Глава II
Возникновение и развитие психологических
воззрений в античной философии

Год выделения психологии в самостоятельную науку - 1879, но психологические знания накапливались в рамках других наук и были известны еще в древности. Они изменялись, дополнялись, пересматривались, прежде чем достигли современного уровня развития.

В первобытном обществе человек очень щедро одаривает предметы сознанием такого рода, как и его собственное. Душа на этой стадии поднимается как эфирная сущность, в противоположность телу - сущности грубой и тяжелой.

По Гомеру, душа есть только бледная копия, отражение тела; собственное человеческое существо, по его пониманию, совпадает с телом, почему он и низводит в "Илиаде" души своих героев в преисподнюю, тогда как тела делаются добычей псов и птиц. У Фа-леса душа (т. е. вода) есть носитель жизни и одушевления. Анаксимен душу уподобляет воздуху, который сдерживает мир, как душа - тело. У Гераклита душа происходит из огня как начала всех вещей; она представляет собой "теплые и сухие испарения, и чем душа суше, тем она мудрее; как скоро она становится влажною (например, при опьянении) погибает разум. Наш разум, или начало тепла, входит в нас из окружающего мира, частично путем дыхания, частично посредством чувственных органов. Во время сна, с закрытием чувственных отверстий, человеческий ум лишается общения с окружающим его целым и связь поддерживается только через одно дыхание; от того мы теряем память".

30

Пифагорейцы говорили о всеобщей душе мира, одушевляющей вселенную. Никомах приписывает Филолею мнение о различных органах душевных отправлений: "голова как орган ума, сердце - орган души и чувствования, средина живота - орган роста; орган оплодотворения есть орудие рождения. Голова есть начало для человека, сердце - для животного, живот - для растения, органы оплодотворения - для всего живущего".

Эмпедокл Агригентский обращает внимание на ощущение, мысль и чувствование. "Первые объясняются порами и истечениями; от предметов отделяются части и соприкасаются с однородными частями чувственных органов. Мы познаем подобие подобным: землю землею, воду водою, воздух воздухом, огонь огнем. Обоняние и вкус происходят от того, что в нос и рот попадают тонкие частицы воздуха и жидкости и там встречаются с подобными частицами. Слух возникает из столкновения в ухе, как в трубе, течений воздуха, идущих извне и изнутри". Глаз Эмпедокл представляет себе как "род фонаря", в глазном яблоке заключаются огонь и вода, огонь служит к восприятию светлого, а вода - темного элементов.

О душе как первоначальной причине движения в мире стал говорить Анаксагор Клазоменский. "Движение в мире существует не от вечности, кто-то первый сообщил частицам движение как элемент мира. Этот кто-то - ум. Ум отличается от обыкновенных предметов простотою, тонкостью, званием и первенством пред материей. От него идет толчок частиц, находящихся в хаотическом смешении".

В древности душу "помещали" в кровь, грудобрюшную преграду и сердце. Алкмеон, врач и философ (около 500 г. до н.э.) первым открыл значение мозга для душевной деятельности. Вскрывая животных, он нашел, что главные нервные окончания (род каналов или ходов), собираются в мозге. Он считал, что сотрясение мозга является причиной душевных болезней.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада других людей. Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как образование, состоящее из

31

мелких шаровидных наиболее подвижных атомов. "Атом - неделимая величина, обладающая размерами и тяжестью. Атомы движутся в бесконечной пустоте, при этом сталкиваются друг с другом, благодаря этому соединяются, из этого возникает все то, что мы видим. Душа - совокупность наимельчайших атомов огня, имеющих идеальную шаровидную форму и обладающих самой большой подвижностью. Душа смертна и погибает вместе с телом - рассеивается после смерти человека". Демокрит принял пифагорейское деление души на три части и считал, что разумная часть помещается в голове, мужественная - в груди, а алчущая (жаждущая чувственного вожделения) - в печени (см. схему 21).

Схема 21. Деление Демокрита

Логическим исходом философии пифагорейцев явилось учение о бессмертии и переселении душ. Пифагорейцы видели душу состоящей из трех частей (см. схему 22).

