19. Методологический экскурс: принципы характерологии
в исследовании гуманитарных объектов

Трудности типологической классификации языков объективны и в принципе непреодолимы: они связаны с тем, что языков много, они очень различны и, главное, обладают сложным внутренним строением, так что в любом языке имеется целый ряд типологически существенных признаков и они не сводимы к некоторым исходным типологическим чертам. Именно поэтому исследователи отказываются от типологических классификаций, предпочитая им типологические характеристики языков.

Сходная картина наблюдается при исследовании некоторых других сложных гуманитарных объектов - таких, как религии и конфессии; темпераменты (типы психической организации человека - сангвиник, холерик и т.п.); идеолого-художественные направления-стили (барокко, романтизм и т.п.); политические и государственно-избирательные системы и нек. др. При типологическом

51

изучении подобных объектов жестким оппозициям предпочитаются пространства-континуумы, классификациям - характеристики, основанные на предварительном определении типологически существенных черт изучаемых объектов; при этом во внимание принимаются все группы факторов, создающих характерологию отдельных объектов (что в общем, отвлекаясь от различий в терминах, соответствует генетическим, ареальным и типологическим факторам в судьбах языков).

В частности, религиеведение, видя многообразие религий и конфессий и отмечая бесспорное взаимовлияние и преемственность в истории отдельных религий, вместе с тем давно признает, что ни единая родословная, ни стадиальная типология, ни тем более таксономические классификации не могут быть адекватным представлением религиозно-конфессионального разнообразия человечества.

Плодотворными оказываются иные подходы: выдвижение типологически значимых для религиеведения признаков и характеристика конкретных религиозных систем с точки зрения наличия и далее степени и характера проявления тех или иных признаков (например, таких, как политеизм - теизм - монотеизм; отношение к чуду; наличие и характер мистического компонета; соотношение эзотеризма и экзотеризма; соотношение черт, характерных для религий Культа, и черт, характерных для религий Писания; характер эсхатологических представлений; отношение к свободе воли верующего и т.д).

52

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.