ЧИТАТЕЛЯМ

Эта книга написана как учебник. Есть особые требования к жанру учебника, о которых хотелось бы рассказать читателю, чтобы он быстрее сумел сориентироваться в тексте.

Учебник пишется в соответствии с программой обучения по предмету, который имеет свое место в учебном плане подготовки специалистов в той или иной профессии с заданным уровнем квалификации.

В предложении, которое вы только что прочитали, есть понятия, определяющие работу автора над текстом. Обращаю ваше внимание на них. Это слова: программа, предмет (учебный), учебный план, специалист, профессия, квалификация. За этими словами история человеческих отношений в тех областях, которые в общем виде можно назвать обществом и наукой, производством и образованием, идеалом человека и путями достижения совершенства. За этими словами ваше личное (сегодняшнее и возможное) место, ваше личное присутствие в человеческих отношениях, создающих историю. Вашу историю и, как это ни высокопарно звучит, историю человечества.

Учебник как текст существует потому, что человеческая история в ее прошедшем времени присутствует во времени настоящем и у нее есть шанс стать содержанием будущего. В известном смысле можно сказать, что над учебниками время не властно. Это можно увидеть, если взять в руки учебники "Психология", изданные в разных странах на протяжении последнего столетия. Оглавления этих учебников практически идентичны, как совпадает "Атлас по экспериментальной психологии" начала прошлого века с аналогичными изданиями наших дней. К этому феномену мы еще вернемся.

3

Программа подготовки специалистов в любой области опирается на представление о том, что должен знать и уметь человек, получивший образование в соответствии с квалификацией (уровнем сложности работы, которую он будет выполнять). Программу составляют люди, которые являются (или должны быть) экспертами в профессиональной деятельности.

Через содержание программы эксперты (они несут ответственность за содержание программы) встречаются с преподавателями и студентами.

Преподаватели и студенты тоже имеют представление о том, что они должны знать и уметь, чтобы стать специалистами в осваиваемой профессии. Одни знают чему и почему они должны учить, а другие знают чему и почему они хотят научиться. Как вы понимаете, вовсе не обязательно, чтобы их личные представления совпадали, так как, находясь в ситуации обучения, преподаватели и студенты объединены не только и не столько личными отношениями, сколько содержанием обучения, программой. Она - обязательное содержание их общения.

Когда речь идет об общей психологии как предмете, сегодня ее содержание представлено как программа по этому учебному предмету. Эту программу как программу вашего учебного заведения желательно иметь до того, как начинать читать учебник. Она, как карта, поможет вам сориентироваться в главном направлении вашего движения в учебном предмете.

Учебный предмет - общая психология - будет существовать для вас как профессиональная работа вашего преподавателя или преподавателей. Суть этой работы состоит в том, чтобы на основе науки общей психологии построить для вас учебный предмет в соответствии с программой вашего учебного учреждения. Как он это делает? В системе научного знания он выбирает и излагает вам то знание, которое является истинным с точки зрения критериев истинности общей психологии как науки. Ваш преподаватель в изложении и выборе этого материала через содержание программы присоединяется к экспертам, которые уже задали в программе основные понятия науки. В этих понятиях, как в формах мышления, отражены интеллектуальные достижения науки - познанные

4

закономерности внутреннего мира людей. Они проверены на истинность и не требуют от вашего преподавателя специальной работы по установлению их достоверности.

Ваш преподаватель как живой человек, как личность может обладать истинным знанием, которое не представлено (возможно, только пока) в науке. При построении учебного предмета он имеет право на передачу этого знания с указанием его адресата. Таким образом в работе преподавателя по построению содержания учебного предмета представлены два вида ответственности: научная, коллективная, часто безличная ответственность за содержание понятий, закономерностей, законов и личная ответственность преподавателя, когда он обращается к своему опыту поиска истины.

В этом смысле каждый учебный предмет - это общение с использованием истин, установленных в науке на момент изучения этого предмета. Преподаватель своей работой осуществляет связь времен - истории науки и ее настоящего. Для этого он пользуется специальными текстами, где с разной степенью достоверности представлена научная информация. Среди этих текстов учебники занимают особое место - они должны содержать самую достоверную информацию, ту, которая воплощает поиск истины в науке.

Авторы учебников берут на себя ответственность сообщать эту информацию. Преподаватели сами становятся авторами учебников, даже если эти учебники никогда не будут напечатаны большими тиражами. Их учебники - это те тексты, которые создаются в общении со студентами, когда преподаватель сообщает истинное знание. Как он это делает? Это вопрос методики преподавания истинного знания. В этом тексте вы встретитесь с существованием методики преподавания в виде вопросов и заданий, которые будут обращены непосредственно к вам.

Вы - студенты, читатели. Без вас невозможно существование науки во времени, так как вы - ее будущее.

Без вас нет необходимости писать учебники, а значит, осмысливать содержание научного знания как ценность истины. Мне бы хотелось, чтобы сейчас вы

5

обратили внимание на существование ценности истины. Суть дела проста - поиск истинного научного знания привел к созданию атомного и бактериологического оружия, теории научного коммунизма, клонирование обещает перспективы бессмертия, современная техника в руках террористов делает мир слабым и беззащитным. За всеми этими фактами с их очевидной значимостью не только для жизни одного человека, но всего человечества и стоит проблема ценности научной истины.

В этой проблеме встречаются те реальности, которые называются наукой и жизнью. Они - две сферы человеческой деятельности, которые находятся по отношению друг к другу в весьма противоречивых отношениях, которые сложно описать однозначно, хотя очень хотелось, чтобы гений науки и злодейство были несовместимыми вещами.

Студенты в ходе изучения учебного предмета через изучение текстов получают возможность очного или заочного диалога с создателями текстов. Часто не важно, что вы разделены с ними во времени и пространстве, истина, если ее содержат тексты, не искажается ни временем, ни пространством.

Встреча с истиной требует от человека усилий по овладению той интеллектуальной позицией, с которой истина была получена. Эта позиция может быть представлена как мышление одного из исследователей или целой научной школы. Чтобы осуществить эти усилия, вам, студентам, читателям, надо иметь основания для их осуществления, надо иметь Я достаточно сильное для того, чтобы при осуществлении Я-усилий оно не разрушило само себя. Вы знаете о существовании своего Я, когда говорите себе или другим: "Я хочу, потому что...", "Я могу, потому что", "Я чувствую", "Я думаю", когда вы можете провести границу между своим и не своим, защищая таким образом право своего Я на существование.

При написании этого текста я использовала свой двадцатилетний опыт преподавания курса "Общей психологии" для студентов разных специальностей.

Общение с ними позволяло наполнять конкретным жизненным содержанием научные понятия, окрашивало в неповторимые цвета законы и закономерности

6

науки, приносило те переживания целесообразности работы в науке, которые помогали и помогают заниматься ею.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
или ПРОГРАММА (Вестник Образования.

Май 10/2000)

  • ПСИХОЛОГИЯ: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
  • История развития психологического знания и основные направления в психологии.
  • Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
  • Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.
  • Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
  • Мозг и психика.
  • Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
  • Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
  • Эмоции и чувства.
  • Психическая регуляция поведения и деятельности.
  • Общение и речь.
  • Психология личности.
  • Межличностные отношения.
  • Психология малых групп.
  • Межгрупповые отношения и взаимодействия.

ПРИМЕЧАНИЕ

В программе представлены основные понятия психологии как учебного предмета.

Понятие - это форма мышления о каком-то явлении, как любая форма она может быть наполнена соответствующим содержанием или содержанием, которое выходит за пределы формы или меньше ее по объему. Содержание психологических понятий отражает исторический опыт науки в изучении закономерностей

7

внутреннего мира людей, обобщение этого опыта в виде закономерностей и законов, которые представляют собой истинное, на сегодняшний день, научное знание.

Эти понятия и будут представлены в тексте книги.

Студенты получат возможность самостоятельно выполнить задания к каждой главе книги и, при желании, расширить свое представление о науке, обращаясь к справочной литературе (словарям и энциклопедиям) для уточнения тех понятий, которые в тексте выделены жирным шрифтом.

Способ изложения предполагает знакомство читателей с фактами, которые надо объяснить, со способами объяснения (теориями) и способами доказательства истинности объяснений (методами).

Цели сообщения фактов, теорий, методов в общей психологии как в учебном предмете состоят в том, чтобы:

  • познакомить с существованием науки как культурно-исторического явления;
  • показать возможности науки в объяснении феноменов человеческой психики.

Личные цели каждого студента как читателя учебника будут определяться им самим по мере прочтения текста, где есть вероятность встречи с собственным Я и его свойствами.

8

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.