ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УНИВЕРСАЛИИ

247

80. Как обнаруживают универсалии1?
Индуктивные и дедуктивные универсалии

Говоря об универсалиях, иногда имеют в виду непосредственно изучаемую реальность - языки мира (т.е. язык-объект), иногда - высказывания о языке (т.е. метаязык). Соответственно универсалии понимаются по-разному: 1) как явления (свойства, характеристики, процессы), присущие всем или почти всем языкам мира; 2) как любое высказывание, верное для всех или почти всех языков мира.

Во многих случаях это различие не важно - в конце концов за "высказываниями" о реальности мыслится сама реальность. Однако полезно иметь в виду, что открытие новых универсалий иногда сводится к переформулированию уже имеющегося лингвистического знания в высказывания, отвечающие логико-стилистическому стандарту "лингвистической универсалии". Например, представления о системном характере языка, его уровневом строении и знаковой природе могут быть сформулированы как серии универсалий, вроде Все языки представляют собой многоуровневые семиотические системы; Любой уровень языка представляет собой систему и т.п. В универсалии могут быть "развернуты" термины ассимилиция, диссимиляция, палатализация и другие обозначения повсеместно наблюдаемых звуковых процессов, ср.: В истории любого языка бывали / бывают ассимиляции (диссимиляции, палатализации) и т.п. Некоторые банальные истины формулируются в виде универсалий "для порядка" - чтобы представить весь список универсальных явлений, относящихся к тому или иному уровню, например: В каждом языке есть гласные и согласные. И если в этом случае здравый смысл готов спросить: "А как же иначе?", то уже относительно "соседних"

249

фонологических опозиций вовсе не так все предсказуемо: Всюду ли есть оппозиция звонких и глухих согласных? А твердых и мягких? Универсальна ли оппозиция передних и задних гласных?

Однако иногда такого рода высказывания тривиальны только на первый взгляд- если не выходить за пределы, допустим, индоевропейских языков. Пестрота языкового ландшафта мира убеждает, что универсальность многих явлений не так уж "сама собой разумеется", а то и вовсе обманчива. Банально ли, например, такое утверждение: В каждом языке есть фонема! Если принять во внимание, что для языков с жесткими ограничениями в структуре слога и звуковых цепей (например, для японского) основной единицей фонетико-фонологического уровня оказывается не фонема, а слог (см. § 22), то прежде, чем формулировать универсалию, необходимо уточнить понятие фонемы или ограничиться более общей (следовательно, менее содержательной) формулировкой: В каждом языке есть смыслоразличительные фонетико-фонологические единицы. Познавательной ценностью в таком случае будет обладать не универсалия, а сведения о том, чту именно - фонема или слог - является в тех или иных языках основной смыслоразличительной единицей.

В зависимости от способа выдвижения (формулирования) универсалий различают универсалии дедуктивные (аксиоматические) и индуктивные (эмпирические). Дедуктивная универсалия - это теоретическое допущение (предположение) о том, что некоторое свойство X должно быть присуще всем языкам. В такого рода допущениях имеет место дедукция - логический вывод о свойстве отдельных объектов на основании суждения об классе таких объектов. Примеры:

  • Все естественные языки имеют уровневое строение.
  • В системе любого естественного языка, а также в речевой деятельности на любом естественном языке имеется противопоставление центра и периферии. Речевая деятельность, относимая к периферийной, связана с необычной речевой ситуацией (пение, шепот, крик; речь ребенка, речь иностранца или носителя диалекта, старающегося говорить на литературном языке, речь заики; поэтическая, ритуальная, актерская речь и т.д.; подробн, см. Успенский, Живов 1973),

250

  • Всюду есть гласные и согласные (это следует из психофизиологических условий фонации и аудирования).
  • Во всех языках имеются воспроизводимые семантические единицы, хранящиеся в сознании в готовом виде (возможно, уровневая принадлежность таких единиц различна в разных языках: это может быть слово; основа или корень слова; слово и сопровождающие его предлоги и послелоги).

Индуктивная универсалия - это некоторое свойство Y, которое обнаружено во всех доступных для наблюдения языках и поэтому считается присущим всем языкам мира. Иначе говоря, свойство отдельных объектов распространяется (индуцируется) на весь класс объектов - все языки мира. Примеры:

  • В каждом языке есть оппозиция шумных и сонорных.
  • В каждом языке есть местоимения.

Реально в процессах поиска и выдвижения универсалий присутствуют и дедуктивные и индуктивные операции. Дедуктивные универсалии строятся из наблюдений и размышлений над некоторой ограниченной совокупностью конкретных языков и затем индуктивно "проверяются" на более широком языковом материале. Поиск индуктивных универсалий начинается все-таки "маленькой дедукцией" - гипотезой о том, какие свойства языков могут быть универсальными и, следовательно, где стуит искать универсалии. Нередко индуктивные универсалии не только подтверждают, но и конкретизируют, тем самым содержательно обогащают дедуктивные предположения. Так, общенаучные представления из теории информации и связи привели к выдвижению следующей дедуктивной универсалии: Все естественные языки обладают свойством избыточности в передаче информации2. Позже статистические обследования текстов на разных языках позволили существенно конкретизировать данную универсалию. Оказалось, что мера избыточности языков также универсальна: в аспекте плана выражения (предсказуемости букв или фонем) она составляет 60 - 70 % (что и создает помехоустойчивость и тем самым - надежность языков в передаче информации).

251

Не раз указывалось, что познавательной ценностью обладают только индуктивные универсалии, в то время как дедуктивные - это выводы или следствия из уже имеющихся общетеоретических представлений о языке, т.е. не новое знание, а лишь по-новому представленное знание. По сути дедуктивные универсалии - это заключенные в форму универсалий некоторые ключевые высказывания, как бы извлеченные из общей "связной" теории языка. Иначе говоря, выдвижение дедуктивных универсалий - это проблема не поиска знания о языке, а презентации знания. В дальнейшем изложении, если специально не оговаривается, речь идет об индуктивных универсалиях.

252


1 Определение и вводную характеристику понятия "лингвистическая универсалия" см. в § 4.
2 О понятии "избыточности", проявляющейся в частичной пред сказуемости тех или иных элементов поступающей информации вследствие дублирования некоторых компонентов любого передаваемого сообщения, см. § 12 ("Язык, речь и два вида памяти").
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.