Глава 15

МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  межгрупповые отношения и взаимодействия порождаются контекстом культуры. Изучение влияния этого контекста на появление и реализацию межгрупповых отношений и взаимодействий составляет предмет этнопсихологии. Этнопсихология - экспериментально-теоретическая наука. Она существует как отрасль социальной психологии. Межгрупповые отношения и взаимодействия изучает и политическая психология, которая в настоящее время оформляется в отдельную научную дисциплину. Данные этих наук позволяют выделить закономерности межгрупповых отношений и взаимодействий в контексте культуры

Задают человеку вопрос о его национальности, а он в затруднении. Что ответить, если мать - русская, отец - поляк, а все вместе они живут в Грузии? Если это вопрос для знакомства, то ответ на него не представляет опасности для жизни. А если это - вопрос на войне, где главный признак врага - его национальность, то тогда ... Вопрос можно было бы не обсуждать в такой острой форме, если бы он не равнялся цене жизни в ушедшем двадцатом веке и уже начавшемся двадцать первом. Этнопсихологи назвали это этническим парадоксом современности, который развивается на фоне мировой тенденции к глобализации экономики, унификации материальной и духовной культуры.

Нация - самая большая после человечества группа, к которой человек переживает свою принадлежность непосредственно. Существует несколько объяснений, почему в современном мире обострилось национальное чувство, чувство принадлежности к определенному

274

народу (этносу). Это чувство еще называют этнической идентификацией.

Современный мир все чаще характеризуют как нестабильный мир, мир неопределенности и риска, мир, перегруженный информацией, от которой люди уже ищут защиты. Человек по своей природе не может жить в неопределенности, у него есть как потребность в новизне, так и потребность в упорядоченности, организованности, которая делает жизнь предсказуемой, а будущее осуществимым. Именно в стремлении к упорядоченности и предсказуемости жизни видят этнопсихологи причину этнического парадокса современности. ,

Этническая идентичность дает человеку возможность воспринимать свою жизнь как целостный предмет, организованный в пространстве и времени, обладающий узнаваемостью, а значит, предсказуемостью, понятностью, той безопасностью, которая защищает в условиях возрастающей неопределенности и нестабильности. За этнической идентичностью одно из очень сильных переживаний - переживание "Мы", которое расширяет психологическое пространство человека и укрепляет границы его "Я" по принципу обратной связи. Для людей, живущих в России, индивидуально этот вопрос может стоять очень остро. "Мы" - это кто? Русские? Граждане России? Россияне? Ярославцы? Москвичи? Сибиряки? ... Ваш личный ответ, читатель, я не знаю. Мой опыт общения с соотечественниками показывает, что многие из них сегодня испытывают трудности в конкретизации ответа и говорят о том, что "Мы" - это люди.

Этническая идентичность дает человеку чувство причастности к вечным ценностям, которые транслируются его этносом во времени и пространстве. Это - традиции и обычаи, регулирующие течение жизни, гарантирующие сохранность ее ценности своей упорядоченностью и воспроизводимостью.

Этническая группа - не единственная большая группа, где человек может получить переживание "Мы". Такими группами могут быть профессиональные, церковные, спортивные, клубные объединения, однако этническая группа обладает теми свойствами, которых лишены другие группы. Этническая группа

275

устойчива во времени и пространстве, и никто не может изгнать человека из этой группы. За счет этих признаков она выполняет функции защиты и ориентации в жизненных ценностях, которые гарантируют жизни ее осуществимость.

Кроме поисков стабильности в нестабильном мире, причиной обострения этнической идентичности людей является рост реальных контактов людей разных этнических принадлежностей - миграция и туризм, беженцы, студенческий обмен и т.п. создают реальную необходимость индивидуального самоопределения своей этнической принадлежности. Сегодня уже не редкость русский, говорящий на английском языке, работающий, например, на Мальте или на Майорке. Кто для него "Мы"?

Все вопросы этнической идентичности обостряются по мере роста социальной и экономической нестабильности. Для понимания межгрупповых отношений и взаимодействий важно принять в качестве исходного положения научное представление о том, что каждый человек имеет свое место в жизненном пространстве планеты, которое создается социально-экономическими, культурными условиями осуществления его индивидуальной жизни.

Равенство людей, по существу этим и ограничивается, так как конкретные социально-экономические, культурные условия определяют принадлежность человека к той или иной большой группе, которые еще называют социальными группами, так как поведение этих групп определяет политическую и экономическую жизнь общества как целостности, как живого организма, обладающего возможностями самоизменения.

Наличие таких больших групп и их влияние на индивидуальное сознание человека - один из очевидных фактов современности, с которым нельзя не считаться. Самая очевидная типология больших групп - по признаку богатства. Люди, принадлежащие к ним, ведут себя по-разному потому, что обладают разным сознанием, которое сложилось под влиянием взаимодействия с людьми из своей группы.

Понятие социально-группового сознания - одно из понятий политической психологии, которое описывает феномен, возникающий в условиях бытового общения

276

людей большой группы, людей, объединенных конкретно-историческим местом и временем. В нем находит отражение личный опыт жизни людей этой группы, который находит отражение в их непосредственном языковом общении - форме социально-группового сознания.

Язык, которым говорит человек, один из существенных показателей его принадлежности к социальной группе. Язык - это форма как индивидуального, так и группового сознания. Создателем языка социальной группы является чаще всего его элита - люди, которые обладают творческими и интеллектуальными возможностями кристаллизации в слове (опредмечивании) сущностных проявлений жизни группы. К элите социальной группы человек принадлежит не по праву рождения, а по возможности воплощения в своей жизни общих ценностей и целей группы. В этом смысле в социальной группе в роли элиты могут быть люди из других групп. Это происходит только потому, что они умеют выразить ценности этой группы, сформулировать за нее ее общие цели. Так в группе возникает идеология.

Идеология группы - это осознанная и достижимая общая цель, движение к которой обосновывается местом группы в системе общественных отношений. Идеология - это проявление зрелости группового сознания, возможность разделить идеологию группы для конкретного человека обозначает приобщение к жизни большой группы за счет преобразования его сознания в идеологическое. Такое сознание не только задает идеальные ценности и нормы, оно задает и образцы поведения и формы контроля за поведением, т.е. санкции за нарушение норм и поощрения за их соблюдение. Идеология создает героев как образцов воплощенных ценностей жизни большой группы. Естественно возникает необходимость в пропаганде этих образцов, так возникают специальные средства и способы, среди которых главную роль играют средства массовой информации.

Вопрос о герое нашего (или вашего) времени - это вопрос о воплощении идеологических ценностей в историю индивидуальной жизни, в биографию. Искусственно создаваемые пропагандой герои того или иного

277

времени - печальный пример противоречий живой жизни человека и его искусственной (не натуральной) героичности. Так и хочется продолжить этот вопрос о том, что настоящий герой любой социальной группы - это человек, который живет или прожил жизнь с чистой совестью. Думаю, что в современном мире - это настоящий героизм.

Итак, большие группы отличаются их местом в обществе, в общественной жизни и в принципе они определяются как группы по их месту в структуре общества. Сегодня во всем мире в обществе выделяют следующие большие социальные группы, принадлежность к которым влияет как на индивидуальное, так и на групповое сознание людей. Это - буржуазия, рабочий класс и крестьянство, а между ними слои (страты) и прослойки крупной, средней и мелкой буржуазии, индустриальных, транспортных и других рабочих, фермеров, коллективизированного крестьянства, интеллигенции и т.п. Эти большие группы порождают сходные личностные качества у своих представителей или, как принято говорить в науке, социальные типы. Их происхождение объясняется сходством жизненных задач и способов их решения в одно и то же историческое время в одном и том же историческом пространстве, что задает сходные обстоятельство создания Я-знаков для осуществления идентификации.

Краткая характеристика каждого типа позволяет зафиксировать существенные различия целей социальных групп, их место в социальном и культурном пространстве, а значит и возможности взаимодействия.

