ГЛАВА 6
АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ СТРУКТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Анализ функционирования фонетических единиц. - Анализ функционирования словообразовательных единиц. - Анализ функционирования лексических единиц. - Анализ функционирования синтаксических единиц

Упражнение 150. Прочитайте определения социофонемы в книге "Проблемы фоносемантики поэтического текста" Ю.В. Казарина, данные как самим автором, так и другими исследователями. Определите, в каком аспекте рассматривается этот фонетический феномен. Дайте определения социофонемы и психофонемы. Как соотносятся эти фонетические единицы друг с другом? Совпадает ли содержание цветофоносемантической парадигмы, предложенной А.П. Журавлевым, с вашими представлениями о колористической и другой семантике этих звукобукв? Путем опроса определите цветовое и психологическое (цветовое) значение звукобукв Е, Ё, Ю, Я, Л, В, Д, Н. Почему не совпадают колористические значения следующих пар звукобукв: А - Я, О - Ё, Э - Е, У - Ю?

Социофонема - это лингвистический фонетический знак, который производится и воспринимается Говорящим и Слушающим не только и не столько интеллектуально, логически и информативно, сколько психологически, эмоционально, оценочно, эстетически, т.е. данная фонетическая единица воспринимается как знак прежде всего эстетический, иконический и символический (Казарин, 2000, с. 16).

Социофонема - это синтагмофонема (морфонема) воспринимаемая и оцениваемая. Так, следующие социофонемы ассоциативно, психологически соотносятся с определенным цветом (колористическое значение звуков):

  • А - густо-красный;
  • О - светло-желтый или белый;

425

  • Э - зеленоватый;
  • И - синий;
  • У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый;
  • Ы - мрачный темно-коричневый или черный (Журавлев, 1991, с. 102).
  • Или социофонема приобретает эмоциональную оценку в процессе ее восприятия:
  • Ж - плохой, сильный;
  • Ш ’ - медленный ("медлительный");
  • Н ’ - хороший, но Л ’ - лучше, чем Н ’;
  • Р - холодный;
  • Б - сильный;
  • М - нежный;
  • Г - быстрый;
  • Ш - медленный и т.д. (Там же, с. 19-24).

В данном случае экспериментально исследуется одна из разновидностей социофонемы - психофонема. Эта фонетическая единица в особом статусе социофонемы способна не только участвовать в слого- и морфообразовании, не только передавать определенную логическую информацию (совместно с морфемой и лексемой), но и выражать смыслы, природа которых, безусловно, коннотативна, т.е. оценочна, психологична, ассоциативна. Именно коннотативное значение социофонемы "проясняет" и формирует вполне отчетливые денотативное и сигнификативное значения, т.е. социофонема в условиях и рамках особого метаконтекста (когда "контекстом" является языковая личность Говорящего и Слушающего), а также в рамках лингвистического контекста может приобретать план содержания, характер которого схож с характером плана выражения морфемы, лексемы, высказывания и даже целого текста. Ср.: фонетическая семантика лексемы "таракан" - "активный", но "большой и могучий"... В этой дефиниции аккумулирован целый текст (см. сказку К. Чуковского "Тараканище") (Казарин, 2000, с. 17-18).

Упражнение 151. Прочитайте определение текстофонемы, данное в книге Ю.В. Казарина "Проблемы фоносемантики поэтического текста". Сопоставьте в функциональном аспекте такие фонетические единицы, как социофонема, психофонема и текстофонема.

Текстофонема - это фонетическая единица художественного текста, выполняющая функции (помимо номинативной, слого- и морфообразующей) выражения текстовых смыслов. Текстофонема - это часть типового аллитеративного звукокомплекса, входящего в ту или иную морфему, лексему или высказывание, имеющее звукообразный (идеофоновый) или анаграмматический характер. Ср., например, у В. Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,

426

Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

В этом тексте содержатся звукообразные лексемы неологического характера бобэоби, вээоми, пиээо, лиэээй, в которых текстофонемы Б, О, Э, И, В, М, П, Л, j ("й") выполняют звукоизобразительную функцию и выражают самостоятельные (по типу слова/лексемы) текстовые смыслы, которые определяются как "часть лица, внешности человека; часть/части портрета". Текстофонемы Г, 3, И, Э, О выполняют звукоподражательную функцию и выражают текстовый смысл "звон цепи". Данные текстофонемы выполняют функции символизации и являются по природе своей иконическими, т.е. реализуются в тексте в статусе звукосимволов.

Следует отметить, что текстофонема полностью реализуется не только в лингвотекстовом контексте, но и в том метаконтексте, наличие которого обусловлено факторами антропологического, эстетического, психологического, эмоционального и культурного характера (Казарин, 2000, с. 19).

Упражнение 152. Прочитайте утверждение М. В. Панова, касающееся функционирования фонетических единиц в тексте. На основе этого утверждения сформулируйте основополагающую закономерность, проявляющуюся в функционировании текстофонем.

Звуковой ярус поэтического произведения строится на повторе отношения. <...> Единицы поэтического текста, создавая и определяя его поэтическую сущность, входят в повторы двух типов: повторы контрастов и повторы тождеств (Панов, 1991, с. 3).

Упражнение 153. Прочитайте текст. Определите ведущую функцию фонетических единиц в этой песне (информативная, коммуникативная, медитативная, ритуальная, эстетическая и т.п. ).

ПЕСНЯ ВЕДЬМ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ

Кумара.
Них, них, запалам, бада.
Эшохомо, лаваса, шиббода.
 Кумара.
А. а. а. - о. о. о. - и. и. и. - э. э. э. - у. у. у. - е. е. е.
Ла, ла, соб, ли, ли, соб, лу, лу, соб!
 Жунжан.
Выхада, ксара, гуятун, гуятун.
Лиффа, пррадда, гуятун, гуятун.

427

Наппалим, вашиба, бухтара.
Мазитан, руахан, гуятун.
 Жунжан.
Яндра, кулайнеми, яндра. Яндра.

Упражнение 154. Определите функции текстов 1-3: автор первого - Жан Кокто (1916), второго - В. Хлебников (1914), третий текст - фрагмент из "Песни русалок". Выявите фонетические особенности, присущие всем трем текстам. Можно ли рассматривать "медитативную фонетику" как явление интернационального характера?

1

Эо из ию иэ
Ээ иэ ио иэ
Юи юи ио иэ
Аэоэ иаоэ
Оя уаоэ...

2

Ио, иа, цолк,
Ио, иа, цолк.
Пиц, пац, пацу,
Пиц, пац, паца,
Ио иа цолк, ио иа цолк...

3

А. а. а. - о. о. о. - и. и. и - э. э. э. - у. у. у. - е. е. е.
ио, иа - о - ио, иа, цок, ио, иа,
паццо! ио, иа, пипаццо!

Упражнение 155. Прочитайте текст "Песни ведьм на роковом шабаше". Чем в функциональном отношении отличается медитативный текст от поэтического? Произведите статистический анализ фонетических повторов, наличествующих в этом тексте. Какой из повторов (лексический, фразовый,' строфический, слоговой, звуковой) является ведущим? Определите функцию фонетического повтора в этом тексте.

Шикалу, Ликалу!
Шагадам, магадам, викадам.
Небазгин, доюлазгин, фиказгин.
Бейхамаишь, гейлулашанн, эламаин.
Ликалу!
Шию, Шию, дан, - ба, ба, бан, ю.
Шию, шию, нетоли - ба, ба, згин, ю.
Шию, шию, бала, ли, ба, ба, дам ю.

428

О вилла, вилла, дам, юхала!
Гираба, наюра, юхала!
Захива, ванилши, схабатай, янаха.
Захива, гиряй, гиряй, добила, янаха.
Захива, вилхомай, вилхомай, янаха.
 Мяу! згин, згин!
 Гааш! згин, згин!
 У-у-у! згин, згин!
 Бя, - бая! - згин, згин!
 Кво - кво! згин, згин!
 Бду, бду! згин, згин!
 Карра! згин. згин!
 Тили, тили! згин, згин!
 Хив, чив! згин, згин!
 Згин, згин, згин!

Упражнение 156. Прочитайте высказывание Шарля Балли, приведенное в работе Л.П. Якубинского. О каких сторонах функционирования и восприятия звуков говорит Ш. Балли? Приведите свои примеры межъязыковых фонетических оппозиций.

Естественно, что при восприятии иностранного языка, когда наши ассоциации между представлением и словом недостаточно точно установились, мысль невольно преувеличивает музыкальные эффекты там, где они существуют, и признает их наличие там, где их нет. Возникают ассоциации почти неуловимые, в которых индивидуальные впечатления играют важную роль и которые немного напоминают "народную этимологию". Глагол zwitschem поражает меня своими звуками, вероятно, гораздо больше, чем немца; но эта иллюзия имеет некоторые основания в смысле слова; но, что сказать о слове вроде erkleklich (considerable), которое производит на меня всякий раз странное и смешное впечатление, совершенно не оправдываемое его значением! (цит. по: Якубинский, 1997, с. 141).

Упражнение 157. Прочитайте стихотворение И. Анненского "Невозможно". Найдите в тексте стихотворения лексику, "возбуждающую" в читателе особое эмоциональное и психологическое восприятие звуков. Выделите из текста группу слов, выражающих ассоциативные, психофонетические смыслы. Номинируйте данные смыслы.

Есть слова - их дыханье, что цвет,
Так же нежно и бело-тревожно,
Но меж них ни печальнее нет,
Ни нежнее тебя, невозможно.
Не познав, я в тебе уж любил
Эти в бархат ушедшие звуки:

429

Мне являлись мерцанья могил
И сквозь сумрак белевшие руки.
Но лишь в белом венце хризантем,
Перед первой угрозой забвенья,
Этих ве, этих зэ, этих эм
Различить я сумел дуновенья.

И, запомнив, невестой в саду
Как в апреле тебя разубрали,-
У забитой калитки я жду,
Позвонить к сторожам не пора ли.
Если слово за словом, что цвет,
Увядает, белея тревожно,
Не печальных меж павшими нет,
Но люблю я одно - невозможно.

Упражнение 158. Пользуясь двуязычными словарями, переведите текст стихотворения Жака Одиберти, написанное в 1950 г. С какой целью создан данный текст? Какова межъязыковая специфика его фонетической формы?

Brother woman
noch lin mal einmal a woman
sur un lit for the fiamento
for thy red and black business
ploum, ploum night! Stars! God!
mon petit monsieur God!
Une gonzesse sur un plumard
noch ein mal for ever
I’été comme 1’hiver
mloum! ploum!

Упражнение 159. Определите значения "трансцендентальных слов", созданных Велемиром Хлебниковым. Определите, какая форма этих слов доминирует - фонетическая или словообразовательная. Выделите из данного списка слов фонетические неологизмы. Могут ли функционировать фонетические неологизмы вне поэтического контекста? Придумайте фразы, в которых данные лексемы могут выражать свои новые значения:

трептва варошь жарошь мокошь
зарошь вечазь храмязь вылязь
умнязь плещва плаква нежва
дышва студошь сухошь тамошь
пенязь жриязь будязь новязь
помирва желва лепетва  

430

Упражнение 160. Прочитайте высказывание С.Ф. Гончаренко. Какие аспекты функционирования фонетических единиц осмысляет исследователь? Сформулируйте определение категории "звуковое сознание", введенной автором в научный обиход. Какова, по мнению С.Ф. Гончаренко, роль звукового повтора в фонетическом смысловыражении?

Скорее всего, языковая система действительно располагает не только лексико-семантическими полями, но и лексико-фонетическими группами, объединяющими слова на основе звуковой общности. <...> Существуя, по всей вероятности, как некая диффузная и открытая парадигма в сознании (или подсознании?) носителей языка, эти звукоассоциативные лексические поля обретают в сознании профессионального поэта более четкие контуры. Ведь именно поэту приходится ежедневно "рыться" в звуковых запасниках языка в поисках нужной рифмы или аллитерации. Именно поэту необходимо удерживать в памяти: а) наиболее редкие и яркие звуковые находки своих предшественников, чтобы случайно не нарушить негласного авторского права на них; б) ставшие формальными сближения слов на звуковой основе, дабы избежать фонической банальности. Удивительно ли, что его звуковое сознание некоторым образом отлично от сознания и усредненного носителя языка, и даже филолога-профессионала. <...> Лексические единицы одного звукоассоциативного ряда имеют тенденцию группироваться в пределах обозримого сегмента поэтического текста; вообще складывается впечатление, словно одно слово властно притягивает к себе другие члены звукоассоциативного ряда, или будто поэт, употребив два объединенных звуковой общностью слова, продолжает по инерции "эксплуатировать" тот же звуковой повтор, пока не переключится на другой фонический комплекс (Гончаренко, 1995, с. 161-162).

Упражнение 161

  1. Прочитайте высказывание Вяч. Вс. Иванова.

Taurasia Cisanna Samnio cepit, - по Соссюру, анаграмматический стих, содержащий полностью имя Scipio ( в слогах ci + pi + io), кроме того, S из Samnio cepit - в начале группы, где повторяется почти все слово Scipio. Неточное совпадение гласного в cepi исправляется с помощью ci в слове Cisauna). <...> Наибольший интерес теории анаграмм Соссюра состоит в том, что она не только подготовила понимание им языкового знака, но и предвосхитила понимание целого текста как знака (Иванов, 1998, с. 617-627).

  1. Докажите, что анаграмма - это явление в большей степени не языковое, а текстовое (на примере стихотворения О. Мандельштама "Кому зима - арак и пунш голубоглазый...". Приведите примеры языковой анаграммы.

Кому зима - арак и пунш голубоглазый,
Кому - душистое с корицею вино,

431

Кому - жестоких звезд соленые приказы
В избушку дымную перенести дано.

Немного теплого куриного помета
И бестолкового овечьего тепла;
Я все отдам за жизнь - мне так нужна забота, -
И спичка серная меня б согреть смогла.

Взгляни: в моей руке лишь глиняная крынка,
И верещанье звезд щекочет слабый слух,
Но желтизну травы и теплоту суглинка
Нельзя не полюбить сквозь этот жалкий пух.

Тихонько гладить шерсть и ворошить солому,
Как яблоня зимой, в рогоже голодать,
Тянуться с нежностью бессмысленно к чужому,
И шарить в пустоте, и терпеливо ждать.

Пусть заговорщики торопятся по снегу
Отарою овец и хрупкий наст скрипит,
Кому зима - полынь и горький дым к ночлегу,
Кому - крутая соль торжественных обид.

О, если бы поднять фонарь на длинной палке,
С собакой впереди идти под солью звезд,
И с петухом в горшке прийти на двор к гадалке.
А белый, белый снег до боли очи ест.

Упражнение 162. Прочитайте фрагмент из книги "Проблемы фоносемантики поэтического текста" Ю.В. Казарина. Определите основные условия и аспекты функционирования анаграммы в поэтическом тексте. Дайте определения фоносмыслового рода, анаграмматической лексемы и анаграммы.

Наличие анаграмматических фонолексем (и прежде всего графолексем, что естественно) в поэтическом тексте при наличии повторов типовых звукокомплексов свидетельствует о том, что фонетическая форма стихотворения в таком случае способна выражать те или иные смыслы в рамках данной звукосмысловой парадигмы и текста в целом. Анаграмматическим звукокомплексам и анаграммам в русском поэтическом тексте свойственны следующие признаки и характеристики:

  • 1) Фоносмысловые ряды/парадигмы свойственны русской поэзии, поэзии не только авангардного, но традиционалистского характера.
  • 2) Фоносмысловые ряды/парадигмы могут - локально - занимать любую дискурсную часть поэтического текста, заполняя позиции в рифме, стихе, строфе, целом тексте.

432

  • 3) Фоносмысловые ряды имеют не только аллитерационный, но и анаграмматический характер, т. к. строятся в парадигмы на основе общей тек-стофонемы или общего комплекса текстофонем.
  • 4) Анаграмматические лексемы и лексема-анаграмма (слова в слове и слово, содержащее в себе слова) суть звуковые/текстофонематические повторы, не всегда совпадающие по месту в словообразовательной/морфемной структуре. Поэтому явление "квазиморфсмы" не регулярно...
  • 5) Характер реализации фоносмысловых рядов в стихотворении зависит от индивидуальных особенностей языковой личности поэта. Так, языковая способность О. Мандельштама характеризуется доминированием в ней фонетического компонента, что приводит к тому, что в его стихотворениях наблюдается постоянное наличие единиц анаграмматической природы.
  • 6) Анаграмма - явление не только разноместное (значит, фонетическое), но и явление лексическое. Анаграмматическая лексема содержит в себе ряд лексоидов (в графофонематическом виде), способных к своей реализации в тексте в функции лексем.
  • 7) Фоносмысловые ряды образуют в тексте смысловое ассоциативное поле. Ассоциативность такого поля регламентируется общей смысловой системой/ структурой поэтического текста.
  • 8) Анаграмматическое слово - это носитель фоносмысловой интерпретанты, следовательно, оно является словом ключевым в том или ином фоно-смысловом поле.
  • 9) Анализ и интерпретация фонетических смыслов анаграмматической природы возможны лишь с опорой на анализ лексико-смысловой структуры поэтического текста (Казарин, 2000, с. 132-133).

Упражнение 163. Прочитайте стихотворение О. Мандельштама "Соломинка" Найдите в текстах слова, составляющие те или иные фоносмысловые ряды. Найдите в текстах слова, составляющие лексико-смысловые (тематические) группы. Произведите сопоставительный фоносмысловой анализ данных групп лексики.

