Глава III
Психологическая мысль о Средние века,
эпоху Возрождения и Новое время

На почве платоновской, или, лучше сказать, неоплатоновской и аристотелевской психологии стояли все восточные и западные мыслители; из первых (в начале VB.) Немезий, Эней Газа (487), Филопон (около середины VI в.), из вторых Клавдий Мамертинец (около середины V века) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они защищают бессмертие души. Это было связано еще с тем, что все они были богословами. Наряду с этими более или менее учеными рассуждениями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний (практическое). Сокровища практического самонаблюдения собраны в трудах аскетов и подвижников, глубоко погрузившихся в себя и тщательно изучавших тайные изгибы сердца и желаний. Таковы, например, труды Исаака и Ефрема Сирян, Аввы Дорофея, Марка подвижника, Варсонофия, Иоанна ученика его, Иоанна Лествичника и др. Христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за корнями и гнездами греховных наклонностей, помыслов и способами борьбы с ними. Аскетическая литература имеет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения. Из всех средневековых авторов самые замечательные открытия в области психологии сделал Блаженный Августин (354-430). Так, он заметил, что самонаблюдение является важным источником психологических знаний.

36

Святой Августин, как преданный сын Церкви, воспринял большую часть ее догматов и религиозных предрассудков и верил в Божественное Откровение как первоисточник психологического знания. Однако его взгляд на самонаблюдение как важный инструмент понимания человеческой психологии явился существенным вкладом в развитие психологии. Августин был первым, кто живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт, сделав это с помощью методологических принципов, которые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Без самосознания психология не может существовать. Эмоции - гнев, надежда, радость, страх - могут быть наблюдаемы только субъективно; если человек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев. Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев. "Исповедь" Августина - глубокий и проницательный аналитический труд.

Святой Августин был провозвестником не только феноменологии Гуссерля и экзистенционализма, но также предшественником психоанализа. Он использовал автобиографическую исповедь в качестве основы для психологического познания. Это был пример психоанализа без психоаналитика, выслушивающего и интерпретирующего признания больного.

Зигмунд Фрейд выдвинул в качестве опорной точки психоаналитического учения положение о том, что никто не может бороться с неведомым и невидимым врагом, что невротические нарушения могут быть преодолены только посредством знания и открытия в себе их подсознательной природы.

Этот принцип бескомпромиссной правдивости, прежде всего перед самим собой, был основополагающим принципом и Святого Августина.

Предвосхитив Фрейда, Августин резко и прямо критиковал тех, кто лицемерно пытался умалить значение глубоко скрытых мотиваций, которые не воспринимались сознанием. Глубоко прочувствовав и осознав антисоциальные проявления психики, Августин был пессимистично настроен по отношению к природе человека, но видел путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному

37

и полной зависимости от Бога как единственного источника целительного милосердия.

Однако вклад Августина в историю психоанализа - это его психологические методики, которыми он пользовался для построения концепций, ставших основой его религиозных теорий. Его "Исповедь" является непревзойденным примером самоанализа.

В этой работе он последовательно анализирует воспоминания раннего детства и обнажает свою душу без всякой утайки. Он даже пытается реконструировать те далекие воспоминания, которые подверглись инфантильной амнезии. Он делает это путем наблюдения за детьми и отдельных воспоминаний из своего раннего детства. "Можно ли обвинить младенца за то, что он со слезами требует чего-нибудь вредного, сердится и досадует на неподвластных себе, на старших, даже на родителей своих и на других за то, что они не слушаются его младенческих причуд, царапается, кусается и старается по мере сил вредить самому себе за то, что не выполняют его вредных требований?"

Августин не верил в ангельскую невинность детей. "Безвинны движения младенцев, но их душевные свойства подлежат упрекам. Я видел сам завистливого ребенка; он еще не говорил, а с бледностью на лице и со злобою смотрел на своего сверстника, сосущего молоко. Кто этого не знает? Говорят, что матери-кормилицы уничтожают эти недостатки своих детей, но не знаю, какими средствами. Разве и это - невинность, что при обилии и совершенном достатке молока ребенок не терпит при себе другого, тоже нуждающегося в этой пище и питающегося только ею? На все это смотрят ласково и терпимо, но не потому, чтобы это было дело маловажное и ничего не значило, а потому, что с течением времени это должно пройти. И это доказывается легко; на подобные им поступки не смотрят равнодушно и одобрительно, когда они замечаются у взрослых людей".

Мир культуры, по Бл. Августину, создал три "органа" постижения человека и его души.

  1. Религия (строится на мифе).
  2. Искусство (строится на художественном образе).
  3. Наука (строится на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте).

38

Психология Святого Августина повествует нам о чувствах, конфликтах и муках человека величайшей искренности и недюжинной силы. Святой Августин может справедливо считаться предтечей психоанализа. Обратимся к схеме (см.схему 25).

Схема 25. Филон. Плотин. Блаженный Августин.

ФИЛОН:
Пневма как дыхание
ПЛОТИН:
Рефлексия как деятельность души
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН:
Душа - воля

Значительная роль в развитии психологии Средневековья принадлежит Фоме Аквинскому (1225- 1274). Фома Аквинский придерживается аристотелевских принципов. Душа не существует от века, но творится Богом в тот момент, когда тело становится готовым принять ее.

В учении об уме Аквинский следует Аристотелю. Есть ум деятельный и ум возможный, или страдательный. Воля свободна, она имеет свободу выбора. Она состоит в самоопределении и может избирать свободно между разными целями. Без познания не может быть желания, но разум сам не приводит в движение волю, а только указывает ей цели.

Он представлял мир как систему, состоящую из нескольких иерархических ступеней. Самая широкая ступень - неживая природа, над ней - мир растений и животных, высшая ступень - мир людей, который является переходным к духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Человеческая душа бестелесна, она чистая форма без материи, духовная и независимая от материи субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.

Аристотелевская теория отдельных душевных свойств приобрела следующий вид: есть вегетативная душа, присущая растениям, сенситивная душа животных и разумная душа человека, выполняющая и функции двух низших душ. Собственную душу мы познаем

39

не непосредственно, а опосредовано, через интуицию. Говоря о добродетелях, к четырем традиционно греческим - мудрости, отваге, умеренности и справедливости - Фома Аквинский добавил три христианские: веру, надежду, любовь.

Смысл жизни сводился Фомой к достижению счастья, понимаемого им как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а путем откровения. Фома Аквинский был в 1323 г. причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым учителем церкви. Жерсон, как и Гуго, рассматривает проблемы человеческой деятельности, связывая, например, воображение с размышлением. Он выделяет две стороны деятельности:

  • - разума в мышлении;
  • - рассудка в созерцании.

Каждый из этих видов теоретической деятельности имеет свой вид практической деятельности:

  • - первый - удовольствие или желание;
  • - второй - благочестивый аффект;
  • - третий - любовь к Богу.

Из философской литературы первой половины схоластики мы не можем найти ничего, имеющее прямое отношение к психологии. Только в XII веке в среде мистиков оживились психологические наблюдения и исследования. И это понятно. Мистицизм, имеющий в виду единение души с Богом и глубокое погружение разума в тайны высшего бытия, естественно, нуждался в психологических анализах и самонаблюдениях.

Мистик из монастыря Св. Виктора, Гуго (1097- 1141) пытался установить нечто вроде мистической психологии. Для Гуго последняя цель созерцания Бога достигается через постепенное поднятие разумной стороны человека до высочайшего существа. Душа имеет три глаза для наблюдения. Один есть воображение; оно есть простое представление вещей, вне нас находящихся. Второй есть разум, деятельность которого состоит в размышлении о сущности и отношениях вещей. Третий глаз есть рассудок, интеллект. Ему свойственно созерцание, непосредственно имеющее дело с идеальным объектом. Такая душа и составляет исключительную сущность человека. Как разум, он есть лицо; тело есть нечто постороннее для него, и когда в момент

40

смерти последнее разрушается, лицо продолжает существовать. В таком направлении рассматривал душу и ученик Гуго, Ричард (ум. в 1173 г.). По Ричарду, центр души заключается в созерцательной деятельности, в интеллекте; чувства и желания им совершенно игнорировались как случайные и не принадлежащие душе. В таком же виде рассматривали душевную деятельность и позднейшие немецкие мистики, особенно в XIII веке. Среди них можно выделить взгляды Экгарта. По Экгарту, душа имеет три рода духовных сил: внешние чувства, низшие и высшие силы. К низшим силам он относит эмпирический рассудок, сердце, желание, к высшим - память, разум и волю.

