35. "Естественное" и "синтаксическое" развертывание фразы

В диахронической типологии, а также в сопоставительных синтаксических исследованиях различают два способа синтаксического развертывания содержания. Первый из них иногда называют естественным, второй - синтаксическим (хотя встречается и другая терминология). При естественном развертывании фразы порядок слов или словосочетаний отражает очередность появления в сознании говорящего компонентов мысли или даже хронологию событий в реальной ситуации или иерархию объектов. Чарльз Пирс и позже P.O. Якобсон называли такое словорасположение диаграмматическим и рассматривали его как одно из проявлений иконичности (изобразительности) языковых знаков. Последовательность глаголов veni, vidi, vici ['пришел, увидел, победил'] воспроизводит последовательность действий Цезаря, т.е. ход событий, а порядок словорасположения двух подлежащих во фразе На собрании присутствовали президент и государственный секретарь соответствует должностной иерархии лиц (Якобсон [1965] 1983, 107). При синтаксическом развертывании порядок слов направляется не хронологией событий и не "потоком сознания", а выработанными в языке схемами или моделями синтаксической организации мысли. Ср.: Благодарю, что не умер вчера (А. Вознесенский); Разговорились мы с ним, случайно оказавшись за одним столом (вопреки реальной последовательности действий: не умер - вчера, сегодня - благодарю; вначале оказались по соседству, потом разговорились).

Преобладание "естественного" или "синтаксического" начала в словорасположении зависит на столько от типологии языка, сколько от степени развития его письменно-литературных форм выражения. Одна из магистральных линий в развитии литературных языков как раз и состоит, говоря словами Л.А. Булаховского, в "более строгой синтактизации" речи, в возрастании ее синтаксической "выдержанности" (Булаховский 1953, 391 - 392).

91

В языковой практике "естественное" развертывание фразы остается характерным для разговорной речи, в том числе для речи людей, вполне владеющих нормами литературного языка. Такое развертывание часто синтаксически непоследовательно (не говоря о логике). Зависимые слова не всегда рядом. "Поток сознания" направляется субъективно-экспрессивными факторами. Естественная "речевая цепочка" часто разорвана, иногда говорящий как бы "прыгает" с одного компонента мысли (фразы) на другой. В записи на бумаге такая "естественная" фраза, без сопровождения жестов, мимики, интонации, лишенная контекста и опоры на ситуацию, понятную говорящим, понимается с большим трудом, чем фраза, построенная по сложившимся синтаксическим моделям, хотя бы и громоздким. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить заурядное проявление такого "естественного синтаксиса" и "то же" содержание, но как бы перелитое (как расплавленный металл в заранее подготовленные формы) в созданные языком синтаксические структуры. Ср.: Нам наша пианистка хватит того что портит нервы (запись устной речи) и Нам хватит того, что наша пианистка нам портит нервы. О закономерностях разговорного синтаксиса см. также § 93.

92

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.