Буржуазия как группа разнородна и состоит из нескольких слоев, которые объединены общей целью - получение прибыли, расширение и укрепление своего бизнеса. Современные исследователи общества отмечают, что существенные психологические качества буржуазии как группы определяются ее деятельностью - бизнесом. В этой деятельности сочетается рациональное мышление с умением принимать решения в неопределенной ситуации - рисковать.

Степень риска определяется масштабами бизнеса и прочностью его позиций на рынке. При принятии деловых решений буржуазия как группа ориентируется на межличностные и межгрупповые отношения на

278

рынке. Обмен - основное действие, которое осуществляется на рынке. В этом действии присутствует как высокая степень риска, так и высокая степень доверия к партнеру по обмену. В обмене, который опосредован деньгами как знаками, существует время движения товара и денег, когда они еще ничьи - они ушли от одного владельца и еще не пришли к другому. Возможность будущего как личного, так и целой группы определяется в этот момент движения денег и товара. Риск потери - денег или товара - объединяет участников обмена в одном пространстве деятельности, но разъединяет во времени. Без доверия друг к другу обмен невозможен. Недаром существует мнение о том, что современный капитализм вырос в недрах протестантской этики (М. Вебер), которая утверждает, что каждый христианин должен без внешних предписаний и ограничений свободно упражняться в благочестии, так как он как христианин обладает всей полнотой божественной благодати и через таинство крещения обретает священство. Личная свобода и личная ответственность за свою жизнь и жизнь других людей - эти качества личности возникают как естественное следствие реализации в межличностных отношениях протестантской этики.

Можно находить различия в качестве конкретных целей мелкой, средней и крупной буржуазии, однако эффективность ее деятельности как группы определяется ориентацией на создание и воплощение в конкретные действия концепции самой жизни.

В этой концепции находит отражение потребная модель будущего общества, так как бизнес невозможен без ориентации на общество в целом. В современном мире, где процессы глобализации приобретают все более выраженные черты, в модель потребного будущего включаются уже не только характеристики общества, но и человечества в целом. Бедные и богатые государства - это реальность дня. Отношения между ними в масштабе планеты определяют саму возможность жизни.

Рабочий класс как социальная группа в современных обществах давно уже имеет те же ценностные ориентиры, что и буржуазия. Развитие социально-группового сознания рабочих определяется историческими

279

традициями и путями формирования данной общности как группы в конкретном обществе. В этом смысле рабочие России и рабочие Франции имеют разные традиции и разные основания для формирования своей общности. Можно сказать, что рабочие конкретизируют в своем групповом сознании концепцию человека, 'которая как одно из проявлений идеологии транслируется в конкретном обществе. Эта концепция обнаруживает себя во всей полноте и противоречивости в периоды социально-политических кризисов, когда у рабочих развивается одновременно критическое и зависимое сознание, которое влияет на их групповую позицию в обществе. Сила групповой сплоченности определяется единством цели, эту цель в ее конкретном личном выражении рабочий осознает как свои социальные потребности. В современном мире наблюдается тенденция сближения ценностей, норм и образцов поведения рабочих и буржуазии.

Крестьянство как социальную группу исследователи обычно характеризуют следующими качествами: пассивность, вера в предопределенность изменений, уход от социальных проблем в индивидуальные, приверженность к жизни в замкнутых, организованных структурах.

Интеллигенция как социальная группа очень неоднородна. Развитие индивидуального сознания этих людей препятствует развитию сознания группового. Общности формируются в основном по профессиональному признаку.

С ростом образованности населения признаком интеллигента как представителя своей группы является создание интеллектуального продукта. Спрос на них в современном мире возрастает, что меняет роль интеллигенции в общей структуре общества.