Эпоха Возрождения

В XIV веке в Италии начинается новая эпоха - Возрождение, ставшая причиной расцвета цивилизации в Европе. Эпоха Возрождения - это возрождение западноевропейской культуры, которая в Средние века была подчинена религиозному мировоззрению. Характерная черта эпохи - возникновение движения гуманизма, пришедшего на смену религиозным взглядам, по которым сущностью человека является бестелесная душа. Идеи гуманизма выражаются в признании человека как естественного природного существа со своими слабостями и достоинствами.

В произведениях Леонардо да Винчи (1452-1519) воплотились основные идеи гуманизма, в них чувственное созерцание и практическое действие сливаются воедино. Слово "живопись" означало для Леонардо не только работу и творение художника, но и все созерцаемое человеком благодаря союзу кисти и руки. С древних времен на роль "царицы наук" претендовала философия. Леонардо передает эту роль "божественной науке живописи". Живопись должна быть не простым копированием того, что видится, а исследованием мира с воссозданием его картины. Посредником между сознанием и реальностью выступают не слова (как это было в эпоху античности и Средние века), а творения живописи, построенные на основе подражания природе, способные воспроизвести все неисчерпаемое богатство действительности. Они служат и

41

орудием познания самого человека (не только внешнего, чувственно воспринимаемого, но и его внутренней сущности). Пытаясь проникнуть в механизмы человеческого поведения, Леонардо изучает структуру четырех "всеобщих человеческих состояний" - радости, плача, распри и физического (трудового) усилия.

Уделяется особое внимание и феноменам зрительного восприятия человека. Разработки Леонардо да Винчи в этой области имели огромное значение для развития психофизиологии, он оказался у истоков рефлекторной концепции.

Об этом говорит один из фрагментов его трудов: "природа пришла на помощь зрительной способности, которая, будучи поражаема чрезмерным светом, имеет возможность сокращать зрачок глаза, и, поражаемая различной темнотой, шире раскрывать это светлое отверстие... И природа прибегает здесь к постоянному выравниванию, ... увеличивая и уменьшая зрачок соразмерно градациям ... света и темноты, непрестанно перед ним возникающим". Однако этот фрагмент нельзя оценить как точное описание зрачкового рефлекса. Правда, Леонардо говорит о "зрительной способности". Способность же мыслилась не только в его времена, но и много позже, как принадлежность души. Но в приведенном описании душа никакой роли не играет: зрачок изменяется в силу того, что "так устроена природа". Первопричина телесных изменений - действующий извне свет - физический раздражитель, вызывающий ответную реакцию мышц глаза, которые автоматически настраиваются на выгодный организму режим.

Воспевая высокое назначение глаза, ставя его деятельность в зависимость от общих законов природы, Леонардо стремился к возможно более детальному описанию феноменов зрительного восприятия человека во всей их полноте и подлинности. В его "Трактате о живописи" содержится множество положений, принятых современной психофизиологией. Так, например, он характеризует зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды.

Интересны разработки Леонардо да Винчи в области практической психологии. Он разработал правила

42

тренировки воображения, указывая, что даже пятна на старых стенах позволяют художнику разглядеть контуры будущего произведения. В силу своей неопределенности эти пятна дают толчок самостоятельной творческой работе души, не привязывая ее к конкретным вещам. Со времен Аристотеля понятие "фантазия" содержало в себе негативный оттенок, считалось "дурным" проявлениям человека. Полагали, что появляющиеся в фантазии образы приобретают ценность лишь благодаря мышлению, источником которого считался "божественный разум". Теперь же высшая ценность признавалась за теми созданиями человека, которые построены им самим на основе подражания природе. Здесь уже речь шла не только о воображении как одной из психических способностей, но о новой концепции субъекта в целом. В противоположность христианской чистой духовности, субъект стал трактоваться как центр направленных вовне духовных сил, воплощающихся в реальные чувственные ценности. Но предметом психологического изучения человека в эту эпоху остается душа, хотя ее осмысление по сравнению с предыдущими эпохами все же несколько изменяется. Под влиянием гуманизма душа уже мыслится как субстанция не исключительно внутренняя, замкнутая в себе, а направленная во внешний мир и активно с ним взаимодействующая. Внешний мир становится источником душевной жизни. В природе возникает вдохновение, рождающиеся при этом чувства приобретают самостоятельную ценность. На этом практически заканчиваются все достижения в области психологии в эпоху Возрождения.

Дальнейшие исследования человека и его психики мы рассмотрим, сделав, по возможности, полный обзор идей выдающихся мыслителей последующих эпох.

Новое время

Эпоха Возрождения сменяется Новым временем. На этот период приходятся многие открытия и изобретения в науке и технике, анатомии и физиологии. В связи с этим изменяются взгляды на предмет психологии: понятие души становится излишним.

43

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) подготовил отмирание науки о душе и, вместе с тем, создал предпосылки новой науки о сознании. Он заложил основы эмпирического изучения явлений сознания (призывал перейти к простому описанию его процессов, способностей, но отказывался от изучения души как особого предмета) . Таким образом, если древние понимали душу очень широко, практически отождествляли ее с жизнью, то у Ф. Бэкона впервые "жизненность" и "душевность" отделяются друг от друга, хотя Бэкон и не приводит критерии их отличия.

Френсис Бэкон первый положил начало теории индукции и указал на опыт и наблюдение как на единственные основания для расширения знаний, в том числе и психологических. Он положил начало сознательному эмпиризму в психологии.

Он первый заговорил о том, что человеческая деятельность может быть правильно исследована путем опыта; естественно, это было ново для умов, привыкших строить системы психологии путем умозрения и переставлявших в разных сочинениях древние наблюдения Аристотеля и Платона.

Науку о человеке Бэкон разделил на философию человека и общества. Первая рассматривает человека индивидуума, независимо от общества. Она подразделяется на науку о душе и о теле человека; им должна предшествовать наука о природе человека вообще. Исследуя последнюю, наука изучает или индивидуума, т. е. человека как личность, или связь души с телом.

Главные способности души суть разум, воображение, память, желания, воля; следует обратить внимание на то, прирожденные они или нет. Бэкон поставил лишь научные вопросы, дал план психического исследования. Ответы на них были даны уже другими, прежде всего английским философом Томасом Гоббсом (1588-1679), который пытался обосновать новый взгляд на человека независимо от классических или схоластических предположений.

Взгляд Гоббса на душу и ее деятельность был началом материалистического учения новейшего времени. Он объяснял душевную деятельность как продолжение движений, начатых внешними впечатлениями в чувственных органах. Гоббс может быть

44

признан одним из основоположников ассоциативной психологии.

По существу, его психология механистична. Он полагал, что чувственные восприятия являются единственным источником психической жизни, что ощущения вступают в ассоциативную связь с хронологической последовательностью восприятий. Он верил, что все психологические феномены регулируются инстинктом сохранения жизни и необходимостью организма искать удовольствий и избегать боли.

Значительный вклад в психологию внес Рене Декарт (1596-1650). Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от "жизненных", или физиологических, как бы мы сейчас сказали. Он состоит в том, что все психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические - нет. Декарт сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных физических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее не осознаются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов - путь непосредственного самонаблюдения своих переживаний. Основные приемы этого пути будут сформулированы в последующем развитии психологии. Декарт первым ставит психофизическую проблему, то есть проблему отношения души и тела. Древние тоже говорили о связи души и тела, о различиях между ними, но никто не доходил до такого полного противопоставления этих двух реальностей, как Декарт.

Животные, по Декарту, лишены души вообще, ибо у них нет сознания. Декарт впервые объясняет физиологические процессы чисто телесными причинами. Декарт считал тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. Он говорил, что все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие некий воздух или очень нежный ветер, называемый животными духами. Но душа действует на тело посредством "животных духов"; она "раскачивает железу" и заставляет животные духи идти по соответствующим путям.

45

Декарт говорит о постоянном взаимодействии души и тела, он решает психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия.

В XVIII веке мы встречаемся с попытками дать точное определение инстинкта животных и разобраться в том значении, которое органы чувств играют в явлениях психологии.

Кондильяк пытается не только дать определение инстинкта, но и выяснить его внутреннюю психическую природу. Признавая за инстинктом начало познания, он намечает связь инстинктивных способностей со способностями разумными и их генезис.

Инстинкт - это, по мнению Кондильяка, элементарный ум, который превращается в разум, в привычку, лишенную размышления. Эта идея далека от истины, но значение ее для развития психологии огромно. Не менее интересны попытки Кондильяка провести параллель между инстинктами и привычками.

Ламарк признавал зависимость психики от нервной системы и классифицировал степень сложности психических актов: раздражимость; чувствительность; сознательность. Первой из этих способностей, по его мнению, обладают простейшие животные; второй - более совершенно организованные животные; третьей - только позвоночные животные. По мнению ученого, человек отличается от других животных, обладающих способностью к сознательной деятельности (мыслящих), лишь степенью сознательности, разумности.

Сущность души заключается в мышлении, отмечает Декарт. Мышление включает составные части: ощущения, представления, волю. Душа выступает как мыслящая деятельность. Поэтому Декарт видит сущность души в сознании.

Декарт первый ясно установил чисто психологический критерий для душевной жизни. В противоположность старому аристотелевскому пониманию, приписывающему название "душа" также и принципу растительной жизни, наделив все это сознанием. Декарт признает сознание только у людей, в животных он видел простые машины. Психология Декарта была дуалистической, ибо исходила из двух начал в человеке: духа и материи.

46

Ф. Бэкон и Дж. Локк (1632-1704) обратили внимание на опыт. Важное место занимает труд Локка о человеческом разумении, в котором доказывается:

  1. Отсутствие прирожденных идей.
  2. Источник развития души - опыт и рефлексия.
  3. Исключительное значение языка в развитии человека.

Джон Локк - родоначальник эмпирической психологии. Он считал, что в основе нашего сознания находятся идеи. Они есть результат нашего опыта, т. е. существуют в сознании не с рождения, а приобретены при жизни. С его точки зрения, каждый ребенок рождается "tabula rasa".

Локк считает, что наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе в том сочетании и соотношении, которое основано в естественном для них бытии. Неестественная связь идей (часто это происходит случайно) называется Локком ассоциацией. Ассоциации играют огромную роль в жизни человека (например, итогом такой неестественной связи является антипатия).

После работ Локка намечаются три школы эмпирической психологии: в Англии, во Франции и в Германии.

Схема 26. Достижения периода "Нового времени"

47

В английской эмпирической психологии появляется мощное течение ассоцианизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а единственным механизмом работы сознания. В XVIII веке происходит становление эмпирической психологии во Франции. Этот процесс проходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении знания.

Выделим некоторые открытия, сделанные в это время. Обратимся к схеме (см. схему 26).

У истоков французской эмпирической психологии стоят крупнейшие философы Просвещения: Ж. Ламетри, К. Гельвеции, П. Гольбах, Ф.-М. Вольтер, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо. Наиболее существенные черты французской эмпирической психологии - внимание к проблемам сознания, указание на его обусловленность общественными условиями. Такая позиция определялась временем, эпохой Великой Французской революции.

Контрольные вопросы и задания к Главе 111

  1. Роль Фомы Аквинского в развитии психологической мысли Средневековья.
  2. Развитие знаний о психологии в эпоху Возрождения.
  3. Основополагающие идеи Френсиса Бэкона о сознании человека.
  4. Декарт и его учение о психических процессах.
  5. Первые шаги в развитии эмпирической психологии.

48

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.