§5. Послевоенное развитие экономики Японии

Экономическая ситуация в первые послевоенные годы. Реформы 1940-1950-х годов. Поражение во Второй мировой войне вплотную приблизило японскую экономику к краху, даже несмотря на то что в

452

целом ее производственно-техническая база сравнительно мало пострадала в ходе военных действий. Война унесла жизни 2 млн человек, сотни тысяч людей погибли и получили радиационное облучение в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Но наиболее чувствительным ударом для Японии была потеря всех территорий, захваченных ею в течение предыдущих десятилетий. Это привело к прекращению колониальных поставок сырья, топлива, продовольствия, от которых она в значительной мере зависела. Большинство предприятий простаивало, японские товары были полностью вытеснены с мировых рынков.

В стране набирала темпы инфляция, поскольку денежную эмиссию уже трудно было остановить: количество бумажных денег за 1945-1947 годы увеличилось в четыре раза8, реальная заработная плата рабочих составляла 13% от довоенного уровня. Количество безработных достигло 10 млн человек. В их число входили демобилизованные солдаты и офицеры, работники военных предприятий, закрытых после капитуляции, а также японцы, депортированные из бывших колоний и оккупированных территорий.

Поскольку перед войной и во время войны вся экономика была переориентирована на удовлетворение потребностей армии, в стране почти не осталось предприятий легкой промышленности и их надо было создавать практически заново. В 1945 году общий объем промышленной продукции составлял 28,5% от среднегодового уровня 1935-1937 годов. И даже в 1948 году, т.е. спустя три года после окончания войны, когда многие западные страны уже почти вплотную приблизились к довоенному уровню, выпуск промышленной продукции в Японии составлял лишь 52% по сравнению с 1938 годом: производство чугуна сократилось в 9 раз, стали - в 6,5 раза, выпуск продукции судостроения - в 7 раз, шелковых тканей - в 7,5 раза и т.д. Если перед войной на долю Японии приходилось 4,8% промышленного производства капиталистических стран, то в 1947 году - всего 1,3%.

Такое медленное восстановление экономического потенциала можно объяснить многими причинами. Прежде всего, в отличие от стран Западной Европы Японии не была предложена американская помощь, подобная той, что предусматривалась планом Маршалла, поэтому во многом ей приходилось рассчитывать только на себя. Правда, Японии была

453

предоставлена гуманитарная помощь в размере 2,2 млрд долл., но эти средства направлялись преимущественно жертвам атомных бомбардировок.

И хотя первоначально оккупационные власти не были заинтересованы в восстановлении японской экономики, постепенно они стали оказывать все более значительную экономическую поддержку Японии, активно участвовать в различных преобразованиях, чтобы избежать социальных потрясений в стране. Правящие круги Японии также опасались социального взрыва, связанного с тяжелым моральным состоянием общества после сокрушительного поражения в войне, поэтому они поддерживали мероприятия оккупационных властей. Было необходимо коренным образом пересмотреть взгляды на будущее страны, разработать принципиально новую стратегию развития. Следовало не воссоздавать разрушенную структуру хозяйства, а переходить на новую техническую базу.

Бесспорно, Соединенные Штаты Америки оказали огромное влияние на экономическое развитие Японии, на ее внутреннюю и внешнюю политику, хотя в тот период никто в Америке даже не мог себе представить, что Япония будет способна сама решать сложные социально-экономические задачи. Под нажимом американцев было реорганизовано правительство, которое помогало оккупационным властям активно проводить в жизнь мероприятия, основанные на демократических принципах. Предстояло демилитаризировать Японию, осуществить переход от тотального военного контроля к свободной рыночной экономике.

Для этого при непосредственном участии американцев в 1947- 1948 годах были распущены дзайбацу "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Ясуда" и др., ликвидированы головные компании этих закрытых вертикальных холдингов, а акции и другие ценные бумаги проданы их служащим. Из-под контроля гигантских торгово-промышленных компаний было выведено большое количество фирм, которые больше не входили в жесткие монополистические структуры.

В 1947 году вступил в силу антимонопольный закон, запрещавший образование промышленных картелей. Был введен контроль за слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Устанавливалась свобода торговых сделок, для всех предпринимателей стали доступными частные источники финансирования. Все это способствовало развитию рыночной экономики.

Мероприятия по ликвидации дзайбацу рассматривались в стране прежде всего как справедливое возмездие по отношению к тем

454

промышленным магнатам, которые являлись вдохновителями военной агрессии. Для американцев же это был шаг к ослаблению потенциальных экономических соперников на мировых рынках. Хотя следует отметить, что крупнейшие дзайбацу все-таки сохранили свою экономическую и финансовую базу. Крупные банки вообще остались в неприкосновенности. Это позволило им возродиться через несколько лет и восстановить утраченные позиции.

В 1947-1950 годах в Японии прошла аграрная реформа, оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие экономики страны. Ее суть заключалась в принудительном выкупе государством у помещиков тех земельных угодий, которые прежде сдавались ими в аренду. Потом эти земли были распроданы отдельными участками крестьянам по сравнительно низким ценам. Размеры земельной собственности ограничивались площадью от 1 до 3 га (на острове Хоккайдо - до 12 га). И хотя предпочтение отдавалось тем, кто ранее обрабатывал именно эти участки, многие из бывших арендаторов были не в состоянии заплатить даже такие небольшие выкупные платежи. В результате большая часть помещичьих угодий оказалась в руках самой зажиточной части сельских жителей.

При проведении данной аграрной реформы совсем не учитывались интересы тех сельскохозяйственных наемных работников (батраков), которые ранее не могли арендовать помещичью землю, и поэтому наделение их землей не предусматривалось. Тем не менее к 1950 году во владение крестьян перешло 80% всей арендованной земли и на ней было создано более 400 тыс. новых крестьянских хозяйств, ориентированных на рынок. Это привело к формированию слоя зажиточных крестьян, заметно расширивших потребительский рынок страны. Сословие помещиков фактически перестало существовать. Таким образом, аграрные преобразования, проведенные в этот период, завершили осуществление задач, не решенных в ходе революции Мэйдзи.

Американские власти способствовали проведению реформ в социальной жизни. Так, в 1946-1947 годах было принято новое трудовое законодательство, по которому устанавливался восьмичасовой рабочий день, что для Японии стало небывалым событием. За сверхурочные часы следовало платить по отдельным расценкам. Для всех трудящихся устанавливались оплачиваемые отпуска и социальное страхование, предусматривалась охрана труда женщин и подростков. Был принят Кодекс о труде, легализована деятельность профсоюзов на промышленных предприятиях. Все это ограничивало произвол предпринимателей, побуждало их к поиску путей внедрения новой техники и т.д.

455

В 1946-1947 годах с помощью американской администрации были проведены всеобщие выборы в парламент, а 3 мая 1947 года вступила в силу новая японская конституция, в соответствии с которой страна превращалась из абсолютной монархии в конституционную парламентскую монархию. В конституции также были зафиксированы основные демократические права и свободы, в том числе всеобщее избирательное право, равноправие женщин и др.

Следует отметить, что первоначально американцы при установлении своего военно-экономического присутствия на Дальнем Востоке рассчитывали опереться на гоминьдановский режим в Китае. Но поскольку в 1949 году в Китае победили коммунисты, США изменили направленность своих действий. Главным советником по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, управляющим Детройтским банком Дж. Доджем (совместно с К. Шоупом) была разработана и предложена новая американская политика в дальневосточном регионе, получившая название "обратный курс" ("линия Доджа") и направленная на переориентацию американских интересов с Китая на Японию. Эта политика включала в себя "план экономической стабилизации" Японии, налаживание длительного стратегического союза между Соединенными Штатами и Японией и постепенное превращение ее в страну с передовой экономикой - "мастерскую Азии".

В 1949 году в Японии была проведена налоговая реформа, в ходе которой произошло перераспределение каналов поступления налоговых средств в государственный бюджет. С одной стороны, были снижены путем переоценки стоимости основного капитала налоги, уплачиваемые корпорациями, и отменены налоги на сверхприбыль. С другой стороны, значительно повысилось налогообложение населения. Такие изменения позволяли предприятиям проводить ускоренное накопление капиталов, расширять производство.

Правда, рост производства неизменно наталкивался на низкую покупательную способность населения, поскольку заработная плата японских рабочих в первые послевоенные годы была в пять-восемь раз ниже, чем западноевропейских и американских. В эти же годы оккупационные власти рекомендовали упорядочить структуру административного аппарата в целях сокращения традиционно огромного количества чиновников; в результате только в течение 1949 года было уволено более 500 тыс. человек.

По рекомендации Дж. Доджа в 1950 году в Японии была проведена бюджетная реформа, которая означала переход к строгой сбалансированности статей и бездефицитности государственного бюджета. В

456

соответствии с ее принципами в стране прекращалась выплата компенсаций военным заводам за конверсию, а также безвозмездное субсидирование убыточных предприятий; денежная эмиссия была поставлена под строгий контроль; был принят единый фиксированный валютный курс (пока без конвертируемости иены); практически всем японским предприятиям и банкам разрешалось проводить операции на внешнем рынке. Постепенно была остановлена инфляция, а вслед за этим снят контроль над ценами, что означало полный переход к рыночной экономике.

В рамках осуществления "линии Доджа" большое внимание уделялось структурной перестройке японской экономики. Чтобы стать передовой страной ("мастерской Азии"), следовало значительно повысить темпы экономического роста, иначе нельзя было догнать промышленно развитые страны. Но поскольку у Японии не было своих природных ресурсов, ей пришлось создавать современные перерабатывающие отрасли на основе импортозамещающих технологий. И если в 1950-х годах основное внимание уделялось развитию таких отраслей, как металлургия, гидроэнергетика, судостроение, то в начале 1960-х годов приоритетными стали автомобильная промышленность и нефтехимический комплекс.

Эти кардинальные перемены в экономике осуществлялись при самом непосредственном участии японского правительства. Государство всемерно поддерживало процесс частного накопления и частных инвестиций, использовало селективные налоговые и кредитные льготы, контролировало методы конкурентной борьбы в различных отраслях. Были приняты жесткие меры по регулированию денежной массы (полная конвертируемость иены была установлена лишь в 1971 году). В первые годы реформ временно была введена карточная система распределения 34 видов промышленного сырья и 52 видов потребительских товаров, включая продукты питания. В 1950-1960-х годах широкое распространение получило государственное планирование, носившее индикативный характер. Начиная с 1955 года было составлено 12 планов, в которых разрабатывались приоритетные направления развития различных отраслей хозяйства.

Американские советники всемерно поддерживали такой важный инструмент структурной политики, как полный государственный контроль над системой внешнеэкономических связей. Его целью была защита отечественного производства от иностранной конкуренции и последствий кризисных явлений, охватывавших те или иные страны

457

мира. Кстати, государственный контроль над внешнеэкономическим сектором осуществлялся в течение 22 лет, а потом еще 10 лет происходила его постепенная либерализация.

Безусловно, большое значение для послевоенной экономики имело американское военное присутствие. В соответствии с законом об иностранных инвестициях (1950) американским капиталам был открыт доступ в Японию. Некоторые изменения произошли и в системе американской помощи. На средства от продажи в Японии американских товаров, поставляемых в порядке помощи, был создан "эквивалентный фонд", из которого японские компании могли получать кредиты (под контролем оккупационных властей). Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за доллар. Позже, в 1952 году, "эквивалентный фонд" был преобразован в "специальный счет для промышленных инвестиций", а его средства объединены с капиталами нескольких японских банков.

В сентябре 1951 года в Сан-Франциско Соединенные Штаты подписали мирный договор с Японией9. После вступления этого договора в силу (апрель 1952) официально окончилась американская оккупация Японии. Одновременно с мирным договором Япония и США подписали так называемый Пакт о безопасности, по которому сохранялась частичная оккупация японских территорий и расширялись американские военные базы, содержавшиеся в основном за японский счет. Таким образом, американцы получили право держать в Японии свои войска неограниченное время. В обмен на такие уступки со стороны Японии заметно сокращались объемы репараций в пользу США.

Поражение Японии во Второй мировой войне привело к окончанию японской оккупации Кореи. Советская Армия в августе 1945 года заняла Северную Корею, а на юге полуострова в это же время высадились американские войска. По решению Потсдамской конференции между ними устанавливалась разграничительная линия по 38-й параллели. В декабре 1945 года министры иностранных дел СССР, США и Великобритании достигли договоренности о том, что союзники будут содействовать образованию независимой демократической Кореи, а до тех пор власть будет находиться в руках оккупационной администрации. В Северной Корее стали создаваться политические и

458

экономические структуры по советскому образцу, а на Юге - по американскому.

Разные подходы на Севере и на Юге к построению гражданского общества вызывали противоречия между СССР и США, что не позволяло создать единое корейское государство. Более того, в мае 1948 года при поддержке США на Юге были проведены выборы в Национальное собрание, и 15 августа была провозглашена Республика Корея. Вскоре под контролем СССР прошли "выборы" на Севере, а 9 сентября 1948 года было объявлено о создании КНДР. Фактически произошел раскол Кореи на два государства. Между ними складывались весьма напряженные отношения, что приводило к постоянным военным столкновениям. В конце концов в июне 1950 года начались открытые военные действия, вскоре переросшие в войну.

Первоначально войска Северной Кореи углубились на юг и заняли Сеул. Совет Безопасности ООН признал КНДР агрессором, и на Корейский полуостров были направлены войска ООН, основу которых составляли американцы. Они быстро заняли большую часть КНДР и вышли к границам Китая. СССР совместно с Китаем (хотя и в форме "советников" и "народных добровольцев") вступил в противоборство с США. К концу 1950 года войска ООН были отброшены к 38-й параллели, где фронт и стабилизировался. В течение долгих месяцев шли переговоры, в результате чего 27 июля 1953 года было подписано соглашение о перемирии, на основе которого Корея была разделена на два независимых государства.

Война в Корее ускорила экономическое развитие Японии. Хотя Япония непосредственно не участвовала в корейской войне, ее территория использовалась американскими войсками в качестве "экономического тыла". В этот период военные "спецзаказы" для американской армии составляли 43,7% японского коммерческого экспорта. Военная конъюнктура стимулировала оживление всей экономики, и прежде всего тяжелой промышленности. В годы войны была увеличена американская помощь Японии, практически прекращена выплата репараций, разрешен импорт важнейших видов сырья и топлива, отменены многие ограничения на развитие отдельных отраслей промышленности, наложенные на Японию после ее капитуляции.

Процесс восстановления японской экономики завершился в основном к 1953 году, когда был достигнут уровень промышленного производства 1938 года (для сравнения отметим, что в Германии это произошло в 1951 году, а в Италии - в 1948-м). Япония вновь стала среднеразвитой индустриально-аграрной страной.

459

В 1952 году были сняты почти все ограничения на деятельность крупных корпораций, установленные сразу после войны. Вновь в экономические лидеры вышли финансово-промышленные группы "Мицубиси", "Сумитомо", "Мицуи", "Фудзи" и др. Но они мало напоминали прежние дзайбацу, поскольку это были уже совершенно новые объединения, созданные по мировым образцам. В том же году Япония вступила в МВФ, а в 1955 году - в ГАТТ. Можно сказать, что именно послевоенные реформы открыли новый этап в экономической и политической истории Японии, в результате чего она превратилась в высокоразвитую индустриальную державу.

Истоки и сущность "японского экономического чуда". Во второй половине 1950-х годов в Японии начался период, который получил название "японского экономического чуда". Прежде всего это было связано с невиданными до тех пор высокими темпами экономического роста, составлявшими в 1951-1970 годах в среднем 15,2% в год (в то время как в ФРГ и Италии они равнялись 7,4%, во Франции - 6,2%, в США - 4%, в Англии - 3%). Удельный вес японской промышленности в мировом капиталистическом хозяйстве постоянно увеличивался: с 1,7% в 1950 году до 10,1% - в 1970 году. К 1970 году Япония вышла на 2-е место в мире по объему ВНП, на 4-е - по объему экспорта, на 1-е - по уровню накопленного капитала. Весь мир заговорил о "японском чуде". Действительно, достигнутые показатели производили огромное впечатление, поэтому следует более подробно остановиться на основных факторах стремительного роста японской экономики.

Небывалые успехи в ее развитии прежде всего можно объяснить относительно низким стартовым уровнем, с которого начинался бурный рост промышленного производства. В числе факторов, определявших "японское экономическое чудо", следует назвать и общую благоприятную обстановку первых послевоенных десятилетий: новые технологии, научные разработки, сырьевые ресурсы были сравнительно недорогими, в то время как цены на промышленную продукцию оставались достаточно высокими.

В условиях, когда Япония оказалась среди "догоняющих" стран, в качестве одного из методов решения экономических проблем был выбран протекционизм. Японское государство создало систему максимального благоприятствования для отечественных производителей. В нее входили политика льготных кредитов ("низкого процента"), дотации на НИОКР, высокие таможенные тарифы на ввоз готовых изделий,

460

льготные условия импорта иностранных технологий и ограничения на внешние капиталовложения, демпинг на внешних рынках и др.

Государство также санкционировало создание крупнейших финансово-промышленных групп. Это позволило японским предприятиям в короткий срок наладить выпуск конкурентоспособной промышленной продукции, в частности автомобилей. Если в первые послевоенные годы Япония почти не выпускала легковых автомобилей, то через несколько лет она заняла ведущие позиции на мировом рынке. За 1959-1969 годы их производство увеличилось в 33 раза, что позволило Японии стать второй автомобилестроительной державой в мире после США, а в начале 1970-х годов доля автомашин фирмы "Тоёта мотор" на американском рынке составила уже 16%. Но даже в тот период, когда японская автомобильная промышленность обрела устойчивость, зарубежные инвестиции в эту отрасль находились под строгим государственным контролем. Важную роль в проведении политики, направленной на соединение инициативы частного бизнеса с государственным регулированием, сыграло Министерство внешней торговли и промышленности, созданное в 1953 году специально для стимулирования обновления производства и расширения экспорта.

Одним из факторов экономического роста явилась относительная дешевизна рабочей силы. Среднечасовая заработная плата японского промышленного рабочего в конце 1950-х годов была в семь раз, а в конце 1960-х годов - в четыре раза ниже, чем у американского. Доля расходов на заработную плату в общих издержках в Японии была в три раза меньше, чем в США. Но с другой стороны, в 1960-х годах номинальная заработная плата в Японии возрастала ежегодно в среднем на 12,5%, а потребительские цены - всего на 5,9%, что вело к росту реальной заработной платы на 6,3% в год. Поэтому неудивительно, что японцы поддерживали курс, выбранный правительством страны.

Бурное экономическое развитие опиралось и ориентировалось на растущий массовый потребительский спрос, который оказывал сильное обратное воздействие на сферу производства. Это помогало японскому бизнесу быстро окупать свои затраты и получать при этом высокую норму прибыли, немедленно направляемую в производительное накопление. По размерам капиталовложений Япония в 1950-1970-х годах опережала Англию, Францию и ФРГ в 2,6 раза, а США - в 4 раза. Это дало стране возможность ускорить массовое обновление производственного аппарата и значительно обогнать основных конкурентов.

461

На японскую экономику во многом повлияло то, что после войны страна не имела права расходовать на оборону больше 1% ВНП10 (к тому же в послевоенной конституции было записано три неядерных принципа - не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие). А для государства, которое традиционно на протяжении почти 100 лет тратило огромные средства на армию, такой решительный поворот к антивоенной стратегии имел большое значение, поскольку позволял поддерживать высокие темпы накопления.

Одновременно с модернизацией производства повышалась производительность труда; в 1963-1970 годах она ежегодно возрастала на 11 % (в США, ФРГ и Франции - соответственно на 1,6, 5,5 и 6,0%)11. Огромную роль в этом сыграло умелое и эффективное использование импортных патентов и лицензий: в течение 1950-1970-х годов их было внедрено более 15 тыс. К началу 1970-х годов доля продукции, выпускаемой на основе зарубежной техники и технологии, составляла 10% от общего объема промышленного производства страны.

