Попробуем представить все универсалии не как перечни элементов или "черт", обязательных для любого языка, а как уровневую
272
иерархию систем этих элементов (фонологических, морфологических, синтаксических, семантических и т.д.). Представим иерархические взаимосвязи этих систем (по тому, как они отражены в межуровневых импликациях и аксиомах уровневой концепции языка). В результате таких мыслительных операций в нашем сознании возникнет абстрактный и очень схематичный (как бы "скелетный") образ "языка вообще", "универсального языка". Такая мысленная модель "языка вообще", построенная путем мысленного соотнесения универсальных черт конкретных языков, - это и есть язык-эталон.
Язык-эталон - это гипотеза, мысленное построение (конструкт), допущение об общей части (общем "ядре") в структурах сопоставляемых языков. Фактически вообще всякое сопоставление (как универсальный познавательный метод) "молча" или эксплицитно исходит из уверенности, что в сопоставляемых объектах есть некоторая фундаментальная общность, заключенный в самих объектах эталон (мерило), и есть отклонения от этого эталона - те или иные, бо́льшие или меньшие вариации. Если в объектах нет общих черт, т.е. нет основания для сравнения, то сопоставление бессмысленно и бесконечно20. При сопоставлении языков таким общим основанием служит представление о некоторой общей (инвариантной) структуре в строении сопоставляемых языков.
Понятие о языке-эталоне в качестве абстрактного "гипотетического инварианта языков мира" (Шаумян 1965, 30) конкретизируется в типологии в менее абстрактных представлениях о "эталоне" аналитических языков, "эталоне" агглютинативных языков и т.д., т.е. в представлениях о типах строения некоторых классов языков. Разумеется, эти "эталоны" аналитизма или агглютинации - тоже абстракция, их не обнаружить среди конкретных этнических языков - таких "типологически выдержанных" (на 100 %) языков не существует в природе. Однако у языковедов есть представление о том, что такое 100 % аналитизма или 100 % агглютинации.
273
Вот эти представления и есть соответствующие языки-эталоны.
В компаративистике понятие "языка-эталона" сближают с категорией праязыка (общего источника родственных языков), при этом историческая, документальная засвидетельствованность ряда таких языков (например, латыни или древнерусского), делает лингвистическую реальность языков-эталонов особенно ощутимой.
Конечно, как заметил С.К. Шаумян, язык-эталон - это "не более чем гипотеза об инвариантной основе языков мира" (Шаумян 1965, 30). Но и не менее. Лингвистические представления о том, какой минимум черт имеется во всех языках мира, - это существенный компонент наших знаний о языке.
Идея языка-эталона ценна еще в одном отношении: в качестве принципа естественной и потому оптимальной систематизации универсалий (см. § 92) - путем моделирования абстрактной структуры всех языков.
274
20
Вроде "длинной серии различий ме>еду просеками и персиками: первые расчищены, а вторые покрыты пушком" (в "Кибириаде" Ст. Лема). Характерно, что даже в этом дурашливом сопоставлении необходима какая-то исходная общность (ею стала возможность наличия или отсутствия "растительности").