70. Типы национально-языковых идеологий

Национально-языковая политика опирается на определенное теоретическое и идеологическое обоснование. Государства, общественные классы или сословия, партии и движения исходят из

212

определенной концепции по национальному вопросу, т.е. из своего понимания того, что такое народ, нация, народность; как связаны народ (этнос) и язык, религия, культура, государство; как соотносятся этническое и общечеловеческое, национальное и вероисповедное в культуре, политике, идеологии; в чем заключаются справедливость и прогресс во взаимоотношениях народов.

Современные концепции нации разнообразны и при этом логически равноправны. Например, в иудаизме и исламе нация определяется на вероисповедной основе; в ряде надэтнических африканских движений - на основе государственной консолидации, а иногда - на основе языка (ср. клише большая африканская нация французского языка); в марксизме классовая борьба и наднациональная солидарность классов трактуются как феномены более значительные для истории, чем внутринациональная солидарность и межнациональные противоречия. Все это не столько научные концепции, сколько идеологии определенных движений, т.е. предметы веры и убеждений. Поэтому можно констатировать различия между ними, но было бы некорректно говорить об ошибочности одних учений и верности других.

Для гуманитарной экспертизы доктрин по национальным вопросам мировое сообщество выработало определенные приоритеты, ориентиры и критерии, сформулированные в документах ООН. Так, согласно "Всеобщей декларации прав человека" (1948) и "Международному биллю о правах человека" (1966), приоритет прав человека выше, чем приоритет прав этноса и государства. Права этноса реализуются как права людей, составляющих этнос, а государство должно обеспечивать права всех граждан независимо от их этнической принадлежности. И.А. Бодуэн де Куртенэ отстаивал права человека как высший приоритет еще в начале века: "Во главе человеческих прав я ставлю, с одной стороны, права человеческого достоинства и права свободной самоопределяющейся человеческой личности, с другой же стороны, права экономического благосостояния и мирного сожительства всех обитателей как всего государства, так и его отдельных частей" (Бодуэн де Куртенэ 1913, 32).

В соответствии с двумя векторами в стратегиях национальной политики (унитаризм и сепаратизм, см. § 69), есть две основные линии и в национальных идеологиях: 1) унитаристские (интегрирующие, объединительные, ассимилирующие) концепции; 2) идеологии разделения (федерализации, автономизации, сепаратизма).

213

Унитаристские теории выступают в различных национальных и исторических вариантах. Таковы доктрины регионального унитаризма: панславизм, а также пангерманизм, пантюркизм, панафриканизм и т.д.; марксистский интернационализм (с идеями о будущем слиянии народов и языков); таков космополитизм, верящий в перспективы единой цивилизации без границ (например, под эгидой ООН) и склонный видеть успешный этап объединения в таких надэтнических сообществах, как паневропейский Общий рынок, Арабская Лига или Организация Африканского Единства. В США с началом Первой мировой войны окрепла объединяющая идеология американской гражданской (не этнической) "Великой нации", возникшей в "плавильном котле" (meltingpot) американской истории.

Унитаристские доктрины на практике нередко вырождались в свою противоположность - в идеи национального размежевания и разделения. Таковы, например, доктрины о национальной исключительности того народа, на которого возлагалась объединительная миссия (исключительность русского народа в идеологии панславизма, немецкого в пангерманизме и т.д.). Иногда развитие идей происходило и в обратном направлении: этноцентристские приоритеты нации, доминирующей в многонациональном государстве, становились ядром интегрирующей, унитаристской идеологии. Такова, в частности, эволюция имперского русского национализма в евразийство русской межвоенной эмиграции.

В США современная унитаристская идеология представлена мультикультурализмом (в сочетании с мультилингвизмом) и идеей "постэтнической Америки". Идеологи мультикультурализма связывали будущее своей огромной и этнически пестрой страны, во-первых, с всесторонним развитием культурных и языковых особенностей всех этнических, расовых, религиозных, социальных групп; во-вторых, - с воспитанием в людях терпимости, уважения и интереса по отношению к иным культурам и, шире, к человеческому разнообразию, непохожести, "инаковости" ближних и дальних.

Сторонники "постэтнической Америки" более радикально защищают этно-расовый плюрализм, межэтническую солидарность и достоинства надэтнического государства. У американцев, лишенных той давней "укорененности", которая присуща европейским нациям, идеи гармонизации этнических интересов в рамках крупного государства находят поддержку.

214

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.