Глава V
Психика как продукт работы мозга и ее
развитие в филогенезе

Психика (отгр. "психикос" - душевный) имеет двойственную структуру в своем определении. Одно несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству; это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психика - это объективный образ субъективного мира. Психика - это просто свойство нервной системы. В телесных движениях, как видимых (движение массы, молярные движения и т.п.), так и недоступных для чувств (молекулярные движения, движения мельчайших частиц массы), душевные процессы имеют сопутствующие явления. Таким образом, сумму телесных движений можно рассматривать как проявления духовных процессов. Спрашивается теперь, каким образом душевные отправления приходят в действие? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к основаниям нервной физиологии. Прежде всего, посредником между организмом и внешним миром служит нервная система с органами чувств. Развитие ума идет об руку с развитием нервной системы. У низших животных еще нет нервной системы, у них вся поверхность тела в состоянии воспринимать воздействия внешнего мира; у высших же млекопитающих, и особенно у человека, она в высокой степени развита. Нервная ткань состоит главным образом из двух типов элементов: нервных волокон и нервных клеток. Первые служат проводником раздражений, вторые - сборным пунктом

76

для них. Нервная система делится на центральную и периферическую. К первой относятся мозг с продолговатым мозгом и спинным мозгом; ко второй - отдельные нервные пучки или нервы, проходящие по всему телу. Кроме того, имеется еще так называемая симпатическая нервная система, место которой в брюхе и которая связана с мозгом посредством нервов. Нервы, находящиеся в связи с органами чувств, служат посредниками или носителями ощущений и называются чувствительными; нервы же, идущие к органам движения (мышцами), называются двигательными. Кроме того, имеются нервы, служащие возбудителями деятельности кровеносных сосудов и желез; сосуды - двигательные и секретные нервы. В теснейшей связи с нервной системой находятся органы чувств, назначение которых - принимать раздражения из внешнего мира и передавать их нервам для препровождения к мозгу. Обратимся к схеме (см. схему 30).

Схема 30. Горизонтальная организация мозга

Corpus callosum

Психика - это системное качество мозга. Оказывается, как недавно установили ученые, у человека есть еще один, брюшной, мозг, который с остальными двумя связан столь же тесно, как лошади в одной упряжке.

77

Стоит разладиться одному, сбои, как правило, начинают давать и остальные (отчего бывают перед экзаменом спазмы в животе, сосет под ложечкой и т.п.).

Расположен брюшной мозг, называемый иначе брюшной нервной системой, в слоях ткани, устилающих внутренние стенки пищевода, желудка, толстой и тонкой кишок. Он так же, как и головной мозг, способен запоминать информацию, учиться на том или ином опыте, влиять на наши эмоции.

Когда человеку грозит опасность, именно брюшной мозг выделяет те гормоны, которые настраивают организм на борьбу или на бегство. Под действием тех же гормонов возбуждаются чувствительные нервы желудка - отсюда и сосет под ложечкой. В сегодняшней психофизиологии активно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать - это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но, как нельзя понять машину через исследование ее частей, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат. Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь деятельности психики и мозга не подлежит сомнению. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом: его источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако они содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых они возникают. Преобразования сигналов,

78

совершающихся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Еще К. Маркс писал, что "световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз". Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга.

Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Тут мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека - психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей.

Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется

79

ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает по меньшей мере три составляющих: 1) внешний мир, природа, ее отражение; 2) полноценная деятельность мозга; 3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. Обратимся к схеме (см. схему 31).

Схема 31. Основные вехи эволюции психики

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется. Обратимся к схеме взаимодействия (см. схема 32).

80

Схема 32. Характер взаимодействия человека с окружающим миром

Психофизиологические автоматизмы

Анатомофизиологическим субстратом психопатологии является диада двух систем: коры головного мозга и подкорковых центров, зрительного бугра (tha-lamus opticus) и центров, расположенных вокруг третьего желудочка мозга. Но и вся область промежуточного мозга относится к этой диаде. Подкорка и средний мозг составляют, по Павлову, область безусловных, врожденных и постоянных связей организма с внешним миром, а кора есть область временных, условных и приобретенных связей или рефлексов. Роль коры сводится к тому, чтобы расширить и уточнить связи организма с внешним миром в целях приспособления. Современная наука открыла жизненно важное значение подкорковых центров мозга как центров чувственности, памяти, инстинктов, влечений и стремлений. Здесь же находятся центры вегетативной нервной системы и их связь с центральной системой.

Л.К. Мюллер, Кюпперс и другие рассматривают область третьего желудочка как центр души, а Хасковец считает зрительный бугор центром сознания, центром человеческого Я, личности и ее высших функций, то есть центом метапсихэ.

Подкорковые центры, как жизненно важные, находятся в состоянии постоянного возбуждения, жизненные функции не останавливаются ни на мгновение. Например, каждое колебание или торможение центров кровообращения или дыхания,

81

расположенных в продолговатом мозге, угрожает жизни человека.

Средний мозг, рассматриваемый как филогенетически более старая часть центральной нервной системы, центр анимальных (животных) функций: инстинктов, влечений и стремлений. Некоторое его торможение, не затрагивающее непосредственно течение жизни, означает восхождение на более высокую, человеческую ступень органического бытия.

Возникает кардинальная проблема его регулирования, то есть проблема равновесия между процессами возбуждения и торможения. Здесь важна роль коры полушарий головного мозга. Катастатически коры головного мозга достигают только низшие функции подкорковых центров: инстинкты, аппетиты, чувственные влечения. Высшие функции Я, личности и духа, если и доходят до коры, то подавляются и вытесняются деятельностью биологического ума. Утех животных, у которых кора менее развита и тормозящее действие ее слабее, чем у человека, некоторые латентные функции в виде ясновидения, предчувствия и телепатии выражены сильнее. Кора получает постоянные импульсы от подкорковых центров и, тем самым, находится в состоянии известного тонуса; иначе, при бездействии коры наступает сон. Получая воздействия от низших подкорковых центров, кора контролирует и перерабатывает их, тормозит или возбуждает в зависимости от жизненных потребностей момента, реализуя биологическую задачу более тонкого и совершенного приспособления организма к окружающей среде с помощью душевного ума, рассудка. Тем самым физиологическая школа вносит биологизм и в психологию человека, допуская, что все логические функции разума (суждения, сличения, различения, установления сходства и умозаключения) служат биологической цели приспособления.

Биологизм пронизывает собою всю жизнь человека в рамках животных инстинктов: приспособления, самосохранения, питания, роста и ориентировки.

Декарт или Кант пытаются оторвать этот биологический разум от биологических функций путем абстракции и ввести в область метафизики для решения основных проблем бытия по вопросам теологии, космологии

82

и антропологии, и физиологисты действительно оперируют в действительности только этим биологическим разумом, за неимением другого.

Кора большого мозга находится в двойной связи с центральной нервной системой: с низшими и с высшими подкорковыми центрами. Третья связь - со всем организмом, включая эндокринную систему (железы внутренней секреции), реализующая анатомо-физиологическую интеграцию (цельность, единство всего организма). При органическом или функциональном расстройстве связи появляются два автоматизма. Мезенцефалический автоматизм есть нарушение связи между корой и средним мозгом или слабость коры. Происходит эмансипация низших центров с симптомами автономизма и автоматизма и повышением роли инстинктивных, анимальных и вегетативных функций.

В отношении к низшим подкорковым центрам среднего мозга кора играет контролирующую, регулирующую и центрирующую роль, а в отношении к высшим подкорковым центрам - роль исполнительного органа, центра сознания, личности, Я. При травме, опухолях мозга, энцефалите или при функциональных расстройствах связи может произойти органическое повреждение этих центров, и тогда кора начинает работать самостоятельно, автоматически. Происходит разрыв связи между духом и его центром в мозге. При повреждении центра сознания (Я) кора также работает автоматически. Через вегетативную систему осуществляется связь эндокринного аппарата с центральной нервной системой (анимальной).

Болезни души

В патологии человеческой тримерии наиболее актуальной является патология души, ввиду ее промежуточного положения между душой и телом. Физиологически предметом психопатологии является диада противоположных нервных процессов (возбуждения и торможения, по Павлову). Это, в то же время, две половины одного и того же процесса (настоящее тождество противоположностей). Каждый человек и каждое животное имеет свои индивидуальные границы раздражимости,

83

за которыми следует расстройство или нарушение равновесия.

Павлов считал, что невроз вызывается расстройством равновесия обоих процессов.

Применением сильных раздражителей; перевозбуждением раздражительного процесса и соответствующим перевозбуждением процесса раздражения; столкновением или тяжелой встречей обоих процесов он вызывал экспериментальные неврозы у собак.

В обычных жизненных условиях большое количество или частая смена сильных раздражителей могут вызвать расстройство и здоровой системы. Средние раздражители, которые не вызывают расстройств у здорового, могут оказаться сильными для людей с врожденной слабостью системы (коры) или при истощении нервной системы от различных экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредных воздействий (инфекционных болезней, наследственных и хронических заболеваний, хронических отравлений, например, алкоголизма, и т.д.).

Кроме двух типов уравновешенной нервной системы, соответствующих сангвиническому и флегматическому темпераментам, Павлов устанавливает и наличие двух других, неуравновешенных типов мышления, соответствующих холерическому и меланхолическому темпераментам. Возбудимый тип теряет способность торможения, в то время как он необыкновенно и чрезмерно возбудим, а тормозимый тип теряет способность к возбудимости.

Оба процесса основаны на понижении количества возбуждающего вещества в нервных клетках, которое зависит, по Павлову, или от врожденной слабости коры, или от истощения клеток коры под воздействием эндогенных и экзогенных факторов. К внутренним истощающим факторам относятся: аффективность, эмотивность, имагинативность (фантазия). Нельзя сводить всю этимологию неврозов только к расстройству равновесия между нервными процессами возбуждения и торможения, как это делает физиологическая школа Павлова, или всю невро- и психопатологию сводить к патологической рефлексологии, как это делает рефлексологическая школа Бехтерева. Другими словами, нельзя сводить всю систему патогенеза неврозов и психозов только к телесным расстройствам, то есть расстройствам функций

84

головного мозга. С энергетической точки зрения неврозы основаны на аномалиях циркуляции нервного или психического тока энергии. Всякое расстройство обмена нервной энергии должно действовать на нервно-психические функции, и так оно и есть на самом деле.

Понятие психической энергии занимало в древней иатрософии значительное место и проникло в современную медицинскую психологию и психиатрию.

Первую серьезную попытку в этом направлении сделал Бехтерев. Под влиянием энергетической теории Вильгельма Оствальда, и идей русского философа и филолога И. Грота, внесшего понятие энергии в психологию, Бехтерев построил хорошо обоснованную теорию психической энергии в своей книге "Психика и жизнь". Он говорит, что в душевной жизни мы имеем дело с субъективными явлениями, причину коих составляет особая, скрытая энергия, которая, в то же время, обусловливает и материальные изменения в мозге, идущие параллельно психическим процессам. Происхождение этой энергии остается для Бехтерева неизвестным и он допускает превращение физических энергий в латентную психическую энергию. По Бехтереву, физические энергии участвуют в питании мозга и в тех энергиях, которые воздействуют извне на органы внешних чувств. И в том, и в другом случае превращение физических энергий в латентную энергию нервных центров идет параллельно с субъективными процессами в нашем сознании в виде общих чувств, ощущений и представлений.

Бехтерев допускает и обратный процесс превращения латентной психической энергии в физико-химических процессах организма, например, в мышечной работе, в теплоте и химических процессах в виде "нервного тока". Бехтерев близок к точке зрения древних иатрософов, Гиппократа и Галлена, когда говорит, что "латентная внутренняя энергия" происходит из энергии окружающей природы и в организме сама превращается в другие энергии. Бехтерев близок к индуистской концепции мировой энергии, праны, из которой происходят все жизненные энергии организма, включая и психическую. "Таким образом, происходит, с одной стороны, в течение всей жизни организма - накопление латентной энергии, а с другой

85

стороны- беспрерывное расходование ее". Этой энергии организмы обязаны своим ростом, развитием и эволюцией. Носителем латентной энергии является нервная система, а именно большой мозг.

С точки зрения современной медицинской психологии психическая энергия есть аналог животного электромагнитизма. Это "пневма зотикос" древних греков, жизненная сила. Утончение этой энергии происходит в мозге, в области третьего желудочка, где "пневма зотикон" превращается в "пневма психикой", по учению древней иатрософии. Учение о психической энергии занимает видное место в современной "Агни Йоге".

Можно себе представить, что при неврозах и психозах происходит нарушение баланса психической энергии, влияющее на правильное течение процессов возбуждения и торможения. Эти нарушения балансов могут быть пяти родов:

  • 1) чрезмерное, ненормальное, патологическое расходование психической энергии;
  • 2) врожденная или наследственная неспособность к восприятию энергии извне;
  • 3) врожденная или наследственная неспособность организма к усвоению или ассимилированию воспринятой энергии;
  • 4) неспособность к собиранию, депонированию и распределению усвоенной энергии;
  • 5) неспособность к переработке низших энергий в высшую.

Некоторые из этих аномалий изучены научно, проявляются в виде аффективной реакции, "эмотивного шока", срывной (эксплозивной) реакции, когда происходит сильный нервный разряд наподобие разряда лейденской банки, а за разрядом следует "нервное истощение". У неспособности организма к усвоению внешней энергии (праны) вследствие обычного неритмизированного дыхания учит индо-тибетская Хатха-Йога.

Неврастения

Как выглядят отдельные члены и силы триметрии при неврозах и психозах? Карл Ясперс отмечает следующие черты неврастении: "раздражительную слабость",

86

описанную у старых авторов, чрезмерную чувствительность и возбудимость, мучительную чувствительность, ненормально легкую отзывчивость на всякое раздражение с одной стороны, и ненормально быструю утомляемость и медленность восстановления, многочисленные неприятные ощущения и боли, чувство тяжести в голове, общая подавленность и разбитость, чувство слабости. Пренговский отмечает роль вегетативной конституции, и, особенно, инервацию сосудов, вазомоторные (сосудодвигательные) расстройства. Соматические расстройства при неврастении так явны, что Флери считает ее телесной болезнью, главным признаком которой является утомляемость и слабость. Не трудно видеть в этой картине повышение тонуса чувствительности и раздражимости, известный гипертимизм с неизбежным пожизненным расслаблением, понижение контроля и сдерживающего влияния "логикой", то есть гипонойя с понижением не только психической энергии, но и духовной силы - исхис, то есть гипоисхия.

Психастения

Для психастенического симптомокомплекса Ясперс считает характерным отсутствие общей сопротивляемости против переживаний. Исчезает уверенность в себе и решимость; сомнение и фобия (боязнь) делают деятельность невозможной. Психастеник избегает общества, проводит время в самонаблюдении и самоанализе, копаясь в своих ощущения и чувствах, которым здоровый человек не уделяет внимания. Возникает страх перед всякой деятельностью, выбором, решением и действием. Мечтательность увеличивает стремление к одиночеству.

Здесь налицо то же отсутствие контроля ума, как и при неврастении, пониженный эпитимизм, отсутствие желаний и стремлений, слабость или отсутствие воли и силы, гипобулия или абулия, имагинативность, то есть чрезмерная фантазия.

Истерия

Связь истерии с эмотивной жизнью сильнее, чем при неврастении, и ведет больных к эмотивному шоку. Здесь проявляется мезенцефалический (среднемозговой)

87

автономизм и автоматизм: средний мозг и вегетативные центры функционируют автоматически, без контроля коры. Вследствие этого появляется повышенная возбудимость подкорковых центров. Истерия есть эмотивный диатез, нервный криз и эмотивный шок необходим для разрядки эмотивной насыщенности, в интеллектуальной сфере наблюдается сужение поля сознания, поглощение сознания и психики в аффекте, легкая внушаемость и самовнушаемость. По Форелю, истерия есть диссоциативная слабость мозга, которая и обуславливает легкую внушаемость и самовнушаемость, соматические расстройства при истерии и в другой сфере.

Папастратигакис говорит, что истерия есть форма психомоторной дебильности (хрупкости), причем в конституции ее участвуют детские психические реакции, моторные экстрапирамидальные функции. Органические, то есть обусловленные анатомическими повреждениями, и функциональные формы истерии идентичны. В чрезвычайно сложной картине истерических состояний черту представляет страсть к преувеличениям, все кажется больше и значительнее, чем истерик или истеричка представляют в действительности.

Если это стремление выражается в словах и действиях, то обнаруживается театральная сущность субъекта, больной начинает играть роль. Постепенно он входит в свою роль, начинает верить в свое фальшивое Я, вкладывая в него другое, выдуманное содержание, и удивляется, что окружающие не находят в нем того, что он сам находит в себе. Отсюда и стремление к необыкновенному, фешенебельному, влечение к скандалу, шуму и различным крайностям в обыденной жизни. Ясперс говорит, что истерик чувствует себя несчастным, если его не замечают, хотя бы только на время, не уделяют ему внимание.

Если у истерика нет ничего другого под рукою, то он пытается привлечь к себе хотя бы своей болезнью, создавая вокруг себя атмосферу лжи. Больные обманывают не только других, но и самих себя, теряя ощущение реальности и ставя фантазию на место действительности. Чем больше развивается истерическая театральность,

88

тем меньше остается места для нормальных душевных движений.

Для истерии характерна чрезмерная фантастичность, имагинативность, проявляющаяся часто как мильтомания и детское мышление.

Ценно признание истерии как состояние психизма. Все низшие формы оккультного психизма: медиумизм, тантрический транс и другие родственные истерии и появляются на истерической почве. Кроме отмеченных выше эмотивности, аффективности и имагинативности, для истерии характерны гипонойя, то есть понижение интеллектуальной сферы с повышением тимизма и эпитимизма (функций раздражительной и вожделенной сферы). В духовной сфере характерны страсти тщеславия, самовлюбленность.

Ипохондрия

Повышенная чувствительность, гиперэстезия, при неврозах ведет к тому, что целый ряд телесных ощущений, которым человек не придает значения, привлекают к себе внимание неврастеников, становясь источником неприятных переживаний и наблюдений. Головные боли, сердцебиения, чувство давления и слабости в брюшной полости, колотье в спине и груди, шум в ушах, мерцание век вырастают в серьезные болезни, внушают страх и ужас. Неврастеник копается в своих ощущениях и в их незначительных нюансах. Направленное на внутренние органы внимание становится само по себе источником новых, неприятных ощущений, составляющих в совокупности картину ипохондрии. Хотя ипохондрик телесно здоров, сам он считает себя больным. "Мнимый больной есть по своей сущности действительно больной" (К. Ясперс). Тяжелые случаи ипохондрии связаны с общим, философским пессимизмом. Ипохондрик видит все в черном свете и считает себя жертвой зла и несправедливости в мире. Различные "фобии", психическим субстратом коих является чувство страха, дополняют картину ипохондрии.

Ипохондрия как симптом, а не отдельная болезнь, примыкает, с одной стороны, к неврастении, а с другой - к истерии. Кроме чувства страха, для ипохондрии характерно ослабление жизненного тонуса.

89

Психозы

Утверждение Павлова, что психозы суть лишь углубленные неврозы, справедливо. Психозы отличаются от неврозов не только количественно; в них дезинтеграция человеческой тримерии достигает наивысшей степени. При неврозах налицо психические аномалии, и потому иногда их называют психоневрозами. При психозах наблюдается более сильное снижение активности, сужение интеллектуального горизонта до минимума, фиксация привычных реакций, повышение аффективной раздражительности вплоть до мании. Вегетативные расстройства при них выражены еще сильнее. Легкими формами психозов считают шизотимию и циклотимию, соответствующие интровертированному и экстравертированному типу. Шизотимик груб, замкнут и угрюм, а циклотимик общителен. Если для неврозов считается характерной диссоциация коры и подкорковых центров среднего мозга, то для психозов Хасковец считает характерным симптомом диссоциацию коры и центров сознания. Когда центр сознания болен, кора работает самостоятельно и автономно.

В основе психозов лежит, по Хасковцу, повреждение центра сознания, которое составляет часть мирового сознания. Центр сознания, или Я, воспоминания (памяти), интересов, есть место характера и темперамента, а центр души находится в зрительном бугре (по Кюпперсу, в области третьего желудочка). Если вспомнить, что в той же области находится пинеальная железа, то станет понятным, что в человеческой психопатологии принимает участие и дух. Дело не только в органических повреждениях или функциональном расстройстве этих высших центров, то есть не только в анатомофизиологической диссоциации, но и в психосоматических явлениях, аномалиях самого духа.

В современной психиатрии есть тенденция к упрощению, и все многообразие психических аномалий сводится к двум основным формам: маниакально-депрессивному психозу и шизофрении. Все старые формы параноидальных и дефензивных состояний переходят в синдромы двух основных болезненных форм. I В маниакально-депрессивном психозе аффективная

90

возбудимость достигает крайней формы, вплоть до мании, и сменяется депрессией - крайней формой торможения.

Шизофрения

Шизофрения представляет собой грандиозный психосоматический комплекс, включающий все катастатические черты тримерии. По Блейеру, давшему название этому комплексу, шизофрения есть психическая диссоциация, как показывает само название. По Ясперсу, это сумасшествие души, падение жизненного тонуса, диссоциация личности и дизагрегация памяти. Эта диссоциация интеллектуального и аффективного происхождения, касается всех трех аспектов личности: интеллектуальной, аффективной (чувства) и волевой. В интеллектуальной сфере шизофрения характеризуется недостаточностью мышления, расстройством ассоциаций, идей, в волевой сфере - понижением активности. Фантазия играет большую роль. Шизофреник живет в нереальном мире, он создает себе фантастический мир. Паталогоанатомически шизофрения есть результат повреждения мозговой оси.

Павлов отмечает слабость корковых клеток, расстройства нормальной объединяющей работы всей коры, все увеличивающийся распад коры больших полушарий. Появляются слабые инвалидные пункты в коре под влиянием сильных жизненных возбуждений. Наблюдается стереотипия, упрямое и длительное повторение одних и тех же движений. Характерна эхолалия и эхопраксия, подражание движениям того человека, на которого обращено внимание, то есть то, что происходит во время гипноза у здорового человека. С одной стороны, наблюдается апатия, тупость, остолбенение, а с другой - распущенность, шаловливость и инфантильное поведение. Павлов рассматривает шизофрению как хронический гипноз. Душа проявляет себя как в сновидениях, так и в шизофрении. Для этих состояний характерны агглютинация образов, асинтактизм и кататимическая связь. Современное понятие шизофрении включает в себя целый ряд клинических синдромов, которые уже давно рассматривались как определенные болезненные формы. В интеллектуальной

91

сфере это паранойя как расстройство логической функции, в виде "ложных суждений", навязчивых идей; расстройства в области чувств в виде обмана чувств, галлюцинаций, связанных с полной неспособностью бороться с беспорядочной, чрезмерной фантазией. Ментальные расстройства выражаются главным образом в форме нарушения ассоциативной функции. Кататимная фальсификация содержания мышления пропорциональна силе аффектов и определяет прочность или подвижность структуры личности. Это обычно сновидное, асинтактическое мышление, которое продолжается и наяву, без вмешательства и контроля коры. Отсутствие контроля и торможения со стороны коры проявляется и в гебефрении, с приступами смешливости, распущенности и детской шаловливости, о чем уже говорилось. К этим синдромам добавляется эффективность, гримасничество, страсть к позированию и эффектам, обилие жестов, красивых, высокопарных, большей частью тривиальных слов. Гебефрения часто связана с кататонией, для которой характерна связь ментальных расстройств с психомоторными, отсутствие координации высших корковых центров с низшими базальными, таламическими, бульбарными и спинномозговыми. Для гебефренической кататонии характерно глубокое безразличие, отсутствие реакции, моторная и психическая инерция и одновременные контрактуры мышц. Ступор, негативизм, внезапный смех, возбудимость, импульсивность и кошмары дополняют картину.

Аутизм

Аутизм есть та форма ментального расстройства, которая рассматривается как нарушение контакта с действительностью. Все неприятности, затруднения и несовершенства действительности компенсируются мечтательностью, то есть с помощью фантазии. Человек создает себе свой собственный мир, в котором все желания и стремления получают удовлетворение и осуществление. Отсутствие реального объекта компенсируется вымышленным объектом.

Стремление к реализации своего душевного содержания выражается в истерической лжи, фантастической псевдологии, шизофреническом самообмане.

92

Аутизм есть проявление своеобразной, патологической интроверзии (нарциссизм, как либидо, установка на свое тело, по Фрейду); это различные формы и этапы катастатической филавтии, греховной любви к самому себе.

Диссоциация и раздвоение личности

Процесс дезинтеграции человека с особенной наглядностью выступает в феноменах раздвоения личности и деперсонализации, научно изученных и клинически проверенных. Развитие учения о личности, о человеческом Я связано с появлением персоналистической психологии и философии, с отказом от атомистических, ассоциационистических и синтетических теорий Я в духе Локка, Юма, Гуссерля и большинства психологов XIX века, и в этом направлении современной психологии видное место занимают труды Т.К. Остеррайха и др. Речь идет о центрирующей роли Я в психических состояниях и деятельности, об Я, лежащем в основе психической жизни. Константой (постоянной) является тотальное чувство в виде "чувства жизни" и "чувства личности". Расстройства и торможения этих жизненных чувств лежат в основе жалоб на потерю себя, потерю своего Я, личности. Больные жалуются, что исчезает самосознание, они чувствуют себя автоматами, размывается чувство действительности, расшатывается интегральность Я. Отдельные элементы Я становятся автоматическими (автономными) и это ведет как бы к множественности Я. У больных появляется точно второе Я, появляется вторичная система личности, которая ведет жизнь против воли индивидуума. Больные говорят о спутанности, нереальности мира чувств и мира восприятий. Субъект теряет господство над значительной частью своих душевных состояний. Появляется новое Я, совершенно чуждое. Иногда возникает несколько новых Я.

Появляется теория о первичном и вторичном Я или учение о множественности личности, о главном и дочернем Я, о дезинтеграции Я. Таким образом, патологические состояния отчужденности могут привести к полной деперсонализации. Субъект реагирует противоречиво. Возникают как бы два параллельных мыслительных

93

ряда. Отмечается также раздвоение при психастении, истерии, медиумизме, парапсихических состояниях и шизофрении. Оно идет (или может идти) параллельно с альтернированием (чередованием) личности.

Для деперсонализации характерны "ненастоящие чувства", то есть идущие не из глубины Я, перекрещивающиеся и перебиваемые другими, неясный, смутный мир, недействительный и призрачный. Человек и вещи представляются как фантомы, как будто туман перед глазами. Мир представляется измененным, мертвым и пустым, теневидным. Есть аналогия с "безындивидуальным состоянием" во время гипноза, точно на самом деле осуществляется "психология без души". Происходит смешение Я, причем второе Я может принадлежать не только человеку, но и животному, и "мировому сознанию".

Особое место в психопатологии занимают вопросы, связанные с употреблением наркотиков. Эти психотропные вещества могут ускорять передачу сенсорных сигналов, либо ее блокировать или видоизменять, либо мешать выполнять нервным центрам их функции. При многократном применении эти вещества вызывают физическую и психологическую зависимость. Физическая зависимость возникает вследствие того, что наркотики влияют на нейромедиаторы мозга, вызывают такое изменение в функционировании нейромедиаторов, что организм не может обходиться без наркотика, и если прекратить его введение сразу, то возникает синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом. Психологическая же зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради удовольствия или чувства удовлетворения, которое он доставляет. Употребление психотропных веществ приводит к развитию толерантности: организм становится все более устойчивым к их воздействию, и для достижения желаемого эффекта требуются все большие дозы, однако передозировка часто приводит к смерти.

Рассмотрим особенности тех веществ, которые способны оказывать влияние на состояние человека. Многие люди, не отдавая себе отчета, ежедневно употребляют психотропные вещества, чтобы "подстегнуть" себя, включиться в трудовой день: это прежде всего кофеин,

94

содержащийся в кофе, чае, тонизирующих напитках вроде кока-колы. Он представляет собой возбуждающее средство. Никотин - еще одно возбуждающее средство, но далеко не столь безобидное. Никотин, усиливая собой секрецию серотонина, ослабляет активность мозговых клеток, что ведет к чувству умиротворения, успокоения, но через некоторое время происходит увеличение норадреналина, это сопровождается повышением активности мозга, однако это действие длится всего несколько десятков минут, и тогда курильщику хочется все начать сначала. Становится понятно, как трудно отделаться от этой вредной для здоровья привычки, не говоря уже о психологической зависимости.

Амфетамины - гораздо более сильные возбуждающие вещества, они вызывают значительное повышение концентрации норадреналина, что создает состояние общего возбуждения, ощущение физического благополучия, уверенности в себе, состояние интеллектуальной экзальтации, непреодолимое желание говорить, творить, но затем наступает упадок сил. Длительное употребление амфетаминов приводит к возникновению параноидальных проявлений: человек начинает чувствовать себя затравленным, малейшее движение другого человека может быть воспринято как угроза. Возникают бредовые мысли, слуховые галлюцинации и т.п. Кокаин - возбуждающее средство, вызывающее состояние эйфории. Человек ощущает избыток сил, уверенности, активности, однако это состояние довольно быстро сменяется беспокойством, неприятными слуховыми галлюцинациями. Кокаин быстро вызывает психологическую, а позже и физическую зависимость.

Нейродепрессанты оказывают противоположное действие - они угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению его деятельности. Это ведет к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере понятия. Многие люди не знают, что алкоголь - это нейродепрессант.

Филогинез

Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической

95

эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма - человека или животного). Древние авторы при этом выделяли такие понятия, как "жизненная сила", "психическая энергия" и другие. Древнецерковная антропология также ставит эти вопросы. Обратимся к некоторым аспектам психики с точки зрения древних авторов и церковной антропологии.

Жизненная сила и психическая энергия являются проявлениями космической души в человеке и животных, то есть органическими проявлениями ее. Они стали объектами научного исследования в современной психофизиологии, но большинство современных ученых, материалистически и механистически настроенных, отрицательно относятся к этим проявлениям. Античная медицина и иатрософия имели более точные сведения об этих энергиях и их данные вошли в древнецерковную антропологию.

Жизненная сила

Жизненная сила в собственном смысле, как это принято в научных кругах, носит в древней иатрософии иное название. Она называется "жизненным духом", "пневмазотикон". С понятием "пневма" связано в древнецерковной антропологии понятие о духе человека с его тремя силами, как об этом говорилось в главе о духе. Слово "пневма" по отношению к жизненной силе хорошо выражает неуловимость, тонкость, недоступность этой силы, по аналогии с дыханием, испарением и другими. Некоторые древние авторы называли эту силу "пнои зоис", "дыхание жизни", что подтверждает аналогию с дыханием.

Организм получает эту силу извне, из космических депо. Главным источником ее является Солнце, а организм воспринимает (вдыхает), ассимилирует, конденсирует, перерабатывает ее и распределяет по органам и функциям. Эта сила разлита во всем мировом пространстве, проникает собою все живое в мире. Как воспринимается этот "жизненный дух" (spiritus vitalis), эта жизненная сила извне?

96

Аристотель отвечает на этот вопрос: "Есть два способа роста духа: через дыхание и через усвоенную пищу. Тело питается другим телом. Дух (жизненный дух) питается через тело". Такой ответ дает и индо-тибетская Йога. Таким образом, дыхание как функция легких есть не только физиологический акт, имеющий целью газовый обмен, поглощение кислорода и выделение углекислоты, но и акт психический, имеющий целью обмен жизненной энергией, поглощение ее из окружающей среды и выделение ее в ту же среду. Учение о психическом дыхании было широко распространено в древнем мире.

В Йоге дается система ритмизированного дыхания, главная задача которого - поглощение жизненной силы (праны индусов), и выделение ее из организма. Аристотель приводит имена Аристогена, Эмпедокла, врачей Демокрита и Эрасистрата, учивших о психическом дыхании. Нужно прибавить к ним имена Гиппократа, Галлена и Оривасия. Мелетий Монах говорит: "Мышцы и нервы берут энергию из души. Дыхание одухотворяет и поддерживает тепло. Через дыхание вводится чистый воздух и оживляет врожденное тепло, через выдох выводятся дурные испарения и излишки. Необходимо и питание жизненным, психическим духом, которое совершается через дыхание. При диастоле сердца привлекается туда часть воздуха и питает психический дух, находящийся в сердце".

Гален также говорит о двух функциях легких: дыхании в обычном смысле и питании животным духом ("пневма зотикон"). Периферически воспринимающим аппаратом является альвеолярный эпителий пищеварительного тракта. Депонирующими аппаратами являются нервные сплетения, центры анимальной и вегетативной нервной системы, желудочки головного мозга, центры мозжечка и астральные центры (чакра или лотосы). Конденсаторами и трансформаторами жизненной силы являются два нервных сплетения: солнечное и поясничное (вблизи поясничного астрального центра Муладхара, играющего роль в Йоге). Гиппократ, Гален и Оривасий считают главным трансформатором жизненной энергии сердце. Мелетий Монах говорит: "Сердце подобно вечноподвижному огню, непрерывно движется и привлекает к себе из легких

97

дух (пневму), наполняется им и выделяет его в артерии". Жизненный дух сосредоточен в сердце (по учению древних иатрософов - в левом желудочке сердца). Но и в других органах есть большие запасы жизненного духа (силы), например, в половых железах.

