Различение генеалогического, ареального и типологического слагаемых в процессах и явлениях существенно для понимания не только языка, но и других самых разных гуманитарных (исторических) объектов. Вот некоторые параллели.
В психологических характеристиках человека существенны, во-первых, наследственность, а также другие биологические параметры человека - его постоянный признак (пол) и признак, закономерно меняющийся во времени (возраст); во-вторых, важна среда (что соответствует контактам и взаимовлиянию); в-третьих, принимается во внимание психофизиологический тип человека (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
В исследованиях мифологии, фольклора и литератур также возможны три рода объяснений сходств (а сходство разительное:
32
Таблица 9. Три фактора, условия и следствия межъязыковых сходств
Фактор сходства Условия и следствия сходства |
Геналогический фактор (родство языков) |
Ареальный фактор (сродство языков) |
Типологический фактор (типологическое сходство) |
1. Внеязыковые условия сходства |
Этническая (родоплеменная) общность народов, говорящих на этих языках |
Длительное соседство и контакты народов, говорящих на этих языках |
Принципиальная общность природы человека и его языка |
2. Языковые условия сходства |
Медленность языковой эволюции, сохраняющая элементы праязыка в языках-"потомках" |
Конвергенция языков на основе массового двуязычия представителей разных языковых коллективов |
"Стремление" языков к достижению (или сохранению) системно-структурной устойчивости в соответствии с природой человеческого языка |
3. Динамика во времени некоторого корпуса (массива) сходных черт ряда языков |
Уменьшается в направлении от прошлого к настоящему |
Зависит от миграции и этнических контактов; при длительных контактах сходство возрастает |
Типологическая отнесенность конкретного языка со временем может измениться; универсалии - панхроничны |
4. Вид классификации (систематизации) языков |
Генеалогическая классификация (родословное дерево); генеалогическая карта языков |
Лингвогеографическая карта языкового (диалектного) континуума |
Ряд построенных на разных основаниях типологических классификаций языков |
5. Название класса (объединения) языков |
Языковая семья |
Языковой союз |
Языковой тип |
6. Раздел лингвистики, изучающий соответствующие сходства |
Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) |
Ареальная лингвистика, лингвистическая география |
Типология языков, лингвистика универсалий |
33
2/3 сюжетов в разных фольклорных традициях одинаковы): 1) общий генезис; 2) взаимовлияние культур; 3) общечеловеческий характер (т.е. определенное единство) психофизиологии и сознания людей любой расы или этнической принадлежности. Основные исследовательские школы различались по существу тем, какой из трех указанных факторов в истории фольклорно-мифологических представлений признавался главным. Так, мифологическая школа (у ее истоков стояли немецкие романтики братья Гримм, братья Шлегели, в России - Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев) объясняла сходство ранних форм словесности индоевропейцев тем, что она развилась из общей для этих народов древнейшей мифологии. Миграционная теория (еще ее называли теорией заимствования и теорией "бродячих сюжетов"', ее основоположником был немецкий филолог Т. Бенфей; в России "бродячие сюжеты" изучали А.Н. Пыпин, В.В. Стасов, В.Ф. Миллер, отчасти Александр Н. Веселовский). Сторонники миграционной теории рассматривали сходство фольклорных сюжетов и мотивов как результат контактов человеческих коллективов и взаимовлияния соседних культур друг на друга, приводившего к заимствованию сюжетов, т.е. к их перемещению в пространстве.
Антропологическое (или психологическое) течение (британские антропологи и этнографы Э. Тэйлор, Дж. Фрезер, российские филологи А.А. Потебня, Александр Н. Веселовский, фольклорист, диалектолог и этнограф Д.К. Зеленин) причину сходства в мифологии, фольклоре, а также в средневековых сюжетах разных народов видело в единстве человеческой психики. В русле этой школы была выдвинута теория самозарождения сюжетов - на основе сходных первобытных ритуалов и мифологических представлений. Психологическое объяснение общих черт фольклора было поддержано теорией "коллективного бессознательного" (понятие, введенное швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом). По-видимому, коллективное бессознательное существует в форме врожденных и универсальных (общечеловеческих) психических структур, которые Юнг называл архетипами22. Юнг постулировал
34
наличие таких структур, как "я", "тень" (антипод, антагонист), "анима" (существо противоположного пола), "мать", "дитя", "мудрый старик", "герой", "самость" и некоторые другие (впрочем, "список" архетипов варьировался уже у классиков психоанализа, особенно при сближении архетипов и "комплексов" бессознательного23). Возможно, именно такие генетически наследуемые и бессознательные психические образования мотивировали первые ритуальные телодвижения и жесты, которые становились опорой для формирования как мифологических представлений, так и языка.
Современная культурология, исследуя развитие сознания, не считает названные факторы взаимоисключающими. По-видимому, разные сходные явления и черты могут иметь разную природу - или общее происхождение, или взаимовлияние (ареальный фактор), или единство человеческой психики (типологический фактор), однако история сознания в целом - это результирующая всех названных сил.
Приведенные параллели говорят о том, что при исследовании гуманитарных объектов различать их генеалогические, ареальные и типологические аспекты и слагаемые методологически полезно.
35
21
В теории познания
гуманитарные, или
исторические объекты (системы) противопоставляются
естественным и
техническим системам. Отличительная черта гуманитарных объектов состоит в
неповторимости (уникальности) каждого из них, поскольку для гуманитарного объекта существенно его бытие в конкретном географическом и социальном пространстве.
22
Термин
архетип ('первообраз', от греч.
archḗ - 'начало' и
týpos - 'образ') был уже у Филона Александрийского, выдающегося семасиолога времен эллинизма (ок. 25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.) - для обозначения протообраза, общей идеи ряда образов.
23
Ср. мысли и аргументацию В.Н. Топорова в связи с тезисом об "изоморфизме пренатального развития и таких мифопоэтических символов, как мировое древо, мировой столп, мировая нить, пуп и т.п., взятых в рамках мистической анатомии и физиологии", а также его исследования о психофизиологических основах ряда "поэтических комплексов" (например, моря); см. Топоров 1995.