Глава IX
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия и т.п. Следующим уровнем является индивидуальный социальный опыт личности, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, особенности характера, самооценки и др.

Личность, находясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое' поведение. Существенные условия и психологические закономерности педагогического успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением ими потребностей личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного (см схему 57-58).

157

Система взаимоотношений с окружающим определяет Объективное положение ребенка и взрослого в окружающей социальной среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению.

Схема 57. Основные проблемы и науки о личности

158

Схема 58. Психологическая сущность

Деморфизмом называется фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую (см. схему 59).

Схема 59. Психологическая сущность личности

159

Схема 60. Психологические характеристики личности

Схема 61. Типы поведения на разных этапах развития психики

Схема 62. Развитие форм поведения в филогенезе

I Инстинкты Врожденные формы реагирования на определенные условия среды
II Навыки Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных
III Интеллектуальное поведение Сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков

160

Схема 63. Основные формы личности (по К.К. Платонову)

Схема 64. Стадии жизненного пути личности (по Э. Эриксону)

Старость Интеграция разочарование в жизни
Зрелость Творчество застой
Молодость Интимность изоляция
Подростковый возраст (латентная стадия) Идентичность диффузия
Школьный возраст Достижения неполноценность
Возраст игры (фаллическая стадия) Инициативность чувство вины
Ранний возраст (анальная стадия) Автономия сомнения, стыд
Младенчество (оральная стадия) Доверие недоверие

Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть: а) отношение человека к людям, б) отношение его к себе и в) отношение к предметам внешнего мира. Категория отношения к людям является решающей и определяющей функцией взаимоотношения. Уже в раннем возрасте в связи с существованием устоявшихся общественых требований и запретов

161

у ребенка возникает сознание обязательного и запрещенного. Наряду с формулой "хочу" отчетливее выделяются формулы: "можно", "нельзя", "нужно", "должно". Возникает различное соотношение внешнего и внутреннего мира - поведение "для себя" и "для других".

Из этих же взаимоотношений формируются такие черты характера человека, как инициативность, смелость, боязливость, откровенность, замкнутость, капризность, скрытность, прямота, лживость (см. схему 65).

Схема 65. Геометрическая модель личности

В исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из характера деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок.

Таким образом, не приобретенные навыки, умения и знания определяют характер деятельности человека,

162

а содержание и связи деятельности и то, как и какие процессы делают деятельность человека как личности возможной.

Уже первые шаги в указанном направлении приводят к возможности выделения очень важного факта. Он заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте (см. схему 66).

Схема 66. Состав основных подструктур личности

Основные подструктуры личности
Система ценностей Знание и опыт Особенности психических процессов Биопсихические особенности
мораль направленность убеждения мировоззрение идеалы интересы ведущие потребности опыт знания умения навыки привычки воля характер чувства устойчивость интересов темперамент (ведущее полушарие головного мозга) склонности влечения

Универсум - высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. Индивидуальность - уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Личность - человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. В узком смысле слова можно определить как уровень "интегральной индивидуальности", на котором осуществляются самые главные жизненные выборы, принимаются решения, имеющие судьбоносное значение для индивида. Субъект - человек как носитель предметно-практической деятельности,

163

распорядитель душевных сил. Индивид - человек как представитель рода, имеющий природные свойства, телесное бытие человека. Соматическая индивидуальность - уровень, отвечающий прежде всего за взаимосвязанную работу отдельных органов и их интеграцию в целостный организм. Под темпераментом чаще всего понимают совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействий человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенности моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций). Темперамент детерминирован в основном генетически. Задатки - это анатомо-физиологические особенности нервной системы и телесной организации человека, выступающие как индивидуально-природные предпосылки успешного формирования способностей. Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. Способности представляют собой уже сформировавшиеся и готовые к использованию системы функциональных органов, могущие обеспечить успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. Социальный статус (по В.С. Марлину) определяется как совокупность взаимосвязанных особенностей и черт человека, вытекающих из принадлежности его к конкретным социальным группам (формальным и неформальным) и социально-историческим общностям (нация, народность, класс и т.п.). Представляется необходимым дать блок схем, посвященных структуре, уровням и "интегральным индивидуальностям" личности (см. схемы с 67 по 69).

1. Эгоцентрический - определяется преимущественно стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу и т.п. Эгоцентрик относится к себе как к единице,

164

Схема 67. Структура личности (по К. Платонову)

Схема 68. Уровни развития личности

Схема 69. "Интегративные индивидуальности" по В. С. Мерлину (изменено и дополнено сведениями Б.Т. Ананьева)

Организм 1. Физическая индивидуальность
2. Биохимическая индивидуальность
3. Соматическая индивидуальность
Индивид 4. Первичные "индивидные" свойства:
а) возрастно-половые
б) индивидуально-типические (конституция, нейродинамика, функциональная ассиметрия)
5. Вторичные "индивидные" свойства (интегрированные психофизиологические функции и органические потребности):
а) темперамент
б) задатки
Личность 6. Характер
7. Способности
8. Личность (в узком смысле)
9. Социальный статус

165

самоценности, а к другим - сугубо потребительски, в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает, то он оценивается как хороший человек, если не помогает, то как плохой, враг.

2. Группоцентрический (корпоративный) - человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет.

3. Просоциальный (гуманистический). Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому определяется уже не только принадлежностью к определенной группе. За каждым человеком, пусть далеким, не входящим в группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. На этом уровне можно говорить о нравственности.

4. Духовный (эсхатологический). На этой ступени человек начинает осознавать себя и других не как конечные, смертные существа, но как существа особого рода, связанные и соотносимые с духовным миром, с Богом.

На каждой ступени меняется представление о более совершенной жизни, о благе и счастье вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

  1. На первой ступени это личное благо и счастье, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.
  2. На второй ступени благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек.
  3. На третьей ступени счастье и благополучие подразумевают их распространение на всех людей, все человечество.
  4. На четвертой ступени к этому прибавляется ощущение связи с Богом и представление о счастье как о служении Ему и полном единстве с Ним.

Классификация сфер внутренней жизни, предложенная епископом Михаилом Таврическим (Грибановский, 1856-1898 гг.)

  1. Материальная и чувственная жизнь, где люди стихийно движутся во взаимной и жесткой борьбе.

166

Схема 70. "Вертикаль души"

У эгоцентриста Утилизовать мир для себя, для своего удобства и выгоды.
У группоцентриста Сделать мир служащим, отвечающим интересам его группы.
У социально ориентированного Сделать мир равно приемлемым и славным для всех.
У духовно ориентированного Обожать мир, поднять, возвысить себя и мир до Бога, дабы Его воля была и на земле.
  1. Сфера умственой жизни, которая в своем колеблющемся и меняющемся свете соединяет людей через следование, единение вокруг определенных целей, идей.
  2. Сфера высших человеческих симпатий и сострадания.
  3. Сфера свободной веры.

В борьбе этих течений совершается драма внутренней жизни человека, у каждой из сфер - свои законы, свойства, природа. Так, например, советская культура, опираясь на мощь тоталитарного государства, формировала группоцентрический тип личности.

Главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все, кто вокруг - враги, против которых возможны любые средства борьбы. Все строилось исходя из тех или иных понятий партийного, классового подхода. Это донравственный период развития личности.

Западная культура развивала в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом. Центральными здесь стали понятия чести, справедливости, закона.

Крупнейшим вкладом в теорию личности и характерологию является педагогическое учение А.С. Макаренко. Основанное на марксистско-ленинском понимании

167

процесса становления человека и целей коммунистического воспитания, это учение необычайно глубоко показало формирование личности как члена микро- и макрогрупп (коллектива), через которые личность входит в более широкие системы общественных связей и взаимозависимостей.

В процессе социального формирования человека складывается его нравственный опыт, постоянно практикуемый в общественном поведении, а вместе с ним комплекс ценностей и собственных свойств человека.

Социальный генезис характерологических свойств, включая эгоцентрические, аутистические и антисоциальные черты личности, оставался закрытой книгой до тех пор, пока исследование процесса формирования отношений личности не было совмещено с изучением взаимоотношений между людьми, начиная с раннего детства, в той или иной структуре социальной группы.

Именно в этом плане педагогический опыт и учение А. С. Макаренко были своего рода психологическим открытием, поскольку раскрывался социогенез характера, прослеживался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутреннее отношение человека к окружающему миру.

Контрольные вопросы и задания к Главе IX

  1. Что входит в понятие "личность"?
  2. Понятие о психологической сущности личности.
  3. Биологическое и социальное в личности.
  4. Раскройте содержание основных подструктур личности.
  5. Структурно-уровневые индивидуальные различия личностей.

168

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.