1.2. ФОРМЫ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ В ИХ ЭВОЛЮЦИИ

Как, засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не получите истины из ложных предпосылок.

Т. Гексли (1825 - 1895),
английский биолог

В контексте теории эволюции отражения за основу классификации форм воображения приняты различные формы материальной деятельности [42]. В соответствии с этим получается следующий результат.

Предметно-орудийной деятельности габилисов эволюционно соответствует предметно-чувственное воображение. Первичным формам труда древнейших, древних и новых людей палеолита соответствует социально-детерминированное воображение. Производящему типу деятельности людей современного типа соответствует высшая форма воображения, или воображение современного типа. Поскольку на механизмы формирования и структуру воображения оказывают влияние не только формы деятельности, но и некоторые другие факторы, то внутри одной формы воображения могут быть вычленены его разновидности, или виды. Поэтому для социально-детерминированного воображения мы ввели подразделения: первично-социализированное воображение, социально-детерминированное воображение на уровне наглядно-образного мышления, первичное художественное

35

воображение наскальных живописцев верхнего палеолита 1.

Поскольку сенсорное воображение соотносимо с явлениями отражения, то сначала нужно филогенетический ряд форм воображения соотнести с более широкой - эволюционной последовательностью форм отражения. Ранее одним из соавторов данной работы было показано, что отражение в своем эволюционном развитии прошло следующий ряд форм: элементарное отражение на уровне неживых материальных систем; раздражимость комочка живой протоплазмы; первичные восприятия рептилий; австралоперцепция на уровне ранних прегоминид; познание на уровне человека современного типа. Здесь и далее общая характеристика развития отражения и становления человеческого духа дается по монографии "Развитие форм отражения" [42].

В отличие от отражения сенсорное воображение не является всеобщим свойством материи и коррелирует не со всяким отражением, а лишь с его высшими формами. Точнее, возникновение и развитие воображения составляет эволюционный переход от австралоперцепции к человеческому познанию. Иначе говоря, филогенетический ряд форм и видов воображения характеризует этапы эволюционного развития австралоперцепции на пути ее перехода в человеческое познание.

Поскольку зарождение и развитие воображения связано с эволюционными преобразованиями австралоперцепции, то и начать нужно с ее характеристики, хотя в своем первичном, исходном виде она не является воображением. Австралоперцепция как исторически определенная (базовая) форма отражения в их историческом ряду впервые была открыта и описана в работе [42].

36

Здесь мы приведем лишь краткую итоговую характеристику этой ранее неизвестной формы отражения.

Первичная австралоперцепция - это сложный трехслойный чувственный образ предметной ситуации, отражающий ее комплексно: первый слой в структуре этого образа воспроизводит предметную ситуацию по одному, выделенному признаку (форме, тяжести и т.п.), второй слой воспроизводит ее по комплексу признаков, а третий слой отражает ее в целом, размыто и образует общий фон двух первых слоев. Специфичным в структуре этого сложного образа является первый слой, воспроизводящий предметную ситуацию по одному, выделенному признаку.

Благодаря этому специфическому слою уже ранние прегоминиды смогли существенно расширить и затем развить свои средства коммуникации: если высшие животные обладают способностью только выразительного общения, то австралопитеки смогли дополнить это изобразительными средствами общения.

В основе возникновения австралоперцепции лежал прогресс в форме деятельности: для высших животных характерна предметная форма деятельности, а для австралопитеков - орудийная форма деятельности.

На основе дальнейшего развития орудийной деятельности 2 - 2,5 млн лет назад произошел переход от ранних форм прегоминид к их прогрессивной форме - габилисам (от латинского Homo habilis, что значит "человек умелый"). Если австралопитеки в своих действиях использовали в качестве орудий естественные предметы - кости крупных животных, палки и камни, то габилисы научились изготавливать широкий набор галечных орудий различных форм и назначения, и с габилисов начинается строительство жилища. Прогрессивному развитию материальной деятельности соответствовало развитие

37

сенсорно-психической деятельности габилисов: в результате развития австралоперцепция преобразуется в предметно- чувственное воображение.

ПРЕДМЕТНО-ЧУВСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Предметно-чувственное воображение - это филогенетически исходная и самая простая форма сенсорного воображения. Однако простым оно является лишь в сравнении с более развитыми формами воображения, тогда как в качестве отражения оно существенно сложнее по своей структуре и богаче по содержанию, чем исходная первичная австралоперцепция.

Предметно-чувственное воображение (ПЧВ) - это пространственно-временная структура сложных чувственных образов о событиях прошедшего, настоящего и будущего времени. Здесь каждое звено сенсорной структуры есть сложное отражение в форме австралоперцепции.

Следует отметить, что ПЧВ - это предельно сложный чувственный субъективный образ предметных ситуаций, какой природа смогла создать в ходе эволюции. В дальнейшем филогенезе произойдет сначала остановка на данной степени сложности субъективных сенсорных образов, а в дальнейшем эволюционном движении начнется их расчленение посредством вербализации. Поскольку эти процессы развивались биологически, то и закреплялись они биологически, и в силу биологической наследственности достались человеку современного типа. Древние люди в процессе антропогенеза унаследовали от габилисов ПЧВ и развили его. Но как бы оно ни развивалось позже, простая сущность воображения и ряд его принципиальных черт заложены здесь и сохраняются в более развитых формах воображения.

38

Воспользуемся простой моделью исходной формы воображения, чтобы отметить его сущностные черты.

Во-первых, на этой модели можно видеть связь воображения с внешней деятельностью и детерминацию структуры воображения структурой деятельности.

В самом деле, в ПЧВ предметная ситуация прошедшего времени хранится в памяти, наличная ситуация изменяется деятельностью (исчезает), а будущий результат еще не возник. Поэтому связующей основой разновременных образов выступает сама орудийная деятельность, точнее - структура, или программа, деятельности.

Во-вторых, ПЧВ имеет пространственно-временную структуру и эта характеристика прослеживается во всех его более развитых формах.

В-третьих, поскольку динамичная вереница сенсорных образов в структуре ПЧВ вторгается в будущее время, постольку у нас есть основание говорить, что даже первичная и простая форма воображения включает в себя возможность творчества. В более развитых формах воображения эта возможность неуклонно расширяется и углубляется.

В-четвертых, исходная форма воображения является субъективным образом внешних событий.

Необходимо отметить, что субъективность чувственных образов может выражаться по-разному, многопланово. В одних случаях субъективность образа означает, что он определяется не простым смотрением или слушанием, а деятельностным усвоением: для человека дано субъективно (существует для его сознания) лишь то из внешней среды, чем он овладевает посредством деятельности в процессе деятельности. В другом случае субъективность означает неадекватность чувственной формы образа объекту отражения. В третьем случае

39

субъективность означает, что чувственная форма образа заслоняет от ока сознания его объективное содержание. Возможны и другие значения этого слова, поэтому, употребляя его, мы должны каждый раз давать понять, в каком значении оно применяется.

Из сказанного следует, что у современного человека сенсорно-психические механизмы ПЧВ закрепляются наследственно в виде способности. Однако актуализироваться эта способность может лишь на адекватной деятельностной основе - на основе предметно-орудийной деятельности. При этом в одних случаях такая деятельность может выступать в чистом виде, в других - в виде структурного элемента более сложной деятельности. Для человека предпосылки такой деятельности имеются, поскольку в филогенетическом развитии каждый последующий, более сложный вид деятельности включает в себя предыдущий простой вид деятельности в качестве своей предпосылки и базиса. Поэтому в разные периоды индивидуального психогенеза человека ПЧВ может воспроизводиться у него и развиваться по-разному.

Развитие габилисов в эволюции непосредственно примыкает к древнейшим людям (архантропам) и переходит в них. Зарождение архантропов обусловлено возникновением новой формы деятельности - первичного труда и его психического деривата в сфере психической саморегуляции - первичного сознания. Труд и сознание даже у своих истоков представляют собой социальное явление. Поскольку они детерминируют развитие сенсорно-психической деятельности, то возникает новая форма сенсорного воображения - социально-детерминированное. Необходимо, однако, иметь в виду историчность всех этих явлений. Как первичные труд и сознание выступают здесь еще в первичной примитивной форме, так и новая форма воображения выступает здесь в зачаточной, в первично-социализированной форме.

40

ПЕРВИЧНО-СОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Первично-социализированное воображение есть низшая зачаточная стадия социально-детерминированного воображения.

Первично-социализированное воображение (ПСВ) по своей сенсорной субстанции и структуре ничем не отличается от ПЧВ. Можно сказать, что ПСВ есть первично социализированное предметно-чувственное воображение. Это и есть тот период эволюции, когда чувственное отражение по степени сложности структуры остается на прежнем уровне. К тому же этот период по времени был продолжительным, поскольку соотносится с двумя стадиями антропогенеза - древнейшими и древними людьми, и охватывает промежуток времени примерно в 550 тыс. лет.

Вместе с тем первично-социализированное воображение по своим функциям и содержанию существенно отлично от ПЧВ габилисов, поскольку оно социализировано. Социализация требует от индивида селектировать потоки сенсорной информации: индивид не должен обращать внимания на те предметы и предметные ситуации, которые не связаны с выполнением задания коллектива, и, наоборот, должен усилить внимание к тем обстоятельствам, от которых зависит выполнение этого задания. Поэтому можно сказать, что для архантропов и палеоантропов функционально значимы лишь социально значимые сенсорные образы.

Кроме того, первичная социализация сенсорных образов по-своему ослабляет их субъективизм: воображение габилисов эгоцентрично, тогда как воображение архантропов и палеоантропов социоцентрично. Первично-социализированное воображение отличается от ПЧВ не только функционально и содержательно, но и строением: предметно-чувственное воображение

41

определяется структурой орудийной деятельности, тогда как строение ПСВ определяется структурой социальной деятельности, т.е. коллективным разделением труда. Имеются и другие отличия.

В условиях коллективного разделения труда наработанные в опыте индивида и коллектива схемы деятельности должны храниться в оперативной, памяти индивида, быть в поле его сознания, чтобы во время получения от коллектива задания выбрать наиболее подходящую схему, обеспечивающую выполнение задания. Иначе говоря, социальная деятельность и первично-социализированное воображение предполагают у индивида возможность и способность выбора, а осуществление выбора - новый творческий элемент в сенсорно-психической деятельности архантропов и палеоантропов, который возникает в дополнение к ранее отмеченному. Выбор наиболее подходящих сенсорных "программ" для осуществления деятельности означает также, что ранее наработанные сенсорные образы становятся предметом рефлексии сознания индивида, что означает формирование у него сенсорного кругозора.

Таким образом, даже первичная социализация и осознанность воображения расширяют творческие способности и формируют сенсорный кругозор древнейших и древних людей. Как видим, первично-социализированное воображение характеризуется столь значительным набором отличий от ПЧВ, что возникновение ПСВ можно рассматривать как переход к качественно новой форме воображения.

Дальнейшее развитие древних людей связано с переходом к охоте на крупных животных (слонов, мамонтов, носорогов), что повлекло за собой объединение соседних первобытных человеческих стад в древнейшие человеческие объединения с образованием крупных по численности отрядов охотников. Это, в свою очередь, повлекло за собой глубокие преобразования в формах

42

общности и общения людей. Простое развитие этих процессов привело на рубеже среднего и верхнего палеолита (примерно 45 тыс. лет назад) к возникновению родовой общины, а также первичного языка и мышления. Это означало возникновение нового человека (Homo sapiens).

Поскольку логическое мышление возможно лишь на основе производящего типа деятельности (а не присваивающего, каковым являются охота и рыболовство), то первичное мышление неоантропа могло быть лишь дологическим, а именно наглядно-образным мышлением [42, гл. 4].

СОЦИАЛЬНО-ДЕТЕРМИНИРОВАННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ НА УРОВНЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Наглядно-образное мышление выступает в эволюции второй, развитой формой социально-детерминированного воображения (СДВ). Оно как более развитый уровень удерживает в себе ПЧВ и ПСВ, но воплощает их в новой и преобразованной - языковой форме.

Связь первичных слов и словосочетаний с чувственным воображением можно грубо, схематично представить следующим образом. Первичные слова сцепляются с теми или иными фрагментами сложных картин воображения и "растаскивают" эти картины на "куски", которые образуют денотативные (образные) значения первичных слов и словосочетаний. Когда же речепорождающая деятельность соединяет слова в высказывания, она тем самым соединяет образные значимости слов в новые картины, которые, однако, не совпадают с исходными картинами в отношении полноты и структуры. Это объясняется тем, что структура высказываний определяется потребностями общения и практики, а не законами репродукции картин.

43

Этим закладываются возможности огромных перемен в механизмах образования и структуре воображения. Мощное развитие получает элемент субъективной творческой деятельности. Если раньше творческий компонент был представлен образом будущего результата деятельности и выбором схемы деятельности, то теперь человек не просто выбирает готовую из ранее наработанных схем, а каждый раз строит ее посредством речевой деятельности. С этого времени у человека открылась возможность не только отражать внешний мир, но и конструировать и в какой-то мере творить субъективный мир.

Отсюда начинается существенное преобразование сенсорного воображения. Хотя по своей природе оно сохраняет чувственный характер, но все же степень образной полноты картин резко снижается из-за языковой формы их носителя. Поэтому наглядно-образное мышление по необходимости дополняется развертыванием ПСВ и ПЧВ. Однако теперь структура построения социально-детерминированного воображения задается непосредственно структурой речевого высказывания, и через нее (т.е. косвенно) зависит от структуры социальной деятельности.

Важно подчеркнуть, что здесь структура воображения зависит от структуры деятельности косвенно, а ближайшим образом она зависит от посредствующего фактора, от речевой деятельности, а также и от уровня развития самой сенсорно-психической деятельности. Тем самым ослабляется жесткость объективной детерминации воображения практикой, и возрастает степень участия субъекта в его построении. Таким образом, специфика материальной и сенсорно-психической деятельности не противостоят и не исключают, а предполагают и дополняют друг друга. Это относится к отражению вообще и к чувственному воображению в частности.

44

Вместе с развитием СДВ происходили другие преобразования в сенсорно-психической деятельности неоантропов: при сохранении субъективности образов воображения происходил противоположный процесс нарастания их вторичной объективации. Происходило также расширение рамок сенсорного кругозора как эволюционной предпосылки живого непосредственного созерцания человека современного типа. Остановимся кратко на этом процессе.

Необходимо понять, что субъективность чувственных образов воображения таит в себе внутреннее противоречие. С одной стороны, субъективность чувственного образа только и делает возможной деятельность нашего сознания с такими образами - субъективную деятельность. Если образ не субъективен, то он не дан в сознании и мы не можем оперировать им субъективно. Но, с другой стороны, субъективность резко сужает сенсорный кругозор, ограничивая его только теми образами воображения, которые формируются в данном акте деятельности. Внешняя (материальная) деятельность порождает активные (субъективные) образы, но она же подавляет внимание индивида к другим объектам и образам.

Поэтому в эволюции нарастание степени объективности образов происходило не за счет искоренения субъективности, а путем приобретения ими новых объективных черт при сохранении старых субъективных характеристик. Это явление мы называем вторичной объективацией чувственных образов. Так, речь не только объективирует мои субъективные переживания, сообщая о них другим людям, но и придает им общезначимый характер. Свою лепту во вторичную объективацию чувственных образов, как отмечалось выше, вносит их социализация. Именно такие, вторично объективированные чувственные образы лежат в основе высшего вида СДВ - художественного воображения

45

наскальных живописцев верхнего палеолита, а позже они сыграли свою роль в возникновении человеческого познания.

ПЕРВИЧНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Первичное художественное воображение (ПХВ) наскальных живописцев второй половины верхнего палеолита явилось третьей и высшей ступенью развития социально-детерминированного воображения. Бесспорные зачатки первобытной живописи возникают примерно 30 тыс. лет назад в ориньякскую эпоху. Остановимся на рассмотрении этого вида СДВ.

Каковы условия формирования первичного художественного воображения? Для возникновения ПХВ эволюция должна была преодолеть два препятствия - ограниченные возможности первичного языка и мышления и ограничивающие возможности присваивающего типа деятельности (охоты и собирательства). Первичный (как, впрочем, и современный) язык по существу обрекает человека на селективное, аспектное воспроизведение действительности, что является препятствием для полного, всестороннего воспроизведения предмета художником. Поэтому нужно было найти дополнительную, неязыковую форму материализации образной мысли. И такая форма была найдена из самой жизни: в живописи - краски, в изготовлении скульптур - дерево, глина. Для художника краски и глина - это своеобразный второй язык, который является выразителем предметных образных значений.

Но сколь бы важным ни был второй язык художника, все же краски и глина открывают лишь возможность адекватного воспроизведения предметов такими, каковы они есть, т.е. объективно. На пути превращения этой возможности в действительность стояло еще одно препятствие в виде субъективности (односторонности)

46

образов воображения. Чтобы получить всесторонний и объективный образ предмета, нужно было комплекс односторонних образов как бы нанизать на связующую нить, чтобы в итоге получился полный разносторонний и к тому же объективный образ. Объективным образ будет лишь тогда, когда он будет соответствовать объекту не только по содержанию, но и по форме. Роль связующей нити и выполняет второй язык художника.

Отметим, что всякое отражение, в том числе и чувственные образы, объективны по содержанию, но субъективны по форме, по способу психологического воплощения и существования. В отличие от этого наскальные живописцы верхнего палеолита оставили нам образы, которые объективны не только по содержанию, но и по форме благодаря воплощению их в красках. Поскольку такие художественные образы объективны по содержанию и форме, они аналогичны человеческому познанию, по меньшей мере его чувственным формам.

И это, как нам представляется, заслуживает удивления и восхищения: в условиях верхнего палеолита, когда еще не возник производящий тип деятельности и не возникло человеческое познание, художники научились создавать познавательно-подобные образы! По сути дела своими творениями художник того времени предвосхищал и осуществлял духовное воспроизводство предметов, тем самым он намекал на возможность производства материального.

И действительно, в начале неолита происходил коренной, эпохальный поворот в процессе антропосоциогенеза. На место присваивающего типа хозяйственной деятельности, господствовавшего в нижнем, среднем и верхнем палеолите, приходит производящий тип деятельности, который вначале выступал в виде простого воспроизводства (скотоводства и земледелия).

47

В определенном смысле материальное производство аналогично духовному воспроизводству предметов художником. Но вместе с тем эти виды деятельности существенно отличаются друг от друга. Художник воспроизводит образ самой овцы, тогда как скотовод имеет дело с условиями ее существования. Скотовод должен познать систему связей животного со средой и обеспечить для овцы необходимые внешние условия, а уже в благоприятных условиях овцы воспроизводят себя и растут сами по законам природы. Так же обстоит дело и с воспроизводством растительных организмов.

Поэтому источником материального производства явилось не первичное художественное воображение, а собственная эволюция материальной деятельности. Правда, при этом наличие необходимых предпосылок в области сенсорно-психической деятельности обязательно, что, однако, не отменяет роли внешних факторов. Одним из мощных факторов в изменении типа хозяйственной деятельности стал глобальный кризис присваивающей деятельности на рубеже верхнего палеолита и неолита.

С возникновением производящего типа хозяйственной деятельности завершается возникновение человеческого познания в единстве чувственных и логических форм. Специфичными для человеческого познания являются логические формы, которые отражают действительность объективно по содержанию и форме, поскольку логические связи адекватны межпредметным связям.

Это является прямым следствием того, что человеческое познание выступает духовным дериватом материального производства: материальное производство нацелено на межпредметные связи растения и животного, на материальное воссоздание этих связей, поэтому познание также направлено на межпредметные связи, только воспроизводит их духовно в виде понятий, суждений, умозаключений.

48

Но прежде чем возникли логические формы, сначала на основе производящей деятельности произошли интересные преобразования с чувственной составляющей познания.

Необходимо подчеркнуть, что не всякий чувственный образ, а только познавательный образ выступает чувственной основой познания.

Каким путем человеку удается субъективными чувственными средствами создавать объективные познавательные образы? Ответом на этот вопрос раскрываются глубинные сенсорно-психические механизмы получения объективных художественных образов, и вместе с тем механизмы получения познавательных образов.

Чувственный образ, пока он не выходит за рамки субъект-предметных отношений, остается субъективным по форме и объективным по содержанию. Такой образ, будучи отражением, не является познанием, потому что здесь субъективная чувственность заслоняет от нас объективное содержание. Последнее доказывает свое существование косвенно, через успехи предметной деятельности; оно существует для индивида косвенно и объективно, а не прямо и субъективно. Дело существенно изменяется, когда мы выходим за рамки субъект-предметного отношения на уровень межпредметных (предмет-предметных) отношений.

Изменяется в том смысле, что воспроизведение межпредметных отношений оказывается объективным не только по содержанию, но и по форме. Например, чувство тяжести (а) мы относим к телу А, а чувство тяжести (б) - к телу Б. Здесь каждый образ, т.е. (а) и (б), объективны по содержанию, но субъективны по форме и, следовательно, не являются познавательными, поскольку в своих материальных действиях мы остаемся в рамках субъект-предметных отношений. Но если теперь чувство тяжести (а) мы

49

соотнесем с чувством тяжести (б), то получим сравнительную характеристику тяжести тела А и тела Б, причем такой сравнительный образ будет объективным как по содержанию, так и по форме. В результате установим, что, например, тело Б тяжелее тела А. Такая характеристика объективно по форме отражает межпредметное отношение, т.е. является познавательным образом.

Когда верхнепалеолитический художник объективно воспроизводил в рисунке оленя или лошадь, то он в сущности адекватно воспроизводил отношения между точками и частями тела, т.е. пропорции животных. К вершинам реализма верхнепалеолитическая живопись пришла, преодолев трудный путь длиною в 20 тыс. лет. Новые люди учились шаг за шагом объективно воспроизводить межпредметные отношения. Конечно, не все неоантропы были художниками, но, надо полагать, все новые люди постепенно вырабатывали способность чувственными средствами объективно отражать межпредметные связи, отношения.

Когда два или более чувственных образа соотносятся в сознании самим субъектом, то такое отношение чувственных образов объективно воспроизводит межпредметное отношение, и такие образы выполняют роль чувственной основы человеческого познания. Они же (познавательные образы), по-видимому, образуют основу и ядро живого непосредственного созерцания человека современного типа.

Возникновение высшей формы отражения (т.е. человеческого познания в единстве чувственных и логических форм) явилось главным результатом эволюции сенсорно-психической деятельности в процессе антропосоциогенеза. Но этим не были отброшены механизмы и функции сенсорного воображения. С возникновением человеческого познания феномен воображения не

50

исчезает, а продолжает функционировать и развиваться наряду с познанием и во взаимодействии с ним. В результате влияний познания феномен воображения претерпевает глубокие изменения и поднимается в своем эволюционном развитии на уровень высшей формы воображения.

ВООБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОВРЕМЕННОГО ТИПА

Сначала мы называли это воображение творческим воображением художника современного типа, поскольку ориентировались на такое творчество, и в третьей главе остановились на его гносеологическом анализе. Но акцентировать на этом внимание в первой главе, где теоретические посылки рассматриваются в общем виде и приводятся для общей концепции онтогенеза, значит, допускать логическую непоследовательность. Люди, наделенные даром художественного мастерства, составляют малую часть от всех обычных людей, лишенных такого дара. Поэтому нелогично выносить в заглавие общей концепции название для частного случая.

На первый взгляд может показаться более подходящим название "высшая форма воображения". Формально это так. Воображение современного человека по ряду параметров на много превосходит все докогнитивные его формы. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот блеск является лишь отблеском света человеческого познания, рационального мышления, научной методологии. Кроме того, производящий тип деятельности, как это показано в монографии "Развитие форм отражения", является специфичной основой для человеческого познания, но нам до сих пор неясно, является ли эта деятельность собственной основой для современного воображения, или только сопутствует ему? Наконец, нельзя игнорировать вывод французского психолога

51

Т. Рибо о том, что воображение обычного взрослого человека эволюционирует по нисходящей линии.

Как видим, у воображения современного человека немало темных пятен, не позволяющих категорично расценивать его как высшую форму. И если мы иногда употребляем это понятие, то не как термин, а как рабочее название. В общем случае мы предпочитаем использовать более нейтральное название - воображение человека современного типа, и еще проще: воображение современного типа (ВСТ). Специфика ВСТ до сих пор хранит свои тайны. Их выяснение требует углубленного исследования.

52


1 Впрочем, указанные виды воображения различаются между собой столь же существенно, что и формы воображения. Поэтому часто мы не придерживаемся указанного разграничения и все разновидности именуем формами воображения.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.