И хотя на закупку ноу-хау Япония тратила значительные средства, она экономила гораздо больше материальных и финансовых ресурсов, а главное - времени, благодаря тому, что не осуществляла собственных научно-исследовательских разработок. Вначале на базе иностранных разработок происходило простое копирование чужой техники, но постепенно подобная имитация переросла в глубокое переосмысление научных идей, в стремление создавать принципиально новую продукцию более высокого качества. Это позволило Японии в кратчайшие сроки совершить в промышленном развитии скачок от уровня 1920-1930-х годов к современному.

Наряду с этим в Японии имелась высококвалифицированная рабочая сила, которая формировалась на основе обязательного и бесплатного девятилетнего школьного образования и обширной системы профессиональной подготовки рабочих для передовых отраслей. Уже в 1980-х годах практически каждый рабочий имел законченное среднее образование. Широкое развитие получила система высшего образования с приоритетной подготовкой инженеров по таким специальностям, как электроника, электротехника и т.п.

Одним из факторов, обусловивших "японское экономическое чудо", была хорошо разработанная система стимулирования трудовой

462

активности, т.е. высокая степень использования "человеческого капитала". Это проявлялось прежде всего в научно обоснованных принципах оплаты труда, где не было места уравнительной оценке его результатов, а добросовестные и трудолюбивые работники всегда поощрялись. Широкое распространение получили бригадные формы организации труда: проблемы производства при этом решались быстро и сообща, в интересах как всей фирмы, так и отдельного работника. Этим же целям служила система пожизненного найма, формирование профсоюзов не по отраслевому, а по фирменному признаку, хорошо отлаженная премиальная система, учитывавшая и конкретные результаты труда, и продолжительность трудового стажа на данной фирме.

Широкие массы японских трудящихся были вовлечены в процесс рационализации труда и производства, в систему контроля за качеством продукции. Так, на предприятиях с целью повышения конкурентоспособности продукции и престижа фирмы стали создаваться кружки контроля качества, куда помимо рабочих входили представители руководства и профсоюзов.

Нельзя не отметить и особенности японского национального характера, которые также повлияли на социально-экономическое развитие страны. Это связано прежде всего со спецификой японской культуры и философии, древними традициями, заложенными еще в эпоху сёгунатов: послушание, преданность хозяину, вера в японскую исключительность.

Современная индустриализация проходила в Японии в два этапа. На первом этапе, в 1960-1970-е годы, основное внимание было сосредоточено на развитии материалоемких отраслей тяжелой промышленности: черной и цветной металлургии, нефтепереработки и нефтехимии, судостроения и т.д. Одновременно в Японии шло становление новых отраслей: радиоэлектроники, приборостроения, производства пластмасс, искусственного каучука, химических волокон. Иностранные патенты и лицензии, как правило, внедрялись в обрабатывающую промышленность лишь после существенных доработок. Быстро возрастало производство бытовой электротехники, оптических приборов, цветных телевизоров, видеомагнитофонов. К 1970 году Япония вышла на второе место в мире по количеству внедренных ЭВМ. Началось производство автоматических станков с числовым программным управлением, а также массовое внедрение на предприятиях различных роботов-манипуляторов.

Переломным событием в развитии японской экономики стал энергетический кризис начала 1970-х годов, когда она испытала "нефтяной

463

шок", вызвавший в 1974-1975 годах спад производства во многих отраслях промышленности и инфляцию. Это заставило Японию пересмотреть многие экономические приоритеты. Страна, не имеющая своих сырьевых ресурсов, была вынуждена срочно переходить на материало- и энергосберегающие технологии, настойчиво искать новые источники сырья и топлива. Необходимо было также уменьшить зависимость от циклических колебаний, присущих мировому хозяйству.

В начале 1980-х годов Япония перешла ко второму этапу индустриального развития. В ходе современной научно-технической революции появились отрасли, не требовавшие огромных затрат электроэнергии, сырья, рабочей силы. Характерной чертой новых технологий стала наукоемкость и высокая точность. К числу такой продукции можно отнести микроэлектронику, большие и сверхбольшие интегральные схемы, измерительные приборы и др. В 1980-х годах Япония вышла на передовые позиции в мире по производству медицинского оборудования, средств связи и спутникового оборудования, оптической техники и т.д.

Большие изменения произошли и в аграрном секторе Японии. Следует напомнить, что аграрная реформа, проведенная сразу же после войны, оказала сильное влияние на эту отрасль хозяйства. Преобразования в японской деревне привели к росту устойчивого внутреннего спроса на средства механизации сельскохозяйственных работ в условиях небольших земельных участков, на удобрения, семена, племенной скот, что вело к расширению производств, обслуживающих аграрный сектор страны.

Но перемены, происходившие в целом по стране, ставили новые задачи и перед сельским хозяйством. Еще в 1961 году был принят Основной сельскохозяйственный закон, нацеленный на переход сельского хозяйства от мелкотоварного к крупному производству. В соответствии с этим законом предполагалось сократить удельный вес риса среди сельскохозяйственных культур, поскольку его выращивание традиционно было убыточным и нуждалось в государственной поддержке, и стимулировать увеличение производства продукции животноводства, овощей, фруктов. В результате к середине 1980-х годов Япония сумела выйти на очень высокий (до 70%) уровень обеспеченности собственным продовольствием. Так случилось, что, испытав на себе ужас атомных бомбардировок, японцы стали чрезвычайно требовательно относиться к проблемам экологии. В настоящее время в Японии применяются очень жесткие стандарты, согласно которым определяется качество воды, воздуха, сельскохозяйственных удобрений, уровень

464

озеленения городов и пр. Кроме того, как нигде в мире высокие требования предъявляются к регулированию уровня шума, радиоволн, изменения освещенности уже существующих домов в результате строительства новых. Япония использует самые передовые в мире технологии по очистке городов от мусора, получая от его утилизации тепловую энергию, используемую потом в хозяйственных целях.

В рассматриваемый период происходили заметные изменения и во внешнеэкономической политике Японии. В 1950-х годах экспорт не играл заметной роли в японской экономике. Большинство товаров находило сбыт на внутреннем рынке, надежно защищенном протекционистскими мерами. Но в середине 1960-х годов положение в этой сфере резко изменилось, так как внешние рынки приобрели жизненно важное значение. К этому времени японские корпорации окрепли, их продукция в основном стала отвечать мировым стандартам, поэтому им уже больше не нужна была таможенная защита. Правительство объявило о либерализации внешнеэкономических связей. Это позволило создать специфическую "внешнеторговую модель" Японии, в соответствии с которой в экспорте стала преобладать продукция перерабатывающей промышленности, а в импорте - минеральное сырье и нефть.

В эти годы Япония активно наращивала экспорт автомобилей, мотоциклов, стали и продукции металлообработки, морских судов, электроники, бытовой электротехники. Так, почти 46% всей производимой электроники и 55% выпускаемых автомобилей поставлялось на экспорт.

Решающим фактором в развитии внешнеэкономических связей стали отношения Японии и США, куда направлялось до 75% японского экспорта. Фактически возникла зависимость японской экономики от степени открытости американского рынка, а также от курса иены по отношению к доллару, и эта тенденция усиливалась вплоть до 1990-х годов. Такая ориентация ставила японскую экономику в сложное положение, поскольку она все больше зависела от малопрогнозируемых факторов, которые находились за пределами компетенции японского правительства.

На первых порах Япония поставляла в США в основном продукцию легкой промышленности, и в середине 1960-х годов американский рынок был в значительной степени заполнен японским текстилем. Но уже в 1970 году причиной своеобразных "торговых войн" стала японская сталь, а позже - телевизоры, электротехнические приборы и автомобили.

465

Можно сказать, что в 1950-1980-х годах Япония сумела с выгодой для себя использовать свое географическое положение. Находясь на перекрестке торгово-транспортных путей, она объединила вокруг себя соседние страны, став инициатором создания различных региональных организаций. Особо тесные отношения сложились у Японии с ее ближайшими соседями по Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии: Южной Кореей, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Малайзией, Таиландом, названными азиатскими "тиграми" или "драконами"12. После того как большинство этих стран получили полную независимость от своих бывших метрополий, они совершили стремительный индустриальный рывок от развития ипортозамещающих отраслей (в 1950-х годах) к созданию своего экспортного потенциала (в 1960-х годах), повторив путь, пройденный самой Японией.

Столкнувшись в 1970-х годах с проблемами дальнейшего продвижения товаров и капиталов на рынки США и Западной Европы, Япония стала наращивать свою активность в Азии, претендуя при этом на роль региональной сверхдержавы. К концу 1980-х годов японские инвестиции в страны Юго-Восточной Азии превысили американские почти в 2,5 раза. В данном регионе Япония действовала испытанным путем, используя политику демпинга, государственных дотаций и прямой помощи этим странам в виде поставок товаров и технологий.

Характерно, что японские компании развивали там в основном низкотехнологичные предприятия с "отверточным" производством, на которых выпускалась массовая продукция, имевшая спрос во всем мире, в том числе и в промышленно развитых странах (телевизоры, видеотехника, ЭВМ, средства связи, швейное оборудование и пр.).

Такая внешнеэкономическая политика оказалась в тот период весьма успешной для Японии: ей удалось серьезно потеснить Соединенные Штаты на мировых рынках и фактически догнать их по участию в ТНК, по числу крупнейших промышленных компаний и банков и по

466

другим показателям. Социологи и экономисты во всем мире стали искать исторические аналогии такого бурного возвышения новой великой державы, но события 1990-х годов сильно поколебали позиции Японии.

Современное развитие японской экономики. Чтобы представить общую картину современного развития Японии, следует более подробно остановиться на глубинных причинах кризиса, охватившего в 1990-х годах японскую экономику,

Прежде всего, быстрый индустриальный прорыв, предпринятый Японией в 1950-1970-х годах, не стал достаточным для создания стабильно работающей экономики, отвечающей современным требованиям. Хозяйственная модель, сформированная в условиях относительно низкого уровня потребления японского народа во имя борьбы за экономический рост, не смогла обеспечить переход к постиндустриальному этапу развития общества. В конце 1980-х - начале 1990-х годов стало очевидным, что искусственно поддерживаемое "догоняющее" развитие требует от государства постоянного инвестиционного накачивания экономики. Но эти инвестиции можно было получить только за счет сферы потребления.

Здесь уместно вспомнить о так называемых врожденных слабостях, характерных для Японии: сравнительная узость внутреннего рынка, отсутствие собственной сырьевой и энергетической базы, высокая степень зависимости от импорта продовольствия, низкое качество жилого фонда, относительная неразвитость социальной инфраструктуры и плохая социальная обеспеченность трудящихся (пенсиями, всевозможными пособиями, услугами здравоохранения), шестидневная рабочая неделя и весьма продолжительный рабочий день, очень короткий оплачиваемый ежегодный отпуск, огромная плотность населения в городах и т.д. Все это оказывало и оказывает влияние на уровень и качество жизни японцев, а также подтверждает тезис о том, что японская экономика имеет как сильные, так и слабые стороны.

Среди причин, спровоцировавших кризис 1990-х годов, можно назвать отсутствие собственной базы по разработке научно-технических нововведений и вызванную этим необходимость постоянных закупок патентов и лицензий в развитых странах. То, что сыграло положительную роль в послевоенном прорыве экономики, в 1980-1990-х годах превратилось в тормоз развития. Оказалось, что японским производителям нечего предложить в области информации и научных

467

знаний, которые стали определять структуру мирового рынка в конце XX века. Более того, и в других сферах мирового рынка у Японии не было конкурентоспособных товаров.

По оценкам японских экономистов, лишь около 10% всей японской продукции, прежде всего передовых отраслей промышленности, соответствует стандартам мирового рынка. Что же касается таких отраслей, как пищевая, бумажная, цементная, алюминиевая, фармацевтическая, авиационная, а также сельского хозяйства и сферы услуг, то они существенно отстают от западноевропейских и американских.

Нельзя не подчеркнуть, что в конце 1980-х годов "японское чудо" выражалось не столько в темпах промышленного роста, составлявшего в этот период примерно 5-6% в год, сколько в повышении цен на фондовом рынке и рынке недвижимости. В 1989-1990 годах все основные фондовые показатели, а также индекс цен на землю достигли столь высоких значений, что гигантская инвестиционная пирамида не могла долго оставаться в устойчивом состоянии. Уже в 1990-1991 годах фондовый индекс стал резко снижаться, значительно упали цены на землю и недвижимость, замедлились темпы роста ВНП. Так, например, среднегодовой прирост ВНП в 1992-1997 годах оказался меньше 1% (кроме 1996 года, когда он составлял 3,9%).

Серьезные проблемы возникли у многих банков, которые были связаны с кредитами под залог недвижимости, земли и ценных бумаг. Резко сократились бюджетные поступления из реального сектора экономики. В этих условиях одним из путей выхода из кризиса стало увеличение государственного долга. Для сравнения: если в начале 1970-х годов его размеры не превышали 10% ВНП, то через 10 лет он достиг почти 40%, а к началу 1999 года - почти 140% ВНП. Суммарные же банковские кредиты, выданные промышленным компаниям, еще в 1992 году составляли 262% ВНП, и с тех пор они так и не уменьшились.

В начале 1990-х годов стало ясно, что Япония утратила ведущие Позиции в мировой экономике. К 1995 году она переместилась по такому показателю, как индекс конкурентоспособности, с 1-го на 5-е место, а к 1998 году - на 18-е, пропустив вперед все европейские развитые страны, а также Тайвань, Австралию и Новую Зеландию. Возникли затруднения с экспортом японских товаров на традиционные рынки, и прежде всего из-за удешевления доллара по отношению к иене.

Снижение экономической активности привело к череде банкротств японских компаний, и на внутреннем рынке стало заметным присутствие

468

более дешевых американских и западноевропейских товаров. Массовое банкротство мелких и средних компаний повлекло за собой быстрый рост безработицы (почти на 10% в год на протяжении 1992- 1998 годов). В результате впервые после Второй мировой войны процент безработных в Японии оказался таким же, как и в США.

Япония могла бы в этот период сократить свою индустриальную экспансию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сосредоточить все усилия на внутренних проблемах, но она уже не хотела уступать свои позиции Соединенным Штатам. Японские инвестиционные фонды по-прежнему продолжали вкладывать огромные средства в акции и ценные бумаги компаний наиболее быстро развивавшихся азиатских "тигров", в результате чего объем экспорта японских товаров и услуг в эти страны превысил американский. С 1990 по 1996 год число банков, имевших отделения в азиатских странах, увеличилось с 83 до 161. Их прямые кредиты, направленные в производственную сферу Таиланда, Индонезии, Малайзии, Филиппин и Южной Кореи, в четыре раза превышали соответствующие американские кредиты. Сумма кредитов, выданных странам Юго-Восточной Азии, составляла к началу 1997 года почти 43% от суммарного капитала японской банковской системы.

Особое место в деятельности банковских и промышленных компаний занимало строительство или приобретение промышленных и офисных сооружений в азиатских странах, поскольку операции с недвижимостью давали наиболее высокие прибыли. Это сыграло, пожалуй, роковую роль для японской экономики. Японские предприниматели, видимо, не заметили такого очевидного обстоятельства, как фактическое повторение японской модели развития в этих странах, где формировались подобные предпосылки кризиса. С другой стороны, в Японии явно недооценивали масштабы внутренних финансовых проблем, а также преувеличивали степень своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все это в совокупности привело к азиатскому финансовому кризису, разразившемуся в августе 1997 года и охватившему большинство стран этого региона.

Этот удар оказался гораздо тяжелее испытанного японской экономикой в 1990-1993 годах. По оценкам специалистов, прямые потери 20 крупнейших инвесторов, связанные с падением индекса Nikkei на Токийской фондовой бирже в 1998 году, составляли примерно 250 млрд долл. Началось банкротство крупных банков как из-за рискованной кредитной политики, так и из-за очевидных злоупотреблений их руководства. Особенно сильно пострадали финансово-промышленные

469

группы, действовавшие в основном в Азиатско-Тихоокеанском регионе (в частности, концерн "Мицубиси"). К примеру, "Бэнк оф Токио-Мицубиси" летом 1998 года объявил о своих убытках в размере около 6,7 млрд долл.

В этот период стало очевидным, что кризис, разразившийся в банковской системе Японии, может привести не только к краху всей японской экономики, но и к экономическому хаосу в странах Юго-Восточной Азии и даже во всей мировой финансовой системе (поскольку 9 из 10 крупнейших по своим активам мировых банков являются японскими).

Итак, 1997 и 1998 годы можно назвать самыми неблагоприятными во всей послевоенной истории Японии. Резко снизились темпы роста ВНП и промышленных инвестиций, уменьшились объемы личного потребления (вложения в покупку недвижимости, автомобилей и других товаров длительного пользования). Официальный уровень безработицы возрос до послевоенного максимума - 4,6% трудоспособного населения (по неофициальным данным, этот уровень был занижен по меньшей мере в два раза).

Осенью 1997 года дефицит бюджета достиг 10% ВНП, а общий размер государственного долга превысил годовой объем ВНП. В таких условиях только решительное вмешательство японского государства и международных финансовых институтов смогло приостановить разрушительное действие кризиса.

В последующие годы правительство Японии предпринимало многочисленные попытки реформирования финансовой системы и системы государственного управления, но ощутимого эффекта они пока не принесли. Видимо, сказывается недостаточная либерализация экономических институтов, высокая степень монополизации в ряде отраслей, бюрократизация государственного аппарата.

Страна по-прежнему находится в кризисном состоянии. Японское общество болезненно переживает утрату лидирующих позиций в мировой экономике, и прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но есть все предпосылки для того, чтобы Япония сохранила статус полноправного члена сообщества великих держав в XXI веке.

470


8 Есть свидетельства того, что в 1947 г. японские рыбаки и крестьяне пользовались весами, чтобы взвешивать бумажные деньги и мелочь, а не утруждать себя их пересчитыванием. За десять лет (1938-1948) цены в стране повысились в 116 раз.
9 Позже этот мирный договор подписали 48 стран мира. И лишь СССР (единственная из стран-победительниц) отказался подписывать этот документ на том основании, что он, по мнению советского руководства, противоречил согласованным решениям союзных держав, принятым в Ялте и Потсдаме.
10 В 1954 г. японское правительство приняло решение о создании сил самообороны, а по существу - регулярной армии, оснащенной современным оружием.
11 И тем не менее, несмотря на массовое применение передовых технологий, даже к концу 1980-х гг. производительность труда в японской промышленности составляла лишь 65% от американского уровня, а в сельском хозяйстве - всего 18%.
12 С другой стороны, неурегулированность территориальной проблемы с Советским Союзом (а теперь и с Россией) оказывает заметное влияние на внешнеэкономическую политику Японии. Речь идет о принадлежности группы южнокурильских островов (Шикотан, Итуруп, Кунашир, Хабомаи) общей площадью 9 тыс. кв. км. По условиям мирного договора, заключенного в Сан-Франциско (1951), Япония отказывалась от прав на Курильские острова, которые перешли под суверенитет СССР. В ходе советско-японских переговоров (1956) было принято решение о том, что после подписания полномасштабного мирного договора между двумя странами СССР передаст Японии сначала острова Хабомаи и Шикотан, а в дальнейшем - и другие южнокурильские острова (в Японии их называют северными территориями). Но в 1960 г., после развертывания в Японии крупных американских военных баз, СССР отказался от передачи островов и заявил о необоснованности территориальных притязаний с японской стороны. Данная ситуация сохраняется до сих пор, и перспективы ее разрешения представляются весьма туманными.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru