Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  поиски истины осуществляются людьми в виде научной деятельности. Научная деятельность обладает особой организацией, которая позволяет взаимодействовать людям, объединенным общей целью - познанием. При организации научной деятельности существуют правила взаимодействия людей науки, которые дают возможность получать объективное, истинное знание. Эти правила существуют как методология науки. Они реализуются конкретными живыми людьми в конкретных исторических условиях их научной работы.

Для того, чтобы показать читателям существование психологии как научной деятельности, психологии как науки, я буду обращаться к работам классиков психологии.

Как известно, классиком становится тот человек науки, который открыл объективный закон в исследованной им области.

Классические научные работы выдерживают самое главное испытание - испытание временем. Оно не снижает их ценности, а только подчеркивает истинность знания.

Психология как наука не имеет границ - она интернациональное явление, так как истина, которую она познает, обладает объективными, а значит, универсальными свойствами. Наличие в отечественной психологии классических работ одно из ярких доказательств этого.

Классическая работа ученого отличается тем, что в ней представлены обоснования его интеллектуальной деятельности по поиску истины. Все, кто знакомится с его трудом, могут понять, что, как и почему им было

9

сделано. Это значит, что можно проанализировать методологию как способ познания истины, пройти той дорогой, какой шел исследователь. При движении по этой дороге можно встретить не только то, что было уже описано исследователем, но и найти что-то другое. Истина - величина бесконечная, поэтому движение по пути, указанному классиками, тоже имеет эти качества. В этом смысле не надо удивляться тому, что идеи Аристотеля, Спинозы, Канта, Вундта и других классиков воспроизводятся и цитируются уже столетия. Истина, найденная ими, это тот путь познания, где истина постоянно воспроизводится в новых и новых свойствах.

Методология - способ познания истины. Она задает позицию ученого - то содержание интеллектуальной деятельности, которое позволяет ему устанавливать дистанцию между его Я и той реальностью, которую он изучает, познает. Наличие этой дистанции выражается в том, что исследователь может сформулировать содержание своего отношения к исследуемой реальности. Так возникает представление о предмете, объекте и методах любой науки, психологии в том числе.

Через методологию исследователи проявляют свою позицию, в которой есть обоснование для них самих и для других людей главных вопросов их активности - вопросов о том, что, как и почему они делают.

Через методологию, устанавливая дистанцию по отношению к изучаемой реальности, ученый проявляет свою ответственность, свою личную жизненную причастность к истине. Психология как наука давно говорит о том, что она изучает внутренний мир человека, изучает психику, психическое как особую реальность, обладающую специфическими свойствами. Методология позволяет исследователю определять отношение его Я к этой реальности. Если ко многим другим реальностям - физической, химической, социальной, знаковой и т.п. - человеку-исследователю нетрудно определить свое отношение, эти реальности не тождественны ему самому, то с психической реальностью сложнее. Психическое принадлежит самому исследователю - это и его внутренний мир, поэтому вопрос установления дистанции - определения предмета

10

науки, объекта, методов исследования - это и вопрос о границах его Я и изучаемой реальности, вопрос о границах ответственности за найденную истину, за познанную закономерность.

В истории человеческого познания психология как наука существует наряду с другими науками, так как каждая из них имеет свой предмет познания - ту реальность, которая отличается качественно своеобразными свойствами от всех других. Это различие свойств реальностей делает возможным существование наук относительно независимых друг от друга. Так относительно независимы друг от друга физика и химия, биология и астрономия и т.п. В то же время все реальности взаимодействуют в бытии, в природе, это находит свое отражение и в существовании наук, которые развиваются на границах взаимодействия этих реальностей. Существует, например, физическая химия. Психическая реальность присутствует как содержание внутреннего мира исследователей, в этом смысле можно говорить о ее универсальности как предмета, пронизывающего своим присутствием все науки. Именно она - основа определения дистанции Я исследователя по отношению к изучаемому предмету.

Вопрос о месте психологии в системе других наук, это и вопрос о ценности психологического знания, это и вопрос об относительной независимости психической реальности от других видов реальности, это и вопрос о социальной и личной ответственности исследователей за найденную истину.

Методология как способ исследования, задающий, создающий позицию ученого, позволяет конкретизировать эти вопросы через обозначение предмета науки и обоснования за счет этого объекта своего исследования.

Можно сказать, что предметом психологии как науки является психическая реальность. Объект исследования конкретизируется каждым исследователем (или научной школой) в зависимости от их индивидуальных интересов. Единство науки задается ее предметом, разнообразие исследовательских интересов порождает многообразие научных школ. Так конкретный психолог может изучать, например, закономерности волевых действий или способов непроизвольного

11

запоминания, или агрессивного поведения подростков, но это только грани предмета психологии - психической реальности.

