Анализ поэтического ритма

Упражнение 226. Прочитайте данные Ю.В. Казариным определения поэтического ритма. Почему стало возможным существование множественного, неоднозначного определения поэтического ритма? Выявите аспекты, которые отображены в данном определении ритма. Определите основную и вторичные функции поэтического ритма. Как соотносятся узкое и широкое понимание термина "поэтический ритм"? Как соотносятся категории поэтического метра и поэтического ритма? Почему данные понятия не совпадают?

Поэтический ритм - это:

  • 1) явление языковое сверхуровневого, суперсегментного характера;
  • 2) явление речевое, связанное с акцентологией вообще и с декламацией в частности;
  • 3) явление стиховое, т.е. стихообразующее в целом, превращающее в стихи любой отрезок/фрагмент речи или текста;
  • 4) явление идиостилевое, связанное прежде всего с индивидуально-авторской интонацией (антрополингвистический аспект);
  • 5) категория поэтики стихотворного текста;
  • 6) явление культуры, связанное с национальной поэзией ("народные" ритмы Кольцова и Некрасова, например);
  • 7) явление эстетическое, связанное с художественным методом, направлением, школой, манерой.

Поэтический ритм - это индивидуально-авторская реализация в стихотворном тексте компонентов и единиц силлаботонической системы русской поэзии (узкое понимание термина).

Поэтический ритм - это возможности тонической организации русской просодической системы в целом (широкое понимание термина). Единица ритма в широком смысле - каноническое/эталонное положение ударного слога в метрической стопе. Единица ритма в узком смысле - акцентные отступления от метрического канона/эталона. Такими отступлениями являются пиррихий и спондей (Казарин, 1999, 117-121).

Упражнение 227. Прочитайте сформулированные Ю.В. Казариным этапы графического метода оценки поэтического ритма А. Белого. Почему и за что В.М. Жирмунский и Б.Л. Пастернак критиковали графический метод А. Белого? Каковы положительные черты данного метода?

Графический метод оценки поэтического ритма А. Белого состоит из пяти этапов:

  1. Составление метрической схемы стихотворения.
  2. Фиксация и выделение отступлений от канонического метра.
  3. Объединение данных акцентных отступлений в графические фигуры (путем соединения их в метрической схеме отрезками прямой).

475

  1. Определение "скорости" поэтического ритма данного стихотворения.
  2. Классификация и оценка индивидуального поэтического ритма по шкале "богатый - бедный" (Казарин, 1999, с. 120).

Упражнение 228. Прочитайте вслух стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Определите метр этого текста, а также составьте метрическую схему первой и второй строф. Найдите в первых двух строфах данного текста отступления от ямбического размера (метра). Отметьте в метрической схеме наличие пиррихиев, спондеев и других акцентологических нарушений канонического ямба. Произведите анализ поэтического ритма данного стихотворения, используя графический метод оценки ритма (по шкале "богатый - бедный").

Упражнение 229. Сделайте графический анализ стихотворений "Элегия" и "Суровый Дант не презирал сонета..." А.С. Пушкина, сопоставьте ритмические фигуры и выявите ритмические особенности этих текстов. Почему поэтический ритм стихотворения "Элегия" сложнее и богаче, чем ритм второго стихотворения?

Упражнение 230. Прочитайте стихотворение Н. Гумилева "Вечер". Почему поэтический ритм этого стихотворения можно считать богатым? Определите количество спондеев и пиррихиев в этом текста. Почему наличие пиррихиев "ускоряет" поэтический ритм, а наличие спондеев "замедляет" его?

Как этот ветер грузен, не крылат!
С надтреснутою дыней схож закат,

И хочется подталкивать слегка
Катящиеся вяло облака.

В такие медленные вечера
Коней карьером гонят кучера,

Сильней веслом рвут воду рыбаки,
Ожесточенней рубят лесники

Огромные, кудрявые дубы...
А те, кому доверены судьбы

Вселенского движения и в ком
Всех ритмов бывших и небывших дом,

Слагают окрыленные стихи,
Расковывая косный сон стихий.

Упражнение 231. Прочитайте две первые строфы стихотворения А.С. Пушкина "Утопленник". Почему поэтический ритм этого стихотворения можно считать бедным?

476

Почему хореический русский стих по своим ритмическим возможностям менее богат, чем ямбический?

Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
"Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца".
"Врите, врите, бесенята, -
Заворчал на них отец; -
Ох, уж эти мне робята!
Будет вам ужо мертвец!

Суд наедет, отвечай-ка;
С ним я ввек не разберусь;
Делать нечего; хозяйка,
Дай кафтан: уж поплетусь...
Где ж мертвец?" - "Вон, тятя, э-вот!"
В самом деле, при реке,
Где разостлан мокрый невод,
Мертвый виден на песке.

Упражнение 232. Произведите графический анализ поэтического ритма стихотворения Б. Пастернака "На пароходе". Выявите динамику ритма этого текста. Определите индивидуально-авторские особенности ритма этого стихотворения.

Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.

Гремели блюда у буфетчика.
Лакей зевал, сочтя судки.
В реке, на высоте подсвечника,
Кишмя кишели светляки.

Они свисали ниткой искристой
С прибрежных улиц. Било три.
Лакей салфеткой тщился выскрести
На бронзу всплывший стеарин.

Седой молвой, ползущей исстари,
Ночной былиной камыша
Под Пермь, на бризе, в быстром бисере
Фонарной ряби Кама шла.

477

Волной захлебываясь, на волос
От затопленья, за суда
Ныряла и светильней плавала
В лампаде камских вод звезда.

На пароходе пахло кушаньем
И лаком цинковых белил.
По Каме сумрак плыл с подслушанным
Не пророня ни всплеска, плыл.

Держа в руке бокал, вы суженным
Зрачком следили за игрой
Обмолвок, вившихся за ужином,
Но вас не привлекал их рой.

Вы к былям звали собеседника,
К волне до вас прошедших дней,
Чтобы последнею отцединкой
Последней капли кануть в ней.

Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.
И утро шло кровавой банею,
Как нефть разлившейся зари,
Гасить рожки в кают-компании
И городские фонари.

1976

478

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.