Несмотря на определенные противоречия революции Мэйдзи, Япония прочно встала на путь индустриализации, используя при этом западноевропейский и американский опыт. Японская экономика, в которой еще сохранялись сильные феодальные пережитки и не завершилась мануфактурная стадия развития, начала быстро и уверенно переходить к фабричной промышленности, хотя этот процесс имел специфические особенности.
Дело в том, что в первое десятилетие эпохи Мэйдзи в Японии ощущалась острая нехватка частных капиталов. Представители старых торгово-ростовщических компаний ("домов") не стремились вкладывать крупные средства в сферу производства, предпочитая сферу обращения и кредита. Так, в 1883 году общий объем капиталов в кредитной сфере оценивался в 75 млн иен, в торговле - в 36 млн, а в промышленности - лишь в 15 млн иен. Денежные средства известных "домов" и бывших феодалов, полученные в качестве единовременных выплат во время аграрной реформы, легли в основу сети национальных банков, среди которых первым оказался банк, созданный в 1873 году компаниями Мицуи и Оно.
439
Отличительной чертой японского промышленного переворота было непосредственное участие в этом процессе государства и иностранных капиталов. Например, английским компаниям было дано разрешение на создание концессий по добыче угля. Иностранные инвесторы принимали самое активное участие в развитии железнодорожного строительства и других отраслей промышленности.
В 1860- 1870-х годах государство, используя опыт других стран, стало быстро строить казенные "образцовые предприятия" в новых для Японии отраслях, приняв на себя основные затраты и риск. Такого рода предприятия создавались в основном в металлургии, судостроении, стекольной, суконной и других отраслях. В эти годы за счет государственных средств было открыто 10 рудников по добыче железной руды. В 1870 году в правительстве был создан специальный департамент промышленности, ведавший "образцовыми предприятиями".
Кроме того, государство занималось внешнеторговыми операциями по продаже риса, чая, шелка, а также закупало промышленное оборудование и сырье для японских фабрик и заводов. Активно участвовало государство и в развитии банковского дела, создании по всей стране телеграфной сети и железных дорог, в геологических изысканиях и т.д.
Но основная масса новых заводов и фабрик все же создавалась на базе мелкого и среднего капитала. Кроме городской буржуазии в бизнесе стали участвовать и помещики, получившие большие суммы за отказ от пенсий. Мелкие и средние предприятия, использовавшие ручной труд, занимались прежде всего переработкой сельскохозяйственного сырья, производством текстиля. Их количество стремительно возрастало: в 1868-1877 годах было построено 490 новых предприятий, а в 1878-1885-м - около 800.
В этот период правительство, придерживаясь патерналистской модели развития рыночного хозяйства, оказывало большую поддержку частному бизнесу: выдавались субсидии, предоставлялись правительственные заказы и налоговые льготы. В международной торговле государство проводило протекционистскую политику, что особенно сильно влияло на развитие отечественного судостроения и текстильной промышленности. Однако подобная тактика требовала от японского правительства огромных расходов, поскольку все "образцовые предприятия" были, как правило, убыточными. Это заставило его в 1877-1881 годах прибегнуть к денежной эмиссии, неизбежно вызвавшей инфляцию.
Новый этап в развитии японской экономики начался в 1880-1881 годах, когда правительство стало передавать "образцовые
440
предприятия" в частные руки, чтобы повысить их эффективность и снизить уровень инфляции. При этом цены занижались в два-четыре раза по сравнению с теми, по которым осуществлялись государственные инвестиции во время строительства данных предприятий. Был ликвидирован департамент промышленности.
Основная масса предприятий досталась старым торговым "домам", принадлежавшим семейным кланам Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда, Фудзито, Окура, Фурукава и др., которые были наиболее близки к государственному аппарату. В руках государства осталась лишь телеграфная сеть. Наибольшим покровительством японского правительства пользовалась известная еще с XVI века компания "Мицуи", поскольку она являлась одним из главных кредиторов правительства. Эта компания занимала самые прочные позиции во многих отраслях на рубеже XIX-XX веков.
В 1880-е годы японское правительство стало еще более активно поддерживать частное предпринимательство, гарантируя ему надежную прибыль. Это позволило направлять крупные капиталы из торговли и ростовщичества в сферу производства: доля банковского капитала в общих вложениях средств в экономику за 1884-1892 годы снизилась более чем в три раза, а доля промышленного - увеличилась в шесть раз. В ходе проведения денежной реформы в конце XIX века был введен золотой стандарт, заметно укрепивший финансовую систему Японии.
Такая государственная политика положительно сказалась на динамике промышленного производства. Во второй половине 1880-х годов начался промышленный подъем, прежде всего в текстильной отрасли, где наиболее эффективно внедрялась передовая техника. Стали укрупняться предприятия, возникли первые акционерные общества, например первый картель "Босэки рэнгокай", объединивший крупнейшие хлопчатобумажные фабрики страны. Но с другой стороны, технический прогресс почти не коснулся шелкового производства, и оно оставалось по преимуществу ручным.
В 1870-х годах началось железнодорожное строительство. Первая железная дорога связала Токио и Иокогаму. За 1882-1890 годы протяженность железных дорог увеличилась почти в 10 раз и составила более 2 тыс. км, а их развитие во многом способствовало созданию единого внутреннего рынка.
Но следует отметить, что даже на рубеже веков в Японии была слабо развита собственная тяжелая промышленность, практически отсутствовала металлургия, основанная на передовых технологиях. Продукция
441
отечественного машиностроения имела небольшой удельный вес в ВВП, поэтому технический уровень промышленного производства оставался достаточно низким.
На рубеже XIX-XX веков методы организации труда на японских предприятиях еще во многом сохраняли черты, характерные для эпохи первоначального накопления капитала. Нехватка инвестиций и низкий уровень промышленного производства вели к тому, что заработная плата рабочих не обеспечивала прожиточного минимума их семьям. Широко использовался детский труд в виде так называемого ученичества, при котором дети, отданные на фабрики, первые пять-семь лет вообще не получали никакой заработной платы, хотя продолжительность рабочего дня (12-14, а то и 17-18 часов) была такой же, как у взрослых. Повсюду, как и в средние века, сохранялись физические наказания рабочих. Промышленный переворот проходил в условиях полного отсутствия фабричного законодательства.
Основную массу рабочих составляли выходцы из крестьян, которые, как правило, не порывали связей с деревней и оставались там арендаторами своих земельных наделов.
В начале XX века промышленный переворот вступил в решающую стадию. Японии стали доступны технические достижения передовых стран того времени. Так же как в Европе и США, активно внедрялись паровые и электрические машины. Суммарная мощность промышленных двигателей возросла в 1900-1913 годах более чем в девять раз. И хотя по валовым показателям Япония в начале XX века значительно уступала западным странам, темпы промышленного роста были несравненно выше. Так, за 1880- 1913 годы добыча угля увеличилась более чем в 20 раз, производство меди - более чем в 13 раз и т.д. В металлургической промышленности Японии главное внимание уделялось производству стали, объемы которого к 1913 году уже превышали объемы выплавки чугуна.
Но несмотря на высокие темпы промышленного развития, в начале XX века японская экономика оставалась типично аграрной: около 2/3 населения было занято в сельском хозяйстве. Крестьяне в основном не имели собственной земли, а обрабатывали земельные угодья на условиях аренды у крупных землевладельцев. По-прежнему размер арендной платы был огромен: он доходил до 65-70% урожая. Дополнительно к этому арендаторы зачастую должны были отрабатывать на земле помещиков определенное количество дней, т.е. сохранялась
442
своеобразная барщина. Даже в начале XX века в сельском хозяйстве практически отсутствовала какая-либо техника, а поля обрабатывались, как и много веков назад, лопатами и мотыгами.
В 1880-1890-х годах в Японии, так же как в Западной Европе, России и США, происходил процесс концентрации, что было вызвано прежде всего стремлением японских предпринимателей защитить внутренний рынок от иностранных товаров. В 1880 году возникла Японская бумажная компания, сосредоточившая в своих руках основную массу производимой и продаваемой в стране бумаги, в 1882 году - Японская пароходная компания, занимавшаяся как судостроением, так и осуществлением морских транспортных перевозок.
Наиболее сильный толчок процессу концентрации дали финансовый кризис 1887-1898 годов и мировой товарный кризис 1900-1903 годов; в результате последнего из-за резкого падения цен разорилась масса мелких предприятий. Укрепились позиции текстильного картеля "Босэки рэнгокай", а также многих крупных предприятий тяжелой промышленности, чьи акции частично находились в руках государства. Формирование промышленных объединений проходило при активном участии и поддержке японского правительства. Переплетение государственных и монополистических интересов проявилось при строительстве Южно-Маньчжурской железной дороги, создании Восточно-колониального общества и др.
Но основными и наиболее прочными монополиями оказались старые торговые "дома", получавшие от правительства большие льготы и защиту. Характерной чертой этих компаний была диверсификация их деловой активности. Они распространяли свою деятельность на многие отрасли производства и сбыта продукции, подавляя конкуренцию со стороны "новых" предпринимателей4.
На рубеже XIX-XX веков в быстро развивающейся промышленности Японии стали наблюдаться кризисные явления. Поскольку средняя заработная плата была невысокой и покупательная способность населения как в городе, так и в деревне оставалась очень низкой, что проявлялось в периодических кризисах перепроизводства. Разрешить эту проблему правительство пыталось не путем повышения внутреннего спроса, а путем выхода на внешние рынки. Но качество продукции японских предприятий было невысоким, поэтому товары
443
приходилось продавать по низким ценам, и то лишь в Корее и Китае. Однако в этот же период китайский текстиль стал успешно конкурировать с японским, а правительство Кореи приняло ряд мер по ограничению ввоза японских товаров. В Японии все громче начали раздаваться голоса в пользу военного вторжения в страны Дальнего Востока.
В начале 1890-х годов японская экономика стала активно готовиться к вооруженному вторжению в соседние страны. К этому времени у Японии был очень высокий уровень военных расходов - до 36% бюджета. В 1894 году японские войска совершили нападение на Китай и одержали ряд побед в сражениях, в результате чего Япония получила Корею в качестве колонии, а также громадную контрибуцию от Китая. Японии также было дано право свободно открывать свои предприятия на китайской территории. Но если западные страны стремились завоевать колонии, чтобы вывозить туда капиталы, то Япония искала на новых территориях прежде всего рынки сбыта для своих товаров, не находивших спроса внутри страны.
Агрессивная направленность политики Японии стимулировала развитие ее промышленного производства, В 1894-1898 годах общая сумма капиталовложений в экономику увеличилась в 2,5 раза, в том числе в промышленность - в 3 раза. Особенно бурно развивались отрасли ВПК (именно в военное производство было направлено 90% контрибуций, полученных от Китая).
В 1895 году парламент Японии принял 10-летнюю программу реорганизации и укрепления вооруженных сил страны. В эту программу входило также строительство новых металлургических заводов, железных дорог, телефонной и телеграфной сети. Количество рабочих, занятых на предприятиях ВПК за 1893-1903 годы, увеличилось в 10 раз, энерговооруженность их труда возросла в 40 раз. Очень быстро развивалось военное и торговое судостроение, а качество судов соответствовало мировым стандартам.
Захват китайских и корейских территорий спровоцировал дальнейшее нарастание агрессивных настроений в японском обществе. В начале XX века японские вооруженные силы стали представлять большую опасность для всего Дальнего Востока. В 1904-1905 годах разразился военный конфликт между Россией и Японией за военно-экономическое влияние в Маньчжурии и на дальневосточных территориях России. Непосредственным поводом для войны послужило строительство Россией Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и создание двух военно-морских баз на Ляодунском полуострове - Дальнего и Порт-Артура.
444
Победа в этой войне досталась Японии ценой огромных усилий. Средства для ее ведения изымались у населения: был повышен с 3 до 17% поземельный налог, почти на 20% снизилась реальная заработная плата, люди должны были приобретать облигации государственных займов, 60% военных расходов оплачивалось за счет иностранных займов.
Россия, потерпевшая поражение, признала Корею сферой влияния Японии. Кроме того, Россия была вынуждена уступить Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров (вместе с военными базами), а также отказаться от строительства и эксплуатации южной части КВЖД. В результате у Японии сложилась довольно крупная колониальная империя5.
Япония стала интенсивно осваивать новые рынки. Так, уже в 1905 году японские товары составляли 74% корейского и 60% маньчжурского импорта. Были созданы специальные колониальные банки, в Южной Маньчжурии активно использовалась КВЖД. Общий объем японских инвестиций в Китае и Маньчжурии за 1900-1914 годы увеличился более чем в 220 раз.
В начале XX века Япония переживала новый экономический подъем, который привел к развитию передовых отраслей промышленности. Этот период совпал с.волной грюндерства. В 1905-1906 годах было создано 180 новых акционерных компаний, чей совокупный капитал составлял 250 млн иен. Это позволяло направлять инвестиции не только в тяжелую, но и в легкую промышленность.
Следует отметить, что поскольку Япония почти не имела своей сырьевой базы, ей приходилось закупать большое количество промышленного сырья и оборудования, в основном в Англии и США. В связи с этим в начале XX века объем импорта и темпы его прироста заметно превышали объем экспорта, в составе которого преобладали шелк-сырец, чаи, рис и другие товары.
445
4
Вот как, например, описывал универсальную деятельность компании "Мицуи" один иностранец, посетивший Японию в начале XX в.: "Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи и отапливаемом углем из копей Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенной все тем же Мицуи, и, лежа на кровати, купленной у Мицуи, читать изданную Мицуи книгу при свете лампочки, изготовленной на заводе Мицуи".
5
Известно, что по русско-японскому договору 1855 г. все Курилы к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России. По двустороннему договору 1875 г. Россия уступала Японии 18 Курильских островов. Япония, в свою очередь, признавала весь остров Сахалин российским. Таким образом, с 1875 по 1945 г. под управлением Японии находилась большая часть Курильских островов, а с 1905 по 1945 г.- Южный Сахалин.