Основные типы текстовых тема-рематических структур

В текстах выявляется определенная устойчивость содержания тематической и рематической частей высказывания. Выделяются пять основных разновидностей тема-рематических структур.

1. Каноническая ступенчатая тема-рематическая организация текста:

  •  Т1 → Р1
  •  Т2 → Р2
  •  Т3 → Р3

Это самый распространенный тип структур, воплощающий основной закон текстообразования - инкорпорирование. Сущность его состоит в том, что в продвижении содержания рема предыдущего высказывания становится

201

темой последующего высказывания, т.е. все последующие темы имеют глубинную рематическую природу. Например:

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.

***

Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана.

Н. Гумилев

2. Тема-рематическая структура веерного типа с повторяющейся стабильной темой и разными ремами:

Тексты с константной повторяющейся темой могут иметь (в плане выражения) варианты лексико-грамматической репрезентации темы.

Во-первых, тематическая прогрессия может быть основана на повторе слова, являющегося темой всех высказываний. По этому принципу тематической прогрессии построена первая строфа стихотворения К.С. Аксакова "Свободное слово":

Ты - чудо из Божьих чудес,
Ты - мысли светильник и пламя,
Ты - луч нам на землю с небес,
Ты нам человечества знамя!
Ты гонишь невежества ложь,
Ты вечною жизнию ново,
Ты к свету, ты к правде ведешь,
Свободное слово!

Во-вторых, тематическая прогрессия может быть основана на местоименном повторе:

Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.

Н. Гумилев

В этом стихотворении тематическое слово первой поэтической фразы "сады" в последующем заменяется личным местоимением "в них".

202

В-третьих, она может быть производной. В этом случае тема выражается разного рода перифразами, трансформами:

Он держит речь в Высоком зале
Толпе разряженных льстецов,
В его глазах сверканье стали,
А в речи гул морских волов.

Н. Гумилев

Одна и та же тема трех поэтических фраз оформляется следующими номинациями: Он, в его глазах, в его речи.

В-четвертых, могут быть тексты, в которых тема обозначается однократно, а при дальнейшем семантическом развертывании приводятся только ремы:

А муза и глохла, и слепла,
В земле зерном,
Чтоб снова, как феникс, из пепла
В эфире восстать голубом.

А. Ахматова

По этому принципу построено и стихотворение А. Ахматовой "Любовь", тема которого вынесена в заглавие, а все поэтические фразы его имеют рематическую природу.

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

3. Тема-рематические структуры веерного типа с многокомпонентной тематической частью (несколько тем) и одной ремой:

203

И дичь в лесу, и сосны гор,
Богатых золотом и мелом,
И нив желтеющих простор,
И рыба в глубине озер
Принадлежит вам по наследию.

Н. Гумилев

4. Тема-рематические структуры с обобщенной темой, расчленяющейся в текстах за счет конкретизации исходной темы:

В качестве иллюстрации приведем первую строфу стихотворения В.Г. Бенедиктова "Вальс":

Все блестит: цветы, кенкеты,
И алмаз, и бирюза,
Ленты, звезды, эполеты.
Серьги, перстни и браслеты,
Кудри, фразы и глаза.
Все в движенье: воздух, люди,
Блонды, локоны и груди,
И достойные венца
Ножки с тайным их обетом,
И страстями и корсетом
Изнуренные сердца.

В этом стихотворении дважды тема обобщенно обозначается определительным местоимением все, в дальнейшем конкретизируется цепочкой номинативов, создающих за счет этого без участия глаголов динамический образ атмосферы вальса на балу.

5. Автономные тема-рематические текстовые структуры. Они внешне как бы не зависят друг от друга, самостоятельны, минимально привязаны к контексту:

  •  Т1 → Р1
  •  Т2 → Р2.

Например:

Луна плывет, как щит
Давно убитого героя,
А сердце ноет и поет,
Уныло чуя роковое.

Н. Гумилев

204

Подобная кажущаяся (по причине отсутствия формальных средств выражения связности) автономность тема-рематических структур фактически является обычно средством создания двуплановости изображения, его образности, является основой сопоставления и сравнения. В данном стихотворении внутреннее состояние лирического субъекта, его переживания соотносятся с миром природы, космическим миром, при этом основная идея сопоставления передается словами, выполняющими функцию темы: луна и сердце. Такая тема-рематическая организация в целом свойственна идиостилю Н. Гумилева. Приведем еще один пример из стихотворений этого поэта:

Еще не умер звук рыданий,
Еще шуршит твой белый шелк,
А уж ко мне ползет в тумане
Нетерпеливо-жадный волк.

В больших по объему текстах, естественно, наблюдается переплетение, наложение тема-рематических структур разного вида, в то же время некоторые тексты могут быть организованы однотипно или может доминировать какой-либо тип структуры.

205

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.