117
- Функциональное разнообразие языков
- Типология литературных языков
- Типология языковых ситуаций
- Вспомогательные международные языки и их типы
- Языковая политика в типологическом освещении
118
С точки зрения структурной типологии, не существует языков больших и малых, сильных и слабых, богатых и бедных. Аналитический строй не лучше и не хуже синтетического, агглютинация не лучше фузии, преобладания гласных или тонического ударения не достаточно для расцвета вокального искусства или поэзии. Структурное разнообразие языков - все это не более, чем разная техника, разные средства выражения (любого) содержания, однако сами возможности выразить принципиально равны и не предопределяют ни содержания коммуникации, ни социальных судеб языков. Между тем судьбы языков, их социальная история и перспективы глубоко различны. Как ни горько признавать, но социального равенства между языками нет. "Языки равны только перед Богом и лингвистом, - заметил один американский исследователь, - нет равенства между английским языком и вымирающим языком индейского племени".
Если структурные различия языков можно сравнить с антрополого-психологическими различиями людей, то социолингвистические черты языков напоминают различия между людьми в их социальном происхождении и статусе, в образовании, в образе жизни, роде занятий, наконец, в авторитетности (популярности, влиятельности, престижности) в тех или иных социальных группах или обществе в целом.
В социолингвистической "анкете" языков целесообразно учитывать следующие признаки: 1)коммуникативный ранг языка, соответствующий объему и функциональному разнообразию коммуникации на том или ином языке (см. § 44); 2) наличие письменности и продолжительность письменной традиции (§ 46.1);
119
3) степень стандартизированности (нормированности) языка; наличие и характер кодификации (§ 46.2); тип нормированного (литературного) языка; его взаимоотношения с ненормируемыми формами существования языка (диалектами, просторечием и др.) (§§ 53 - 54); 4) правовой статус языка ("государственный", "официальный", "конституционный", "титульный" и др.) и его фактическое положение в условиях многоязычия (§§ 47, 55 - 57); 5) конфессиональный статус языка (§ 49); 5) учебно-педагогический статус языка: язык как учебный предмет; как язык преподавания; как "иностранный" или "классический" язык и др. (§§ 50 - 52).
120