Глава 14

ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ГЛАВЫ:

  социальное пространство человеческих отношений организовано. Способ организации - создание малых групп. Каждая малая группа представляет собой целостное предметное образование, существующее как структура со своими функциями. Законы возникновения и функционирования малых групп изучает социальная психология. Принадлежность человека к малой группе или к малым группам организует его жизнь в конкретно-историческом пространстве и времени, создает условия для становления его индивидуальности.

Факты существования групп людей очевидны и, кажется, не требуют специальных усилий для доказательства. Семья, школьный класс, группа детского сада, пассажиры одного автобуса, студенты одной учебной группы, пешеходы одного дорожного перехода, участники спортивного соревнования, все спортсмены мира, футболисты, каратисты, гандболисты, гимнасты, коки морских лайнеров и т.д. и т.п. Вариантов групп оказывается очень много, может сложиться впечатление, что бесконечно много. Выбирая разные критерии для описания некоторого количества людей как группы, можно строить самые разные классификации, которые будут объединяться названием - группа людей. Если, например, это проделать с коками морских лайнеров, то можно получить такие группы: все коки одного лайнера; коки, работающие на кухне одного из этажей лайнера; коки лайнеров определенного морского маршрута; все коки Скандинавии, все коки России, коки всех стран и народов; коки всех времен и т.п. Это все группы людей. Однако, очевидно, что это - разные группы. Их главное отличие в содержании

254

межличностных отношений, которые объединяют людей в пространстве и времени существования группы.

Коки конкретного морского лайнера могут быть знакомы друг с другом, могут испытывать чувства от воздействия друг друга и от взаимодействия не территории судна, они могут считать кого-то авторитетным, а кого-то новичком - любителем в их профессиональном деле. Это невозможно для группы коков всех времен, в ней люди не знают друг друга, у них нет возможности испытывать реальные чувства друг к другу, нет возможности совместной, профессиональной работы. Их объединение в группу - интеллектуальное усилие наблюдателя, вариант его операции обобщения по признаку, выбранному произвольно. Существование такой возможности и требует уточнения понятия группа для превращения его в научное понятие.

Как уже отмечалось в этом тексте, появление социальной психологии позволяет применять понятие группы как научное понятие. Это значит, что можно выделить существенные признаки группы.

К числу этих признаков относятся, как известно те, которые позволяют описать явление как целостный предмет. Для группы - это принцип объединения людей (как объединены люди); функции (что делает группа) ; дистанция между людьми в пространствах и временах (физическое присутствие людей друг для друга); условия членства в группе (обязательное или свободное).

Группой можно назвать общность людей, объединенную по определенному признаку, имеющую специальные функции, задающие пространственно-временные отношения между людьми как членами группы. Огромное многообразие возможных групп людей требует уточнения понятия группа как единицы анализа в социальной психологии. Так в истории социальной психологии возникли два понятия - большие и малые группы. Большие группы изучает этнопсихология, политическая психология, психология народов - о них речь пойдет в заключительной главе этого текста.

Малые группы являются темой этой главы, поэтому требуется уточнение понятия группа по признаку ее численности - малая. Можно уточнить его так: малая группа - это группа, где все друг с другом лично знакомы.

255

Тогда вопросы о том, как возникла эта группа, что она делает, как люди строят межличностные отношения, как люди становятся членами группы - это вопросы о существовании этой группы как целостности, как единого пространственно-временного образования, как предмета науки.

Современная социальная психология предлагает ответы на эти вопросы через описание разных типов малых групп.

С ним есть смысл познакомиться.

Формальные и неформальные группы. Они отличаются структурой, т.е. содержанием межличностных отношений и их происхождением. Формальные группы создаются как организации с заранее заданной структурой. Эта структура отражается в инструкциях и правилах, организующих отношения людей в пространстве и времени совместного существования, которые фиксируются как групповые роли. Например, формальные правила подчинения и управления в школе или в фирме, юридические правила организации семьи - это распространенные варианты создания формальных групп. Естественно, что вступая в реальные, живые межличностные отношения, люди пронизывают эти правила и инструкции содержанием своих переживаний, которые создают реальные отношения как неформальную структуру группы, наполняют социальные роли конкретным чувственным содержанием. Тогда создаются ситуации, которые переживаются людьми как соответствие или несоответствие формальной и неформальной структуры группы. Например, суждения о том, что "наш директор на своем месте" и "наш директор не на своем месте" отражают существование возможного соответствия и несоответствия формальной и неформальной структуры группы.

По времени существования группы делятся на случайные, временные, постоянные или спорадические. Это зависит от наличия общей цели и ее удаленности во времени.

Случайная группа - объединение людей в одном месте в один момент времени. Например, пассажиры одного самолета. Эта группа исчезает, когда исчезает момент их пространственно-временного объединения.

256

Временная группа - ограничена временем совместной деятельности. Туристы, идущие по одному маршруту и ученики одного класса - это примеры таких объединений. Заканчивается время - исчезает группа. Хотя, как уже отмечалось, она может стать неформальной и продолжить свое существование в другом качестве, в другом времени и пространстве.

Постоянная группа - группа, созданная для длительного (в пределе - вечного) существования. Фирма, школа, деревня, город - они созданы для длительного существования. Жизнь этих групп отражает противоречия временного и вечного как относительную независимость самой группы от ее конкретных членов.

Спорадические группы - это группы, которые встречаются в реальном пространстве и времени через определенные интервалы времени. Встреча на конференциях членов профессионального объединения, встреча членов любого клуба и т.п. - это варианты таких групп.

Условные и реальные группы отличаются возможностями физических контактов членов этих групп. Люди, объединенные в условные группы (это объединение они могут провести самостоятельно или это делает исследователь) могут не встречаться, не знать друг друга лично. Например, принадлежность к условной группе психологов можно определить самостоятельно и переживать это объединение как личную ответственность за положение дел в этой группе, а принадлежность к другой условной группе (их может быть великое множество - любителей рисования, музыки, езды верхом и т.п.) вообще не переживать как зависимость от этой группы. Исследователь может образовать множество условных групп людей по заданному им самим критерию.

Выделение этого типа групп с очевидностью показывает, что человек может быть членом множества разных групп.

Обязательные и свободные группы. Они отличаются принципами членства в этих группах. Из названия понятно, что в свободную группу можно войти и выйти из нее по желанию. Это, естественно, нельзя сделать для обязательной группы. Примером обязательной

257

группы является семья, где мы появляется на свет и все человечество в целом. Многие современные группы - прежде всего профсоюзы - так строят свою работу, что практически становятся обязательными для своих членов. Это же относится ко многим религиозным сектам и закрытым обществам.

Первичная и вторичная группа. Эти группы отличаются степенью значимости для жизни человека. Первичная группа основана на отношениях взаимной зависимости и регулируется неформальными нормами, она пронизана чувствами симпатии ее членов друг к другу. Первичные группы часто называют психогруппой, а вторичные - социогруппой. Такой социгруппой может стать спортивная команда, коллеги по работе, члены одного клуба и т.п.

Каждая малая группа обладает внутригрупповой динамикой. Этому явлению и будет посвящена следующая часть главы.

С внутригрупповой динамикой, как говорят, лицом к лицу встречались все, кто хотя бы раз в жизни был новичком в группе, которая уже некоторое время существовала как целостное образование. Это мог быть и автобус, в который вы входите как новый пассажир, и группа детского сада, и отделение в больнице, и школьный класс, и воинское подразделение, и купе вагона, и производственный коллектив и т.п. То содержание, которое есть в переживаниях новичков любой группы, может быть описано как поиск своего места в группе. Это буквально происходит а автобусе и купе вагона, это отражает то, что происходит в группе детского сада, в школьном классе или в воинском подразделении. Ситуацию можно было бы обобщить до предела и сказать, что поиск своего места происходит для каждого новичка в группе по имени человечество. Это - не метафора.

В группе для каждого члена группы есть свое место в пространстве и времени межличностных отношений, которые составляют общее пространство и время группы как целостного образования. Наличие своего места в группе для каждого ее члена придает группе относительную устойчивость или структуру. Так, солдаты строятся в шеренгу, ученики в классе сидят в определенном порядке, дети в детском саду имеют свои места

258

в игровой комнате и за обеденным столом и т.п. Занимая место в группе, приобретая это место человек включается в структуру, должен включиться в структуру, которая в силу своей относительной устойчивости обладает силами притяжения ее элементов. Требуются усилия для преодоления этой силы (переживания новичков в любой группе отражают наличие сопротивления структуры), чтобы обрести место в группе. Если вы ищете свое место в вагоне или автобусе, то для этого есть карта - билет, такой карты в буквальном смысле нет в других группах.

Человеку надо найти ориентиры в межличностных отношениях членов группы, чтобы соответствовать структуре группы, т.е. законам и закономерностям ее существования. В формальных группах такая возможность ориентации задается инструкциями, правилами организации, которые с достаточно большой точностью могут определять место человека в структуре.

Сложнее дело обстоит в неформальных группах, где межличностные отношения людей строятся на принципах симпатии и антипатии, которые регулируют место человека в структуре группы. Как известно, чувства человека двойственны и их проявление может не соответствовать содержанию чувств. Чтобы ориентироваться в них как в обосновании структуры неформальной группы, надо обладать развитой концепцией другого человека и Я-концепцией, которые позволяют обосновывать взаимодействие с другим человеком, возможности принятия его воздействия и одновременно гарантируют человеку сохранение его индивидуальности. Иначе говоря, надо понимать людей и уметь сохранять целостность своего Я.

Неформальная группа, когда человек ищет в ней свое место, оказывает на него разные виды давления. Он - новичок - должен стать частью общности, должен стать как все. В этом проявляется одна из важнейших составляющих групповой динамики - групповая сплоченность. Она - энергетическое образование, которое возникает по законам заражения людьми чувствами друг друга, именно она делает членов группы похожими - их общие чувства проявляются в сходной форме. В этом смысле можно было бы обсуждать вопрос о том, какие общие чувства объединяют человечество

259

как группу или какие общие чувства объединяют членов мафиозной или профессиональной группы и т.п. Групповая сплоченность - одно из проявлений групповой динамики, т.е. тех изменений в ее структуре, которые отражают существование группы как целостного образования.

Групповая динамика - это проявление внутренней жизни группы как организма. Часто группы и называют социальными организмами, так как существование изменений в межличностных отношениях внутри группы отражает основные процессы жизни организма - ассимиляцию и адаптацию. Ассимиляция - активность по использованию внешних условий для организации активности, это можно сравнить с потреблением пищи или употреблением природных объектов для собственных потребностей. Адаптация - это приспособление к среде за счет изменения свойств организма как целостности. Очевидно, что у адаптации есть предел, заданный устойчивостью его структуры. Это с очевидностью можно наблюдать в фактах разрушения групп, когда, например, приятельская группа исчезает как целостность, не сумев адаптироваться к расстоянию, которое разделяет их в пространстве индивидуальной жизни. Другие примеры как примеры удивительной устойчивости, адаптированности к меняющимся условиям могут, например, демонстрировать студенческие группы - люди могут чувствовать принадлежность к ним и через десятилетия после окончания студенческих лет.

Групповая сплоченность - это очень удачный термин, который рождает образ общности, объединения, обладающего в следствие этого особой силой нового качества. Это качество рождается из общности цели как предмета, вызывающего общие чувства. Предметность чувства - естественная основа групповой динамики, проявляющейся как групповая сплоченность. Поиск места в группе, обладающей этим качеством, связан для человека с преодолением сопротивления уже имеющегося объединения людей, для которых существует общая цель. Чтобы занять место в структуре группы, человеку надо выделить общую цель группы и сделать ее своим потребным будущим. Эта активность опирается на концепцию жизни, которая реализуется труппой

260

как целостностью. Цели криминального юношеского объединения и цели профессионального научного сообщества разные по содержанию, но у них общая функция - они объединяют группу в пространствах и временах ее жизни, порождают взаимозависимость людей как членов группы и их взаимодействие.

Цель группы как идеальное образование требует предметной формы - такую форму создает лидер группы. Именно он - тот человек, который в живом слове формулирует цели группы как проявление одновременно группового и индивидуального сознания. Лидер говорит языком каждого, обычно это очень простой язык. (Один из советов, которые психологи обращают к людям, претендующим на лидерство, обязательно связан с умением точно, кратко и просто формулировать цели). Формулировка, которая содержит обозначение желаний всех как каждого и каждого как всех, фиксирует цель как лозунг, как кредо, как формулу общности. Она становится обоснованием индивидуальных и групповых усилий людей.

Именно через формулировку целей группа оказывает влияние на ее членов и представляет себя в сообществе других групп.