Оривасий, лейб-медик императора Юлиана Отступника, говорит, что половые железы дают жизненную силу, сенситивную и моторную, причем у мужчины и женщины это разные силы. Сперма содержит жизненную пневму. При эякуляции часть жизненной силы уходит из тела. Если сперма попадает наружу, то пневма из нее улетучивается.

Сексуальная жизнь сопровождается тратой жизненной силы, а гиперсексуализм ослабляет жизненный тонус и может даже вести к смерти. Трата жизненной силы сопровождается и тратой части врожденного тепла. Гален находит в печени еще одну разновидность животного духа, которую он называет "пневма физи-кон". Энергия мирового пространства, "астральный свет" западных оккультистов, прана индусов, "разумный огненный дух" стоиков превращается в специфическую жизненную энергию человека ("пневма зотикон" иатрософов и древнецерковных писателей). В Библии это "нефеш" - содержащийся в крови жизненный принцип. Учение о жизненной силе имеет сторонников и в современной науке и философии в лице неовиталистов и психовиталистов. "Жизненные силы устремляются от сердца", - говорит Мелетий.

Психическая энергия

Жизненный дух, идущий от сердца в головной мозг по артериям, претерпевает здесь дальнейшие изменения. Он превращается в "психический дух", "пневма психикой", психическую энергию организма. По Галену, это происходит в передних желудочках головного мозга. Отсюда переработанная энергия переходит в четвертый желудочек мозга по каналу, идущему от него к передним желудочкам. Гален рассматривает этот процесс как вдох и выдох мозга. По Немезию, психическая энергия образуется также и в среднем, то есть третьем желудочке мозга. Гиппократ, Гален и Мелетий приписывают исключительную роль в образовании

98

психической энергии (психического духа) также сетчатому сплетению в головном мозге, обволакивающему мозг и питуитарную железу (гипофиз - мозговой придаток). Отсюда и из желудочков мозга психическая энергия проходит через кровеносные сосуды мозга и поступает в общее кровообращение. Гален утверждает, что психический дух не должен долго оставаться в мозге, а должен идти в желудочки мозга. Нарушение циркуляции пневмы в желудочках вследствие закупорки канала вызывает эпилепсию. Гален отмечает известный анатомический факт: богатство мозга кровеносными сосудами. Мелетий является сторонником распределения психической энергии, отмечая значение периферической нервной системы, не отвергая и гуморальную теорию Галена. Аристотель говорит, что пневма разносится по сосудам. Гален и Оривасий рассматривают психический дух как первый орган души для чувствительных и двигательных функций. Движения органов чувств мозг воспринимает при помощи психической энергии. Он приводит в движение все члены тела вплоть до пальца ноги посредством психического духа. Мелетий рассматривает все функции организма как психические акты и считает деятельность психической энергии разумной и сознательной, хотя для индивида она остается бессознательной. Взору монаха Мелетия нервная система человека, напитанная психической энергией, представлялась световидной: "Психическая энергия Духа, как божественная и бестелесная, светится в теле посредством пневма психикой и посылается из сердца через аорту и артерии в сетчатое сплетение, там утончается, становясь эфирным и светозарным".

В современных книгах по оккультизму нервная система человека изображается светящейся на темном фоне остального тела. Регуляция количества психической энергии осуществляется, по Эрасистрату (как утверждает Гален), в мозжечке, а по Галену - в эпифизе и в четверохолмии.

Пинеальная железа переводит психическую энергию из желудочков мозга в мозжечок. Жако рассматривает физическое тело как инструмент тонкого тела и психической энергии, которая управляет висцеральной деятельностью, активирует симпатический нерв, управляет

99

вегетативной жизнью, регулирует чувственное восприятие и двигательные импульсы. Она - центр подсознания, источник ассоциаций и идей, локализация резерва памяти. В ней рождаются эмоции и страсти, это центр органического и психического автоматизма.

Кроме нервной системы, и кровь, несомненно, оказывается резервуаром психической энергии, как в ее начальных, так и в специфических формах. Может быть, это дало повод некоторым древним авторам считать психический дух некоторым испарением крови, анафимиасис, о чем говорят Аристотель и Гален. Оривасий отмечает, что при кровотечениях теряется много жизненной энергии "пневма зотикон".

Жизненная и психическая энергии в их начальных, неспецифических формах "как некая оживляющая теплота проникает весь мир, как бы наполняя его душою", говорит Аристотель. Это как бы душа мира, и не одно только солнце излучает ее. Целая иерархия земных, планетных, сидерических и космических энергий разлита вокруг человека и в этом великий соблазн для человека. Можно научиться черпать эти энергии из космической и теллурической среды для целей, ничего общего с нормальной психофизиологией не имеющих. Для этого нужно знание, специальная наука. Нужно уметь подготовить свой организм к принятию этих энергий. Можно установить личный контакт с источниками энергий, которые часто являются олицетворенными, то есть имеют личное, индивидуальное существование, как и человеческая личность.

Психическая энергия (психический ток), специфическая для организма, для каждого индивида, поступает из мозга и из сердца во все части тела по сосудистым и нервным путям. Этот психический динамизм необходим для нормального функционирования всех клеток и органов. Усвоенная извне психическая энергия подвергается в теле каким-то еще не известным изменениям. Можно себе представить, что одна из фаз психического дыхания "фаза усвоения, или фаза выделения, или обе одновременно" может быть нарушена. Правильный обмен психической энергии очень важен для телесного и душевного здоровья человека и

100

целый ряд соматических и психических заболеваний обязан своим появлением неправильному психическому обмену.

Кроме этих двух фаз - поглощения (вдыхания) и выделения (выдыхания) - есть еще третья фаза: ассимиляция, усвоение и трансформация (переработка) психической энергии в организме. Никакое сердце и никакой мозг не в состоянии переработать двойное и тройное количество принятой психической энергии, чужеродной и необработанной. Большое количество неассимилированной энергии является не только балластом, но и разрушающим фактором, действие которого на организм еще не изучено.

Французские каббалисты говорят, что астральный свет усвоенный, в чрезмерном количестве, разрушает организм. Просвещенные европейские йоги-теософы предостерегают от увлечения йогическим дыханием (пранаямой), ведущего к самым худшим формам психизма и медиумизма, специфического для каждого рода энергии. Энергетический или динамический медиумизм выражается вначале повышенной чувствительностью и восприимчивостью к данной энергии, но кончается порабощенностью и одержимостью не только энергией, но и ее трансцендентным носителем из царства космических существ, среди которых так много "сынов противления", носителей космического зла.

Современная физика дает много материала для суждения о взаимоотношении физических сил с окружающей средой. Известный физик и социолог Густав Ле Бон говорит: "Чувствительность материи такова, что изменения температуры на одну миллионную градуса достаточно, чтобы изменить электрическое сопротивление тела. Самое легкое волнение эфира заставляет материю дрожать и лучеиспускать. Существует постоянный обмен между телом и эфиром".

Если такова чувствительность неодушевленного физического тела и эфира, то какова же чувствительность одушевленного организма к окружающей его живой космической среде? Эта Среда полна чуждых и чужих мыслей, чувств, эмоций, страстей и стремлений, вожделений титанического размаха. В ней проявляется и враждебная человеку, гибельная для него энергия зла.

101

Демонское интеллигибельное и психическое зло входит в человека часто через врата экзогенной (внешней) психической энергии и может поработить человека.

Врожденное тепло

Учение о врожденном тепле было неотъемлемой частью древней иатрософии. Гиппократ и Гален говорят, что каждому человеку дается при рождении определенное количество жизненного тепла. Когда это количество израсходовано, человек умирает. По-видимому, это количество подвержено индивидуальным колебаниям: один получает его в большей, а другой - в меньшей степени.

Гиппократ называет его врожденным огнем и местопребыванием его считает левый желудочек сердца. Этот огонь проникает все тело человека. Учение это было известно и философам; говорит о нем и всезнающий Аристотель, называя эту энергию то врожденным теплом, то теплотой. Мелетий Монах говорит об отношении этой энергии к душе: "Душа пользуется врожденным теплом для совершения всех своих действий. Некоторые называют его жизненным тонусом". Некоторым аналогом этого тепла является энергия лжива (jiva) в индуизме, упоминаемая в Упанишадах. Она рассматривается как энергия Атмана, высшего начала в человеке, самого Божественного Брамана в нем. Атман-Браман индуизма есть внутренний имманентный Логос-Христос, живущий в сердце человека. Логос-Атман, живя в физическом теле человека, развивает в нем свою жизненную энергию, Джива-Атма, создавая тем самым жизненную среду для организма.

Некоторые сведения о врожденном тепле мы находим у Аристотеля. Врожденное тепло необходимо для питания, и не нужно смешивать его с теплом живых существ и солнца. Оно делается полнее и сильнее с возрастом и по диспозициям (предрасположениям) тела. Как в технике (например, при обработке металлов), необходимо тепло, так и природа пользуется теплом для целей организма, говорит Аристотель. В книге "De spiritus" ("О духе") Аристотель часто смешивает врожденное тепло с "жизненным духом", пневма зотикон, называя врожденное тепло "врожденным духом".

102

Онтогенез

С позиций современной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего, совместная деятельность - общение со взрослыми). В ходе практической деятельности ребенок "вращивает", "присваивает" социальные знако-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.

Многие ученые в психике видят самостоятельную форму психофизической энергии. По мнению Освальда, например, энергия, связанная с сознанием, представляет собой высшую форму из всех известных ее видов; она наблюдается лишь у высокоразвитых организмов и даже у людей проявляется в количественном

Схема 34. Теории происхождения психики

103

отношении весьма различно. Можно предположить, что мысль одного субъекта может быть передаваема другому субъекту непосредственно, без посредства внешних органов чувств. В этой же области явлений многие авторы видят объяснение внушений, отгадывания мыслей, симпатий, психологии толпы и т.п. Мысль, таким образом, представляет собой только процесс освобождения мозговой энергии. Мозговая энергия представляет собой также и продукт трансформации химической энергии, как и все другие физиологические процессы, а источником этой энергии является пища.

В психологии нет единого подхода к теории происхождения психики. Разные авторы со своих точек зрения трактуют понятие психики. Обратимся к схеме (см. схему 34).

Развитие психики у животных

Развитие психики у животных проходит ряд этапов. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется только врожденными инстинктами (питания, размножения, самосохранения и т.п.).

На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов, и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. Третья стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать ситуацию в целом.

В результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности - человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. Таким образом, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не смогли бы ориентироваться в среде и существовать. Обратимся к схеме (см. схему 34).

104

Схема 34. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

Основные этапы психического отражения Основные этапы развития поведения у животных
Отражение межпредметных связей Интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи
Предметное восприятие Навыки - формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных
Элементарная чувствительность Инстинкты - врожденные формы реагирования на определенные условия среды

Психика человека

Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет продуктивный характер, осуществляя процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей, их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощений достижений его психического развития.

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно следующее:

  • 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;

105

  • 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
  • 3) подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер труда и способ трудовых действий;
  • 4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
  • 5) труд направлен на преобразование внешнего мира.

Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, общественно-исторических отношений между людьми. В процессе своего исторического развития человек сам изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Контрольные вопросы и задания к Главе V

  1. Психика как свойство нервной системы.
  2. Теория единства психических и физиологических процессов.
  3. Психопатология и акцентуализация поведения.
  4. Диссоциация и раздвоение личности.
  5. Теории происхождения психики.

106

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.