Глава XIII
ХАРАКТЕРЫ, СПОСОБНОСТИ И СОВМЕСТИМОСТЬ

Физическое рождение выделяет человека из всего природного, животного мира как составную часть этого мира, со всеми присущими ему особенностями и задатками. Эти особенности и задатки человека и позволяют развивать его личность.

Теория биологического в человеке нашла отражение в теории инстинктов знаменитого психолога 3. Фрейда. Она помогает понять мотивацию поступков человека в таких условиях, как сочетание интеллектуальных, физиологических и психологических процессов, направляющих в конкретных условиях нашу энергию, и тем самым определить некие стандарты поведения.

Но каждый человек связан с обществом, с другими людьми через свои поступки и деятельность, следовательно, личность - это человек, деятельность и качества которого позволяют ему находиться в обществе и взаимодействовать с другими людьми. Только так проявляется социальная сущность человека.

Каждый человек - это личность, независимо от того, какими чертами и качествами он обладает, но личность может оцениваться и знаком " - " и знаком " + ". Социальные элементы структуры личности довольно схематично можно было бы представить в таком виде:

  1. Социальная деятельность - трудовая, учебная, научная и т.д. Здесь проявляется активность и творчество.
  2. Сознание и самосознание (может быть обыденным и научным) - духовно-нравственная основа личности.

215

  1. Мировоззрение, как ядро сущности личности, единство знаний, убеждений, оценок и действий человека,его жизненная позиция.
  2. Социально-типическое - те общие качества и социально-психологические особенности личности, которые принадлежат определенному социальному образованию и зависят от объективного положения в обществе или в определенной социальной группе.

Реальные группы - это общности людей, связанные определенными межличностными взаимоотношениями. Одним из важных критериев деления групп является степень контактности между лицами, входящими в группу.

Контактная группа объединена общением на одной территории (бригада, спортивная команда, учебная группа). Группа имеет внешнюю структуру, которая определяется извне инструкциями, имеющими юридический статус. Внутренняя структура группы создается самой группой и закрепляется согласованными личными побуждениями. В зависимости от основания возникновения, эти группы называются официальными или неофициальными. Между членами официальной группы устанавливаются деловые контакты (соподчинение, равноправие, ответственность и т.д.) Но в контакты вступают люди с разными характерами, способностями, и деловые отношения всегда дополняются личными.

Возникают неофициальные группы - на основе симпатий, близости взглядов, авторитетов и компетентности. Исследователи отмечают, что поведение личности в группах можно условно разделить на 4 типа:

  • 1) внутригрупповая внушаемость, когда мнение группы значит для индивида все;
  • 2) конформность - внешнее согласие с мнением группы и внутреннее расхождение с ним;
  • 3) негативизм как тип поведения в группе: член группы во всем противится мнению группы;
  • 4) коллективистское самоопределение: тип поведения личности в группе - избирательный, продиктованный сознательным следованием значимым задачам и целям.

216

Об уровнях взаимодействия личности и группы можно судить по таким критериям, как совместимость, т. е. удовлетворенность общением членов данной группы, сработанность - эффект сочетания, взаимодействия индивидов, групповая сплоченность как волевое, эмоциональное и интеллектуальное единство членов коллектива. В совместимости людей можно выделить несколько уровней:

1. Высший и наиболее сложный уровень совместимости - ценностно-ориентационное единство, совместимость жизненных ценностей, устремлений, идеалов, интересов, убеждений людей (чем ближе устремления, убеждения, ценности, тем легче людям понять друг друга, тем выше совместимость).

2. Согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений человека о своих ролях и функциях в данном союзе (дружеский союз, семейный союз, трудовой союз). Например, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожиданиями и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной.

Под "ролью" понимается относительно устойчивый шаблон поведения, выработанный в данном обществе для реализации определенной социальной функции, т. е. под ролью в наиболее общем смысле понимается то поведение, которое ожидается от меня другими в ходе выполнения мной определенных функций на таком-то месте и при таких-то обстоятельствах. Несогласованность представлений людей о своих ролях, правах, обязанностях, несогласованность представлений о том, как проводить свой досуг, как распределить свои права и обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек и т.д. может серьезно нарушать взаимоотношения людей, делая их малосовместимыми.

3. Совместимость индивидуально-психологических характеристик людей:

  • а) психофизиологическая совместимость темпераментов;
  • б) совместимость врожденных качеств психотипов;
  • в) совместимость приобретенных качеств характера;

217

  • г) сексуальная совместимость (в семейных отношениях играет не последнюю роль).

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми требуются три основных качества характера:

  • 1) способность критически относиться к себе;
  • 2) терпимость к другим;
  • 3) доверие к другим.

Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он практически несовместим с другими людьми.

Для обеспечения совместимости людей в малых группах в условиях длительной изоляции (полярная экспедиция, экипаж космического корабля или подводной лодки) требуются дополнительные факторы:

  • 1) максимально возможная загруженность людей целенаправленной деятельностью;
  • 2) определенность стоящей задачи и срока совместного существования;
  • 3) возможность уединения каждого из участников;
  • 4) желателен психологический отбор людей по уровню их совместимости.

Недопонимание родителями особенностей темперамента своих детей - суть одного из самых первых конфликтов "отцов и детей". Ребенок-флегматик своей медлительностью выводит из себя родителей-холериков. Они начинают его подгонять, высмеивать за нерасторопность. Ребенок пытается быть активнее, но у него это с трудом получается. Он нервничает, плачет, считает себя незаслуженно обиженным. А у ребенка-холерика свои проблемы. Своей энергичной неугомонностью он вызывает возмущение родителей, которые вместо того, чтобы направить эту энергию в нужное русло (например, в спорт), начинают его муштровать и наказывать.

Всегда нужно учитывать тип нервной системы человека и не пытаться ломать одномоментно и грубо те особенности поведения, которые определяются темпераментом. С барьером темперамента приходится сталкиваться и на работе. У холерика, например, могут быть столкновения с людьми по типу мгновенной эмоциональной

218

разрядки. Разговор начинается без мысли о ссоре, но внезапно в ответ на нечто его возмутившее у него возникает вспышка негодования. А если у собеседника слабый тип нервной системы, то он надолго погружается в пучину обиды, в то время как сам "застрельщик" уже через 20 - 30 минут забывает о сказанном. В зависимости от уровня активности-пассивности и направленности на внешние обстоятельства либо на личные переживания американские психологи Р. Акофф и Ф. Эмери выделяют разные типы личности и прогнозируют степень психологической совместимости этих людей (см. схему 108).

Схема 108. Типология Р.Акоффа, Ф.Эмери

В пространстве ОА и ЛП находятся "чистые типы" (человек или быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идет им навстречу, мало думая о себе, - это тип ОА или, наоборот, все время занят

219

собой и старается не проявлять активности - ЛП). В пространстве ОП, ЛА - "смешанные" (человек находится в контакте одновременно и с обстоятельствами, и со своим внутренним миром). Простым перебором соотношений между типами получаем 10 комбинаций характеров: ОП-ЛА, ЛП-ОА, ОА-ЛА, ОП-ОА, ЛП-ЛА, ЛА-ЛА, ОП-ОП, ЛП-ЛП, ОА-ОА. Можно рассмотреть, как будут вести себя эти пары (например, супружеские) людей при конфликтах между собой и окружающими.

1. ОП-ЛА. В случае возникновения конфликта и ОП и ЛА обычно считают, что он произошел по вине ЛА (ЛА активно реализует только свои желания, часто эгоистичен). Но парадокс - оба пытаются изменить не ЛА, а ОП, который поддается этому влиянию без особого сопротивления, в результате конфликт легко гасится (за счет уступчивости ОП).

Когда же у пары возникают трения с окружающими, то более остро воспринимает ситуацию ОП, однако в силу своей пассивности сам он меры не принемает, а лишь сообщает о ситуации ЛА, после чего ЛА реально воздействует на ситуацию в пользу пары. В итоге между членами этой пары ОП и ЛА нет соперничества, они психологически и деятельностно сотрудничают между собой.

2. ЛП-ОА. В случае конфликта и ОА, и ЛП считают, что виноват ЛП. Но, в силу своего характера ЛП мало чувствителен к попыткам ОА воздействовать на него с целью изменения его поведения. Поведение ЛП может измениться только в силу его собственной внутренней оценки необходимости таких перемен. ОА вследствие этого испытывает удовлетворение и конфликт гаснет. В случае конфликта с окружающими ЛП склонен уходить от него за спину ОА, позволяя ОА самостоятельно решать создавшиеся проблемы и соглашаясь с его решением. Вследствие всего этого пара устойчива и имеет явного лидера ОА.

3. ОА-ЛА - в конфликте оба считают, что виноват ЛА. Однако каждый пытается изменить своего партнера. Ощутить и откликнуться на эти усилия партнера

220

Схема 109. Учет психологии половых различий поведения в трудовой деятельности

Мужской тип Женский тип
Препятствия преодолевает преимущественно с помощью интеллекта и силы Препятствия преодолевает с помощью хитрости и ловкости
Развито прогнозирование (склонен к решению отсроченных долговременных задач) Прогнозирование ослаблено (решает преимущественно текущие, повседневные задачи)
Потребность в эмоциональном поведении понижена Потребность в эмоциональном поведении повышена
Рассудительность Чувственность
Характер более замкнут Характер более открыт
Реалистичность и критичность Идеалистичность и интуитивность
Эмоциональная зрелость и стабильность Эмоциональная незрелость и невротичность
Сдержанность Раздражительность
Прямолинейность в отношениях Чувствительность к различным нюансам общения
Словесное поощрение расслабляет и замедляет деятельность Словесное поощрение возбуждает и ускоряет деятельность (отсюда - любовь к комплиментам)
Развита агрессивная реакция самозащиты Агрессивность при самозащите снижена

221

Схема 11О. Темперамент и профессия

Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Неуравновешенное поведение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешенное поведение Очень неуравновешенное поведение
Сильные, кратковременные эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные отношения Слабые эмоциональные переживания Глубокие и длительные эмоциональные переживания
Речь громкая, резкая, неравномерная Речь громкая, живая, плавная Речь монотонная, медленная Речь тихая, с придыханием
Настроение неустойчивое, с преобладанием бодрого Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей Настроение неустойчивое, с преобладанием пессимизма
Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое Терпение очень слабое
Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная Адаптация трудная
Общительность высокая Общительность равномерная Общительность невысокая Общительность низкая
Агрессивность в поведении Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Истеричность в поведении
Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Отношение к критике обидчивое
Страстно увлекающееся поведение и деятельность Энергичное (деловое) или болтливое поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Поведение неравномерное, реактивное
Отношение к новому положительное Отношение к новому безразличное Отношение к новому отрицательное Отношение к новому смешанное
Стремление к цели сильное, с полной отдачей Стремление к быстрому достижению цели, избегая препятствия - -
Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще переоценка своих способностей
Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость Большая внушаемость и мнительность

222

может только ОА (он чувствителен к внешним воздействиям), но, в силу своего активного характера, он не желает поддаваться влиянию окружения и на действия ЛА не отзывается в нужном направлении.

Огромное значение для трудовой деятельности и профессионального статуса человека, помимо личностного типажа, имеют половые различия в поведении (см. схему 109) и темперамент человека (см. схему 110).

"Комплекс неполноценности" и личностный рост

Термин "комплекс неполноценности" ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности, или "комплекс неполноценности", может затруднить рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, "стать таким же сильным или даже сильнее других", к развитию своих способностей.

Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что без него жизнь была бы немыслимой. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других - она развивается в конструктивном и здоровом направлении. (Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни.) Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим.

По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) - это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, ищущей его таким образом. Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему, когда каждый организм должен развиваться

223

в направлении более эффективной адаптации к миру, к более совершенным отношениям с окружающим, чтобы выжить, в противном случае организм может исчезнуть. Цель овладения средой более совершенным способом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека. Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека".

Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.

Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни.

Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире.

Темперамент и характер

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности,

224

особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей определенного темперамента в конкретных жизненных ситуациях. Темперамент, в переводе с латинского, - смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу медицины" Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей в организме преобладает: если преобладает кровь (лат. "sanguis"), то темперамент будет сангвиническим, т. е. энергичным, быстрым, жизнерадостным, общительным, легко переносящим жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь (лат. "chole"), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("phlegma"), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь ("melas chole"), то получается меланхолик - болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение

225

и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) "безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту холерика); 2) "живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника); 3) "спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика); 4) "слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы, обусловливает темперамент меланхолика).