В социальной психологии существует очень большое число исследований, которые описывают различные типы лидерства как проявление власти одного человека над другими (в некоторых группах бывает несколько лидеров).

Общая цель и ее предметное воплощение по принципам обратной связи порождают в группе средства и способы реагирования группы на процесс достижения совместной цели. Они существуют как групповой контроль за достижением цели. Можно сказать, что это - групповое произвольное и послепроизвольное внимание за совместной активностью. Этот контроль воплощается в создание знаковых средств, регистрирующих успешность или неудачи в достижении общей цели. Носители этих знаковых средств приобретают в группе особую роль - роль хранителей групповых ценностей, о таких людях говорят, что они - воплощение (в зависимости от цели группы это может быть разное воплощение - настоящего учителя, настоящего мужчины, настоящего бойца и т.п.) Хранитель групповых

261

ценностей - это эталон норм группы, мера, по которой определяется успешность ее движения к общей цели. В этом смысле можно говорить о воплощении человеческого и нечеловеческого в человеке как представителе группы - человечества, можно говорить о воплощении идеала семьи в каком-то ее члене или об образцовом (нормальном) политике и т.п.

Групповой контроль порождает особое динамическое образование в группе - групповую солидарность, которая в бытовой жизни чаще всего встречается в виде круговой поруки (своих не выдавать) или коррупции (принцип тот же). Групповая солидарность сокращает дистанцию между членами группы, усиливает чувство взаимозависимости, порождает чувство близости, которое при его возрастании перерастает в угрозу потери индивидуальности. Групповая солидарность упрощает концепцию другого человека, вводя в качестве обоснования отношений с другими людьми понятие своих ("Мы") и чужих ("Они"). В этих понятиях обобщенное представление о человеке исчезает в его конкретизации: человек - это тот, кто принадлежит к нашей группе. Остальные - не люди. Узнаваемость этого во множестве фактов современной истории - нацизм, расизм, сексизм (оценка людей по полу), шовинизм, национализм, классовый подход. Все они - символы человеческого горя неизмеримых масштабов. За всеми ими - сила групповой сплоченности, которая может быть воплощена в силу оружия - в смерть другого человека, других людей. Число мертвых не будет восприниматься как показатель горя, т.е. они - чужие.

Этот феномен групповой динамики находит отражение в создании норм группы, в создании механизмов контроля за нормами, в создании механизмов наказания за нарушение этих норм.

У человека есть его естественная, природная потребность - быть с другими людьми. Ее называют социальной потребностью и выделяют ее разновидности: потребность в общении, в труде, потребность в любви и признании, потребность в достижении. Эта потребность порождает необходимость пребывания в группе или в группах, однако групповая динамика как проявление групповой сплоченности оказывается в

262

противоречии с природными свойствами индивидуальной психической реальности человека - со свойствами воли и свободы. Это - основной источник неизбежных конфликтов как проявления групповой динамики.

Противоречие между индивидуальными свойствами психической реальности человека и групповой динамикой отражается в таком поведении личности как конформизм.

Конформизм как проявление групповой динамики показывает существование сил воздействия на каждого из членов группы, которые переживаются людьми как зависимость (разной степени) от присутствия других людей в группе.

Эта зависимость не может быть оценена однозначно как подавление естественной свободы человека. Есть виды зависимости, которые обеспечивают групповое единство - сам факт существования группы как целостности. В этом смысле единство действий членов группы может не соответствовать единству мнений и переживаний.

Группа - это прежде всего единство действий, определяемое содержанием цели. Для достижения этого единства в группе есть специальные средства воздействия на ее членов, средства принуждения, санкции (в том числе исключение из группы).

Единство действий как единообразие внешне похоже на конформизм, т.е. уподобление себя другим. Однако на этом сходство и заканчивается, так как конформизм по сути - это отказ человека от границ собственного Я, установление тождества границ Я и границ группы. Отказ - это действие, требующее усилия, в данном случае усилия разрушения Я-знаков и их содержания.

Конформизм воплощается в стремлении выделять групповое мнение и групповое переживание и соответствовать им как тому "Мы", которое одновременно является реальным и идеальным образованием, так как может быть конечным (реальная, контактная группа) и бесконечным (в группу объединены люди, а их существенный признак - возможная ориентация на вечность и бесконечность). Последнее не относится к группам нелюдей, цели которых не обладают этим свойством.

263

Выделение группового мнения и группового переживания требует от конкретного члена группы усилий, поэтому конформист - это человек, который постоянно находится в напряжении достижения соответствия тем параметрам группы, которые меняются в пространстве и во времени ее жизни. Погоня за призраками - этот образ, думаю, наиболее точно отражает конформное состояние человека. Такими "призраками" становятся те обобщения, которые по принципу их возникновения не проверяемы на истинность и достоверность. Это обобщения типа: "Все думают, что..." ("Все" - это кто, сколько их конкретно, в какой момент и как они думают и т.п., уточнение разрушает возможную конкретность этого обобщения). Аналогичны обобщения: "Каждый нормальный человек должен...", "Никто из нас не может себе представить, что...", "Все понимают, как..." и т.п.

Конформизм неизбежно связан с рационализацией - защитным механизмом личности, который позволяет сохранить проявления Я в целостности психической реальности, однако не может обеспечить его границ, так как рационализация строится на неполных обобщениях, отражающих возможное подобие человека с другими людьми. Когда случается так, что эти другие исчезают - группа распадается - конформист оказывается в пустоте одиночества своей психической реальности, лишенной содержания. Это - настоящий крах предельного проявления конформизма.

Основой конформизма являются социальные потребности человека, потребности подражания другим людям и идентификации с ними. Как и всякие потребности, они имеют разную степень проявления, разную силу. Один из законов существования потребностей - закон Йеркса-Додосона - говорит о том, что при большой силе потребности активность человека может нарушаться, а не совершенствоваться. Высокая степень потребности уподобления другим людям разрушает индивидуальность человека, превращает его в конформиста без лица и собственного имени. Он даже может говорить о себе во множественном числе или прибегает к безличным грамматическим формам, он не умеет и боится употреблять Я-высказывания. Страх быть отвергнутым другими людьми - одна из основ конформизма.

264

Итак, групповая динамика проявляется в зависимости ее членов не только конкретно друг от друга, но и от группы в целом. Эта зависимость существует в виде чувств, вызываемых группой какпредметом. Одно из чувств названо выше - это страх. Другое - как проявление двойственности чувств - это восторг, душевный подъем от достижения соответствия группе через подражание, через принятие цели группы как обретение новых источников силы Я с помощью обратной связи от границ группы, создающих дополнительные позитивные переживания от Я-усилий, объединенных с Я-усилиями других людей. Это чувство остро переживается людьми, поющими в хоре или играющими в оркестре. Недаром, метафора позитивных явлений группы чаще всего основана именно на этих образах.

Жизнь людей естественно протекает в разных видах групп, поэтому конформизм - это только одно из явлений групповой динамики. Как в любом живом организме, в группе присутствуют не только силы единения, но и силы разрушения. Проявлением такой силы являются "отклоняющиеся" или девиантные личности. Они отклоняются от тех оснований, которые объединяют группу и вносят в нее элементы нестабильности, которые требуют внутригруппового реагирования на возникшее отклонение. Человек как член группы (или разных групп) может осуществить отклоняющееся поведение по отношению к одной или нескольким группам, однако сохранить свое зависимое от группы поведение в других группах. Например, человек может выступить против своей партийной группы, однако он примерный отце в семейной группе.

Потребность в отклоняющемся от группового поведении естественна для человека как проявление природной силы его Я (воли), его естественного стремления к свободе - автономности от других людей.

Наличие таких вариантов поведения обеспечивает группе возможность развития - уточнения ее общих целей, средств и способов достижения цели, так как проявление индивидуальности - это возможность реагирования на группу как целостный предмет. В этом тексте уже отмечалось, что это - проявление трансцендентальной позиции.

265

В современном мире, в тот момент, когда я пишу этот текст, у личностей, обладающих оружием и деньгами, есть возможность личного отклоняющегося поведения по отношению к такой группе, как человечество или народ (свой или чужой).

Трансцендентальная позиция из философско-психологической идеи как возможности мышления о жизни в целом, превратилась, буквально на наших глазах, в возможность воздействия на жизнь планеты в целом. Международный терроризм, звездные и бактериологические войны - только этого достаточно для того, чтобы увидеть в трансцендентальной позиции, как относительно независимом от других людей индивидуальном существовании, проявление предельной зависимости людей друг от друга как жителей одной планеты.

Если в первичной группе за отклоняющееся поведение наказывают моральными и материальными воздействиями, то что может сделать человечество как группа с теми, кто разрушает основы общей жизни на планете?

Как достичь единения в группе, если она по смыслу своего существования обречена на противоречивость активности ее членов - конформность и девиантность? Они - лишь предельное проявление групповой динамики, тех изменений в ее структуре, которая задает место каждого из ее членов. Здесь надо написать много разнообразных мнений из той области человеческого знания, которая называется конфликтология.

Конфликт - реальность существования людей в любой группе. Они - неизбежны как появление изменения в групповой динамике на фоне ее относительной стабильности. Конфликты можно описывать по характеру течения, по источникам возникновения, по технологии урегулирования.

По характеру течения - это временные, хронические, спорадические конфликты. Временные конфликты по конкретному времени могут быть разнообразны, но ограничены началом и завершением конфликта.

Хронические конфликты не имеют определенного завершения - у них есть начало, которое часто теряется в истории жизни группы, сложно определить возможное завершение такого конфликта.

266

Спорадические конфликты - периодически появляются и исчезают, могут измеряться временем их течения.

По источникам возникновения конфликты могут разделяться на:

  • личные;
  • межличностные;
  • принадлежности;
  • межгрупповые;
  • социальные.

Личные конфликты - это напряженность в психической реальности одного из членов группы, вызванная его отношением к группе как целостному предмету. Типичным примером может быть предательство групповых интересов.

Межличностные конфликты - содержание негативных отношений двух или большего числа членов группы. Оно отрицательно сказывается на проявлении группового единства, так как конфликтующие люди создают напряжение, которое не соответствует напряжению, необходимому для реализации групповых целей.

Конфликты принадлежности разным группам чаще всего переживаются как ролевые и статусные внутриличностные конфликты. Так роль лидера может требовать от человека соблюдения внутригрупповых норм, которые не соответствуют его нравственным нормам как члена церкви. Человек, например, может занимать подчиненное положение в группе (иметь низкий групповой статус), а в другой группе, к которой он принадлежит одновременно, его статус выше (или лидирующий).

Межгрупповые конфликты основываются на противопоставлении "Мы" и "Они". Этот внешний конфликт может порождать и внутригрупповые и внутри-личностные конфликты, так как существует предельное объединение всех групп по признаку принадлежности к людям.

Социальный или культурный конфликт возникает как следствие переживания людьми конкретно-исторических обстоятельств места и времени их индивидуальной жизни. Например, переживание чувства своей ненужности обществу, в котором живет человек,

267

или чувства социальной беспомощности, чувства обездоленности и т.п. - это проявления социального или культурного конфликта, которые будут влиять на отношение человека к самому себе, к своей жизни в целом, к людям, порождая другие типы конфликтов.

По характеру урегулирования конфликты можно разделить на:

  • саморегулирующиеся;
  • опосредованные.

Саморегулирующиеся конфликты разрешаются конфликтующими сторонами без вмешательства других людей. Обычно суть урегулирования в том, что достигается согласие, понимание, выравниваются интеллектуальные позиции. Такая возможность существует за счет введения во взаимодействие конфликтующих сторон общего предмета (или общих свойств предмета), который создает условие для начала диалога.

Опосредованные конфликты разрешаются с помощью посредников - других людей, которые берут на себя роль проявления, уточнения и формирования интеллектуальных позиций конфликтующих сторон. Можно сказать, что посредник берет на себя роль носителя интеллектуальной истины в возобновлении диалога между конфликтующими сторонами.

Как известно, разум человека может заблуждаться, осуществление роли посредника всегда связано с риском такого заблуждения, поэтому требует особого умения слушать и слышать истину других людей и транслировать ее. Сегодня роль посредников чаще всего выполняют миротворцы с оружием в руках или дипломаты, наделенные статусом неприкосновенности.

В роли посредников могут быть (часто бывают) люди, воплощающие своей жизнью сущность человека. Их называют духовными лидерами конкретной группы, народа или даже человечества. Ими могут быть религиозные деятели, писатели, философы, общественные деятели, политики. Предельным посредником в разрешении конфликтов люди считают Бога, который вершит суд над всем сущим.

Когда психологи пытаются выделять средства и способы урегулирования конфликтов, то они все так или иначе обращаются к умениюzслушать другого человека,

268

к умению понимать его, к умению формулировать (осознавать) свои индивидуальные и групповые чувства. Все эти умения при их очевидной значимости очень трудны, так как требуют от людей наличия их индивидуальности как ответственности за свою жизнь среди людей. Это значит - требуют от человека проявления тех его свойств, которые делают его творцом своей же собственной психической реальности, тех Я-усилий, которые воплощают возможность творчества в реальные отношения с другими людьми и самим собой.

Индивидуальность человека как воплощение его личности в чудо осуществившейся, осуществляющейся жизни - культурно-историческое явление, воплощающее в себе реализованный замысел творения. Это - возможность каждого человека жить с другими людьми по законам творения совместной жизни. Эта возможность проявляется в конфликтах как необходимость изменения, преобразования, обновления жизни.

Конфликт - это не только страх и боль, это и возможность обновления при избавлении от причин боли.

Эта возможность реализуется, естественно, по-разному и можно наблюдать следующие последствия конфликтов в группе:

  • образование подгрупп;
  • изгнание конфликтующего члена группы;
  • выбор "козла отпущения";
  • организационные изменения;
  • появление или смена руководителя.

Образование подгрупп сопровождается перераспределением зон влияния разных членов группы на внутригрупповые отношения, это на время снимает напряженность.

Изгнание конфликтующего члена группы, его бегство, арест, изоляция - один из способов стабилизации напряжения в группе. Аналогичным образом группа воздействует и на тех членов, которые не имеют выраженного энергетического потенциала, не обогащают группу своим взаимодействием. Таких слабо взаимодействующих членов группа вытесняет или открыто изгоняет.

"Козел отпущения" - конкретный человек или подгруппа в группе, на которого (которых) перекладывается

269

ответственность за конфликт. Они подвергаются нападению для снятия агрессии в группе. Если "козел отпущения" спасается бегством из группы, то группа находит нового. Обычно группа не стремится к изгнанию такого человека или подгруппы людей. Они ей нужны для снятия напряжения. Формула этого действия проста и известна во множестве жизненных и литературных вариантов, например, "У сильного всегда бессильный виноват..." "Козел отпущения" находит свое предельное выражение в образе врага, чужого, который своим существованием и возможностью воздействия на него создает в группе дополнительный источник группового объединения. Размеры группы при этом не имеют существенного значения. Признак враждебности и чуждости может быть приписан другому человеку или другим людям по любому признаку. Современная история так богата на примеры, что любой читатель без труда может найти собственный пример. Приведу только один - врагом, чужим может стать каждый, кто живет в соседнем дворе. Только потому, что он живет в соседнем дворе.

Организационные изменения в группе как последствия конфликтов выражаются в изменении групповой цели или ее переформулировке. Это необходимо для появления новых обоснований общности как содержания группового сознания.

За счет этого происходит перестройка индивидуального сознания каждого члена группы. Осуществляются Я-усилия для достижения соответствия содержания индивидуального и группового сознания. Таким образом обновляется содержание групповой динамики. Примером этого может быть появление новых партийных лозунгов, способствующих созданию новых оснований для объединения членов партии.

Организационные изменения в группе могут быть связаны и с преобразованием средств и способов достижения общей цели. Появление новых запретов и разрешений как новых групповых норм, регулирующих групповую динамику, - один из признаков ее жизни. Например, изменение дистанции за счет введения новых форм обращения друг к другу или униформы, или устава и т.п. - это прямое воздействие на средства и способы достижения групповой цели.

270

Организационные изменения в группе могут быть связаны с преобразованием ее структуры за счет специального воздействия на строение структуры. Все преобразования управления группой - централизация или децентрализация - это путь разрешения конфликтов в группе.

Появление или смена руководителя группы - это вариант "козла отпущения", когда руководителю приписывается ответственность за групповую динамику.

При изменении способа управления - стиля руководства - групповая динамика приобретает иное содержание. Авторитарный стиль сменяется демократическим или наоборот, напряжение в группе изменяется. Стиль управления группой как стиль руководства - одна из наиболее популярных тем в психологии малых групп и в социальной психологии в целом. Суть проблемы - воздействие человека на человека с конкретной (групповой) целью.

Какие бы модели идеального руководителя не создавались в социальной психологии, жизнь всегда ставит перед фактами мощного влияния на других людей личностей, которых сегодня все чаще называют харизматическими лидерами. Они обладают даром воздействия на других людей. Подробнее об этом будет в следующей главе.

Стили управления - авторитарный и демократический - существенно отличаются способами принятия групповых решений и распределения ответственности за достижение общей цели. При авторитарном стиле ответственность лежит на всех, а решения принимаются одним - руководителем. При демократическом стиле решения принимаются совместно всей группой на основе выработки согласия, происходит распределение и принятие ответственности как проявление Я-усилий в движении к групповой цели.

Распад группы - еще одно следствие конфликтов, проявление сил, которые в ней потенциально присутствуют. Психологи, которые работают с семейными конфликтами, знают, что принятие, например, решения о разводе приносит членам конфликтующей группы не только страдание, но и облегчение. Позитивная психотерапия предлагает воспринимать развод как возможность начать новую жизнь. Это - одно из

271

проявлений представлений о групповых конфликтах и их разрешении.

Психология малых групп поистине неисчерпаемая тема в социальной психологии и смежных с нею науках - этнографии, социологии, демографии и т.п. Результаты изучения групповой динамики широко используются для организации воздействия на группы в политике, в педагогике, в рекламе, в создании произведений массовой культуры.

Каждый из нас переживает это воздействие как встречу с кем-то (часто безлично неизвестным), кто пытается говорить от нашего личного имени, заменяя наше индивидуальное сознание групповым. Борьба за сохранение своего индивидуального сознания - это конфликт. Готовность к этой борьбе и возможность ее осуществления - это проявление зрелости личности как ее индивидуальности. Без группы (групп) это созревание невозможно, без групп это проявление невозможно. Так рождаются вечные темы науки, литературы и искусства - темы конфликта.

Суть изложенного в этой главе состоит в том, что люди организуются в группы для достижения общих целей. Общие цели как потребное будущее, воплощаемое общими усилиями, создает зависимость людей друг от друга как взаимодействие и воздействие. Они представляют собой жизнь группы как целостного образования, имеющего относительно устойчивую структуру, существующую как определенное место каждого члена группы, как определенная групповая роль, регулирующая степень зависимости от других членов группы при достижении общей цели.

Групповая динамика существует за счет разных видов конфликтов, их разрешение и представляет собой жизнь группы как целостного предмета.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Почему и как исследователь может сам создавать группы?
  2. Может ли группа создать сама себя?
  3. Как переживает человек свою принадлежность к условной группе?
  4. Как переживает человек свою принадлежность к реальной группе?

272

  1. Можно ли быть конформистом наоборот, например, все носят черные носки, а вы оденете белые?
  2. Почему согласие с абсурдными требованиями группы бывает мучительно трудно для человека?
  3. Как вы думаете, можно ли руководить без конфликтов?
  4. Что происходит с руководителем, который стремится избегать групповых конфликтов?
  5. Приведите пример поведения "козла отпущения"? Если вам приходилось наблюдать эту роль в группе, делитесь переживаниями, которые у вас были в момент наблюдения?
  6. Социометрия - опрос как метод измерения межличностных отношений в группе, который дает возможность исследователю выявить структуру группы. Суть этого метода в том, что членам группы задают вопросы на взаимный выбор партнеров по совместной деятельности из числа членов группы. Например, это вопрос к школьникам: "С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?" Проанализируйте возможности социометрии для изучения структуры группы.
  7. Часто социометрию проводят в одной и той же группе несколько раз, меняя содержание вопроса? Как меняется, по вашему мнению, содержание вопроса при повторном исследовании?
  8. Как вы думаете, как, когда и кому сообщаются результаты социометрического исследования? Обоснуйте свой ответ представлениями о групповой динамике.
  9. Может ли, по вашему мнению, у группы быть цель самоуничтожения?
  10. Можно ли в обществе регулировать число групп? Если "да", то кто, как и почему это делает? Если "нет", то почему это не делают?
  11. Как лично вы переживаете групповое давление? Опишите свои переживания..
  12. Почему и как возникает девиантное поведение?
  13. Как и почему в группе возникает зависимость ее членов друг от друга?
  14. Может ли человек избежать влияния группы, находясь в ней? Как и почему это возможно (невозможно)?
  15. Как узнать, что группе требуется обновление структуры?
  16. Напишите за пять минут, членами каких групп вы являетесь? Как надо анализировать результат, который вы получите?

273

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.