16. Основные направления типологических исследований

Классы типологических сходств, рассмотренные в § 15, определяют структуру предмета той области языкознания, которую называют "типология языков и лингвистика универсалий" или, несколько обще и поэтому менее точно, "типологические исследования". Основным видам типологической общности языков соответствуют определенные направления типологических исследований. Противопоставление типологии языков и лингвистики универсалий (главное в данной исследовательской области) соответствует двум основным оппозициям при систематизации возможных сходств языковых явлений: 1) различению системных и несистемных (атомарных, изолированных) сходств; 2) различению универсальных и неуниверсальных сходств. Типология языков исследует системные и групповые (неуниверсальные) сходства; лингвистика универсалий занята универсальными сходствами языков, не связывая непосредственный поиск универсалий с вопросом об их системных связях.

В собственно типологической сфере есть два основных раздела: структурная типология языков и социальная типология. В структурной типологии основные направления исследований различаются, во-первых, в зависимости от того, какие уровни языковой структуры являются непосредственным предметом изучения, и, во-вторых, в зависимости от количества анализируемых языков и некоторых специальных аспектов их типологического изучения. В зависимости от изучаемого языкового уровня (или его подсистемы) различают следующие направления типологических исследований: типология звуковой организации языков (см. §§ 20 - 25), морфологическая типология (§§ 26 - 29), синтаксическая (§§ 26 - 32), лексическая

46

(§§ 33 - 38). Внутри названных областей существуют свои подразделения: например, в сфере типологии звуковой организации - разделы о сегментных (линейных) средствах: типология фонологических систем и подсистем (§ 20); типология слоговых структур (§ 22); в разделах о супрасегментных средствах - типология ударения и интонации (§§ 23 - 24); в сфере синтаксиса - типология выражения субъектно-объектных отношений (это основной предмет контенсивной типологии, см. §§ 31 - 33), типология порядка слов (§§ 34 - 36) и т.д.

Основные направления в социальной типологии определены главными объектами социолингвистических исследований: коммуникативные типы языков (§§ 43 - 52); типология языковых ситуаций и языковой политики (§§ 55 - 61, 66 - 79); типология литературных языков (§§ 53 - 54).

В зависимости от количества анализируемых языков в рамках типологии существует различие между общей типологией (ее предметом являются все и любые языки) и типологией отдельных групп языков или даже 2 - 3 языков. Примером типологического исследования групп языков могут быть классическая статья А.В. Исаченко о типологии лексических систем в славянских языках (Исаченко 1958); книга Г.А. Цыхуна о морфолого-синтаксических инновациях в языках балканского языкового союза (Цыхун 1981); исследование Н.В. Солнцевой и В.М. Солнцева о языках, объединенных прежде всего типологически, но также и географически, - об изолирующих языках Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Солнцева 1985, Солнцев 1995) и др. Легко видеть, что предметом типологического изучения могут быть группы языков, объединенные на разных основаниях: генетического родства, типологической общности, географической близости.

В типологической литературе иногда считают отдельным исследовательским направлением лингвистическую характерологию. Такие исследования стремятся не столько к классификациям языков, сколько к тому, чтобы понять "характер" изучаемых языков - путем создания их планомерных характеристик, которые строятся с учетом ряда предварительно отобранных типологически весомых черт или признаков (см. § 18).

Типологическое изучение 2 - 3 языков составляет предмет и методологию сопоставительного языкознания. Эта область типологии наиболее непосредственно связана с практикой преподавания

47

неродных языков (см. § 94). При типологическом изучении близкородственных языков иногда целесообразно сосредоточиться только на различиях между языками - тогда своеобразие языков выступает особенно рельефно. Такие исследования называют контрастивными. Впрочем, нередко термины контрастивный и сопоставительный, а также конфронтативный употребляют как равнозначные (см. Ярцева 1981).

Наконец, для типологии языков, как и для всей лингвистики, значимо противопоставление синхронии и диахронии. По мере углубления в предмет исследователи приходят именно к диахроническим проблемам типологии (см., например, Гухман 1981, Климов 1983; о связи типологии и истории языков см. § 93; см. также Якобсон 1963).

48

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.