§4. Экономическое развитие США в послевоенном мире

Вторая мировая война и ее экономические последствия. Экономика США в первые послевоенные годы. США вступили во Вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции в декабре 1941 года, после того как японская авиация совершила нападение

401

на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах. Как и в годы Первой мировой войны, военные действия шли далеко от границ США, поэтому страна не испытала ни бомбардировок, ни разрушений, ни гибели мирных жителей, ни оккупации. Да и людские потери на фронтах были значительно меньшими по сравнению с другими воюющими государствами: 415 тыс. человек погибшими и 671 тыс. - ранеными. Даже внешне американская действительность ничем не напоминала о мировой войне. В то время как в Западной Европе шли ожесточенные сражения, люди гибли от бомбардировок и в концлагерях, царили голод и разруха, города лежали в руинах, американские города сияли светом реклам, везде кипела беспечная и благополучная жизнь, далекая от страданий и смерти.

Более того, в отличие от других западных стран, принимавших участие в войне, Соединенным Штатам удалось заметно увеличить свой производственный потенциал и укрепить международное положение. Это произошло из-за гигантского спроса на вооружение, боеприпасы, военную технику в воюющих странах, который во многом удовлетворялся за счет продукции военно-промышленного комплекса США. Несмотря на принятые в 1930-х годах законы о нейтралитете, американская военная промышленность сыграла роль своеобразного "арсенала" для членов антигитлеровской коалиции. Америка не только продавала военную продукцию, стратегическое сырье, продовольствие и другие материальные ценности своим союзникам, но и предоставляла все это по ленд-лизу, т.е. взаймы, или в аренду. Общая сумма поставок оценивается примерно в 46,7 млрд долл.

Можно утверждать, что экономический рост США в эти годы носил искусственный характер, поскольку практически вся хозяйственная жизнь была подчинена выполнению военных заказов правительства. На эти цели с июня 1940-го по сентябрь 1944 года было ассигновано 175 млрд долл. За годы войны американские предприятия поставили в счет заказов 300 тыс. самолетов, 87 тыс. танков, 383 тыс. различных артиллерийских орудий, 2,4 млн грузовых машин и многое другое.

Правительственные заказы являлись мощным стимулом для ускоренного развития американской промышленности. Так, за 1939-1945 годы производство электроэнергии выросло на 74%, выплавка стали - на 50%, добыча нефти - на 35%. В 1943 году объем промышленной продукции в два раза превысил аналогичный показатель

402

1937 года. Вторая мировая война в значительной степени повлияла не только на масштабы, но и на структуру народного хозяйства. Опережающими темпами развивалось производство цветных металлов, машиностроение. Например, производство алюминия увеличилось за годы войны в 6 раз, синтетического каучука - более чем в 400 раз, а выпуск самолетов вырос более чем в 16 раз.

Такое увеличение промышленного производства требовало огромных капиталовложений для создания новых мощностей, и эти капиталы в значительной степени были получены за счет федерального бюджета. Из 25,8 млрд долл., инвестированных за годы войны в обрабатывающую промышленность, 17,2 млрд были ассигнованы государством.

Следует особо отметить, что правительственные заказы доставались в первую очередь крупнейшим корпорациям. Им же предоставлялось право на получение дефицитных материалов и сырья, устанавливались очень льготные условия амортизации. Ведущие фирмы страны зачастую безвозмездно или за весьма символическую плату получали право на эксплуатацию тех предприятий, которые были построены за счет государства. В результате такой политики доля 100 крупнейших корпораций в общем объеме обрабатывающей промышленности США увеличилась за годы войны с 30% до 70%.

Ускоренное развитие военного производства привело к росту государственного вмешательства в экономику, что проявлялось не только в увеличении объемов государственных заказов, но и в установлении контроля за ценами на некоторые стратегические товары, в усилении распределительных функций государственных органов при снабжении предприятий сырьем, энергоносителями и т.д.

Война стимулировала развитие аграрного сектора, поскольку спрос на сельскохозяйственную продукцию как со стороны государства (для снабжения армии и поставок по ленд-лизу), так и со стороны населения (в связи с ростом занятости) был огромным. В сельское хозяйство вернулось долгожданное процветание. Общий объем сельскохозяйственного производства за годы войны возрос почти на 40%. Особенно успешно развивались крупные фермерские хозяйства, в которых применялись техника и удобрения, заметно повышавшие продуктивность производства. Однако процветание американских фермеров было кратковременным. Уже в 1950-х годах наметилось медленное, но устойчивое падение сельскохозяйственного производства, и вновь аграрный сектор стал испытывать трудности.

403

Стоит отметить, что преимущественное развитие отраслей ВПК в годы войны привело к ощутимому дефициту потребительских товаров, а также к существенному снижению уровня жизни населения. Цены на промышленные товары повысились на 54%, а на сельскохозяйственную продукцию - более чем в два раза. В середине 1942 года в стране была установлена карточная система распределения важнейших потребительских товаров. За военные годы было выпущено восемь внутренних займов на сумму почти 157 млрд долл., что резко увеличило размеры государственного долга.

За время войны США заметно увеличили экспорт товаров и капиталов. Так, если объем американского экспорта до войны составлял примерно 3 млрд долл. в год, то в 1944 году он был равен 14 млрд. Удельный вес Америки в мировом экспорте вырос с 1937 по 1945 год с 14,2% до 40%. Особенно активно американский капитал стал проникать в страны Британского Содружества: Индию, Канаду, Австралию, Южно-Африканский Союз. За годы войны американский экспорт в Канаду увеличился в 3 раза, в Индию - в 8,5 раза, в ЮАС - в 5 раз, в Австралию - почти в 3 раза.

Такая политика привела к тому, что в середине 1940-х годов США оказались самой могущественной страной мира, далеко обогнав своих основных конкурентов, которые понесли тяжелые потери в ходе войны. Доля США в мировом капиталистическом производстве выросла в 1937-1947 годах с 35 до 56%. К концу войны в США было сосредоточено около 2/3 мировых запасов золота.

Бесспорное лидерство США в мировой экономике подтверждалось тем, что в 1940-х годах американский доллар завоевал привилегированное положение в международных валютных отношениях. В 1944 году в небольшом курортном городке Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир) проходила международная конференция союзных стран по финансовым проблемам. В ней приняли участие 44 страны. Главной целью этой конференции была разработка основ новой мировой валютной системы. В результате была достигнута договоренность о создании системы регулируемых связанных валютных курсов, которую нередко называют Бреттон-Вудской системой. Было решено, что отныне каждая из стран-участниц будет поддерживать валютный паритет между своей валютой и валютами других стран на основе ее золотого (иди долларового) содержания и сохранять этот курс неизменным. Бреттон-Вудская система предусматривала использование доллара (наряду с золотом) в качестве международной резервной валюты, а также в качестве мировых

404

денег при различных платежах и расчетах13. В этой роли доллар оставался до начала 1970-х годов.

Уже в 1944 году перед американским правительством встала задача перевода экономики на мирные рельсы. Ее решение было возложено на Государственное управление демобилизации и реконверсии. Прежде всего отменялся ряд ограничений (например, государственный контроль за ценами), а в ноябре 1945 года президент Гарри Трумэн14 подписал закон о сокращении налогов на 6 млрд долл.

В ходе реконверсии было решено распродать 2800 государственных заводов, построенных в годы войны. Их распродажа шла с большой скидкой, и цена в среднем составляла примерно 60% от номинальной стоимости. Реконверсия привела к заметному сокращению производства, вследствие чего в стране резко увеличилось количество безработных, ряды которых пополнили также десятки тысяч человек, демобилизованных из вооруженных сил.

Одновременно в первые послевоенные годы в экономике США наблюдался некоторый промышленный подъем, поскольку страна испытывала потребность в обновлении производства в гражданских отраслях. В этот процесс удалось внедриться мелким и средним предпринимателям, которым ранее было трудно конкурировать с крупными корпорациями. Население страны также стало предъявлять "отложенный" спрос на потребительские товары (жилье, автомобили), оценивавшийся в 129 млрд долл. И хотя в условиях мирного времени можно было сокращать деятельность органов чрезвычайного регулирования, воздействие государства на экономику не уменьшалось, принимая при этом иные формы. В соответствии с законом о занятости (1946) государство должно было обеспечивать максимальную занятость в стране, чтобы не снижать масштабы производства и покупательную способность населения.

Тем не менее в первые послевоенные годы обострились социальные противоречия, поскольку в период реконверсии резко снизился жизненный уровень наемных работников. После отмены в конце 1946 года контроля над ценами и заработной платой со стороны государства

405

реальная заработная плата рабочих упала на 30-50%. Отмена государственного контроля быстро отразилась на росте инфляции, которая была особенно высокой в 1947 году, о чем с большим беспокойством говорил президент Г. Трумэн в экономическом послании Конгрессу в январе 1948 года.

Обострению социальной обстановки способствовал и шаг, предпринятый Конгрессом США в 1947 году, когда был одобрен закон о регулировании трудовых отношений, более известный как закон Тафта-Хартли (по фамилиям сенатора Тафта и конгрессмена Хартли). Фактически данный закон отменил закон Вагнера 1935 года, поскольку были ограничены права трудящихся на забастовки и деятельность профсоюзов, попавших под жесткий контроль государства.

Заметный спад производства (6%) и рост безработицы (5,5%) в 1949 году заставили администрацию Г. Трумэна выступить с комплексом мер, которые получили название "справедливого курса". Этой программой предусматривалось повышение минимальной заработной платы, строительство дешевого жилья для бедных слоев населения, оказание финансовой помощи фермерам, выделение средств на нужды образования и медицинского обслуживания. Можно отметить, что многие из этих задач были успешно реализованы: минимальная заработная плата была повышена с 40 до 75 центов в час, расширился круг получателей страховых пособий и пенсий, было решено построить в течение шести лет 800 тыс. квартир для семей с низкими доходами.

Положительно повлияло на развитие американской экономики то, что страны Западной Европы, разоренные войной, были заинтересованы в товарных поступлениях из США. Американское правительство умело использовало эту ситуацию и предложило европейским странам помощь в виде плана Маршалла (1948-1952). Эта помощь предоставлялась при условии, что она будет использована для развития производства и финансовой стабилизации, снижения торговых барьеров и т.п. (см. гл. 6).

В течение почти четырех лет в Европу было вывезено капиталов на общую сумму 17 млрд долл., большая часть которых была истрачена на закупку американских товаров. Безусловно, план Маршалла не имел благотворительного характера. У США был свой интерес, и прежде всего это укрепление американских экономических и политически позиций в Европе, стремление оградить западноевропейские страны от реального присутствия СССР в этом регионе.

Промышленный подъем в начале 1950-х годов был связан и с войной в Корее, которая началась в июне 1950 года (см. гл. 8). В сентябре

406

1950 года в США был принят закон о военном производстве, по которому усиливалось государственное вмешательство в социально-экономические отношения. Вновь, как и в годы Второй мировой войны, федеральное правительство получало право распределять важные ресурсы, строить новые предприятия, предоставлять всевозможные льготы частному сектору, устанавливать контроль над ценами и уровнем заработной платы.

В первый же год этой войны численность вооруженных сил США увеличилась более чем в два раза, производство военных самолетов - в пять раз, танков и различных видов вооружения - в четыре с половиной раза и т.д. В течение 1952-1953 годов расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия составили 5 млрд долл.

Стимулирующее влияние войны в Корее на экономику США заключалось в том, что в эти годы в промышленность были инвестированы огромные средства - до 30 млрд долл. Эта сумма превышала аналогичный показатель за все годы Второй мировой войны. Такие инвестиции позволяли обновлять машины и механизмы на многих промышленных предприятиях. Заметно увеличилась занятость населения, повысилась заработная плата наемных рабочих.

Тем не менее война в Корее становилась все более непопулярной среди американского народа, поскольку число погибших составляло уже 54 тыс. человек, а раненых - более 103 тыс. Это стало одной из причин поражения демократов на выборах в 1952 году, когда тридцать четвертым президентом страны стал боевой генерал республиканец Дуайт Эйзенхауэр, бывший главнокомандующий американскими войсками в Западной Европе в годы Второй мировой войны. Одним из первых шагов нового президента было прекращение войны в Корее в июле 1953 года.

В экономической сфере правительство Д. Эйзенхауэра придерживалось курса на умеренное государственное вмешательство в экономику. Были отменены все меры государственного контроля, введенные администрацией Г. Трумэна. Основная роль отводилась финансовым рычагам: был снижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена с 3 до 1,75% учетная кредитная ставка, заметно понизились ставки налогообложения юридических и физических лиц. Для активизации деловой жизни правительство выпустило на рынок часть валютных запасов и т.п.

В этот период продолжалась активная социальная политика: в 1955 году было принято решение о строительстве 45 тыс. квартир для низкооплачиваемых слоев населения. В стране происходила реализация

407

программы широкомасштабного дорожного строительства, в соответствии с которой к 1960 году было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог.

Следует отметить, что важным фактором экономического развития США в это время стало увеличение военных расходов, связанных с усилением соперничества великих держав в условиях "холодной войны"15 . Огромные средства шли в отрасли ВПК, производившие "пушки вместо масла". За первые 15 послевоенных лет на военные нужды было израсходовано более 500 млрд долл., что почти в 40 раз превышало аналогичные расходы за 15 предвоенных лет. Именно тогда широкое развитие получила сеть военных баз США, разбросанных по всему миру. Огромные расходы требовались на поддержание Организации Северо-Атлантического договора (НАТО), созданной в апреле 1949 года.

Финансирование таких огромных военных проектов осуществлялось в основном за счет увеличения государственного долга, который вырос с 1939 по 1960 год в девять раз, что не могло не привести к новому витку инфляции. Покупательная способность доллара в 1955 году едва превышала 50% от уровня 1939 года. Рост военных расходов содействовал обострению проблемы хронической безработицы, поскольку перемещение крупных объемов материальных ресурсов на непроизводительные цели сдерживало темпы экономического роста страны.

Удельный вес США в мировом капиталистическом производстве снизился с 54,5% (1950) до 42% (1960). В этот период наметилось явное отставание США от ведущих западноевропейских держав и Японии по темпам роста ВНП. Американский доллар уже не выступал в качестве господствующей валюты на мировых рынках, стали сокращаться валютные фонды США.

Особенности экономического развития страны в 1960-1990-х годах. В начале 1960-х годов в экономике США стали происходить большие изменения, связанные с поиском новых стратегических целей развития в условиях научно-технической революции. Запуск в СССР

408

первого искусственного спутника Земли (1957) и полет первого космонавта Ю. Гагарина (1961) заставили американское правительство критически оценить уровень научных исследований и степень развития образования в стране. Для преодоления отставания в этих сферах потребовалось выделение значительных финансовых средств на развитие приоритетных направлений науки и техники.

Рост государственных и частных инвестиций позволил Соединенным Штатам совершить стремительный рывок в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, уйти в "технологический отрыв" от своих конкурентов. В этот период были полностью модернизированы целые отрасли промышленности и сельского хозяйства, массовое применение получили новые машины, механизмы, виды сырья и энергии. Примерно на 10 лет раньше, чем в других промышленно развитых странах, в США стали развиваться такие новые отрасли, как производство радиоэлектронной продукции, пластмасс, синтетических волокон и т.п. Широкое распространение получили химизация, электрификация производственных процессов, автоматизация производства. Именно в США в 1950-1960-х годах впервые в мире стали применяться электронно-вычислительные машины (ЭВМ) в сфере производства, банковском деле и других отраслях.

Более высокий технологический уровень производства усилил роль крупных корпораций, которые создавались на базе массового слияния крупных и мелких предприятий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В 1960-1970-х годах к их числу можно было отнести такие объединения, как "Вестерн электрик", охватывавшее почти 85% американского рынка телефонного оборудования; "Дженерал моторз" - до 77% рынка дизельных локомотивов; ИБМ, чья доля на рынке ЭВМ и компьютеров составляла около 80%; "Истман Кодак", которое производило почти 90% фотопленки для любителей и осуществляло около 65% продаж всей пленки в стране.

В 1960-е годы США довольно успешно стали осуществлять внешнеэкономическую экспансию. Зарубежные инвестиции росли в полтора раза быстрее, чем внутренние, а доход от этих инвестиций в течение 15 послевоенных лет вырос более чем в четыре раза. В этот период Соединенные Штаты стали инициаторами создания крупнейших в мире транснациональных корпораций, на базе которых обеспечивали себе приток дешевого импортного сырья из развивающихся стран. Этим можно объяснить тот факт, что американские капиталы вкладывались в основном в добывающие отрасли (прежде всего в нефтедобычу)

409

Латинской Америки и Ближнего Востока. Одновременно с этим транснациональными по своей сути становились и ведущие банковские монополии США: в 1960 году девять американских банков имели около 100 филиалов в зарубежных странах.

В середине 1950-х годов огромное развитие получила компания "Юнайтед фрут". Ей принадлежали плантации бананов в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Кроме того, она контролировала там железнодорожный и морской транспорт, радиостанции, морские порты и пр. На долю данной компании приходилось около 90% экспорта из стран-поставщиков, под ее контролем находилось 75% мирового рынка бананов. И хотя после национализации, проходившей во многих странах в 1970-х годах, доля экспорта бананов сократилась до 35%, эта компания оставалась по-прежнему очень мощной. В 1970-х годах она получила название "Юнайтед брэнде".

В начале 1960-х годов в связи с глобальными переменами в социально-экономической жизни перед правительством США встала задача определения новых приоритетов дальнейшего развития страны. В 1960 году на выборах победил президент-демократ Джон Кеннеди. Сразу же после прихода к власти Дж. Кеннеди стал уделять большое внимание экономическим проблемам. Он пригласил на должности советников молодых экономистов, исповедовавших кейнсианство. Они постарались привнести в экономическую политику идеи увеличения государственных расходов, в том числе и на социальные нужды. Вскоре при их непосредственном участии была разработана программа "новых рубежей", где была четко сформулирована новая стратегия управления экономикой.

