку можно считать концом интеллектуального акта - решением познавательной задачи, а во втором случае конец интеллектуального акта может выразиться в изменении задачи или в ее снятии. В любом случае через отношение

330

 

к свойствам предмета можно фиксировать конец и начало интеллектуальной деятельности как появление и исчезновение напряжения, вызываемого предметом.


Глупость. В каком виде она существует?


Можно рассматривать глупость не как оценочную характеристику качеств личности человека, а как свойство его мышления, т.е. как качество одной из психических функций. В этом случае оно будет проявляется как слабо выраженная возможность человека ставить и решать интеллектуальные задачи по поиску и использованию новых, неизвестных свойств предметов. Глупый человек живет в мире известных свойств, неизвестность для него мало проявлена, он к ней и не стремится. Адаптированность к существующему - вот свойство глупости, любое изменение в существующем - нарушение адаптации - приводит к разрушению психической жизни глупого человека. Можно сказать, что глупость - это определенность, образно она напоминает нечто круглое, недаром соответствующее словосочетание и существует как известная формула о круглом дураке.


Чем отличается остроумный человек от тупицы?


Острый ум - возможность многозначного видения, постоянная ориентированность на вероятности существования новых качеств во всех предметах, постоянное расширение контекста своей жизни за счет подтекста. Тупой ум ограничен данным контекстом и ориентирован на определенность и завершенность проявления предметами их качеств.

331


Почему изображение, которое вы видите, может быть линией горизонта, вязальной спицей и множеством других предметов?


Человек, осуществляя психические функции, занимает определенную позицию, т.е. фиксирует свое Я для организации психологического пространства и времени.


Когда о человеке говорят, что он - тугодум, какую особенность мыслительной деятельности выделяют как главную в этой характеристике?


Мыслительный акт человека протекает во времени и пространстве его жизни. Как любое явление, имеющее временную протяженность, связанную с осуществлением усилий, он характеризуется скоростью. Тугодум - это характеристика скорости мыслительного акта человека, которая явно невелика.


Как человек ищет решение мыслительных задач?


Поиск решения мыслительных задач осуществляется на разных уровнях сознания человека, когда это делается на сознательном уровне, то он ориентирован целостностью предмета мышления как необходимостью понимания логических закономерностей его существования.


Почему ЭВМ победила чемпиона мира по шахматам?


Факт победы компьютера над чемпионом мира по шахматам показывает, что коллективный ум его создателей может превышать возможности индивидуального мышления. Скорость принятия решения и возможности выбора вариантов решения в единицу времени у компьютера больше. Если ограничивать решение интеллектуальных задач во времени, то человек, естественно, может проиграть машине. Но у людей пока остается преимущество, связанное с постановкой новых

332

 

интеллектуальных задач и возможность их решения всю жизнь.


Что человек может сам изменить в своем мышлении?


В своем мышлении, если человек осознает его строение как функции, как вида активности, как качества психической реальности, человек может изменить средства, способы, задачу, позицию. Одним словом, все его структурные элементы, организующие мышление в пространстве и во времени. Этим активно занимаются психологи, организуя тренинги - особые формы активного социально-психологического обучения, связанного с воздействием на разные качества познавательной деятельности человека. Подробно можно посмотреть, например, в работах Э. де Боно.


Чем отличается умный человек от хитрого?


Умный от хитрого отличается задачами, которые они ставят в своей интеллектуальной деятельности. Оба они ею занимаются и решают интеллектуальные задачи, но задача хитрого человека всегда предполагает присутствие других людей или другого человека и манипулирование ими (или им) на основе результатов своей интеллектуальной деятельности. Думаю, что можно сказать, что мышление умного человека опосредовано обобщенной концепцией человека, а мышление хитрого - конкретной, ориентированной на ситуативное манипулирование. Отчасти поэтому хитрость всегда ограничена и, как известно из пословицы, сколько веревочке не виться, а конец будет.

Надо сказать, что все виды мошеничества как проявление

333

 

хитрости предполагают точное конкретное знание о людях и их поведении при определенных условиях, без этого невозможно манипулирование людьми.


Когда человек думает, что он делает?


Процесс мышления можно описать как особый вид интеллектуальной деятельности, используя для его анализа научное понятие деятельности. Тогда он выступает как решение особого типа задач. В рамках этого подхода действия, связанные с осуществлением интеллектуальной деятельности, и будут характеризовать содержание активности человека - его дела. Среди них могут быть формулировка задачи, логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация), предметные преобразования и построение образов и т.п. Если описать ситуацию мышления несколькими словами, то мыслить, думать - это находить в целостном предмете новое для себя через организацию своих же Я-усилий.


Как сам человек может обнаружить в своем мышлении ошибки?


Человек может сам обнаружить ошибки в своем мышлении, когда его прогноз в отношении целостного предмета или его отдельных свойств не оправдывается. Можно сказать, что реальное будущее, которое стало в этот момент уже настоящим, не совпадает с потребным, желаемым будущим.


Есть ли ошибка мышления в следующем суждении: "Каждый человек должен иметь две руки, две ноги, два глаза"?


Это суждение неверно, так как содержит не полное обобщение внешних качеств человека. "Все" - как слово не отражает полноты признаков множества

334

 

людей. Это одна из логических ошибок в построении суждения.


Можно ли считать понятиями следующие слова: потолок, интерференция, стресс, роскошь, электричество?


Все слова могут быть понятиями разной степени и разного уровня обобщения признаков предметов. Эти слова тоже.


Чем отличаются следующие суждения:

  • - У кошки четыре ноги.
  • - У всех кошек четыре ноги?

Примеры этих суждений позволяют обсуждать проблему истинности каждого из них и анализировать происхождение обобщений, которые есть в каждом из этих суждений.



Почему люди задают друг другу такой вопрос: "Обьясни, что ты имеешь в виду, когда говоришь..."?


Все слова могут быть понятиями, так как происхождение слов связано с обобщением каких-либо признаков предметов в знаковой - словесной - форме. Однако не все понятия могут иметь словесную форму - они могут существовать как способы ориентации человека на существенные закономерности предмета в виде предметных действий или образов. Тогда можно обсуждать проблему осознания - словесного воплощения - используемых человеком существенных качеств предмета. Подобная ситуация существует, например, при анализе творчества психотерапевтов. Часто психотерапевт осуществляет воздействие на существенные качества психической реальности, но в этот момент может не осознавать в понятиях (особенно в научных понятиях) содержание своего воздействия. Его действия в большей степени осознает в понятиях его супервизор - человек, наблюдающий его работу.

Понятие - всегда обобщение, всегда продукт или средство

335

 

интеллектуальной деятельности человека, тогда как слово может быть использовано только в его номинативной функции как сигнал.


Может ли безмолвный знак передать больше сведений, чем слово?


Да. Знак может обобщить и слово тоже, но использование содержания обобщения зависит не только от автора текста, но и от адресата - человека, который будет воспринимать текст.


- ...Я не могу это выразить словами, я лучше нарисую. Когда и почему человек попадает в такую ситуацию?


Когда человек не может сформулировать информацию словами, это может быть показателем того, что уровень его образного мышления выше уровня понятийного мышления. Он может отражать предмет целостно в виде образов, а не понятий. У взрослого человека присутствуют все виды мышления и они взаимодействуют друг с другом, поэтому результаты мышления могут быть получены при решении интеллектуальной задачи разными средствами и способами.


Почему возможны такие суждения об одном и том же предмете:

  • - Все люди - братья.
  • - Все люди - враги.?

В интеллектуальной деятельности люди фиксируют свое Я как основание для ее обоснования, как своего рода систему координат, ориентирующую усилия при осуществлении интеллектуального напряжения. Естественно это создает разные варианты интеллектуальных и оценочных позиций.


Когда в задаче встретилось слово "отнять", это вызвало бурный протест Незнайки, ему было очень трудно решать такую задачу. Почему?


Любое слово многозначно и может быть понято адекватно только в контексте. Контекст позволяет регулировать семантическое наполнение слова как знака, соотносить абстрактное обобщение

336

 

и конкретизацию этого обобщения в настоящем времени. Контекст позволяет выявить и сопоставить постоянство логических отношений и относительную изменчивость эмоциональных проявлений психической реальности.


О каком свойстве мышления идет речь, когда человека характеризуют, что он "себе на уме"?


Возможность быть себе на уме, т.е. скрывать от других людей свои мотивы, намерения, результаты мышления, продукты воображения и т.п. проявления активности психической реальности связана с возможностью внутреннего диалога как одного из существенных качеств психического. В этом диалоге решается проблема идентификации Я самого с собой, т.е. человек ищет форму своего Я среди возможных вариантов знаков, которые создаются и существуют для этой цели.

Знаки как формы могут быть наполнены разным содержанием, в том числе и неадекватным самой форме. Природа знаков, которые человек использует в идентификации, такова, что в каждом из них возможно несоответствие формы и содержания. Если во внутреннем диалоге человека не присутствует его Я как целостность, что препятствует проявлению его аутентичности и становлению идентификации, то знаки как формы могут провоцировать уход от адекватного им содержания психической реальности, заменяя его все более чуждым, производным от качеств форм - знаков. Так может случиться, что человек так далеко уйдет от своих истинных качеств психической реальности в их подобие,

337

 

отраженное в форме знаков, что потеряет самого себя, превратится в форму знака. Обычно в общении такой человек вызывает у других людей чувства, отражающие фальшивость содержания качеств проявляемых этим человеком. О таких людях говорят, что они играют, но играют фальшиво, что они неестественны, искусственны, натянуты, неискренни и т.п. На них как бы одежда с чужого плеча - они используют знаки, которые не отражают качеств их психической реальности.


Может ли человек чувствовать интеллектуальную усталость?


Интеллектуальное напряжение как особый вид состояния человека присутствует, доказательствами этого могут быть эмоции, которые его сопровождают. Наличие эмоций - психологическое проявление изменяющегося энергетического потенциала всего человеческого организма, что отражается на показателях функционирования всех его систем.


Почему человек может понять эти слова: у каждого цвета была своя музыка?


Это явление основано на взаимодействии ощущений, которые позволяют создавать различные варианты обоснования целостности бытия.


Картины Чурлениса названы "Соната моря" и "Соната солнца". Какие особенности мышления художника отражают эти названия?


Есть такая особенность мышления, которая называется синергия. Она помогает человеку выделять целостный предмет на любых основаниях, не подвергая их формально логическому обоснованию, а используя все возможные виды логик, в том числе и логику смысла, и логику отношений и т.п.

338


Человек обязательно отдернет руку, если случайно прикоснется к горячему, но, если он захочет испытать себя, то будет держать сам руку над огнем очень долго и терпеть даже сильный ожог. Почему это возможно?


В этом факте проявляется важнейшее свойство высших психических функций человека - их произвольность, т.е. опосредованность Я-усилиями самого человека. Зависимость качеств психической реальности человека от его собственных усилий по ее организации.


Словесный ассоциативный эксперимент проводился с однояйцовыми близнецами. Как вы думаете, сходны ли их ответы на одни и те же слова - стимулы?


Да.





Водители часто объясняют дорожные происшествия так: "Я видел, но не успел среагировать". Правдоподобно ли такое объяснение?


Да, это возможно, так как существует такая реальная, измеряемая временем, психологическая характеристика, как время принятия решения, которая влияет на реагирование, особенно во внезапно изменившихся условиях действия.


Как мы определяем, что человек нас не услышал?


Явление, которое можно описать как ситуацию, где человек нас не услышал, может иметь физиологические и психологические причины. Физиологические причины - снижение уровня функционирования слухового анализатора и психологические причины - отсутствие или слабая выраженность умения слушать. Физиологические причины могут быть устранены через оказание человеку медицинской помощи. Обычно незначительное снижение слуха сам человек долгое

339

 

время не замечает, это замечают окружающие как изменение тембра его голоса или отсутствие реакции на некоторые источники звука и некоторые звуки. Психологические причины связаны чаще всего с тем, что человек не ориентируется на контекст сообщения, не способен восстановить его подтекст, не выделяет многозначности знаков и наличие позиций в общении. Одним словом, человек, который обладает психологической глухотой во всех ее вариантах - это человек, который не умеет читать сообщение другого человека как текст. Чаще всего это связано с тем, что он сам не владеет текстом, т.е. его психическая реальность не обладает признаками жизни. В практике бытовых отношений психологическую глухоту обычно связывают с непониманием и нежеланием понимать другого человека.


Почему точность движений человека не может оставаться постоянной?


Живое движение обладает избыточным числом степеней свободы, поэтому оно всегда вероятностно и в нем присутствует механизм обратной связи, позволяющий регулировать осуществление живого действия в меняющихся условиях.


Если человек получил черепно-мозговую травму, связанную с поражением лобных долей, какие изменения в своем поведении он обнаружит сам?


Лобные доли - та часть головного мозга человека, которая отвечает за сложные формы осмысленного поведения и обратную связь от осуществляемых действий. Человек может замечать, что качество его произвольной (сознательной) активности изменилось, но воздействовать на него не может.

340


Как продолжит эти предложения левша?

  • "Я - левша, поэтому мне трудно..."
  • "Я - левша, поэтому мне легко..."

Левша - это человек с выраженной функциональной асимметрией полушарий мозга. Мне представляется интересной и продуктивной идея о том, что асимметрия отражает временное различие полушарий. С опорой на будущее работает левое полушарие, а с опорой на прошлое - правое. Если вернуться к содержанию вопроса, то левше трудно жить прошлым, но ему легко жить будущим. Это один из вариантов ответа, который можно найти в работах по исследованию и пониманию функциональных асимметрий человека.


Возможна ли такая ситуация - человек понимает речь на иностранном языке, но сам сказать ничего не может?


Да, человек может понимать речь, но не говорить. За процессы понимания речи и ее вербализацию отвечают разные мозговые структуры, что показано исследованиями в нейропсихологии, занимающейся, в частности изучением локальных поражений мозга.


Может ли человек, если он захочет, все-все рассказать о себе другому человеку?


Человек, даже если очень захочет, не может рассказать все о себе, так как в его психической реальности есть уровень бессознательного, который не тождественен в каждый момент времени словесному тексту и существует как одно из проявлений невербального кореня бытия (М.К. Мамардашвили). Кроме того, существующее коллективное бессознательное тоже не может быть полностью представлено в слове. Слово не является единственной формой психической реальности, таковыми являются также и движение, и образ, и чувственная ткань ощущений и чувственный тон. Кроме

341

 

того, само говорение как осознание порождает постоянно (если это живое построение текста) новые качества сознания. Одним словом, если в психической реальности есть жизнь, она не тождественна слову о ней.


Почему в письменных текстах для пауз есть специальные знаки?


Пауза - это создание контекста или его открытие, это может быть и путь движения в подтекст, обозначение направления к нему. Подтекст и контекст - это явления, которые шире словесного текста, так как могут включать другие знаковые системы. Например, контекст может быть вообще представлен как эволюция живого.


Что такое "многозначительная пауза"?


Пауза как остановка активности, как момент времени отсутствия реактивности - приобретение человеческой истории. Есть гипотеза о том, что именно с ее появления началась история человеческого поведения, а не реагирования на стимул. Другими словами, началось организованное индивидуальными усилиями живого существа поведение, а не реализация его природных программ. Пауза приобретает значение, так как позволяет оперировать предельными качествами предметов - временем и пространством. Она в силу этого граничит с другими предельными качествами - вечностью и пустотой. Поэтому возможность использования паузы в построении и прочтении любого текста - это возможность организации активности с ориентацией на ее предельные свойства.

342


Можно ли думать вслух?


Думаю, что слово не равно мысли, так как мысль рождается в слове - это один из путей появления ее в психической реальности. Современные исследования сознания заставляют уточнить - мысль рождается в живом слове, в слове, которое выполняет формообразующую роль в сознании человека. Возможно существование мертвых слов - слов-симулякров, привидений, которые наполняют сознание человека фантомами, неспособными к формообразованию, чуждыми качествам его психической реальности. Это слова без смысла, на использование которых не тратятся Я-усилия человека, в них не присутствуют его усилия по рождению в них ни мысли, ни смысла.


Что думает человек, когда использует этот знак:

F?


Когда человек использует знаки в соответствии с их значением, он не думает, не мыслит, т.е. не находит их новых свойств, а пользуется существующими значениями. Как только человек пытается найти в этих знаках свой смысл, т.е. попадает в ситуацию выделения их новых для себя качеств, он начинает мыслить. Так как большинство знаков предполагают многозначность (в частности за счет расширения контекста их использования), то возможность мышления о каждом из существующих знаков остается очень большой.

343

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.