Схема анализа паралингвистических средств художественного текста

  • 1. Анализ графической формы художественного текста.
  • 1.1. Определить характер фактуры визуального текста.
  • 1.1.1. Начертание (почерк, шрифт, набор, рисунок, орнамент, особенности орфографии, графические повторы и др.).
  • 1.1.2. Окраска (цветовое выражение графем и графических единств).
  • 1.2. Выделить и охарактеризовать единицы графики (графемы, графическое единство, графический рисунок, фигура, графический орнамент, авторская орфография и пунктуация).
  • 1.3. Определить функциональный тип графики (выделительная, декоративно-изобразительная, конструктивная графика).

478

  • 1.4. Установить связь данного функционального типа графики с речевыми и другими паралингвистическими средствами.
  • 1.5. Выявить визуальные смыслы текста и сопоставить их с общетекстовыми смыслами. Установить, является ли графическое средство доминирующим или сопутствующим в выражении художественного смысла.
  • 2. Анализ дикции.
  • 2.1. Произвести фонетическую транскрипцию анализируемого фрагмента/текста.
  • 2.2. Произвести артикуляционный анализ звуков, составляющих фонетические стыки слов во фразе/стихе.
  • 2.3. Выявить нарушения фонетической сочетаемости на стыках слов (окказиональная долгота согласных и гласных звуков; затрудненное произношение однотипных по месту и способу образования согласных звуков; появление слоговых/морфемных и проч. неологизмов на стыках слов; аллитерационная перегруженность стыков слов; окказиональный повтор одного и того же звука в начале/конце фонетического единства; наличие иноязычных слов во фразе/стихе, образующее нетипичное для русской фонетики фонологические комплексы и др.).
  • 2.4. На основании произведенных действий сделать вывод о степени благозвучности, чистоте дикции анализируемого фрагмента/текста.
  • 3. Графический анализ поэтического ритма.
  • 3.1. Составить метрическую схему строфы/стихотворения.
  • 3.2. Выявить и отметить отступления (наличие пиррихиев и спондеев) от канонического метра.
  • 3.3. Соединить отрезками прямой линии точки выявленных отступлений от канонического метра.
  • 3.4. Оценить полученные геометрические фигуры (треугольники, многоугольники и т.д.) по количеству углов.
  • 3.5. Определить участки замедления и ускорения поэтического ритма данного стихотворения.
  • 3.6. Оценить индивидуальный поэтический ритм по шкале "богатый -бедный" (отрезок прямой линии - "очень бедный"; треугольник - "бедный"; четырехугольник - "средне-богатый"; пяти-семиугольник - "богатый"; многоугольник, имеющий более 7 углов, - "сверхбогатый").
  • 3.7. Соотнести особенности индивидуального поэтического ритма с интонационной спецификой анализируемого текста.
  • 4. Анализ индивидуально-авторской интонации в художественном тексте.
  • 4.1. Выявить материальные знаки выражения индивидуально-авторской интонации (знаки препинания, другие графические единицы текста, разрыв цельности ритма, нарушение дикции и т.д.).
  • 4.2. Выявить в тексте синтаксические особенности индивидуально-авторской интонации.
  • 4.3. Выделить в тексте фрагменты, где реализуются смысловая и ритмическая интонации.

479

  • 4.4. Определить функции интонационных фигур в данном тексте.
  • 4.5. Выявить соотношение интонационной системы текста с его тексто-смысловой структурой.

480

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru