ГЛАВА 5
КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Понятие коммуникативной организации текста. - Коммуникативные регистры текста. - Тема-рематическая организация текста. - Типология рематических текстовых доминант

Упражнение 135. Прочитайте определение коммуникативного регистра и его свойств, которое предложила Г.А. Золотова. Раскройте понятие "коммуникативный регистр". Какие принципы лежат в типологии коммуникативных регистров, предложенных ею?

Коммуникативные типы, или регистры, речи определены как понятие, абстрагированное от множества предикативных единиц или их объединений, употребленных в разнородных по общественно-коммуникативному назначению контекстах, сопоставленных и противопоставленных по совокупности следующих признаков. Прежде всего, это а) характер отображаемой в речи действительности (динамика действия, процесса противостоит статике качества, отношения); б) пространственно-временная дистанцированность позиции говорящего или персонажа-наблюдателя и - соответственно - способ восприятия, сенсорный или ментальный (конкретно-единичные, референтные предметы, действия, явления противостоят обобщенным, нереферентным); в) коммуникативные интенции говорящего (сообщение, волеизъявление, реакция на речевую ситуацию).

419

Создаваемые взаимодействием функционального и структурно-семантического планов, коммуникативные регистры реализуются в конкретных высказываниях, текстах или фрагментах, блоках. Противопоставленность регистров получает выражение в наборе языковых характеристик регистровых блоков. <...>

Коммуникативная функция блоков репродуктивного (изобразительного) регистра заключается в воспроизведении, репродуцировании средствами языка фрагментов, картин, событий действительности как непосредственно воспринимаемых органами чувств говорящего, наблюдателя, локализованных в едином с ним хронотопе (реально или в воображении). <...>

Коммуникативная функция блоков информативного регистра состоит в сообщении об известных говорящему явлениях действительности в отвлечении от их конкретно-временной длительности и от пространственной отнесенности к субъекту речи. Этот критерий объединяет и суммирование узуальных, повторяющихся событий, признаков, и познавательные, квалификативные сведения о свойствах и связях предметов, явлений, абстрактных понятий. Нельзя не видеть и различий в степени абстрагированности от конкретного между этими двумя разновидностями информативного регистра. Может быть, стоит выделить последний в информативно-логический его подтип. <...>

Коммуникативная функция генеритивного регистра - обобщение, осмысление информации, соотносящее ее с жизненным опытом, с универсальными законами мироустройства, с фондом знаний, проецируя ее на общечеловеческое время за темпоральные рамки данного текста. <...>

Волюнтивный регистр характеризуется коммуникативной функцией волеизъявления говорящего, побуждения адресата к действию. <...>

Реактивная функция объединяет разной структуры предложения, не содержащие сообщения, но выражающие реакцию говорящего, эмоциональную или ментальную, осознанную или автоматическую, на коммуникативную ситуацию. Реакцию, обычно с оценочной окраской, выражающей положительное или отрицательное отношение к происходящему, вызывает либо а) предшествующая реплика в диалоге (или в "диалогизированном" монологе), либо б) неречевое событие, неожиданное, приятное, неприятное. <...>

Воспроизводимые в тексте, в художественном или другом, диалоги, частью которых выступают волюнтивные (в том числе и вопросительные) и реактивные высказывания, составляют сами по себе фрагменты репродуктивного регистра. Время в них регулируется условным моментом речи - речи участников диалога, но не автора. Поэтому диалоги можно рассматривать как своеобразный текст в тексте (Золотова, 1998, с. 393-400).

Упражнение 136. Ознакомьтесь с типологией тема-рематических структур высказываний по нашему учебнику (гл. 4). Подберите контексты, содержащие тема-рематические структуры разного типа.

420

Упралснение 137. Прочитайте следующее небольшое стихотворение И. Иртеньева "Наблюдение". Определите регистровую принадлежность предложений этого стихотворения, тип тема-рематической структуры и рематическую доминанту. Сравните характер регистрового оформления предложений этого стихотворения с его же стихотворением "Про Федота" (упражнение 46). Что вы можете сказать об особенностях коммуникативной организации стихотворений этого поэта?

В здоровом теле -
Здоровый дух.
На самом деле -
Одно из двух.

Упражнение 138. Прочитайте следующие стихотворения Зинаиды Гиппиус. Опишите регистровую структуру данных стихотворения, определите текстообразующий тип регистрового оформления предложений. Опишите тема-рематические структуры и рематические доминанты.

Он принял скорбь земной дороги,
 Он первый, Он один,
Склонясь, умыл усталым ноги,
 Слуга - и Господин
Он с нами плакал, - Повелитель
 И суши, и морей...
Он царь и брат нам, и Учитель,
 И Он - еврей.

ЛЮБОВЬ - ОДНА

Единый раз вскипает пеной
 И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой
 Измены нет: любовь одна.

Мы негодуем иль играем,
 Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
 Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно,
 Однообразием сильна,
Проходит жизнь...И в жизни длинной
 Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,
 Лишь в постоянном глубина.

421

И дальше путь, и ближе вечность,
 И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
 Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
 Любовь одна, как смерть одна.

1896

ВНЕЗАПНО

Тяжки иные тропы...
Чьи-то глаза из толпы
Взглянули так жестко.

Кто ты, усталый, злой,
Путник печальный?
Друг ли грядущий мой?
 Враг ли мой дальний?
В общий мы замкнуты круг
 Боли, тоски и заботы...
Верю я, все ж ты мне друг,
 Хоть и не знаю, - кто ты...

1908

Упражнение 139. Найдите в литературно-художественных произведениях (на ваш выбор) примеры текстов монорегистровой структуры, охарактеризуйте их по регистровой принадлежности.

Упражнение 140. Прочитайте преамбулу к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (упражнение 108) и найдите в ней предложения, принадлежащие к генеритивному, волюнтивному и реактивному регистрам, определите их текстовые функции. Охарактеризуйте структуру монтажа регистровых блоков.

Упражнение 141. Прочитайте письмо А. Платонова к жене (упражнение 55) и опишите его коммуникативную организацию: определите регистровую принадлежность его предложений, выявите среди них более частотные, определите доминирующий тип, опишите характер монтажа регистровых блоков.

Упражнение 142. В стихотворении Н.А. Заболоцкого "Прохожий" (упражнение 104) выявите его коммуникативно-регистровую структуру (монорегистровая или полирегистровая) и охарактеризуйте ее. Определите рематическую доминанту текста. Приведите примеры различных тема-рематических структур.

422

Упражнение 143. Охарактеризуйте стихотворение Ф.И. Тютчева "Памяти В.А. Жуковского" (упражнение 99) в свете теории актуального членения. Определите доминирующие в нем тема-рематические структуры и выявите рематическую доминанту текста.

Упражнение 144. Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Воробей" (упражнение 91) и обратите внимание на репертуар регистровых вариантов в нем. Как регистровое варьирование высказываний способствует формированию концептуального пространства текста?

Упражнение 145. В стихотворении А.С. Пушкина "19 октября 1827 г." (упражнение 6) найдите предложения, принадлежащие к волюнтивному и реактивному регистрам, охарактеризуйте их текстовые функции.

Упражнение 146. В рассказе И. Бабеля "Мой первый гусь" (упражнение 9) найдите примеры высказываний разных регистров: репродуктивного, изобрази тельного, реактивного, волюнтивного. Покажите различие их текстовых функций.

Упражнение 147. Какие регистровые разновидности высказываний преобладают в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Смерть Поэта"? Что можно считать рематической доминантой текста?

Упражнение 148. В стихотворении Б. Пастернака "Марбург" (упражнение 29) и М.Ю. Лермонтова "Дума" найдите тема-рематические структуры веерного типа, опишите их текстовые функции, определите рематическую доминанту текста.

Упражнение 149. В поэме "Двенадцать" А. Блока найдите высказывания, принадлежащие к реактивному регистру, охарактеризуйте их роль в формировании концептуального и денотативного пространств поэмы.

423

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.