Рассмотрим стихотворение Г. Державина "Пирамида".
Зрю,
Зарю,
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу.
Но что? - от солнца ль в ней толь милое блистанье?
Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.
1. Анализ графической формы художественного текста
1.1. Основа графической фактуры этого стихотворения - начертание слов, словосочетаний и фраз, которые в объеме строфы-текста представляют собой рисунок/геометрическую фигуру пирамиды с усеченной вершиной.
Окраска - типографская, черная.
1.2. Единицей этого графического рисунка является поэтическая графическая строка, объем которой увеличивается от вершины к основанию пирамиды (1-я строка - 3 графемы, 2-я строка - 4 графемы, 3-я строка - 6 графем и т.д.). В последней (восьмой) строке 32 графемы и 4 знака препинания, тогда как в предпоследней (седьмой) - 37 графем и 3 знака препинания; таким образом, строгая форма пирамиды нарушается, и большая длина предпоследней строки по отношению к последней придает всему рисунку новый оттенок: пирамида с усеченной вершиной одновременно напоминает китайскую пагоду.
1.3. В стихотворении реализуется смешанный функциональный тип поэтической графики, в который объединились декоративно-изобразительная (рисунок, фигура пирамиды-пагоды) и конструктивная (прямая связь рисунка с содержанием стихотворения).
1.4. Графическая форма этого текста есть визуальная иллюстрация и манифестация его содержания: поэт видит в пирамиде "зарю" и "солнца блистанье", поскольку для автора пирамида - это его память, свет памяти, представленный в воображении в форме пирамиды. Таким образом, графика текста гармонично взаимодействует как с паралингвистическими единицами (метр, ритм, рифма, интонация, строфа), так и с речевыми (лексика, синтаксис и фонетика).
1.5. Ядерный текстовый смысл этого стихотворения выражается лексически: "память - это пирамида света". Графические средства не только сопутствуют
480
речевым в выражении этого смысла, но и представляют его в материально-графическом виде.
Графическое единицы этого стихотворения наряду с речевыми доминируют в выражении текстовых смыслов.
2. Анализ дикции
Текст: стихотворение О. Мандельштама "Пусти меня, отдай меня, Воронеж...".
2.1. Фонетическая транскрипция текста:
2.2. Артикуляционный анализ фонетических стыков слов.
- 1 -я строка - затруднений в произношении нет;
- 2-я строка - затруднений в произношении нет;
- 3-я строка - затруднений в произношении нет;
- 4-я строка - затруднено произношение на стыке слов Воронеж и блажь (ш → б), Воронеж и ворон (ш → в), ворон и нож (н → н). В двух первых случаях сталкиваются дентальный шипящий щелевой с лабиальным взрывным; в третьем случае на стыке фонолексем возникает окказиональная долгота сонорного [ н ].
2.3. В тексте наличествует три нарушения благозвучности и дикции. Однако данные нарушения являются результатом реализации авторского замысла: нарушение дикции способствует паузированию и интонационному выделению ключевых слов Воронеж, блажь, ворон и НОЖ, что способствует усилению ядерных, глубинных смыслов этого стихотворения - "жажда жизни" и "неотвратимая гибель/казнь поэта".
2.4. Дикция этого стихотворения затруднена в четвертом, заключительном, стихе, что сделано автором сознательно, т. к. эта строка является и дикционно, и фонетически, и лексически, и синтаксически ключевой в понимании и декодировании смысловой структуры данного текста.
3. Графический анализ поэтического ритма
3.1. Метрическая схема строфы стихотворения О. Мандельштама "Пусти меня, отдай меня, Воронеж...":
481
3.2. Отступления от канонического пятистопного ямба:
- 1 -я строка - 2 пиррихия во 2-й и 4-й стопах.
- 2-я строка - 2 пиррихия во 2-й и 4-й стопах. Следует отметить однотипность ритмических фигур в этих стихах.
- 3-я строка - 1 спондей на первом слоге и 2 пиррихия на тех же стопах, что в 1-й и 2-й строках.
- 4-я строка - отступлений нет.
3.3.
3.4. Геометрическая фигура представляет собой единство прямоугольников и треугольников (общая сторона проходит по пиррихиям на 2 стопе).
3.5. Ускорение ритма в 1, 2 и 3-й строках на 2-й и 4-й стопах. Замедление ритма в 3-й строке на первом слоге.
3.6. Геометрическая фигура, произведенная на основе точек отступления от канонического ямба, включает в себя треугольник и прямоугольник (всего 7 угловых точек). Таким образом, индивидуальный поэтический ритм этого стихотворения определяется как богатый с наличием шести ускорений и одного замедления.
4. Анализ индивидуально-авторской интонации
4.1. Индивидуально-авторская интонация в этом тексте выражается следующими материальными знаками:
- а) знаки препинания:
- 1-я строка - 2 запятые (однородные члены предложения и обращение; двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения),
- 2-я строка - 1 запятая между простыми предложениями,
- 3-я строка - 1 запятая между простыми предложениями и тире в бессоюзном сложном предложении со значением результата,
- 4-я строка - 1 запятая между простыми предложениями, 1 запятая между однородными сказуемыми в простых предложениях;
- б) наличие 6 ускорений и 1 замедления поэтического ритма;
- в) нарушение (трижды) дикции в 4-й строке.
4.2. Синтаксическая структура стихотворения включает в себя различные явления, которые объединяются на общей для всех фигуре повтора: повторы однородных членов предложения в первом предложении (повторы сказуемого и дополнения), во втором предложении (повтор сказуемого), в третьем предложении (повтор сказуемого); в пятом предложении (однородные сказуемые). Также наблюдается структурно-смысловой, грамматический и лексико-
482
синтаксический параллелизм в реализации 4-го и 5-го простых предложений (подлежащее - сказуемое, выражение именной частью составного именного сказуемого).
Таким образом, в основе синтаксической структуры текста лежат общие для всей системы явления параллелизма и повтора, что усиливает интонационные фигуры.
4.3. Смысловая интонация в данном тексте абсолютно совпадает с ритмической:
- 1-я строка - Пусти - отдай и меня - меня;
- 2-я строка - уронишь - проворонишь;
- 3-я строка - выронишь - вернешь (наблюдается также повтор избыточного с точки зрения экспликации подлежащего ты во 2-м и 3-м простых предложениях);
- 4-я строка - Воронеж - блажь и Воронеж - ворон, нож.
В первых трех строках интонация усиливается (ускорение) за счет наличия в них 6 пиррихиев и замедляется (наличие спондея в третьей строке) с акцентацией и выделением личного местоимения "ты" ("Воронеж").
4.4. Основная функция интонационных фигур (интонация смысловая и ритмическая) - выделительно-усилительная.
4.5. Индивидуальная интонация этого текста включает в себя две фигуры смыслового и ритмического характера:
- а) 1, 2, 3-я строки - усилительные;
- б) 4-я строка - выделительная.
Наличие двух данных интонационных фигур обусловлено существованием в смысловой структуре текста двух смысловых блоков: "жажда жизни" и "неотвратимая гибель/казнь поэта". Усилительная интонационная фигура накладывается на первый смысловой блок, а выделительная фигура - на второй. Такой изоморфизм интонационной и смысловой структур стихотворения способствует более сильному и экспрессивному выражению текстовых смыслов.
483