1.4. Современное состояние теории управления

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного (при явном доминировании последнего). Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных "школ управления", а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Результатом этого является фактически исчерпывающий охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области - именно в силу труднообозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок - таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов. Один из крупных теоретиков менеджмента Г. Кунц уподобил ее "джунглям", в которых "множество подходов

33

является обескураживающим и губительным" [160]. Правда, в этих "джунглях", как остроумно заметил другой крупнейший теоретик - Г. Саймон, "бродят слоны", что означает существование мощных с теоретической и с прикладной точек зрения концепций. Продолжая эту метафору, специалисты указывают, что в настоящее время существует "тропа из джунглей" - концепция, позволяющая дать надежную основу для дальнейшего развития теории управления, для синтеза в ней существующих сегодня результатов. Это - ситуационный подход [169].

Согласно ему, как уже отмечалось, любая организация есть открытая система, взаимодействующая со "средой", а все, что происходит внутри нее, и все, что составляет содержание эффективного управления, невозможно охарактеризовать без ключевого понятия современного менеджмента - понятия адаптации. В рамках ситуационного подхода возникли новые направления и течения, введены новые конструктивные понятия, сформировались перспективные тенденции развития теории управления. В частности, это концепции "стратегического менеджмента" и "управления персоналом", понятие "организационной культуры". Последняя вообще рассматривается как своеобразный "теоретический прорыв" в управленческой мысли, произошедший в 80-е гг. Организационная культура определяется как наличие у всех работающих общих целей и их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организаций. Организационная культура как очень мощное средство управления (особенно широко используемое в Японии) по силе ее воздействия на поведение людей ставится сегодня на один уровень с такими, традиционно считающимися главными, факторами управления, как структура организации и мотивация. Эти новые направления и понятия теории и практики менеджмента будут рассмотрены далее в соответствующих главах.

Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития теории управления [21]. Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла "компьютерная революция", создавшая качественно новую по своим возможностям техническую

34

базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента - за демократическими "партисипативными" (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием "размораживания потенциала группы". Проще говоря - это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

Третья тенденция - интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросскультурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления1. Она обозначается, как "тихая управленческая революция", а ее ключевыми чертами являются следующие [56].

  1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.
  2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как "органическое целое", имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления (табл. 1 по [56]).

35

Таблица 1

Организация как открытая система

Черты и свойства Характеристика, обоснование
Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами
Связи Компоненты системы связаны между собой
Структура Форма связи организационно закреплена в структуре
Взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодействия с окружающей средой
Процесс Изменения, происходящие в результате взаимодействий, называются процессами
Холизм и эмерджентные свойства Система - целостность (holism - англ. < holos - греч.: целое), проявляющая свойства, возникающие только в результате взаимодействия ее компонентов
Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему
Окружение Представлено явлениями, образованиями, которые не являются частью системы, но существенно влияют на нее. Это окружающая среда системы
Концептуализм Система - это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивида или группы, разработавших эту концепцию
  1. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис - вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.
  2. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Как отмечается в [56], "важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях - когнитариат". Он уже не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

36

Принципы управления (90-е гг. XX в.):

  • - лояльность к работающим;
  • - ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
  • - коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
  • - атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих (организационная культура);
  • - обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
  • - своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
  • - методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
  • - непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
  • - умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.;
  • - этика бизнеса;
  • - честность и доверие к людям;
  • - опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
  • - перспективное и целостное видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть;
  • - качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Итак, в данной главе были рассмотрены некоторые основные этапы и особенности развития теории управления, взглядов на природу и содержание управленческой деятельности. Дополнительные сведения по данной теме можно почерпнуть из литературных источников, представленных в списке литературы [12, 13, 34, 40, 41, 48, 97].

37


1 Парадигма - система взглядов, вытекающих из основополагающих идей той или иной науки, определяющая ее сущность и главные направления развития в тот или иной период.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.