10. Методологический экскурс: генеалогические, ареальные
и типологические подходы в исследовании
других гуманитарных объектов21

Различение генеалогического, ареального и типологического слагаемых в процессах и явлениях существенно для понимания не только языка, но и других самых разных гуманитарных (исторических) объектов. Вот некоторые параллели.

В психологических характеристиках человека существенны, во-первых, наследственность, а также другие биологические параметры человека - его постоянный признак (пол) и признак, закономерно меняющийся во времени (возраст); во-вторых, важна среда (что соответствует контактам и взаимовлиянию); в-третьих, принимается во внимание психофизиологический тип человека (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

В исследованиях мифологии, фольклора и литератур также возможны три рода объяснений сходств (а сходство разительное:

32

Таблица 9. Три фактора, условия и следствия межъязыковых сходств

Фактор
сходства

Условия
и следствия
сходства
Геналогический фактор (родство языков) Ареальный фактор (сродство языков) Типологический фактор (типологическое сходство)
1. Внеязыковые условия сходства Этническая (родоплеменная) общность народов, говорящих на этих языках Длительное соседство и контакты народов, говорящих на этих языках Принципиальная общность природы человека и его языка
2. Языковые условия сходства Медленность языковой эволюции, сохраняющая элементы праязыка в языках-"потомках" Конвергенция языков на основе массового двуязычия представителей разных языковых коллективов "Стремление" языков к достижению (или сохранению) системно-структурной устойчивости в соответствии с природой человеческого языка
3. Динамика во времени некоторого корпуса (массива) сходных черт ряда языков Уменьшается в направлении от прошлого к настоящему Зависит от миграции и этнических контактов; при длительных контактах сходство возрастает Типологическая отнесенность конкретного языка со временем может измениться; универсалии - панхроничны
4. Вид классификации (систематизации) языков Генеалогическая классификация (родословное дерево); генеалогическая карта языков Лингвогеографическая карта языкового (диалектного) континуума Ряд построенных на разных основаниях типологических классификаций языков
5. Название класса (объединения) языков Языковая семья Языковой союз Языковой тип
6. Раздел лингвистики, изучающий соответствующие сходства Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) Ареальная лингвистика, лингвистическая география Типология языков, лингвистика универсалий

33

2/3 сюжетов в разных фольклорных традициях одинаковы): 1) общий генезис; 2) взаимовлияние культур; 3) общечеловеческий характер (т.е. определенное единство) психофизиологии и сознания людей любой расы или этнической принадлежности. Основные исследовательские школы различались по существу тем, какой из трех указанных факторов в истории фольклорно-мифологических представлений признавался главным. Так, мифологическая школа (у ее истоков стояли немецкие романтики братья Гримм, братья Шлегели, в России - Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев) объясняла сходство ранних форм словесности индоевропейцев тем, что она развилась из общей для этих народов древнейшей мифологии. Миграционная теория (еще ее называли теорией заимствования и теорией "бродячих сюжетов"', ее основоположником был немецкий филолог Т. Бенфей; в России "бродячие сюжеты" изучали А.Н. Пыпин, В.В. Стасов, В.Ф. Миллер, отчасти Александр Н. Веселовский). Сторонники миграционной теории рассматривали сходство фольклорных сюжетов и мотивов как результат контактов человеческих коллективов и взаимовлияния соседних культур друг на друга, приводившего к заимствованию сюжетов, т.е. к их перемещению в пространстве.

Антропологическое (или психологическое) течение (британские антропологи и этнографы Э. Тэйлор, Дж. Фрезер, российские филологи А.А. Потебня, Александр Н. Веселовский, фольклорист, диалектолог и этнограф Д.К. Зеленин) причину сходства в мифологии, фольклоре, а также в средневековых сюжетах разных народов видело в единстве человеческой психики. В русле этой школы была выдвинута теория самозарождения сюжетов - на основе сходных первобытных ритуалов и мифологических представлений. Психологическое объяснение общих черт фольклора было поддержано теорией "коллективного бессознательного" (понятие, введенное швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом). По-видимому, коллективное бессознательное существует в форме врожденных и универсальных (общечеловеческих) психических структур, которые Юнг называл архетипами22. Юнг постулировал

34

наличие таких структур, как "я", "тень" (антипод, антагонист), "анима" (существо противоположного пола), "мать", "дитя", "мудрый старик", "герой", "самость" и некоторые другие (впрочем, "список" архетипов варьировался уже у классиков психоанализа, особенно при сближении архетипов и "комплексов" бессознательного23). Возможно, именно такие генетически наследуемые и бессознательные психические образования мотивировали первые ритуальные телодвижения и жесты, которые становились опорой для формирования как мифологических представлений, так и языка.

Современная культурология, исследуя развитие сознания, не считает названные факторы взаимоисключающими. По-видимому, разные сходные явления и черты могут иметь разную природу - или общее происхождение, или взаимовлияние (ареальный фактор), или единство человеческой психики (типологический фактор), однако история сознания в целом - это результирующая всех названных сил.

Приведенные параллели говорят о том, что при исследовании гуманитарных объектов различать их генеалогические, ареальные и типологические аспекты и слагаемые методологически полезно.

35


21 В теории познания гуманитарные, или исторические объекты (системы) противопоставляются естественным и техническим системам. Отличительная черта гуманитарных объектов состоит в неповторимости (уникальности) каждого из них, поскольку для гуманитарного объекта существенно его бытие в конкретном географическом и социальном пространстве.
22 Термин архетип ('первообраз', от греч. archḗ - 'начало' и týpos - 'образ') был уже у Филона Александрийского, выдающегося семасиолога времен эллинизма (ок. 25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.) - для обозначения протообраза, общей идеи ряда образов.
23 Ср. мысли и аргументацию В.Н. Топорова в связи с тезисом об "изоморфизме пренатального развития и таких мифопоэтических символов, как мировое древо, мировой столп, мировая нить, пуп и т.п., взятых в рамках мистической анатомии и физиологии", а также его исследования о психофизиологических основах ряда "поэтических комплексов" (например, моря); см. Топоров 1995.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.