Глава 3

ВООБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОВРЕМЕННОГО ТИПА

Сильное воображение порождает событие.

М. Монтень


Книга должна быть либо ясной, либо строгой, совместить эти два требования невозможно.

Б. Рассел (1872 - 1970),
английский философ и математик


Талантам надо помогать, - бездарности пробьются сами.

Л.А. Озеров (1914 - 1995),
советский писатель


133

134

Перейдем к рассмотрению высшей формы воображения, которая является высшей в филогенетическом и онтогенетическом отношении. Она коррелирует с познающим мышлением, при этом имеется в виду познание высокого уровня развития, в котором логические формы поднялись на уровень логической всеобщности. Это воображение настолько глубоко и всесторонне детерминировано социальными, познавательными и личностными факторами, оно так далеко вперед ушло от простого непосредственного отражения, что предстает перед нами в большей мере как свободный полет фантазии, чем отражение в узком смысле слова.

Если предметно-чувственное воображение всецело обусловлено структурой предметно-орудийной деятельности, а на социально-детерминированное воображение накладывали ограничения социальные факторы, то воображение современного типа (ВСТ) поднимается над этими ограничениями, т.е. преодолевает их как ограничения. Соответственно прогрессируют и творческие возможности воображения. В высшей форме воображения происходит взлет творческости на качественно новый уровень: теперь даже социальные программы могут свободно варьироваться, изменяться и конструироваться индивидом. На этом уровне воображения индивид может не только конструировать предметную и социальную среду, но и вообще может отвлекаться от внешней среды и делать предметом воображения самого себя, свои чувства и переживания, как это имеет место, например, в лирической поэзии и непрограммной музыке.

Но значит ли это, что воображение современного типа перестало быть отражением? По-видимому, нет.

135

Уже ПЧВ не является простым фотографическим снимком, поскольку пространственно-временная ассоциация образов вторгается в будущее время. Тем в меньшей степени возможна упрощенная трактовка СДВ, и совсем не применима к воображению современного человека.

В воображении современного типа человек может сам конструировать образы действительности. Но, во-первых, он конструирует на основе знания свойств и законов действительности; во-вторых, он конструирует образы из наличного сенсорного материала, отражающего действительность; в-третьих, сконструированные им ассоциации образов тогда только будут творческим воображением (а не химерой, не кошмарным сновидением), если будет найдена область действительности, на которой они могут быть интерпретированы. Конструирование образов воображения не совместимо лишь с простым непосредственным (фотографическим) отражением, но вполне совместимо с принципом отражения, включает его в себя и основано на нем.

Творческое воображение есть в точном смысле слова опережающее, или предвосхищающее, отражение (но все же отличное от того, какой смысл в это слово вкладывал П.К. Анохин). Только такое объяснение причин, оснований и сущности ВСТ можно признать научным, которое в соответствии с эволюцией удовлетворительно объясняет переход от простых и непосредственных форм отражения к сложному и опосредованному, к опережающему отражению. Этому требованию удовлетворяет эволюционный теоретико-отражательны и подход.

Сходные мысли высказывались и в искусствознании. "Особые трудности перед эстетической мыслью возникали тогда, когда нужно было... определить момент перехода от прослеживания простых взаимосвязей явлений мира и жизни к их высшим формам развития, выражения, говоря языком современной науки,

136

движения отражения к опережающему отражению..." [18, с. 60].

Иногда отражение как копию внешних явлений в качестве пассивного отпечатка противопоставляют активной и неповторимой субъективности. На этом основано стремление исключить принцип отражения из объяснения художественного творчества. Но это лишь выдает незнание эволюции отражения и непонимание сути творческого воображения.

На самом деле все обстоит наоборот: степень субъективности сенсорных образов тем выше, чем ниже уровень их развития. Например, ощущения в значительно большей мере субъективны, чем, например, предметно-чувственное воображение, которое, в свою очередь, более субъективно, чем социально-детерминированное воображение. И наоборот, уже первичное художественное воображение оказалось способным воспроизвести оленя или лошадь именно потому, что художник того времени нашел способ воспроизвести их объективно не только по содержанию, но и по форме.

Обобщая эту историческую тенденцию, можно сказать, что сознательная (субъективная) деятельность поднимается до уровня творческого конструирования образов лишь тогда, когда индивид научается воспроизводить образы предметов объективно. Вне объективных образов субъективное творчество невозможно. Субъективные по форме образы - это субъективная реальность, недоступная другим людям. Художественный образ всегда объективен, и не только через материал красок и звуков, но и в смысле адекватности образов объектам, а также в смысле их общезначимости. Реальная эволюция опровергает домыслы насчет отражения и воображения. Эволюция идет по пути ослабления субъективности низших форм отражения, но не через отбрасывание

137

субъективности, а через углубление вторичной объективации сенсорных образов воображения, через формирование таких механизмов, при помощи которых возможно конструирование объективных образов, адекватных объективной реальности.

Правдивое художественное изображение явлений - не зеркальное повторение, не фотографическое изображение действительности. Художественный образ объективен и это роднит его с познанием. Есть и отличие: соответствие знания действительности называют истиной, а соответствие художественного образа - правдивостью. Как и познание, объективный художественный образ возникает не в качестве непосредственного отпечатка вещей, а сначала он конструируется художником, создается его творческим поиском и трудом. Этот теоретический вывод подтверждается самонаблюдениями писателей, включая сюда и принцип отражения. Даже "отличие образа от прообраза не конструируется с помощью "чистого воображения", оно тоже берется из жизни, только более широко охваченной... Даже преувеличение факта, если оно не нарушает художественной логики образа, имеет опоры и основания в жизни" [17, с. 47].

Мы привыкли считать, что читатель или зритель сверяет образы художественных произведений со своими наблюдениями. Похоже - значит правдиво и хорошо, а если не похоже, то сочинительство и выдумка. Такой подход неверен. Он свидетельствует об эстетической неразвитости реципиента. Ведь мы читаем произведение не с целью подтверждения привычных впечатлений о жизни, а наоборот, искусство дает нам такие знания, такой опыт, о котором мы раньше не знали. Искусство дает возможность пережить незнакомую жизнь.

Проблемы, затронутые нами, сложны и необъятны, так как относятся к глубинным основаниям творческого воображения. Перейдем к рассмотрению ближайших

138

механизмов его развертывания. Здесь мы столкнулись с областью трудных и мало исследованных вопросов, не в смысле малого количества работ, в которых затронут этот вопрос, а в смысле недостаточной глубины и результативности исследований. Какова структура творческого воображения? Каковы механизмы его развертывания? По этим вопросам как будто бы говорилось немало, но в сказанном трудно уловить что-то определенное и рациональное. По большей части обсуждение смещается в плоскость вопроса о соотношении теоретического и "художественно-образного" мышления. Однако этим не раскрываются ни структура творческого воображения, ни механизмы его развертывания.

Что же касается собственных механизмов его развертывания, то имеющиеся высказывания на этот счет лаконичны и внутренне противоречивы. Суть распространенной точки зрения состоит в следующем. Как при образовании понятий в научном познании, так и при создании образов художественного произведения ученый и художник идут якобы одним путем: от живого созерцания и ощущения к абстракции и обобщению. Но при этом "художественно-образное" мышление имеет ту особенность, что на всем пути движения от ощущения к абстракции и обобщению оно неразрывно связано с чувством, идея неразрывно связана с образом [27, с. 82-831.

Авторы не замечают, что раскрытие механизмов творчества здесь подменяется внешней аналогией с познанием. К тому же такая характеристика движения творческой мысли внутренне противоречива: с одной стороны, она движется от ощущения к абстракции, а с другой - на всем пути идея связана с образом. Но ведь понятие, идея - продукт абстрагирующей деятельности ума: если идея образована, то, значит, мы отвлеклись от чувственной основы, а если не отвлеклись от нее, то нет и понятия, или идеи.

139

Часто анализ творческой деятельности художника замыкается на утверждении, что мышление его протекает в художественно-образной форме. Здесь начало и конец творческой деятельности, как нам представляется, перепутаны местами. В самом деле, художественный образ (поскольку он является художественным) выступает продуктом и итогом творческой деятельности, но не ее предпосылкой. Если бы художественные образы были предпосылкой и изначальной основой мышления, то художнику незачем было бы трудиться и творить, так как художественные образы заранее содержатся в его голове. Таким образом, понятие художественно-образного мышления лишается смысла, если под ним понимать не итог познавательной и конструирующей деятельности художника, а ее предпосылку.

Можно говорить о наглядно-образном мышлении, которым пользовался новый человек на протяжении всего верхнего палеолита. Но то мышление было дологическим, поэтому в сознании того человека не могло содержаться понятий, идей. Не потому ли люди того времени не были способны к высшему творческому воображению? Все нормальные взрослые люди современного типа (включая художников) мыслят в логических формах, поэтому в их головах имеются идеи. Вообще, применительно к современному человеку нужно исходить из преобладания и господства логических форм мышления (хотя бы и разного уровня развития). Главное состоит в другом: в голове современного человека, кроме механизмов мышления и познания, имеются еще более древние механизмы воображения, высшей формой которого и является ВСТ. Поэтому корректная постановка вопроса должна быть нацелена на выяснение связи логического мышления, познания и сенсорного воображения. Таким путем, как нам кажется, и могут быть раскрыты механизмы развертывания ВСТ и его структура.

140

Остановимся на рассмотрении этой связи для частного случая воображения современного типа - для творческого воображения художника (ТВХ). Раскроем основные этапы его развертывания. В первом приближении процесс развертывания ТВХ включает в себя: а) формирование идейного замысла художественного произведения, б) первый уровень конкретизации замысла в познавательных образах, в) второй (глубинный) уровень воплощения замысла в субъективных образах воображения.

В реальном процессе творческой деятельности художника указанные этапы выступают не в изолированном виде: они охвачены двойными и тройными обратными связями и зависимостями. Однако в теоретическом анализе такое выделение этапов оправдано, в противном случае рассмотрение взаимных связей и влияний утрачивает структурную определенность и затрудняет выяснение природы творческого воображения художника в целом.

141

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.