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, ему становится все невмоготу. Появляются раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость

226

к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении; в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы.

Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрывать, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства.

227

Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, он часто имеет ярко выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно точно ответить, каким типом темперамента обладает тот или иной взрослый человек.

Тип нервной системы, хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным.

С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств, нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому, в результате воспитания, самовоспитания, это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента.

Поэтому "чистые" типы темперамента редко встречаются, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая, необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей.

Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.

Он склонен любовные отношения начинать с дружбы, и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом.

У холериков, сангвиников, наоборот, любовь начинается чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

228

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению.

Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем: темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.

На основе одного и того же темперамента возможна и "великая", и социально ничтожная личность. И.П. Павлов выделил еще три "чисто человеческих типа" высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний.

Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению.

Большинство людей (до 80%) относятся к "золотой середине", среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.

Проявляться это начинает к двенадцати - шестнадцати годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике.

Современные исследования ученых подтвердили вывод о том, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека (см. схему 111).

229

Схема 111. Функции полушарий мозга

Функции левого полушария Функции правого полушария
1 Хронологический порядок Текущее время
2 Чтение карт, схем Конкретное пространство
3 Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
4 Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
5 Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
6 Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве - не могли найти дорогу домой, не чувствовали "выше-ниже", не узнавали лиц своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т.п.

Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов ("обращенных вовне") и интровертов ("обращенных внутрь себя"). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас

230

есть черты как тех, так и других. Это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является правое, что частично может проявляться даже во внешности - у них более развит левый глаз, т. е. больше открыт и более осмыслен (нервы у человека идут крест-накрест, т. е. от правого полушария к левой половине тела, и от левого полушария - к правой половине тела). У интровертов ведущим является левое полушарие.

Э. Кречмер уже в 1921 году предложил рассматривать зависимость психики от типа телосложения. Эта типология получила название конституционных типологий. Он выделил четыре конституционных типа:

  1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые.
  2. Пикник - человек с ярко выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный и неповоротливый, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
  3. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, широкими плечами, узкими бедрами.
  4. Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением (непропорциональным телосложением и др.).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента:

  • - шизотимик (замкнут, упрям, малоподвижен);
  • - иксотимик (спокойный, маловпечатлительный, с невысокой гибкостью мышления);
  • - циклотимик (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах).

Помимо четырех типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:

  1. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

231

  1. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).
  2. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека; от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и фригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Темп реакции, характерная скорость протекания

Схема 112. Типы темперамента по У. Шелдону

ВИСЦЕРОТОНИЯ СОМАТОТОНИЯ ЦЕРЕБРОТОНИЯ
Расслабление в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Заторможенность в движениях, скованность в осанке
Любовь к комфорту Склонность к физической деятельности Чрезмерная физиологическая реактивность
Медленная реакция Энергичность Повышенная склонность реакций
Пристрастие к еде Потребность в движениях и удовольствие от них Склонность к уединению

232

ВИСЦЕРОТОНИЯ СОМАТОТОНИЯ ЦЕРЕБРОТОНИЯ
Социализация пищевой потребности Потребность в доминировании Склонность к рассуждению, исключительное внимание
Наслаждение от процесса пищеварения Склонность к риску в игре случая Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность
Любовь к компаниям, дружеским излияниям Решительные манеры Контроль мимики
Социофилия (любовь к общественной жизни) Храбрость Социофобия (страх перед общественными контактами)
Приветливость ко всем Сильная агрессивность Заторможенность в общении
Жажда любви и одобрения окружающих Психологическая нечувствительность Избегание стандартных действий
Ориентация на других Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) Агорафобия (боязнь открытого пространства)
Эмоциональная ровность Отсутствие сострадания Непредсказуемость установок поведения
Терпимость С трудом приглушаемый голос Тихий голос, избегание шума
Безмятежная удовлетворенность Спартанская выносливость боли Чрезмерная чувствительность к боли
Хороший сон Шумное поведение Плохой сон, хроническая усталость
Отсутствие взрывных эмоций и поступков Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Юношеская живопись и субъективное мышление

233

ВИСЦЕРОТОНИЯ СОМАТОТОНИЯ ЦЕРЕБРОТОНИЯ
Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств Объективное и широкое мышление, направленное вовне Концентрирование, скрытое и объективное мышление
Общительность и расслабленность под действием алкоголя Самоуверенность, агрессивность под действием алкоголя Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в действиях в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на детей и семью Ориентация на занятия, свойственные юношеству Ориентация на пожилой возраст

различных психических реакции и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). В 40-х годах нашего столетия У. Шелдон разработал свою концепцию темперамента (см. схему 112).

В психологической науке большинство конституционных концепций стали объектом острой критики.

Известный психолог X. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня: I - уровень отдельных реакций; II - уровень привычных реакций; III - уровень отдельных черт личности; IV - уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект. Нейротизм - это эмоционально-психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным невротизмом из-за излишней

234

впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс. Они долго переживают конфликты, "не могут взять себя в руки", часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

Экстраверсия в сочетании с повышенным невротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; "интроверсия + невротизм" определяет темперамент меланхолика; противоположность невротизма - эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический тип.

Через деятельность личность выступает как единое целое, а сознание служит ей как бы инструментом деятельности. Психологи знают, что в политической, как и в любой другой, деятельности определяющим стержнем является цель. Есть четкая цель - есть и конкретная деятельность, нет цели - неизбежна суета и имитация дела. Многие годы всякая инициатива снизу не получала поддержки, не могла реализоваться. И сегодня остаются актуальными проблемы убеждения и веры, интереса к созидательному, производительному труду, лидерства и др.

Исследование общей структуры личности дает возможность сделать следующие выводы:

  • 1) личность, ее свойства и качества зависят от общества, от всей системы общественных отношений;
  • 2) по мере развития общества формируется и соответствующий данному политическому этапу уровень развития личности;
  • 3) нельзя сформировать свойства и качества человека в отрыве от жизни, от реальной действительности, от реальных потребностей человека;
  • 4) практика не подтвердила, что в человеке коллективизм сильнее индивидуализма;
  • 5) нельзя сформировать у всех одинаковые потребности.

Характер

Характер в динамическом смысле аналитической психологии - это специфическая форма, которую

235

придает энергии человека динамическая адаптация его потребностей к определенному способу существования данного общества. Характер, в свою очередь, определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Увидеть это довольно трудно, ибо мы обычно убеждены, что мышление является исключительно интеллектуальным актом и не зависит от психологической структуры личности. Это, однако, не так, и тем меньше соответствует действительности, чем больше наше мышление сталкивается с этическими, философскими, политическими, психологическими или социальными проблемами, а не просто с эмпирическими манипуляциями конкретными объектами. Такое мышление, помимо чисто логических элементов, вовлеченных в акт мышления, в значительной мере детерминировано личностной структурой того человека, который мыслит. Это относится в равной мере как ко всякой доктрине и теоретической системе, так и к отдельным понятиям: любовь, справедливость, равенство, самопожертвование и т.д. Каждое такое понятие, как и каждая доктрина, обладает эмоциональной насыщенностью, корни которой лежат в структуре характера индивида.

Мы устранили бы много путаницы, если бы проанализировали психологический смысл этих понятий, тогда как всякая попытка чисто логической классификации заведомо обречена здесь на неудачу.

Тот факт, что идеи несут в себе эмоциональную насыщенность, чрезвычайно важен. Он является ключевым для понимания духа всякой культуры. Различные общества или классы внутри общества обладают своим особым социальным характером, и на его основе развиваются и приобретают силу определенные идеи.

Если взглянуть на социальный характер с точки зрения его функции в социальном процессе, то мы должны будем начать с положения, высказанного в отношении функций индивидуального характера, т. е. с утверждения, что, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Если характер большинства людей данного общества, т. е. социальный характер, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен

236

решать в этом обществе, то человеческая энергия направляется по путям, на которых она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества.

Обратимся к примеру. Современная индустриальная система требует от нас отдачи большей части нашей энергии труду. Когда люди работают только в силу внешней необходимости, возникает противоречие между тем, что они должны делать, и тем, что они хотели бы сделать, и это снижает их продуктивность. Однако в результате динамической адаптации характера к социальным требованиям человеческая энергия оформляется так, что это приводит к действиям, соответствующим определенным экономическим необходимостям. То усердие, с которым современный человек трудится, не требуя принуждения, вытекает из его внутреннего стремления к труду, которое мы попытались проанализировать с точки зрения его психологического смысла, т. е. вместо внешней власти человек создал себе внутреннюю - совесть и чувство долга, которые контролируют его гораздо успешнее, чем любая внешняя власть. Таким образом, социальный характер интериоризирует внешние требования и тем самым использует энергию человека для решения задач данной экономической и социальной системы. Как мы видим, коль скоро определенные потребности появляются в структуре характера, любое поведение, отвечающее им, одновременно доставляет удовлетворение как с психологической, так и с практической точек зрения. До тех пор, пока общество обеспечивает индивиду возможность получать эти два удовлетворения одновременно, мы имеем дело с ситуацией, где психологические силы укрепляют социальную структуру. Однако рано или поздно между ними происходит разрыв. Старая структура характера продолжает существовать, хотя уже образовались новые экономические условия, для которых традиционные черты характера больше не годятся. В этой ситуации люди либо действуют в соответствии со своей структурой характера, и тогда эти действия оказываются помехами в их экономических занятиях, либо они не могут найти такую внешнюю позицию, которая позволяла бы им действовать согласно их "внутренней природе".

237

Свойства характера развиваются путем социализации в процессе той или иной деятельности через систему образования, воспитания и самоактуализации (см. схему 113).

Схема 113. Человек

Социализация - это личностное освоение, присвоение человеком той среды, в которой он развивается.

Воспитание - целенаправленное создание условий для созидания, саморазвития человека.

Человек рождается, растет и меняется его организм. Растет и опыт его сосуществования, обогащаются жизненные впечатления. Раскрываются потенции, реализуется нравственная, интеллектуальная, социальная его активность. Вопрос социализации можно связать с практической деятельностью той или иной личности, исходя из влияния различных занятий на человека, его поведение, характер. Французский исследователь Декюре выделил несколько самых главных занятий людей и соединенных с ними хороших и дурных последствий, поясняя их.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладевания необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Являясь индивидуально-психологическими особенностями, способности не могут быть противопоставлены другим качествам и свойствам личности - качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, эмоциональным

238

свойствам и т.п., но должны быть поставлены с ними в один ряд.

Способности не приобретаются человеком в готовом виде как нечто данное от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.

Способности - это различные свойства четырех основных подструктур личности: темперамента, опыта, психическихпроцесов, направленности (см. схему 114).

Схема 114. Виды способностей

Говард Гарднер назвал способности множественным интеллектом и выделил семь его сторон. Так получилось, что мы работаем лишь с шестью сторонами интеллекта. Наш психолог Ольга Матвеева модифицировала эту программу, усилив арсенал психологической технологией. Были определены основные способности, которыми мы обладаем:

  • 1) способность к общению (коммуникации);
  • 2) зрительно-пространственная способность;
  • 3) слуховая способность. Люди с такой способностью любят музыку, они чувствуют ритм, лучше учатся под музыку, легко воспринимают материал на слух, особенно стихи и песни;
  • 4) кинестетическая (кожно-мышечная) способность: способность к координации движений, чувствительность к ритму в движении, таинственное чувство времени, чувство комфорта, удовольствие от жизненных благ;

239

  • 5) логическая способность: любовь к рассуждениям, цифрам, математике, сложным задачам, умение понимать причины и следствия, отделять главное от второстепенного;
  • 6) внутриличностная способность: способность знать, понимать и принимать себя. Свободная личность редко бывает агрессивна и нетерпима к другим людям. Агрессия всегда связана со страхом или несвободой.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект - это глобальная споособность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами" (Векслер), то есть интеллект рассматривается как способность человека полностью адаптироваться к окружающей среде. Какова структура интеллекта? Обратимся к схемам (см. схемы 115- 116).

Схема 115. Основные качества интеллекта

Способности, как и характер, - это качества личности, существующие только в отношении определенной деятельности. Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства достигается в процессе обучения и воспитания. Врожденные способности называют задатками. Одаренность, талант, гениальность - все это ступени развития способностей, достигаемые человеком в творческом процессе (см. схему 117). Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное и неповторимое.

240

Схема 116. Характеристики интеллекта

241

Схема 117. Способности личности, природные задатки и их различие

Типы творчества

Продуктивный, в процессе которого успешно решается любая поставленная проблема; собирает основную массу способных творить - 90%. Эвристический, означающий способность решительно действовать в новой ситуации, то есть организовывать продуктивный процесс мышления, на основе которого осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности). Принадлежащие ко второму, эвристическому, типу люди способны не только к решению поставленных задач, но и к открытию новых закономерностей.

Креативный, означающий создание новых социально значимых теорий; доступен только единицам (см. схемы 118-119).

В понятии "способность" всегда заключаются три признака (при употреблении его в практически разумном контексте).

242

Схема 118. Компоненты профессиональной

Схема 119. Основная структура мыслительных процессов решения творческих задач (по И. Мюллеру)

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых

243

людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека. Нередко бывает, что педагог неудовлетворен работой ученика, хотя последний обнаруживает не меньше знаний, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют этого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний. Одинаковые знания и умения в области, например, математики для опытного преподавателя могут у разных учеников обозначать совершенно разное: у одного при блестящих способностях к математике они указывают на совершенно недостаточную работу, у другого могут свидетельствовать о больших достижениях.

Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение "хорошими организационными способностями", то, конечно, не думают при этом, что обладать "организационными способностями" - значит, обладать организационными навыками и умениями. Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его "организационными способностями", предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он может быстро и успешно приобрести необходимые умения и навыки.

Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно понимают такие индивидуальные особенности, которые сводятся не к наличию навыков, умений или знаний, но к легкости и быстроте их приобретения (см. схемы с 120-124).

Способности, так же как и темперамент, характеризуются целостностью качественных взаимообусловленных особенностей отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Среди этих особенностей существенное значение имеют и особенности, характеризующие динамику психической деятельности. Но при характеристике способностей эти особенности всегда рассматриваются лишь в отношении продуктивности, успешности деятельности.

244

Схема 120. Мотивация обучения истории

Схема 121. Закон единства обучения, воспитания и всестороннего развития (по С.И. Архангельскому)

Отличие темперамента от способностей

Оценка продуктивности деятельности - необходимый, основной момент при выделении любой индивидуальной особенности как элемента способностей. Между тем, при характеристике темперамента индивидуальные психические особенности рассматриваются вне всякой связи с продуктивностью деятельности.

245

Схема 122. Уровни усвоения

Схема 123. Виды профессиональной

Оценка значения какой-либо особенности для успешности деятельности совершенно несущественна для выделения ее в качестве свойства темперамента.

Вместе с тем, из сказанного вытекает, что некоторые особенности в динамике психических процессов могут рассматриваться и как свойства темперамента, и как способности.

246

Схема 124. Уровни обучения

По сравнению с отношениями личности, чертами характера и способностями особенности динамики психической деятельности представляются как формальные потому, что при одних и тех же динамических качествах, например, эмоциональной возбудимости или устойчивости эмоций, возможна очень разная направленность личности, различные черты характера, различные специальные и общие способности.

Контрольные вопросы и задания к Главе XIII

  1. Раскройте содержание элементов индивидуально-психологических характеристик персонала, влияющих на его психофизиологическую совместимость.
  2. Покажите влияние внешних условий на совместимость людей в малых группах.
  3. Назовите основные свойства высшей нервной деятельности человека.
  1. Физиологические основы темперамента и его связь с типом нервной системы.
  1. Что входит в понятие "социализация личности" ?
  1. Методы определения индивидуальных психофизиологических характеристик личности.
  1. Роль психодиагностики в определении индивидуальных характеристик персонала.
  1. Сформулируйте закон единства обучения и воспитания.

247

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.