Глава VIII
ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем восприятии прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память - своеобразная основа важнейших проявлений психической деятельности человека.

Амнезия - отсутствие памяти. Основная функция памяти состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации.

Именно память, а не внимание, как это традиционно принято считать, обеспечивает выполнение функции "внутреннего контроля" и "активного регулирования протекания психических процессов", сохраняя эталонный образ, включающий "образец" достижения цели и оптимальное состояние психических процессов, который необходим для сравнения и контроля наличного образа.

С древнейших времен ученые стремились познать механизмы памяти. Память есть функция души, без которой жизнь вообще невозможна. Всякое состояние живой материи оставляет в ней след, а оживление этого следа, оставляемого материей, есть память. Связь памяти с деятельностью ума очевидна.

В. Вундт говорит: "Понятия фантазии и разума, как и понятие памяти, обозначают неоднородные силы и способности. Память есть общее понятие".

137

По Джемсу, память есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредствейно сознаваться нами, или знание о событии и факте, о котором в данную минуту мы не думаем, и которое, сверх того, сознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом. Это - копия, оживание в сознании образа минувшего явления. Процесс памяти состоит из двух элементов: запоминания известного факта и припоминания или воспроизведения того же факта.

Причиною обоих процессов служит закон приучения в нервной системе. Нервные пути, служащие для запоминания и припоминания, или воспоминания, не тождественны.

Таким образом, память всецело зависит от свойств нервных путей, от числа их и от устойчивости этих путей, то есть является, по Джемсу, функцией мозга.

Припоминание есть активный процесс, совершается при помощи усилия, с направлением раздражения в тот след, который находится в подсознании минимального раздражения, и чем свежее след, тем быстрее и легче совершается припоминание.

Иногда нужно бывает повторное усилие для концентрации раздражения до известной интенсивности, способной преодолеть косность нервных путей. По Немезию, память есть особая функция души, мнемоневти-кон, и есть способность запоминания и воспоминания.

Ориген считает, что память есть фантазия, покинутая чувством, а Платон называет память спасением чувства и мышления. Чувственное восприятие становится мнением (докса), а умственное восприятие становится мышлением (ноэзис). И мнение, и мышление оставляют отпечатки, и это называется помнить, вспоминать.

Воспоминание означает, что было забвение. Орган памяти, по Немезию, - задний желудочек мозга и мозжечок.

Следы, или энграммы, накапливаются в коре головного мозга, но акт воспоминания, по Хасковцу, есть акт таламуса, который собирает следы явлений, помещенных в коре головного мозга, напоминающей библиотеку.

138

Память сердца

Древнецерковное учение о памяти можно найти у Никодима Агиорита. Душа имеет карту, где записывается все, что приходит от внешних чувств. Эта карта души подобна восковой табличке (tabula rasa схоластов и Локка) и все чувства оставляют на ней отпечатки. Фантазия также запечатлевает на карте свои чувственные образы. Фантазия пользуется картой души для воспроизведения отпечатков чувств, своих собственных образов и для комбинации новых образов.

Карта души называется еще компасом фантазии, так как является субстратом репродуктивной деятельности не только памяти в виде воспоминания, но и в виде воображения (фантазии).

Карта души является вместилищем всех ощущений, восприятий, представлений, понятий и фантастических образов, то есть всего индивидуального опыта человека, внешнего и внутреннего, другими словами, является универсальным органом энграфирования, рецептивности и чувственного созерцания. Так как древнецерковная антропология помещает карту души в сердце, то можно говорить о памяти сердца, в отличие от головной памяти, единственно признаваемой современной наукой.

Таким образом, и здесь мы встречаем параллелизм деятельности головы и сердца: оба центра являются вместилищами энграмм. Память сердца глубже и обширнее, так как вмещает и невидимый мир, и сверхиндивидуальный опыт человечества, "коллективную душу" и коллективное сознание.

Память головная - это множественная, многообразная память, по Каллисисту и Игнатию, вмещающая в себя вещи дифференцированного мира. Это мирская память, по Исааку. Сердце имеет и другую, простую Божью память.

Ориген утверждал, что потеря памяти зависит от расстройства сердца. Это станет понятным, если признать существование сердечной памяти.

Рефлексология

Память, внимание, воображение составляют три основных фактора психической жизни, протекающей

139

по типу ассоциаций, ложась в основу мнемического энграфирования вообще.

Условно-сочетательный рефлекс, по Павлову и Бехтереву, есть один из способов энграфирования. В лабораторных условиях у животного прежде всего мобилизуется внимание, а повторение рефлекса обусловлено памятью и воображением. В процессе опытов Павлова в лабораторных условиях образуются самые причудливые комбинации, как, например, слюнотечение у собаки от звука камертона, электрического звонка, запаха камфары, прижигания кожи и т.д. Эта ассоциативность неисчерпаема.

Павлов говорит, что весь мир со всеми его раздражителями можно связать с деятельностью слюнной железы, что позволяет судить о диапазоне отпечатляемости и эмпатии животного организма. Бросается в глаза искусственность образующихся здесь комплексов. Что общего между звуком камертона, прижиганием кожи и слюнотечением?

Бехтерев пытался свести все многообразие и своеобразие духовно-душевных явлений к этим элементарным, ассоциативным, условно-рефлекторным психическим феноменам, и построил вместо психологии свою тяжеловесную рефлексологию, в которой не хватает самого главного: простоты и убедительности. Это одна из крупнейших попыток научного отрицания духа. Но Павлов свободен от такого упрощения человеческой психики.

Анамнез

По Платону, знание есть припоминание того, что душа видела и испытала, или чему свидетелем была до своего воплощения в теле.

В телесной жизни эта память, Мнемозина, остается латентной субстанцией. В интроверзии, в концентрации ума эта память пробуждается, давая сведения о бытии невидимого мира, о прошлом и будущем в созерцании.

Эта аскеза памяти, носящая название аутопсии, составляет одну из особенностей платоновской медитации.

Человеческая душа заключает в себе как бы систему энграмм о потустороннем и, может быть, образы

140

Схема 43. Процесс запоминания информации

Запоминание информации в мозге
Ультракороткая память (18 секунд) Первый фильтр восприятия;
мгновенная реакция;
электрическая основа
Кратковременная память (до 20 минут) Вещественное закрепление;
химическая основа
Долговременная память (более 20 минут) Ввод с ориентацией;
химико-биологическая основа:
синтез протеина

Схема 44. Виды памяти

141

Схема 45. Психологические теории памяти

Психологические теории памяти
Ассоциативная Гештальт-теория Деятельная Психоаналитическая
Изучение смысловой памяти А.А. Смирнова Изучение произвольной и непроизвольной памяти Харьковской школы П.И. Зинченко Информационно-кибернетическая

Схема 46. Дидактические средства

142

Схема 47. Эмпирический и теоретический
уровни учебного познания
исторического материала

Схема 48. Назначение технических средств

143

будущего. Если принять во внимание, что в человеке заключены все космические сущности в виде микрокосмических принципов с их генезисом и историей, то это чтение в душе в порядке аутопсии расширяется.

Платоновский анамнез становится понятным в свете учения о Мировой Душе, частицами которой являются индивидуальные человеческие души.

Представляется необходимым дать специальный информационно-графический блок, где будет представлена структура современных представлений психологической науки о памяти - в виде схем (см. схемы с 43 по 48).

Мышление

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида. Характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление является объектом изучения разных наук. В философии исследуются возможности и пути познания мира с помощью мышления; в логике - основные формы мышления (суждение, понятие, умозаключение); социология рассматривает процессы исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ; физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления; кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс, сравнивая процессы человеческого мышления с работой ЭВМ.

Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности и адекватности мышления действительности. Мышление изучается объективными методами (наблюдение, беседа, эксперимент, изучение деятельности продуктов мышления). Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает оперативную адаптацию организма к требованиям окружающей среды.

Мышление часто разворачивается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Важную роль в мыслительной деятельности

144

играют мотивы и эмоции. Мышление изучается в контексте межличностных отношений людей их воспитания и обучения.

Мышление возникает на основе практической деятельности человека из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и положения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях, и потому вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация "своих" и "чужих" мыслей, осознание еще не решенной проблемы именно как своей, осознание своего отношения к проблеме. Процесс мышления - это прежде всего анализ, синтез и обобщение.

Мышление - творческие способности человека, сформировавшиеся и развивающиеся в процессе трудовой деятельности. Благодаря мышлению человек ставит определенные цели, которые предвосхищают результаты деятельности и в соответствии с которыми человек преобразует мир.

Мышление - познавательный процесс. Процесс мышления представляет собой деятельность мозга, направленную на решение интеллектуальных задач. Выделим критерии мышления:

  • - проблемность (способность заранее обнаруживать трудности и находить пути их преодоления);
  • - системность (умение учитывать все, что влияет на результат);

145

  • - опережение (способность предвидеть последствия принимаемых решений);
  • - профессионализм (умение активно применять свои специальные познания);
  • - гибкость (способность использовать предложения, противоположные собственным);
  • - аналитичность (умение отличать мнения от фактов);
  • - безинерционность (способность принимать оригинальные решения независимо от имеющегося опыта и знаний);
  • - оперативность (умение быстро реагировать на изменение обстановки);
  • - методичность (умение последовательно, не отклоняясь от цели, осмысливать ситуацию).

Западные исследователи выделяют два типа познания (мышления): аналитическое, связанное с деятельностью левого полушария мозга (которое связывают с техницизмом), и интуитивное, связанное с деятельностью правого полушария (отождествление с восточным мистицизмом). Р. Орнстайн в книге "Психология сознания" отмечает, что преобладание языкового и логического мышления в цивилизации Запада приводит к игнорированию способностей правого полушария, которые лучше реализуются в культурах Востока. Способ обработки информации можно охарактеризовать противостоящими, разнонаправленными определениями, выстроив в два ряда, каждый из которых связан с функциями одного из полушарий мозга:

  • - рассудочный - интуитивный;
  • - интеллектуальный - чувственный;
  • - абстрактный - конкретный;
  • - аналитический - обобщенный;
  • - рациональный - метафорический;
  • - исторический - вневременной.

Левый ряд - это характеристика левого полушария, его способа познания и воздействия на окружающий мир. Они главные в современной западной цивилизации, о чем говорит, в частности, бесконечное дробление наук, их крайняя специализация и, в конечном счете, утрата целостного взгляда на мир.

Процесс решения творческих задач можно представить следующим образом (см. схему 49).

146

Схема 49. Процесс решения творческих задач

Схема 50. Практическая деятельность

Правый ряд - характеристика функций правого полушария с его целостным восприятием мира. Каждый член ряда - это, в сущности, характеристика

147

мифологического сознания, что еще раз позволяет высказать предположение о том, что мифологическое мышление - по преимуществу правополушарное.

Схема 51. Виды мышления

Миф - важнейшая социальная сила, регламентирующая, по сути дела, все стороны жизни: устройство общества, его законы, моральные ценности, верования, традиции, правила поведения и обряды.

А.Ф. Лосев отметил, что миф - не выдумка, а необходимая категория сознания и бытия вообще. Это

Схема 52. Формы мышления

148

реально, вещественно и чувственно творимая действительность.

Представляется необходимым дать специальный информационно-графический блок о видах, формах и операциях мышления в виде схем (см. схемы с 51 по 53).

Схема 53. Операции мышления

Воображение

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется определенностью. Синоним воображения - фантазия. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение является источником оригинальности ума. Оно дает своеобразную форму помыслам. По Джемсу, однажды испытанные ощущения так изменяют нашу нервную организацию, что воспроизведение этих ощущений, их копии возникают в сознании, когда первоначально вызвавшие их внешние раздражения уже отсутствуют. Эта способность воспроизведения называется воображением. Воображение называется репродуктивным, когда копии буквальны, и

149

продуктивным, когда элементы различных первоначальных впечатлений соединяются и образуют новое целое. Это старое деление воображения встречается у Канта, причем, по Канту, продуктивное воображение предшествует опыту, а репродуктивное следует за опытом. Кант отмечает еще непроизвольный, пассивный характер продуктивного воображения, называя его также фантазией (см. схему 54).

Джемс отмечает, что нервные процессы, обусловливающие восприятие и воспроизведение ощущений, совершаются в тех же нервных путях и центрах, но существует разграничение между процессами восприятия, некий целесообразный принцип.

Схема 54. Функции воображения

Анализирующая функция воображения сходна с функцией мышления, но это сходство только внешнее. Ум в мышлении находит сходство между явлениями только тогда, когда признаки подобия преобладают над признаками различия. Воображение же открывает сходство между явлениями, например, в выражениях "железная воля", "каменное сердце" (поэтические образы). На случайных и шатких признаках воображение

150

Схема 55. Способы возникновения образов

создает более сложные продукты - образы и картины. Вся творческая деятельность воображения основана на его чрезвычайно легкой возбудимости. Малейшего прикосновения к нему достаточно, чтобы заставить его работать.

Между тем, для возбуждения деятельности ума, то есть мышления, такого прикосновения недостаточно. Работа воображения чисто индивидуальна и субъективна, а работа ума общеобязательна для всех. Например, чтение описания какой-либо местности вызывает у разных людей разное представление. Из отдельных представлений и образов, отыскав какую-либо связь между ними, воображение создает одно целое - более обширный образ, картину, тип. Но целое, созданное воображением, не похоже на целое, созданное умом: вместо логического целого оно создает художественное. О синтезе воображения Кант говорит: "Синтез вообще есть деятельность воображения, хотя и слепой, но неизбежной функции души, без которой мы вообще не можем иметь никакого познания". И только чистый синтез, то есть синтез на основе понятий, осуществляется разумом.

Таким образом, первичный синтез многообразного осуществляется силой воображения, это синтез аппрегензии. Он протекает бессознательно, или подсознательно, по типу ассоциации. Этим синтез воображения отличается от синтеза апперцепции, то есть сознательного синтеза по типу понятий.

151

Детское мышление

По Владиславлеву, функция воображения - одна из самых сильных в психической жизни человека - часто занимает главное место в этой жизни, часто большее, чем ум и чувство. Фантазия заманчива как вид творчества, и это творчество доступно в большей или меньшей степени всем. Фантазия появляется у ребенка раньше других функций, и потому является преобладающей формой деятельности в детском возрасте вследствие недостаточности материала для душевной деятельности. Впечатления от явлений внешней жизни слагаются в душе ребенка в известные, более или менее определенные образы, создаваемые детской фантазией. Только в этих образах дети могут понимать окружающую их жизнь.

С наивным увлечением отдаются дети этой творческой деятельности, создающей мир образов и картин. Самым лучшим плодом ее являются сказки (и потому дети их так любят). Но детская фантазия находит удовлетворение и в играх. Чтобы быть доступными для детей, мысль и чувство должны облечься в образ и в этой образной форме подействовать на фантазию, а через нее - на ум и чувства детей. Эти образы представляют для детей единственно доступный материал познания.

Фантастическое мышление и мифологизм

Фантастическое, или образное мышление аналогично детскому мышлению, характерно для младенческого периода жизни человека и нашло отражение в древних языческих религиях и у примитивных народов. Все явления окружающей и внутренней жизни представлялись человеку в образной форме. Около этих образов сосредоточивалась вся душевная и интеллектуальная деятельность человека, все его мысли и чувства. Они служили исходным пунктом его размышлений. Фантастическое мышление нашло свое проявление в древних мифологиях, в персонификации человеческих эмоций, аффектов и страстей. Смешение человека и животных с божеством, перенесение на божество не только человеческих добродетелей, но и пороков и

152

слабостей - характерная черта этого рода мышления, наряду с его нелогическим и дологическим характером. Мифологическое сознание и мифологическое мышление представлены, например, в древней литературе индуизма: Ведах, Веданта-Сутре, Упанишадах и Пуранах, где философская спекуляция перемешана с мифотворчеством. Никому не удалось показать огромное значение фантазии (воображения) в духовной жизни человека так, как это сделал Фихте в своем "Наукосло-вии" на почве спекулятивной мистики и индоевропейской философии и психологии. Для Канта воображение есть способность аппрегензии (образования представлений из ощущений). Для Фихте это способность восприятия вообще и универсальная способность миротворения, творение "Не-Я" из "Я", единственный путь к творению вообще.

Тем самым, воображение становится метафизической способностью познания человека вообще.

Воображение лежит в основе не только философской спекуляции, но и мистического созерцания. Рядом с творческой силой фантазии рассудок есть только способность удержания (фиксирования) продуктов воображения, а ум есть только способность абстракции. Интеллект в его двух формах, духовной и психической, играет только вспомогательную роль, тем самым утверждая примат воображения над всеми силами духа и души. Эта с исключительной виртуозностью развитая, теория имагинативного психизма лежит в основе спекулятивной мистики и теологии, спекулятивной метафизики. Фихте выдвинул и кардинальный факт всякого мистического и мифологического спекулятивизма вообще: "необходимость рефлексии над созерцаемым объектом". Объект, по Фихте, не объект в обычном смысле, а продукт субъекта, то есть иллюзорный объект. Отсюда - субъективный идеализм, или, вернее, идеал-иллюзионизм, Майя, вытеснение реального фантастическим.

В индуизме это сфера второй ступени сознания, ночного сновидного сознания. Это не просто рефлекс первой ступени дознания, дневного сознания, а "творческая сила, которая из внутреннего строительного материала Самого (Атмана) строит миры, которые при пробуждении вновь погружаются в первооснову". "В

153

глубоком сне, на третьей ступени сознания, Сам возвращается в сердце". Таким образом, в вопросе о роли воображения существует полное согласие точек зрения Запада и Востока. В брамано-буддийском созерцании действует именно это мировое воображение.

Галлюцинации

Галлюцинации были известны древним и назывались фантазмами. Немезий говорит о фантазмах у меланхоликов и считает их органами передние желудочки мозга. Галлюцинации есть патологическое представление, свидетельствующее о нарушении репродуктивной деятельности в карте души, или в зеркале воображения, по Элифасу Леви. Патология воображения тесно связана с патологией неразумной души вообще. Это - уклон к чрезмерности, неуравновешенности как признаку автономности неразумной души. Если в отношении неразумной души говорится о гиперэмотивности и гипераффективности, то в отношении к воображению можно говорить о гиперимагинативности. Вопрос об отношении фантазии к действительности получил разработку в фундаментальных трудах Пола Хаберлина и Генриха Майера.

Фантазия и действительность

По Хаберлину, фантазия как форма познания имеет отношение не к действительности, а к возможности. Ее особенность и функция - не утверждение, а представление. В противоположность восприятию, где мы устанавливаем объекты, в фантазии мы их представляем как цель действия. Фантазия представляет внешние объекты так, как они "должны быть". Фантазия включает желательные свойства объекта. Другая особенность фантазии, по Хаберлину - в целевом характере представлений фантазии. Эти образы суть не только фантастические представления, но и представления цели. Ошибочно думать, что фантастические представления образуются из элементов представлений. Нет, это есть лишь внутренний образ. Третья особенность представлений фантазии: представленный объект выглядит иначе, чем объект действительный; и

154

это изменение вызвано деятельностью субъекта, фантазией. Четвертая особенность фантазии - участие интереса. Новые черты представленного объекта, то есть желательные свойства, суть интересы, соответствующие интересам самого субъекта. Хаберлин отмечает чувственный характер фантазии. Майер отмечает еще и аффективность, эмотивность, постулативность и волитивность. Чистое воспроизведение впечатлений и ощущений невозможно. Фантазия вносит в реальность нечто нереальное и призрачное и с помощью ума создает нереальный, призрачный мир, который она потом ставит на место мира реального. Благодаря фантазии жизнь не только отдельных субъектов, но и целых народов протекает на грани реального и фантастического, истинного и ложного.

Воображение есть творческий - иногда сознательный, иногда бессозательный - акт мышления. Оно может зависеть и от особенностей анатомо-физиологического

Схема 56. Основные виды воображения

155

строения мозга и организма в целом, и от его индивидуального склада ума, и от многих других причин. Воображение человека зависит и от жизненного опыта, который человек приобретает с годами (см. схему 56).

Особо важную роль воображение играет в творчестве. Творчество без активного участия воображения невозможно вообще. В искусстве нет места для ограничения воображения, ума.

Контрольные вопросы и задания к Главе VIII

  1. Память как основа важнейших проявлений психической деятельности человека.
  2. Психологические теории памяти.
  3. Механизмы памяти.
  4. Мышление. Его формы, функции и виды.
  5. Воображение как репродуктивная деятельность.
  6. Фантазии и представления.

156

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.