Глава 9

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  существуют такие качества психической реальности, которые проявляют ее уровневое строение, показывают наличие специальных механизмов, структурирующих разные уровни, их взаимосвязь и взаимозависимость. Одновременно это и возможность анализа психической реальности как гетерогенного образования, которое обладает неоднородной структурой, организованной в пространстве и времени.

Доказательство этой главной мысли можно было бы начать с анализа слов, которые вынесены в название главы. Эмоции и чувства в бытовом языке - в индивидуальном и коллективном сознании людей - практически не дифференцируются. Можно сказать и эмоция удивления и чувство удивления, эмоция страха и чувство страха, эмоция радости и чувство радости и т.п.- это не нарушит понимания. Понимания чего? Как только этот вопрос относится к области научной психологии, на него становится очень трудно отвечать. Иначе дело обстоит в психологии житейской, когда чувства, эмоции - это то, что человек "переживает". Часто эти переживания написаны у него на лице - мимика и жесты, дополняющие ее, помогают прочитать, понять состояние, а значит, чувство, а, значит, эмоцию. В бытовом языке нет различия в описании состояния удивления, такой же эмоции или чувства, состояния радости, такой же эмоции или чувства, состояния страха и т.п. Этот текст написан как учебный, поэтому я воспользуюсь той научной информацией, которая, по-моему мнению, в большей степени отражает и простоту и сложность заявленной темы.

165

Простота ее в очевидности для каждого человека его собственных состояний как длительных, так и кратковременных, в очевидности разной степени самоконтроля за ними. Сложность в объяснении происхождения этих состояний как самому себе, так и другим. Чаще всего объяснения сводятся к тому, что состояние возникает потому, что возникает, потому что оно - проявление индивидуальной жизни данного человека. К примеру, как может объяснить боящийся человек возникновение собственного страха или влюбившийся человек состояние своей влюбленности ...

Научная психология проводит классификацию состояний человека как отношений, отличающихся источником происхождения и временем существования. В этом смысле отличие эмоций и чувств очевидно - эмоции кратковременны и возникают вместе с реальным появлением предмета, который вызовет отношение, состояние, эмоцию. Чувства же могут длиться всю жизнь и не зависят от реального наличия предмета, который вызвал отношение, состояние.

В классификации состояний человека свойства психической реальности представлены как проявление дистанции Я по отношению к другим областям психической реальности. Это дает основания говорить о специфичности свойств как самого Я, так и об особых проявлениях динамики психической реальности в виде состояний, которые могут быть определены по отношению как к свойствам Я, так и по отношению к предметам внешнего мира.

Люди всегда отчетливо проявляют это в словесной форме:

  • - Я испугался.
  • - Мне стало страшно.
  • - Я обрадовался.
  • - Мне стало радостно.

Естественно, что предложения, где используется Я, показывают возможность установления дистанции по отношению к предмету, который вызвал состояние. В случае, где используется личное местоимение, эта дистанция не выражена, свойства самой психической реальности не дифференцируются. Возможность существования такой дистанции обусловливается и строением

166

отделов мозга человека, которые отвечают за появление и течение состояний человека как зависимости от свойств воздействующих раздражителей.

Эмоции фиксируют эту зависимость в проявлении наличия психической реальности, в ее нетождественности воздействующему предмету и в разнородности ее собственных свойств. Так, проявляя радость, человек переживает наличие себя как носителя состояния, наличие в себе разных проявлений радости (мышечное напряжение, например, или учащенное биение сердца), ее динамику и связь с предметом радости.

Исследования мозговой активности человека показывают, что существуют два относительно независимых уровня мозговых структур, которые отвечают за происхождение эмоций. Это - древние, подкорковые образования и наиболее поздно возникающие (лобные) образования головного мозга. Это дает основания утверждать, что по своему происхождению эмоции имеют непосредственную связь с инстинктами, с врожденными программами поведения, а в самых простых формах они проявляются даже по принципу безусловных рефлексов.

Человек часто сам не отдает себе отчет в происхождении того или иного эмоционального состояния, которое возникает как бы "само собой". Это и есть одно из проявлений функционирования древних, подкорковых образований мозга человека. О существовании у себя состояний, которые можно контролировать, а, значит, о работе лобных отделов своего мозга, человек узнает тогда, когда он "сдерживает злобу", "скрывает радость", "прячет горе", "изображает веселье" и т.п. Подобные факты известны каждому человеку из практики своей психической жизни. Они позволяют утверждать, что эмоциональные состояния человека имеют разнообразные связи с другими качествами психической реальности.

Если пытаться определить главную роль эмоциональных состояний в психической реальности человека, то можно, думаю, сказать, что они выполняют дифференцирующую роль. Именно благодаря разным видам этих состояний психическая жизнь человека лишена монотонности, однообразия, именно благодаря этим состояниям есть возможность выделять границы

167

разных свойств в самой психической реальности, переживать их связь друг с другом и их относительную независимость. Так относительно независимы друг от друга злоба и восхищение, страх и удивление, грусть и восторг и т.п.

Их относительная независимость проявляется в том, что человек может назвать их словами как разные качества своего состояния, как разные проявления свойств своей психической реальности. В то же время при назывании, понимании своего состояния одновременно люди часто испытывают неудовлетворенность названием. В названном состоянии - печали, вдохновении, смущении, робости и т.п. - исчезает то, что составляет его индивидуальную специфичность. В назывании человек как бы теряет содержание именно своего состояния, возможно, именно поэтому существуют невыразимые муки поиска своего слова у тех, кто пишет или говорит о чувствах, проявляя их в слове. Возможно, поэтому возникли и существуют все виды искусств, где люди другими средствами (движение, образ, звук и т.п.) пытаются проявить свои состояния. Эмоциональные состояния открывают для человека наличие источника активности в нем самом. Они как бы говорят о том, что возможно не только реагирование на стимул, но и отношение к стимулу, т.е. возможна та дистанция, та пауза для принятия решения о реакции, которая создает поведение. Примеры этого с большей очевидностью можно наблюдать в индивидуальной истории жизни человека, например, у младенца при непосредственном контакте с незнакомым предметом возникает неприятное, болезненное состояние. Уже следующий контакт с этим Предметом будет совершенно иным - увеличится пауза для осуществления взаимодействия, само взаимодействие будет другого типа (если оно вообще возникнет, ведь можно получить такое состояние, что его просто не захочется повторять). Здесь бы и вспомнить о ситуациях насильного кормления "полезной" для ребенка пищей, которые потом даже у взрослых вызывают панику только при воспоминании о манной каше или пенках на кипяченом молоке.

Эта возможность несовпадения содержания состояния и его интеллектуального выражения (мама или

168

нянька просто могут не понять ужас младенца при виде той же ненавистной ему пищи) приводят к тому, что у человека возникает особая система собственного отношения к предметам (в том числе и к самому себе). Ее еще часто называют смыслом или личностным смыслом. Она проявляется как пристрастность человека в понимании, действии.

Именно эта пристрастность описывается в психологии как направленность, индивидуальный стиль, субъективность, смысловая структура и т.п. Думаю, что ее можно назвать и формой сохранения в себе источника активности. Если представить себе, что у человека нет этой пристрастности, нет борьбы за проявление в себе источника активности... Я не пишу о психических заболеваниях и психопатологии, но она часто начинается именно там, где возникают проблемы в проявлении и осуществлении пристрастности, того своего, что делает психическую реальность интегрированной целостностью, существующей как предмет.

В этом тексте, думаю, важно показать, что эмоциональные состояния человека выражаются не только словами, - есть то, что называют эфферентным звеном эмоций. Это - выразительные движения, которые не отличаются большим разнообразием, и человек может легко узнать их как у самого себя, так и у другого человека и даже у высших животных. Так, встревоженную или спокойную кошку или собаку, обезьяну или тигра человек узнает без особого труда. Эмоциональные состояния детей тоже воплощаются в их внешних движениях, мимике и пантомиме.

Сложнее дело обстоит со взрослыми, как уже говорилось, с помощью работы лобных отделов мозга можно изменять проявление состояний. Однако у каждого явления есть предел изменчивости, как бы ни пытался человек воздействовать на течение своего состояния, если оно существует, оно требует соответствующей себе формы.

Если такой формы нет или форма не соответствует содержанию, то мы вступаем опять в область психопатологии, когда человек начинает жить не своей жизнью.

Часто при этом говорят, что он теряет целостность своего Я, начинает жить чужой жизнью, теряет свое лицо и т.п.

169

Сегодня существует множество специальных психологических тренингов, где людей учат проявлять самих и понимать проявление эмоциональных состояний других людей. Эти тренинги часто необходимы в психотерапии семейных отношений, в психологическом обеспечении переговоров, в урегулировании различных межгрупповых и внутригрупповых конфликтов, а также в решении индивидуальных жизненных задач людей.

Типичным примером такой работы может быть работа А.Ю. Панасюка "А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника (М. Изд-во "Дело" 1996).

Мне думается, что все разнообразие проявления вариантов состояния человека, возможность их дифференциации (например, описание положения рук, ног, головы при общении и т.п.) в конечном итоге рождает главную проблему - проблему интерпретации увиденного, т.е. проблему интеграции разных форм проявления человеком состояния в единое целое. Остается только задать вопрос о том, что есть это единое целое. А.Ф. Панасюк, называет это целое подсознанием, другой автор может назвать бессознательным или сущностью или еще как-то иначе, используя при назывании целостности свои собственные научные приоритеты и просто доступные ему знания.

Вопрос можно сформулировать так: что открывает человек, проявляя свое состояние? При ответе на него, как вы понимаете, возможны самые разные варианты. Ваш - тоже.

Современная психология говорит о том, что состояния человека возникают как реакция на существование разных видов зависимости человека от пространства и времени его жизни. Эти зависимости называются потребностями.

Потребности показывают варианты временной и пространственной связи разных качеств психической и других видов реальностей. Например, потребность в пище отражает сложные виды связи психической и физиологической реальностей с реальностью социальной, экологической и т.п.

Потребности порождают важнейшие качества эмоциональных состояний, которые описываются как -

170

положительные или отрицательные. Эти характеристики обычно сопоставляют с влиянием состояния на активность человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Положительные эмоциональные состояния - потребность удовлетворена, а отрицательные - нет.

Одна из важнейших особенностей состояний человека состоит в том, что они двойственны, т.е. амбивалентны. Что это значит? Одна и та же потребность как вид зависимости человека от какого-то предмета удовлетворяется использованием этого предмета через взаимодействие с ним. Тот же голод может быть удовлетворен с помощью некоторого количества пищи, однако, если пищи принимать больше, чем (обратите внимание!) требует потребность, это может привести даже к смерти человека. На бытовом уровне эта особенность эмоциональных состояний находит свое отражение во множестве пословиц, поговорок, метафор, притч, легенд, которые формулируют тот закон, который научная психология называет законом оптимальной мотивации. О нем подробнее речь пойдет в следующей главе.

Думаю, что важно отметить тот факт, что амбивалентность, двойственность состояний человека задается тем, что каждый предмет, с которым взаимодействует человек, имеет множество различных(в том числе и противоположных) свойств. Благодаря наличию этих противоположных свойств и сохраняется целостность предмета. Это относится и к Я-человека, которое сохраняет целостность за счет внутреннего диалога с не-Я.

Возникновение состояний человека в зависимости от его потребностей рассматривается в различных теориях. Чаще всего это связывается с биологическими или информационными факторами. Так, биологическая теория П.К. Анохина говорит о том, что эмоциональные состояния возникают в связи с достижением успешного результата и таким образом закрепляют поведение, которое ведет к этому результату. Отрицательные же эмоции тормозят неудачные действия и способствуют возникновению нового поиска вариантов действия.

Информационная теория наиболее полно представлена в работах П.В. Симонова, который считает, что

171

эмоция отражает силу потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. Он считает, что с помощью эмоций человек выделяет те потребности, которые могут быть в данный момент удовлетворены с большей степенью вероятности. В зависимости от реальных возможностей удовлетворения одна и та же потребность может вызывать как положительную, так и отрицательную эмоцию. Отрицательные эмоции при этом подавляют потребности с низкой вероятностью их удовлетворения.

Можно утверждать, что эмоциональные состояния характеризуют жизнедеятельность как проявление ее зависимости от разных факторов.

Если использовать для описания этих состояний разные варианты этой зависимости и их организации в пространстве и времени, то можно выделить относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний, которые называются фундаментальными эмоциями, образующими 120 эмоциональных комплексов-триад (например, горе - гнев - отвращение, страх - стыд - вина и т.п.).

К числу фундаментальных эмоциональных состояний относят такие, которые имеют специфическую приспособительную (адаптационную) роль и характерные внешние мимические, нервно-мышечные проявления. (Изард К. Эмоции человека. М. 1980). Список этих эмоций будет выглядеть так:

  • 1) интерес - возбуждение;
  • 2) удовольствие - радость;
  • 3) удивление - изумление;
  • 4) горе - страдание;
  • 5) гнев - ярость;
  • 6) отвращение - омерзение;
  • 7) презрение - пренебрежение;
  • 8) страх - ужас;
  • 9) стыд - застенчивость;
  • 10) вина - раскаяние.

Сегодня, наверное, нет человека, который не слышал бы о существовании детектора лжи, который часто является необходимым атрибутом в сюжетах криминальных фильмов. Детектор лжи основан на принципе зависимости физиологического и эмоционального

172

состояния человека. Многие параметры физиологического состояния, как считается в науке, не могут контролироваться человеком. Например, работа потовых желез, слюноотделение, сопротивление кожи - эти особенности работы своего организма человек не может контролировать.

Однако при эмоциональном состоянии или его изменении возникают физиологические реакции, по которым можно узнать само состояние. Так люди сами узнают - холодный пот от страха, замершее от счастья дыхание, задрожавшие от нетерпения руки, пересохший от напряжения рот и т.п. - физиологическую симптоматику своих состояний.

Существование относительно устойчивой зависимостей между отдельными свойствами физиологических реакций человека и свойствами его эмоциональных состояний часто является предметом специальных исследований в науке. Оно лежит и в основе детектора лжи. Зависимости, которые фиксирует этот детектор, называются психосоматическими корреляциями - зависимостью органических функциональных изменений от эмоционального состояния человека.

Современная электронная техника позволяет фиксировать множество таких корреляций, остается только иметь в виду проблему истины в познании человеком разных закономерностей своей же собственной жизни.

Сегодня известно о существовании мозговых центров, контролирующих разные эмоции человека (центр удовольствия, центр успокоения, центр агрессивности и т.п.) Эти данные получены в экспериментах с животными, которым вживляли электроды в соответствующие центры мозга и вызывали при раздражении этих центров соответствующие эмоциональные состояния. Известны эксперименты С.Х. Дельгадо, который потрясал воображение публики, когда разъяренный бык с вживленными электродами в центр успокоения мгновенно успокаивался при раздражении радиосигналом этого центра в нескольких метрах от экспериментатора, который по всем признакам ситуации должен был быть сметен силой ярости животного. Но бык становился спокойным по воле, воздействующего на мозг животного, человека.

173

Мозг человека в состоянии эмоционального возбуждения порождает особые феномены, среди которых феномен увеличения мышечной силы и ловкости, когда человек может совершить то действие, которое недоступно ему по параметрам силы и ловкости в другое время.

Как видите, можно говорить о разных, даже существенных, изменениях, которые эмоциональные состояния вызывают в психической реальности человека.

Описание этих изменений связано с выделением разных качеств состояний, среди них следующие:

астенические и стенические состояния; первые - тормозят все виды активности, вторые - побуждают к активности. При этом существенным является тот факт, что одно и то же состояние может вызвать у людей разные качества их активности. Например, в панике, одни люди проявляют астенические чувства, а другие - стенические. Это - типичный пример разной сензитивности людей к воздействующим раздражителям.

Эмоциональные состояния человека различаются также по интенсивности (сильные и слабые) и по продолжительности (кратковременные и устойчивые). Эмоциональные состояния можно описывать и через их содержание: интеллектуальные, праксические, моральные, эстетические.

Решение вопроса о функциях, о роли эмоциональных состояний в психической реальности человека приводит к появлению следующей классификации, показывающей регулирующую функцию эмоций. Знание этой классификации часто является одним из научных оснований для принятия решений об обоснованиях тех или иных действий человека. Это особенно важно в практике психологического консультирования, при поведении судебно-психологических экспертиз, при организации психотерапевтической помощи.

Итак, классификация эмоциональных состояний по их функции:

  • 1) эмоциональный тон ощущений;
  • 2) эмоциональный отклик;
  • 3) настроение;
  • 4) конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация;
  • 5) чувства.

174

Эмоциональный тон ощущений - это тот вкус и аромат жизни, который позволяет человеку фиксировать свое отношение как приятное или неприятное. Приятен цвет утреннего неба, неприятен (отвратителен) запах гнили, скрежет тормозов автомобиля. Именно на этом фоне может возникнуть идиосинкразия как болезненная непереносимость каких-то свойств предметов, например, звука ножа о стекло. Это отношение входит в содержание эмоциональной памяти человека и составляет его личный жизненный опыт, который позволяет ему ориентироваться в последующих ситуациях.

Эмоциональный отклик или эмоции - это оперативная чувственная реакция на изменения в ситуации жизни. Как только происходит изменение, следом за ним возникает и эмоция или эмоциональный отклик.

Возникновение эмоционального отклика определяется общим жизненным тонусом человека и его индивидуальной возбудимостью. Каждому из вас приходилось встречаться с людьми, которых вы лично назвали бы толстокожими только за то, что они не чувствуют тех изменений, которые чувствуете вы. И, наоборот, вы встречались наверняка с людьми, которые реагировали изменением состояния на то, что вы лично не замечали. Об этих людях обычно говорят, что они все принимают слишком близко к сердцу. Так в бытовом общении мы различаем эмоциональный отклик человека на состояние другого человека. Это еще носит специальное научное название - синтония. Благодаря ее наличию мы можем сопереживать друг другу, а это - основа понимания, основа совместного усилия, совместного действия.

Сегодня известно, что люди, которые выросли как в условиях недостаточного, так и избыточного эмоционального контакта с другими людьми, малоспособны к эмоциональному сопереживанию.

Настроение - это преобладающая во времени эмоция, которая оказывает существенное влияние на активность человека.

По параметрам своей активности человек может дифференцировать содержание настроения и в известной степени управлять им. Помните, что состояния человека зависят от работы лобных долей его мозга. Это

175

очень важно в ситуациях, когда обстоятельства требуют контроля за настроением. Сегодня в практике психотехнической работы существует великое множество предложений о способах воздействия на настроение с целью его оптимизации для получения более высоких результатов активности человека. Очень широко это применяется в спортивной практике, в практике организации совместной творческой деятельности и т.п. Думаю, что у вас лично тоже есть такие способы.

Искусство сохранять хорошее настроение, как и искусство портить его у других и у себя, во многом определяется концепцией жизни, которую реализует человек. Именно эта концепция - как варианты отношения к жизни - делит нас на оптимистов и пессимистов. Именно она влияет на возможности и желания воздействовать на свое и чужое настроение.

Конфликтные эмоциональные состояния

Стресс.

Сегодня это слово знают практически все и считают, что со стрессом надо бороться через расслабление. Это очень простое представление о собственной психике часто бывает просто формой отказа от необходимости напряжения, концентрации Я-усилий для действия в новых, необычных обстоятельствах, которые чаще всего и вызывают стресс.

Ганс Селье (1936), который ввел в научный и бытовой оборот понятие "стресс", в одной из своих последних работ писал о том, что в отношении к понятию стресс люди проявляют свои возможности по организации жизни как ценности. Стресс - это перенапряжение, которые вызывается сверхсильным раздражителем, на который у человека не было до этого момента необходимой адекватной реакции, однако такая реакция необходима для осуществления его жизни как ценности. Стресс - это необходимость мобилизации всех жизненных сил человека для продолжения самой жизни.

Выход из стресса - это поиск выхода из экстремальной ситуации, мобилизация всех ресурсов психической реальности и организма для продолжения жизни. В этом позитивный смысл стресса как реакции на психическую травму. Примером действия

176

стресса является реакция людей на сообщение о наличии у них тяжелого заболевания. Известно, что человек может победить начавшийся у него рак, если мобилизует все свои ресурсы для этой победы - ресурсы физические и психологические, ту волю к жизни, которая может быть сильнее действия разрушающей ее опухоли. Физическая и психическая активность самого человека как противодействие активности опухоли могут совершить то, что часто называют чудом выздоровления.

Сегодня в психологии стресса известно, что существуют, как минимум, два вида стрессора, которые существенно влияют на мобилизацию человеком его жизненных сил: это - физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры - это неблагоприятные условия, которые влияют на жизнедеятельность человека (высокие и низкие температуры, механические и химические воздействия).

Психологические стрессоры - это факторы, которые люди сами оценивают как вредные для самих себя. (В предельном случае в роли такого фактора человек может воспринимать и самого себя). В условиях такого стресса происходят сложные процессы оценки опасности и поиск решений, это сопровождается повышенным напряжением и часто непосредственно связано с умением реагировать на опасности. Этому надо учиться, как вариантам поведения, по тем же самым жизненным психологическим правилам, по которым мы осваиваем любую информацию о жизни.

Итак, стресс можно понимать как мобилизацию всех жизненных сил организма в ответ на чрезмерное осложнение жизненной ситуации. Стресс опасен, но необходим для жизни человека как школа выживания. Пребывание в любой школе обогащает человека опытом. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект.

Этим понятием, происходящим от латинского слова "affectus", что означает совершать согласно с чувствами, обозначается состояние человека, которое возникает в острой конфликтной ситуации и проявляется в крайнем нервно-психическом перевозбуждении, временной дезорганизации сознания, в активизации импульсивных действий.

177

К аффекту нельзя заранее подготовиться, так как он вызывается очень сильными и очень неожиданными раздражителями. Его можно сравнить с эмоциональным взрывом, когда у человека нет никакой информации о том, что и как он должен делать при неожиданном воздействии сильного раздражителя. Такими раздражителями может быть тяжелое оскорбление, грубое физическое насилие, внезапная опасность и т.п.

Аффект специфичен тем, что дезорганизует работу сознания, можно сказать, что при этом состоянии важнейшие мозговые механизмы, отвечающие за содержание сознания, блокируются чрезмерно напряженной работой подкорковых, древних образований.

Состояние сознания в аффекте обычно описывается как искаженное, суженное. В нем начинает преобладать какой-то один тип содержания - чаще всего представление. Именно оно и определяет направление активности человека. Все жизненные установки, способность понимания, все проявления воли - все искажается в аффекте, уходит как бы из сознания. Больше всего искажается механизм произвольного поведения, после аффекта человек оказывается в ситуации, когда он сам не узнает то, что совершил. Его Я как источник активности практически не представлен в аффекте. В момент аффекта доминируют другие источники активности, психологи называют их инстинктами.

По сути дела в аффекте человек проявляет свою природную натуру. Все приобретенные формы поведения, которые контролируются его индивидуальным сознанием, оказываются предельно бессильными для осуществления реакции на сверхсильный внезапный раздражитель.

Аффект сопровождается нарушением нервных связей, их упорядоченность деформируется, часто для описания тех изменений, которые происходят в нервной системе, употребляют слово "сшибка", чтобы за счет неординарности слова подчеркнуть неординарность того, что происходит с человеком в аффекте.

У людей в состоянии аффекта нарушается память. Частичная амнезия (забывание) - дает о себе знать после пережитого аффекта. Обычно человек говорит, что с какого-то момента он не помнит свои действия, словно в нем что-то выключилось. Это субъективное

178

описание тех изменений в ясности сознания, которые типичны для аффекта.

Во всех конкретных проявлениях аффекта - вспышка ревности, страх, гнев, отчаяние, порыв страсти и т.п.) можно выделить достаточно определенные закономерности. Знание этих закономерностей часто единственная возможность понять, например, в следственной практике, причины поведения человека в конфликтной ситуации. На первом этапе аффекта резко дезорганизуется вся психическая деятельность. Нарушается ориентировка в действительности. На втором этапе перевозбуждение находит свое выражение в резких, плохо контролируемых действиях. На заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает депрессия, слабость.

Человек переживает аффект как состояние, которое не зависит от него, он воспринимает его как то, что "нашло", "навалилось неведомо откуда", "ударило в голову и в сердце", "затмило разум" и т.п. Однако аффект - это не патологическое состояние, не болезнь человека. Это - реакция на сверхсильный, неожиданный раздражитель.

Наличие этого состояния у человека в криминальной ситуации не рассматривается как состояние невменяемости. Состояние аффекта обычно рассматривают как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Криминальная и судебная психология как отрасли общей психологии в понимании аффективного состояния человека исходят из представления о том, что это состояние - состояние психически здорового человека, а значит, у человека есть возможность воздействовать на его течение и даже предотвратить его. Вопрос о квалификации состояния человека как аффекта обычно решается психологами - экспертами, которые несут личную уголовную ответственность за это решение. Решение психолога-эксперта аргументируется прежде всего научными данными об этом состоянии человека и тщательным изучением обстоятельств возникновения этого состояния в конкретно исследуемой ситуации.

Среди этих обстоятельств есть смыл обращать внимание на наличие длительного воздействия фактора, травмирующего человека (например, постоянных

179

оскорблений), на внезапность возникновения состояния под влиянием типичного травмирующего воздействия (часто это напоминает ситуацию последней капли, которая переполняет чашу человеческого терпения), на появление слабости после совершения ряда чрезмерно сильных действий, направленных на источник травмирующего воздействия.

Существуют разноречивые мнения по поводу того, может ли человек контролировать возникновение аффекта. Мне думается, что при встрече с этим состоянием как в своей собственной жизни, так и в жизни других людей любой из исследователей невольно оказывается в позиции судьи (самого себя или другого человека). С этой позиции легко рассуждать о том, что правильно и возможно, если использовать в качестве аргументов те виды информации, которые не подвергаются сомнению. В отношении информации о возможностях человека что-то делать или не делать так много неопределенности, что позиция судьи мне представляется более, чем сомнительной. Чувствительность людей к одному и тому же воздействию очень различна, те факторы, которые у одного человека (или группы людей) вызывают протест и защиту, у другого человека (или группы людей) порождают терпение и смирение. Различия эти настолько велики, что оценка какого-то жизненного фактора как фактора, способствующего возникновению аффекта, требует изучения индивидуальной жизненной истории конкретного человека в конкретных обстоятельствах возникновения конфликтного состояния, которое могло бы быть понято как аффект.

Фрустрация.

Это понятие описывает состояние человека, которое возникает при крушении его планов. Латинское слово "frustratio" помогает описать то, что переживает человек, который внезапно лишился будущего, того потребного будущего, без которого невозможно существование психической реальности как целостности.

Состояние фрустрации - это состояние жизненной беспомощности, когда человек лишается оснований для организации своей жизни в целом. В этом состоянии у человека нарушаются те качества психической реальности, которые объединяют ее в относительно

180

завершенную целостность. Каждый человек может наблюдать это у себя, когда он внутренне собирается, напрягается для достижения желаемой цели. Это напряжение можно видеть и у другого человека, которое наблюдатель воспринимает как целеустремленность. У фрустрированного человека нет этой целеустремленности, нет возможности собраться, он лишается сил для этой внутренней работы.

Состояние фрустрации может быть описано как крушение мечты, разрушение надежды, обесценивание замыслов человека, потеря перспективы. Это очень тяжелое состояние, которое приводит к изменениям во многих качествах психической реальности - ослабевает память, снижается способность к логическому мышлению и произвольному вниманию и т.п.

Что и кто может разрушить планы человека? Чаще всего это - воздействие другого человека - война, террористический акт, насилие. Это может быть и стихийное бедствие и болезнь. Все виды катастроф - экономические, социальные, природные, гуманитарные - порождают состояние фрустрации у многих людей. Количество их может исчисляться миллионами.

Фрустрированный человек не может устранить причины своего состояния, поэтому он и чувствует себя бессильным перед жизненным воздействием. Выход из этого состояния связан с сознательной работой по построению новых жизненных планов. Практически всегда людям для этого требуется помощь других людей, в которой через непосредственное общение и совместную работу фрустрированный человек получает переживание наличия у себя внутренних сил, необходимых для построения и осуществления жизненных планов. Другой человек помогает обрести заново потерянную целостность психической реальности. Роль другого человека в том, что своим воздействием он обозначает границы психической реальности фрустрированного человека. Через механизм обратной связи это воздействие преобразуется в самовоздействие человека, которое возвращает внутренний диалог - источник силы Я.

В состоянии фрустрации у людей актуализируются защитные механизмы личности, которые способствуют построению специфических жизненных планов,

181

которые можно было бы оценить как нереалистические. Мир фантазии, воображения - это тот мир, где фрустрированный человек ищет защиты от невыразимой тяжести реальности. Возможность "оторваться от действительности" - это один из путей переживания фрустрации. Однако возвращение в реальность после того, как избран этот путь, бывает предельно затруднено, иногда невозможно, так как связано с воспоминаниями о пережитой психической боли. Уход - куда угодно - наиболее распространенный способ преодоления фрустрации - состояния, когда рушатся жизненные планы.

В психологии существует понятие о фрустрационной толерантности - устойчивости человека к фрустрационным воздействиям. Эти качества человека можно, думаю, описать и понятием жизненная стойкость. Часто основой ее являются религиозные чувства человека.

Чувства

Существование этих состояний люди узнают благодаря временной и пространственной устойчивости собственных отношений к предметам. Если у кого-то есть чувство как его собственное отношение к предмету, можно без преувеличения сказать, что человек хозяин этого чувства. Он сам может вызывать его, может усиливать или ослаблять его влияние, может находить разнообразные способы его выражения. Только по отношению к этому состоянию человека используют понятие "развития". Если другие состояния "проявляются" и "возникают", т.е. они относительно независимы от Я-усилий человека, то чувства связаны с качествами Я иначе. Как?

Общая психология описывает следующие закономерности чувств:

  • - возникновение чувств подчиняется закономерностям формирования условного рефлекса;
  • - чувства, возникнув по отношению к одному объекту, переносятся на весь класс однородных объектов - обобщенность и перенос чувств - существенная закономерность их существования;
  • притупление чувств под длительным влиянием постоянного раздражителя;

182

  • контраст чувств и их взаимодействие;
  • суммирование или укрепление чувств под влиянием постоянного разнообразного взаимодействия с предметом;
  • усиление противоположных чувств при их одновременном возникновении;
  • замещение предмета чувств другим;
  • переключение чувства с одного предмета на другой;
  • амбивалентность - двойственность чувств по отношению к одному и тому же предмету;
  • экспрессивность - внешнее проявление.

Чувства создают в психической реальности человека ее устойчивые качества, которые как сам человек, так и наблюдатель может отождествлять с качествами Я. Это естественно, так как содержание чувств фиксирует и проявляет наличие Я как основания избирательной чувствительности человека как к отдельным свойствам предмета, так и к предмету в целом. Чувства в этом отношении можно рассматривать как механизм, объединяющий внешний и внутренний миры человека, мир психической реальности и все другие миры. Эту объединяющую силу чувств каждый человек переживает в чувстве любви. Любовь к другому человеку, возникнув, перерастает в любовь ко всему миру.

Сегодня психология не может ответить на вопрос о том, как возникает это чувство, но она может описать, как оно протекает. Для этого достаточно и жизненных и литературных фактов, в которых это чувство человека порождает его собственную жизнь во всей полноте проявления качеств, где есть одно из главных качеств жизни - чудо. О нем немного позже.

Общая психология классифицирует чувства человека в зависимости от той предметной действительности, где они выполняют свою главную роль - роль объединения психической реальности в целостность. Это - праксические, моральные, эстетические и познавательные чувства. Как виды чувств они отличаются предметами, которые вызывают отношение человека.

Праксические чувства возникают в практической деятельности человека, преобразовательная активность человека, его взаимодействие с любым предметом создает условия для появления чувства к этой активности. В первую очередь это можно наблюдать в ситуациях

183

трудовой деятельности людей. Трудоголик и лентяй в этом отношении представляют полярные праксические чувства.

Моральные чувства показывают возможность предметного воплощения таких предельных категорий как Добро и Зло. Каждая из них имеет множество конкретных воплощений, поэтому в общем виде можно только говорить о том, что их содержание регулируется тем идеалом человека, который функционирует в конкретном обществе в конкретное историческое время. Вопрос о существовании универсальных моральных чувств, думаю, можно отнести к области вопросов глобализации жизни на нашей планете, к появлению универсальных, общих для всех людей, требований организации отношений с другими людьми. Справедливость и несправедливость, совесть и долг, чувство чести и вины сегодня существенно зависят от конкретной культуры, в которой живет человек. Возможно, будущее изменит эту ситуацию, и люди будут друг для друга людьми без конкретизации этого понятия в рамках какой-то культуры.

Эстетические чувства близки моральным чувствам и отражают возможность человека конкретизировать предельные переживания, в том числе переживание вечности, бесконечности, которое воплощается в возможности для человека выявить и зафиксировать в прекрасном сущность вещей и явлений, сущность самой жизни.

Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познанием, они ориентируют человека на существование бытия и его самого в бытии. Это то любопытство и любознательность, та жажда познания, за которую человек бывает готов заплатить (и платит) самой жизнью.

Суть этой главы состоит в том, что изучение эмоций и чувств человека позволяет выявить существование в психической реальности механизмов, обеспечивающих ее целостность. Виды эмоциональных состояний человека - эмоциональный тон, эмоциональный оклик, настроение, стресс, аффект, фрустрация, чувства - показывают специфичность функционирования психической реальности как целостного предмета, обладающего механизмами сохранения своей

184

целостности. Благодаря эмоциональным состояниям человек переживает наличие нетождественности психической реальности и других видов реальностей. Иначе говоря, чувствует себя человеком.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Можно ли утверждать, что эмоции заразительны?
  2. Почему люди испытывают трудности в проявлении чувств?
  3. Когда и почему у человека может возникнуть желание уничтожить собственное чувство?
  4. Почему люди говорят о том, что их чувства сильнее их?
  5. Может ли человек испугаться собственного чувства? Почему?
  6. Почему запретный плод сладок?
  7. Какие закономерности чувств проявляются в пословице: "Милые бранятся, только тешатся"?
  8. Какие закономерности чувств отражаются в распространенном мнении о том, что любовь - это творчество?
  9. Какие закономерности чувств проявляются в дружеском совете о необходимости борьбы за любовь?
  10. Сформулируйте ваше мнение по поводу следующего утверждения: "Человек плачет, поэтому ему грустно".
  11. Почему печаль может быть светла?
  12. Почему от радости плачут?
  13. Может ли человек сам воспитать у себя чувства?
  14. Можно ли человека заставить чувствовать то, что он не чувствует сам?

185

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.