Глава IV
Основные направления развития научной психологии

От античности до Нового времени попытки понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной, принадлежали только философам. В XVII-XVIII веках от философии начинают отделяться различные естественные науки: химия, физика, социология. Психологии, в отличие от естественных наук, было довольно трудно определиться в качестве отдельной науки и отделиться от философии. В конце XVIII века психология все же отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предмета не душу, а сознание и процессы мышления.

Научная психология родилась лишь в конце XIX века. В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Структуралисты пытались описать простейшие структуры осознаваемого внутреннего опыта. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы. Вундт и его сотрудники считали, что основным материалом для сознания служат ощущения, образы и чувства. Примерно в это же время, в 1881 году, в США Уильям Джеймс стал подходить к изучению сознания с других позиций. Он положил начало новому - функциональному подходу. Предмет изучения этого подхода заключен в названии и выработке соответствующих норм поведения.

49

Развитие социальной и экономической сферы и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые подходы к психологии. Чтобы лучше понять пути развития психологии в конце XX века, сделаем краткий обзор этих подходов (см. схему 27).

Схема 27. Направления развития зарубежной психологии

Ассоциативная психология (от лат. associatio - соединение)

  • - объясняет динамику психических процессов принципом ассоциации;
  • - в основе лежит условный рефлекс;
  • - выделяет три типа ассоциаций - по смежности, по сходству и по контрасту.

Бихевиоризм (от. англ, behavior - поведение) - отрицает сознание как предмет научного познания и сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Дж. Уотсон исключил сознание из психологии, у него получилась психология без психики; предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти; образование человека есть образование условных реакций.

Психоанализ (от гр. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - совокупность способов

50

выявления в терапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами;

  • - ядро психоанализа - учение о бессознательном;
  • - человеческая психология истолковывается как обусловленная бессознательными, иррациональными силами - влечениями, инстинктами. Основными из них являются сексуальное влечение и влечение к смерти;
  • - поведение человека подчинено двум принципам: принципу удовольствия (половые влечения) и принципу реальности (подавление сексуальных влечений на стимулы внешней среды). В результате столкновения "принципа удоврльствия" и "принципа реальности" происходит вытеснение "неудовлетворенных влечений" в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением человека.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма). Основные представители - К. Кафка, К. Левин и др.

  • - функциональная структура по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных предметов;
  • - изучение психики происходит с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам;
  • - феномен "инсайта" (мгновенное схватывание) определяет развитие целостной структуры;
  • - предметом исследования (К. Левин) стали потребности, аффекты (эмоции), воля.

Когнитивная психология (от лат. cognitio - знание, познание). Основной представитель когнитивной психологии - У. Найссер. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти конкретного субъекта;

  • - решающая роль знания в поведении человека;
  • - главной задачей исследования являются проблемы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний;

51

  • - предмет исследования составляют познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание;
  • - человек - активный преобразователь информации.

Гуманистическая психология. Представители - Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу. Признают главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения:

  • - каждый человек уникален: человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;
  • - человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • - человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
  • - человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
  • - человек - это активное, творческое существо. Для удобства восприятия необходимо отразить все вышесказанное в виде схемы (см. схему 28).

Психоанализ в структуре научного знания

Споры о научности психоанализа начались в пору его возникновения, а продолжаются и по сей день. Трактовка психоанализа как "мифа" возникла чуть ли не одновременно с самим учением. Мифом называл свою метапсихологию сам Фрейд, отличая ее от клинической практики и экспериментального наблюдения, мифом считали психоанализ К. Поппер, Л. Витгенштейн, А.М. Пятигорский и др.

Как правило, аргументации таких аналогий вращаются вокруг двух главных идей:

52

Схема 28. Направления психологии: предмет исследования, парадигма, практика

Направления психологии Психология сознания Бихевиоризм Психоанализ Гештальтпсихология Гуманистическая психология Когнитивная психология Советская психология
Предмет исследования Сознание Поведение Бессознательное Целостные структуры личности Личность, Индивид Познавательные структуры Психика
Научная парадигма Естественнонаучная
Метод Интроспекция Наблюдение, Эксперимент Психоанализ Феноменальный Эксперимент Методы практической психологии Эксперимент Наблюдение, эксперимент (формирующий)
Практика - Тренинг умений Психоанализ Гештальт терапия Клиентцентрированная терапия Рациональная терапия -

53

  • - положения и выводы психоанализа непроверяемы и требуют безусловного принятия на веру;
  • - основная направленность психоанализа - практическая и жизнестроительная, в этом роде он является идеологией или религией по своим социальным функциям.

Психоаналитики поведение человека определяют прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Основатель психоанализа - Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его исследования были большим шагом вперед в области психологии. Хотя не со всеми его идеями можно согласиться, наследие Фрейда (а полное собрание его сочинений состоит из 24 томов) оставляет ясный материал для размышления, возможности для новых открытий в этой области.

Теории Фрейда

Фрейд считал, что душа человека состоит из трех основных компонентов: "Id", "Ego" и "Superego". Рассмотрим их подробней:

1. Инстинкты. Внутреннее "Оно". "Id" - первоначальная, основная, центральная структура, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям "Ego" и "Superego". Оно бесформенно, хаотично и неорганизованно. Это резервуар энергии для всей личности. Содержание "Id" почти полностью бессознательно. Мысли или воспоминания, вытесненные сознанием и обретающиеся в "Id", по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека. Если считать, что человек - такое же детище природы, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они.

Если считать, что животные не наделены таким разумом, каким наделен человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов.

Эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые

54

жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но, в связи с развитием разума человека, утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и максимально обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону диалектики перешли в другое качество, то есть они перешли к либидо. Итак, в результате эволюции основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

2. Ego. Контроль "Я". "Ego" - та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из "Id" по мере того, как ребенок начинает осознавать себя как личность, чтобы служить повторяющимся требованиям. "Ego" защищает "Id", но для этого берет у него энергию. "Ego" создается самим "Id" в стремлении преодолеть необходимость уменьшить напряжение и увеличить удовольствие. Оно должно контролировать импульсы "Id", вследствие этого индивид может быть менее непосредственным, но более реалистичным. "Id" реагирует на потребности, a "Ego" - на возможности.

Согласно теории Фрейда, "Оно" набрало свою изначальную силу, но параллельно с ним развивалось и "Я". Человек отличается от братьев меньших разумом. В нашем случае разумом является "Ego". Так как инстинкты ("Оно") служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить "Оно" с какой-либо жидкостью, то есть в строго концентрированном состоянии "Оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов человек

55

из человека разумного ("homo sapiens") превращается в человека вульгарного ("homo vulgaris"), то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому "Я" или "Ego", является соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии и покой относителен, то, следовательно, "Я" и "Оно" изменяются во времени, причем если "Оно" уже определилось, то "Я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и человеческой психике присуще свое место и свое время в общей природе.

Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Оболочкой клетки является "Я", а внутренним содержанием - "Оно" (в этом "Оно" идут разнообразные мелкие процессы). Во времени надо развиваться, и если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает изменения, то наружная оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание "Оно". Наконец, давление пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "Оно" и контролирующим "Я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "Я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья.

Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется так называемая выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человек возвращает себе здоровую психику.

3. "Superego" ("Сверх-Я"). "Superego" развивается из "Ego" и служит центром, или судьей, деятельности

56

и мыслей "Ego". Это хранилище моральных установок, норма поведения. Фрейд указывает три функции "Superego": совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Совесть ограничивает, запрещает и судит сознательную деятельность, но может действовать и бессознательно, выступая как принуждение или запрещение. Самонаблюдение - это способность "Superego" оценивать деятельность независимо от "Id" (побуждающего к уменьшению напряжения) и "Ego" (вовлеченного в процесс удовлетворения потребностей). Формирование идеалов связано с развитием самого "Superego". "Superego" ребенка конструируется по моделям "Superego" родителей: "оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции...". Подведем итоги в виде схемы (см. схему 29).

Схема 29. Структура личности по 3. Фрейду

I. Superego - "Сверх -Я" совесть Формируется через преодоление Эдипова комплекса
II. Ego - "Я" - сознание Формируется под влиянием реальности общества
III. Id - "Оно" - бессознательное Врожденные инстинкты, энергия либидо Принцип удовольствия
"+" сублимация Защитные механизхмы, подавление (регрессия) и др. "-"неврозы

Общая цель души - поддерживать и восстанавливать приемлемый уровень равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Фрейд считал, что поведением управляют инстинкты. Сначала он дает описание двух основных инстинктов, двух противоположных сил - сексуальной и агрессивной.

В 1914 году им вводится представление о двух влечениях: "эросе" (либидо), поддерживающем жизнь, и "танатосе", зовущем к смерти. Из смещения и конфликта основных влечений возникает огромное разнообразие

57

и сложность поведения. Один инстинкт борется с другим, социальные запрещения блокируют биологические побуждения, пути преодоления противоречат друг другу; весь этот хаос - в душе человека.

Большинство процессов бессознательно, так как "Id" полностью бессознательно, a "Ego" и "Superego" - частично. Задача психоанализа в том, чтобы усилить "Ego", сделать его более независимым от "Superego", расширить поле его восприятия, усовершенствовать его организацию.

У человека существует множество механизмов, защищающих блокировкой прямое выражение потребностей. Этими способами душа защищает себя от внешних и внутренних напряжений.

Защитные механизмы

  1. Подавление (репрессия) .Удаляет потенциально вызывающие тревогу события, идеи или восприятия из сознания, препятствуя таким образом их возможному разрешению. Подавление вытесняет проблему на бессознательный уровень, но не решают ее.
  2. Отрицание. Попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят "Ego". Это бегство в фантазию, зачастую кажущуюся абсурдной объективному наблюдателю.
  3. Рационализация. Нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Это способ принять давление "Superego", она скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми.
  4. Реактивные образования. Подменяют поведение или чувства диаметрально противоположными действительным желаниям. Это явная или (обычно) бессознательная инверсия желания.
  5. Проекция. Приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего. Аспекты личности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение.
  6. Изоляция. Отделение вызывающей тревогу части ситуации от остальной сферы души. Тогда событие почти не вызывает эмоциональной реакции. Человек все более и более может уходить в идеал, все менее и менее соприкасаясь с его собственными чувствами. Логика - нормальная изоляция.

58

  1. Регрессия. Возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и свойственен детям. Уход от реалистического мышления в поведение, ослабляющее тревогу, как в детские годы. Источник тревоги остается неразрешимым вследствие примитивности способа.
  2. Сублимация. Процесс, посредством которого энергия могла бы быть использована в более полезной деятельности "Ego". Когда защита становится очень влиятельной, она начинает преобладать в "Ego" и уменьшать его подвижность и способность к адаптации.

Теория либидо

Под либидо Фрейд понимал психическую энергию, являющуюся по происхождению сексуальной. В многочисленных спорах внутри и вне психоанализа Фрейд отстаивал примат сексуального влечения над всеми остальными. Он отказывался расширять понятие либидо за пределы сексуального до понятия психической энергии вообще, как это делал К. Юнг.

В приложении его к феноменам культуры и психологии, Фрейд сближал понятие либидо с Эросом Платона и христианской любовью. С другой стороны, он все больше ограничивал притязания сексуальности на всевластие в сфере психической, в частности, влечением смерти (энергией мортидо или деструдо, как ее назвали впоследствии). И все же, несмотря на все ограничения, психоаналитическая теория души базируется на понятии либидо.

Фрейдовское либидо аналогично физическим энергиям, имеет количество и способно менять направления движения, и т.п.

Либидо, по Фрейду, присуще человеку с рождения и проходит в своем развитии несколько стадий: оральную,

59

анальную и генитальную. Понятие бессознательного имеет для психоаналитической теории не меньшее значение, чем понятие либидо.

Бессознательное - это то, что подверглось вытеснению со стороны сознания и продолжает удерживаться вне поля восприятия. Даже никогда не раскрывая книг Фрейда, человек с легкостью воспроизведет "основные" идеи психоанализа - выделение определяющей роли бессознательных и сексуальных сил в психической жизни и во всей человеческой культуре. Говоря о теории влечений, структуре психики и определениях бессознательного, мы уже вступили на почву метапсихологии, т. е. фрейдовской философии человека. Условно можно разделить фрейдовскую метапсихологию на учения о структуре, генезисе и динамике человеческой души (т. е. собственно обоснование психологии), о силах и влечениях, ее детерминирующих, и о социально-культурных явлениях (религии, творчестве, массовой психологии, происхождении человека).

Фрейд детерминирует психические процессы причинно-следственной связью и отношениями. Исходной областью детерминации становится, как мы заметили, инстинктивная энергия влечений - сексуальных, агрессивных и т.д. Отличительной чертой этих влечений является их бессознательный характер. Вслед за Артуром Шопенгауэром Фрейд считал, что голод и любовь правят миром, когда ограничена власть разума.

Характерна история развития фрейдовского представления о влечениях. Вначале первенство отдавалось сексуальной энергии (либидо), а все другие не считались значимыми для развития психики. Впоследствии, однако, у сексуальности появляется серьезный конкурент, названный изначально "влечениями Я".

Под ними понимались стремления Я к самосохранению, эгоистические и агрессивные по своей природе. Одним из них было обнаружившееся в многочисленных военных неврозах навязчивое стремление к повторению травмирующего психику переживания. Да и эпоха Первой мировой войны поневоле заставляла задуматься о роли инстинкта разрушения.

60

Фрейдовское отношение к культурным феноменам с самого начала строилось по аналогии с такими психическими явлениями, как сновидения, невротические симптомы, ошибки речи и т.д. Происхождение культуры Фрейд связывает с необходимостью обуздания и вытеснения первичных человеческих влечений. Его понимание постепенно эволюционировало от протеста против регрессирующих, подавляющих функций культуры ("неудовлетворенность культурой") к признанию необходимости и ценности ее.

То же самое можно сказать о фрейдовском понимании религии, колебавшемся между признанием ее массовой невротической иллюзией, вызывающей у человека болезненное чувство вины, и выделением ее позитивного смысла в развитии человеческой духовности и нравственности. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень, очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма XX века, но как творец психоанализа, отошел от них в сторону идеалистическо-иррациональной "философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов.

Естественно, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мир движется за счет противодействия "Оно" и "Я" со "Сверх-Я" (это действительно так), но тогда мы имеем все основания утверждать, что нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо внутреннее содержание, или "Оно", прорвет наружную оболочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке постоянно происходит разрядка внутрипсихического фактора. Эта разрядка имеет два пути.

Первый из них состоит в нормальном половом общении, которое дает выход инстинктам (но необходимо заметить, что общество предопределило норму

61

своего сексуального общения, и через эту узкую щель выходит лишь небольшое количество психосексуальной энергии).

Второй фактор, который дополняет первый, является следующим: по второму закону диалектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в другое качество, в частности, в энергию социальную, то есть человек делается социально активным.

Если оба канала для выхода открыты, то индивид находится в нормальном состоянии. Если не работает первый канал, то вся энергия переходит в социальную сферу.

Если же не работает второй канал, то инстинкты, вытесненные в бессознательное, могут привести к так называемому психическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых различных формах, от фантомных болей до психических расстройств, как то: мания преследования, паранойя и др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит к необратимым последствиям. Психоанализ помогает предотвратить их.

Естественно, мы описали упрощенную схему действия психики. Организм человека, в частности, его психика, являются автономной, саморегулирующейся системой и, пожалуй, главным фактором искажения психики является не конфликт между бессознательным и сознательным, а воздействия "Сверх-Я".

Роль культуры в развитии социальных отношений

Психоанализ по своему замыслу и ближайшей цели ориентирован на изучение и извлечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, не чем иным как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить, как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой

62

культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития, от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. Во-первых, люди в большинстве своем являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза характерна и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического состояния индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему "Я".

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию "общество". В наиболее развернутом определении человеческой культуры Фрейд указывает, что она "охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей", и в то же время включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределение добываемых благ. Но надо заметить, что в людях еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции, и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (потому-то он и стремится избавиться от нее); с другой стороны, культура

63

защищает его от фактов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу наслаждений, то он лишается защиты, различных благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. К чему же склонен человек? Конечно же, он выберет второе.

Фрейд пишет об этом так: "...всякая культура должна быть построена на принуждении и отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли, и в какой мере, уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградит их за эти жертвы".

Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры.

Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому представляется необходимым, чтобы они были независимы от власти как распорядители средств власти. Короче говоря, люди обладают двумя распространенными

64

свойствами, ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь (в известной мере) насилием, а именно: люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.

Религия как общественный невроз

Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно связанными с ее решением. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе. Отсюда следует, что при падении религии деградирует и культура. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов, общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Отец обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует отца к матери и пытается занять его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом остаются. Такую же функцию выполняет и Бог. Сначала из тотема появился целый пантеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым и справедливым. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога вознаграждение за свой отказ от влечений, и, наконец, авторитет бога помогает

65

им избавиться от внутрисоциальных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. На основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние. Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от уровня своего знания теологии, объясняет те или иные обряды.

Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общественным неврозом. Тем не менее религия имеет положительное значение. Частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобидным. Религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать социальные противоречия. И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Например, религиозную основу в России сменила коммунистическая. В наше время старые основы рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.п.

Альфред Адлер

Альфред Адлер - последователь Фрейда, разошедшийся с ним во взглядах по принципиальным соображениям. Адлер считал, что социальные интересы человека и его стремление лидировать заслуживают большего внимания, чем то, которое уделял им Фрейд. Адлер разработал теорию, сосредоточенную на этих аспектах.

66

В своей теории он доказывает, что основное стремление человека - это стремление лидировать. Под лидерством Адлер понимал не славу или общественное положение, но нечто близкое максимальному развитию потенциальных возможностей личности. Ученый заметил, что слабые люди часто считают себя неполноценными и пытаются компенсировать это ощущение. Гленн Каннингем, например, получивший в детстве сильные ожоги, компенсировал этот недостаток, став в результате интенсивных тренировок выдающимся спринтером. Понятия "цель победы", "цель превосходства" носят у Адлера хотя и расплывчатый, но все же социальный характер. Адлер ввел понятие "социальное чувство". Оно, как и чувство неполноценности, порождается органическим несовершенством человека, его слабостью, и не позволяет человеку жить вне общества. С этими чувствами связана способность любить, жалеть, увлекаться и т.п. От социального чувства зависит и чувство превосходства, и единство личности и ее душевное здоровье. Во всех неудачах, в непослушании детей, в неврозах и невропсихозах, в преступности, самоубийстве, алкоголизме, морфинизме, кокаинизме, в половых извращениях, фактически во всех нервных проявлениях мы можем обнаружить недостаточность должного уровня социального чувства.

Социальное чувство, или социальный интерес, не вырабатывается в процессе социализации. По Адлеру, это врожденное свойство. Вместе с тем, Адлер подчеркивает, что нормальная личность стремится не только к личному могуществу, но и к благу того общества, в котором она живет. Лишь принимая участие в жизни общества, человек проявляет себя.

Социальное чувство есть истинная и неизбежная компенсация всякой естественной слабости индивидуальных человеческих существований.

Особенно важной в учении Адлера является проблема компенсации. Он выделяет разные ее виды, которые создают различные "жизненные стили".

  1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальными интересами личности.
  2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-либо одной черты или способности.

67

  1. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации "нормальными" способами, "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз. Таким образом, по Адлеру, сами невротические симптомы следует рассматривать как неудавшиеся способы компенсаций.

Адлер отверг пансексуализм Фрейда, доминирующую роль бессознательного и понятие "врожденной агресивности". "Чтобы быть личностью, нужно быть субъектом, сознательным, общественно-ответственным субъектом". Кроме понятия "компенсация" Адлер вводит еще одно понятие - "сверхкомпенсация". Сущность сверхкомпенсации состоит в том, что болезненное состояние приводит в действие такие сильные защитные механизмы, которые, возможно, не возникли бы без наличия "слабого места". Слабость оборачивается силой. Л.С. Выготский высоко оценил это положение Адлера о сверхкомпенсации. В своей статье "Дефект и сверхкомпенсация" он выделяет ряд аспектов этой проблемы. Один из них касается самого понятия "сверхкомпенсация". "Сущность ее сводится к тому, что всякое повреждение или вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые потребны для того, чтобы парализовать непосредственную опасность". В этом замечании Л.С. Выготского скрыты, собственно, две мысли, которые очень важны для патопсихологии. Первая - о природе сверхкомпенсации, которая вырабатывается спонтанно, - мысль о том, что защитные механизмы, которые пускает в ход человек, могут обладать "излишней силой". Поэтому при проведении коррекционных мероприятий следует задумываться о том, в какое русло их направить. Вторая мысль заключается в том, что положение о сверхкомпенсации опровергает биологизаторские тенденции не только Фрейда, но и Э. Кречмера, для которого врожденная конституция определяет характер человека. Адлер в своем учении о сверхкомпенсации показал социальные основы развития личности.

68

От "комплекса неполноценности" к личностному росту

Термин "комплекс неполноценности" ввел А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности ("комплекс неполноценности") может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, "стать таким же сильным или даже сильнее других", стремиться к самосовершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.

"Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой". Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, она развивается в конструктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни. Однако, некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) - это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, ищущей его таким образом.

Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему, когда каждый организм должен развиваться в направлении более эффективной адаптации к миру, к более совершенным отношениям с окружающим, чтобы выжить; в противном случае, организм может исчезнуть. "Цель овладения средой более совершенным способом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека". Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных

69

целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых.

Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр.

Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека".

Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно: они включены в общий стиль жизни. Каждый человек создает свое представление о себе и мире как части своего жизненного стиля.

Корин, Сшивай и Шром

Следуя Адлеру, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Эрих Фромм признавали важность социальных аспектов для теории личности. Все они внесли весомый вклад в развитие представлений о человеке как о социальном, а не только как о биологическом объекте.

Карен Хорни установила, что детские страхи могут рождаться на почве неблагополучных отношений с родителями, и описала формы, в которых эти страхи могут проявиться в позднейших взаимоотношениях. Например, ребенок, которого наказывали, которым пренебрегали, который не получил должного внимания, теплоты, любви, или тот, кого чрезмерно оберегали, во

70

многом ограничивая, может, став взрослым, во взаимоотношениях с другими людьми проявлять невротическое желание любви, восхищения, стремиться завоевать власть, обожание, престиж, независимость или всеми силами добиваться выдающихся успехов.

Гарри Салливан изучал человеческие отношения, формирующие личность, и пришел к утверждению, что личность есть прямое отражение межличностных связей.

Эрих Фромм исследовал взаимоотношения между психическими процессами и социальными условиями жизни человека. Он заключил, что некоторые люди или группы людей, не имеющие возможности удовлетворить свои социальные нужды, становятся лидерами-фанатиками, и на основе этого заключения интерпретировал ситуацию в гитлеровской Германии.

Теория "социального характера" и гуманистический психоанализ
3. Шромма

Эрих Фромм был связан с неофрейдистами Г. Салливаном, К. Хорни и В. Райхом, ориентированными на социологическую ориентацию психоанализа, в частности, в марксистском ключе. Фромм открыл новую страницу в критике классического психоанализа и в попытках синтеза его с идеями К. Маркса. В своей работе "Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом" он писал, что этих двух мыслителей объединяет, по крайней мере, три положения: критический настрой по отношению к "идеологиям" и "рационали-зациям"; вера в освобождающую силу истины и ее научное познание; гуманистическое отношение к человеческим нуждам и заботам.

Безусловно, марксизм и психоанализ имеют общие истоки, с разных сторон проводя критику классической философии идеализма и субъективизма. Если Маркс делает шаг в сторону социально-исторических и экономических условий человеческого бытия, то Фрейд изучает индивидуально-биографические и биологические факторы.

Начало приложению психоанализа к социально-психологическим проблемам положил сам Фрейд в работе "Психология масс и анализ человеческого "Я"

71

(1921). Для объяснения феноменов массовой психологии Фрейд прибегал к аналогиям с гипнозом, рассматривание его как отождествленное "Сверх-Я" (Я-идеала) в группе с единым объектом. Таким образом, он опускает структуру личности на психологию группы, подводя ее к действию либидинозных сил по аналогии с семейными эпидальными отношениями. Правда, для этого ему приходится максимально расширить понятие либидо (до Эроса Платона). Каким образом соединяет Фромм марксистскую теорию с психологией?

Центральное место в его системе заняло понятие "социальный характер". В него, по мнению Фромма, входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы и возникла в результате общих для них переживаний, из общего образа жизни.

Таким образом, характер, определяющий мысли, чувства и действия индивида, является средним звеном между базисом и надстройкой. Он, с одной стороны, определяется базовыми экономическими структурами (а не либидинозными силами), опосредованными семейным воспитанием, а с другой, сам опосредует влияние этих структур на сферу культуры и идеологии. "Для нормального человека субъективная функция его социального характера состоит в том, чтобы направлять его действия в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психическое удовольствие от его деятельности".

"Социальный характер - это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю".

Таким образом, посредством введения категории социального характера Фромм надеется преодолеть противоречия двух объяснений социального процесса: "биологизаторских" Фрейда и Райха и "экономических" Макса Вебера. Особое место занимает у Фромма проблема различных механизмов "бегства от свободы", с помощью которых человек в современном обществе преодолевает свое противостояние миру, чувства одиночества и бессилия.

  1. Авторитарный характер. Авторитарная личность стремится восстановить утраченное единство с миром через отказ от собственного "Я", избавление от бремени его свободы и автономности. Крайней формой его выражения является садомазохистский комплекс.

72

  1. Автоматизирующий конформизм. Индивид перестает быть самим собой, полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему, общепринятый шаблон, и становится таким же, как и все остальные, и таким, каким его хочет видеть общество.
  2. Разрушительность. Нет ничего легче, чем преодолеть собственное отчуждение от мира, разрушая его (реально или в воображении). В отличие от садизма, оно является не стремлением к господству, а стремлением к превращению живого и сложного в мертвое и простое. Фроммовская характеристика ориентации характера приобрела следующий вид (см. схему 29).

Схема 29. Ориентации характера Э. Фромма

Ориентации характера
В процессе ассимиляции В процессе социализации
Непродуктивные ориентации Рецептивный характер (пассивный) Симбиотическая привязанность Мазохизм
Садизм
Эксплуатационный характер Привязанность через дистанционные самоотречения Равнодушие
Накопительный характер Нарциссизм
Некрофильный характер Некрофилия
Продуктивные ориентации Продуктивная деятельность Любовная привязанность Любовь, разум

Ориентации характера в процессе ассимиляции Фромм проводил в соответствии с типологией Фрейда-Абрахама: пассивная соответствует орально-пассивному характеру, эксплуататорская - орально-садистскому, накопительская - анальному. Кроме того, он описал особенности и некрофильской ориентации

73

на успех в рыночных условиях, превращающей человека в товар. Психоанализ Фромма лучше всего иллюстрируют два положения теории "бегства от свободы".

  1. Сущность любого невроза, как и нормального развития, составляет борьба за независимость. Для многих нормальных людей эта борьба уже позади: она завершилась полной капитуляцией; принося в жертву свою личность, они хорошо приспособились и считаются нормальными. Невротик - это человек, продолжающий сопротивляться. Невроз всегда можно понять как попытку разрешить конфликт между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе.
  2. Вера в высокое предназначение человека и в его достоинства, упование на свободу и автономию его "Я".

Некоторое знакомство с теорией психоанализа необходимо, чтобы понять науку о человеческом поведении - бихевиористику. Хотя теория психоанализа не предлагает конкретных методов решения практических проблем, с которыми сталкивается менеджер, работая с людьми, основы психоанализа помогут ему понять, почему люди ведут себя так или иначе. Неадекватное поведение или упорное противодействие можно объяснить функцией защитных механизмов, несоразмерной жаждой признания или гордостью.

Интерпретируя поведение с помощью психоанализа, менеджеру вовсе не следует принимать точку зрения психоаналитика. Для этого, во-первых, нужно серьезное профессиональное обучение, а во-вторых, люди, с которыми связаны возникающие проблемы, могут вовсе не нуждаться в таком подходе. Однако все мы временами не осознаем причин, толкающих нас к той или иной мысли или поступку, все мы так или иначе зависим от своего прошлого, большинство из нас прибегает к защитным механизмам. Кто не пробовал - и порой небезуспешно - уверять себя, что в данных сложных обстоятельствах работает отлично, тогда как на самом деле делает гораздо меньше, чем может? Кроме того, все мы не раз совершали странные, нелогичные поступки.

Итак, теория психоанализа может помочь менеджеру понять поведение других в самом общем плане. Из этой теории, заложившей основы современной психологии, он узнает, что поведение не всегда бывает

74

логичным и разумным, что его не всегда можно объяснить строгими и точными терминами, что люди не всегда понимают свои импульсы и желания и с трудом могут объяснить свое собственное поведение. Менеджеру следует принимать во внимание возможные скрытые мотивы. Кроме того, люди живут и работают так, чтобы их жизнь и работа была безопасной и надежной. Поэтому они (сознательно или неосознанно) игнорируют некоторые факты, не признают некоторых ощущений, дают не вполне правдивые разъяснения.

Пытаясь применить методы психоанализа в деловых ситуациях, менеджер совершает ошибку. Однако тот, кто вынесет из знакомства с теорией более широкое и реальное представление о людях и их поведении, сможет эффективнее общаться и работать с окружающими.

Контрольные вопросы и задания к Главе IV

  1. Что мы знаем об ассоциативной психологии?
  2. Основные направления поведенческой психологии бихевиоризма.
  3. Психоанализ как учение о бессознательном.
  4. Основное содержание гештальтпсихологии.
  5. Проблемы, решаемые когнитивной психологией.
  6. Гуманистическая психология и ее основные положения.

75

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.