Деятельность в самом общем виде представляет собой динамическое взаимодействие субъекта с внешним миром, в процессе которого происходит преобразование действительности и самого действующего субъекта.
В любой деятельности можно выделить предмет, продукт, средства и условия.
В психологическом понимании деятельность выступает как активность человека, побуждаемая мотивами и направляемая сознательной целью.
В структуре учебной деятельности, ведущей к усвоению теоретических знаний и способов теоретического мышления можно выделить учебные задачи и учебные действия.
Учебные задачи и действия строятся с учетом продвижения в учебном материале дедуктивным путем и, вместе с тем, с опорой на психологические принципы усвоения.
Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Изобразим схематично (см. схемы 71 -74).
Простым элементом деятельности служит действие, которое понимается как целесообразный законченный акт поведения человека, направленный на достижение цели. В основе всякой деятельности лежит потребность в чем-либо. Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и всегда направлена на достижение определенных целей, выступающих в форме объективной
169
Схема 71. Особенности деятельности
Схема 72. Личность в системе связей
170
Схема 73. Многомерность категории "деятельность"
Схема 74. Основные элементы деятельности
потребности, на удовлетворение которой направлен конкретный человеческий труд.
171
- Убеждения - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами.
- Установка - это механизм неосознанной регуляции поведения.
- Желания - переживания и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.
- Интерес - форма проявления познавательной потребности субъекта. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной зависимости и эмоциональной привлекательности.
- Мечта как мотив поведения есть созданный в представлении образ желаемого.
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет деятельности в человеческом
Схема 75. Взаимосвязь мотива и цели
172
Схема 76. Мотивы
Схема 77. Основные факторы, определяющие формирование цели - уровня достижений
смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, то есть его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние и предметные (действия, направленые на изменение состояния или свойств окружающего внешнего
173
мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания) действия.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, это общение, игра, учение и труд.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь - это язык в действии. Обратимся к блоку схем (см. схемы с 78 по 82).
Схема 78. Функции речи
Схема 79. Функции языка
Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос: "для чего нужна та или иная деятельность". Цель - это идеальный
174
Схема 80. Мотивации деятельности
Схема 81. Структурные характеристики элемента акта деятельности
175
образ продукта. Она воплощается, опредмечивается в продукте, который выступает результатом преобразованного предмета деятельности (см. схемы 82-83).
Схема 82. Психологическое строениеиндивидуальной деятельности (по А. Н. Леонтьеву)
Схема 83. Структура научной деятельности
- Раскройте психологический смысл понятия "деятельность".
- Основные элементы структуры деятельности.
- Взаимосвязь мотива и цели в форме объектив-
- ной потребности.
- Факторы, определяющие уровень достижений.
- Причины, влияющие на продуктивность навыков.
176