Глава 13

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  в отношениях между людьми проявляются, обозначаются и взаимодействуют свойства их психических реальностей, что создает особое пространство - пространство межличностных отношений, где место психической реальности каждого человека обозначается как позиция во взаимодействии. Она реализуется в содержании дистанции с другим человеком и в мере воздействия на него, которые обосновываются понятием нормальности как обобщенным проявлением концепции жизни и концепции другого человека.

Тема, которую мы будем обсуждать в этой главе, принадлежит к социальной психологии. Эта отрасль общей психологии активно развивается и вполне обоснованно претендует на роль отдельной науки. Определение статуса науки - это дело времени, поэтому сегодня можно определиться в своем отношении к ней, признав момент рождения новой отрасли общей психологии как состоявшийся факт. У него, естественно, потенциально есть будущее в мире научного знания.

Межличностные отношения - это огромное пространственно-временное образование, которое простирается как в прошлое истории человечества, так и обращено к его далекому и реальному будущему времени. Я уже пыталась показать, что отношение человека к человеку - пространство этого отношения не очень зависит от реального времени. Такие явления индивидуальной психической жизни как встреча и событие могут объединить в момент переживания времена и пространства в единство состояния конкретного человека. Тогда биографические факты индивидуальной жизни людей (смерть, например, или

231

разлука) не имеют существенного значения. Встреча может состояться и через века, было бы с кем встретиться, т.е. была бы во времени личность - воплощенное чудо жизни. Это чудо может воплотиться в предметы, созданные личностью, так появляется возможность встречи с чудом другой жизни.

Предметы, созданные людьми, присутствуют в межличностных отношениях и выполняют много функций, одна из которых - воплощать чудо жизни личности. Другие функции предметов как знаков, имеющих общее для людей значение, обеспечивают существование коллективного сознания и создают основания и обоснования для существования явления, которое называется созданием и использованием норм.

С одним из проявлений в жизни этого явления мы встречались, когда говорили об инструкциях как особых текстах, воплощающих правильное (нормальное) действие с предметом.

Важнейшая особенность норм как предметного - материального или идеального - образования состоит в том, что в них в превращенной форме представлено присутствие другого человека. Норма - это своеобразная гарантия бытия другого человека как человека, объединенного общностью своих свойств с создателями и пользователями (реальными и потенциальными) нормы. Наиболее очевидно это значение нормы можно наблюдать в межличностных отношениях близнецов. Близнецовый метод - один из методов исследования в психологи. Именно он позволяет получить наиболее достоверные данные о происхождении индивидуальных качеств психической реальности.

Межличностные отношения близнецов - это один из вариантов межличностных отношений, где проявляются существенные качества того пространства, которое представляет собой взаимодействие личностей.

В литературе разного типа - научной, педагогической, научно-популярной, художественной - накоплено множество фактов о сходстве и различии в качествах психической реальности близнецов.

Практически все они с разной степенью изумления стремятся отмечать сходство разных качеств близнецов. Эти факты представляют несомненный интерес,

232

однако в контексте этой главы наиболее значимы те факты, которые позволяют выявить обстоятельства, способствующие проявлению индивидуальности каждым из близнецов (сколько бы их не было).

Надо сказать, что Другие люди (обратите на это внимание) чаще всего ждут от близнецов проявления их сходства. Близнецы как бы обязаны проявлять, демонстрировать другим это сходство. Почему?

В этом вопросе и вариантах возможных ответов на него открывается та область действительности, та область бытия, которая и называется межличностными отношениями. Выделяю ее содержание - люди ждут друг от друга проявления взаимно известных форм активности.

Межличностные отношения в отличие от других типов отношений людей (к природным объектам, к самому себе, к труду, к предметному миру и т.п.) - это реализация известных, знакомых, узнаваемых, понятных, ожидаемых форм активности. В них как бы минимален риск неизвестности, они вводят в индивидуальное и коллективное сознание людей такое содержание, как долженствование, как большую вероятность присутствия будущего в настоящем, как осуществимость будущего, его потенциальную реальность, как воплощение надежды.

Если межличностные отношения лишаются этого качества (о возможных причинах в общем виде можно говорить как о двойственности чувств человека), то появляется мощное негативное переживание, которое вторгается в концепцию Другого человека и разрушает ее - так возникает отсутствие веры в человека. Эта отсутствующая вера в человека как в вера в возможность межличностных отношений, заменяется страхом, унынием, безнадежностью, апатией, той экзистенциальной тоской, которая лишает жизнь смысла.

Итак, межличностные отношения - это ожидание от другого человека известной ждущему формы активности. Этот механизм, существующий в психической реальности, называется проекцией - уподоблением Другого человека или его отдельных качеств своим собственным. Одновременно, благодаря проекции, настоящее находит связь с прошлым и транслируется в будущее.

233

Какое содержание проецируют люди в межличностных отношениях?

В общем виде это содержание можно назвать концепцией Другого человека, именно оно будет обосновывать позицию в отношении с другим человеком, дистанцию взаимодействия, ее обоснование и меру воздействия на другого человека. Родители близнецов в этом отношении представляют очень яркий пример того, как может реализоваться конкретно концепция Другого человека. У родителей есть два варианта построения отношений с близнецами - или подчеркивать их сходство или культивировать различие. Выбор стратегии, а значит всех бытовых деталей - цвета и фасона одежды, вариантов игрушек и игр, пищи, обучения и т.п. - будет определяться самими родителями на основе их концепции Другого человека, тех ценностей, которые они выделяют в ней как приоритетные. Например, ценности индивидуализма или коллективизма, которые могут быть значимы для родителей, скажутся на выборе стратегии отношения к близнецам.

Взрослые люди - прежде всего родители - внесут в жизнь близнецов долженствование как реализацию своего представления о том, что такое хорошо, а что такое - плохо, т.е. правила, нормы, меры взаимодействия с разными свойствами бытия. Они будут реализовывать эти правила через воздействие на активность близнецов, организуя ее в пространстве и во времени.

Таким образом, идеальное представление о том, что должно быть правильно, будет конкретизироваться в действиях, пространство отношений будет заполняться взаимными преобразованиями людьми друг друга. Для понимания межличностных отношений важно, что они - как пространство - заполнены идеальным содержанием. В этом идеальном содержании есть главный вектор, организующий все времена и пространства психической реальности - это ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА.

Идеал человека конкретен для каждой культуры, он представляет собой теоретическое обоснование долженствования в межличностных отношениях. Каждая культура имеет тексты, в которых сохраняются во времени и пространстве доказательства возможности

234

долженствования в межличностных отношениях. Говоря иначе, каждая культура имеет свою систему доказательств веры человека в человека и обоснование этой веры.

Такие тексты представлены прежде всего в мировых религиях, однако существование их и в мировой классической литературе и в мировой классической науке - это проявление той веры человека в человека, без которой невозможно существование пространств и времен в межличностных отношениях.

Можно сказать, что феномен веры человека в человека как феномен возможного будущего каждого из них - главное содержание межличностных отношений.

Близнецы - как и все люди - переживают это содержание через определение своей позиции. Для них этот вопрос очень конкретен - кто из них старший. Порядок рождения обычно позволяет решить этот вопрос безошибочно, но различие позиций создаст и различие в ответственности не только за себя, но и за другого человека (своего брата или сестру). Ответственность возможна только в межличностных отношениях - она представляет собой Я-усилия по осуществлению будущего. Естественное неравенство людей в проявлении индивидуальных Я-усилий в межличностных отношениях выливается в неравенство позиций, в неравенство ответственности за осуществление долженствования.

Каждый человек осуществляет свою долю ответственности как проявление его возможности контроля за появлением будущего. Это еще называется "локусом контроля".

О существовании это явления каждый из нас знает по чувству признаваемой вины за будущее, которое мы могли бы достигнуть своими Я-усилиями, но не сделали это. В этом чувстве раскрывается также и наличие границ позиции, которую человек осуществляет Я-усилиями в межличностных отношениях.

"Локус контроля" показывает, какое предметное содержание человек преобразует своими усилиями, т.е. делает своим, ему принадлежащим, от него зависимым. Близнецам это часто бывает очень сложно сделать, если их позиции (как неравенство) в межличностных

235

отношениях не зафиксированы или вообще не дифференцированы, когда их воспринимают только как общность.

Психологами много раз описывались ситуации развития близнецов, когда они, воспринимаемые другими людьми как общность, создавали позицию общности, создавали границы своей общности, буквально недоступные для воздействия других людей. Известны ситуации, когда близнецы создавали свой язык, таким образом подчеркивая границу общности своей позиции в отношениях с другими людьми (подробно это исследовано А.Р. Лурия).

Развитие близнецов позволяет утверждать, что содержание межличностных отношений представляет собой гетерогенное образование, неравномерно, представленное в пространствах отношений. Существование границ позиций наряду с "локусом контроля" - одно из доказательств этого.

Границы позиций реализуются в содержании переживания человека человеком: "Кто ты для меня? Кто я для тебя? " Одновременно этот вопрос и к самому себе: "Кто я сам для самого себя?"

Как уже неоднократно отмечалось в этом тексте, внутренний диалог человека открывает для него самого существование Я как особой реальности, как источника его активности. В межличностных отношениях происходит встреча как минимум двух Я, потенциально обладающих сходными свойствами как источники активности, однако разными по силе, по той энергии, которую они реализуют. Это выражается как в очевидных возрастных различиях, так и в менее очевидных индивидуальных вариантах. Различия в силе Я создают для людей разные возможности воздействия друг на друга. Так в отношениях близнецов неравенство в силе Я преобразуется в такие качества, как ведущий и ведомый. В социальной психологии говорят об отношениях лидерства и зависимости.

Эти отношения реализуются через меру воздействия человека на человека - это то содержательное обоснование равенства людей, которое дает концепция другого человека.

В практике межличностных отношений постоянно воспроизводится в конкретной форме обоснование

236

равенства или неравенства человека с человеком как осуществлении ими различных форм взаимодействия. В отношениях близнецов это часто проявляется в драматических тонах домашних, и не только, конфликтов, когда они буквально делят сферы влияния. Особенно остро это проявляется в близнецовых парах подростков, когда для каждого из них обостряются проблемы формирования индивидуального сознания и становления автономности, независимости от других людей. Тогда наличие своего пространства и времени для него оказывается жизненно необходимым. Каждый из них прилагает все силы для того, чтобы иметь свое жизненное пространство и время. При этом они создают выраженные границы в виде запретов на вмешательство.

В этом можно увидеть те естественные основы морали, в которой эти запреты имеют императивную - повелительную и безусловную интонацию.

Так через воздействие других людей на границы Я у человека создаются переживания, регулирующие дистанцию с другим человеком как принятие его воздействия и обоснование воздействия собственного. Они фиксируются в понятии нормы, в понятии правил, в понятии допустимого и возможного, в понятиях психического здоровья и психического заболевания. Они также позволяют оценивать воздействие другого человека как вредное, разрушающее или как созидающее событие.

В межличностных отношениях как реакция человека на воздействие другого человека, на силу его воздействия появляются и существуют защитные механизмы личности. Эти механизмы были подробно описаны в психодинамической теории, созданной З. Фрейдом.

Сегодня психологи широко пользуются представлением о защитных механизмах личности, обогащая и интерпретируя его в соответствии с собственным представлением об идеале науки и человека. Я позволю задать несколько вопросов, которые уточнят, надеюсь, необходимость выделения, описания и понимания роли и места защитных механизмов личности в межличностных отношениях людей. Почему личности надо защищаться? От кого и когда ей надо защищаться? Как человек сам воспринимает свои защитные механизмы

237

личности? Как люди воспринимают защитные механизмы друг друга?

Ответ на эти вопросы неизбежно связан с понятиями свободы и воли человека как с проявлением его экзистенциальных, сущностных качеств.

Название "защитные" позволяет предполагать, что человек подвергается опасным воздействиям на качества его психической реальности. Существование таких воздействий доказывается многими фактами бытовой жизни, историей развития медицины, философии и других наук о человеке, а также историей литературы и искусства. Какие воздействия на человека являются опасными? Сегодня один из ответов на этот вопрос связан с понятием стрессоров. О них речь шла в предыдущей главе. Напомню, что стрессоры вызывают адаптивную реакцию всего организма человека, переживание этой реакции обогащает опыт выживания в экстремальных жизненных условиях. Человеку надо не защищаться от стресса, а учиться переживать его неизбежное появление как проявление одного из свойств жизни. В этом смысле можно говорить о пользе стресса как ситуации обогащения жизненного опыта. От стресса нельзя защититься, к нему надо быть готовым, создавая концепцию жизни, где есть место риску. Это снижает опасность стрессоров.

В общем можно сказать, что опасными для психической реальности человека являются такие воздействия, которые он не может пережить.

В первых главах этого текста говорилось о том, что переживание - единица психической реальности. Она имеет содержание, которому соответствует форма. Переживание выражается в этой форме. Это представляет процесс, организованный в пространствах и временах человеческой жизни. Психологи часто говорят о технологии переживания как об организации воплощения его содержания в соответствующей форме. Необходимость такой технологии обосновывается тем, что формы переживания взрослого человека опосредованы его концепцией человека и Я-концепцией, а значит, лишены той натуральности, естественности проявления, которая есть, например, у эмоционального тона. Форма переживания всегда связана с присутствием Другого, ориентирована на его реальное или

238

потенциальное присутствие. Одним из самых знаменитых психологических примеров этого является ситуация плача трехлетнего ребенка, который в ответ на утешение незнакомого взрослого сказал, что он плачет не для него, а для мамы. Фраза ребенка: "Я не для тебя плачу. Я для мамы плачу" раскрывает самое главное свойство переживания - его адресность, его потенциальную направленность на другого человека, а уже по законам обратной связи и на самого переживающего. Выражение переживания в соответствующей ему форме - это обращение к другому человеку. Суть этого обращения - обозначение своей психической реальности, проявление, выражение ее как предмета для восприятия другим человеком. Без другого человека никому из нас не пережить присутствие психической реальности как данности нашей жизни. Вот здесь и возникают опасности, которые можно обозначить одним словом - непонимание. Это - самая главная опасность, которая порождает необходимость защищаться от ... воздействия другого человека или людей, а значит (вспомните еще раз об обратной связи) и от самого себя.

Можно выделить несколько существенных факторов, которые ведут к непониманию людьми свойств психической реальности друг друга:

  • - несоответствие формы и содержания переживания;
  • - ограничение пространства и времени взаимодействия (переживание должно выразиться);
  • - отсутствие дистанции во взаимодействии, а значит, ограничение возможности восприятия психической реальности как целостного предмета;
  • - несоответствие содержаний концепции другого человека и Я-концепции;
  • - разные обоснования меры воздействия на другого человека.

Несколько конкретных примеров. Несоответствие формы и содержания переживания чаще всего очевидно можно наблюдать в ситуациях, когда человек пытается "играть", скрывая свои чувства. Прячет зависть и злобу за любезной улыбкой и лицемерием.

Отсутствие дистанции во взаимодействии - психологи называют это симбиозом - приводит к разрушению

239

структуры Я каждого человека, порождает чрезмерную взаимозависимость. Люди не понимают ценности друг друга, так как не выделяют друг друга как самостоятельные реальности.

Несоответствие Я-концепции и концепции другого человека чаще всего выглядит как предельный эгоизм, варианты которого - игнорирование факта наличия психической реальности у другого человека.

С вариантами разных мер воздействия на другого человека как фактором непонимания мы встречаемся очень часто в ситуациях нарушения норм. "Как так можно?" в этом риторическом вопросе может быть и изумление, и ужас, и сочувствие, и горечь, и унижение как переживание воздействия другого человека, нарушившего нормы.

Непонимание другого человека как сопротивление, как воздействие является тем фактором, который способствует актуализации свободы и воли как данности свойств Я каждого из взаимодействующих людей.

Сопротивление, непонимание другого человека, его воздействие как ограничение спонтанной активности Я рождают напряжение в этом Я, которое требует воплощения в соответствующей ему форме.

Итак, Я как данности психической реальности, как ее природному, естественному свойству присуща спонтанная активность, которую человек переживает как его желания (хочу, хочется, хотелось бы). Эти желания обеспечивают человеку свободу как возможность выбора предмета его желания. Одновременно они открывают ему такие свойства его бытия, как вечность и бесконечность и потенциально могут сделать их предметом желания. Свобода - это ориентация активности Я на вечность и бесконечность.

Непонимание другого человека ограничивает эту ориентацию или даже разрушает ее. Это вызывает боль, так как в переживании свободы отражается данность, природность свойств Я. Этот вид боли и называется душевная боль, одним из выражений ее является тоска, которая может перерасти в депрессию. Зависть - это тоже ограничение свободы человека человеком. Суть его в требовании подобия людей друг другу. Если кто-то отличается (это одно из оснований

240

появления зависти), то через завистливые воздействия это отличие стремятся нивелировать.

Итак, воздействие одного человека на другого как непонимание может привести к ограничению свободы как данности свойств Я, что вызывает душевную боль. Любая боль - душевная и физическая - имеет порог, т.е. предел, за которым уже разрушение, т.е. болезнь того органа, который ощущает боль. При переживании душевной боли такая ситуация - появление болезни - предельная. Я человека как одна из структур психической реальности обладает обратной связью, т.е. реактивностью на душевную боль. Это изменение Я под влиянием душевной боли и осуществляется через защитные механизмы.

Суть изменения в том, чтобы сохранить свободу как данность свойства Я, защитить ее от ограничивающего воздействия другого человека, защитить от непонимания.

В появлении защитных механизмов отражается наличие в Я самостоятельного источника активности, который часто называют ядром личности, существование которого каждый человек узнает как проявление его воли.

Этот источник в полный голос дает о себе знать упрямством трехлеток, когда они настаивают на своих желаниях и сопротивляются любому воздействию взрослого до тех пор, пока им, часто орущим во всю силу легких, не дадут возможности самим принять решение о том, что и как они должны делать. Этот источник бьет в полную силу у юношей, когда они добиваются самостоятельности, претендуя на полноту собственного понимания мира.

Воля - это обоснование выбора во внутреннем диалоге, это то преодоление противоречий, которое воспринимается человеком как специально им самим организованное усилие. Волевое усилие, Я-усилие при принятии решения. Самоорганизация. Самоограничение той свободы, которая есть суть Я.

Эти два качества Я человека - свобода и воля - как проявление его природной активности, его жизненной энергии, в ситуациях душевной боли составляют содержание переживаний, которые обретают форму через защитные механизмы личности.

241

Почему личности надо защищаться?

Потому что существует душевная боль от воздействия другого человека. Защита - это реакция природных свойств Я на эту боль.

От кого и когда надо защищаться?

От того, кто не понимает, ограничивает свободу и подавляет волю своим чрезмерным воздействием.

Как человек сам воспринимает защитные механизмы личности?

Как возможность пережить душевную боль.

Как люди воспринимают защитные механизмы друг друга?

Как способность переживать воздействие другого человека.

Какие есть защитные механизмы как формы проявления свободы и воли в ситуациях душевной боли?

Наиболее распространенные среди них следующие:

  1. Отождествление себя с кем-то или чем-то, находящимся вне психической реальности.
  2. Содержание и форма своего переживания душевной боли отождествляются с уже существующими в межличностных отношениях других людей. Например, человек говорит о себе: "Я - клоун, жалкий клоун".
  3. Вытеснение - движение содержания желания из сознания в подсознание, преобразование энергии Я в энергию бессознательного.
  4. Ошибочные действия, оговорки, ослышки - типичное проявление преобразованной энергии Я. Например, под влиянием вытеснения человек может не замечать очевидного, теряя связь с реальностью. В быту обычно говорят об ослепшем и оглохшем от душевной боли человеке. Это - одно из проявлений вытеснения.
  5. Проекция как одно из следствий вытеснения проявляется в переносе вытесненного болезненного содержания на другого человека. Люди обычно это переживают как "приписывание" им чужих мотивов и качеств, как проявление по отношению к ним несправедливости и предвзятости. Человек, который "приписывает" другому свои возможные мотивы и осуществляет проекцию вытесненного. Ревнивцы, например, склонны видеть появление этого чувства у других людей.
  6. Образование симптомов - создание и сохранение страдания, воспроизведение боли. Это выражается в постоянной внутренней тревоге, беспокойстве, чувстве напряжения, в склонности к депрессии, в отсутствии легкости. Жизнь воспринимается как тяжелый груз.

242

  1. Сублимация - перевод болезненного напряжения в другую форму. Например многие люди, испытывая душевную боль, заглушают ее избыточным потреблением пищи или алкоголя.
  2. Перенос - освобождение от боли путем замещения предмета, вызывающего боль, другим предметом при сохранении целей взаимодействия с ним. Например, ребенок испытывающий душевную боль от дефицита общения с родителями, долгое время проводит в общении с мягкой игрушкой, общаясь с ней как с живой.
  3. Образование реакций - неадекватная реакция на источник душевной боли. Чаще всего - это лживость и месть вместо проявления искренних чувств душевной боли.
  4. Бегство, уход - создание дистанции (любыми способами) по отношению к реальному источнику душевной боли. Чаще всего - это отказ от контактов, переход в позицию постороннего наблюдателя за взаимодействием людей. Предельный вариант - сознательное одиночество, внутренняя эмиграция.
  5. Принятие роли, оправдывающей бессилие в сопротивлении воздействию, вызывающему душевную боль. Например, роль маленького человека или роль обиженного судьбой или роль непризнанного гения позволяют преобразовать душевную боль в позицию, защищающую правилами самой роли. Маленький человек не несет ответственности, обиженный судьбой вынужден страдать всю жизнь, непризнанный гений одинок и горд своим одиночеством.
  6. Рационализация - доступное человеку объяснение самому себе причин душевной боли, их закономерностей и возможностей воздействия на них. В бытовой жизни это наблюдается как самооправдание или позитивное восприятие неудачи. Известно, что позитивные моменты можно найти в любом проявлении жизни - именно поэтому она и есть жизнь.
  7. Оглушение душевной боли. Чаще всего это делают с помощью алкоголя или медицинских препаратов, рассчитывая на расслабление и притупление боли.
  8. Экранирование боли с помощью медицинских препаратов. Происходит притупление ее остроты, снижается напряжение, временно проходит усталость, апатия.
  9. Защита бессилием или регресс. Отказ себе в возможности что-то предпринять с ситуации душевной боли. Демонстрация бессилия всеми способами.

243

  1. Притупление чувствительности, чрезмерный контроль за чувствами. Человек не хочет и не может себе позволить проявить чувства в адекватной для себя форме, прибегая к оправданию этого позицией других людей. "Я буду глупо и смешно выглядеть"

Итак, в защитных механизмах личности отражается переживание человеком воздействия другого человека (или людей), которые вызывают душевную боль. Это боль вызвана тем, что свобода и воля как естественные, природные свойства Я-человека попадают под сверхсильное влияние воздействия энергии другого человека и преобразуются в переживания по принципу обратной связи.

Защитные механизмы личности в тех описаниях, какие можно встретить на страницах психологической и психотерапевтической литературы, позволяют человеку сохранить качественные особенности его Я как природного образования в структуре психической реальности. Однако Я-человека обладает природной динамичностью, которая, через защитные механизмы личности дает о себе знать как возможность, как потенциал, как мечта, как нереализованная надежда, как несбывшееся будущее. У этого состояния человека есть и общее психологическое название - экзистенциальная тоска. Сила ее проявления может быть самая разная - от минимального, еле уловимого эмоционального тона, до глубокой неудовлетворенности собственной жизнью.

В ней то отношение человека к самому себе как к потенциально Другому, как к участнику внутреннего диалога и межличностного отношения к самому себе, к своему Я, которое делает потенциально возможной психотерапевтическую работу с содержанием защитных механизмов человека. Суть этой работы - преодоление страха перед душевной болью, вызванной воздействием другого человека.

Психологи еще говорят о возвращении человеку чувства реальности, где, как известно, есть самые разные свойства. В том числе и боль. Возвращение чувства реальности в межличностных отношениях выглядит как возможность человека переживать воздействие других людей в адекватной для него форме, где полнота его собственной психической жизни представлена

244

как проявление его свободы и воли во взаимодействии с другим человеком. Психотерапевты часто возвращают людям переживание полноты жизни именно потому, что своим воздействием обращены к естественным свойствам человеческого Я - свободе выбора активности и воле как самообоснованию выбора.

В современной психологической литературе можно встретить описание способов возвращения человеку переживания полноты жизни. Если вспомнить, что переживание человека определяется свойством предмета, с которым он взаимодействует, то можно сказать, что он начинает взаимодействовать со своей жизнью как целостным предметом. Психолог или психотерапевт, вступая с человеком в профессиональные межличностные отношения, восстанавливают для него этот предмет, который был искажен в переживании душевной боли. Говоря иначе, они помогают преодолеть действие защитных механизмов, сдерживающих проявление природных качеств Я. Какими способами можно преодолеть деформирующее действие защитных механизмов? Ответ на этот вопрос в обобщенном виде можно представить так:

  1. Идентификация с кем-то или с чем-то преодолевается через протест, сопротивление, поиск себя.
  2. Вытеснение преодолевается через осознание и бдительность.
  3. Проекция преодолевается через самокритику и внутренний диалог.
  4. Образование симптомов разрушается с помощью исследования причин, внешней активности, самозащиты.
  5. Перенос преодолевается за счет сохранения выбранной цели.
  6. Сублимация преобразуется за счет раскрепощения сексуальности и самозащиты.
  7. Образование реакций преодолевается за счет честности с собой и выражении правдивых чувств и мыслей.
  8. Уход можно преодолеть только через принятие реальности и контакт с ней.
  9. Рационализация должна быть преобразована в честность с самим собой.
  10. Оглушение преодолевается с помощью открытого анализа болезни и фрустраций.
  11. Экранирование снимается за счет работы с причинами, через приведение симптомов к их причинам.

245

  1. Объяснение бессилием преобразуется за счет объяснения силой, доверием в своей силе, развитием инициативы.
  2. Играние ролей может быть преобразовано в разрушение ролевых игр за счет мужества освобождения от стереотипов и возвращения к естественности и индивидуальности.
  3. Сковывание чувств исчезает при доверии к чувствам и развитии их.

Внимательный читатель мог заметить, что описание защитных механизмов личности и способов преодоления их возвращает к вопросу о норме, о правилах построения отношений с другим человеком и с собой.

Эта норма и эти правила существуют как концепция жизни, как концепция другого человека и Я-концепция и организуют пространство межличностных отношений, задавая значение Я-знаков, как доступное для восприятия другими людьми содержание своей психической реальности.

Одновременно в Я-знаках отражается и преобразованная боль от воздействия других людей, таким образом Я-знак задает границу принятия воздействия другого человека. Так, например, можно не реагировать на открытые угрозы в свой адрес, просто не слышать их или, наоборот, принимать любое обращение к себе как скрытую угрозу. Варианты реагирования - это проявление качества Я-знаков, обозначающих границы принятия воздействия другого человека. Известны примеры из практики семейной жизни, когда младшие сестры и братья даже в мелочах поведения подражают страшим братьям или сестрам. Поклонники и поклонницы знаменитостей готовы стать любой частью своего кумира и т.п.

Качество этих границ дает о себе знать и в известном явлении самоуважения, самопринятия, аутентичности, которое отличается от эгоизма наличием дистанции при переживании воздействия другого человека. Можно сказать, что аутентичная личность сама определяет меру принятия воздействия другого человека.

Суть этой меры в том, что она сохраняет целостность психической реальности воздействующего человека и того, который воздействует. Обычно она связана с бытовыми понятиями вежливости, дипломатичности, с теми проявлениями достоинства, которые вызывают у других людей уважение как ограничение дистанции

246

воздействия. Аутентичный человек обладает силой Я, достаточной для осуществления активности по сохранению своей собственной структуры. Его внутренний диалог реализуется как Я-концепция, обогащающаяся опытом осознанных и осознаваемых переживаний, объединяющих разные пространства и времена его жизни в форме Я-знаков. Такими знаками становятся все продукты активности человека - его тело, его вещи, его действия (средства и способы). Можно сказать, что бытие в целом становится его бытием. При встрече с аутентичной личностью люди переживают это как событие проявленной сущности жизни, как проявление бытия, осуществившего, осуществляющего самого себя. Этих людей называют часто светлыми людьми, творческими личностями, чудаками, людьми, на которых держится мир, донкихотами и т.п. В психологии все чаще используется понятие целостной личности, обозначающее качества активности человека, в которых воплощается смысл его индивидуальной жизни.

При эгоизме дистанция человека с другими людьми бесконечно велика, воздействие другого человека открыто отвергается или игнорируется.

Динамика межличностных отношений проявляется во взаимном изменении качеств психической реальности людей в пространстве и времени их отношений. Наличие этой динамики в ежедневной бытовой жизни люди зачастую переживают как внутренний диалог с разными людьми, чаще всего с родителями или любимыми. Это только один из фактов, который отражает изменения, происходящие в межличностных отношениях, или их динамику.

В психологии существует множество теоретических моделей, которые с разной степенью точности описывают изменения в психической реальности взаимодействующих людей - людей, которые осуществляют межличностные отношения. Заслуженной популярностью пользуются идеи Э.Берна, создателя теории структурного анализа отношений. Суть его идей такова - в целостности психической реальности отдельного человека можно выделить три относительно независимых состояния - состояние "Я", состояние "Ребенок" и состояние "Родитель". Эти состояния - следствие интроекции, т.е. изменения психической

247

реальности под воздействием реальных конкретных людей, которые вызвали переживания, обобщившиеся в относительно независимые состояния. Люди узнают о наличии своих собственных состояний во внутреннем диалоге как проявление разных позиций по отношению к одному и тому же предмету. "Ребенок", "Родитель", "Взрослый" - это разные позиции, наполненные разным содержанием. Они объединены в психической реальности ее структурой как целостного предмета. "Ребенок" отражает реактивность, спонтанность и естественность, природность свойств психической реальности. Это состояние естественной силы и энергии жизни.

"Родитель" - состояние, порожденное опытом взаимодействия и переживания воздействия своих родителей. Оно содержит правила и нормы, которые необходимо соблюдать для реализации заботы о своей жизни. Это состояние обеспечивает дистанцию в отношениях с другими людьми через критическое отношение к ним.

"Взрослый" - это состояние, ориентирующее человека в настоящем времени. Это - чувство реальности, реалистичности, которое основано на интеллектуальных переживаниях человека.

Как можно видеть уже из краткого описания, состояния личности порождены межличностными отношениями, теми правилами и нормами, которые составляют пространство этих отношений, организующихся во времени жизни.

Взаимодействие людей в каждый конкретный момент времени можно описать, по мнению Э. Берна, через актуализированное состояние взаимодействующих людей, которое будет для каждого из них стимулом, и реакцией на него. В виде реакции можно рассматривать изменение в содержании актуализируемого состояния. Э. Берн называл это трансакциями. Например, начав взаимодействие с актуализированными состояниями "Взрослый", в процессе взаимодействия люди могут перейти к другим состояниям.

Это проявляется с очевидностью в диалоге:

  • - Здравствуйте! ("Взрослый")
  • - Здравствуйте! ("Взрослый")
  • - Как ваши дела? ("Взрослый")

248

  • - Я ничего не могу сделать, у меня ничего не получается...("Ребенок")
  • - Могу я чем-то помочь? ("Родитель")

Естественно, возможны и другие варианты, в которых будет происходить изменение состояний людей под воздействием друг на друга в межличностных отношениях.

Для понимания межличностных отношений есть смысл обратить внимание на то, что динамика отношений с другими людьми становится внутренней динамикой переживаний в целостной психической реальности человека. Эта динамика создает ту полифонию сознания, которая и есть его жизнь как жизнь индивидуального сознания. В этой полифонии у человека есть возможность осуществлять разные позиции через фиксацию разных свойств своего Я, т.е. есть возможность быть разным, оставаясь самим собой. Например, человек может находиться временно в состоянии "Ребенка", оставаясь "Взрослым" по сути. Тогда играющий, непосредственный, лукавый "Ребенок" может преобразиться в ответственного и серьезного человека - "Взрослого", когда этого потребуют меняющиеся жизненные задачи.

Существование этих задач и их изменение в межличностных отношениях проявляется чаще всего в обосновании концепции жизни параметрами времени. Это может быть реальное время индивидуальной жизни человека, историческое время, биологическое время и т.п. Например, жизненные задачи девушки шестнадцати лет и мужчины семидесяти лет, с этой точки зрения, могут отличаться. Сущность различия в том, что они ориентированы на разные качества своей жизни как целостного предмета, обосновывающего взаимодействие с другим человеком и содержание межличностных отношений с ним.

Понятие о жизненных задачах как содержании межличностных отношений подробно разработано в теории личности Э. Эриксона, который описал закономерную последовательность появления жизненных задач и возможности их решения человеком в течение всей жизни. Жизненные задачи освоения родительской роли, принятия решения о карьере, выход на пенсию, умирание и т.п. - это проявление в сознании

249

человека разных качеств жизни как целостного предмета, это обоснование ими содержания межличностных отношений. Решение этих задач обогащает человека переживаниями, структурирующими его психическую реальность, его индивидуальное сознание.

В отечественной психологии благодаря работам Л.С. Выготского и его научной школы показана значимость решения человеком жизненных задач с помощью другого человека. Помогающий - другой человек - является носителем потребного будущего, которое представлено в виде достижимого результата, соответствующих ему средств и способов, в виде необходимых Я-усилий. Взаимодействие с таким человеком приводит к успешному совместному решению жизненных задач, что создает необходимые переживания для структурирования в Я новых качеств психической реальности. Для характеристики ситуации решения жизненных задач Л.С. Выготский пользовался понятиями "зоны ближайшего развития" и "зоны актуального развития". "Зона актуального развития" - это то потребное будущее, которое человек может достичь самостоятельно. "Зона ближайшего развития" - это то потребное будущее, которое достигается с помощью других людей или конкретного другого человека. Различие между содержанием "зоны ближайшего развития" и "зоны актуального развития" позволяет характеризовать уровень самостоятельности человека как реализацию потребного будущего собственными Я-усилиями.

В этом смысле беспомощность младенца и старика в решении жизненных задач может быть практически одинакова, тогда как отказ от Я-усилий молодого человека в состоянии депрессии и беспомощность человека, не имеющего достаточно средств и способов для решения своих жизненных задач, будет иметь разное содержание.

Реализация потребного будущего при организации помощи как воздействия на другого человека будут определяться идеалом человека - одной из составляющих концепций жизни. Помогающий своими Я-усилиями воплощает идеал человека в собственные переживания от взаимодействия с другим человеком и создает его переживания как состояние взаимозависимости в совместном усилии по реализации потребного

250

будущего. В этом смысле помощь младенцу и старику имеет разное психологическое содержание, так же, как отличается помощь человеку в депрессии от помощи не умеющему делать что-то конкретное (шить или рисовать, выпиливать или вязать и т.п.)

Суть главы сводится к тому, что в межличностных отношениях проявляются, возникают и меняются качества психической реальности человека. Эти отношения, организованные в пространствах и временах, создают ткань психической реальности, где ее свойства в предельном варианте проявляются в форме душевной боли, вызванной воздействием другого человека. Необходимость организации межличностных отношений в пространствах и временах, необходимость структурирования их порождает такие обобщенные знаковые образования как нормы и правила, владение которыми позволяет создавать человеку и его Я-знаки как гарантию границ своей психической реальности в межличностных отношениях.

Интроекция и проекция являются важнейшими механизмами реализации межличностных отношений в пространствах и временах жизни человека.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. О каких особенностях межличностных отношений говорит А. Кемпински (цитируется его работа "Экзистенциальная психотерапия" М. - СПб. 1998 стр. 138 - 139): "Представляется, что большинство психических травм наносится не столько из злой воли, сколько по глупости и нервозности. Глупость связана с недостатком воображения, что не позволяет почувствовать состояние другого человека, понять, каким образом он воспринимает наше поведение. К травмам, наносимым по глупости, следует причислить и те, которые обусловлены общей системой нашего времени, основывающейся на техническом взгляде на другого человека. Его ценность определяется его эффективностью в процессе производства. В его отношении используются те же самые выражения, что и употребляемые по отношению к частям машин - выдвинуть, передвинуть, установить, поставить, ликвидировать и т.п. Техническая система в применении к человеку ограничивает свободу его активности, что является, как упоминалось, одним из травмирующих факторов".

251

  1. Выскажите ваше мнение о следующем суждении: "Наиболее серьезные случаи отклонения от социальных норм можно назвать социальной патологией".
  2. Какие особенности межличностных отношений отражаются в следующих высказываниях о поведении человека:
    - "Возникает ощущение, что он себя ведет странно";
    - "Он мне неприятен";
    - "Что-то в нем не то";
    - "У меня складывается впечатление, что ей все безразлично";
    - "У этого человека нет никаких представлений о морали";
    - "Если у него рука поднялась на чужого ребенка, то что он за человек"?
    - "В нем нет ничего человеческого";
    - "Он просто воплощение всемирного зла"?
  3. Как вы думаете, почему следующее суждение можно считать истинным: "Основная движущая сила как нормального развития личности, так и, к сожалению, отклонений в ее развитии - это отношение взрослого к ребенку и их взаимодействие".
  4. Сформулируйте правила отношений родителей с близнецами. Объясните, почему возможно (или невозможно) построение отношений с близнецами по правилам.
  5. Общество Анонимных Алкоголиков основано на соблюдении его членами принципов (двенадцать традиций), которые воплощаются в образе жизни людей, и позволяют больным алкоголизмом освободиться от пристрастия к алкоголю и стать счастливыми и полезными людьми. Как вы думаете, почему для соблюдения этих принципов человеку надо стать членом общества Анонимные Алкоголики?
  6. Выскажите свое мнение по поводу следующего высказывания: "Философия опоры только на свои силы не оправдывает себя". Как реализация этой философии проявляется в межличностных отношениях?
  7. Как вы думаете, почему в межличностных отношениях людей возникают такие переживания как:
    - давящее чувство;
    - чувство окрыленности;
    - чувство разочарования;
    - чувство уверенности?
    Какое содержание межличностных отношений способствует (или препятствует) появлению этих переживаний?
  8. Почему психологи, обращаясь к родителям, говорят о том, что им необходимо быть честными с детьми в проявлении своих чувств к ним?

252

  1. Как вы думаете, должны ли другие люди любить вас?
  2. Почему, по вашему мнению, ответственность считают одним из важнейших качеств человека?
  3. Представьте себе возможное будущее содержания человеческих отношений. Каким оно будет через сто или двести лет? Дайте себе отчет в том, какие свои знания о содержании межличностных отношений вы использовали при выполнении этого задания?
  4. Когда человек говорит о себе, что он не умеет жить, какие защитные механизмы личности он проявляет при этом?
  5. Если человек всегда стремится найти причину своих неудач в лице других людей, какие защитные механизмы личности он проявляет?
  6. Может ли человек строить межличностные отношения не прибегая к защитным механизмам личности?
  7. Почему, как вы думаете, чем отличаются межличностные отношения спасения и помощи?
  8. Когда человеку вредно помогать? Возможна ли вообще такая ситуация?
  9. Как вы думаете, почему душевная боль может возвращаться к человеку и даже усиливаться?
  10. Знает ли человек о том, что он причиняет другому человеку душевную боль? Почему возможно (невозможно) такое знание?
  11. Опишите границы своего Я, проанализируйте трудности, с которыми вы встретились при описании.
  12. Почему при характеристике психического здоровья человека обязательно (разные авторы в разной степени) описывают его межличностные отношения? Какое содержание межличностных отношений, по вашему мнению, считается в этом описании наиболее существенным?

253

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.