Глава 12

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  личность - конкретно-историческое качество психической реальности человека. Это тот отпечаток реального времени и пространства его жизни, который находит свое выражение в обусловленности, опосре-дованности его активности концепцией жизни и смерти, концепцией другого человека и Я-концепцией. Эта опосредованность проявляется в наличии устойчивых качеств личности, изучение которых позволяет выделить ее профиль.

Хочу начать ее со страницы книги, которую, при желании, вы сможете прочесть всю. Это - страница 404 в книге "Доктор Добсон отвечает на ваши вопросы", которая издана на русском языке в 1991 году Центром общечеловеческих ценностей James Dobson. На указанной странице есть такой вопрос к доктору Добсону:

"Объясните, пожалуйста, почему так много американцев выражают неудовлетворенность жизнью, несмотря на то, что в нашей жизни хорошего больше, чем в любой другой стране? Кажется странным, что в самом богатом на Земле государстве живут люди, большая часть которых чувствует себя несчастными и испытывает "состояние депрессии".

Из ответа доктора Добсона (цитируется с этой же и последующей страницы с сокращениями):

"Большинство людей устроено так, что они не замечают того, что им кажется гарантированным, само собой разумеющимся. Хорошее здоровье, вкусная еда, приятные развлечения, мирная жизнь и красивые дома - все это производит слабое впечатление на тех, у кого это есть с рождения... Но когда человек лишается этих величайших благ жизни, то тогда он понимает

215

их ценность. Для человека, который оказался перед лицом затяжного физического недомогания или угрозой преждевременной смерти, все в мире приобретает новое значение...

Нас научили предвкушать тончайшие и лучшие стороны человеческого существования на Земле. Нам кажется, что чуть ли не Божьей заповедью нам предписано прожить всю жизнь в состоянии блаженства. И если оказывается, что на нашу долю выпадает нечто меньшее, то это становится причиной сильного беспокойства и недоумения. Иначе говоря, уровень наших притязаний невероятно высок. Но жизнь редко соответствует ожиданиям, что вызывает у человека разочарование. Неудовлетворенность, болезни, страдания, ощущение одиночества даже тогда, когда жизненные обстоятельства складываются наилучшим образом. К сожалению, существует неизбежный разрыв между представлениями человека о его жизни и тем, какой она стала на самом деле".

В этом вопросе и ответе на него - суть того качества психической реальности, которое психология описывает понятием личность.

В нем есть конкретное время и место жизни человека среди людей, возможность человека представлять свою жизнь как целостный предмет, подчиняющийся определенным законам, есть его возможность следовать этим законам в своем реальном жизненном времени и пространстве через осуществление Я-усилий. Эту реальность можно конкретизировать так:

  • Что человек думает о жизни?
  • Что человек думает о смерти?
  • Что человек думает о других людях?
  • Что думает о себе как о человеке?

Именно думает, так как продукты интеллектуальной деятельности - образы, действия, понятия, обобщают его индивидуальный опыт бытия и ориентируют его в будущем времени его же жизни.

Считаю, что еще одним доказательством возможности (думаю, что необходимости) понимания личности может быть цитата из этой же книги, только из предисловия, написанного нашим соотечественником М.С. Мацковским. Его мнение, выраженное в следующей цитате, могут разделить многие люди: "Многолетнее

216

господство в нашей стране тоталитарной идеологии привело к тому, что из общественной жизни была устранена (или почти устранена) религия. Вместо вечных ценностей: не убий, не укради, не сотвори себе кумира и других - стала насаждаться релятивистская мораль, точнее, мораль гогенотов: убей, если это важно для торжества коммунистической партии; укради ("экспроприируй экспроприаторов"), ибо это в духе социалистических идеалов справедливости и равенства; не почитай отца и мать свою, "предавай" их как Павлик Морозов, поскольку стране нужен хлеб. Только сейчас мы начинаем осознавать пагубные последствия такой морали и для социума, и для семьи, и для личности. Выросли поколения людей, предпочитающих чувствовать себя скорее борцами, чем хранителями, скорее ниспровергателями основ, нежели их защитниками. Но если некому поддерживать огонь в семейном очаге, потому что все ушли на баррикады, что будет с этим огнем? Что будет с этим очагом? Сохранить домашний очаг как вечную, нетленную ценность земного бытия, как первокирпичик человеческой цивилизации, - основная задача Добсона - консерватора, и за такой консерватизм хочется прголосовать двумя руками". (Стр. 10).

Эта цитата позволяет ввести в контекст рассуждения о личности понятие конкретно-исторического времени и пространства как места становления личности.

Позволю себе привести факт личной биографии - жизнь подарила его с той щедростью, с какой открывается самое главное в самим простом, обыденном. Мы - люди одного поколения, мы даже родились с этим человеком в один день и в один год, только в разных странах. Во время нашего рождения нас разделяло то, что пресса называла железным занавесом. Мы прожили по полвека, когда занавес рухнул, и мы встретились как пассажиры одно автобуса, где долгая дорога - прекрасное место для общения. Мы вспоминали одни и те же события - полет первого космонавта, выступление Н.С. Хрущева в ООН, появление советских войск на Кубе, ввод советских войск в Прагу, убийство Д. Кеннеди, М.С. Горбачева, падение Берлинской стены, песни Битлс и много другого.

217

Наши впечатления, наши переживания от этих событий, участниками которых мы не были сами лично, мы только знали о них, были практически противоположны, словно мы смотрели на зеркало с разных сторон. Он - со стороны своей капиталистической страны, я - со стороны своей первой в мире страны социализма. Каждый из нас получил личный опыт жизни в мире, который сегодня мы - уже очень взрослые люди - можем переоценить, потому что получили другой опыт.

Время нашей индивидуальной жизни объединилось в автобусе на длительность маршрута, но оно протекало в совершенно разных пространствах и разных исторических временах наших культур, которые сегодня делают еще только робкие, недоверчивые шаги навстречу друг другу.

Мы несем в своей психической реальности следы переживаний, вызванные нашей причастностью к разным событиям конкретного времени и пространства, которые составляют наше индивидуальное психологическое пространство и время, объединенные течением жизни.

Феномен личности как специфические особенности психической реальности описывает множество теорий личности.

Думаю, что со временем их будет еще больше, чем сейчас в той отрасли общей психологии, которая называется психологией личности.

Теории личности, которые создают психологи, несут отпечаток конкретного времени их создания, так как ни один ученый не может избежать его влияния. Прикасаясь в своем мышлении к истине, он может получить то знание, которое можно назвать абсолютно истинным. Тогда это знание будет транслироваться во времени как основание и обоснование самой науки. Так происходит, например, с идеями Аристотеля, которые в той или иной форме практически воспроизводятся в психологических теориях личности. Изучение его текстов - это работа по прояснению проблем и успехов своременных психологов в понимании, изучении личности.

Хотелось бы, чтобы мои читатели прочли эти работы самостоятельно, поэтому я не буду их пересказывать,

218

а только обозначу тот момент, который, по-моему, объединяет в историческом пространстве и времени понимание человеческого в человеке. Это - наличие в психической реальности человека индивидуальных, только ему присущих, обоснований его активности. Именно они порождают то разнообразие активности, которое подчас заставляет содрогнуться все человечество от собственной бесчеловечности. Именно они, воплощаясь в воздействии на других людей, порождают массовый голод и войны, насилие во всех видах, ложь и педофилию, воровство и садизм. Однако именно они порождают и другое - заботу о ближнем, бескорыстную помощь, миссионерство, стремление к познанию истины, отвагу и мужество жить честно. Это те качества людей, которые делят человечество на хороших и плохих людей, добродетельных и злодеев. Другого принципиального различия между людьми сегодня, пожалуй, трудно найти.

В познании себя человек постоянно возвращается к необходимости непреходящих ценностей собственной жизни, которые в своей простоте и очевидности как добродетели воспринимаются как воздух. Если они есть, то их не замечают, когда их не достает, то их восстановление требует огромного труда и часто цена этому труду - сама жизнь.

Психологи, создатели теорий личности, воплощают собственное представление о добродетельной, счастливой человеческой жизни в понятии сущности личности или сущности человека. Они практически не пользуются понятиями добродетели и человеческое счастье, считая, что это не принадлежит к содержанию научного психологического исследования личности.

Я думаю, что при изучении любой психологической теории личности есть смысл задаваться вопросом о том, как понимает автор теории человеческое счастье и возможность его достижения. Это - морально-этическое содержание научного мышления о человеке, без которого сложно представить решение вопроса об источниках индивидуальной активности человека.

В этом тексте я не ставлю своей задачей подробное изложение теорий личности - это предмет отдельной психологической дисциплины, которая имеет

219

свою историю и свои методы (см., например, подробно Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. Питер. 1997).

Считаю необходимым показать читателям, что психология личности, как отрасль общей психологии, обращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:

  • - структура или устойчивые качества в психической реальности человека;
  • - мотивы и потребности как источники индивидуальной активности;
  • - развитие личности или возможности ее качественного изменения под влиянием воздействия разных факторов;
  • - понятие о норме и патологии психической реальности как обоснование возможностей воздействия человека на человека;
  • - понятие о психическом здоровье как ответственности человека за осуществление собственной жизни.

В современной психологической науке широко используются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека, разработанные З. Фрейдом, А. Маслоу, Э. Берном, К. Юнгом, А. Адлером, Э. Фроммом, К. Роджерсом и многими другими авторами.

Думаю, что есть смысл изложить их в том обобщенном виде, который доступен мне как автору этого текста с использованием понятий, обозначенных при изложении главной мысли этой темы.

Личность как особое качество психической реальности человека проявляет себя в момент встречи двух людей. Это - прежде всего мать и ребенок. В психологической литературе есть описания первой встречи - обычно она происходит во время кормления ребенка грудью, когда он в этой ситуации встречается глазами с матерью, на мгновение прекращает сосание и кусает грудь матери. В этой ситуации есть то содержание, которое характеризует встречу как особое явление в отношениях людей - они оба в ней изменяются. Ребенок изменил свою активность, это же вынуждена сделать и женщина. Их дальнейшие отношения уже опосредованы тем, что случилось, - они

220

пережили момент присутствия другого человека, возможности воздействия на него и возможности взаимодействия.

В ходе дальнейшей жизни складывается концепция другого человека как индивидуальное обобщение опыта. Одним из главных моментов этой концепции является мера воздействия на другого человека, которая является обоснованием существования другого как принципиального неравного, непохожего, истинно Другого. Власть человека над человеком - одна из предельных форм проявления концепции Другого.

Естественно, что в ней будут представлены те нормы и правила осуществления дистанции с другими людьми, которые способствуют выявлению и сохранению границ психической реальности как целостного предмета, который должен быть представлен в пространстве и во времени индивидуальной жизни человека.

В этом пространстве по законам обратной связи складывается Я-концепция человека как обобщение опыта переживания присутствия своей психической реальности для самого себя. В психологии широко известны факты первых встреч ребенка со своей психической реальностью. Обычно впервые это происходит в возрасте около восьми месяцев, когда ребенок активно проявляет сопротивление воздействиям взрослого. Говоря бытовым языком, не слушается взрослого. Это непослушание для самого ребенка связано с переживанием проявления его новых индивидуальных сил и обычно окрашено в положительные эмоции. Он проявляет непослушание, улыбаясь, заглядывая в глаза взрослому. Другой человек необходим для проявления, обозначения и переживания новых качеств психической реальности, так как именно другой - взрослый - задает "правильные" знаковые формы для нового качества. Кавычки в слове правильные необходимы, так как они обозначают момент относительности истины, которой владеют взрослые. Характерно, что в момент оказания сопротивления взрослому, ребенок выдерживает паузу - создается пространство и время для появления новой формы, способной воплотить родившееся качество.

221

Существование ситуаций сопротивления воздействию взрослого человека на протяжении всего взросления ребенка - открытое упрямство трехлетнего, скрытое сопротивление дошкольников, бурный протест подростков, бунт юношества - это те факты жизни, в которых можно видеть проявление новых качеств Я-концепции каждого из участников реального взаимодействия - взрослого и ребенка. В них реализуется преобразование границ психической реальности в Я-знаки, обозначающие присутствие каждого из участников взаимодействия как относительно самостоятельного и независимого.

Это сопротивление воздействию другого человека одновременно со стремлением к взаимодействию будет определять содержание дистанции, фиксировать позиции как существование индивидуальности каждого человека, короче говоря, организовывать пространство и время человеческих отношений, где реализуются их потребности и мотивы.

В Я-концепции человека, как содержание его переживаний, отражается опыт встреч с собственной психической реальностью, с собственной жизнью как целостными предметами, имеющими специфические качества. Этот опыт приобретается естественно как переживание наличия в собственном бытии Другого. Через механизм идентификации человек переживает свое сходство и различие с Другим и таким образом обозначает в переживании свою целостность как потенциальную нетождественность с Другим и одновременно возможность быть тождественным с Другим. Так в идентификации начинает функционировать индивидуальное сознание через действие замещения, создающее знаковую структуру индивидуальной психической реальности.

Эта структура сохраняет свою целостность за счет оформления в виде знаков концепций жизни и смерти, так как именно они отражают переживание человеком своей тождественности и нетождественности с Другим, присутствующим в его бытии. Концепция смерти - это тождественность с Другим, которое так же смертно, т.е. конечно. Концепция жизни - это нетождественность с другим, это возможность бессмертия, вечности и бесконечности, которые

222

доступны как индивидуальное переживание каждому человеку.

Обе эти концепции как обобщение индивидуального переживания проявляются в отношении ребенка со взрослым через появление интеллектуальных чувств, связанных с существованием жизни и его собственной психической реальности как целостных предметов. Реальные факты, в которых проявляются эти переживания широко известны в возрастной психологии и психологии развития. Это, например, те вопросы о смерти и бессмертии, которые задают 4 - 5-летние дети, это те "страшные" истории, которые рассказывают друг другу младшие подростки и т.п., факты, в которых, как в форме, осваивается концепция смерти, связанная с выделением жизни как особого предмета.

Концепция жизни воплощает переживания человека как носителя жизни, которую он в разных проявлениях отражает в своей психической реальности. В момент встречи с собственной психической реальностью начинает складываться концепция жизни. Это можно видеть уже у младенца, когда он "экспериментирует "со своим телом, например, когда он рассматривает собственные ручки или сосредоточенно сосет пальцы собственных ножек. Освоение тела - это начало пути в собственную жизнь как особый предмет, имеющий пространственно-временные качества.

Рефлексия взрослого человека, воплощающая позитивный ответ на вопрос о смысле собственной жизни, возможность реализации этого смысла - это только одно из проявлений концепции жизни, истоки которой в содержании переживаний наличия индивидуальной жизни и ее осуществимости каждым человеком. Естественно, что голодающий младенец и тот, которого насильно перекармливают, переживают это по-разному. Подобные факты можно продолжить как факты различия культур и общностей людей, как факты различия семейных укладов и стереотипов национального сознания. В практике человеческих отношений существует множество знаковых обозначений тех качеств реальности, которые в силу универсальности представлены во множестве конкретных жизненных явлений.

К числу таких универсальных составляющих психической реальности человека можно, думаю, отнести

223

концепцию жизни и смерти, которые в содержании переживаний задают их главные свойства - конечность и бесконечность как свойства индивидуального сознания.

Я-концепция как точка в системе координат ориентирует человека в этих универсалиях, задавая позицию в отношении с другим человеком, задавая возможность меры воздействия и взаимодействия через их обоснование универсальным содержанием, конкретизированным знаками индивидуальных переживаний.

Думаю, что сейчас есть возможность интерпретации того текста, который был в самом начале главы, с использованием этих понятий. Тогда содержание личности американца или советского человека приобретет не только черты различия, но и черты сходства как проявление универсальных составляющих их психических реальностей. Вопрос о том, как эти универсальные составляющие представлены в контексте реальных отношений людей в пространстве и времени их взаимодействия - это вопрос о межличностных отношениях, который будет содержанием следующей главы.

В продолжение разговора о личности я хочу вернуться к представлению о тайне индивидуальности каждого из нас. Мне представляется возможным использовать для выделения этой тайны как качества психологической реальности, задающей целостность Я, понятие о чуде и мифе, которое есть, в частности, в работе А.Ф. Лосева "Философия. Мифология, Культура". Эта работа, по-моему, позволяет увидеть возможность анализа психической реальности как формы живого.

В изложении этого материала мне придется пользоваться словами-понятиями, которые создают множество трудностей для прояснения в них того качества, которое неуловимо и целостно воспринимается каждым человеком как проявление жизни. Его можно описывать во множестве качеств и деталей, которые, в конечном итоге, сведутся к тому, что описываемое - сама жизнь. Предельная самодостаточность этого качества такова, что обычно человек воспринимает его без специального обучения или подготовки. В этом

224

качестве та энергия потенциального осуществления замысла бытия, которая близко воплощается, может быть, только в красоте и здоровье тела и духа, хотя и не тождественна им.

Эта энергия излучает свет, который чаще всего сопровождает переживание жизни. Это отражает и язык. Мы говорим о светлом человеке, о свете жизни, о просветлении лица человека, когда у него прибывают жизненные силы и, наоборот, об угасании света, если человек расстается с жизнью. Так язык отражает встречу людей с особой энергией, которую можно назвать жизненной или энергией замысла человеческого существования. Ее происхождение не входит в предмет моего текста. Я предоставляю читателю возможность самому решить вопрос о происхождении человеческой жизни на земле.

Эта энергия не может существовать вне формы - ею становится человеческое тело, которое можно назвать воплощением энергии жизни. Все различие человеческих тел поддается классификации, описанию через определенную систему признаков. Таких классификаций существует очень много. Самые знаменитые среди них классификация типов темперамента Гиппократа, типологии Э. Кречмера и У. Шелдона, которые разработали понятия, позволяющие описывать индивидуальность человека как проявление его природных свойств. У Гиппократа - это понятие темперамента как динамики активности. Его понятия о различии этой динамики у сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов уже много лет обогащают языки тех культур, где в коллективном сознании присутствуют словесные знаки для обозначения проявлений жизни в человеческой активности. Думаю, что мы знаем содержание этих понятий из практики бытовой жизни, возможно, в другом словесном оформлении (тормоз, рева, нервный или нарванный, пан спортсмен - это другие слова - знаки, характеризующие динамику проявления жизненной энергии).

В типологиях Э. Кречмера и У. Шелдона есть возможность проследить зависимость жизненной энергии человека от строения его тела. Энергичные толстячки, вялые долговязы, упрямые коротышки, веселые пампушечки - все многообразие типов тел и проявлений

225

энергии жизни в этих классификациях описывается понятием соматического типа.

Думаю, что у читателя возникнут соответствующие образы от названия соматических типов в классификации Э. Кречмера: атлет, астеник, пикник. Худой и высокий астеник не похож на гармонично сложенного атлета, которые оба не похожи по строению тела на толстенького и низенького пикника. Эти же реальные образы представлены в классификации У. Шелдона, который использует другие критерии для выделения типов.

Итак, проявление жизненной энергии можно видеть в теле человека через взаимодействие с ним в пространстве и во времени. По сути дела этим занимается каждый человек всю жизнь сам, это же делают и другие люди, вступая с ним в разнообразнейшие формы взаимодействия. Тело как относительно устойчивая форма несет проявление в нем жизненной энергии как свое содержание. Так возникает знаковое и символическое содержание тела как формы. Знаковость ее в том, что оно доступно для прочтения (понимания, узнавания) другим людям за счет общности их переживаний. Символичность тела в том, что оно несет в себе индивидуальный опыт переживаний человека, обусловленный естественной автономностью его психической реальности. Символичность при понимании ее требует интерпретации, т.е. воссоздания контекста ее появления для решения жизненных задач человека.

Таким образом, личность человека как отражение переживаний его опыта решения собственных, индивидуальных жизненных задач находит свою естественную форму - тело.

Личность не существует вне выражения, символ не существует вне формы. В теле они встречаются как единство, объединяющее форму и содержание индивидуальной жизни, осуществляющейся в культурном пространстве. Суть этого пространства в том, что оно - интеллектуализировано, т.е. в нем есть знаки, несущие обобщения как продукты коллективной и индивидуальной познавательной деятельности. Тело человека как символ его индивидуальной истории несет в себе опыт взаимодействия со знаками, опыт превращения их в его Я-знаки и символы. (Напомню, что Я-знаки обращены

226

к другим людям и показывают наличие границ психической реальности человека, а символы - это выражение переживаний с ориентацией на их содержание. Символ - это переживание само для себя. Поэтому, когда ребенка заставляют вести себя прилично - это путь создания знаков, когда он научается вести себя прилично - это создание Я-знаков, когда он ведет себя так, как он сам этого хочет, - это жизнь символов. Часто в этом видят двойственность природы человека, которая преодолевается в теле как единстве формы и содержания психической жизни во всем ее противоречивом единстве. Душа всегда должна иметь тело, они друг без друга не существуют. Об этом весь опыт философствования современных цивилизаций.

Это дает основания А.Ф. Лосеву утверждать, что миф - это есть бытие личностное или образ бытия личностного, личностная форма, лик личности. Каждый из нас несет этот миф как свой лик, соответствуя ему телом. При этом сущность лика в том, что он не тождественен называнию его человеком или другими людьми, он как живое неуловим в одном названии и требует восстановления своей истории для прочтения и понимания, тогда возникает ситуация, которую А.Ф. Лосев обозначает как единство мифа и слова. Это возможно, когда в слове (самосознании человека) дана его личностная история.

Миф может воплощаться в какое-то мгновение времени во всей его полноте в слове, отражающем и порождающем личностную историю, тогда возникает чудо. Миф есть чудо. Это по сути дела логическая формула, к которой А.Ф. Лосев приходит в ходе рассуждений о сути мифа, пытаясь охватить в единстве такие явления, как личность, история, слово.

Чудо возникает там, где есть воздействие одного человека на другого, в этом воздействии происходит превращение - перевоплощение, проявление истинного лика личности. Тот, кто переживал, например, момент прощения, видел это воочию как преображение человека прощенного и прощающего, которое можно описать словами облегчение и просветление, которые чужды тексту учебника, но выявляют момент рождения чуда обновления жизненных перспектив в пространстве человеческих отношений и в самосознании.

227

Я процитирую А.Ф. Лосева со страницы 147: "Чудо обладает в основе своей, стало быть характером извещения, проявления, возвещения, свидетельства, удивительного знамения, манифестации, как бы пророчества раскрытия, а не бытия самих фактов, не наступления самих событий. Это - модификация смысла фактов и событий, а не самые факты и события. Это - определенный метод интерпретации исторических событий, а не изыскание каких-то новых событий как таковых".

Чудо - гарантия обновления, гарантия будущего времени, гарантия присутствия сил, создающих и поддерживающих жизнь человека, гарантия наличия бытия как взаимодействия человека с ним, гарантия единства бытия и человеческой жизни. Это та возможность невозможного, которая избавляет человека от страха неизбежной смерти и делает его жизнь бесконечной в пространстве и вечной во времени. Чудо - это совпадение в моменте времени идеала жизни и жизни. Это то, что есть в каждом из нас как потенциальная возможность, как тайна замысла, как та мифическая целесообразность, которую человек, проживающий жизнь, воспринимает как не напрасно прожитую, как осуществившуюся, как явленное ему чудо. Это можно сказать и о любом проявлении жизни, которая сама по себе есть чудо.

Это чудо целостного осуществления жизни личности в психологии исследуют, используя понятие о качествах личности как об относительно устойчивых особенностях психической реальности человека. Суть изучения качеств личности с помощью наблюдения, методов сбора анамнеза, корреляционного метода, экспериментального метода и методов оценки личности (интервью, самоотчет, тесты, опросники, проективные методы) состоит в том, чтобы выявить закономерности проявления устойчивых качеств. При этом само представление о качествах и их роли в жизни личности определяется теоретическими взглядами психолога, что существенно определяет выбор стратегии исследования и интерпретацию результатов. Так, например, периодически появляются массовые исследования различий в интеллекте мужчин и женщин, которые "убедительно" доказывают, что мужчины умнее

228

женщин. Естественный вопрос о том, кто, как и почему занялся этой темой как темой научного исследования обращен к личности конкретного исследователя. Другой вопрос о критериях ума можно обсуждать не только как научную, но и бытовую социальную проблему. Кто кого умнее? Уточним вопрос - по какому (каким?) критериям? Ответ на эти вопросы опять возвращает к общему представлению - теории - интеллекта и его месте в психической жизни человека.

Суть того, что хотелось сказать в этой главе, можно было бы, думаю, выразить так: человечество пытается понять себя, используя для этого разные способы фиксации сходства и различия людей. При всей очевидности различий между людьми, история современного человечества требует объединения усилий для осуществления общей жизни на земле. Что может стать основой этого объединения? Общие представления о жизни. Думаю, что другой ответ мало вероятен. Какое содержание общности представлений о жизни может осознать современная цивилизация в лице науки, в том ее лике, которое воплощается в идеях ученых о сущности человеческого в человеке? Понятие о жизни личности могло бы быть одним из ответов, объединяющих представление о жизни и саму жизнь. В этом ответе моя мечта о чуде научного знания как знания о живой жизни.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Почему супруги, прожившие долгую совместную жизнь, становятся внешне похожи друг на друга?
  2. Что о личности человека не может знать другой, даже очень близкий человек?
  3. Может ли человек сам не знать своих личностных качеств?
  4. Почему, как вы думаете, люди уделяют так много внимания изменению природных свойств своего тела - меняют цвет волос, ногтей, глаз, наносят татуировку?
  5. Почему, по вашему мнению, в бытовом общении много словесных угроз смертью (убить тебя мало, погибели на тебя нет, убью и т.п.), которые заведомо безопасны для жизни?
  6. Зачем, по вашему мнению, надо "смотреть, как в зеркало, в другого человека?

229

  1. Объясните, как вы понимаете распространенный совет о том, что себя надо любить?
  2. Как вы понимаете содержание такого чувства человека как "космическая тоска"? Когда и почему, по вашему мнению, оно возникает?
  3. Как вы думаете, что пережил человек, который серьезно и откровенно говорит о том, что он не боится смерти?
  4. Как вы думаете, существует ли чувство всепоглощающей любви к людям?
  5. Почему, как вы думаете, многие люди признают, как истинное, мнение о том, что любить человечество проще, чем одного человека?
  6. Как вы думаете, кто, как и почему мешает осуществить человеку чудо его жизни?
  7. Можно ли описать личность человека через содержание его мотивов и потребностей в определенный отрезок времени?
  8. Почему существует много теорий личности?
  9. Как вы думаете, возможно ли появление типичной для всего человечества личности?
  10. Что и как можно прочитать в теле человека?
  11. Хотите ли вы, чтобы ваше тело другие люди читали как открытую книгу на знакомом языке?
  12. Приведите примеры Я-знаков и символов. Обоснуйте ваше мнение о их функциях.
  13. Приведите пример изменения лика личности. Обоснуйте возможность такого явления.
  14. Можете ли вы через минуту стать другой личностью? Возможно ли это вообще?

230

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.