В течение 1961-1962 годов по предложению правительства Дж. Кеннеди Конгрессом США были утверждены следующие шаги по реализации программы "новых рубежей": повышалась минимальная почасовая заработная плата (установленная в 1955 году) с 1 до 1,25 долл.; выделялись дополнительные средства для помощи депрессивным районам и фермерским хозяйствам; увеличивался на три месяца срок выплаты пособий по безработице. Впервые в истории страны был утвержден закон, по которому государство принимало на себя дополнительные обязательства по профессиональной подготовке квалифицированной рабочей силы. В эту программу входили также мероприятия по совершенствованию налоговой и кредитно-денежной политики. Так, с 1962 года заметно сократился срок амортизации основного капитала для всех компаний, а также были введены налоговые скидки на инвестиции, направляемые в сферу производства.

410

Администрация Дж. Кеннеди даже решилась на такой шаг (впервые в мирное время), как установление косвенного контроля за ценами и заработной платой, проводимого при согласовании предпринимателей с профсоюзами.

Однако не все деловые круги одобряли такую государственную политику, поскольку одновременно с этим в стране стали замедляться темпы экономического роста, снизился объем капиталовложений, безработица оставалась на уровне 5,5%. В мае 1962 года на бирже было зафиксировано самое сильное с 1929 года падение курса акций. Наиболее резкое неприятие контроля за ценами и заработной платой продемонстрировали сталелитейные компании во главе с "Юнайтед Стейтс стил", которые объявили о намерении повысить цены на сталь, несмотря на запреты со стороны правительства. Это заставило президента Дж. Кеннеди вмешаться в конфликт, чтобы предотвратить нежелательное повышение цен.

И все же в итоге Дж. Кеннеди был вынужден пойти на некоторые уступки крупному бизнесу. Так, в 1963 году были снижены с 52 до 47% налоги на прибыль с корпораций. И хотя это привело к замораживанию государственных расходов на социальные нужды, США сделали первый в своей истории шаг по стимулированию экономического роста средствами налоговой политики. В целом политика "новых рубежей" положительно повлияла на экономику страны, а индекс промышленного производства в 1964 году на 20% превысил уровень 1961 года.

На волне благоприятной экономической конъюнктуры по предложению президента Линдона Джонсона16 в 1960-х годах была начата широкомасштабная социальная реформа, получившая название программы "великого общества", в рамках которой была провозглашена борьба с бедностью.

Эта программа была обусловлена не филантропическими соображениями, а вполне реальными социально-экономическими причинами. Наличие бедных слоев населения являлось серьезным тормозом при подготовке высококвалифицированной рабочей силы, необходимой в условиях НТР. С другой стороны, массовая бедность провоцировала расовые беспорядки, обострение социальных противоречий, приводящих к углублению конфликтов, росту преступности. В 1964 году в самой богатой стране мира насчитывалось около 20% населения, чьи реальные доходы были ниже "уровня бедности"

411

(престарелые люди, безработные, представители чернокожего и цветного населения и пр.).

Одной из наиболее острых проблем середины XX века стала проблема городов. После того как в 1920-х годах горожане стали преобладать в общей численности населения, американские города превратились в центры не только интенсивной экономической деятельности и широчайших возможностей, но и глубокого социального расслоения. Так сложилось, что в 1950-1960-х годах наметилась и укрепилась следующая тенденция: большинство квалифицированного и обеспеченного городского населения переехало в пригороды, оставив в городах обветшавшие жилые дома, в которых обосновались менее образованные, бедные люди (чернокожие американцы, выходцы из Пуэрто-Рико и испаноговорящих стран и др.). Возникли негритянские гетто, для которых были характерны низкий уровень образования и медицинского обслуживания, высокая заболеваемость и смертность, нищета и т.д. В этот период крупные американские города захлестнули наркомания, преступность и другие негативные социальные явления.

Для реализации программы "великого общества" в августе 1965 года был принят закон об экономических возможностях, в соответствии с которым были намечены основные направления деятельности правительства по борьбе с бедностью. В ходе реализации этого закона в широких масштабах проводилось обучение, прежде всего молодежи и безработных, по основным рабочим специальностям для промышленности. В рамках "трудовых корпусов" в течение 1964-1968 годов прошли подготовку 195 тыс. человек, более половины которых были чернокожими американцами. Кроме того, по всей стране осуществлялась программа дошкольной и школьной подготовки детей из семей с низкими доходами.

Именно в 1960-е годы в США усилилась борьба негритянского населения за гражданские права. Ее возглавляли прогрессивные общественные деятели, в том числе чернокожий священник, лауреат Нобелевской премии мира (1964) Мартин Лютер Кинг, убитый расистами в 1968 году. Под влиянием этой борьбы в 1964 и 1968 годах были приняты законы, запрещавшие расовую дискриминацию при приеме на работу, обслуживании в магазинах, обучении в школах, пользовании общественным транспортом, продаже земли, сдаче в аренду жилья и пр. Однако еще на протяжении многих лет чернокожие граждане Америки не могли почувствовать себя действительно полноправными людьми.

412

В ходе борьбы с бедностью большое внимание уделялось сельским проблемам. Самые бедные фермеры получали льготные займы, медицинскую и юридическую помощь, обучались наиболее распространенным сельскохозяйственным профессиям. Только в течение 1968 года на эти цели было израсходовано около 3,5 млрд долл.

Большое место занимала программа "общинных действий", т.е. предоставления широких полномочий в борьбе с бедностью местной общественности. На уровне штатов и муниципалитетов создавались специальные агентства, которые распределяли и контролировали материальную помощь. Была принята специальная программа по широкому льготному медицинскому страхованию престарелых граждан и низкооплачиваемых семей за счет специальных федеральных субсидий. Всего же на борьбу с бедностью в 1964-1968 годах были истрачены огромные средства - 10 млрд долл. Общая сумма социальных расходов составляла в конце 1960-х годов примерно 40% расходной части федерального бюджета.

Однако не все мероприятия, запланированные в программе "великого общества", удалось выполнить полностью. Главной причиной этого была война во Вьетнаме, начавшаяся в марте 1965 года, когда первые американские боевые части высадились в Южном Вьетнаме. Эта непопулярная война потребовала колоссальных затрат, что привело к сокращению или приостановлению различных социальных программ17.

Любопытно, что в середине 1960-х годов администрация президента Л. Джонсона пыталась решить сразу две задачи: оплачивать набирающую обороты войну во Вьетнаме и программу борьбы с бедностью (одновременное увеличение производства "пушек и масла"). Но эта попытка тратить больше, чем американская экономика могла производить, была обречена на провал. В итоге к концу 1960-х годов инфляция в стране достигла двузначных цифр, что не замедлило сказаться на жизненном уровне населения. Все это привело к поражению демократов на выборах 1968 года. Новым, тридцать седьмым президентом США стал республиканец Ричард Никсон.

Администрация Р. Никсона сразу же столкнулась с многочисленными проблемами. Падение производства в 1969 году составило 8%, причем этот процесс затронул не только традиционные отрасли, но и новые, появившиеся в условиях НТР. Уровень безработицы превысил

413

6%, что в абсолютном выражении составило около 5 млн человек. Стало заметным снижение стоимости акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, увеличилось количество банкротств и т.д.

Летом 1971 года правительство Р. Никсона предложило чрезвычайные меры по оздоровлению экономики, которые получили название "новой экономической политики". В августе-ноябре 1971 года были на 90 дней заморожены цены и заработная плата, а также введен дополнительный 10%-ный налог на импорт. Столкнувшись с устойчивым и растущим дефицитом платежного баланса США, президент Никсон 15 августа 1971 года приостановил конвертируемость доллара в золото. Это решение ознаменовало конец просуществовавшей 37 лет практики обмена золота на доллары по цене 35 долл. за тройскую унцию. Новая политика разорвала связь между золотом и долларом, пустила доллар в "свободное плавание", позволив рыночным силам самостоятельно определять его стоимость. Это означало крушение золотого стандарта и всей Бреттон-Вудской финансовой системы.

На следующем этапе "новой экономической политики" (ноябрь 1971 - январь 1973) вместо замораживания заработной платы и цен был установлен контроль за этими показателями, для чего в правительстве создали специальную комиссию. Правительство провозгласило задачу не допускать роста цен более чем на 2,5% в год и установило предел повышения ставок оплаты труда при заключении коллективных договоров до 5,5%. В декабре 1971 года была проведена девальвация доллара, что позволило повысить конкурентоспособность американских товаров на внешних рынках.

С января по июнь 1973 года прямой государственный контроль за ценами и заработной платой был отменен, поскольку предполагалось, что предприниматели и профсоюзы будут добровольно соблюдать взаимные соглашения, чтобы ограничить уровень ежегодной инфляции 2,5%. Но уже весной 1973 года темпы инфляции составили 8,2%. В результате правительству вновь пришлось прибегнуть к политике замораживания цен, а затем и к новым формам государственного контроля. В апреле 1974 года стало ясно, что "новая экономическая политика" рухнула. Попытки справиться с инфляцией оказались безуспешными. Следует отметить, что одной из причин роста цен было принятие в июле 1973 года нового аграрного закона, по которому в стране отменялись все ограничения на производство сельскохозяйственной продукции.

Администрации Р. Никсона пришлось пойти на резкое сокращение ряда социальных программ, принятых в ходе борьбы с бедностью.

414

Так, были существенно урезаны ассигнования на переустройство городского хозяйства, профессионально-техническое образование, помощь чернокожему и цветному населению.

В то же время республиканское правительство продолжало курс на поддержку самых незащищенных слоев населения. В течение 1969-1974 годов расходы на пенсии по старости, пособия в связи с потерей трудоспособности и лишением кормильцев увеличились на 45%, а число их получателей возросло до 30 млн человек. В соответствии с законом 1972 года существенно изменились условия выплаты пособий по безработице. Право на них получили еще 4,8 млн человек, срок выплаты был увеличен до 13 недель. В 1974 году минимальная почасовая оплата труда повысилась до 2,2 долл.

Тяжелым испытаниям подверглась американская экономика в 1970-х годах. Основная причина этого - мировой энергетический кризис, разразившийся в конце 1973 года, когда в результате обострения ситуации на Ближнем Востоке арабские государства резко сократили поставки нефти в США, Японию и многие страны Западной Европы. Поскольку треть потребляемой в США нефти импортировалась из данного региона, такой шаг арабских стран нанес ощутимый удар по экономике страны. Весной 1974 года члены Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), осуществлявшие до 90% мирового экспорта этой продукции, приняли решение о повышении цен на нефть почти в четыре раза: с 3 до 11,65 долл. за баррель18.

Это решение ОПЕК привело к мировому кризису, который хотя и уступал кризису 1929-1933 годов, тем не менее нанес ощутимый удар по экономике большинства промышленно развитых стран. Кризис в США нашел свое выражение в сокращении производства, росте темпов инфляции, цен, безработицы, падении уровня заработной платы и т.д. К энергетическому кризису добавился сырьевой и валютно-финансовый. Страну охватила волна банкротств в промышленности и банковской сфере. Только за 1974 год цены на промышленные товары поднялись на 10%. Заработная плата резко отставала от растущих цен, налогов, инфляции. В 1975 году число полностью безработных составило 8 млн человек.

Данный кризис подтвердил высокую степень зависимости американской экономики от импорта и внешнеэкономической конъюнктуры в целом. Стало очевидным, что Соединенные Штаты все больше уступают свои позиции Германии и Японии. Образование огромного дефицита внешнеторгового баланса привело к дальнейшему ослаблению позиций доллара по отношению к другим мировым валютам.

415

В дополнение к экономическим проблемам в 1974 году в стране разразился политический скандал, связанный с расследованием знаменитого "Уотергейтского дела". Республиканская администрация обвинялась в коррупции, политическом шпионаже, финансовых злоупотреблениях и пр. В результате "Уотергейта" Р. Никсон был вынужден в августе 1974 года уйти в отставку, а его пост занял вице-президент Джералд Форд. Он являлся президентом до выборов 1976 года, когда победу одержал представитель Демократической партии Джеймс (Джимми) Картер. Новому президенту досталась страна с огромным грузом проблем: дефицит федерального бюджета составлял 66 млрд долл. (не говоря уже о дефиците внешнеторгового баланса), уровень инфляции - 6%, безработицы - 9%.

Одним из приоритетных направлений экономической политики для новой администрации стало решение энергетической проблемы. Была составлена программа, в соответствии с которой предусматривалось увеличить добычу нефти и угля из отечественных месторождений, создать крупные стратегические запасы нефти, принять меры по экономии топлива на производстве и в бытовых условиях, провести научные изыскания в области новых видов источников энергии. Действовала система поощрений компаний за наращивание добычи угля и экономию топлива. Правда, под давлением естественных монополий было решено отменить государственный контроль за ценами на нефть и газ, в результате чего нефтяные компании стали получать огромные дополнительные прибыли. Приходилось вводить налоги на эти прибыли, что не улучшало отношений администрации Дж. Картера с Конгрессом.

Чтобы обуздать инфляцию, была предложена идея "добровольных ограничений", при которых предприниматели должны были воздерживаться от повышения цен на свою продукцию, а профсоюзы - от требований повышения заработной платы. Одновременно федеральное правительство вынужденно сокращало расходы на социальные нужды, замораживало заработную плату государственных служащих. Эти мероприятия привели к некоторому снижению безработицы (до 5%) и росту среднегодовых темпов ВНП (до 4%), однако инфляцию преодолеть не удалось. Основной причиной этого стал стремительный рост расходов на реализацию крупных военных программ, вызванных "холодной войной" (производство межконтинентальных ракет MX, крылатых ракет, стратегических бомбардировщиков "Стелс" и др.).

Поистине инфляция, уровень которой вырос с 6,5% (1977) до 13% (1979), являлась самой сложной проблемой американской экономики

416

второй половины 1970-х годов. Это, без преувеличения, было настоящим бедствием для слоев населения с низкими и фиксированными доходами. В своем стремлении защитить себя от роста цен люди начинали закупать различные товары, в том числе и ненужные в данный момент. Этот ажиотажный спрос приводил к очередному витку инфляции, в результате чего начиналось "бегство от денег". В процесс вовлекались и состоятельные американцы, скупавшие товары длительного пользования, предметы роскоши, землю. В результате поднимались процентные ставки, поскольку кредитные учреждения боялись потерять свои доходы в условиях неуклонного роста цен. С учетом инфляции правительство было вынуждено повышать минимальный размер заработной платы, выплаты по социальному страхованию. Все это снова сказывалось на динамике цен. Таким образом, инфляционная спираль раскручивалась по классическому образцу.

Стремясь преодолеть эту тенденцию, Федеральная резервная система была вынуждена в октябре 1979 года ужесточить условия кредитования и резко повысить учетные ставки, надеясь тем самым сжать денежную массу. Этот шаг позволил на короткий срок замедлить темпы инфляции, но одновременно привел к снижению экономической активности, особенно в автомобилестроении и жилищном строительстве, которые традиционно являлись наиболее динамичными отраслями. В январе 1980 года уровень инфляции вновь резко повысился. Правительству демократов в очередной раз не удалось сбалансировать государственный бюджет, дефицит которого в 1981 году составил почти 60 млрд долл.

По данным на 1980 год, доля США в мировом капиталистическом производстве сократилась по сравнению с 1960 годом с 42 до 36,7%, снизился удельный вес страны в общем объеме мирового экспорта: с 18 до 13%. Американские товары во многом стали уступать западноевропейским и японским как на внутреннем, так и на международном рынке. Одним словом, правительству Дж. Картера не удалось довести до положительного результата ни одну из намеченных программ.

К началу 1980-х годов стало ясно, что экономические трудности невозможно преодолеть традиционными методами, которые основывались на кейнсианских идеях государственного регулирования экономики. К этому выводу пришли одновременно лидеры большинства западных стран, где стали получать распространение постулаты неоконсерватизма. В США эти идеи нашли отражение в экономической политике администрации президента-республиканца Рональда Рейгана

417

(избранного на этот пост в 1980 году), поэтому данная политика получила название "рейганомика". Теоретическую основу этого курса составила концепция предложения, в соответствии с которой основное внимание уделялось не увеличению расходов (частных и государственных), как того требовала кейнсианская модель, а росту сбережений и относительному сдерживанию потребительского спроса.

Любопытно проследить изменения, происходившие в американской экономике в течение 40 лет (1948-1988) при президентах от Республиканской и Демократической партий. Поскольку правительство США последовательно проводило различную макроэкономическую политику, то можно заметить, что на каждый второй год правления республиканцев (Эйзенхауэра, Никсона, Форда, Рейгана) приходился спад производства, тогда как в каждый второй год правления демократов (Трумэна, Кеннеди, Джонсона, Картера) экономика переживала подъем. Видимо, такая закономерность была связана с различными подходами каждой из администраций к выбору между инфляцией и безработицей. Республиканцы традиционно считали большим злом для страны инфляцию, поэтому сразу после прихода в Белый дом начинали проводить антиинфляционную политику путем сдерживания экономического роста. Демократы же уделяли главное внимание расширению производства и сокращению безработицы, что в итоге стимулировало инфляцию. Таким образом, различия в экономической политике обеих партий способствовали колебаниям в американской экономике.

Администрация Р. Рейгана сразу же приступила к реализации целого комплекса мероприятий под названием "Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения", который был основан на монетаристской теории выдающегося американского экономиста Милтона Фридмена. Этот документ включал в себя следующие направления:

  • ужесточение кредитно-денежной политики, направленной на снижение уровня инфляции;
  • сокращение налогов на доходы корпораций и частных лиц;
  • замораживание и уменьшение федеральных расходов на социальные программы (при одновременном увеличении военных расходов);
  • ограничение государственного вмешательства в экономику.

В первую очередь предлагалось снизить темпы роста денежной массы и учетную ставку в коммерческих банках, поставив их в прямую зависимость от темпов роста ВНП. Это позволяло достаточно быстро

418

ограничить масштабы инфляции, а уменьшение процентной ставки приводило к заметному оживлению в кредитной сфере.

Наряду с этим правительство Р. Рейгана осуществило реформу налоговой политики, которой придавалось первостепенное значение. Главным шагом правительства стало принятие в 1981 году закона о налогах в целях экономического оздоровления (ERTA), предусматривавшего поэтапное (в течение трех лет) сокращение индивидуального подоходного налога на 25%, снижение с 70 до 50% максимальной налоговой ставки на доходы корпораций от капитала, сокращение на 40% сроков амортизационных отчислений и т.д.19.

Предполагалось, что первоначально в течение пяти лет поступления в федеральный бюджет сократятся примерно на 750 млрд долл. В соответствии с теорией предложения это должно было стимулировать развитие производства, сбережение и инвестирование в экономику, что, в свою очередь, привело бы к созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. Но на практике все оказалось гораздо сложнее. Надежды на скорую и положительную реакцию хозяйствующих субъектов в ходе снижения налоговых ставок не оправдались. Реальный сектор экономики не получил ожидаемых инвестиций.

После повторной победы Р. Рейгана на выборах в 1984 году была продолжена политика совершенствования налоговой системы, в связи с чем в 1986 году был принят закон о налоговой реформе (TRA). Этот закон должен был компенсировать негативные последствия предыдущего закона 1981 года. Прежде всего предусматривалось снижение как предельных ставок личного подоходного налога с 50 до 28%, так и налога на прибыль корпораций с 46 до 34%. Кроме того, по этому закону почти 6 млн человек с низкими доходами вообще освобождались от уплаты налогов в федеральный бюджет. Закон устанавливал только две ставки: 15% - на семьи, чей совокупный годовой доход был ниже 29,75 тыс. долл., и 28% - на более обеспеченные.

Предполагалось, что такая политика повысит статус "среднего класса". Однако еще на первом этапе налоговой реформы в 1981-1986 годах стало ясно, что от снижения налогов выиграли прежде всего состоятельные граждане страны, в то время как от сокращения ряда социальных программ существенно пострадали малообеспеченные слои населения. Статистика свидетельствовала, что в этот период доходы самых богатых американцев (примерно 1% всего населения)

419

почти удвоились, тогда как у 70% американцев доходы практически не увеличились. Американские экономисты отмечали, что, несмотря на стимулирующую роль фискальной политики, ее экономический эффект свелся к тому, что богатые стали еще богаче, а бедные - беднее.

Во время проведения второго этапа налоговой реформы в 1986-1989 годах была сделана попытка отменить многие налоговые льготы и закрыть различные "лазейки" для компаний и состоятельных лиц. Но и эти меры не способствовали установлению социального равенства, напротив, они привели к тому, что богатые, ухитрявшиеся получать различные налоговые льготы, получили преимущество перед теми, кто их не имел.

Одним из направлений "рейганомики" был демонтаж так называемых корпоративных структур, и прежде всего профсоюзов, которые, по словам неоконсерваторов, противостоят предпринимателям и менеджерам в своих "эгоистических интересах". И хотя лидеры неоконсерваторов несколько преувеличивали влияние профсоюзов, сам Р. Рейган был не против "поставить их на место", прибегая даже к откровенно силовым методам. В новых соглашениях правительства с профсоюзами прежнего социального партнерства, когда профсоюзные организации могли выдвигать и отстаивать различные требования трудящихся, практически не было.

Как отмечалось выше, программой "рейганомики" предусматривалось ограничить государственное вмешательство в экономику, которое практиковалось еще со времен "нового курса" Ф. Рузвельта (хотя национализации в США никогда не было). Это выражалось в огромных дотациях и субсидиях промышленным предприятиям, а также в ощутимой поддержке отечественных производителей не только методами протекционизма, но и демпинговой политикой на внешних рынках.

Кроме того, к началу 1980-х годов в государственной собственности находились предприятия по выпуску военной и космической техники, многочисленные объекты инфраструктуры (шоссейные дороги, каналы, туннели, мосты и др.), электростанции, учреждения здравоохранения и образования, а также огромные земельные угодья (до 40% всех земельных площадей страны) из так называемого фонда общественных земель, сформировавшегося в XVIII-XIX веках. На государственных предприятиях создавалось до 22% ВНП, число занятых в государственном секторе составляло примерно 13 млн человек.

420

Государственное регулирование распространялось и на аграрный сектор. Это выражалось прежде всего в том, что государство старалось поддерживать фермеров, закупая у них излишки продукции по твердым ценам для последующего снабжения армии и оказания помощи зарубежным странам. Кроме того, поощрялось сокращение объемов сельскохозяйственного производства путем консервации посевных угодий - фермерам выплачивалась за это соответствующая компенсация. На проведение такой аграрной политики правительству приходилось тратить до 7 млрд долл. в год.

Государственное вмешательство порой принимало формы мелочной регламентации деятельности предпринимателей. Частный сектор был обязан предоставлять государственным учреждениям многочисленные отчеты, например по охране окружающей среды, технике безопасности и пр.

Подобное вмешательство государства в социально-экономическую сферу представлялось неоконсерваторам излишним. Государство в этих условиях оказывалось настолько "перегруженным" и малоэффективным, что переставало должным образом справляться со своими основными функциями по поддержанию порядка и законности в стране. В ходе реализации мероприятий, предусмотренных программой администрации Р. Рейгана, произошло значительное перераспределение функций государства. Это явилось результатом приватизации объектов государственной собственности, отказа от директивных методов государственной регламентации, ограничения полномочий и сокращения численности государственного аппарата, что наносило существенный удар по бюрократии и ее привилегиям.

Большое внимание правительство Р. Рейгана уделяло не просто сокращению федеральных расходов на социальные нужды, но и их перекладыванию на плечи штатов и муниципальных властей. Этот процесс получил название "нового федерализма", в соответствии с которым власти штатов должны были нести ответственность за помощь многодетным семьям и распределение талонов на питание. В ведение местных органов власти были отданы 44 социальные программы (со стороны федеральной власти эти программы в течение четырех лет получали финансовую поддержку).

В 1983-1989 годах экономика США демонстрировала подъем, который сопровождался глубокой структурной перестройкой, основанной на внедрении достижений НТР. В этот период были созданы условия для ускоренного обновления и расширения основного капитала, особенно в передовых отраслях, что позволило повысить объем личного

421

потребления, стабилизировать курс доллара и, как следствие, увеличить приток иностранных капиталов.

Тем не менее в конце 1980-х годов стали заметны негативные тенденции в экономическом развитии США. Так, если в 1960-х годах США имели самый высокий в мире уровень ВНП на душу населения, то к 1987 году они оказались по этому показателю на 11-м месте. В 1990 году среднечасовая оплата труда рабочих в Америке равнялась 14,8 долл., тогда как в Дании - 17,9, в ФРГ - 21,5, в Швеции - 21,9 долл.

Соединенные Штаты стали постепенно терять свои позиции и в мировой экономике. В 1983 году был утрачен статус чистого кредитора, в качестве которого США выступали с 1917 года: внешние долги превысили задолженности других стран Соединенным Штатам и составили к 1991 году 700 млрд долл. (10% ВВП). Страна превратилась в крупнейшего мирового должника, а американская экономика стала более зависимой от противоречивых тенденций, присущих мировому хозяйству в целом.

Депрессивное состояние экономики США на рубеже 1980-1990-х годов объяснялось не только влиянием циклического развития, но и, в частности, сокращением государственных военных заказов, что повлекло за собой уменьшение объемов военного производства в 1988- 1991 годах на 9%. В этот период экономика стала испытывать непосильные нагрузки, связанные с обслуживанием огромной задолженности, которая накопилась в период относительного благополучия 1980-х годов. В 1992 году общая нефинансовая задолженность населения, корпораций, государства составила более 11 млрд долл., в том числе общий государственный долг - около 4 млрд долл. Среднестатистическая американская семья должна была тратить ежегодно до 13% от общих доходов на погашение ипотечной задолженности, что существенно ослабляло потребительский спрос.

Все это заставило администрацию президента-демократа Уильяма (Билла) Клинтона после прихода к власти в 1992 году вновь вернуться к глобальным средствам оздоровления экономики, и прежде всего к стимулированию долгосрочных государственных и частных инвестиций в основных отраслях. Снова стали использоваться такие государственные инструменты, как фискальные меры, более активная государственная поддержка НИОКР и малого бизнеса. Возросло участие государства в социальной сфере - предполагалось повысить доходы малообеспеченных слоев населения, улучшить медицинское обслуживание и др. Президент предложил программу совершенствования

422

системы налогообложения, в соответствии с которой следовало несколько повысить налоги на самые состоятельные слои населения.

Характеризуя экономику США конца XX века, можно отметить, что она является одной из наиболее зрелых и эффективных в мире. За последние десятилетия она продемонстрировала высокую степень адаптации к новым условиям и сумела сохранить свое лидерство среди промышленно развитых стран. Транснациональные корпорации, возглавляемые американским капиталом, сформировали огромную, охватывающую весь мир "вторую экономику" США.

Под влиянием НТР экономика Соединенных Штатов претерпела значительные изменения. Прежде всего это связано с бурным развитием информационных технологий. Именно в отраслях, связанных с производством компьютеров, программного обеспечения и средств связи, наблюдались темпы экономического развития, которые во много раз превосходили средние. Кстати, общие темпы экономического роста США не самые высокие в мире, но они стабильны и достаточны для обеспечения внутренних потребностей. Финансовая система США - одна из самых сильных и устойчивых в мире, что показал финансовый кризис 1997-1998 годов, начавшийся в Юго-Восточной Азии и охвативший многие государства мира. Следует отметить еще одну существенную особенность современной американской экономики: в ней больше не существует непримиримого противостояния крупного и мелкого бизнеса, которое было характерным для предыдущих периодов. В США достаточно эффективно действует антимонопольное законодательство, препятствующее излишней концентрации производства, что позволяет крупному и мелкому бизнесу взаимно дополнять друг друга.

Принято считать, что в настоящее время масштабы государственного вмешательства в американскую экономику являются оптимальными, поскольку государство эффективно помогает уже сложившейся экономической системе. Никто в стране не выступает ни за расширение государственного присутствия в экономике, ни за его сокращение.

Хотя в конце 1980-х годов США уступили лидерство во внешней торговле Германии и Японии, в конце 1990-х годов позиции США в этой сфере заметно укрепились. Это произошло прежде всего благодаря экспорту продукции высоких технологий, пользующейся стабильно высоким спросом во всем мире.

В заключение нельзя не отметить, что конкурентная борьба на мировых рынках заметно обострилась и Соединенным Штатам непросто удерживать лидирующие позиции.

423


13 На Бреттон-Вудской конференции были созданы и новые международные валютно-кредитные организации. Среди них - Международный валютный фонд (МВФ), предназначенный для поддержания валютных курсов путем предоставления странам среднесрочных валютных займов. К числу новых учреждений относился и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), предоставлявший странам долгосрочные кредиты. Данные международные организации в значительной степени контролировались Соединенными Штатами, поскольку в их основе лежал американский капитал.
14 Гарри Трумэн - в январе-апреле 1945 г. был вице-президентом США. После внезапной смерти Ф. Рузвельта 12 апреля 1945 г. Г. Трумэн стал тридцать третьим президентом США.
15 Как отклик на политику "холодной войны" в международных отношениях внутри страны началось наступление крайне правых сил, которое получило название "маккартизм" (по фамилии сенатора-республиканца Джозефа Маккарти, возглавлявшего с 1953 г. сенатскую комиссию по вопросам деятельности правительственных учреждений и ее постоянную подкомиссию по расследованию антиамериканской деятельности). Повсюду развернулась тотальная слежка, преследование либерально-демократических общественных и политических деятелей ("охота на ведьм"). В стране вновь оживилась тайная расистская организация "Ку-клукс-клан", основной целью которой была террористическая деятельность против прогрессивных организаций и лидеров негритянского движения.
16 Линдон Джонсон (1908-1973) - в 1961-1963 гг. являлся вице-президентом США. После гибели 22 ноября 1963 г. Джона Кеннеди Л. Джонсон стал тридцать шестым президентом США.
17 Война во Вьетнаме закончилась в январе 1973 г., когда было подписано Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.
18 К началу 1980-х гг. цена нефти на мировом рынке поднялась до 32-34 долл. за баррель.
19 В основу данного закона легли идеи известного экономиста Артура Лаффера, сторонника теории предложения. Он был уверен, что, понизив налоговые ставки, можно не только сохранить, но даже повысить налоговые поступления.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.