"Управленческий континуум" (по К.С. Джорджу)
Годы |
Индивидуум или этническая группа |
Основной вклад в развитие менеджмента |
4000 до н.э. |
Египтяне |
Признание необходимости планирования, организации и контроля |
3000 |
Шумеры |
Письменность; регистрация фактов |
2600 |
Египтяне |
Децентрализация и организация управления |
1800 |
Хаммурапи |
Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы |
1600 |
Египтяне |
Централизация в управлении |
1491 |
Евреи |
Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения |
1100 |
Китайцы |
Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля |
500 |
Менциус |
Признание необходимости систем и стандартов |
500 |
Китайцы |
Признание принципа специализации |
400 |
Ксенофонт |
Признание менеджмента как особого вида искусства |
350 |
Платон |
Формулировка принципа специализации |
325 |
Александр Великий |
Создание штаба |
20 н.э. |
Иисус Христос |
Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения |
284 |
Диоклетиан |
Делегирование полномочий |
900 |
Аль-Фараби |
Требования к руководителю |
1436 |
Венецианцы |
Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; метод конвейера; управление кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости |
1500 |
Томас Мор |
Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого руководства |
1525 |
Макиавелли |
Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качеств руководителя |
1776 |
Дж. Стюарт |
Истоки теории власти |
566
1776 |
Адам Смит |
Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда |
1799 |
Эли УИТНИ |
Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей |
1800 |
Джеймс Уатт, Маттеус Бултон, Сохо |
Стандартные операции; спецификации; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих |
1810 |
Роберт Оуэн |
Ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих |
1820 |
Джеймс Милл |
Анализ человеческой мотивации |
1855 |
Генри Пур |
Принципы организации, связи информации на железных дорогах |
1856 |
Даниэль К. МакКаллум |
Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента |
1886 |
Генри К. Меткалф |
Искусство менеджмента; наука управления |
1900 |
Фредерик У. Тэйлор |
Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация; система оценки себестоимости; исследования рабочего времени; упор на работу менеджера; упор на исследования; стандарты, планирование, контроль и кооперация |
1900 |
Франк Б. Гилбрет |
Наука мотивационных исследований |
1901 |
Генри Л. Гант |
Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Ганга; ответственность менеджеров за подготовку рабочих |
1910 |
Гуго Мюнстерберг |
Использование психологии в менеджменте и работе |
1911 |
Дж. К. Дункан |
Первый учебник менеджмента для колледжей |
1916 |
Анри Файоль |
Первая полная теория менеджмента; преподавание менеджмента в учебных заведениях |
1916 |
Александр Г. Черч |
Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в целое |
1921 |
Вальтер Д. Скотт |
Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами |
1927 |
Элтон Мэйо |
Социологическая концепция групповых устремлений |
1928 |
Т.К. Фрай |
Статистические основы теории обслуживания |
1930 |
Мэри П. Фоллет |
Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой менеджмент |
567
1938 |
Честер Барнард |
Теория организации; социологические аспекты менеджмента; коммуникации |
1938 |
П.М.С. Блэкетт |
Операционные исследования |
1943 |
Линдэлл Урвик |
Корреляция принципов менеджмента |
1947 |
Макс Вебер, Ренсис Ликерт, Крис Аржирис |
Упор на психологию и исследования человеческих отношений в теории организации |
1949 |
Норберт Винер, Клод Шеннон |
Системный анализ и теория информации в менеджменте |
1951 |
Франк Абраме, Селекман |
Ввели искусство управления в мышление менеджеров |
1955 |
Герберт Саймон, Левитт |
Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как наблюдаемый и измеряемый процесс |
1960 |
Дуглас МакГрегор |
Доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В "теории X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в "теории Y" - принцип распределения ответственности |
1965 |
Игорь Ансофф |
Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования |
1975 |
Вильям Оучи |
Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка - причина существования фирм. "Теория Z" |
1975 |
Геральд Саланчик |
Теория властных структур внутри и между организациями |
1976 |
Розмари Стюарт |
Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между видами управленческих задач |
1980 |
Л. Портер |
Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость |
1982 |
Джон Коттер |
Исследование работы высших руководителей |
1982 |
Теренс Дил, Алан Кеннеди |
Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на "организационное поведение" и корпоративное развитие |
1985 |
Том Питере |
Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации - как к важному ресурсу развития бизнеса |
568