Маргинальные группы. Это люди, которые не имеют выраженной принадлежности ни к какой общественной группе. В силу этого они не могут интегрироваться в общество и обладают рядом черт, которые отражают состояние их сознания. Это - социальная пассивность, аморальность, агрессивность. У них нет систем ценностей, которые бы структурировали их концепцию жизни или концепцию человека, так как эти ценности приобретаются в относительно устойчивых

280

культурных условиях жизни. У маргинальных групп ее нет. В современном обществе разновидностью маргинальных групп являются люмпенизированные слои населения - это нищие. Нищета как явление российской действительности, превращение в люмпенов представителей самых разных профессий, порождает особое маргинальное сознание (индивидуальное и групповое). Это сознание, в котором нет ни исторического времени, ни исторического места. Это сознание, в котором история закончилась, а значит закончилась общественная жизнь как таковая.

Отношения между описанными социальными группами в конкретном историческом пространстве и времени реализуются через их политическую активность как проявление жизни общества.

Политическая психология изучает это и пытается выделить закономерности во взаимоотношениях и взаимодействии групп.

Сами социальные группы могут трансформироваться в особые образования, которые.называются массой, толпой, публикой, общественностью.

Все эти групповые образования неустойчивы во времени и пространстве, однако, возникая на ограниченное время, они обладают огромной силой воздействия как на своих членов, так и на внешние условия своего возникновения. Все эти групповые образования относятся к числу больших групп, однако, кроме общих, они имеют и специфические характеристики.

Масса. В литературе множество определений и метафор, описывающих эту общность людей. Мне представляется, что наиболее точным будет описание ее как неоформленного в структуру некоторого количества людей. До момента структурирования любыми силами (внешними или внутренними) количество людей можно называть массой. Масса - это всегда масса людей. Оба эти слова - масса и люди - обозначают существенные признаки без их конкретизации. Некое неструктурированное количество людей - масса или народная масса. Она объединена моментом времени в одном пространстве. Люди могут даже не переживать своей принадлежности к массе, так как она может не выделяется как целостный предмет, вызывающий отношение.

281

Это существенно отличает переживание принадлежности к массе от принадлежности к народу. Думается, что наиболее точно переживание принадлежности к народу выражено Андреем Платоновым: "Без меня народ не полный". В отношении массы у человека может не быть чувства единства и причастности к ней, а возникнут противоположные чувства - независимости и чуждости.

Толпа. Предмет многочисленных изучений, в котором выделено его главное психологическое качество - исчезновение в этой группе людей индивидуального сознания и индивидуальности личности каждого, появление коллективной души, имеющей временный характер, однако обладающей духовным единством, необходимым для единого действия. Духовное единство толпы делает ее сильной, организованной общностью людей, способной на действие. Это действие не подчиняется рациональной логике, оно основано на преобладании бессознательного. В толпе у ее членов исчезает ответственность как проявление свободы, они заражаются общими чувствами и их сознание изменяется. В этом измененном состоянии сознания люди толпы совершают общие действия такого содержания, на которые они не способны индивидуально вне толпы.

Толпа управляется лидером или группой лидеров, которые обладают харизмой - даром внушения и воздействия на бессознательные качества психической реальности людей.

Толпа людей, объединенная общей целью и общим пространством, обладает силами напряжения и разрушения, которые дают себя знать в появлении такого явления как кружение. Толпа в ограниченном пространстве начинает вращаться вокруг центра, вращаться внутрь себя - это значит, что каждый ее член подвергается сдавливанию соседей, что приводит к физическому уничтожению людей в толпе. Остановить это саморазрушение толпы очень трудно. Единственным источником спасения от саморазрушения может быть шок, вызванный внешним воздействием. Часто для предотвращения вращения в толпу внедряют людей в форме, чья знаковая неприкосновенность сдерживает возникновение кружения, однако не может его предотвратить.

282

Можно сказать, что толпа - это социальный организм, возникающий в пространстве и во времени для выполнения действия. Известно, что тогда когда толпа совершает действие, она рассеивается.

Публика - явление, порожденное развитием средств массовой коммуникации. Это - большая группа людей, объединенная источником информации. Она обладает общим мнением, которое создается через средства массовой информации. Это мнение как содержание интеллектуальной деятельности определяет позицию публики в принятии и осуществлении жизненных решений. На создание своей публики направлено все воздействие рекламы. Человек индивидуально не переживает свою принадлежность к публике как к группе, так как мнение, задаваемое средствами массовой информации, не требует его интеллектуальных Я-усилий. Однако, выражая свое отношение к мнению, он реагирует как представитель публики.

Общественность - это большие группы людей, которые принимают участие в выработке социальных решений и несут ответственность за их выполнение в виде общественного контроля. Общественность - это организованные по разным признакам объединения людей, которые могут выразить свои социальные потребности в осознанной форме.

Человек осознает свою принадлежность к общественности как возможность воздействия на жизнь общества через Я-усилия.

Естественно, что взаимодействие людей в разных социальных группах порождает особые типы поведения, которые воспринимаются как социальные типы. Тип общественника и тип маргинала, тип массового человека и человека толпы - это разные проявления индивидуальной психологической зависимости человека от того содержания отношений с другими людьми, которые составляют культурное, социальное пространство его жизни.

Наличие в этом пространстве устойчивых факторов (народ, национальность) и факторов изменчивых (социальная группа прежде всего) задают основания для идентификации Я как целостности, как точки отсчета в системе жизненных координат, регулирующих активность человека.

283

Суть главы состоит в том, что социально-культурное пространство жизни человека - общество - представляет собой целостный предмет, обладающий внутренней структурой. В этой структуре присутствуют относительно устойчивые и относительно изменчивые образования, которые могут быть поняты и описаны как большие группы. Принадлежность человека к ним определяет содержание его переживаний как своей возможности воздействовать на жизнь как целостный предмет. Культура, общество - это не абстракции - это то содержание переживаний каждого человека, которое воспринимается им самим как его индивидуальная ответственность за осуществление жизни на планете. По их содержанию каждый из нас и может быть отнесен к маргиналам или буржуазии, к людям толпы или к публике. Существует много вариантов "быть вместе" - быть с народом, с людьми, быть человеком или ...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Опишите основные черты любого, известного вам лично, национального характера.
  2. Как вы думаете, чей национальный характер изучить проще - народа, к которому вы принадлежите, или другого народа? Почему?
  3. Как вы думаете, почему людям важно чувство принадлежности к большой группе?
  4. Как вы думаете, чем отличается гражданство от национальности? Возможны ли ситуации совпадения этих понятий?
  5. Может ли человек поменять национальность?
  6. Что изменится в жизни человека, если он сам перейдет из одной социальной группы в другую?
  7. Что изменится в жизни человека, если его заставят перейти из одной социальной группы в другую?
  8. Почему толпа ждет харизматического лидера и готова ему подчиниться? Выскажите ваши предположения, сопоставьте их с мнением С. Московичи, которое есть в его работе "Век толп" (М. "Центр психологии и психотерапии" 1996).
  9. Как вы думаете, почему маргиналы не проявляют интересах тому месту, где они живут в данный момент времени?
  10. Может ли человек жить вне социальной группы?

284

  1. Как действует масса людей на вас лично? Какие переживания у вас возникают?
  2. Можно ли специально организовать толпу?
  3. Почему паника скорее возникнет в толпе, чем в массе?
  4. Почему реклама через средства массовой информации имеет воздействие на индивидуальное сознание?
  5. Выскажите свое мнение о следующем суждении А. Адлера, которое он выразил в книге "Понять природу человека" (СПб. 1997) так: "Мало эмпирически наблюдать психические явления. Их всегда необходимо рассматривать в разрезе общественной жизни. Наиболее важный и ценный ключевой тезис нашей общественной жизни следующий: характер человека никогда не является основой морального суждения. Мы предпочитаем руководствоваться социальной оценкой отношения этого человека к окружающей его действительности и качеством его взаимоотношений с обществом, в котором он живет. При развитии этих идей мы открыли два характерных для всего человечества явления. Первое - это всеобщность существования социального чувства, которое соединяет человечество в единое целое; это социальное чувство, или общественный дух, и стоит у истоков великих достижений нашей цивилизации...
    Вторым критерием характера является оценка тех факторов, которые наиболее враждебны социальному чувству: склонности к борьбе за личную власть и преобладанию над другими..." (стр. 164 - 165).

285

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru