Глава VI
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ
ПСИХИКИ

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Основные характеристики сознания состоят в том, что: сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире; в сознании закреплено различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "Я" человека и его "не-Я"; сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека; в сознание включены определенные отношения и оценки внешнего мира. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. Низший уровень психики образует бессознательное.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен

107

целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результатов. С точки зрения системной концепции психики, сознание - специфическая особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя. Обрисуем факторы и предпосылки возникновения сознания (см. схему 35).

Схема 35. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания

Сознание - особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в йоге, в восточной психологии и философии занимает понятие "сверхсознание".

Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество двух божественных принципов: Логоса-Христа и Святого Духа. Это сверхсознание человека-Архетипа как бы выпало из сознания, ушло в подсознание, стало латентным. На небе, у падшего ангела, и на земле, у человека, произошло угасание сверхсознания, разобщение его с сознанием, от чего само сознание стало крайне узким и бедным. Потеряно небо для ангела, потерян невидимый рай для

108

человека, а внутренний, невидимый рай, "Царствие Божье внутри нас", сверхсознание, стало едва ощутимым. Падение человека было падением из сверхсознания в сознание. То, что ушло в подсознание, не исчезло, а только ждет своего пробуждения. Утрата сверхсознания с переходом его в латентное состояние - одно из самых роковых проявлений катастасиса. В сознании остался только видимый Космос и видимый внешний Антропос, а все внутреннее, ушедшее в подсознание, сознание черпает только из концентрации, для которой нужно усилие, навык и школа. Название "сверхсознание" не совсем правильно, оно, в сущности, есть интегральное сознание Адама, синтетическое сознание человека - Архетипа. Оно есть сверхсознание в сравнении с нашим крайне узким катастатическим сознанием, из которого выпало не только теистическое содержание, но и весь невидимый Космос. При пробуждении оно производит впечатление сверхсознания, так как коренным образом отличается от обычного сознания. Здесь нам придется разобрать два основных вида сверхсознания: йогическое и древнецерковное, умно-медитативное. Поразительной способностью организма предвидеть и избегать опасность в той или иной степени обладает каждый человек. Имя этой способности - интуиция. Так что же такое интуиция?

Удивительная история приключилась с моим дядей в ноябре 1941-го. Придя поздно вечером с работы и услышав по радио сигнал воздушной тревоги, он решил не идти в бомбоубежище. Сил уже не было снова одеваться, тащить с собой одеяло и подушку. Авось пронесет, решил дядя и, наскоро поужинав, решил пойти спать. Жил он в двух комнатах в коммунальной квартире, на третьем этаже трехэтажного дома на углу Садовой и Новослободской. Сын воевал на фронте, жена с двумя дочерьми в эвакуации. Но когда он встал из-за стола, чтобы пройти во вторую комнату, в спальню, то... не смог этого сделать. Что-то его не пускало, а, наоборот, тянуло к креслу в углу. Ноги просто отказывались идти в другую сторону. И дядя сдался, заснул в кресле. А проснулся от грохота. Открыл глаза и ужаснулся: дома не было. Осталась лишь часть стены, у которой стояло кресло и кусок пола. Прямо под его ногами зияла трехэтажная пропасть. Так он и просидел

109

всю ночь, задыхаясь от пыли и боясь пошевелиться. Утром его сняли солдаты, прибывшие на расчистку развалин. Похожая история случилась с аббатом де Монмореном, которыми молился в церкви Св. Людовика. Стоя на коленях, он вдруг ощутил неодолимую потребность переменить место. Прервать молитву - кощунство, и аббат пытался противиться непонятной силе, но не смог. Его против воли что-то подняло на ноги и заставило перейти к другой стене. В тот же миг со свода сорвался камень и обрушился туда, где только что стоял аббат де Монморен.

Подобные случаи вовсе не исключение. История зафиксировала сотни абсолютно достоверных фактов поразительной способности организма предвидеть опасность и избежать ее. Эта способность получила краткое и выразительное название - интуиция.

В той или иной степени ею обладает каждый человек. Порывшись в памяти, вы без труда вспомните десятки случаев, когда жизненный опыт предостерегал Вас от опрометчивых поступков. А интуиция и зиждется на жизненном опыте. Но это в бытовом плане. У некоторых людей такая "бытовая" интуиция развита чрезвычайно сильно, про них говорят, что им всю жизнь везет. Такими были, например, античный мудрец Сократ и знаменитый французский корсар XVII века Рене Труэн сеньор дю Гэй, заранее знавший, чем кончится каждое плавание и каждое сражение. Таким же даром, если верить легендам, обладала Жанна д'Арк. И не нужно удивляться, что, обладая интуицией, Жанна все же погибла. Далеко не всегда интуиция ставит неодолимый барьер перед роковым поступком. Чаще бывает так, что человек догадывается об опасности и, тем не менее, идет вперед, подчиняясь долгу (именно так было с Жанной), либо упрямству, либо, что нередко бывает, влекомый каким-то извращенным любопытством: а как все это обернется. Подобное состояние ощутил Наполеон в ночь перед Ватерлоо. В глубине души он знал, что проиграет сражение, что надо бы от него уклониться, но навалившаяся вдруг страшная усталость заставила махнуть рукой: будь что будет. Но нас интересуют случаи яркие, с точки зрения здравого смысла необъяснимые, когда предчувствие спасает от гибели. Таких, как мы уже говорили, зафиксировано

110

немало. Именно с них наука и начала разгадку этого таинственного явления - интуиции.

Лорд Байрон путешествовал по Греции. Вдруг его проводника сильно залихорадило. На вопрос Байрона о причине внезапного приступа проводник ответил, что неподалеку, должно быть, происходит что-то ужасное. И пояснил, что лихорадка охватывает его всегда, когда возникает угроза жизни. Байрон скептически встретил этот рассказ, но тем не менее подождал, когда проводник придет в себя. Это заняло полчаса, затем они двинулись в путь. Но через три версты (а это расстояние и занимает полчаса) наткнулись на трупы. Восемь человек были убиты совсем недавно. А вот случай из нашего времени. Молодая женщина возвращалась домой на автобусе. Сидела у окна. Внезапно возникла неосознанная тревога, хотя ничего не предвещало опасности. Однако эмоция оказалась настолько властна, что женщина пересела в другое кресло. На следующей остановке это место заняла молодая девушка, вошедшая в автобус с молодым человеком. И почти сразу - авария, разбитое стекло, и девушку с израненным лицом увозит "скорая помощь".

Но интуиция предупреждает не только сиюминутную опасность. История зафиксировала и такие факты, когда человек был предупрежден за несколько суток, месяцев и даже лет. Приведем лишь один такой случай. Девочка из рода Радзивиллов панически боялась подходить к картине, висевшей на стене родового замка. Причину страха она не могла объяснить, но пятнадцать лет упорно избегала приближаться к этой стене. Однако, став невестой, не смогла уклониться от традиционного шествия по залам. Смерть наступила мгновенно - картина упала со стены и пробила голову несчастной.

Так что же такое интуиция? Здесь нет двух мнений: эта работа головного мозга, который руководит всеми поступками и эмоциями человека. Существует забавная, если хотите, фантастическая гипотеза, что мозг, собственно, и есть человек. Именно он живет, а тело служит ему лишь защитным скафандром и инструментом для обеспечения жизненных процессов - общения с окружающим миром, изготовления орудий, снабжения питательными веществами. И неудивительно, что мозг с помощью интуиции (в той мере, в какой

111

он ею обладает) оберегает тело от внешних опасностей - он оберегает оболочку, без которой не может жить. А что такое жизнь? На этот вопрос пытались и пытаются ответить многие. Наиболее точно и эмоционально, по моему мнению, сказал французский анатом и физиолог Мари Франсуа Ксавье в самом конце восемнадцатого столетия: "Жизнь есть сопротивление смерти". Вот мозг эту задачу и выполняет. Но как? Чтобы прояснить это, призовем на помощь физику.

Никакими приборами еще это не зафиксировано, но у ученых не вызывает сомнения, что наличие в некоторой точке пространства любого материального тела сказывается на состоянии пространства вокруг самого тела. Вы входите в комнату - и что-то меняется: повышается на доли градуса температура, усиливается давление на паркет, а значит, искажается параллелограмм сил между полом и стенами, что меняет амплитуду вибраций, также меняется освещенность и т.д. И все эти изменения сопровождаются перераспределением энергии в окружающем пространстве. Величины менее чем мизерные, но мозг улавливает аномалии энергетических полей, анализирует тысячи вариантов, а когда эти аномалии достигают критической величины, заставляет "скафандр" покинуть зону риска.

Вспомним случай с аббатом де Монмореном. Несомненно, кусок потолка не оторвался внезапно. Сначала появилась трещина, постепенно она расширилась, потом наступил угрожающий разлом и, наконец, - момент отрыва. И все это сопровождалось энергетическими аномалиями в храме; сначала слабые, потом они делались все сильнее и сильнее. Соответственно и тревога, охватившая аббата, нарастала, пока не сделалась неодолимой.

Почему же мы не замечаем эту работу собственного мозга? Да просто мозг сам не показывает ее нашему сознанию. Он отпускает нам ровно столько информации, сколько необходимо для выживания в окружающем мире. И говорит с нами на одном языке - языке эмоций и слов, которыми мы мыслим, а сам мыслит на совсем другом языке - языке электрохимических сигналов и биополей. А может, он работает, как компьютер, в двоичном исчислении "да"-"нет", это еще наука не выяснила.

112

Итак, мозг улавливает сигналы энергетических полей. Но как он делает правильные выводы, как предсказывает попадание бомбы, обрушивание потолка, автомобильную аварию, нападение бандитов? Оказывается, и это объяснимо.

Мы живем в жестко детерминированном мире, где любое явление вызывает адекватное следствие. Поэтому, когда начинается какое-либо действие, событие, процесс, можно выстроить логическую цепочку следствий, приводящую к конечному результату. Вот мозг и занимается таким вероятностным прогнозированием. Но для этого нужна постоянная тренировка, постоянное накопление и анализ данных. Когда же мозг занимается этим? Оказывается, во сне.

Бытовавшее ранее представление о том, что мозг во сне отдыхает, опровергнуто рядом исследований. Отдыхают мышцы, а мозг работает, причем интенсивно. Особенно в фазе так называемого быстрого сна, когда появляются сновидения. И в этом состоянии повышенной активности мозг почти полностью отключается от внешнего мира и за закрытыми дверями ведет обработку информации. Сны и есть результаты этой обработки. Их кажущаяся иррациональность объясняется тем, что мозг, подобно компьютеру, перебирает все мыслимые варианты, решая прогностические задачи и вырабатывая защитную стратегию. Причем делает это за минимум времени. Ведь наши сновидения продолжаются всего несколько секунд, а мы порой переживаем во сне целую жизнь.

Приведу несколько примеров. Про Магомета рассказывают, что он заснул, видя первые колебания падающей вазы. Во сне он прошел с подробным осмотром все семь отделений рая и, проснувшись, успел подхватить вазу, не дав ей разбиться.

Доктор Симон в книге "Мир грез" описывает сон некоего Мори, на шею которого упала спинка от кровати, и он тут же проснулся. Но за эти мгновения увидел события из эпохи террора, присутствовал при убийствах, предстал перед революционным трибуналом, был судим, приговорен к смерти и гильотинирован при большом стечении народа.

Можно представить, какое огромное количество информации приходится перелопачивать мозгу, раз он

113

вынужден так спрессовывать время. И так из ночи в ночь - перечень происшедших событий за день, их анализ, прогнозирование возможных последствий, выработка стратегии выживания на каждый конкретный случай. Однако неправильно было бы думать, что мозг решает задачи выживания, исходя лишь из конкретного каждодневного опыта. Интуиция слишком многогранное явление, а мозг слишком совершенен в своем устройстве и функциях, чтобы ограничить предвидение событий коротким временным промежутком. Ведь интуиция, по сути, предсказание будущего. Иными словами, получение из будущего информации о тех явлениях, которые должны произойти спустя несколько минут или часов, а иногда и через много лет (вспомним девочку из рода Радзивиллов). Возможна ли такая перекличка времен - будущего с настоящим? Последние научные данные свидетельствуют: да, возможна.

Йогическое подсознание

Сверхсознание в Йоге является, в сущности, наивысшей ступенью расширенного космического сознания. Процесс постепенного расширения сознания в Йоге описывает Анни Безант. "Сознание относительно для каждого индивида. У людей с сильным астральным телом оно на астральном плане, у ментальных - на ментальном. По мере развития астральные формы начинают воздействовать на сознание в бодрствовании и становиться содержанием бодрствующего сознания. Таким образом, сознание заключает в себе два мира: физический и астральный. Затем начинается внедрение ментального мира, и сознание в таком случае состоит из трех частей: физического, астрального и ментального". Постепенно у йога происходит слияние сознаний пяти составных частей человека, от физического сознания до сознания манаса (индивидуальной души).

Теоретически Йога претендует и на два высших сознания: будхическое и атмическое, то есть сознание двух высших начал человека, 6-го начала - духа-будхи, и 7-го начала - Атмана.

Сверхсознание не есть простая сумма сознания и подсознания, и достигается не простым переходом

114

содержания подсознания в сознание. Подлинное сверхсознание связано с метаморфозой сознания и памяти, с метаморфозой ума и сердца, связано с развитием внутреннего ядра подсознания, сердечного Логоса, который, наподобие горчичного зерна, должен вырасти в дерево, или наподобие теста, должен превратиться в заквашенное тесто. Интеллект сам, своими силами, не может дать сверхсознания, он должен соединиться или с жизненным центром сердца, как в умной медитации, или с принципами Брамы и Шивы в головных лотосах - чакрамах, как в Раджа Йоге, или со змеем Кундалини. При синтезировании пяти сознаний у йога пробуждаются сознания всех тех космических начал и сущностей, которые составляют мирокосмическое ядро в человеке. Эти латентные сознания, бывшие изолированными и независимыми, вливаются в общее синтезированное, маназическое сознание йога, образуя вместе то "космическое сознание", которым он так гордится. Это космическое сознание, выросшее из индивидуального сознания в сверхиндивидуальное, включает в себя и коллективное сознание человечества. Это сознание уже не микро-, а макросубъекта, Брамана, который, по индуизму, достигает сознания и самосознания в человеке. Космическое сознание получило право гражданства, хотя и в искаженном виде, у Канта, в виде "сознания вообще", хотя у Канта "субъект" - не единичное, индивидуальное существо, а, очевидно, коллективный Браман индуизма. У Фихте это теоретическое "Я".

Теоретически Йога стремится к высшему, седьмому, атмическому сознанию, через шестое, будхическое, причем оба этих сознания и составляют вместе сверхсознание экстаза Самадхи. Но такова теория, а тантра-йогическая практика сильно расходится с нею. Прежде всего, в современной тантрической Йоге Атман не играет никакой роли и полностью вытеснен змеем Кундалини. В Самадхи происходит единение не с Атманом, а с Кундалини, поэтому об атмическом сознании не может быть и речи. В тантрической Йоге произошла фальсификация Атмана, причем за Атмана принимают принципы Брахмы и Шивы, находящиеся в головных центрах, лотосах - чакрамах, что полностью противоречит древнеиндусской традиции Брахмапутра

115

и Вишнупутра, по которой Атман находится в сердце человека. Йога претендует на духовность, на будхизм, но и будхизма в ней нет. По теории Йоги, дух будхи целиком поглощается в манасе.

Будхизм в Йоге весьма ограничен и относителен, если иметь в виду некоторую сублимацию манаса после поглощения им будхи, носящий специфические маназические черты. Концентрация космической праны (психического тока) в йогическом дыхании еще более усиливает космизм и психизм за счет гипертрофии космической души. Вивекананда говорит о сознании в Самадхи: "Когда, оставаясь в одном месте, волны ума пробуждаются, не соединяясь с другими волнами; когда все другие волны остановились, только одна волна восстает в уме - это называется созерцанием. Когда нет надобности ни в каком основании, когда все сознание становится одной волною, одною формой, - это его состояние называется Самадхи". Здесь достигается необходимое для проявления сверхсознания упрощение сознания. Но йог гордится не только этим сознательным экстатическим сверхсознанием, а другим, именно бессознательным сверхсознанием, которое считается выше. Бессознательность экстаза можно понимать двояко:

1) как полное выключение физического сознания с его чувственно-рассудочным содержанием в медитации. Йога учит о подавлении мыслительной энергии и чувств (любви, ненависти, эгоизма, незнания и привязанности к жизни). Так понимал бессознательное Самадхи знаменитый Патанджали, автор йога-сутры. В этом смысле всякое подлинное сверхсознание бессознательно, то есть возникает при условии вытеснения обычного сознания;

2) тантрическая Йога говорит о другой бессознательности, как о результате поднятия вверх, в головной центр, змея Кундалини. Это каталептический экстаз натуралистической мистики, с полным беспамятством, трупным окоченением всего тела, иногда на несколько месяцев или лет. Здесь происходит не только вытеснение сознания, но и полный разрыв с ним, и когда вновь приходит постэкстатическое состояние бодрствующего сознания, то содержание экстатического сверхсознания не укладывается в рамки этого

116

неизмененного сознания. Когда йог пробуждается от своего длительного каталептического сна (при возвращении змея Кундалини обратно вниз, из головы в поясницу), рассудок берет верх в виде заключительной стадии йоги (8-я анга) - рефлексии, Тарка, где йог проверяет рассудком все содержание своего экстатического переживания, и все сверхразумное и сверхчувственное, не укладывающееся в рамки логического мышления, отбрасывается как не истинное.

Иррационализм сверхсознания уступает место самому заядлому рационализму, исключающему все религиозные элементы переживания: Божество, благодать таинства, молитвенное созерцание и др. Каталептическая бессознательность Йоги происходит от змея Кундалини. Григорий Синайский говорит о поясничном змее: "Внутренний и природный враг поясницы извращает все духовное, как хочет, фантастически замещая одно другим" (О заблуждении. Патр. М. 150, Ф10, 1324).

Демонская природа змея Кундалини несомненна для древнецерковных аскетов. Ориген говорит: "Бессознательность экстаза - от демонской силы". Юнг выразил ту же мысль в несколько иной форме, сказав, что от чрезмерного вхождения в сознание сверхиндивидуального элемента наступает затемнение сознания. Каталептическая бессознательность при йогической кундалинизации человека свидетельствует о полной дезориентировке человеческого духа внутри тела, о его разрыве с Логосом. Дух и душа вскоре становятся добычей Кундалини, со всем своим расширенным и космическим сознанием.

Каталептическая бессознательность - признак грубонатуралистического характера тантрической Йоги, с полной неразборчивостью в целях и средствах, с полным смешением доброго и злого в источниках экстаза. Этот натуралистический элемент представлен в большей или меньшей степени во всех школах древней, дохристианской мистики. Энтузиазм, одержимость богом, в Греции - Аполлоном или Дионисом, в Египте - Озирисом или Тифоном-Сетом, - существенная черта этого рода мистики. То же и у примитивных народов Азии, Африки, Америки, Австралии и Полинезии, в азиатском шаманстве.

117

Внедрение чужеродного духа в человека вызывает ментальный шок с параличом сознания и каталептическим сознанием. Безблагодатность иррелигиозной Йоги является источником чудовищной духовной аберрации адвайты.

Одностороннее, кундалинизированное сверхсознание йога не вмещает ни имманентного, ни трансцедентного Теоса, не вмещает божественного сверхъестества, не достигает внутреннего Логоса. Оно вмещает космическое подсознание, невидимый микро- и макрокосм, и то в его извращенном, энантном аспекте, и в нем нет триадизации Бытия.

Проявление этого сверхсознания вызывает грубое, насильственное полное помрачение сознания в виде ментального каталептического шока, а когда сознание вновь возвращается, то сверхсознание находит выход в рефлексии и спекуляции. Обогащение космического сознания идет в Йоге параллельно с исчезновением сознания теистического, до полного его угасания в адвайте. Бессознательность сверхсознания есть результат эксцентричности йогической медитации, ее внесердечной локализации, ее безлогоистичности. Свет концентрированного сознания направляется в Йоге в микрокосм или к Кундалини, а в умной медитации - к Логосу сердца. Кундалинизация человека в Йоге завершает эксцентричность Антропоса, с его полной духовной дезориентацией.

На основе бессознательности своего экстаза йог делает вывод о бессознательности Божества и Абсолюта, и это заблуждение мистики становится заблуждением философской спекуляции, черпающей из этого источника.

Таково содержание так называемого сверхсознания йога. В лучшем случае йог уподобляется своему безличному и бессознательному "божеству", переходит в план "божественного инстинкта" или "ясновидящей бессознательности", где все неопределенно, абстрактно, схематично и... неправдоподобно, где все "существует и не существует" в одно и то же время, где - смесь бытия и небытия, безразличность добра и зла. Это план богов эзотерического буддизма, полный элементов энантности и "противления". Йог повторяет на своем примере сцену змеиного обожествления в Эдеме

118

у дерева познания добра и зла, подобно Адаму, который познал "мудрость богов", стал теософом, но богом не стал, предоставив это своим отдаленным потомкам на берегах Ганга.

Если бы Адам не покаялся и не призвал Бога, то он мог бы стать йогом в стиле Блаватской. Но произошло обратное, свершилось падение с атмического плана на манасический, психический, змеиный. Каин продолжил змеиные традиции и они живут еще в современном индуизме, а гарантом змеиного идеала является торжествующий в Йоге змей Кундалини.

Умно-сердечное сверхсознание

Бессознательное сверхсознание в Самадхи существует в Йоге только в теории. Йог изо всех сил напрягает свою фантазию в концентрации, так что о полной бессознательности в первом, рассмотренном нами, смысле не может быть и речи. Бессознательность во втором ее аспекте приходит в Йоге в каталептическом экстазе. Только в древнецерковной медитации есть полное выключение внешнего, физического сознания, полное молчание и бездействие чувств, ума и фантазии, затвор их, по древнецерковной терминологии. Ал. Павел говорит: "Зная о таком человеке, только не знаю, в теле или вне тела: Бог знает, что он был восхищен до третьего неба" (2 Кор. 12, 3 - 4). Исаак Сирин рассказывает со слов одного аскета: " И когда стал я на вечернюю службу, и стоял во дворе келий моей, только в продолжении первой славы совершал оную с сознанием, а после того пребывал, не зная, где я, и оставался в сем положении, пока опять не взошло солнце на следующий день. И тогда уже, как солнце начало сильно беспокоить меня и жечь мне лицо, возвратился ко мне ум мой, и вот увидел я, что настал уже другой день" (Твор., Сл. 31, 149).

Подавление внешнего сознания в умной аскезе ведет к пробуждению внутреннего сердечного сознания, со всем его сверхчувственным, сверхразумным и сверхъестественным содержанием, не в виде случайного просветления или "озарения", а в виде экстатического сверхсознания, вспыхивающего, как яркий неземной свет, заливающий все существо человека и одухотворяющий

119

всю человеческую тримерию. Когда экстаз окончен и аскет как бы спускается с неба на землю, когда вновь действует внешнее сознание, уже преображенное в аскетической иллюминации (просветлении), этот свет сверхсознания не угасает, хотя и светит менее ярко. Но рефлексии, дискурсу, логизированию в этом постэкстатическом состоянии нет места. Происходит слияние обоих сознаний: внешнего и внутреннего. Участие божественной силы благодати предохраняет от духовной аберрации, от ментально-манасического и кундалинического искажения и извращения мистического переживания.

Концентрируемое в умной молитве в сердце, сознание, по возвращении обратно в голову по окончании экстаза, приносит с собой свет сердечного сверхсознания. В древнецерковной умной медитации также достигается синтез всех экстатических сознаний, включая будхическое и атмическое, то есть синтезация полная и совершенная. Дух-будхи не поглощается в душе-манасе, но, наоборот, манас сублимируется и превращается в дух, и осуществляется подлинный будхизм. Аскетическое сердечное сверхсознание включает в себя и космическое сознание, т. е. сознание промежуточных космических инстанций, встречаемых аскетически концентрированным умом на его пути к сердечному Логосу. Но космическое сознание подвижника не изолировано, как у йога, не в аспекте автономности, энантности и противления, а в соединении с центральным и центрирующим божественным сверхсознанием Логоса.

Умно-сердечное сверхсознание сверхъестественно и делает человека членом Божественного сознания. Это духовное, теистическое сознание, вмещающее в себе не только Логос, но и всю Божественную трансцендентность, всю божественную Триаду и весь Космос, т. е. все Бытие в его триадизированном аспекте. Оно неразрывно связано с логопоэзом, или с христианизацией человека, с рождением Слова в человеческом сердце, с завершающим теопоэзом (или теосисом человека).

Проникая в утонченное, преображенное сознание, оно обуславливает моментальную интеграцию человека, спасение всей тримерии. Оно не помрачает и не парализует сознание, не вызывает ментального шока,

120

но преобразует сознание, повышает вместимость внешнего сознания и может быть связано сознательным сверхсознанием, в отличие от бессознательного сверхсознания Йоги. Вытеснение внешнего сознания в экстазе и возвращение в его в постэкстатическом состоянии происходит в умной медитации без грубого нарушения функции сознания. Происходит полное осознание всего подсознательного и относительно бессознательного, полное вычерпывание темного подсознания из бездны сердца.

Бессознательное и подсознание изживаются полностью, сознательное сверхсознание торжествует и пребывает в вечности. Вместе с бессознательным исчезает и дурная бесконечность, это проклятие древней мысли. Таково подлинно религиозное сверхсознание, нашедшее свое абсолютное выражение в древнецерковной умной Иисусовой медитации. Оно обладает неисчерпаемой внутренней преобразующей силой, обуславливающей непрерывность и вечность жизни, без смены дней и ночей Брамы, бытия и небытия, сознания и бессознательности.

Религиозное сверхсознание является источником подлинного теологизирования, этого дара древнецерковных аскетов, который заключается не только в способности воспринять трансцендентную истину, но и передать ее в словах и выразить в формулах догматов.

Йог не лишен этого дара, и потому у него вместо теологизирования - профанация идеи Божества в виде мифологизма, митомании и антропопатии.

Поэтому и обновленная европейцами "древняя мудрость" ополчается против христианско-религиозных догматов, так как не вмещает внутренней красоты догматических церковных истин.

Виды сверхсознания

Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный. Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит,

121

взвинченная до крайности в пляске или прыганье, сила неразумной души. Ментальное сверхсознание характерно для Йоги и достигается в Раджа Йоге силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм - характерная особенность обоих этих видов сверхсознания. Йога заинтересована в развитии специальных душевно-телесных органов для восприятия объектов невидимого мира, в виде астральных центров: лотосов-чакрамов. Рудольф Штейнер в книге "Как достичь познания сверхчувственных миров" также уделяет внимание развитию этих центров. В астральном сверхсознании сознание заменяется чувственностью, а в ментальном - воображением и змеем Кундалини. Лодыженский также отмечает роль воображения в развитии йогического сверхсознания. Духовное сверхсознание в умной медитации достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце. Сверхсознания отличаются друг от друга по той аскезе, которая лежит в их основе. Аскеза определяет сверхсознание, а сверхсознание характеризует собой аскезу. Интеллектуальную аскезу Йоги характеризует ограниченное головное сверхсознание, духовную аскезу умного делания характеризует сердечное сверхсознание, вмещающее все Бытие. В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.

Сон и сновидения

Сновидение является этапом на пути от бессознательной деятельности к сознательной. В сновидении действуют психологические законы, но они ниже порога сознания. Сновидения носят мифологический характер. Если дыхание особенно легко и свободно, то нам кажется, что мы летим. Если оно затруднено, то наступает кошмар. Если, раскрывшись во сне, начинаешь зябнуть, то кажется, будто совершаешь путешествие к полюсу, илитуляешь нагишом по улице. Акт пробуждения является переходом из бессознательного, по крайней мере, относительно, к сознательному состоянию, происходит от того, что отдельное впечатление, соединяясь с другими, получает необходимый

122

для него фон, чтобы сделаться сознательным. Это вполне согласно с тем, что сознание является связанным с очень сложными нервными органами, в которых может встречаться много течений.

Традиционно психология признает два состояния сознания, присущие всем людям: сон, рассматриваемый как период отдыха; состояние бодрствования, или активное состояние сознания.

Бодрствование - это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру. То, как мы осознаем внешний мир и одновременно свой внутренний мир, меняется на протяжении дня в зависимости от нашего состояния. Таким образом, обработка информации меняется очень существенно в зависимости от уровня бодрствования.

Осенний сон

Многолетние исследования ученых Базельского университета показали, что ночной сон в зависимости от времени года имеет различную продолжительность: самый короткий - в мае-июне, самый длинный - в сентябре-октябре, в остальные месяцы преобладают средние значения. Оказалось, что женщины спят в среднем на час дольше мужчин и, судя по всему, чаще видят сны.

Супружеская пара из Швеции, Кристина и Густав Дальгрен, решили вести дневники своих сновидений и договорились показать их друг другу через... 40 лет. В итоге оказалось, что жена исписала 12 толстых тетрадей, а муж - только 3.

Исследователи также подсчитали, что женщинам снится около тысячи снов в год, то есть в среднем два-три каждую ночь. Обычно сны длятся от нескольких секунд до нескольких минут, хотя нам кажется, что мы видели их всю ночь напролет.

Кроме того, выяснилось, что немаловажную роль в психологическом климате семьи и взаимоотношениях между супругами играет то, как они спят. Американский психотерапевт Катлин Фрун советует прежде всего решить главный вопрос: какая сторона постели вам нравится больше. Если муж с самого начала безапелляционно присваивает себе определенную часть посте-

123

ли, кто знает, на что он будет претендовать дальше. И когда вы будете долго спорить о том, где провести отпуск, и все же вынуждены будете уступить, то следует понять, что начало ваших уступок было заложено в тот самый момент, когда ваш супруг захватил правую (или левую) половину общего матраца. Поэтому на своих требованиях лучше настоять сразу после свадьбы. Еще одно интересное наблюдение: если у вас депрессия, вставайте с рассветом. Яркое утреннее солнце способствует снижению концентрации гормона "плохого настроения" - меланина и, следовательно, улучшению настроения.

Физиология сна

Сон напрямую связан с иммунной системой, и недосыпание грозит уничтожением иммунных клеток крови, утверждают американские медики. Группе здоровяков лишь на одну ночь сократили время сна. Количество клеток, побеждающих вирусную инфекцию, снизилось на 30 процентов. Таким оно и оставалось, пока испытуемые не выспались как следует.

Кстати, отсутствие сна влияет на образное мышление: если после бессонной ночи еще можно ответить на вопросы несложного теста, то написать сочинение невозможно. Есть у организма и еще одно сильнодействующее средство - хорошее настроение, способное защитить даже от простуды! Веселясь с друзьями или с головой уходя в любимое дело, вы гарантируете несокрушимость своей иммунной системы на целых два дня. А последствие плохого настроения - ослабление иммунитета на сутки. Исследования показали, что совершенно здоровые люди могут запросто простудиться, выходя на улицу в мрачном расположении духа. Согласно закону Йеркса-Додсона-Хеббе, поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе будет его уровень бодрствования-активации к некоторому оптимуму. Он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При более низких уровнях готовность человека к действию уменьшается, и он вскоре засыпает, а при более высоких он будет больше взволнован из-за чересчур сильной мотивации или же сильного расстройства чувств, и его поведение может даже

124

полностью дезорганизоваться. В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, который ответственен за возбуждение центров сна, расположенных в стволе мозга, и центра бодрствования, которым является ретикулярная формация мозга.

Долгое время полагали, что сон - это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Сейчас известно, что сон - не просто восстановительный период для организма, а включает разные стадии, выполняет разнообразные функции. В зависимости от особенностей мозговой активности выделяют "медленный сон" и "быстрый сон", "парадоксальный сон". В мозгу 10 миллиардов клеток, а каждая из них представляет собой миниатюрную станцию, способную в возбужденном состоянии создавать электрический потенциал. С 1924 года электрическую активность мозга стали регистрировать в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с помощью электродов, прикрепленных к коже головы человека. Электрические потенциалы мозга отображаются графически в виде волн, записываемых на движущейся полосе бумаги. При низкой активности мозга большие группы нервных клеток разряжаются одновременно, и эта синхронность отображается на ЭЭГ в виде волн низкой чистоты и большой амплитуды - "медленных волн": альфа-волны, частота которых лежит в пределах от 8 до 12 циклов в секунду (8-12 Гц). Они характерны для совершенно расслабленного организма, когда человек сидит спокойно с закрытыми глазами. Тета-волны частотой от 4 до 7Гц. Они проявляются на первой стадии сна. Дельта-волны (0,5-3Гц) регистрируются во время глубокого сна. Построим схему (см. схему 36).

Во время активной работы мозга каждая участвующая в ней нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своем собственном ритме, в результате активность мозга становится асинхронной и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды - "бета-волны" (13 - 26 Гц). Амплитуда бета-волн уменьшается по мере

125

Схема 36. Графическое изображение закона Иеркса-Додсона-Хеббе

того, как усиливается мозговая деятельность. Бета-волны регистрируются во время бодрствования, активной умственной и физической деятельности, а также, как ни странно, во время "быстрого сна". "Быстроволновый сон" характеризуется тем, что активность мозга возрастает, как будто человек просыпается, сердечный ритм ускоряется, кровь приливает к мозгу, дыхание учащается, глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками, но в то же время человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. Эта стадия "быстрого парадоксального сна" длится 15 - 20 минут, человека в этот момент трудно разбудить, но если это удается, то в 80% случаев человек рассказывает, что видел сон, и может рассказать его в деталях. После "быстрого сна" вновь наступает "медленный сон", затем, примерно через 70 минут, вновь "быстрый сон", и такой цикл повторяется 5 - 6 раз за ночь. Чередование указанных фаз и нормальная продолжительность сна (6 - 8) часов - обязательные условия здоровья человека. Однако известны случаи, когда люди вообще не спят. Исследования показали, что те, кто не спит, фактически имеют дробный сон, продолжающийся всего несколько секунд в течение каждой минуты, т. е. они дробно спят в течение всех 24 часов. Подобный сон исключает определенные виды обработки информации во сне, является эволюционным регрессом (известно, что такой дробный

126

сон, например, является обычным для волков).

Согласно гипотезе Хартмана (1978 г.), отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации. В период ночного сна информация малыми порциями поступает из промежуточной памяти в кратковременную память, которая для этого отключается от внешней среды. Каждая порция обрабатывается последовательно в две фазы. Первая фаза - это логическая обработка информации, сопоставляемая с фазой "медленного сна". Здесь информация оценивается и обобщается. Вторая фаза - обработанная информация пересылается в определенные участки структуры долговременной памяти, где связывается с хранящимся там материалом, что сопровождается сновидениями в фазе "быстрого сна". Если разбудить испытуемых в фазе медленного сна и спросить, видели ли они сон, в 80% ответ будет отрицательным, но могут указать, что возникали логические построения, продумывание ситуаций, непосредственно связанных с реальными событиями прошедшего дня. В медленной фазе нет движений глаз, но наблюдается двигательная активность другого рода: снохождение (лунатизм) и сноговорение, когда человек встает с постели и, не просыпаясь, способен разгуливать по дому, отвечать на вопросы, которые ему задают, но после пробуждения ничего не помнит о своих ночных приключениях. Было обнаружено, что при высокой нагрузке на зрительный анализатор у человека удлиняется медленный сон, это подтверждает участие медленного сна в процессах переработки информации, поступившей во время бодрствования. Исследования показали, что за фазу "быстрого сна" ответственна определенная область ретикулярной формации мозга, состоящая из гигантских клеток, разветвления которых заходят далеко в соседние области и приводят к активации сенсорных областей мозга, особенно зрительных зон, возбуждают высшие мозговые центры влечений и эмоций. И сновидения, возникающие в фазу "быстрого сна" - это результат осуществляемого мозговой корой синтеза тех сигналов, которые идут из различных зон мозга, активизируемых во время парадоксального сна. Сновидения отражают мотивации, желания человека, эти мотивации

127

как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971 г.), показали, что у ребенка частота тревожных снов пропорциональна количеству трудностей, с которыми он сталкивается во время бодрствования. То же самое можно сказать и о взрослых, т. е. сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку разрешить его проблемы во время сна, либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание. Это представление созвучно древней позиции Платона, который писал, что хорошие люди довольствуются сновидениями о том, что дурные совершают на самом деле. Сновидения возникают как бы в результате конфликта вытесненных переживаний и бдительного контроля сознания, приобретающего характер "цензуры". В период ночного сна контроль ослабевает, но не настолько, чтобы неприемлемые мотивы и желания могли осознаваться в их истинном виде, и тогда они маскируются в непонятные для сознания образы сновидений - и таким образом обходят цензуру. По мнению Фрейда, достаточно истолковать элементы сновидений, как некие символы, чтобы прийти к пониманию влечений и конфликтов, вытесненных в бессознательное. Проникновение преобразованных мотивов в сознание через сновидения ведет к частичному снятию эмоционального напряжения, и психическому уравновешиванию человека. Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, т. е. сновидения представляют механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которому человек черпает энергию, необходимую

128

для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеобразным "окном" в бессознательное человека и своеобразным "каналом" обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное "бессознательное" способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных событиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душевных болевых точках и т.п.).

Контрольные вопросы и задания к Главе VI

  1. Сознание как особое свойство психики.
  2. Что такое интуиция?
  3. Сверхсознание в Йоге и бессознательность экстаза.
  4. Сон и сновидения.
  5. Физиология сна и его загадки.

129

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.