Анализ дикции

Упражнение 213. Прочитайте фрагменты из книги Ю.В. Казарина "Поэтический текст как система". Дайте определение поэтической дикции. Определите соотношение графики и дикции. Найдите примеры нарушения чистоты дикции в русской поэзии XVIII в. Почему именно в XVIII в. поэты достаточно часто нарушали фонетическую сочетаемость стихов фонолексем? Дайте определение фонетической гармонии художественного текста.

Знаки поэтической графики фонетичны. Единицей дикции является звукобуква как графический выразитель таких дифференциальных фонетических признаков текстофонем, как ряд, подъем, лабиализация (гласные) и место/способ образования, участие голоса и палатализация (согласные).

Дикция как единица дискурсного характера выражает в основном акустическую и физиологическую (артикуляционную) организацию стиха (строки), строфы и всего поэтического текста в целом.

Дикция связана с аллитерацией, звукописью, но связь эта относительна. Основное содержание дикции - это благозвучность и музыкальность как следствие звукофиз и ческой гармонии. Стихи иногда содержат в себе нарушения такой гармонии, например: слыхали ль вы, глаза закрыл, уже желтеют и т.п." (Казарин, 1999, с. 113).

Дикция поэтического текста зависит главным образом от фонетической сочетаемости стыков фонолексем, фоносинтагм, фоновысказываний. Нарушение такой сочетаемости выражается в следующем:

  • 1) в окказиональной долготе согласных и гласных звуков на стыках фонетических слов, словосочетаний и предложений;
  • 2) в затрудненном произношении взрывных со взрывными, свистящих со свистящими, шипящих с шипящими согласными звуками на стыках фонетических единств;
  • 3) в появлении слоговых/морфемных окказионализмов на стыках фонетических единств;
  • 4) в аллитеративной насыщенности, перегруженности стиха;
  • 5) в наличии более двух сочетающихся односложных слов в стихе;
  • 6) в повторяемости (более двух раз) одного и того же гласного/согласного звука в начале/конце фонетического единства;
  • 7) в наличии более одного-двух иноязычных слов в стихотворной строке, реализующих не типичные для русской фонетики и русского произношения фоноэпические комплексы, что приводит к манерности дикции.

Поэтическая дикция- явление культурно-эстетического характера - может быть не только единицей текстообразующей, стилеобразующей, но и единицей идиостилеобразующей (Там же, с. 116).

468

Фонетическая гармония, "чистая", незатрудненная дикция интенсифицирует проявление и выражение практически всех поэтических смыслов - языковых, культурно-эстетических и духовных.

Наличие фонетической гармонии, или незатрудненной дикции, в поэтическом тексте делает данный текст образцом изящной словесности (Там же, с. 117).

Упражнение 214. Почему А.С. Пушкин стихотворную строку К.Н. Батюшкова "Соломы жесткий пук, свет бледный пепелища" оценил словами "Какая дрянь!"? Обоснуйте оценки А.С. Пушкина "дурно" и "слабо", относящиеся к следующим поэтическим фразам К.Н. Батюшкова: "мастик благоуханных", "там нет уже цветов", "бледных детство", "в первый раз зрел".

Упражнение 215. После стихов К.Н. Батюшкова

Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус.
Любви и очи и ланиты.

А.С. Пушкин делает пометы "Прелесть" и "Звуки итальянские! Что за чудотворец этот Батюшков". Чем объясняется такая высокая оценка стихов? Проанализируйте стыки фонолексем в данных стихах. Сделайте вывод о степени "чистоты" дикции фрагмента стихотворения К. Батюшкова "Разлука".

Упражнение 216. Какую цель преследовал А.С. Пушкин в записках на полях второй части "Опытов в стихах и прозе" К.Н. Батюшкова?

Упражнение 217. Приведите примеры нарушения дикции и благозвучности стиха.

469

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.