71. В поисках корней: национальный романтизм
и мифопоэтические мотивы

Этноцентристские идеологии обычно включают те или иные мифологические элементы. Этничность нуждается в укорененности - в древней и привлекательной родословной, в свидетельствах об особой древности и чистоте своего языка, в преданиях о той или иной исключительности народа (например, богоизбранность, или особая миссия среди других народов, или особая судьба, в том числе иногда уникально горькая судьба - в этом, например, видел исключительность Польши ее великий поэт и романтик Адам Мицкевич). Поэтому в национальных преданиях всегда отыщется рассказ, который связывает судьбу народа с божественным волеизъявлением, пророчеством, легендарной личностью, судьбоносным событием древности.

Такова, например, поздняя запись в "Повести временных лет" о том, как апостол Андрей проповедовал в Херсонесе, потом плыл по Днепру, воздвиг крест на той горе, под которой позже будет град велик Киев, как дошел до Новгорода (где очень поразился баням)...

Мусульмане считают классический арабский язык священным. По преданию, пророк Мухаммад получил Коран от Аллаха именно на этом языке. Священно не только Откровение Аллаха, но и его каждое слово, священны арабские буквы, с помощью которых был записан Коран, сама книга Коран как физическое тело (прототип земных книг, мать книги, как сказано в 13-й суре). Все это - книга Коран, слова и буквы - существовало всегда, извечно, и хранилось на седьмом небе в ожидании прихода того, кто в наибольшей мере окажется достойным получить Слово Бога. Этим человеком стал Мухаммад, пророк Аллаха.

Привкус национальной мифологии нередко слышится в спорах о происхождении народов и языков, особенно когда речь идет о доисторических (бесписьменных) временах, и любые решения суть только гипотезы (более или менее согласуемые с бесспорными фактами). Так, русские историки XIX в. (например, Михаил Погодин) видели в Киевской Руси начало истории великорусского народа, распространившегося после татарского нашествия на северо-восток. Украинские историки (в XIX в. Михаило Максимович и его последователи в XX в.), напротив, в Киевской Руси видели

215

государство именно украинцев, ужз тогда говоривших по-украински. Белорусский историк-романтик Вацлав Ластовский (1883 - 1938), как и украинские авторы, считал, что не было единого восточнославянского языка, что разделение на языки украинский, русский и белорусский - изначально, причем древнейшим и самым чистым языком Ластовский считал белорусское (крывичское) наречие. Киевская Русь, по Ластовскому, - это государство пришельцев-варягов, а древнейшим "своим" княжеством у восточных славян он считал крывичское княжество (образование которого он относил к времени до IX в.); с землей крывичей Ластовский связывал и прародину восточных славян.

216

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.