23. Супрасегментный (просодический) уровень языка.
Тонические и атональные языки

Фонемы, будучи линейными смыслоразличительными единицами, образуют сегментный уровень языковой структуры, а ударение и интонация, как бы наслаиваясь на звуки и характеризуя слово или фразу в целом, воспринимаются (или во всяком случае записываются в транскрипциях) как супрасегментные (надсегментные) средства языка. Супрасегментный уровень

61

называют также просодическим (или просо́дией, просо́дикой), поскольку в античных и зависимых от них европейских грамматиках ударение первоначально рассматривалось не в фонетико-орфографическом разделе, но в разделе о стихотворных размерах (этот раздел назывался просодия9).

Просодия слова определяется ударением, а просодия предложения (высказывания, фразы) - интонацией (§ 24).

Словесное ударение организует слоги в единое произносительное целое, выступая при этом как своего рода произносительная кульминация слова. В зависимости от фонетической природы различают три вида словесного ударения.

При тоническом ударении (варианты термина: музыкальное, мелодическое ударение; в некоторых лингвистических традициях его называют также хроматическим, т.е. 'цветным') ударный звук выделяется (по сравнению с неударным) повышением или понижением тона, т.е. основной высоты в звучании данного гласного. Тонические языки (т.е. языки с тоническим ударением) довольно многочисленны: это, во-первых, все слоговые языки (т.е. языки, где в качестве минимальной смыслоразличительной единицы выступает слог, а не фонема, см. § 22); во-вторых, многие неслоговые языки: древнегреческий, старославянский, балтийские (литовский, латышский), сербский, хорватский, скандинавские (шведский, норвежский и отчасти датский) и др.

При динамическом ударении (варианты термина: выдыхательное, экспираторное, силовое ударение) ударный звук выделяется (по сравнению с неударным) бо́льшим напором выдыхаемой воздушной струи и большей мускульной напряженностью в артикуляции ударного слога. К атоническим языкам (т.е. языкам с динамическим ударением) относятся романские языки, английский, немецкий, большинство славянских (исключая сербский, хорватский и отчасти словенский, в котором музыкальное ударение сохраняется в некоторых диалектах и принимается современной кодификацией - как благородное архаическое произношение).

Р.О. Якобсон считал, что для истории языков Европы и Евразии характерен переход от музыкального ударения к динамическому.

62

Приведенные выше перечни языков с указанными разными типами ударения подтверждают такой вывод: в древности политония была распространена шире; сейчас она сохраняется лишь на периферии европейского ареала (Балканы, Скандинавия).

Количественное ударение (при котором ударный гласный выделяется длительностью звучания) типологически возможно, однако реально оно не встречается самостоятельно (вне соединения с динамическим или музыкальным ударением). Разумеется, такое ударение типологически несовместимо с оппозицией долгих и кратких гласных фонем (как в чешском, словенском, английском, немецком и многих других языках).

В отдельном языке представлен, как правило, один тип ударения - динамическое или музыкальное. Однако все же есть языки, в которых встречаются сразу два вида ударения (например, датский). Шведский язык использует все три вида ударения, нередко в одном и том же слове: начальный слог, как правило, выделен динамически и количественно, а один из следующих слогов отмечен изменением тона.

В некоторых языках словесное ударение отсутствует, например, в палеоазиатских языках (чукотско-камчатских, эскимосско-алеутских, енисейских и др.), в ряде тунгусо-маньчжурских языков (эвенский, эвенкийский и др.) (см. Зиндер 1979, 262).

63


9 Греч. prosōdía - припев, ударение.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.