ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ

Вопросы теории и практики анализа текста привлекали и продолжают привлекать внимание ученых-филологов, преподавателей высшей и средней школы. Существует огромная научная, учебно-методическая и справочная литература по этому разделу филологии, в которой текст рассматривается с самых разных позиций. Накоплены ценные знания относительно его структурно-семантической и коммуникативной организации. В то же время надо отметить отсутствие учебного комплекта для студентов филологических специальностей, состоящего из учебника, который бы суммировал и обобщал научные достижения в области филологической теории текста, излагал краткую историю изучения текста, основные его категории, и практического пособия, содержащего материалы для комплексного практического анализа текста.

В предлагаемом вниманию специалистов и студентов учебном комплекте дается многоаспектное освещение вопросов теории лингвистического анализа текста в учебнике (часть I) и предлагается модель его комплексного анализа в практикуме (часть II).

Освещен круг вопросов, предусмотренных программой курса "Современный русский язык" и отраженных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по дисциплине "Лингвистический анализ текста".

Учебник состоит из пяти глав. В гл. 1 рассматриваются общие теоретические вопросы, связанные с изучением текста как объекта лингвистического анализа. Следующие четыре главы посвящены рассмотрению семантической (гл. 2), структурной (гл. 3) и коммуникативной (гл. 4) организации текста, языковым средствам актуализации его содержания (гл. 5).

Общая теоретическая концепция курса "Лингвистический анализ художественного текста", воплощенная в учебнике, определила структуру практикума, вследствие чего в каждой части учебного комплекта - учебнике и практикуме - имеются общие разделы. Практикум содержит фрагменты научных работ по изучаемым вопросам, по разным причинам не всегда доступных студентам, систему упражнений по теме, включающую разнообразные задания, схемы и образцы анализа изучаемых текстовых единиц и категорий, вопросы для самопроверки, и предназначен для проведения семинарских, практических занятий и для самостоятельной работы студентов по лингвистическому анализу текста.

6

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.