Схема 22. Представления пифагорейцев

Рациональным исследованием человека и его мира занимался Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон, верный пифагорейским традициям, заключил, что математический

32

код - неотъемлемое свойство мироздания - лежит в основании всех явлений. Размышления Платона о теле и его отношении к миру разума, желаний и чувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научных взглядов. Платон первым осознал, что жизнь является динамическим равновесием.

Тело постоянно вырабатывает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являет собой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобие дыхательного ритма.

По Платону, состояние тела отражает состояние души. Жизненным источником для тела являются души. Местоположение рассудка - рациональной души - постоянно и расположено Богом в голове - месте, наиболее близком к небу. Иррациональная душа пребывает в теле. Ее верхние составляющие - смелость, честолюбие и энергия - располагаются в сердце; нижние желания, наклонности и аппетит находятся под диафрагмой. Все тело в целом управляется рациональной душой. Души внутри тела сообщаются между собой посредством внутренних органов.

Основная идея заключалась в том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы изначально хаотичны и неуправляемы, в отличие от высших функций разума. Здесь невозможно не вспомнить фрейдовскую концепцию хаотического "Id", которое постепенно становится все более и более организованным под влиянием "Ego".

В своей "Республике" Платон предвосхитил теорию сновидений Фрейда. Согласно его представлениям, во время сна душа обращается к внешним и внутренним влияниям, но желания, которые в состоянии бодрствования не определялись, выражаются во сне.

Вклад Платона в медицину состоит в том, что он рассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма, как отражение внутреннего состояния организма. Конфликт между дезорганизованными нижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разума является основой платоновской психологии.

Аристотель в своем трактате "О душе" впервые выделил идею о неделимости души и живого тела. Душа, психика

33

проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.

Первичная познавательная способность человека - ощущение и т.п. Аристотель считал, что душой может обладать только естественное, а не искусственное тело. В своих работах он различал три вида душ (см. схему 23).

Схема 23. Классификация Аристотеля

К обладателям высшей души философ относил людей и Бога. Бог обладает лишь разумной душой, а человек еще растительной и животной. Аристотель отвергал учение о переселении душ, но считал, что в душе есть часть, не возникающая и не подвергающаяся гибели. Эта часть - ум. За исключением ума, все части души подлежат разрушению так же, как и тело.

Таким образом, некоторые положения мыслителей Древней Греции можно свести к схеме (см. схему 24).

Философы средневековой церкви дают следующие определения души. "Душа есть сущность живая, простая, бестелесная, словесно-разумная, действующая посредством тела и сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения. Свободная, одаренная способность хотеть и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Что глаз в теле, то ум в душе" (Иоанн Дамаскин, "Душа человеческая"). В этом определении указаны не только все функции души, но и ее отношение к телу.

34

Схема 24. Положения мыслителей Древней Греции

Гиппократ учение о темпераментах
Анаксагор идея организации: из хаоса организован космос. Начало всего - "нус" (разум)
Платон душа как созерцательная идея
Аристотель душа как форма тела
Стоики пневма и избавление от страстей. Пневма в исходном значении - вдыхаемый воздух. У первых натурфилософов мыслилась как природное, материальное начало, которое пронизывает как внешний, физический космос, так и живой организм, служащий носителем жизни, и пребывающую там психе (т. е. область отношений, чувств, мыслей)
Эпикурейцы развивают анатомизм и безмятежность духа. Живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов

"Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, невидимая для телесного зрения, бессмертная, наделенная умом и разумом (словом)" (Добротолюбие, т. 1, 634, Евагрий Монах).

"Душа субстанциальна, но принимает и обратное, она нематериальна" (Григорий Неокесарийский, De anima).

"Душа есть сущность бестелесная, разумная, живущая в теле, источник жизни для него" (Максим Исповедник, De anima).

Контрольные вопросы и задания к Главе II

  1. Развитие психологических воззрений в античной философии.
  2. Сущность учения о бессмертии и переселении душ.
  3. Учение Платона о душе и теле.
  4. Трактат Аристотеля о душе.
  5. Определения души философов средневековой церкви.

35

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru