Социальные характеристики языков и в особенности социокультурное развитие языков находятся в глубокой зависимости от той роли, какую выпало играть тому или иному языку в конфессиональной истории народов.
Есть языки, на которых, волею судеб, оказалось впервые изложено или записано, а впоследствии канонизировано то или иное религиозное вероучение. Это так называемые "пророческие" (профетические17) или "апостольские" ('посланнические') языки. Таких языков немного.
Во-первых, это языки, созданные для записи религиозного содержания. Именно эти записи составили самые ранние тексты на этих языках. К таким языкам относятся:
134
- ведийский язык (XIX - XI вв. до н.э.); на нем написаны древнейшие в индийской культуре тексты - "Веды" (религиозные гимны, заклинания, жертвенные формулы) и "Упанишады" (учение о мире);
- древнееврейский и арамейский языки иудейского канона - "Торы" (Ветхого Завета) (XIII - I вв. до н.э.);
- авестийский язык (с X в. до н.э.; кодификации в III - VII вв. н.э.) - язык зороастризма;
- санскрит (VII в. до н.э. - VII в. н.э.) - язык "Махабхараты", "Рамаяны" и большинства сочинений древнеиндийской философии и науки;
- пали (VI в. до н.э. - I в. н.э.) - язык буддийского канона;
- старославянский (церковнославянский) - с IX в. язык восточного христианства у славян и влахомолдаван.
Во-вторых, к пророческим относятся некоторые языки, еще прежде, чем на них было записано религиозное учение, обладавшие значительной письменно-литературной традицией и позже использованные для записи вероучительных текстов. Это такие языки:
- веньянь - древнекитайский язык; на нем написаны и канонизированы сочинения Конфуция (сложение канона с VI - II вв. до н. э.);
- древнегреческий и латинский языки: начиная с I в. н.э. на них складывался религиозный канон христианства: в III до н.э. на греческий язык был переведен Ветхий Завет (Септуагинта); в I - II вв. н.э. на греческом был написан Новый Завет); латинский перевод Библии (Вульгата бл. Иеронима) создавался в 384 - 405 гг.;
- классический арабский язык (формировался в доисламской поэзии в V - VI вв.) - в VII в. стал языком Корана18.
Пророческие и апостольские языки были первыми культовыми (ритуальными) языками, т.е. языками, которые использовались в богослужении. В силу неконвенционального (безусловного) восприятия знака (что вообще характерно для религиозного сознания), такие языки нередко сакрализировались (почитались как священные). Все это предопределило исключительный авторитет пророческих языков в своих культурно-религиозных мирах. Они не только становились классическими литературными
135
языками своего ареала, но и в течение столетий были главным фактором в развитии языковых ситуаций.
Почти все профетические языки расширили свои коммуникативные функции. Многие столетия это были языки не только конфессиональной сферы, но и светской культуры, образования и науки, литературы, права. До сих пор сохраняет статус главного языка в арабо-мусульманском мире язык Корана (классический арабский).
Народы дорожили духовными ценностями, записанными на профетических языках, и поэтому делали все, чтобы сохранить и тексты и сами языки в первозданном виде. Поэтому профетические языки исключительно устойчивы. Прервались, изменились государственные и культурно-религиозные традиции древних персов, неузнаваемыми стали языки потомков, однако авестийский язык - язык их древнейшей религии (зороастризма), хотя и вышел из употребления, но сохранился - благодаря Писанию ("Авесте"). Благодаря связи с Писанием у забытых профетических языков сохраняется возможность возрождения. Такова судьба иврита - языка священных книг иудаизма (см.§ 45).
136
17
От греч.
prophétes - пророк, прорицатель, толкователь оракула;
prophḗtikós (впервые в Новом Завете) - пророческий.
18
В случае расхождений в датировке во внимание принимается та дата, которую указывают авторы, принадлежащие к соответствующей конфессии. Некоторые даты указаны по изданию: The Encyclopedia of Religion. V. I - XVI / Ed. by Mircea Eliade. N.Y. - L., 1987.