44. Коммуникативные ранги языков

Социолингвистические параметры отдельного языка определяются объемом и структурой коммуникации, осуществляемой на этом языке. Объем и структура коммуникации зависят от следующих показателей (допускающих количественную оценку): 1) количество людей, говорящих на данном языке; 2) количество этносов, говорящих на этом языке; 3) количество стран, в которых используется язык; 4) состав общественных функций и социальных сфер, в которых используется язык (в каждой из стран).

Объем коммуникации распределен между языками мира крайне неравномерно. По данным университета (Сиэттл, США), в 1995 г. на 13 самых распространенных в мире языках говорило 75 % из 5-миллиардного населения Земли, а на 25 языках - более 90 % (см. таблицу 44).

Примечание: Следует иметь в виду, что разные источники могут существенно расходиться в определении количества говорящих на том или ином языке. Это объясняется не только разновременностью подсчетов, но и невольным или вольным смешением количественных данных, связанных с такими понятиями, как "население страны", "язык большинства населения (страны)", "язык численно преобладающего этноса", "государственный (официальный) язык", "этничность" и "язык", "основной язык человека" и "второй язык, которым человек свободно владеет", а также с неразличением в ряде случаев близкородственных языков и диалектов. Так, по данным Сиэттлского университета (таблица 44), на русском языке в мире говорят 284 млн. чел., в

118

Таблица 44. Список 25 самых распространенных языков мира

Языки, на которых говорят более 100 млн. человек Число говорящих (в млн. человек) Языки, на которых говорят более 50 млн. человек Число говорящих (в млн. человек)
1 китайский (мандарин) 975 14 пенджа́бский (штат Пенджаб в Индии) 95
2 английский 478 15 корейский 75
3 хинди 437 16 тéлугу (юго-восточная Индия) 74
4 испанский 392 17 тамильский (Индия и Шри-Ланка) 71
5 русский 284 18 кантонский (юг Китая) 70
6 арабский 225 19 ву (район Шанхая, Китай) 66
7 бенгальский (Индия, Бангладеш) 200 20 итальянский 63
8 португальский 184 21 турецкий 60
9 малайско-индонезийский 160 22 тага́льский (Филиппины) 54
10 японский 126 23 тайский, или сиамский (Таиланд) 51
11 французский 125 24 миннан (юго-восток Китая, Тайвань, Малайзия) 50
12 немецкий 123 25 суахи́ли (Кения, Танзания, Заир, Уганда) 50
13 урду́ 122      

то время как в трех изданных в Москве справочниках приводятся другие и при этом разные цифры (см. таблицу 44-а).

Особенно велики различия источников в определении числа говорящих на хинди и урду: согласно ЛЭС 1990, на хинди говорит 200 млн. чел., на урду - 45 (30 млн. в Индии + 15 млн. в Пакистане); по данным Сиэттлского центра, число говорящих на хинди - 437 млн. (3-е место в мире!), на урду - 122 млн. (13-е место).

119

Таблица 44-а. Разные источники о числе говорящих на русском языке

Источники Количество человек, говорящих на русском языке
В (бывшем) СССР В мире
Брук 1986, 150 (по переписи 1979 г.) 153, 5 млн. считают родным, 241, 8 млн. "хорошо знают" данные не приводятся
ЛЭС 1990, 429 (со ссылкой на перепись 1979 г.) 184 млн. (со ссылкой на перепись 1979 г.) 250 млн.
Русский язык 1997, 438 (по переписи 1989 г.) В СССР - 163,5 млн., в России - 143, 7 млн. 250 млн. "в той или иной мере владеют русским языком"

Значительную часть объема коммуникации на крупнейших языках мира составляет коммуникация за пределами тех этносов или стран, для которых соответствующие языки являются "своими" (автохтонными). В этом отношении первенствует английский язык: на нем говорят в 47 странах мира; за ним следуют: французский (26 стран), арабский (21 страна), испанский (20 стран), португальский (родной для жителей Португалии и Бразилии и официальный еще в 5 странах).

Контраст в объеме коммуникации, осуществляемой на разных языках, становится еще резче, если сопоставлять совокупные объемы речевой деятельности, происходящей на каждом отдельном языке. В принципе объемы коммуникации могут быть оценены количественно - в "человеко-часах", т.е. с учетом суммарного объема времени, в течение которого каждый отдельный человек занят той или иной речевой деятельностью - как активной (продуцирование устных или письменных текстов), так и пассивной (восприятие устной или письменной речи)1. Объемы всех видов человеческого общения с использованием языка составляет все сказанное, услышанное, написанное, напечатанное, прочитанное, в том числе произнесенное и услышанное с экрана телевизора и киноэкрана, по радио, в церкви, со сцены и в зрительных

120

залах, в школьных классах, вузовских аудиториях, спетое с эстрады, тиражированное в газетах и книгах, в грамзаписях, на кассетах, дисках, дискетах, компакт-дисках, циркулирующее в каналах электронной почты и компьютерных сетей.

В социолингвистике различают 5 коммуникативных рангов языков, определяемых в зависимости от функций языков в межгосударственном и межэтническом общении. На вершине этой пирамиды - 6 так называемых "мировых языков", в основании пирамиды - сотни бесписьменных "местных языков", которые используются в обиходно-бытовом общении только внутри своего этнического коллектива (см. диаграмму 44.5).

44.1. Мировые языки. Это языки межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных и рабочих языков ООН: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).