История ее изучения привела к появлению идей о существовании законов организации этой реальности. Их поиском и занимается общая психология. Она своим существованием задает единство науки, в которой, благодаря наличию относительно независимых свойств самой психической реальности, существуют различные отрасли науки. Так, например, в экстремальных условиях жизни человек проявляет такие свойства психической реальности, которых он не обнаруживает в повседневных, бытовых условиях, - это одно из обстоятельств, создающих отрасль психологии как науки, занимающейся изучением этих свойств. Так появляется военная психология, космическая психология и множество других отраслей науки, которые определяют свое своеобразие через обозначение относительно независимых свойств самой психической реальности как целостности, как предмета науки психологии. Сегодня появляются все новые отрасли психологии - политическая психология, этнографическая психология, криминальная психология и т.п. Каждая из них определяет себя как по отношению к общей психологии, так и по отношению к какой-то уже существующей отрасли науки. Это - одно из проявлений методологической работы, которой занимается любой человек науки.

Единство науки обеспечивается необходимостью методологии, необходимостью позиции исследователя по отношению к изучаемой реальности. Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн писал о том, что независимо от того, осознает исследователь или нет, его научная работа всегда реализует ту или иную методологию, эту методологию он представляет через методы и методики своей работы, (собр. соч. т. 1. стр. 45).

Методология требует установления дистанции Я исследователя и предмета исследования. Она представляет собой исходный момент в движении к истине, который исследователь будет осуществлять в своей интеллектуальной работе через собственные Я-усилия. Выбор этого исходного момента требует смелости обозначения границ Я и исследуемой реальности.

12

Той смелости ученого, той жажды истины, которая сильнее всех преходящих обстоятельств. История человечества показывает, что часто цена этой смелости - цена жизни исследователя, так как именно в определении методологии исследователь решает главные вопросы познания - что есть истина и как ее искать.

На эти вопросы отвечает философия, в момент определения своей методологии психолог становится философом. Даже если он не делает этого специально, он как живой человек, имеющий психическое, в своих действиях реализует эти вопросы. Это неизбежно, потому что вопрос об истине - это вопрос о доверии к самому себе, к миру, без них невозможно ни одно проявление человеческой жизни.

Обязательное присутствие методологических вопросов в психологии как науке, решение их на разных уровнях осознания порождает существование в науке знаний разной степени достоверности. Студент как человек, который осваивает эти знания, может определить свое отношение к их достоверности через понимание методологии исследователя. Через понимание способа создания исследовательской позиции, через содержание дистанции Я и изучаемой реальности методология раскрывается как система аксиом, обоснований для мышления, которые исследователем приняты как основания для поиска истины, как основание для создания его собственного представления о наличии истины и возможности ее постижения.

Среди этих аксиом присутствуют идеи о происхождении исследуемой реальности (эволюционные идеи), об отношении исследуемой реальности с другими видами реальностей (например, как психическое связано с физическим), идеи о постоянных свойствах изучаемой реальности, позволяющей сохранять ей свою целостность и относительную независимость от других видов реальностей (это вопрос о существовании общих для всех людей свойств психической реальности вопрос об общечеловеческом).

Эти идеи могут отличаться конкретным наполнением, что и показывает история психологии как науки, однако они неизменны как методологические обоснования позиции исследователя.

13

В дальнейшем изложении учебного предмета будем исходить из следующих представлений, которые позволят создать учебный предмет.

Психология как наука изучает психическую реальность.

Психическая реальность обладает специфическими свойствами, которые позволяют выделить ее как предмет науки психологии. Существование этого предмета определяется позицией исследователя, опирающейся на методологию (философию), которая позволяет задать систему аксиом, правил познания истинных для исследователя, как основания для его поисков истины.

Общая психология своим существованием показывает, что в истории человеческой культуры найдены закономерности, структурирующие психическое как особую реальность.

Изучение этих закономерностей связано с пониманием исследователями предмета и объекта науки, с реализацией ими интеллектуальных усилий по поиску истины в виде применения методов и методик исследования для получения истинного знания.

Для того чтобы уточнить содержание общей психологии как науки воспроизведем его в следующем виде:

Человеку дана психическая реальность.

Он может установить с ней дистанцию.

Психическая реальность представляет собой целостный предмет, который можно изучать (что изучать).

Изучение строения этого предмета, законов существования его как целостности - задача психологии как науки.

Решение этой задачи связано с определением позиции ученого по отношению к этому предмету.

Свою позицию он обосновывает методологией - системой аксиом, т.е. представлений, которые не требуют доказательства.

Методология позволяет решать вопрос о том, какие факты соответствуют истине, а какие противоречат.

Факты науки - это те свойства психической реальности, в которых фиксируются ее закономерности.

Получение фактов, познание закономерностей связано с воздействием на объект исследования - конкретные группы качеств психической реальности.

14

Воздействие осуществляется с помощью методов и методик.

Метод - это способ фиксации психической реальности как целостности, который позволяет исследователю определить свою позицию по отношению к нему, позволяет установить дистанцию

Методика - это средство воздействия, это инструмент, который применяют для получения фактов, для выявления закономерных свойств психической реальности.

Историю психологического можно понимать как становление представлений о психической реальности, о своеобразии ее свойств и качеств. Это становление проявляется в выделении методологических оснований и их изменении, в создании и изменении предмета и объектов науки, в осуществлении воздействия на него с позиции разных методов, в разнообразии методик получения научных фактов.

Современный ученый, работающий в общей психологии, ориентирован в своей методологии на то, что существуют общие для всех людей закономерности психической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни.

Для исследования этих закономерностей он прибегает к исследованиям как к воздействию на психическую реальность с целью познания ее закономерностей. Воздействие осуществляется методами наблюдения и эксперимента.

Метод наблюдения предполагает дистанцию по отношению к объекту изучения. Фиксация этой дистанции позволяет видеть исследователю как весь предмет в целом, так и его отдельные свойства. Осуществление этого метода основано на возможности исследователя видеть не только то, что он знает, но и то, что он не знает, не понимает. Это новое - не понимаемое - требует объяснения. Так и рождается новое знание как объяснение непонятного. При наблюдении как методе научного исследования возникают проблемы фиксации фактов, которые с помощью современной техники могут быть решены в виде получения различных форм документальной записи. Однако главным инструментом наблюдения останется протокольная

15

запись. В протоколе наблюдения фиксируется задача наблюдения, обстоятельства, в которых оно проводится, а также наблюдаемое явление в тех конкретных параметрах, которые доступны для фиксации.

Метод наблюдения интересен тем, что исследователь четко фиксирует дистанцию по отношению к исследуемому предмету. Эта дистанция предполагает невмешательство, невоздействие, следование во времени естественному течению событий в изучаемом объекте. Так поступают и в других науках. В этом смысле можно говорить об универсальности наблюдения как метода исследования.

Психология как наука специфична тем, что в ней может применяться самонаблюдение как метод исследования. Исследователь в своем внутреннем мире разделяет свои позиции ученого и бытового человека, ориентируясь в осуществлении первой на целостные характеристики психической реальности. В осуществлении же второй позиции - позиции бытового человека - он не предпринимает специальных Я-усилий по ее удержанию и осуществлению. Позиция ученого в самонаблюдении требует постоянных Я-усилий по ее удержанию и сохранению, т.е. напряжения, которое требует затраты сил и их распределения во времени. Думаю, что никто из психологов, применяющих этот метод, не занимался научной работой без перерыва хотя бы на отпуск.

Самонаблюдение как метод исследования требует такой же организации, как и наблюдение, т.е. исследователь должен знать что, как и каким образом наблюдать в своей психической реальности, чтобы получить научные факты.

В психологии, как и в других науках, используется экспериментальный метод. Суть его в том, что он предполагает позицию воздействия на объект исследования. Это значит, что дистанция между исследователем и объектом исследования может сокращаться за счет осуществления воздействия. В организации воздействия есть риск разрушить целостность изучаемого объекта, да и всей психической реальности как целостности, как предмета.

Вероятность риска контролируется в психологической науке как этическими мерами, так и требованиями

16

к достоверности полученных знаний. Этические меры определяют возможности воздействия, а требования к достоверности обращены к обоснованию необходимости воздействия. Это очень важная сторона жизни самой науки как культурно-исторического явления в жизни человеческого общества. Существование внутри научных требований к поиску истины делает науку относительно замкнутой сферой деятельности людей, проводит границу между посвященными в эти требования и не посвященными в них.

Осуществляя воздействие в экспериментальном исследовании ученый в той или иной мере нарушает целостность объекта. В психологическом исследовании есть возможность снизить риск нарушения целостности за счет осуществления естественного эксперимента.

Особенность этого вида исследования состоит в том, что воздействие, которое оказывает исследователь, соответствует естественному течению событий в изучаемом объекте. Однако это эксперимент - контролируемое изменение дистанции по отношению в объекту исследования, так как воздействие осуществляется целенаправленно. Задача его в том, чтобы выяснить связь изменяемых условий его существования и качеств психической реальности. Например, можно считать естественным экспериментом изменение освещения на рабочем месте. Это будет эксперимент, если фиксируются и параметры психической реальности человека, работавшего в прежних и работающего в новых условиях освещения.

Любое воздействие осуществляется с помощью методик. Методика представляет собой задание (устное или письменное), которое выполняется в соответствии с инструкцией исследователя одним человеком или группой людей. Если это задание стандартно для большой группы исследуемых людей, и цель его в том, чтобы получить статистические данные о проявлении каких-то качеств их психической реальности, то это - тестирование. Результат тестирования - соответствие или несоответствие индивидуальных данных выполнения тестового задания среднестатистическим данным. Эти средние данные получают при создании тестовых методик как инструмента воздействия с целью получения

17

именно этих данных. Тестирование широко применяется в тех сферах исследования психической реальности, где не стоит вопрос об изучении индивидуальности человека.

Методы психологии объединяют ее с другими науками. Специфические конкретно-психологические методы создаются в различных отраслях психологии в соответствии с объектом их исследования. Они показывают содержание позиции исследователя по отношению к этому объекту. Так криминальная психология и детская психология отличаются не только объектами исследования, но и методами. В то же время они объединены общим предметом - психической реальностью.

Различные отрасли психологии могут быть объединены и общей методологией. В ее аксиоматических принципах, которые считаются истинными, в обосновании исследований находит отражение та философская позиция, которую реализуют исследователи. Как известно, главный вопрос философии - это вопрос об отношении бытия и сознания. Решение этого вопроса отражается в методологических принципах, которых будет придерживаться исследователь как в выборе объекта исследования, так и в выборе средств и способов воздействия на него с целью получения истинного знания.

В современной общей психологии к числу таких принципов относят, чаще всего, следующие:

  • принцип единства внешнего проявления свойств психической реальности и их внутренних качеств;
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип социально-исторической обусловленности психической реальности;
  • принцип индивидуализации проявления закономерностей;
  • принцип изучения явлений в развитии;
  • принцип изучения конкретной личности в конкретных ситуациях.

В свете этих принципов формулируются конкретные задачи исследований, определяются наиболее важные направления науки, анализируются те факты жизни, которые еще не нашли своего объяснения в свете научных принципов познания. Жизнь и наука не совпадают по времени. Наука обращена к прошлому,

18

ей надо объяснить уже случившееся. Наука обращена к будущему - своими объяснениями она может прогнозировать его. Может ли? Это вопрос о том, что, как и почему объясняет наука, какое знание считает истинным.

Эти вопросы всегда будут обращены к науке, потому что она сама фактом своего существования показывает возможность истинного знания о психической реальности, которое нужно людям для того, чтобы... Я не продолжаю это предложение, потому что множество фактов истории закончившегося двадцатого века говорят 6 том, что ценность психологического знания не является (хочется думать, что временно) культурным приоритетом. Сама психологическая наука словами разных авторов то и дело говорит о собственном кризисе, как о ситуации, требующей восстановления предмета науки, ее задач и целей.

Я хочу еще раз обратиться к тексту С.Л. Рубинштейна, который писал, потрясенный пережитой Великой Отечественной войной: "И теперь, в свете всего происшедшего и пережитого, с новой остротой и значительностью встает вопрос о человеке, о мотивах его поведения и задачах его деятельности, о его сознании - не только теоретическом, но и практическом, моральном - в его единстве с деятельностью, в ходе которой человек не только познает, но и преобразует мир. С новыми силами и новыми перспективами надо браться за их решение. От человека - сейчас это очевиднее, чем когда-либо, - требуется, чтобы он не только умел находить всяческие, самые изобретательные средства для любых задач и целей, но и мог, прежде всего, определить надлежащим образом цели и задачи подлинно человеческой жизни и деятельности" (т. 1; стр. 9). Эти слова сегодня звучат с той призывной значимостью, с той же тоской о необходимости для людей подлинно человеческой жизни и деятельности. Делать это будет не наука, а сами люди. Каждый человек. Очевидность этого - одно из обретений сегодняшнего дня России. В свете этого можно и, думаю, нужно, формулировать и приоритеты в общей психологии - науки, стремящейся находить общие для всех людей закономерности существования их психической реальности. Это дело людей науки, их ответственности за ее

19

существование, за свое пребывание в ней как свою жизнь в науке.

Для людей вне науки, для тех, кто просто живет обычной будничной жизнью, вовсе не очевидна их собственная общность (закономерные для всех людей свойства психической реальности?) со многими проявлениями свойств психической реальности других людей. Насколько она очевидна? Этот вопрос уже не является риторическим или вопросом для научной методологической дискуссии. Это вопрос принятия решений о воздействии на жизни множества людей. Современные средства массового уничтожения позволяют это сделать в считанные минуты.

Общая психология в эти считанные минуты исчезает, превращаясь в частную психологию силы оружия и власти. Вся методология сводится к принятию неравенства между людьми как основания для воздействия, как основания для уничтожения. Что могут сделать ученые? Что они делают в нашем настоящем, где общими для всего человечества уже давно являются только размеры планеты Земля? Что они должны делать, ставя своей целью найти истину? Это вопросы для вас, читатели. Я пишу учебник - мне надо излагать истинные научные знания. Среди них - история психологической науки.

Об этом будет следующая глава.

Суть прочитанного вами состоит в том, что общая психология как наука ориентирована на наличие общих для всех людей закономерностей их психической реальности. Она делает их предметом своего исследования.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Психологию часто определяют как науку о душе, ориентируясь на дословный перевод этого слова с греческого. Объясните, как вы понимаете, что такое душа. Какие свойства, по вашему мнению, отличают душу от других предметов, существующих в мире?
  2. Чем, по вашему мнению, отличаются современная психология от психологии современника? Можно ли по названию восстановить объект психологической науки? Как он соотносится с предметом психологии как науки?

20

  1. Опишите содержание дистанции исследователя по отношению к изучаемому им предмету, ориентируясь на содержание его суждения, выраженного следующим образом: "Построение общей психологии нельзя рассматривать как угасающую академическую традицию или задачу обеспечения репродуктивного учебного процесса. Это не способ демонстрации эрудиции ученого или путь повышения его статуса в научно-исследовательском сообществе. Это всегда новая проблема совершенствования теоретической психологии и расширения ее жизненных возможностей, проблема повышения ее доступности и сохранения ее неисчерпаемости для практикующего психолога". (Е.Б. Старовойтенко. Современная психология. М. Академический Проект. 2001. Стр. 16.)
  2. Как вы думаете, какие аксиомы (методологические принципы) использовал исследователь - автор следующего суждения: "Я доказывал господство естественного закона над ходом человеческих дел, - господство, которое может существовать одновременно с доброю волею совершенно так, как неизбежный переход индивидуума от одного возраста к другому - достижение зрелости и затем ослабление всего организма к старости - совместим с его добровольными действиями. Этот высший закон ограничивает наши достижения известным направлением и руководит ими, заставляя идти по известному пути. По любимому выражению стоиков, желудь может неподвижно лежать в земле, не обнаруживая признаков жизненной силы, пока не получит тепла, влаги и других веществ, необходимых для прорастания... Желудь может произвести только дуб..." Дж.В. Дрэпер. История умственного развития Европы. Киев. 1895. стр.634.)
  3. Почему многие психологи-экспериментаторы проводили исследования на самих себе? Какие эксперименты, по вашему мнению, требовали принятия решения о воздействии только на самого себя?
  4. Чем, по вашему мнению, отличаются испытуемые от исследуемых?
  5. Как вы думаете, почему К. Юнг - один из классиков мировой психологии - написал следующие слова: "До тех пор, пока психология для нас останется только наукой, мы будем стоять вне жизни, служа лишь самоцели науки. Правда, через науку мы постигаем положение дел, но она не допускает никакой иной цели, кроме своей собственной. Интеллект остается заключенным и скованным в самом себе до тех пор, пока не пожертвует добровольно своим первенством и не признает наличности иных, достойных внимания целей". (К. Юнг. Психологические типы. Москва. 1996. Стр. 93.)

21

  1. Выразите свое отношение к отрывку из "Бесов" Ф.М. Достоевского (М. 1990. Стр. 244): "Никогда разум не в силах был определить зло и добро, или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно; напротив, всегда позорно и жалко смешивал; наука же давала решения кулачные. В особенности этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, не известный до нынешнего столетия. Полунаука - это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым все преклонялись с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему".
  2. Какое место занимает психологическая наука в современном обществе России? Сформулируйте ваше мнение, обоснуйте его вашим личным опытом.
  3. Почему выбор методологии определяет все конкретные действия в работе ученых?

22

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.