Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия и т.п. Следующим уровнем является индивидуальный социальный опыт личности, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, особенности характера, самооценки и др.
Личность, находясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое' поведение. Существенные условия и психологические закономерности педагогического успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением ими потребностей личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного (см схему 57-58).
157
Система взаимоотношений с окружающим определяет Объективное положение ребенка и взрослого в окружающей социальной среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению.
Схема 57. Основные проблемы и науки о личности
158
Схема 58. Психологическая сущность
Деморфизмом называется фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую (см. схему 59).
Схема 59. Психологическая сущность личности
159
Схема 60. Психологические характеристики личности
Схема 61. Типы поведения на разных этапах развития психики
Схема 62. Развитие форм поведения в филогенезе
I |
Инстинкты |
Врожденные формы реагирования на определенные условия среды |
II |
Навыки |
Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных |
III |
Интеллектуальное поведение |
Сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков |
160
Схема 63. Основные формы личности (по К.К. Платонову)
Схема 64. Стадии жизненного пути личности (по Э. Эриксону)
Старость |
Интеграция разочарование в жизни |
Зрелость |
Творчество застой |
Молодость |
Интимность изоляция |
Подростковый возраст (латентная стадия) |
Идентичность диффузия |
Школьный возраст |
Достижения неполноценность |
Возраст игры (фаллическая стадия) |
Инициативность чувство вины |
Ранний возраст (анальная стадия) |
Автономия сомнения, стыд |
Младенчество (оральная стадия) |
Доверие недоверие |
Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть: а) отношение человека к людям, б) отношение его к себе и в) отношение к предметам внешнего мира. Категория отношения к людям является решающей и определяющей функцией взаимоотношения. Уже в раннем возрасте в связи с существованием устоявшихся общественых требований и запретов
161
у ребенка возникает сознание обязательного и запрещенного. Наряду с формулой "хочу" отчетливее выделяются формулы: "можно", "нельзя", "нужно", "должно". Возникает различное соотношение внешнего и внутреннего мира - поведение "для себя" и "для других".
Из этих же взаимоотношений формируются такие черты характера человека, как инициативность, смелость, боязливость, откровенность, замкнутость, капризность, скрытность, прямота, лживость (см. схему 65).
Схема 65. Геометрическая модель личности
В исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из характера деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок.
Таким образом, не приобретенные навыки, умения и знания определяют характер деятельности человека,
162
а содержание и связи деятельности и то, как и какие процессы делают деятельность человека как личности возможной.
Уже первые шаги в указанном направлении приводят к возможности выделения очень важного факта. Он заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте (см. схему 66).
Схема 66. Состав основных подструктур личности
Основные подструктуры личности |
Система ценностей |
Знание и опыт |
Особенности психических процессов |
Биопсихические особенности |
мораль направленность убеждения мировоззрение идеалы интересы ведущие потребности |
опыт знания умения навыки привычки |
воля характер чувства устойчивость интересов |
темперамент (ведущее полушарие головного мозга) склонности влечения |
Универсум - высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. Индивидуальность - уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Личность - человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. В узком смысле слова можно определить как уровень "интегральной индивидуальности", на котором осуществляются самые главные жизненные выборы, принимаются решения, имеющие судьбоносное значение для индивида. Субъект - человек как носитель предметно-практической деятельности,
163
распорядитель душевных сил. Индивид - человек как представитель рода, имеющий природные свойства, телесное бытие человека. Соматическая индивидуальность - уровень, отвечающий прежде всего за взаимосвязанную работу отдельных органов и их интеграцию в целостный организм. Под темпераментом чаще всего понимают совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействий человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенности моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций). Темперамент детерминирован в основном генетически. Задатки - это анатомо-физиологические особенности нервной системы и телесной организации человека, выступающие как индивидуально-природные предпосылки успешного формирования способностей. Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. Способности представляют собой уже сформировавшиеся и готовые к использованию системы функциональных органов, могущие обеспечить успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. Социальный статус (по В.С. Марлину) определяется как совокупность взаимосвязанных особенностей и черт человека, вытекающих из принадлежности его к конкретным социальным группам (формальным и неформальным) и социально-историческим общностям (нация, народность, класс и т.п.). Представляется необходимым дать блок схем, посвященных структуре, уровням и "интегральным индивидуальностям" личности (см. схемы с 67 по 69).
1. Эгоцентрический - определяется преимущественно стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу и т.п. Эгоцентрик относится к себе как к единице,
164
Схема 67. Структура личности (по К. Платонову)
Схема 68. Уровни развития личности
Схема 69. "Интегративные индивидуальности" по В. С. Мерлину (изменено и дополнено сведениями Б.Т. Ананьева)
Организм |
1. Физическая индивидуальность 2. Биохимическая индивидуальность 3. Соматическая индивидуальность |
Индивид |
4. Первичные "индивидные" свойства: а) возрастно-половые б) индивидуально-типические (конституция, нейродинамика, функциональная ассиметрия) 5. Вторичные "индивидные" свойства (интегрированные психофизиологические функции и органические потребности): а) темперамент б) задатки |
Личность |
6. Характер 7. Способности 8. Личность (в узком смысле) 9. Социальный статус |
165
самоценности, а к другим - сугубо потребительски, в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает, то он оценивается как хороший человек, если не помогает, то как плохой, враг.
2. Группоцентрический (корпоративный) - человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет.
3. Просоциальный (гуманистический). Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому определяется уже не только принадлежностью к определенной группе. За каждым человеком, пусть далеким, не входящим в группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. На этом уровне можно говорить о нравственности.
4. Духовный (эсхатологический). На этой ступени человек начинает осознавать себя и других не как конечные, смертные существа, но как существа особого рода, связанные и соотносимые с духовным миром, с Богом.
На каждой ступени меняется представление о более совершенной жизни, о благе и счастье вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.
- На первой ступени это личное благо и счастье, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.
- На второй ступени благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек.
- На третьей ступени счастье и благополучие подразумевают их распространение на всех людей, все человечество.
- На четвертой ступени к этому прибавляется ощущение связи с Богом и представление о счастье как о служении Ему и полном единстве с Ним.
Классификация сфер внутренней жизни, предложенная епископом Михаилом Таврическим (Грибановский, 1856-1898 гг.)
- Материальная и чувственная жизнь, где люди стихийно движутся во взаимной и жесткой борьбе.
166
Схема 70. "Вертикаль души"
У эгоцентриста |
Утилизовать мир для себя, для своего удобства и выгоды. |
У группоцентриста |
Сделать мир служащим, отвечающим интересам его группы. |
У социально ориентированного |
Сделать мир равно приемлемым и славным для всех. |
У духовно ориентированного |
Обожать мир, поднять, возвысить себя и мир до Бога, дабы Его воля была и на земле. |
- Сфера умственой жизни, которая в своем колеблющемся и меняющемся свете соединяет людей через следование, единение вокруг определенных целей, идей.
- Сфера высших человеческих симпатий и сострадания.
- Сфера свободной веры.
В борьбе этих течений совершается драма внутренней жизни человека, у каждой из сфер - свои законы, свойства, природа. Так, например, советская культура, опираясь на мощь тоталитарного государства, формировала группоцентрический тип личности.
Главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все, кто вокруг - враги, против которых возможны любые средства борьбы. Все строилось исходя из тех или иных понятий партийного, классового подхода. Это донравственный период развития личности.
Западная культура развивала в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом. Центральными здесь стали понятия чести, справедливости, закона.
Крупнейшим вкладом в теорию личности и характерологию является педагогическое учение А.С. Макаренко. Основанное на марксистско-ленинском понимании
167
процесса становления человека и целей коммунистического воспитания, это учение необычайно глубоко показало формирование личности как члена микро- и макрогрупп (коллектива), через которые личность входит в более широкие системы общественных связей и взаимозависимостей.
В процессе социального формирования человека складывается его нравственный опыт, постоянно практикуемый в общественном поведении, а вместе с ним комплекс ценностей и собственных свойств человека.
Социальный генезис характерологических свойств, включая эгоцентрические, аутистические и антисоциальные черты личности, оставался закрытой книгой до тех пор, пока исследование процесса формирования отношений личности не было совмещено с изучением взаимоотношений между людьми, начиная с раннего детства, в той или иной структуре социальной группы.
Именно в этом плане педагогический опыт и учение А. С. Макаренко были своего рода психологическим открытием, поскольку раскрывался социогенез характера, прослеживался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутреннее отношение человека к окружающему миру.
- Что входит в понятие "личность"?
- Понятие о психологической сущности личности.
- Биологическое и социальное в личности.
- Раскройте содержание основных подструктур личности.
- Структурно-уровневые индивидуальные различия личностей.
168