Глава 11

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  в общении и речи через использование знаков формируется, проявляется и существует коллективное и индивидуальное сознание человека.

Речь - это использование людьми языка (языков) для самых разных целей, о которых будет говориться ниже. Общение - один из видов деятельности людей, который имеет специфический предмет воздействия - психическую реальность. Это - исходные положения, которые будут определять изложение темы. Думаю, что это необходимо сделать для того, чтобы организовать изложение бесконечного разнообразия информации, которое предлагает современная психология общения как одна из отраслей общей психологии.

По-моему, принципиально важным для понимания общения и речи является изучение действия замещения как формы активности, представляющей природные качества психической реальности.

Зачатки этого действия можно найти в интеллектуальном поведении высших животных, когда они опосредуют свою активность с помощью орудий. Обезьяна, достающая плод с помощью палки - это наиболее типичное проявление этого действия. В нем есть то главное содержание, которое в полной мере представлено в психической реальности человека, - предмет - палка - замещает природные свойства руки. Существование условности как качества активности, когда нечто может стать чем-то, если с ним что-то сделать, можно рассматривать в качестве предпосылки появления действия замещения как данности свойств психической реальности.

Иначе говоря, в психической реальности, как ее неотъемлемое свойство, есть предпосылки для появления

203

действия замещения. В нем происходит создание предмета, в котором психическая реальность "узнает" сама себя, это похоже на появление зеркала или экрана, что создает множественную представленность психической реальности в ней самой. Это то свойство психической реальности, которое в житейской психологии человек встречает в виде метафор, подобия, сходства, похожести разных предметов на самого человека.

Осуществление людьми действия замещения как проявление природного свойства психической реальности привело к созданию языков - форм, в которых оно протекает. Как и любые формы, языки беднее того содержания, которое в них представлено. Психическая реальность постоянно разворачивается в пространствах и временах, а языки, как формы останавливают это движение в момент появления языка. Каждый из нас это может увидеть при встрече со старомодными словами (единицей языка).

Создание языков и обновление существующих связано с проявлением в психической реальности ее же новых свойств как новых качеств зеркала, в котором она отражается сама для себя. Это все мы наблюдаем, например, с появлением в нашей жизни компьютерной техники, которая создала и создает новый язык виртуальной реальности - еще одного свойства зеркала, где люди могут увидеть самих же себя, свою собственную психическую реальность. Для того, чтобы это произошло, надо уметь видеть.

Я выделила два последних слова потому, что при использовании человеком любого языка, при создании любого языка как средства действия замещения возникает задача использования этого языка, требующая умения.

Это умение как использование языка (словесного, математического, языка денег, языка музыки и т.п.) проявляется в речи.

Можно в буквальном смысле понимать вопросы типа:

  • - О чем говорит эта конкретная математическая формула?
  • - О чем говорит эта конкретная сумма денег?
  • - О чем говорит эта конкретная музыка?

204

Эти же вопросы можно перефразировать, используя слова "о чем ведет речь математика, сумма денег, музыка". Содержание этих вопросов не изменится, так как они о главном - о том, что замещает собой этот язык. Ответов на эти вопросы может быть множество - они будут конкретизироваться в каждой ситуации появления этого вопроса, предельно определенной ее временем и пространством. Например, сумма денег миллион рублей может говорить о цене жизни человека, о стоимости хирургической операции, о стоимости проекта по благоустройству дома, о стоимости образования, о ценности человека для самого себя и т.п.

Существование разных языков как средств осуществления действия замещения, относительная независимость разных языков показывает существование в самой психической реальности разных по качеству свойств. Психическая реальность не гомогенное, а гетерогенное образование, поэтому и в ее зеркале нет единого качества. Оно так же неоднородно, как и психическая реальность, так же не сводимо к какому-то одному свойству.

В этом тексте уже встречались идеи о существовании языка бессознательного, когда люди создают индивидуальные и коллективные символы. Язык индивидуального сознания представлен в виде Я-знаков, которые каждый человек создает на основе знаков коллективного сознания. Универсальные языки мира - деньги, математика, музыка - дают надежду на существование общих для всех людей свойств психической реальности.

Использование знаков - любой конкретный язык и все существующие языки - подчиняются определенным правилам. Эти правила показывают, что психическая реальность организована, обладает структурой и границами как и любой предмет бытия.

Правила языка, как правила использования знаков, в речи представлены в виде грамматики. По отношению к любому языку можно говорить о существовании его грамматики. Грамматика музыки и математики так же реальна, как и грамматика денег или конкретного словесного языка.

Грамматика - это система законов, которые определяют употребление знаков. Эти законы - правила

205

обязательные для всех, кто пользуется знаками, - создаются в общности людей как условие объединения общности в разных пространствах и временах ее существования. Грамматика объединяет пространства и времена в момент создания людьми знаковых текстов - продуктов речи.

Текст - относительно законченный в пространстве и времени знаковый продукт замещающей активности человека, в котором представлены все уровни существования психической реальности в пространствах и временах человеческой жизни. В силу этого текст обязательно существует в контексте жизни и конкретной ситуации и имеет подтекст как обоснование для конкретного человека содержания текста.

В принципе, все продукты человеческой активности могут быть рассмотрены как тесты, так как они все что-то обозначают как для самого человека, так и для наблюдателя, и требуют понимания. Понимание предполагает восстановление контекста и подтекста появления текста.

Понимание - особая активность человека, которая имеет и специальное мозговое представительство (исследования нарушений психической реальности при локальных поражениях мозга показывают, например, что у человека может быть сохранна спонтанная речь, но нарушится ее понимание).

Понимание - основное содержание деятельности общения. Как уже отмечалось предметом, с которым человек взаимодействует в этом виде деятельности, является психическая реальность. Понимание состоит в том, что знаковый продукт - текст - воспринимается с нескольких точек зрения, с нескольких позиций, т.е. полифонично, неоднозначно. За счет понимания в индивидуальном сознании человека появляются другие люди как создатели этого знакового продукта, осуществившие или осуществляющие действие замещения.

Взрослый человек обладает возможностью понимания, так как у него есть внутренний диалог - общение с собственным Я, которое по природе полифонично. Исследования развития речи, как уже отмечалось, позволяют утверждать, что внутренний диалог появляется путем интериоризации из диалога внешнего - из

206

тех разговоров, которые взрослые ведут с ребенком, когда он учится овладевать речью.

Думаю, что можно утверждать, что способность взрослого человека к пониманию связана с содержанием его внутреннего диалога, с самой возможностью этого диалога, где существование не-Я (часто психологи пишут о втором Я) является одним из показателей способности психической реальности к самообоснованию своих качеств. Это очень ярко проявляется, например, в оценке человеком своих возможностей. Когда он говорит себе (во внутреннем диалоге) о том, что не может выучить иностранный язык или бросить курить, то он лишает таким образом себя динамичности, изменчивости, ограничивает пространство проявления свойств психической реальности.

В понимании человек сталкивается с таким свойством текста как его конечность и бесконечность, решает вопрос о мере понимания как о содержании взаимодействия с другим человеком или с другими людьми. Во внутреннем диалоге человеку надо понимать и самого себя, свое не-Я, часто мера понимания себя как принятие себя составляет основу психического здоровья человека.

Например, во внутреннем диалоге человек может, буквально, замучить самого себя чувством невыполненного материнского долга или ответственности за порученную ему работу. Подобные факты - повседневная практика психотерапевтической помощи взрослым людям. Они часто не могут понять себя, не используют возможности внутреннего диалога. Восстановлением этого диалога и занимается психотерапевт, общаясь с человеком в виде диалога внешнего.

Итак, вы могли уже прочитать о том, что использование знаков в виде речи выглядит как внешний и внутренний диалог. В нем обязательно есть тот, кто слушает, и тот, кто говорит на каком-то языке. Понимание - суть диалога. Цели его могут быть разные, так как сама речь - использование знаков - создана для разных целей.

Эти цели воплощаются в речевых задачах, которые решает человек в ходе общения. Каждый вид речевых задач позволяет уточнить представление о функциях речи.

207

К числу речевых задач можно отнести следующие:

  • - воздействие;
  • - обозначение;
  • - обобщение.

Примерами этих задач могут быть следующие ситации речевого взаимодействия людей:

воздействие на мужа проявляет жена, который говорит о том, что он хочет провести отпуск на Ямайке.

Задачу выражения - обозначения - решает ребенок, когда говорит матери: "Ты моя семиножечка, ты все мои сто девяносто пять!" (Думаю, что читателю знакомо состояние этого ребенка, так как недостаток слов для выражения чувств испытывал и испытывает не только он).

Задачу обобщения решает человек, когда объясняет, как его надо понимать. "Не понимайте меня буквально" или наоборот, "Понимайте меня буквально" - это примеры попыток решения задачи обобщения.

Решение человеком этих задач во внешнем и внутреннем диалоге можно понимать как проявление жизни его индивидуального сознания.

Изучением языков занимается много разных наук - языкознание, лингвистика, семиотика, семантика, литературоведение, философия и т.п. Каждая из них так или иначе сталкивается с проблемами происхождения языка и порождения высказывания.

Без их понимания сложно составить целостное представление о языке как предмете. Эту главу можно было заполнить именами исследователей языка, среди которых философы и психологи, создатели оригинальных подходов к изучению языка и речи. Назову только несколько имен - Аристотель, В. Гумбольт, Ж. Лакан, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мамардашвили, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Потебня, М.М. Бахтин и множество других известнейших имен зарубежных и отечественных исследователей.

В этих работах проблемы происхождения речи и языка, проблемы порождения высказывания рассматривались в самых разнообразных научных контекстах. С точки зрения задач данного текста важно, что порождение высказывания как единицы речи предполагает выделение двух относительно независимых психических реальностей - автора и адресата - и

208

возможностей их взаимодействия. Безадресной речи не бывает.

В речи человек обозначает себя для себя и для другого человека. Речь - это всегда взаимодействие двух людей, разделенных в пространствах и временах определенной дистанцией.

Эта дистанция может быть измерена усилиями по пониманию другого человека. Эти усилия как умение слушать другого человека каждый человек переживает в общении.

Автор и адресат объединены дистанцией как возможной общностью в пространствах и временах. Из возможной она становится реальной, когда автор и адресат узнают друг друга, когда они встречаются. Эта встреча происходит как особое явление в психической реальности каждого из них, превращающее действие в событие.

Событие - это качественное изменение в психической реальности человека при встрече с другим человеком. Встреча как пересечение в одной пространственно-временной точке качеств психической реальности разных людей - приводит к качественным изменениям в жизни встретившихся людей. В их индивидуальной психической реальности встреча фиксируется как особое переживание - событие. Встреча сокращает дистанцию между людьми до минимума, можно сказать, что уничтожает ее, превращая в момент тождества психических реальностей. Если пользоваться языком З. Фрейда, то, думаю, можно сказать, что в это мгновение страдающее Я обретает полноту своего выражения, идентифицируется с самим собой (узнает себя), и за счет этого возрастает его сила, увеличивается жизненная энергия, так как оно в этот момент целостно, едино, наполнено собственным присутствием в бытии.

Такие моменты есть в жизни каждого человека, когда он как автор высказывания (мысли, чувства, которые воплощены в слове) встретил своего адресата - человека, который понял его, услышал. В бытовом языке это представлено как возможность разделения чувств и мыслей с другим человеком, как переживание воздействия другого человека, который как автор своей жизни (текста, высказывания, слова) изменил в результате встречи жизнь своего адресата.

209

Во время встречи нет дистанции между студентом как адресатом текста и автором этого текста - мудрецами Аристотелем или М.К. Мамардашвили, потому что в момент понимания текста они объединены в одной пространственно-временной точке. Это - фантастическая особенность текста, его единицы - высказывания - быть независимым от реального времени его порождения. Главное - это быть текстом, т.е. содержать в себе то общее, человеческое, живое, которое может быть названо истиной, добытой автором текста в преодолении той невыразимой плотности бытия, когда единство его требует воплощения в конкретную форму - слово.

Плотность бытия - это философская метафора, в которой можно найти и необходимость организации человеком своей активности, и необходимость отражения этой активности для Другого человека, и необходимость быть услышанным (преодолеть космическое одиночество своего разума, столкнувшегося с собственной смертностью), и необходимость слушать и слышать Другое - бытие в себе, себя в бытии. О трудности этого говорит практически каждый бытовой факт общения людей - понимание, умение слушать нечастые жизненные явления.

Почему?

Почему таким успехом пользуются книги, авторы которых обещают научить искусству общения и воздействию на другого человека, искусству ведения диалога внешнего и внутреннего? Разве это не естественно для человека - уметь общаться?

Видов речи как способов использования языка существует несколько - устная и письменная, монологическая и диалогическая, деловая и бытовая, литературная и слэнг, родная и иностранная. Однако умения говорить - пользоваться грамматикой для построения высказывания - мало для умения общаться. Это ярко переживали те люди, кто хотя бы раз в жизни оказался в роли того, кого не слушают, не слушает другой человек.

Одна из наиболее часто встречающихся причин этого явления - безличность высказываний, которые предлагались для понимания.

Такое высказывание не содержит усилий автора по его порождению, т.е. в нем нет истины, добытой его

210

собственными усилиями по преодолению плотности бытия в себе и себя в бытии. Иначе говоря, высказывание - пустое. Оно имеет форму - слова, но это слова без личного для автора высказывания содержания, это та форма без содержания, которая своей очевидностью дает о себе знать, когда человек "поет чужим голосом", "повторяет чужие мысли", "говорит как попугай" или "как робот". Вариантов описания пустых высказываний в бытовом языке достаточно, чтобы каждый смог узнать их и в своих текстах, и в текстах других людей.

Можно выделить в качестве главной причины их появления слабость интегрированности, целостности Я, его, возможно, временную, раздробленность. Именно отсутствие этой целостности Я создает предпосылки появления высказываний, где нет (или слабо выражен) автора. Когда автора нет, то адресат должен преодолеть огромную дистанцию - путь в никуда, чтобы, возможно, встретиться с подобием автора в самом себе. Так при чтении бюрократических текстов возникает именно это представление - это текст ни о ком и ничей, хотя он (ситуативно или на всю жизнь) должен стать вашим лично. Это, например, можно увидеть в текстах законов, которые написаны тем бюрократическим, "суконным" языком, который сводит жизнь к логической схеме. Но - это удел этих текстов, этих высказываний - их роль в общем тексте жизни общества, где необходимы и такие логические схемы (см. подробнее главу о межгрупповых отношениях в этой книге). Возможно, у вас уже есть идеи о том, почему возникают пустые высказывания? Это - риторический вопрос, но вы вполне можете превратить его в вопрос к вам лично.

Если вы это сделали, то мы с вами осуществили одно из действий деятельности общения - взаимодействовали на расстоянии, т.е. осуществили акт коммуникации - акт связи.

Полное, живое высказывание обнаруживает своего автора прямым указанием на него с помощью личного местоимения или имени, или косвенно - через ссылку, в которой обозначается интеллектуальная позиция как наличие Я. Примеры из бытового общения:

211

  1. Я хотела бы знать, где ты был вчера вечером.
  2. Я хочу знать, где ты был вчера вечером.
  3. Меня, как твою жену, интересует, где ты был вчера вечером.
  4. Мы тут с ума сходим, - где ты был вчера вечером?
  5. Где ты был вчера вечером?
  6. Где был вчера вечером?

Вариантов может быть значительно больше, число их значительно увеличится, если еще ввести все возможное разнообразие интонаций. В первых пяти вариантах выделены слова, которые придают высказыванию адресность и проявляют автора. Как вы понимаете, шестой вариант - без явного адресата и автора - самый грубый и обидный, так как он - пустой. В нем никто из собеседников не слышит и не видит друг друга. Есть произнесение слов, но нет главного - собеседников.

Собеседник - участник внешнего или внутреннего диалога, это - человек (или ваше собственное не-Я), который существует как реальная целостность, если хотите, то определенность. Необходимость такой определенности предельно наглядно демонстрируют дети - дошкольники, когда, общаясь со взрослыми, буквально заставляют их смотреть на них. (Могут даже взять и повернуть голову взрослого лицом к себе.) В этом отношении хочется привести высказывание пятилетнего молодого человека, который сумел сформулировать свое состояние: "Смотри на меня глазами, а то у тебя в ушах меня не видно". Увидеть меня в тебе, а тебя - во мне - это формула живого высказывания в общении как деятельности.

Бесконечное разнообразие фактов и идей, которые есть в психологии речи, жизненность теорий, красота теоретических и экспериментальных исследований требуют продолжения этой главы, но впереди еще много понятий общей психологии. Которые тоже требуют отношения, поэтому закончу главу тем, что называют секретами общения. Это - средства и способы общения как деятельности - владение ими - один из показателей личностной зрелости человека.

К числу их относится: установление на одном уровне с собеседником контакта глазами; использование при ответе на вопросы утвердительной формы (если

212

вы отвечаете вопросом на вопрос - это показатель отсутствия сочувствия); удержание пауз в общении (выслушивать не перебивая); обозначение словами чувств своих и собеседника. Это главные средства и способы активного слушания, которые делают общение - общением, т.е. деятельностью, где целью взаимодействия является психическая реальность каждого собеседника.

Суть изложенного в этой главе состоит в том, что в речи с помощью общения человек создает мир своего индивидуального сознания и таким образом вливается в сознание коллективное, которое придает бытию те свойства, которые отражают поиск человеком истины его собственной жизни.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Почему, когда в общении человек в каждом высказывании говорит "Я" или "мне" это производит такое же неприятное впечатление на собеседника, как и отсутствие Я-высказываний? Сформулируйте представление о мере выраженности Я автора в тексте.
  2. Выразите ваше мнение о гипотезе Сепира - Уорфа, гипотезе лингвистической относительности, которая говорит о том, что "мы видим, слышим, воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения".
  3. Есть "вечный" вопрос, который задают психологи, он о розе. Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?
  4. Изменится ли что-то в жизни человека, если он поменяет имя?
  5. Существуют разные категории слов - возвышенные, бранные, будничные... Составьте свою классификацию и объясните ее потенциальную необходимость для вас лично.
  6. Объясните происхождение оценки речи человека как "деревянной".
  7. Нейропсихологическими исследованиями показано, что за понимание и произнесение речи отвечают разные мозговые центры. Выскажите предположение о том, почему возникла такая мозговая структура?
  8. Может ли автор текста быть его адресатом?
  9. Что делает текст потенциально бесконечным?

213

  1. Возможна ли такая ситуация - человек умеет писать, но не умеет говорить?
  2. Как можно объяснить сходство и различие грамматик разных языков?
  3. Можно ли корову назвать чернильницей?
  4. Как бы вы объяснили, что такое "дефицит общения" и как он может проявляться в поведении человека?
  5. Чем, по вашему мнению, отличается понимание от восприятия информации?
  6. Чем отличается болтливый человек от общительного?
  7. Есть ли разница в высказываниях:
    - Мне с тобой тяжело.
    - С тобой мне тяжело.
  8. Сформулируйте ваше мнение о возможности различия письменно. После выполнения этой части задания, проанализируйте устно, что вызвало трудности в выполнении письменной части задания.
  9. Почему, по вашему мнению, авторы текстов используют псевдонимы?
  10. Как вы считаете, почему существуют анонимные письма?
  11. Чем отличается, по вашему мнению, пословица и предложение в любом тексте?
  12. Может ли, по вашему мнению, взрослый человек всю жизнь (или очень долгое время) обходиться без собеседника?

214

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.