Состав "клуба" мировых языков исторически изменчив. В Европе, Средиземноморье, на Ближнем Востоке первым мировым языком был греческий. Еще с IV в. до н.э. (в эпоху эллинизма) греческий язык распространился в эллинистических государствах Малой Азии и Северной Африки. В III - II в. до н.э. в Александрии эллинизированные иудеи перевели на греческий язык Ветхий Завет, а в I в. н.э. на греческом были созданы книги Нового Завета. Что касается латыни, то вначале она распространялась в качестве языка римских завоеваний и колоний, римского права и администрации. Позже латынь стала вторым (после греческого) языком христианской церкви, школы, науки. Латынь и греческий продолжали оставаться "мировыми" культурными языками до эпохи великих географических открытий.

В XVI - XVII вв. первым мировым языком стал португальский; в XVIII в. он уступил первенство французскому, позже, с середины XIX в., потесненному английским. Если в древности и в Средние века мировые языки были известны в границах своих культурно-религиозных миров, если в XVI - XIX вв. португальский, испанский, английский, французский использовались в границах колониальных империй, то в XX в. распространение английского языка стало планетарным.

44.2. Международные языки. Эти языки широко используются в международном и межэтническом общении и, как правило, имеют юридический статус государственного или официального

121

языка в ряде государств. Примеры: 1) португальский; 2) малайско-индонезийский (в странах Малайского архипелага - Индонезия, Малайзия, Филиппины); 3) вьетнамский язык (будучи родным для 51 млн. человек из 57 млн. населения Вьетнама, он является официальным языком страны; кроме того распространен в Камбодже, Лаосе, Таиланде, Новой Каледонии, а также во Франции и США); 4) суахили (официальный язык, наряду с английским, в Танзании, Кении, Уганде; распространен также в Заире и Мозамбике; суахили иногда называют лингва франка2 Восточной и Центральной Африки: на нем говорят около 50 млн. чел.).

44.3. Государственные (национальные) языки. Они имеют юридический статус государственного или официального языка или фактически выполняют функции основного языка в одной стране. В неодноязычном социуме это, как правило, язык большинства населения (впрочем, есть и интересные исключения; см. § 57.1.); отчасти поэтому он используется как язык межэтнического общения. Примеры: 1) хинди и близкий к нему урду в Индии; 2) тайский (сиамский) язык - официальный язык Таиланда, являющийся родным для 26 млн. человек, при том что население страны - более 50 млн.; 3) грузинский язык в Грузии (государственный язык в стране, где кроме грузинского языка, употребляются осетинский, абхазский, мегрельский, лазский, сванский, русский, армянский, азербайджанский языки); 4) литовский язык в Литве и т.д. Примерно таков же коммуникативный ранг основного языка в относительно мононациональных государствах (японского, польского, венгерского и др.).

44.4. Региональные языки. Это языки межэтнического общения, как правило, письменные, однако не имеющие статуса официального или государственного языка. Примеры: 1) чжуанский язык (13 млн. человек)3, будучи языком большинства населения Гуанси-Чжуанского автономного района Китая, используется и другими этноязыковыми группами этого района и соседних уездов; 2) тибетский язык в Тибетском автономном районе КНР (свыше 4 млн. говорящих, язык межплеменного общения и делопроизводства); 3) три главных языка в Нигерии (ха́уса, йо́руба,

122

и́гбо), в стране, где 80 млн. жителей говорят на 200 языках и при этом государственным языком является английский. Региональные языки Европы (бретонский и провансальский во Франции, фриульский в Италии, сардинский на принадлежащем Италии острове Сардиния и др.) иногда называют литературными микроязыками. Они имеют письменность4, иногда на них выходит местная газета или альманах, иногда - специальные программы на радио или телевидении, однако на них не учат в школах, они не используются в межэтническом общении и не имеют официального статуса (в отличие от каталанского, галисийского и баскского языков в Испании, ретороманского в Швейцарии или фарерского в Дании).

44.5. Местные языки. Как правило, это бесписьменные языки. Таких языков многие сотни. Они используются в устном неофициальном общении только внутри этнических групп в полиэтнических социумах. Нередко на них ведутся местные радио- и телепередачи. В начальной школе местный язык иногда используется в качестве вспомогательного языка, необходимого для перехода учащихся на язык обучения в данной школе (см. ниже § 50).

Объемы коммуникации на языках разных коммуникативных рангов находятся в обратной зависимости от ранга языка и от количества языков, относимых к данному рангу (см. диаграмму 44.5).

Диаграмма 44.5. Зависимость между коммуникативным рангом языка и объемом осуществляемой на нем коммуникации

123


1 Теория и практика таких исследований в наибольшей мере разработаны в японской лингвистике - в направлении, известном как "школа языкового существования" (сложилось в конце 40-х - начале 50-х годов). См.: Сибата Такэси. Исследование языкового существования в течение 24 часов // Языкознание в Японии. М.: Радуга, 1983. С. 134 - 141. В приложении к работе (Неверов 1982) помещен "Словарь терминов теории языкового существования".
2 О понятии лингва франка в качестве типа языков-посредников см. § 63.1.
3 Относится к семье тайских языков, родственные связи которых с китайско-тибетскими языками не доказаны.
4 Нередко на протяжении многих веков, как, например, провансальский (или окситанский) язык (родной язык, наряду с французским, примерно для 8 миллионов жителей южной Франции, а также Альпийской Италии). Памятники письменности на провансальском языке известны с X в.; расцвет провансальской литературы и особенно лирической поэзии трубадуров приходится на XII - XIII вв. (Алисова, Репина, Таривердиева 1987, 17).
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru