5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

В теории управленческого прогнозирования ключевую роль играет понятие плановых предположений. Под ними понимается вероятное окружение (т.е. вся совокупность условий, факторов, обстоятельств), в котором будут реализовываться планы организации. Следовательно, плановые предположения - это результат прогнозирования, его конечный продукт. Но одновременно плановые

101

предположения - это основа, исходная база, на которой разрабатывается, а в дальнейшем детализируется система планов организации. Они, таким образом, выполняют роль связующего звена между функциями прогнозирования и планирования.

Существует несколько основных разновидностей плановых предположений. Так, они различаются по своей ориентации: это предположения относительно вероятных в будущем параметров внешней среды и относительно возможных будущих результатов собственного функционирования. С этим различием частично совпадает, но в целом отлично от него разделение плановых предположений на прогнозы состояния внешней и внутренней среды организации в целом (а не только ее ожидаемых результатов). Внутриорганизационные прогнозы играют большую роль, поскольку они позволяют "заглянуть в завтрашний день" организации, предвосхитить зарождающиеся тенденции "внутренней жизни" и по возможности стимулировать позитивные из них и предотвратить негативные. Внешние плановые предположения подразделяются на три группы:

  • - предположения относительно общего окружения, куда входят прогнозируемые экономические, технологические, политические, социальные и этнические условия;
  • - предположения относительно состояния рынка продукции (спроса, услуг, конкуренции);
  • - предположения относительно состояния рынка факторов производства.

Внутренние плановые предположения касаются, в первую очередь, таких факторов, как объем капиталовложений, привлеченные инвестиции, изменение используемых технологий и средств труда, изменение оргструктуры управления, изменение квалификационных характеристик персонала и административного аппарата и др.

Внешние и внутренние плановые предположения могут быть, в свою очередь, двух основных типов - количественные и качественные. Примером количественных предположений может быть, скажем, ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), а качественных - ожидаемый престиж того или иного вида продукции. Кроме того, существует категория комбинированных - количественно-качественных плановых предположений.

Плановые предположения имеют важное различие по тому, в какой степени они подконтрольны организации. Существует

102

множество неконтролируемых, но хорошо прогнозируемых факторов - таких, например, как динамика роста численности населения, налоговая политика, коммерческие цены и пр. К контролируемым предположениям относятся, например, выход на новые рынки, интенсификация научных исследований. Наряду с ними выделяют также и категорию частично контролируемых, плановых предположений, например уровень текучести кадров.

Плановые предположения могут затрагивать ожидаемое будущее состояние всей организации в целом, и тогда они приобретают вид общих, или сводных (глобальных), прогнозов. Но они могут носить и более локальный характер, затрагивая либо какое-то подразделение организации, либо тот или иной показатель ее деятельности.

По параметру степени определенности, обоснованности плановые предположения подразделяются на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные). В основе детерминистских прогнозов лежит применение стандартных методов научного прогнозирования. Стохастические прогнозы реализуются без должной стандартизации и формализации, а в ряде случаев имеют интуитивную основу.

В практике управления целесообразно различать первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы), носящие, как правило, достаточно общий (а часто - глобальный) характер, не только могут, но и должны быть затем использованы в качестве исходных посылок для следующего шага прогнозирования. Они поэтому, будучи с одной стороны результатами прогнозирования, одновременно являются и его предпосылками, исходным материалом. В ходе этого процесса начальные прогнозы детализируются и конкретизируются. Далее возможна, а часто необходима дальнейшая конкретизация - разработка еще более детальных ("третичных") плановых предположений. Переход от плановых предположений более общего характера к предположениям более локального и конкретного типа, их последовательная смена во времени составляет основное содержание процесса прогнозирования. Одновременно этот процесс приобретает черты иерархической организации, упорядоченности, поскольку плановые предположения различных этапов являются и разными уровнями конкретизации осуществляемых прогнозов (рис. 12).

103

Рис. 12. Иерархия плановых предположений
Рис. 12. Иерархия плановых предположений

Существуют и иные классификации плановых предположений, а следовательно, и типов прогнозов. В частности, это плановые предположения как результат индивидуальных усилий руководителя и как результат совместной деятельности какой-либо группы в составе организации (например, группы советников, экспертов по прогнозированию). Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения; при этом используется критерий временной перспективы прогнозирования.

Основные типы плановых предположений как продукты прогнозирования схематически представлены на рис. 13.

Можно видеть, что общая картина всей системы плановых предположений достаточно сложна, включает в себя разные (причем - по многим признакам) типы прогнозов, что свидетельствует о комплексности и многоаспектности функции прогнозирования в целом. Она пронизывает все сферы управления и его структурные подразделения, включена во все его этапы и задачи. Вместе с тем необходимо отметить, что в теории управления сложилась еще одна - наиболее общая классификация типов процессов прогнозирования. Она основывается на содержательном критерии - характере решаемых в процессе прогнозирования задач, сфере его применения. В нее входит пять типов прогнозирования:

  • экономическое прогнозирование используется для предсказания общего состояния экономики или состояния конкретной организации;
  • технологическое прогнозирование направлено на возможное предсказание того, разработку каких новых технологий можно ожидать в будущем; когда это может произойти; какие экономические последствия это повлечет за собой;

104

  • прогнозирование сбыта имеет широкую сферу действия, связано со всем спектром проблем, возникающих в связи с реализацией продукции организации, и часто рассматривается как главный и основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации1;
  • прогнозирование развития конкуренции направлено на предсказание возможных изменений стратегии и тактики конкурентов;
  • социальное прогнозирование направлено на предсказание изменений в социальных установках людей и состояния общества в целом.
Рис. 13. Структура плановых предположений
Рис. 13. Структура плановых предположений

Все основные типы прогнозирования тесно взаимосвязаны между собой, поскольку эффективный прогноз в какой-либо из

105

указанных сфер обязательно требует учета информации во всех иных сферах.

Сложность и важность функции прогнозирования привели к тому, что в настоящее время во многих организациях существуют специализированные подразделения, деятельность которых целиком посвящена этой задаче. Более того, и в широком - социальном контексте прогнозирование сегодня - это специализированная область (со своими подразделами, методами, организациями), достигшая высокого уровня развития1. В ней разработаны специализированные методы прогнозирования, которые используются в управленческом прогнозировании.

Эти методы включают три основные группы: "неформальные", количественные и качественные методы прогнозирования. Наиболее развиты методы двух последних групп. Основными количественными методами прогнозирования, очень широко применяющимися в практике управления, являются методы "анализа временных рядов" (метод проецирования тренда) и каузального (причинно-следственного) моделирования. Метод анализа временных рядов (АВР) основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Иначе говоря, выявляются тенденции прошлого и, далее, они как бы продлеваются на будущее. Каузальное моделирование (КМ) - способ прогноза посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными2. Качественные методы более многочисленны, но менее точны (метод "жюри", метод "совокупного мнения сбытовиков", метод "ожидания потребителя", метод экспертных оценок, а также семейство дедуктивных методов).

В заключение отметим, что одним из наиболее эффективных способов реализации прогностической функции, к которому организации все чаще прибегают в последнее время, является так называемое многовариативное - полисценарное прогнозирование. Его роль особенно возросла в связи с развитием компьютерной техники. Принцип полисценарного прогнозирования состоит в следующем. Параллельно создается несколько альтернативных

106

систем плановых предположений. Внутри каждой из них отдельные плановые предположения должны быть обязательно согласованы как по содержанию, так и по хронологии развертывания. Это - так называемые сценарии (scripts). Причем они, как правило, базируются на категории контролируемых плановых предположений. Тот или иной сценарий принимается затем как основной в зависимости от того, как будут развертываться внешние события, образующие категорию неконтролируемых плановых предположений. Наконец, результаты развертывания сценариев сопоставляются и определяется наиболее приемлемый из них. Как правило, выделяется три основных типа сценариев:

  • оптимистический - основан на предположении, что экономические и социальные перспективы будут благоприятны;
  • реалистический - базируется на предположении, что экономические и социальные перспективы останутся на прежнем уровне;
  • пессимистический - строится на предположении, что экономические и социальные перспективы будут неблагоприятны.

Тем самым поливариативный, или "сценарный" (скриптовый), подход к прогнозированию рассматривается как средство, позволяющее частично решить основную задачу прогнозирования - задачу оптимального сочетания "жесткости" прогнозов и их необходимой гибкости, изменяемости под влиянием принципиально непредсказуемых ситуационных факторов внешней среды.

Итак, функция прогнозирования является комплексной, сложной и высокозначимой для управленческой деятельности, для деятельности организаций в целом. Поэтому, безусловно, она требует от руководителя мобилизации всех его интеллектуальных ресурсов, всех его психологических возможностей. Вместе с тем необходимо вновь обратить внимание на закономерность, отмеченную в предыдущей главе. Так же как и функция целеполагания, функция прогнозирования имеет прямой аналог в структуре психики человека, в системе его психических процессов. Это - психический процесс прогнозирования. Для его характеристики применяются специальные психологические понятия: опережающее отражение, вероятностное прогнозирование, антиципация (см. гл. 19). Он является поэтому психологической основой для реализации прогностической функции в деятельности руководителя.

107


1 Например, Г. Кунц и С. О'Доннел, отмечая универсальность этого типа прогнозирования, пишут, что "...несомненно, любой университет при составлении своих планов интересуется своим "рынком студентов". То же самое подчеркивается и в известном положении теории управления: "Основная ошибка многих организаций состоит в том, что они пытаются продать то, что у них есть, а не производить то, что можно продать". Прогноз сбыта - это предсказание ожидаемого сбыта по видам продукции и ценам на заданный период времени.
1 Сложились и целые дисциплины прогностического типа - футурология, теория прогнозирования, а также крупные национальные и транснациональные прогностические организации типа "Римского клуба", Института Гэллапа, корпорации РЭНД и др.
2 Иллюстрируя этот метод, М. Мескон и др. приводят такой пример: если спрос на цветные телевизоры всегда в прошлом падал на 10%, когда ВНП снижался на 4%, то можно сказать, что такое же соотношение (10 к 4) сохранится и на прогнозируемое будущее [58].
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru