Упражнение 204. Обратите внимание на графическое исполнение стихотворения С. Полоцкого и попытайтесь соотнести его с содержанием текста. Какая единица поэтической графики (графема, графическое единство, авторская орфография и пунктуация
459
и т.п.) доминирует в данном тексте? Сформулируйте основную идею стихотворения i: определите, какую роль в ее выражении играет графика.
Крест пречестный церкве слава,
На нем умре наша глава
Христос Господь, всех спаситель,
Кровию си искупитель.
Хотяй дело
си весело
Совершити,
должен быти
Креста чтитель
и любитель.
И от него все дела начинати |
в распятом на нем вину уповати. |
Он бо обыче тех благословити, |
и же крест на ся тщася возложити. |
В началех дел си и конец дарует, |
какова в делех кто благопотребует |
Крест на демона меч от бога даны |
и на вся, и же гонят христианы. |
Сим враг Голиаф адский посечеся, |
и жало смерти грех в конец сотреся. |
Сей царем верным
в бранех помогает,
нечестивый
враги истребляет.
Он православным
есть защищение,
гонителем же
в водах топление.
Его зде знамя
впереде полагало,
его те силы,
царю наш, желаю.
Да та тя вславит, яко Константина,
чтители суща приснодевы сына.
Да будет ти крест, яко столп огненный
в нощи, а во дни - облак божественный.
Щит твоим людем,
страх же враждующым,
на христианы
со мечем идущым.
Сим Христос враги
своя победил есть,
да христианы
от варвар спасеши,
сам в силе его
много лет живеши.
460
Упражнение 205. В чем необычность стихотворения "Пирамида" Г. Державина? Почему поэт избрал графическую форму пирамиды?
Зрю,
Зарю,
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу.
Но что? - от солнца ль в ней толь милое блистанье?
Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.
Упражнение 206. Что такое акростих? Покажите его признаки на примере следующих стихотворений И. Анненского и М. Кузмина. В чем выражается графическая специфика этих акростихов?
ПЕро нашло мозоль... к покою нет возврата;
ТРУдись, как А-малю, ломая А-кростих,
ПО ТЕМным вышкам... Вон! По темпу пиччикато...
КИдаю мутный взор, как припертый жених...
НУ что же, что в окно? Свобода краше злата.
НАчало есть... Ура".. Курнуть бы... Чирк - и пых!
"ПАрнас. Шато"? Зайдем! Пет... кельнер! Отбивных
МЯсистей, и флакон!.. Вальдшлесхен? В честь соб-брата!
ТЬфу... Вот не ожидал, как я... чертовски - ввысь
К НИзинам невзначай отсюда разлетись
ГАзелью легкою... И где ты, прах поэта?!
Эге... Уж в ялике... Крестовский? О-це бис...
ТАбань, табань, не спи! О "Поплавке" сонета
…………………………………..
Петру Потемкину на память книга эта.
1909 И. Анненский
Валы стремят свой яростный прибой,
А скалы все стоят неколебимо,
461
Летит орел, прицелов жалких мимо, -
Едва ли кто ему прикажет: "Стой!"
Разящий меч готов на грозный бой
И зов трубы звучит неутомимо.
Ютясь в тени, шипит непримиримо
Бессильный хор врагов, презрен тобой.
Ретивый конь взрывает прах копытом.
Юродствуй, брат, позоря Букефала!
Следи, казнясь, за подвигом открытым!
О лет царя, как яро прозвучала
В годах, веках труба немолчной славы!
У ног враги, безгласны и безглавы.
1906 М. Кузмин
Упражнение 207. В чем заключается графическая особенность стихотворения В. Брюсова "Треугольник"? Почему поэт избрал графическую форму треугольника? Как соотносится графика стихотворения с его содержанием?
Я
еле
качая
веревки
въ синели
не различая
синихъ тоновъ
и милой головки,
летаю въ простор
крылатый какъ птица
межъ лиловыхъ кустовъ!
но въ заманчивом взор,
знаю, блещеть аля зарница!
и я счастливъ ею безъ словъ!
Упражнение 208. Расшифруйте содержание стихотворения "Бобэоби - пелись губы..." В. Хлебникова, учитывая точку зрения поэта на особую значимость букв, высказанную в статье "Художники мира", отрывок из которой приводится ниже.
Задачей труда художников было бы дать каждому виду пространства особый знак. Он должен быть простым и не походить на другие. Можно было бы прибегнуть к способу красок и обозначит м темно-синим, в - зеленым, б -красным, с - серым, л - белым и т.д. Но можно было бы для этого мирового
462
словаря, самого краткого из существующих, сохранить начертательные знаки. Конечно, жизнь внесет свои поправки, но в жизни всегда так бывало, что вначале знак понятия был простым чертежом этого понятия. И уж из этого зерна росло дерево особой буквенной жизни.
- Мне Вэ кажется в виде круга и точки в нем
- Ха - в виде сочетания двух черт и точки:
- Зэ - вроде упавшего К, зеркало и луч:
- Л - круговая площадь и черта оси:
- Ч - в виде чаши:
- Эс - пучок прямых:
Но это ваша, художники, задача изменить или усовершенствовать эти знаки. Если вы построите их, вы завяжете узел общезвездного труда.
Предполагаемый опыт обратить заумный язык из дикого состояния в домашнее, заставить его носить полезные тяжести заслуживает внимания.
Ведь "вритти" и по-санскритски значит "вращение", а "хата" и по-египетски "хата".
Задача единого мирового научно построенного языка все яснее и яснее выступает перед человечеством.
Задачей вашей, художники, было бы построить удобные меновые знаки между ценностями звука и ценностями глаза, построить сеть внушающих доверие чертежных знаков.
В азбуке уже дана мировая сеть звуковых "образов" для разных видов пространства; теперь следует построить вторую сеть - письменных знаков -немые деньги на разговорных рынках.
Конечно, вы будете бояться чужого вдохновения и следовать своему пути.
463
Упражнение 209. Прочитайте фрагмент следующего стихотворения В. Каменского и интерпретируйте его содержание, передаваемое графическими средствами.
Вот еще один друг
Проницательный звучно
Созерцательный круг
Бережет неразлучно.
Каждый свою.
Ю-уи-ю-ую.
И расстрельная трель.
Чок-й-чок.
Чтррррр. Ю.
И моя заревая свирель.
Лучистая,
Чистая,
Истая.
Стая.
Тая.
Ая.
Я.
Кто я?
Жаворонок над полями
Созревающих дней.
Пою и пою.
Всё о ней и о ней - о Ю.
Какой графический прием использует поэт? Почему поэт создает графический образ треугольника? Обратите внимание на функцию графического исполнения в формировании многоплановости его содержания. В чем смысл такого исполнения?
464
Упражнение 210. Прочитайте стихотворение С. Кирсанова "Мой номер". Опишите графический рисунок стихотворения. Как соотносится графическая форма стихотворения с его содержанием?
Номер
стиха
на экзамен
цирку
ареной чувств моих и дум -
уверенных ног
расставляя
циркуль
по проволоке строчки,
качаясь,
иду.
Зонт Звон
золот. зонт
Круг Рук
мертв. вёрт.
Шаг... Флаг.
Сталь. Стал.
Взвизг! Вниз!
Жизнь, вскрик! Мышц скрип, стон! Мир скрыт, лишь
крик стогн!
Всю жизнь
глядеть
в провал
пока
в аорте
кровь дика!
Всю жизнь -
антрэ,
игра,
показ!
Алле!
Циркач стиха!
465
Упражнение 211. Определите функцию графики стихотворения С. Третьякова "Веер".
Какая графическая единица доминирует в рисунке? Как следует читать текст этого стихотворения? Попытайтесь произвести запись этого текста традиционно, нефигурным, образом.
466
Упражнение 212. Прочмтайте стихотворение И. Бродского "Фонтан". В чем особенность графической структуры строф данного стихотворения? Почему поэт использует подобный графический рисунок?
Из пасти льва
струя не журчит и не слышно рыка.
Гиацинты цветут. Ни свистка, ни крика,
никаких голосов. Неподвижна листва.
И чужда обстановка сия для столь грозного лика,
и нова.
Пересохли уста,
и гортань проржавела: металл не вечен.
Просто кем-нибудь наглухо кран заверчен,
хоронящийся в кущах, в конце хвоста,
и крапива опутала вентиль. Спускается вечер;
из куста сонм теней
выбегает к фонтану, как львы из чащи.
Окружают сородича, спящего в центре чаши,
перепрыгнув барьер, начинают носиться в ней,
лижут морду и лапы вождя своего. И, чем чаще,
тем темней
грозный облик. И вот
наконец он сливается с ними и резко
оживает и прыгает вниз. И все общество резво
убегает во тьму. Небосвод
прячет звезды за тучу, и мыслящий трезво
назовет
похищенье вождя -
так как первые капли блестят на скамейке -
назовет похищенье вождя приближеньем дождя.
Дождь спускает на землю косые линейки,
строя в воздухе сеть или клетку для львиной семейки
без узла и гвоздя.
Теплый
дождь
моросит.
Но, как льву, им гортань
не остудишь.
Ты не будешь любим и забыт не будешь.
И тебя в поздний час из земли воскресит,
если чудищем был ты, компания чудищ.
Разгласит
твой побег
дождь и снег.
И, не склонный к простуде,
все равно ты вернешься в сей мир на ночлег.
Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.
Так в тюрьму возвращаются в ней побывавшие люди
и голубки - в ковчег.
1967
467