Упражнение 164. Найдите в тексте В. Хлебникова "Бобэоби пелись губы" неологизмы, в основе образования которых лежат фонетические явления: звукоизобразительность, звукоподражание. Определите контекстное значение фонетических неологизмов.

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи - гзео пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

1908 или 1909

433

Упражнение 165. Прочитайте стихотворение В. Хлебникова "Кузнечик", попытайтесь расшифровать смысл слова "зинзивер", учитывая звукоподражательный характер слов "пинь, пинь, пинь". Найдите в тексте неологизмы, организованные по продуктивной словообразовательной модели. Выявите фоносемантическую специфику данных неологизмов.

Кузнечик
Крылшкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

1908 или 1909

Упражнение 166. Определите функцию аллитерации в стихотворении О. Мандельштама "Чернозем". Выявите в тексте анаграмматические явления. Составьте фоносмысловые ряды. Найдите ключевое анаграмматическое слово.

Упражнение 167. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина "На холмах Грузии...". Охарактеризуйте фонетические особенности этого стихотворения, отметьте особые функции в нем гласных звуков. Выявите в тексте типовые (повторяющиеся) звукокомплексы. В какие лексемы они входят? Определите контекстные значения этих лексем и произведите интерпретацию фонетических смыслов, выражаемых типовыми звукокомплексами.

Упражнение 168. Прочитайте стихотворение В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно". Определите, как соотносятся звуковая организация стихотворения с его содержанием. Найдите в тексте лексему звукоподражательного характера.

Упражнение 169. Какое явление организует данный текст А. Крученого? Почему этот текст можно назвать "доязыковым"? Почему текст поддается только множественной интерпретации?

Дыр - бул - щыл,
убещур
скум
вы - со - бу
р - л - эз

Упражнение 170. Почему Г. Айги назвал свое стихотворение "Песня звуков"? Какие фонетические средства использует поэт в процессе имитации детского мышления

434

и речи? Произведите декодирование и интерпретацию фонетической формы данного текста.

о (Солнце Некое)
в а - Небе (тоже Неком)
е-и-у-ы - Другим (Мирам)
и а-э-у - Другие
деревьям - ю букашкам - е а - детям

6 июля 1983

Упражнение 171. Прочитайте высказывание Н.Л. Степанова о языке В. Хлебникова ("Заумь"). Как понимает Н.Л. Степанов явление фонетической выразительности и внутренней формы? Как ученый соотносит эти явления с авторской неологизацией? Дайте определение "зауми". Как соотносятся, по Н.Л. Степанову, явления звукоподражательности и поэтической неологизации?

Хлебников не ограничился словообразованием путем "корнесловия", оживлением "внутренней формы" слова в результате разложения его на составные части. Обращение к звучанию слова, к его фонетической выразительности повлекло за собою отрыв от смысла, создание "заумного" языка. Ведь слово есть единство звучания и значения. Отказ от значения слова, обращение к одному лишь звуку, который сам приобретает смысловую нагрузку, имеющую, однако, субъективный и эмоциональный характер, приводил к отказу от общезначимого языка.

Одним из проявлений увлечения звуковой стороной языка является у Хлебникова опыт передачи "языка" птиц. "Птичий язык" вовсе не рассматривался Хлебниковым как проявление "зауми". Это - звукоподражание, имитация щебета птиц, которых он смолоду наблюдал и изучал. Это были как бы голоса самой природы. Недаром Хлебников многозначительно назвал свой фрагмент: "Мудрость в силке" (добавив в скобках - "Утро в лесу"); записав (как теперь записывают на пластинку) голоса лесных птичек (славка, вьюрок, овсянка и т.д.):

Славка: беботэу-вевять!
Вьюрок: тьерти-едигреди!
Овсянка: кри-ти-ти-ти, тии!
Дубровник: вьор-вэр-виру, сьек, сьек, сьек!

Появление "зауми" было подготовлено пониманием творчества как интуитивно-подсознательного процесса, как попытка предельно утвердить свободу поэзии от "содержания", рассматривать ее как "чистое" выражение формы (Степанов, 1975, с. 134).

435

Упражнение 172. Прочитайте высказывания Н.Л. Степанова о языке В. Хлебникова. Какие языковые аспекты учитывает Ы. Л. Степанов, давая определение поэтической неологизации В. Хлебникова? Выделите в стихотворении, которое цитирует автор, неологизмы фонетического и словообразовательного характера.

Самая звуковая форма слова, его смысл, синонимически варьируемый, вырастает из "внутренней формы" слова, как из зерна росток. Таково, например, стихотворение "Зазовь".

Зазовь.
Зазовь манности тайн.
Зазовь обманной печали.
Зазовь уманной устали,
Зазовь сипких тростников.
Зазовь зыбких облаков.
Зазовь водностных тайн.
Зазовь.

Хлебниковские неологизмы - чаще всегофонетико-семантическая контаминация, представляющая необычное морфологическое словообразование, а словообразование на основе особого вида семантической связи, которую можно назвать "звукосемантической". Фонетическое сходство, "звуковой повтор" порождает у него и новые, неожиданные смысловые связи. Так слово манить перекликается с такими неологизмами, как манности, обманная, уманной, в данном случае образованных от общего корня ман (манить). Такие строки, как "Зазовь сипких тростников / Зазовь зыбких облаков", возникают из фонетической близости сипких и зыбких. Так получается своего рода "замыкание" обще фонетической цепи, которая рождает смысловой контакт между сходными звукообразованиями (Степанов, 1975, с. 143-144).

Упражнение 173. Прочитайте фрагмент из книги "Поэтический текст как система" Ю.В. Казарина. Раскройте основные категории и понятия, относящиеся к процессам поэтической неологизации. Сформулируйте основные закономерности процесса поэтической неологизации. Приведите примеры поэтической неологизации.

Поэтической деривационной (словообразовательно-неологической) неологизации свойственны следующие черты:

  • 1) неологизация на основе морфологических способов словообразования;
  • 2) перераспределение и нивелировка роли различных аффиксов (а также и корневых морфем) в процессе неологизации, когда неологической доминантой и константой могут быть морфемы любого статуса - как словообразовательные, так и формо- и словоизменительные;
  • 3) актуализация внутренней формы неологически реализованной морфемы;

436

  • 4) актуализация новой внутренней формы слова-текстемы;
  • 5) синтагматика морфемная, приводящая к неологическим реализациям слова-текстемы в целом;
  • 6) деривационная неологизация - явление не окказиональное (как это происходит в речи), а регулярное, необходимое и обязательное в рамках данного ПТ [поэтического текста], а также в рамках данного идиостиля, в сфере формирования данной художественной картины мира и всего творчества того или иного поэта в целом;
  • 7) цель словообразовательной неологизации - словотворчество, которое включает в себя такие текстовые деривационные результаты/продукты, как неологизмы и заумь;
  • 8) неологические слова-текстемы имеют изоморфную природу соотношения, взаимообусловленности и функций своих словообразовательных форм (лексем) и смысловых содержаний (в языке и речи такие отношения имеют характер неполного изоморфизма);
  • 9) неологические текстоморфы в определенном поэтическом тексте могут играть доминирующую роль как в смыслообразовании, так и в текстостроении, т.е. могут являться словообразовательной константой выражения тех или иных общих текстовых смыслов (Казарин, 1999, с. 167-168).

Упражнение 174. Прочитайте фрагмент из книги "Поэтический текст как система" Ю.В. Казарина. Определите лингвистическую специфику неологизма и "заумного" слова (зауми). Из каких двух процессов складывается поэтическая неологизация? Подберите произведения, авторы которых активно создают новые слова: неологизмы и окказионализмы. Найдите в этих текстах словообразовательные неологизмы и лексику заумного характера. Определите степень актуализации внутренней формы в новых словах (высокая, средняя, низкая). От чего зависит та или иная степень актуализации внутренней формы неологизма?

...Механизм образования деривационных текстовых неологических смыслов заключается в процессе словотворчества, который, как правило, объединяет в себе черты как синхронического (современного), так и диахронического словообразования (последнее заключается в оживлении и актуализации исторических лексико-грамматических значений морфем). <...> ... процесс словотворчества как неологической деривации (словообразования) приводит стихотворца к реализации двух результатов такого процесса - неологизма и зауми. Речь идет о двойной формальной содержательности текстоморфа:

  • 1) фоносемантическая/звукообразная форма;
  • 2) лексико-грамматическая/неологическая, деривационная содержательная форма.

Доминирование одной из этих содержательных форм текстоморфа приводит к реализации/получению в поэтическом тексте, во-первых, неологизма (доминирует неологическая деривация) и, во-вторых, зауми (доминирует фоносемантическая/звукообразная форма текстоморфа) (Казарин, 1999, с. 168).

437

Упражнение 175. Выявите в стихотворении О. Мандельштама "Мой щегол, я голову закину..." авторские неологизмы, определите их контекстные смыслы. Как соотносятся в семантическом отношении слова "щегловит", "щеголь", "щегол"?

Мой щегол, я голову закину,
Поглядим на мир вдвоем.
Зимний день, колючий, как мякина,
Так ли жестк в зрачке твоем?

Хвостик лодкой, перья черно-желты,
Ниже клюва в краску влит,
Сознаешь ли, до чего щегол ты,
До чего ты щегловит?

Что за воздух у него в надлобье -
Черн и красен, желт и бел!
В обе стороны он в оба смотрит - в обе! -
Не посмотрит - улетел!

10-27 декабря 1937

Упражнение 176. Прочитайте следующее стихотворение О. Мандельштама и уточните контекстный смысл неологизма "щегловит". Определите конкретное значение неологизма "сердцевит". Какова функция данного нового слова?

Когда щегол в воздушной сдобе
Вдруг затрясется, сердцевит,
Ученый плащик перчит злоба,
А чепчик черным красовит.

Клевещет жердочка и планка,
Клевещет клетка сотней спиц -
И все на свете наизнанку,
И есть лесная Саламанка
Для непослушных умных птиц.

Декабрь 1936

Упражнение 177. Определите образный смысл и функции неологизма и необычной сочетаемости слов в стихотворении В. Хлебникова "Времыши-камыши". Соотнесите смыслы выражения "мыслящий тростник" и неологизма "времыши-камыши".

Времыши-камыши
На озере береге,
Где каменья временем,
Где время каменьем.

438

На берега озере
Времыши-камыши,
На озере береге
Священно шумящие.

1908 или 1909

Упражнение 178. Выберите из стихотворения В. Маяковского "Стихи о советском паспорте" авторские неологизмы и объясните, почему эта лексика не стала общеупотребительной. Какие из авторских неологизмов созданы поэтом по продуктивным моделям? Придумайте/создайте ряд неологизмов с опорой на использованные В. Маяковским словообразовательные модели.

Упражнение 179. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой "Облака". Найдите авторские неологизмы, оцените их смысл и функции в тексте, а также обратите внимание и объясните необычное написание словообразовательной структуры слова. Определите интонационную и синтаксическую функцию графических неологизмов "раздался" и "бо-род". '

1

Перерытые - как бритвой
Взрыхленные небеса.
Рытвинами - небеса.
Бритвенные небеса.
Перелетами - как хлёстом
Хлёстанные табуны.
Взблестывающей Луны
Вдовствующей - табуны!

2

Стой! Не Федры ли под небом
Плащ? Не Федрин ли взвился
В эти марафонским бегом
Мчащиеся небеса?

Стой! Иродиады с чубом -
Блуд... Не бубен ли взвился
В эти иерихонским трубом
Рвущиеся небеса?

3

Нет! Вставший вал!
Пал - и пророк оправдан!
Раздался вал:
Целое море - на́ два!

439

Бо-род и грив
Шествие морем Чёрмным!
Нет! - се - Юдифь -
Голову Олоферна!

7 мая 1923

Упражнение 180. Прочитайте стихотворение В. Маяковского "Из улицы в улицу". Опишите словообразовательные средства создания экспрессивности текста. Назовите эти явления. Почему неологизмы В. Маяковского не обрели статус общеупотребительных слов? Определите функции графических неологизмов в этом стихотворении.

У-
лица.
Лица
У
догов
годов рез-
че.
Че-
рез
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы.
Лебеди шей колокольных,
гнитесь в силках проводов!
В небе жирафий рисунок готов
выпестрить ржавые чубы.
Пестр, как форель,
сын
безузорной пашни.
Фокусник
рельсы
тянет из пасти трамвая,
скрыт циферблатами башни.
Мы завоеваны!
Ванны.
Души.
Лифт.
Лиф души расстегнули.
Тело жгут руки.
Кричи, не кричи:
"Я не хотела!" -

440

резок
жгут
муки.
Ветер колючий
трубе
вырывает
дымчатой шерсти клок.
Лысый фонарь
сладострастно снимает
с улицы
черный чулок.

7973

Упражнение 181. Прочитайте стихотворение В. Хлебникова "Весны пословицы и скороговорки...", сделайте этимологический анализ слова "стыдесной", учитывая контекст. Образуйте ряд неологизмов по' модели "стыд - стыдесной". Уточните значения созданных вами неологизмов.

Весны пословицы и скороговорки
По книгам зимним проползли.
Глазами синими увидел зоркий
Записки стыдесной земли.

Сквозь полет золотистого мячика
Прямо в сеть тополевых тенет
В эти дни золотая мать-мачеха
Золотой черепашкой ползет.

1919

Упражнение 182. Выявите ряд неологизмов в стихотворении В. Хлебникова "Там, где жили свиристели" и сопоставьте его с набором ключевых слов. Какую роль играют неологизмы в семантическом развертывании темы стихотворения? Определите значение слова "вабна" по словарю В.И. Даля. Какую функцию выполняет это слово в стихотворении?

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.

441

В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны!
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!

1908

Упражнение 183. Прочитайте фрагмент из книги Ю.В. Казарина "Поэтический текст как система". Определите место лексической единицы среди единиц фонетического, морфологического и синтаксического уровней языка. Каковы основные функции слова в языке и в тексте? Сформулируйте определение слова-текстемы.

...Слово - это базовый, центральный, ключевой знак языка, речи и текста, который соединяет в себе и выражает собой черты, характеристики и качества не только различных способов и видов языкового, речевого, текстового мышления, не только выражает и моделирует в тексте реальный и ирреальный миры, но и формирует на основе той или иной части картины мира особый, сложнейший мир эмоций, мыслей и духовных ценностей человека. Слово - главный строитель и выразитель культуры в целом.

Слово, соединяя в себе формальные и содержательные планы единиц фоновых (подсознательных в отборе) уровней языка, является в процессе функционирования единицей универсального характера и может претерпевать различные трансформации: в языковой системе эта единица существует в статусе слова-ономатемы (слово - "номинатор, информатор"); в речевом функционировании слово выступает в качестве контекстной речевой единицы, т.е. как слово-синтагма; в тексте слово становится частью такой системы, которая превращает данную единицу в текстему (слово-текстема).

Взаимодействуя с единицами трех форм ПТ - с графическими, дискурсными и собственно языковыми, - слово-текстема в зависимости от своей структурной и смысловой позиции и роли в поэтическом тексте является графелексемой (см., например: Я вас любил: любовь еще, быть может...); фонолексемой (см., например: Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож:...); морфолексемой, содержащей в себе неологические текстоморфы (см., например: До чего ты щегловит) (Казарин, 1999, с. 181).

Упражнение 184. Прочитайте высказывания различных ученых, посвященных выявлению функций слова в тексте. Какова, по их мнению, основная функция художественного

442

слова? Определите, какие, на ваш взгляд, основания существуют для выделения подобных "циклов слов": лексико-смысловые, стилистические, тематические, грамматические и т.д.

Словом проверяется тема: созвучность слов становится ручательством истинного соотношения вещей и понятий в мире, как он был задуман Богом и искажен человеком. Вот это мы и позволили себе назвать "поэтикой слова" у Марины Цветаевой (Гаспаров, 1997, с. 266).

Слово в художественном творчестве и восприятии имеет существенно иную роль, чем в познании. Там оно исполняет по преимуществу номинативную или дефинитивную функцию, т.е. или является средством четкого обозначения - и тогда оно простой знак, или средством логического определения, тогда оно научный термин. В этой роли оно имеет мало или никакого внутреннего сродства со своими внутренними смыслами. В искусстве оно большей частью символ, т.е. нечто, имеющее внутреннюю органическую связь со своим значением (Аскольдов, 1997, с. 278).

Выявление системы ценностей... художника предполагает выделение и рассмотрение циклов слов, отражающих существенные черты его стиля (По-цепня, 1997, с. 205).

Упражнение 185. Прочитайте определение тезауруса поэтического текста. Сформулируйте определение тематической группы слов. Как соотносятся категории тезауруса и тематической группы в тексте?

Тезаурус поэтического текста - это система лексико-тематических групп, имеющих свои центры - идеологемы ("семантико-тематическое обозначение духовных ценностей"). Тематическая группа [ТГ] в силу иерархичности своей смысловой структуры включает в себя базовое слово-идеологему как родовой идентификатор общей темы и общего комплексного смысла данной ТГ, объединяет вокруг себя, подчиняя себе, слова-конкретизаторы/вариаторы общей темы и общего комплексного смысла ТГ как части смысловой структуры поэтического текста и как основного средства формирования той или иной поэтической картины мира (Казарин, 1999, с. 183).

Упражнение 186

  1. Выделите тематические группы слов в стихотворении А. Ахматовой "Не бывать тебе в живых...".

Не бывать тебе в живых.
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.

443

Горькую обновушку
Другу шила я. Любит,
любит кровушку
Русская земля.

1921

  1. Составьте тезаурус этого стихотворения с учетом приведенной ниже историко-культурной информации. Определите тип отношений между тематическими группами слов в тезаурусе текста стихотворения.

В беседе с П.Н. Лукницким 3 и 4 марта 1926 г. Ахматова сказала ему об этом стихотворении, что оно "ни к кому не относится", а что "просто настроение тогда такое было..."" (Лукницкий, 1991, т. 1, с. 50). "Однако очевидно, что стихотворение навеяно тревогой за судьбу арестованного Н.С. Гумилева и пропавшего без вести брата Виктора... Стихотворение было написано в вагоне бывшего III класса, когда она ехала из Царского Села в Петербург 16 августа 1921 г. по старому стилю (т.е. 28 августа по новому стилю). Чтобы покурить, она вышла в тамбур. Там стояли мальчишки-красноармейцы и зверски ругались. У них тоже не было спичек, но крупные, красные, еще как бы живые, жирные искры с паровоза садились на перила площадки. Я стала прикладывать (прижимать) к ним мою папиросу. На третьей (примерно) искре папироса загорелась. Парни, жадно следившие за моими ухищрениями, были в восторге. "Эта не пропадет", - сказал один из них про меня. Стихотворение было "Не бывать тебе в живых". См. дату в рукоп(иси) - 16 августа 1921 (м(ожет) б(ыть), старого стиля)... (Ахматова, 1998, т. 1, с. 862-863).

Упражнение 187. Прочитайте рассказ В.М. Шукшина "Как помирал старик". Найдите в данном рассказе стилистически окрашенную лексику, определите ее роль в создании образов главных героев. Найдите в рассказе эпитеты. Является ли в данном рассказе эпитет текстовой доминантой? С какой целью употребляет В.М. Шукшин разговорно-просторечную лексику, каково ее предназначение в тексте? Приведите примеры устойчивых разговорных выражений (например, "господь с тобой", "язви его"). Найдите в тексте синонимические ряды слов, определите их роль в тексте.

Упражнение 188. Прочитайте следующее стихотворение А.С. Пушкина. Составьте список ключевых метафор этого стихотворения и раскройте их образный смысл. Попробуйте перевести образное содержание данного стихотворения в предметный смысл.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

444

Упражнение 189. Что такое метонимия? Прочитайте стихотворение А. Блока "На железной дороге". Найдите примеры метонимического употребления лексики. Определите стилистическую значимость метонимического тропа.

Упражнение 190. Приведите примеры литературно-художественных произведений, заглавия которых представляют собой метафорические словоупотребления.

Упражнение 191. В чем смысл названий стихотворений О. Мандельштама "Посох" и "Соломинка"? Как метафорический смысл названий конкретизируется в тексте? Выявите символический смысл, который выражается названиями этих стихотворений.

Упражнение 192. Какова роль антонимов в тексте? Покажите их тектообразую-щую роль на примере рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий".

Упражнение 193. Прочитайте фрагмент монолога Демона из поэмы М.Ю. Лермонтова, обратите внимание на употребление синонимов, а также усилительных и отрицательных частиц. Найдите в тексте стилистически маркированную лексику, определите ее функцию. Определите функцию старославянизмов в этом стихотворении.

Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Упражнение 194. В следующем отрывке из поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" выявите синонимические ряды и антонимические пары, покажите индивидуально-авторские особенности их употребления и текстообразующие функции. Выявите из данного монолога книжную лексику. Какова ее роль в тексте? Составьте словарь ключевых слов, создающих образ Демона.

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,

445

Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
Клянуся сонмищем духов,
Судьбою братии мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных,
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой,
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей,
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей:
Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Слезой раскаянья сотру
Я на челе, тебя достойном,
Следы небесного огня -
И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!

Упражнение 195. Прочитайте рассказ И.А. Бунина "Костер". Выявите эпитеты, метафоры и другие лексические образные средства из данного рассказа. Какие лексические средства способствуют развитию двуплановости образа костра как реального явления и как душевного состояния лирического субъекта? Выявите лексические средства создания портретной характеристики персонажей рассказа.

У поворота с большой дороги, у столба, указывающего путь на проселок, горел в темноте костер. Я ехал в тарантасе тройкой, слушал звон поддужного колокольчика, дышал свежестью степной осенней ночи. Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мрака. А вскоре стало можно различить и самый столб, озаренный из-под низу, и черные фигуры людей, сидевших на земле. Казалось, что они

446

сидят в каком-то хмуром подземелье и что темные своды этого подземелья дрожат от переплетающихся языков пламени.

Когда его отблеск коснулся голов тройки, люди, сидевшие у костра, повернулись. Позы у них были внимательные, лица красные. Собака вдруг вырезалась на огне и залаяла. Потом поднялся с земли один из сидевших. В низком пространстве, озаренном костром, он был огромен.

  • - Гирла-а! - гортанно и глухо крикнул он на собаку. Остановив лошадей, я попросил спичек:
  • - Добрый вечер! Нельзя ли закурить у вас? За лаем собаки человек, который выжидательно встал передо мною, крепкий, широкогрудый старик, в бараньей шапке и накинутом на плечи кожухе, не расслышал, злобно топнул ногой.
  • - Ат, каторжна! - крикнул он на овчарку и, не спуская с меня подозрительного взгляда, громко прибавил гортанным цыганским говором: - Добрый вечер, пану! А що милости его завгодно будэ?

Ноздри у него были вырезаны резко, борода доходила до самых глаз. И в этих черных глазах, в черных жестких волосах, густо вьющихся из-под шапки, в жесткой, кудрявой бороде - во всем чувствовалась дикость и внимательность степного человека.

  • - Да вот, закурить нечем, - повторил я. - Дайте, пожалуйста, пару спичек.
  • - А хиба ж есть спички у цыган? - спросил старик. - Може, пан от костра запалит?

Он отошел к костру, наклонился и спокойно кинул на ладонь руки раскаленный уголь. Я поспешил приставить к нему папиросу и кинул два-три быстрых взгляда на маленький табор. Один из сидевших был рыжий оборванный мужик, видно, бродяга-рабочий с низов, другой - молодой цыган. Он сидел, горделиво откинув голову назад, и, охватив руками поднятые колени, искоса смотрел на меня. Синевато-смуглое лицо его было тонко и очень красиво. Белки глаз выделялись на этом лице - и глаза казались изумленными. Одет он был щеголем: тонкие сапоги, новый картуз, городской пиджак, шелковая лиловая рубаха.

  • - Може, пан блукае? - спросил старик, кидая уголь.
  • - Нет, - сказал я и еще раз глянул за костер, который слепил меня своим ярким мерцанием. И тогда из темноты выделились серые полы большого разлатого шатра, брошенная дуга и оглобли телеги, а возле них - самовар, горшки и большая перина, на которой лежала толстая цыганка в лохмотьях, кормившая грудью полуголого ребенка. Надо всем же этим стояла девочка лет пятнадцати и задумчиво смотрела на меня печально-призывными глазами необыкновенной красоты.
  • - Може, проводить пана? - повторил старик живо.
  • - Нет, спасибо, - поспешил я ответить и откинулся в задок тарантаса.
  • - Пошел!

447

Лошади тронули, копыта дружно застучали, а колокольчик так и залился жалобным стоном, перебивая лай бросившейся за нами собаки...

Не было больше тепла и запаха горящего бурьяна, в лицо веяло свежестью ночи, и опять, темнея в сумраке, бежали навстречу мне поля. Черная дуга высоко вырезывалась в небе и, качаясь, задевала звезды. Но еще ярче, чем у костра, видел я теперь черные волосы, нежно-страстные глаза, старое серебряное монисто на шее... И в запахе росистых трав, и в одиноком звоне колокольчика, в звездах и в небе было уже новое чувство - томящее, непонятное, говорящее о какой-то невознаградимой потере... 1902-1932

Упражнение 196. Прочитайте стихотворение А. Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека...". Определите типы предложений по характеру грамматических основ. Выявите формально-синтаксическую доминанту стихотворения и ее смыслообразующую роль. Какой стилистический прием лежит в основе композиции стихотворения? Расшифруйте текстовый смысл употребляющихся в тексте определений. Выявите однотипные синтаксические структуры и их роль в создании художественной картины мира.

Упражнение 197. Прочитайте стихотворение А. Фета. Найдите в тексте явление лексико-синтаксического параллелизма. Определите его композиционную функцию. Обратите внимание на знак "многоточие" в стихотворении. Сигналом какой стилистической фигуры оно является? Почему многоточие употребляется многократно? Обратите внимание на последнюю строчку стихотворения, определите роль обращения в данном тексте. Прочитайте данное стихотворение вслух. Какая интонация (перечислительная, вопросительная, восклицательная и т.п.) преобладает? Почему?

Я жду... Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.

Я жду... Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.

Я жду... Вот повеяло с юга
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад...
Прости, золотая, прости!

1842

Упражнение 198. Прочитайте рассказ В.М. Шукшина "Верую!". Найдите в авторской речи и речи персонажей различные виды неполных предложений: эллипсис,

448

контекстуально-неполные, ситуативные, парцеллированные и усеченные конструкции. Выделите в тексте пунктуационные средства передачи интонации и создания экспрессивности текста. Найдите в тексте различные формы сравнения. Определите их функцию. Какова роль вводных и вставных конструкций в данном тексте? Произведите анализ различных способов оформления чужой речи в тексте. Какие формы передачи внутренней речи использует автор? Определите роль односоставных безличных предложений в организации текста. Найдите в тексте эмоциональные высказывания. Какую роль они выполняют в раскрытии образов персонажей и формировании его общего содержания? Найдите фрагменты ритмизованной прозы в этом рассказе и определите их функцию.

Упражнение 199, Прочитайте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон". Какова структурно-композиционная роль синтаксических повторов в данном монологе Демона? Какие синтаксические средства характерны для данного монолога как речевого жанра? Есть ли в данном поэтическом тексте явление нарушения порядка слов (инверсии)? Найдите их и охарактеризуйте. Какова функция риторических вопросов в данном монологе? Найдите синтаксические средства выражения эмоционального переживания Демона. Выявите и сгруппируйте различные формы сравнений в данном тексте и раскройте их значение в формировании его образного смысла.

Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала.
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, - я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленье
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
О! выслушай - из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом;
О! только выслушай, молю,-
Я раб твой, - я тебя люблю!
Лишь только я тебя увидел -

449

И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою.
Я позавидовал невольно
Неполной радости земной:
Не жить, как ты, мне стало больно,
И страшно - розно жить с тобой.
В бескровном сердце луч нежданный
Опять затеплился живей,
И грусть на дне старинной раны
Зашевелилася, как змей.
Что без тебя мне эта вечность?
Моих владений бесконечность?
Пустые звучные слова,
Обширный храм - без божества!

Упражнение 200. Прочитайте стихотворение И. Бродского. Обратите внимание на синтаксическое строение данного стихотворения. Выделите фрагмент, организованный предложениями однотипной грамматической структуры и определите смысловую соотнесенность данного фрагмента с концовкой стихотворения. Какова стилистическая функция однородных глаголов-сказуемых и их роль в формировании пространственно-временной индивидуально-авторской картины мира? Покажите синтаксические средства оформления внутреннего диалога лирического субъекта. Найдите примеры оксюморона. Объясните смысл его употребления. Найдите случаи нарушения прямого порядка слов, объясните роль инверсии.

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и крикуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя, что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.

450

Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

24 мая 1980

451

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.