§2. Промышленный переворот в США и его особенности

Основные предпосылки и особенности промышленного переворота в США. В течение первой половины XIX века американская экономика развивалась невиданно быстрыми темпами, и к 1870-м годам США превратились в одну из ведущих индустриальных держав мира. Каковы же причины и условия такого бурного развития?

Следует отметить, что начало промышленного переворота в США имело ряд особенностей, заметно отличавших его от аналогичного процесса в Западной Европе. Прежде всего, в основе первоначального накопления капитала в США лежали средства, которые вывозились из Англии и других европейских стран. За 1790-1860-е годы ввоз иностранного капитала в США превысил 500 млн долл. Особенно большие инвестиции стали поступать в 1830-х годах, что объяснялось началом широкомасштабного строительства железных дорог.

В числе специфических источников первоначального накопления капитала можно назвать морское пиратство и контрабанду, а также работорговлю ("треугольную торговлю"), которые получили широкое распространение еще в XVII веке. Наряду с этим в первой половине XIX века США осуществляли активную территориальную экспансию как путем заключения международных коммерческих сделок, так и прямым захватом новых территорий с помощью военной силы.

Еще в 1784 году американское правительство навязало индейцам договор, по которому к США отходили обширные земли южнее Великих озер (так называемый район Старого Среднего Запада). Индейцев сгоняли с их исконных земель, отбирали скот и имущество. Поскольку индейцы были не приспособлены к европейской цивилизации, они с трудом привыкали к новым условиям и не соглашались трудиться в качестве рабов на плантациях или в городах на промышленных предприятиях. Позже их стали помещать в специальные резервации.

Как уже отмечалось, в 1803 году США купили у Франции Большую Луизиану. В начале XIX века американцы стали активно проникать во Флориду, в 1811 году они оккупировали ее восточную часть, а в 1819 году вынудили Испанию уступить им весь полуостров, принадлежавший ей с XVI века.

346

В 1823 году пятый президент США Джеймс Монро выступил в Конгрессе с так называемой доктриной Монро, где подчеркивалось, что любые попытки вмешательства европейских государств во внутренние дела Америки будут расцениваться как прямая угроза молодому государству. Кроме того, в этой доктрине содержалось положение о том, что экономическое могущество страны зависит от присоединения новых территорий, в частности на западе и юге Североамериканского континента.

На основе этой доктрины американские плантаторы, селившиеся в Техасе, развязали так называемую техасскую войну (1835-1836) с целью отторжения этого штата от Мексики. Сначала Техас был провозглашен "самостоятельной" республикой, а в 1845 году - присоединен к США. Затем американцы спровоцировали войну с Мексикой (1846- 1848), в результате которой захватили свыше половины ее территории, что составляет почти треть современных США: кроме Техаса сюда относятся штаты Нью-Мексико, Аризона, Калифорния, Невада, Юта, часть Колорадо и часть Вайоминга. Это позволило американцам в 1848 году выйти к берегам Тихого океана. Таким образом, с 1776 по 1853 год площадь США увеличилась более чем в восемь раз.

Захват новых территорий сопровождался значительными демографическими изменениями. В стране происходили бурный прирост населения и его урбанизация, а также активная миграция людей на Запад. Население США увеличилось с 3,9 млн человек в 1790 году до 23,3 млн - в 1850-м. Этот процесс был тесно связан с иммиграцией из Западной Европы. Так, с 1821 по 1860 год в Америку прибыло более 5 млн человек, главным образом из Ирландии, Германии, Англии. Европейцы, переехавшие в Северную Америку, большей частью оседали в городах, являвшихся центрами промышленности и торговли. Удельный вес городского населения, составлявший в 1790 году 5%, к 1840 году достиг 11%, а к 1860 году - 20%. Подобные демографические изменения были связаны не с обезземеливанием крестьян и перемещением их в фабрично-заводские центры, как в Западной Европе, а в основном с иммиграцией.

Удаленность от Европы позволяла Соединенным Штатам дистанцироваться от европейских конфликтов, в частности от наполеоновских войн. Одновременно США наживались на поставках воюющим странам оружия, что способствовало успешному экономическому развитию страны. Кстати, этот фактор Соединенные Штаты много раз на протяжении своей истории использовали в своих интересах с выгодой для себя.

347

К числу специфических особенностей промышленного переворота можно отнести и тот факт, что в США почти полностью отсутствовала цеховая организация производства, поскольку в Европе к началу активной колонизации Северной Америки она уже уступила место мануфактуре. Таким образом, американская промышленность не знала жесткой регламентации, присущей цеховому строю, особенно в ходе внедрения новой техники. Здесь мануфактурное производство не проходило такой длительный эволюционный путь, как в Старом Свете: в США сразу создавались централизованные мануфактуры, что было шагом вперед по сравнению с Европой, где мануфактуры (особенно ткацкие) оставались преимущественно рассеянными. К тому же в молодой стране не было остатков крепостничества (отработок, выкупов), которые существенно замедляли формирование рынка труда в Европе.

Несомненно, более позднее вступление в стадию промышленного переворота позволило Соединенным Штатам использовать европейский, и особенно английский, технический опыт. Все это, вместе взятое, способствовало тому, что переход к индустриальным методам в этой стране занял сравнительно небольшой период времени и в основном завершился к середине XIX века, почти одновременно со многими европейскими странами.

Американское фабричное производство зарождалось преимущественно на северо-востоке страны. Как и в Англии, начало ему было положено в хлопчатобумажной промышленности, где получили распространение многие технические достижения того времени. Этот процесс развивался стремительно, несмотря на то что по английским законам запрещалось вывозить в Америку чертежи и описания станков, чтобы не создавать там конкурентов в машиностроении. Когда же в Пенсильвании был объявлен конкурс на изобретение машин, английский рабочий С. Слейтер ("отец американской промышленности") эмигрировал в Америку, по памяти воспроизвел чертеж ватерной прядильной машины Аркрайта и в 1790 году построил свою небольшую фабрику.

Важное значение для развития этой отрасли имело изобретение Э. Уитни в 1793 году хлопкоочистительной машины, которая совершила настоящий переворот в переработке хлопка и заложила основу для бесперебойной подачи пряжи в ткацкое производство4. В 1815 году в Уотеле (штат Массачусетс) была основана фабрика, где впервые в

348

мире под одной крышей объединялось прядильное и ткацкое производство, что считается принципиально новым этапом в развитии хлопчатобумажной промышленности. В 1820-1840-х годах широкое применение получили новые изобретения: цилиндрическая машина для механической набойки (набивки) тканей, станки по выпуску узорчатой ткани и т.д.

О серьезных достижениях в американской текстильной промышленности говорят данные о количестве предприятий: в одном только северо-восточном районе США в 1832 году насчитывалось 625 предприятий фабричного типа, всего же в этот период по всей стране работало 795 хлопчатобумажных фабрик. А к 1860 году в США насчитывалась 1091 хлопчатобумажная фабрика с числом веретен свыше 5,2 млн штук. Но поскольку внедрение паровых машин происходило очень медленно, более 90% предприятий использовало водяные двигатели.

За 20 лет, предшествовавших Гражданской войне, производство хлопчатобумажных тканей в США увеличилось в полтора раза. В итоге к середине XIX века американская хлопчатобумажная промышленность занимала уже второе место в мире по объему производства (после Англии), и ей уже не страшна была английская конкуренция. Больших успехов достигло суконное производство, развивавшееся главным образом в штате Коннектикут. И недаром на Всемирной выставке в Лондоне (1851) первую премию получили именно американские шерстяные ткани.

Однако промышленный переворот в США проходил очень неравномерно. В то время как наиболее быстро прогрессировала легкая промышленность (текстильная, обувная, мукомольная и др.), тяжелая промышленность еще не обеспечивала внутренние потребности страны. Этот период получил название "ситцевой" индустриализации; для него была характерна устойчивая зависимость американской экономики от европейского, и прежде всего английского, капитала. Англия боялась усиления потенциального конкурента на мировом рынке, особенно в тех отраслях, где она имела монопольное положение: в металлургии, машиностроении, судостроении, сукноделии5.

На фоне бурно развивающейся текстильной промышленности американская металлургия выглядела весьма отсталой, что являлось следствием

349

знаменитого "Айрон-акта". Лишь в 1816 году около Питсбурга были построены небольшие сталеплавильные заводы, но при этом все они работали на древесном угле. Однако растущий спрос на металлургическую продукцию со стороны развивающейся индустрии, и прежде всего железнодорожного и морского транспорта, способствовал прогрессу в этой отрасли.

В 1837 году появилась первая домна с использованием каменного угля в качестве топлива, и до конца 1830-х годов в стране было построено 100 аналогичных доменных печей. Но все равно металла не хватало, его приходилось завозить, в основном из Европы. В 1850 году было импортировано 409 тыс. т металла, т.е. столько же, сколько его производилось в Соединенных Штатах. Стране требовалось огромное количество железнодорожных рельсов, 60% которых привозилось из Англии.

В 1847-1857 годах наблюдался заметный рост в металлургии, чему способствовало повсеместное вытеснение древесного угля каменным. В результате большинство доменных печей было переведено на каменный уголь и в течение 1830-1850-х годов производство чугуна выросло в три раза, а добыча угля - более чем в 20 раз.

Важную роль в промышленном перевороте в США сыграли железные дороги. Железнодорожное строительство велось на всех территориях, связывая их в единый хозяйственный комплекс: в 1828-1830 годах была построена первая железная дорога длиной в 21 км от Балтимора в сторону Огайо; с 1830 по 1850 год протяженность железнодорожных магистралей увеличилась с 40 до 14,5 тыс. км (более чем в 360 раз). Этот период в истории США часто называют "железнодорожной революцией".

В середине XIX века железнодорожное строительство являлось наиболее предпочтительной сферой вложения капиталов. В 1851-1857 годах в эту отрасль было инвестировано около 1 млрд долл., т.е. почти в три раза больше, чем за предыдущие 20 лет. Государство оказывало большую поддержку компаниям, строившим железные дороги. Они получали бесплатно землю, лес, строительные материалы, беспроцентные ссуды. Это не могло не вызывать повышенного интереса к данному виду деятельности со стороны плантаторов, которые стремились заполучить новые земли в тех краях, куда уже устремились железнодорожные компании. К 1860 году протяженность железных дорог США составляла 50% от всей мировой сети стальных магистралей.

В 1807 году на реке Гудзон появился первый в мире колесный пароход Р. Фултона. Были построены многочисленные каналы, особенно в районе Великих озер.

350

К числу особенностей промышленного переворота в США в середине XIX века можно отнести быстрое развитие собственного машиностроения. В это время появились крупные машиностроительные заводы в Нью-Йорке, в городах Пенсильвании, Огайо и других штатов Северо-Востока, и в частности паровозостроительные заводы в Питсбурге, Балтиморе, Филадельфии. Особенно высокими темпами развивалось производство сельскохозяйственной техники (сеялок, культиваторов, молотилок и др.), которая требовалась для фермерских хозяйств.

Промышленный переворот в США сопровождался постоянной нехваткой квалифицированной рабочей силы, что требовало разработки и быстрого внедрения в производство различных оригинальных станков, машин и механизмов. Так, в середине XIX века была изобретена швейная машина (1841), что положило начало целой отрасли по производству этих машин (фабрики фирм "Зингер", "Беккер"). Среди технических новинок того времени можно назвать жатку (1836), фосфорные спички (1836), электромагнитный телеграф С. Морзе (1837), вулканизацию каучука (1844), ротационную типографскую машину (1846), турбину (1849), револьверный станок (1854) и многое другое.

Важным источником финансирования промышленногo переворота стали доходы от внешней торговли, основанной на жестком протекционизме. В 1816 году был установлен новый тариф, в соответствии с которым таможенные сборы по отдельным видам товаров были повышены до 30%. Протекционизм в торговой политике оказал благотворное влияние на американскую экономику, а деловые люди страны стали более активно вкладывать свои капиталы в отечественную промышленность, и прежде всего в легкую.

В первой половине XIX века объем американской внешней торговли увеличился почти в четыре раза. Правда, в экспорте преобладало сырье и лишь 13% составляли готовые изделия - еще сказывалась большая зависимость американской экономики от английского импорта машин и потребительских товаров.

Следует отметить, что во внешнеэкономической политике южные и северные штаты отстаивали различные позиции: северным промышленникам нужна была государственная защита, а южным плантаторам - фритредерство, поскольку им требовались дешевые импортные промышленные товары. Продукцию же сельского хозяйства они сами могли поставлять на внешний рынок в большом количестве и по низким ценам.

351

Причины и последствия Гражданской войны. И все же, несмотря на весьма существенные достижения во многих отраслях промышленности, в середине XIX века американская экономика все еще во многом зависела от сельскохозяйственного сектора. Если сравнить, например, данные о соотношении между числом лиц, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, то они окажутся следующими: в Новой Англии - 1:8, в центральных штатах - 1:15, на Юге - 1:82.

Как уже отмечалось, после завоевания независимости в США началось быстрое освоение "свободных" территорий (к 1853 году в состав США входило уже 32 штата). Большая часть земель в новых штатах сразу же была объявлена государственной собственностью и включена в "общественный фонд". В начале XIX века заметно упростились условия покупки земельных угодий из этого фонда: государство разрешило продавать участки площадью 80 акров (причем цена за 1 акр снизилась с 2 долл. до 1,25 долл.), а в 1832 году - 40 акров. Но даже при таких условиях земля оставалась малодоступной для широких слоев населения, поэтому колонисты продолжали самовольно занимать новые участки.

Правительству пришлось пойти на уступки и официально разрешить самозахват земель и даже поощрять такие действия со стороны скваттеров. По закону о заимке от 4 сентября 1841 года захват участка и его обработка давали преимущественное право на его покупку. В 1854 году правительство санкционировало продажу за символическую плату по 12,5 цента за акр малопригодных пустующих земель из "общественного фонда", если они оставались непроданными в течение 30 лет. Такие шаги стимулировали развитие фермерских хозяйств. К началу 1860-х годов в США было уже около 3,65 млн мелких и очень мелких фермерских хозяйств, использовавших личный труд членов семьи фермера или привлекавших наемных работников. Это свидетельствовало о том, что развитие сельского хозяйства шло новым путем, который был совсем не похож на европейский.

К середине XIX века стала достаточно явно прослеживаться широкая сельскохозяйственная специализация регионов Севера и Юга, в основном сложившаяся еще во времена колониальной экономики. На Старом Северо-Западе практиковалось главным образом выращивание кукурузы в сочетании с экстенсивным животноводством. В 1820-х годах большое распространение здесь получили посевы пшеницы, которая даже вывозилась в Европу, в середине XIX века штаты Индиана, Иллинойс и Висконсин превратились в подлинную житницу страны. На Атлантическом побережье развивалось преимущественно

352

молочное животноводство, овощеводство и садоводство, поскольку эта продукция пользовалась большим спросом в промышленных центрах Северо-Востока.

В южных штатах США сохранялось плантационное хозяйство с повсеместным использованием рабского труда. Начиная с 1790-х годов вплоть до середины XIX века плантационная система переживала невиданный расцвет, связанный с бурным развитием производства хлопка. Он был обусловлен прежде всего внешним фактором. Исходя из того что к этому времени в Европе резко вырос спрос на хлопок, плантаторы стали расширять посевы хлопчатника, ориентируясь в основном на экспорт, и прежде всего на английский рынок. Именно этот продукт составлял главную статью американского экспорта: в 1860 году доходы от экспорта более чем на 57% обеспечивались за счет хлопка. Доля США в его мировом производстве выросла с 0,4% в 1791 году до 66% в 1860 году. На валютные доходы от вывоза хлопка страна могла закупать необходимую промышленную продукцию за рубежом.

Этот период в американской истории называли "хлопковой лихорадкой": за 1800-1860 годы производство хлопка выросло в 45 раз, в то время как посевы других сельскохозяйственных культур сокращались. Такая специализация привела к тому, что южные штаты не могли обеспечить себя хлебом и продукцией животноводства и даже сено приходилось привозить с Севера. С другой стороны, Юг обеспечивал сырьем хлопчатобумажные предприятия северных штатов, а значит, способствовал созданию там сотен тысяч рабочих мест.

"Хлопковая лихорадка" влекла за собой все более беспощадную эксплуатацию чернокожих рабов. Несмотря на формальное запрещение работорговли (1808), рабов продолжали привозить из Африки контрабандой. Наряду с этим появились питомники "живого товара", так как спрос на рабов не снижался и цена на них оставалась высокой (примерно 1000-1500 долл. за человека в 1850-х годах). Количество рабов в стране к 1860 году увеличилось почти до 4 млн (в 1790 году - 698 тыс.). Весьма распространенными были плантации площадью 700-800 акров, на которых работало до 20 рабов. Но в Луизиане существовали плантации площадью до 20 тыс. акров, где содержалось более 500 рабов.

Для дальнейшего увеличения производства хлопка требовались новые территории, но они оставались лишь на Западе, куда настойчиво стремились и плантаторы, и фермеры из центральных штатов. При этом приходилось сгонять индейцев с их земель и захватывать

353

"свободные" участки. Остро стоял вопрос о том, каким путем проводить освоение новых территорий - фермерским или плантационным. Между фермерами и плантаторами дело доходило до вооруженной борьбы.

Основным узлом противоречий при решении аграрного вопроса было рабство: в некоторых старых штатах оно было запрещено, а в новых штатах вопрос о рабстве оставался открытым. И хотя по закону 1787 года на территориях, расположенных к северо-западу от Огайо, устанавливался республиканский строй, на Юге рабовладельческая система оставалась незыблемой.

В 1820 году был принят так называемый Миссурийский компромисс, по которому распространение рабства ограничивалось линией, проходившей по 36°30' северной широты. Таким образом, в стране определялись два основных пути колонизации новых земель: северный (фермерский) и южный (плантационный). Но в 1850 году плантаторы-южане добились принятия закона, предусматривавшего обязательную поимку беглых рабов во всех штатах страны, и тем самым Миссурийский компромисс утратил свою силу.

Но это было не единственным противоречием между промышленным Севером и аграрным Югом. С одной стороны, крупному капиталу Севера требовалось все больше хлопка для развивающейся текстильной промышленности, поэтому нужно было расширять посевы хлопчатника. С другой стороны, предприниматели Севера были заинтересованы в расширении внутреннего рынка, а этому препятствовал низкий покупательский спрос, существовавший в условиях рабовладельческой системы. Реальная угроза остаться сырьевым придатком европейских стран (особенно Англии) подводила буржуазию Севера к мысли о необходимости отмены рабства.

На президентских выборах 6 ноября 1860 года победу одержал Авраам Линкольн, один из организаторов Республиканской партии6. Новый, шестнадцатый президент США, являвшийся активным

354

противником рабства, сразу стал предпринимать шаги, направленные на его полную отмену. В ответ на это крупные плантаторы-южане объявили о сецессии (отделении) южных штатов от США, и 4 февраля 1861 года 11 штатов провозгласили создание Конфедеративных Штатов Америки (Конфедерации), начав в апреле вооруженную борьбу против федеральной власти. Конечной целью их борьбы было уничтожение системы наемного труда на Севере и создание общенационального рабовладельческого государства. Президент А. Линкольн 15 апреля 1861 года объявил мятежной Конфедерации войну, чтобы восстановить целостность государства.

В течение 1861-1865 годов в стране шла Гражданская война, в которой 11 южным штатам, где проживало 9 млн человек (из них почти 4 млн рабов), противостояли 23 северных штата с населением в 22 млн человек. При этом в северных штатах находились основные промышленные предприятия, почти 80% всего банковского капитала США, была развита железнодорожная сеть. Таким образом, северные штаты были несравненно сильнее как в военном, так и в экономическом отношении. Помимо этого, правительство и президент США пользовались поддержкой широких народных масс, разделявших идеи борьбы против рабства.

В итоге 9 апреля 1865 года Конфедерация признала свое поражение, Гражданская война была окончена. Но 14 апреля наемником плантаторов было совершено покушение на президента А. Линкольна, в результате которого 15 апреля 1865 года он умер.

Гражданская война оказала огромное влияние на дальнейшее развитие США. Прежде всего победа Севера позволила отменить рабство и приступить к решению негритянской проблемы в масштабе страны. Следует отметить, что еще 22 сентября 1862 года правительство А. Линкольна выпустило прокламацию об отмене с 1 января 1863 года рабства на территории южных штатов, входивших в состав Конфедерации. С этого времени негры-рабы получали свободу безо всякого выкупа, правда без земли, а также без гражданских и политических прав. Кроме того, 18 декабря 1865 года вступила в силу XIII поправка к Конституции США, по которой рабство отменялось на территории всей страны. Это означало, что крупная этническая группа жителей США становилась свободной, а это позволяло бывшим рабам активно включаться в общественно-политическую и экономическую жизнь страны.

Другим последствием Гражданской войны можно считать окончательное решение аграрного вопроса в пользу фермерских хозяйств. Еще

355

в мае 1862 года был принят знаменитый закон о гомстедах ("Гомстед-акт"), по которому любой гражданин США, достигший 21 года, мог приобрести земельный участок размером до 160 акров, уплатив лишь за размежевание не более 10 долл. Через пять лет участок переходил в полную собственность купившего, если он его обрабатывал, и напротив, участок отбирали, если он не обрабатывался.

После Гражданской войны федеральному правительству пришлось провести упорядочение денежной системы, поскольку в этот период эмиссия бумажных денег слабо им контролировалась. Бумажные деньги в Соединенных Штатах имеют свою давнюю историю. Еще во времена колониального освоения североамериканских территорий правительства различных штатов выпускали свои бумажные деньги для обеспечения ими денежного обращения. Как отмечалось выше, в период американской революции Континентальный конгресс санкционировал денежную эмиссию, что позволяло покрывать расходы на военные действия за счет сеньоража.

И все же вплоть до 1860-х годов федеральное правительство США не выпускало собственных бумажных денег, а все находившиеся в обращении бумажные деньги были по существу банкнотами штатов. Они выпускались частными банками (которых насчитывалось около 1500) по соглашению с правительствами штатов. В результате в обращении находилось до 10 тыс. банкнот различных типов, что создавало большую путаницу в обращении и способствовало распространению фальшивых денег. И поскольку большая часть этих банкнот не имела реального обеспечения, торговцы зачастую просто отказывались их принимать, а если и принимали, то только с дисконтом. Тем не менее эти деньги обращались наряду с монетами и банкнотами США до конца XIX века. В 1862 году федеральное казначейство объявило о прекращении обмена бумажных денег на золото, что означало отказ от системы золотого стандарта, существовавшего до войны.

Первыми бумажными деньгами, выпущенными федеральным правительством, стали банкноты Соединенных Штатов, названные "гринбэками" ("зелеными спинками") за их цвет. В течение нескольких лет правительство отпечатало большое количество этих денег, что привело к негативным последствиям. Так, за 1861-1865 годы на Севере произошло удвоение денежной массы, в результате чего цены также выросли в два раза. На Юге конфедератам также пришлось прибегнуть к выпуску бумажных денег. С января 1861 по январь 1864 года количество денег, находившихся в обращении в южных

356

штатах, увеличилось почти в 12 раз, а цены выросли в 28 раз. В феврале 1864 года Конфедерация провела денежную реформу, обменяв старые бумажные деньги на меньшее количество новых, но инфляция продолжала бушевать. К концу Гражданской войны деньги южан полностью обесценились и исчезли из обращения. В 1864 году Конгресс США принял закон, запрещавший учреждать банки без разрешения федерального правительства. Этот закон предписывал выпускать банкноты, обеспеченные общегосударственными деньгами или ценными бумагами.

Когда закончилась Гражданская война, вопрос о том, нужно ли возвращаться к золотому стандарту, оказался в центре политических дебатов. Дело в том, что первоначально "гринбэки" не погашались золотом ни казначейством, ни банками. После войны в стране стали раздаваться требования сделать эти банкноты погашаемыми, т.е. сохранить систему бумажных денег. На волне этих требований в 1875 году возникла партия гринбэкеров, которая выступала в защиту бумажных денег. Эта партия даже получила в ходе выборов 14 мест в Конгрессе. Однако через некоторое время было решено восстановить золотой стандарт при довоенном уровне обменного курса доллара на золото. К 1879 году золотой стандарт был окончательно восстановлен.

Наиболее сложной для федерального правительства оставалась проблема переустройства южных штатов. Следовало определить пути и условия возвращения штатов, входивших в состав Конфедерации, в единое государство. Надо было заново устанавливать там систему федерального управления, создавать новые органы власти. Не менее трудной была проблема обеспечения землей освобожденных чернокожих рабов и безземельного белого населения Юга. Все эти задачи решались в период, получивший название Реконструкции Юга (1865-1877).

Первоначально программа Реконструкции встретила ожесточенное сопротивление со стороны приверженцев старых порядков. Плантаторы открыто саботировали мероприятия федеральной власти по переустройству Юга, лишали негров права свободно передвигаться по территории и получать земельные участки, преследовали прогрессивно настроенных представителей белого населения. В 1865 году в южных штатах была создана тайная террористическая организация "Ку-клукс-клан", с помощью которой плантаторы пытались установить жестокие антинегритянские порядки.

Данное положение во многом объяснялось реакционной позицией, которую занял президент Эндрю Джонсон по отношению к планам

357

Реконструкции Юга7. Он открыто выражал несогласие с курсом, принятым прежним президентом А. Линкольном. Однако в марте 1867 года Конгресс США принял первый закон о Реконструкции, на основе которого в 1867-1868 годах в южных штатах прошли выборы властей всех уровней. И лишь после этого началась настоящая Реконструкция Юга. До марта 1870 года все южные штаты вновь были приняты в состав единого государства и получили представительство в Конгрессе США. Тем самым было восстановлено единство страны.

В этот период федеральное правительство вновь столкнулось с трудностями в решении аграрного вопроса. Социальная структура южных штатов была очень пестрой, и следовало учитывать интересы всех слоев населения, от 40% до 60% которого составляли бывшие негры-рабы. Среди нерабовладельческого населения наибольшие группы составляли фермеры, а также белые наемные работники (надсмотрщики и охранники у плантаторов), имевшие небольшие земельные участки. Многочисленные жители Аппалачских гор (мелкие фермеры, охотники) в основном вели натуральное хозяйство. Особую группу составляли рабовладельцы (примерно 300 тыс. человек). Среди них выделялось около 20 тыс. крупнейших плантаторов (менее 7%), которым принадлежало 75% всех рабов и которые до Гражданской войны контролировали всю экономическую и политическую власть в регионе.

Одним из способов решения аграрного вопроса стало ограничение земельной собственности плантаторов. Ее обложили повышенными налогами, сумма которых в течение 1860-1870-х годов увеличилась в четыре раза. Если плантаторы не могли платить такие деньги, их поместья конфисковывались и распродавались на льготных условиях небольшими участками среди негров и безземельных белых. Так, например, в 1872 году в Южной Каролине было конфисковано и распродано более 268 тыс. акров земли. Большие земельные участки передавались различным компаниям для строительства железных дорог и добычи полезных ископаемых.

Площадь обрабатываемых земельных угодий увеличилась c 113 млн акров (1850) до 284 млн (1880). В период с 1860 по 1880 год в руки новых владельцев перешло 65 млн акров свободных территорий. В 1880 году в США насчитывалось более 4 млн земельных собственников. Все это способствовало активному освоению новых угодий, росту объемов сельскохозяйственного производства, расширению внутреннего рынка. Плантаторы-рабовладельцы

358

навсегда утратили свое социально-экономическое положение, сельское хозяйство в США окончательно перешло на фермерский путь развития.

Развитию рыночных отношений в стране способствовала окончательная отмена рабства в южных штатах. Под давлением федерального правительства была ликвидирована система землепользования, основанная на принудительном труде. И хотя бывшие рабы имели право приобретать землю, в большинстве своем они были вынуждены уйти в города, чтобы стать промышленными рабочими. Многие из них с трудом приспосабливались к городским условиям, так как испокон веков выполняли сельскохозяйственные работы и не могли сразу привыкнуть к совершенно новой жизни. И еще долгие годы спустя негры оставались самой низкооплачиваемой и униженной частью американского общества.

Развитие экономики США на рубеже XIX-XX веков. В итоге бурного индустриального подъема в 1860-1870-х годах США превратились в промышленно развитую страну, поскольку стоимость продукции промышленности в ВВП (1880) в 2,5 раза превышала стоимость сельскохозяйственной продукции. В 1870-х годах промышленность США вышла на второе место в мире по объемам производства, приблизившись вплотную к английской, что позволило уменьшить зависимость от последней. Быстрыми темпами возрастал удельный вес США в мировом промышленном производстве. В 1860 году США производили 17% мировой промышленной продукции, в 1870-м - 23%, а в 1880-м - 28%.

Стремительный рывок американской экономики, догнавшей и перегнавшей многие передовые страны по уровню развития, можно объяснить некоторыми объективными факторами. Среди важнейших из них следует назвать победу прогрессивных сил в Гражданской войне, отмену рабства и проведение Реконструкции Юга, что позволило снять все барьеры на пути развития рыночных отношений.

Можно также отметить наличие богатых залежей полезных ископаемых (угля, железных и медных руд). В середине XIX века в штате Пенсильвания были обнаружены месторождения нефти, и очень скоро началась ее добыча и переработка. Если в 1860 году добывалось 21 млн галл, нефти, то в 1870 году - уже 221 млн галл. На первых порах нефтепродукты (керосин) использовались в основном для освещения улиц и других бытовых нужд. Но уже в конце 1880-х годов началось производство автомобилей с двигателями

359

внутреннего сгорания, что привело к увеличению спроса на нефтепродукты.

Не менее важным был и демографический фактор. Относительно слабая заселенность новых территорий порождала острую нехватку рабочих рук, что стимулировало внедрение в производство машин и механизмов, экономящих живой труд. Но дефицит рабочей силы вызывал и постоянный приток иммигрантов из западноевропейских стран, которых привлекали более высокие заработки, огромные земельные угодья, возможность начать свое дело. Переселенцы из Европы, как правило, были энергичными, настойчивыми людьми, которые не боялись трудностей на новой земле.

Темпы роста населения в США были гораздо выше, чем в остальных развитых странах. Так, в течение XIX века население Европы увеличилось в два с небольшим раза, а США - в 14 раз (с 5,3 млн человек в 1800 году до 76,1 млн в 1900 году). За последнюю треть XIX века число жителей Соединенных Штатов выросло почти вдвое, а к началу Первой мировой войны - еще на треть и в итоге составило 96,5 млн человек.

Но постепенное насыщение рынка труда заставило американское правительство ужесточить иммиграционную политику. По законам 1875 и 1882 годов был запрещен въезд в страну тем, кто, по мнению властей, не мог себя прокормить, а также преступникам и душевнобольным. Особенно жесткие ограничения были приняты по отношению к выходцам из Китая, чтобы снизить темпы прироста китайской диаспоры.

В начале XX века развернулась вторая волна иммиграции из стран Южной и Восточной Европы (Италии, Австро-Венгрии, России), откуда ехали неквалифицированные рабочие, готовые за низкую плату выполнять любую работу. До начала Первой мировой войны поток этих иммигрантов составил более 14,5 млн человек, что существенно повлияло на общее снижение уровня заработной платы в стране.

Одновременно шел процесс урбанизации населения. В 1900 году в стране имелось 38 городов с населением свыше 100 тыс. человек (в 1850 году - шесть городов). Самыми крупными из них были Нью-Йорк (3,4 млн), Чикаго (1,7 млн), Филадельфия (1,3 млн), Сент-Лум (575 тыс.), Бостон (561 тыс.). В течение 1860-1890-х годов в город переселилось 20 млн человек. Тем не менее городское население превысило сельское только в 1920 году (в Англии - в 1871-м, в Германии - в 1895 году).

Развитие промышленности требовало огромных капиталовложений, но собственных капиталов у американской буржуазии было явно

360

недостаточно, поэтому правительство США стало стимулировать приток иностранных капиталов, прежде всего из Англии. Так, если в 1880-х годах объем иностранных инвестиций составлял 2 млрд долл., то в 1890-х - уже 3 млрд долл. Создание особо привлекательных условий для иностранных инвесторов притягивало капиталы из Западной Европы, что в итоге способствовало экономическому росту США. Высокие темпы экономического роста обеспечивались также и за счет отсутствия больших военных расходов, поскольку более слабые соседи не рисковали нападать на Соединенные Штаты.

Развитие экономики США в последней трети XIX - начале XX века характеризовалось как увеличением объемов производства, так и изменением структуры хозяйства страны. Освоение земель на Западе сделало актуальной проблему развития транспорта. Фермерские хозяйства с самого начала работали на рынок, и им нужны были современные пути сообщения, чтобы отправлять свою продукцию потребителям. Наиболее эффективным видом транспорта во второй половине XIX века стали железные дороги, связавшие все регионы страны в единый хозяйственный организм, упрочившие межрайонную и межотраслевую специализацию.

Можно сказать, что если до Гражданской войны переселенцы на западные земли ожидали прокладки железных дорог, то в период Реконструкции железные дороги "ждали" людей для переселения на Запад. Протяженность железных дорог увеличилась с 49,3 тыс. км (1860) до 150,1 тыс. км (1880), а в 1913 году она составила 411 тыс. км, или почти половину всех железных дорог в мире. В 1869 году в США вступила в строй первая трансконтинентальная железная дорога, связавшая восточное побережье с западным.

Строительством железных дорог занимались крупные частные компании, имевшие многостороннюю государственную поддержку. Большинству из них выделялись правительственные субсидии из расчета от 16 тыс. до 48 тыс. долл. на каждую милю будущего пути (в зависимости от характера местности). К примеру, в 1870 году две железнодорожные компании получили от федерального правительства 60 млн долл. в качестве субсидий. Интересен тот факт, что направление трассы, как правило, выбирали сами компании, в связи с чем они старались максимально ее удлинить. В результате железные дороги оказались очень извилистыми, и позже их пришлось во многих местах спрямлять.

Государство предоставляло строительным компаниям в собственность землю на 10 миль в каждую сторону от железнодорожной трассы.

361

Таким образом, в частной собственности владельцев железных дорог только в течение 1870-х годов оказалось 242 тыс. кв. миль земли, в то время как все переселенцы по действующему закону о гомстедах получили за эти же годы земель в несколько раз меньше. Причем в собственность железнодорожных компаний, как правило, попадали наиболее плодородные земельные угодья, ценность которых все более возрастала по мере строительства железных дорог и хозяйственного освоения новых территорий.

Поскольку железнодорожный бизнес считался очень прибыльным, хотя и был сопряжен с большим риском, в эту отрасль усилился приток капиталов. История железнодорожного строительства в США была тесно связана с массовым учредительством акционерных компаний, бравших подряды на создание трансконтинентальных дорог. Период "учредительской горячки" в США (как и в странах Западной Европы, России, Японии) был связан с крупными финансовыми скандалами, поскольку многие акционерные компании, выпустив акции и продав их на рынке, безвозвратно исчезали. Вокруг строительных компаний действовали всевозможные аферисты, которые вымогали крупные земельные участки у городов и населенных пунктов, угрожая в противном случае пустить железную дорогу мимо них. Железнодорожное строительство способствовало формированию огромных состояний, которые послужили впоследствии основой возникновения мощных финансовых и промышленных групп.

К концу XIX века страну от Атлантического до Тихого океана пересекли четыре трансконтинентальные линии, построенные в 1869, 1881, 1882 и 1893 годах. Вовлечение территорий Дальнего Запада в хозяйственные связи способствовало окончательному формированию единого внутреннего рынка Соединенных Штатов. Железные дороги в значительной степени повлияли на развитие специализации в промышленности и сельском хозяйстве, повышение степени подвижности рабочей силы и капиталов, снижение издержек производства, усиление процесса урбанизации населения.

Развитие больших городов привело к ускоренному росту городского транспорта. В 1870-х годах в Нью-Йорке была построена надземная железная дорога, в 1880-1890-х годах в Чикаго и Бостоне появился трамвай. Первая в стране линия подземной железной дороги - метрополитена была построена в 1898 году в Бостоне, а в 1904 году - и в Нью-Йорке. Строительство и эксплуатация городских железных дорог были очень выгодным бизнесом, поэтому между железнодорожными компаниями шла ожесточенная борьба за

362

приобретение земельных участков, получение различных привилегий от штатов и муниципалитетов.

Железнодорожное строительство заметно стимулировало рост производства в металлургии, угледобыче, машиностроении. Это особенно проявилось в тот период, когда чугунные рельсы стали заменять на стальные. Спрос на рельсы был так велик, что, несмотря на огромный объем продукции отечественной металлургии и высокие таможенные пошлины, стальные рельсы импортировались из Англии. К 1890-м годам почти 80% всех путей были оснащены стальными рельсами, что позволило увеличить скорость движения поездов с 25 до 65 миль/ч.

Наиболее динамичным периодом развития Соединенных Штатов были годы на рубеже XIX-XX веков. В 1870-1913 годах в экономике США происходили глубокие структурные изменения, связанные с переходом на качественно новую техническую базу. Ежегодный прирост ВВП составлял в среднем 4,3% (в Германии - 3%, Англии - 2,4%, Франции - 1,1%). Национальное богатство за эти годы выросло почти в семь раз, а промышленное производство - почти в девять раз. К 1913 году удельный вес промышленности и строительства в ВВП составлял почти 70%. В 1913 году на долю США приходилось 47% мирового производства стали, 45% - добычи каменного угля, 82% - нефти. Доля американского промышленного производства в общем объеме мировой промышленной продукции возросла до 38%.

В этот период особенно активно возникали новые отрасли: нефтедобыча и нефтепереработка, алюминиевая, резинотехническая, электротехническая и др. Добыча нефти увеличилась с 221 млн галл. (1870) до 2,7 млрд галл. (1900). В жизнь США все активнее входило электричество, причем не только в промышленное производство, но и в быт. Во многих городах страны появились телефонные и телеграфные линии, улицы городов стали освещаться электрическими фонарями. Число телефонов увеличилось с 13 тыс. (1900) до 10 млн номеров перед Первой мировой войной.

Такие нововведения были связаны прежде всего с ростом производства электроэнергии. В 1882 году была введена в строй первая промышленная электростанция, в 1898 году - первая ГЭС на реке Ниагара. Перед Первой мировой войной совокупная мощность американских электростанций составляла более 5 млн кВт, в то время как суммарная мощность английских, германских и французских электростанций - примерно 3 млн кВт. Энерговооруженность каждого рабочего в США в эти годы была в 4,5 раза выше, чем в Англии.

363

Период подъема переживали и старые отрасли (металлургия, металлообработка, угледобыча), поскольку их рост был тесно связан с невиданными масштабами железнодорожного строительства. Производство чугуна выросло с 2 млн т (1870) до 14 млн т (1900), стали - с 1,2 млн т (1880) до 10,2 млн т (1900). В районе Великих озер были открыты богатые месторождения железной руды, которые очень быстро оказались вовлеченными в хозяйственный оборот. В эти же годы очень высокими темпами росла добыча угля: с 33 млн т (1870) до 270 млн т (1900).

Промышленный подъем на рубеже веков в отличие от начального этапа промышленного переворота базировался в основном на отечественных достижениях науки и техники. Огромную роль в разработке технических изобретений сыграла первая в США промышленная лаборатория Томаса Эдисона, основанная в 1876 году. Эта лаборатория не только ежегодно выпускала технические новинки (электрическая лампа накаливания, фонограф, усовершенствованные модели телефона, телеграфа и др.), но и патентовала их и добивалась внедрения в производство.

Подлинный расцвет переживало отечественное машиностроение. В 1870- 1880-х годах в стране стали возникать огромные машиностроительные заводы, оснащенные новейшей техникой. Эти заводы были оборудованы станками, не имевшими аналогов в европейских странах, что наглядно показала Всемирная выставка в Вене (1873), где США демонстрировали уникальные образцы различных машин и механизмов.

В течение 1890-х годов стоимость продукции станкостроения выросла с 9,4 млрд до 13 млрд долл. В эти годы в Америке стали выпускать экскаваторы, автопогрузчики руды, локомотивы, сельскохозяйственную технику. Разделение труда и его специализация потребовали упорядочения технологий и проведения стандартизации производственных процессов. Только за 1860- 1890-е годы в США было зарегистрировано и выдано более 440 тыс. патентов на самые разнообразные изобретения и технические новинки.

Подлинный переворот в американской промышленности произошел в начале XX века с приходом эпохи автомобилестроения. Именно в этот период автомобильная промышленность превратилась в одну из самых перспективных в стране. В 1903 году в Детройте на автозаводе Генри Форда (1863-1947) начался серийный выпуск легковых автомобилей, работавших на бензине. В первый год своей работы компания Форда выпустила 195 автомобилей, а к 1913 году на его заводах

364

изготавливалось более 250 тыс. машин в год, что составляло почти половину общего объема производства автомобилей в стране.

В автомобильной промышленности впервые получали широкое распространение методы научной организации труда, автором которых был инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915), в частности подетальная специализация и конвейерная сборка узлов в готовое изделие. Например, сборка электрогенератора для автомобильного мотора на конвейере завода Форда (1913) занимала всего пять минут вместо двадцати, затрачиваемых ранее. Такая рационализация содействовала интенсификации производства, повышению рентабельности и конкурентоспособности предприятий. Стоимость автомобилей на заводах Форда снизилась с 950 до 290 долл., что сделало их доступными для широких слоев населения.

Повышению производительности труда способствовало и то, что на заводах Г. Форда была установлена заработная плата 5 долл. за день работы, в то время как средняя заработная плата по стране составляла 2-3 долл. в день. На предприятиях фирмы "Форд мотор компани" выстраивались очереди желающих получить работу, что позволяло руководителям предъявлять более жесткие требования к дисциплине рабочих. К 1916 году в основном сформировалась автомобильная компания "Дженерал моторз корпорейшн". Первоначально фирма была создана У. Дюрантом (1908), но вскоре перешла в руки Дюпонов и Морганов. Постепенно к ней были присоединены фирмы "Бьюик" и "Кадиллак", основанные в 1902 году, а позже - "Понтиак" и "Шевроле моторз". Эти слияния позволили фирме "Дженерал моторз" стать основным конкурентом автомобильной компании Форда.

Во второй половине XIX века старые индустриальные районы (штаты Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания) постепенно начали утрачивать свое ведущее положение в экономике. Центр промышленности стал смещаться на Ближний Запад (штаты Огайо, Иллинойс), где успешно разрабатывались новые источники сырья и быстро росли такие города, как Детройт, Чикаго, Кливленд. Мощные текстильные предприятия создавались в южных штатах на базе местного хлопчатобумажного сырья. Их продукция была очень дешевой, так как наличие большой резервной армии труда позволяло платить более низкую заработную плату рабочим. Это привело к тому, что с начала 1880-х годов дешевые ткани с Юга стали вытеснять с американских рынков текстильные товары предприятий Новой Англии.

Коренные преобразования произошли и в традиционных отраслях промышленности. Впервые в мире швейная, пищевая, обувная и другие

365

отрасли стали переходить на массовое производство унифицированной продукции, пищевых полуфабрикатов и т.п.

Развитие промышленного производства на рубеже веков сопровождалось монополизацией экономики. Первые американские монополии появились в 1870-1880-х годах среди железнодорожных компаний, поскольку именно в этой отрасли сконцентрировался огромный по тем временам акционерный капитал, послуживший ядром будущих промышленно-финансовых групп. К тому же железнодорожные гиганты изначально занимали привилегированное положение, что давало им возможность получать монопольную прибыль.

В 1880-1890-х годах, когда сеть железных дорог оплела всю территорию США, между железнодорожными компаниями началась жесткая конкурентная борьба, пока не ограниченная никакими правовыми рамками. Они переманивали друг у друга крупных грузоотправителей, снижая для них тарифы на перевозку продукции, а свои убытки покрывали за счет фермеров, у которых не было возможности выбирать перевозчиков. Зачастую ставки на перевозку фермерской продукции были в два-три раза выше, чем на перевозку продукции крупных промышленных грузоотправителей. Нередко в ходе конкурентной борьбы применялись и вовсе криминальные приемы: диверсии, вооруженные нападения на составы и пр. К началу XX века в США образовалось шесть крупнейших железнодорожных компаний, находящихся под контролем пяти семейных кланов (Моргана, Гарримана, Вандербильда, Гульда, Хилла) и Пенсильванской группы. В их руках было сосредоточено более 73% всех железных дорог США.

Для всемерного и быстрого обогащения железнодорожные акционерные компании применяли различные методы, в том числе и так называемое разводнение капитала. Это означало, что руководство выпускало такое количество акций, которое не было обеспечено уставным капиталом, оставляя большую часть акций в своих руках, а меньшую - пуская в обращение. Это позволяло верхушке компаний не только наживаться, но и держать их деятельность под контролем. Подобными методами, к примеру, воспользовалась компания "Нью-Йорк сентрал" во главе с Уильямом Вандербильдом.

Процесс монополизации шел и в промышленности. Одной из первых крупнейших монополий стала "Стандарт ойл компани (Нью-Джерси)", созданная Джоном Дейвидсоном Рокфеллером-старшим в 1882 году. Эта компания была типичной одноотраслевой монополией, действовавшей только в нефтепереработке. Могущество Рокфеллеров базировалось на соглашениях о скидках при перевозках нефти,

366

заключенных с железнодорожными корпорациями. Путем снижения цен на внутреннем рынке, а также при помощи подкупа и шантажа эта компания очень быстро практически подавила всех своих конкурентов и сконцентрировала в своих руках 90-95% производства очищенной нефти в стране, а к 1900 году - 84% внутренней торговли нефтью и 90% ее экспорта, став первым трестом в истории США. К середине 1890-х годов доходы этого треста увеличились с 8 млн до 57,5 млн долл.

В 1880- 1890-х годах процесс монополизации охватил текстильную, электротехническую, свинцовую, резинотехническую, сахарную, спиртовую, табачную и другие отрасли промышленности. Монополии также поставили под свой контроль транспорт и связь. И хотя они не охватывали такого объема производства и сбыта, как группа Рокфеллера, для установления монопольных цен было достаточно контролировать всего лишь 20-25% сбыта данной продукции.

В 1901 году путем объединения четырех крупных сталелитейных компаний был создан гигантский трест "Юнайтед Стейтс стил" ("Стальной трест") под руководством Джона Пирпонта Моргана-младшего. Новая суперпомонополия сосредоточила в своих руках до 43% производства чугуна и более 65% производства стали в стране, ее капиталы оценивались в 1,4 млрд долл., а чистая прибыль составляла 100 млн долл. в год.

Среди крупнейших американских монополий в электротехнической промышленности выделялась "Дженерал электрик компани" (1892), которая образовалась путем слияния "Эдисон дженерал электрик" с "Томпсон-Хаусон компани". В начале XX века эта монополия попала в сферу влияния банкирской группы Моргана, что позволило ей занять ведущие позиции в экономике страны. Особенностью данной компании в отличие от "Стального треста" было то, что она занималась не только производством электроэнергии, но и выпуском различного электротехнического оборудования, а также являлась монопольным владельцем многих патентов в данной отрасли. В 1903 году ее чистый годовой доход составил 82 млн долл.

Всего же в начале XX века в американской экономике действовало более 800 трестов, которые охватывали более 5 тыс. предприятий с капиталом более 7 млрд долл. В начале XX века особенно заметным стал процесс вытеснения мелких предприятий крупными магнатами бизнеса. В 1914 году в крупных корпорациях работало 80% занятых в промышленности, на них выпускалось более 83% всей промышленной продукции.

367

В то время как в Западной Европе и России наибольшее распространение получили картели и синдикаты, объединявшие десятки относительно небольших предприятий, в США с самого начала основной формой монополий являлись тресты. Мощный американский монопольный капитал не шел путем сложной длительной эволюции, присущей европейским странам, а сразу перешагнул через промежуточные ступени.

Тресты представляли собой юридически самостоятельные компании или группы акционерных обществ, возглавляемые холдинг-компаниями. В рамках треста можно было наиболее эффективно концентрировать капиталы, проводить единую техническую и экономическую политику, осуществлять перспективную инвестиционную деятельность. Огромная по сравнению с Западной Европой концентрация производства и капитала привела к тому, что всего несколько крупных компаний заняли господствующее положение в американской экономике.

Монопольное, ничем не ограниченное положение на рынке промышленные гиганты использовали весьма своеобразно - установление монопольных цен, раздел рынков сбыта граничили с экономическим диктатом. Иногда цены на товары в местах их изготовления были в несколько раз выше, чем на аналогичную продукцию, продаваемую за рубежом. Это позволяло монополиям умело распределять доходы населения в свою пользу.

Монополизация, охватившая американскую промышленность, дополнялась интенсивной концентрацией банковской системы. Этот процесс шел двумя путями. С одной стороны, крупнейшие промышленные магнаты стали использовать свои доходы в качестве ссудного капитала. Например, трест "Стандарт ойл" Дж. Рокфеллера создал свой банк - "Нэшнл сити бэнк", который сразу же стал одним из самых крупных в стране. Позже именно на основе этого банка была сформирована мощная промышленно-финансовая группа Рокфеллера. С другой стороны, представители крупного финансового капитала, прежде всего Дж. Морган, начали приобретать контроль над деятельностью целых отраслей. В группу Моргана входили два банка: "Ферст нэшнл бэнк" и "Нэшнл бэнк оф коммерс".

На рубеже веков эти две основные промышленно-финансовые группы установили контроль над различными промышленными, железнодорожными и банковскими компаниями: перед Первой мировой войной в их руках было сосредоточено 56% всего акционерного капитала страны (22 млрд долл.), их представители занимали руководящие посты в 112 банковских, промышленных, страховых и других

368

объединениях и акционерных обществах. Так, группа Моргана финансировала и контролировала электротехническую монополию "Дженерал электрик", "Интернэшнл харвестер" (сельскохозяйственное машиностроение), Международную телефонную и телеграфную компанию и др. Под контролем группы Рокфеллера находились предприятия горнодобывающей, электротехнической, газовой и других отраслей.

Влияние этих и других промышленно-финансовых групп (Вандербильда, Гарримана, Доджа) на американскую экономику было огромным. От них зависело благополучие миллионов людей, так как именно эти монополии давали им работу или выплачивали дивиденды по акциям.

Но исторически сложилось так, что американская экономика в целом развивалась в условиях конкуренции, а предпринимательские монополии всегда вызывали в обществе подозрение и недоверие. Особенно остро это проявилось в период расцвета трестов, использовавших для захвата власти на рынке сомнительные методы, что постоянно приводило к потерям у тех, кто имел с ними дело. От бесконтрольного поведения трестов особенно сильно страдали фермеры, мелкие и средние предприниматели, поэтому они стали выступать против власти монополий. С ними объединялись и профсоюзы, которые также выражали свое негативное отношение к этим процессам.

На волне растущего недовольства сформировались различные формы общественного контроля за развитием наиболее монополизированных (прежде всего добывающих) отраслей. В конце XIX века принципы этого общественного контроля были оформлены в виде антимонопольного, или антитрестовского, законодательства, предназначенного для сдерживания или предотвращения процесса монополизации. В 1887 году был принят закон о создании торговой комиссии для надзора за действиями железнодорожных компаний, а в 1890 году - закон Шермана, по которому запрещались тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, а также сговор о ценах8.

По закону Шермана запрещалось всякое объединение или соглашение, направленное на ограничение торговли или стесняющее свободу конкуренции. Лица, виновные в нарушении данного закона,

369

подвергались штрафу в размере до 5 тыс. долл. или тюремному заключению сроком до одного года. Лица, потерпевшие убытки от незаконного объединения или соглашения, могли требовать возмещения потерь в тройном размере. На основании антитрестовского законодательства руководителю гигантского треста "Стандарт ойл" Дж. Рокфеллеру-младшему пришлось в 1911 году разделить свою монополию на 33 компании, которые, однако, оставались под контролем семейства Рокфеллеров.

Но следует отметить, что применение на практике антимонопольных законов было весьма затруднено, так как затрагивало интересы мощных и влиятельных экономических и политических группировок. Так, в течение 1882-1896 годов из пяти судебных дел, начатых против монополий (в том числе и на основании закона Шермана), четыре окончились оправдательными приговорами. В качестве оправдания обычно приводился довод о том, что монопольное производство какой-либо продукции еще не означает, что применяются монополистические ограничения на рынке ее сбыта.

Экономический подъем в последней трети XIX века привел к стремительному социальному расслоению населения США. Среди богатых появились миллионеры, 1% населения владел половиной всего национального богатства страны. Примечательно, что если в конце XIX века 40% самых богатых людей Америки происходили из низших слоев общества, то перед Первой мировой войной уже начали складываться династии миллионеров, которые полностью обособились от остального народа.

В обществе нарастало негативное отношение к крупным корпорациям и к их богатым владельцам. Во время предвыборных мероприятий кандидаты как от демократов, так и от республиканцев критиковали безудержное стремление к богатству, культ "золотого тельца".

В этот период заметную роль стало играть рабочее движение, которое в XIX веке развивалось в рамках тред-юнионизма. Известно, что профсоюзы в Америке возникли еще в конце XVIII века, но процесс объединения рабочих проходил медленно и носил спорадический характер. Это можно объяснить, во-первых, враждебным отношением американских судов к рабочим союзам и, во-вторых, ярко выраженным нежеланием предпринимателей признавать профсоюзы в качестве равноправного партнера.

Вплоть до 1930-х годов конфликты между профсоюзами и администрацией предприятий разрешались в судах. Но судьи чаще всего принимали сторону собственников, так как были обязаны защищать

370

установленные законом права собственности. Суды нередко объявляли образование профсоюзов преступным сговором с целью ограничения конкуренции на рынке труда (по аналогии с монополией), что было запрещено по антитрестовскому законодательству. Все требования профсоюзов о повышении заработной платы, а также забастовки, пикеты и пр., как правило, объявлялись незаконными. Членов профсоюза заносили в "черные списки", и после увольнения их не нанимали на других предприятиях. Администрация зачастую использовала "желтые обязательства", когда при найме на работу рабочие обязывались не вступать в профсоюз. И все же, несмотря на эти и другие формы противодействия, в 1881 году в США была образована Американская федерация труда (АФТ), которая стояла во главе рабочего движения в течение последующих 50 лет.

В первые годы XX века в США начались реформы, получившие название "прогрессивной эры". На выборах в 1900 году двадцать шестым президентом страны стал республиканец Теодор Рузвельт, впервые сделавший попытку хотя бы частично ограничить власть крупных корпораций, не покушаясь при этом на само их существование. Было создано Министерство торговли и труда, в которое входило специальное Бюро по делам корпораций, занимавшееся сбором информации о расследовании их деятельности. В стране был введен государственный контроль за качеством товаров, за изготовлением пищевых продуктов и медикаментов. Для всех участников рынка устанавливались единые тарифы на железнодорожные перевозки грузов.

Особое место среди реформ, проводимых администрацией Т. Рузвельта в 1906-1908 годах, занимали мероприятия по охране (консервации) природных ресурсов страны, особенно пострадавших в ходе промышленного переворота в результате их хищнической эксплуатации. Большая часть земельных угодий из так называемого общественного фонда, раньше подлежавшая продаже в частные руки, была изъята в государственный земельный фонд, площадь которого увеличилась с 45 млн до 150 млн акров. Запрещалась продажа земель, где находились разведанные месторождения железной руды, угля, нефти или располагались богатые лесные массивы. Отныне главные реки и озера страны охранялись государством, а прибрежные земли исключались из распродажи. Все это делалось с целью лишить скупщиков возможности наживаться на бесконтрольной перепродаже земельных участков.

Одним из мероприятий, проводимых администрацией Т. Рузвельта, было реформирование банковской системы, поскольку децентрализация

371

данной сферы стала оказывать все более негативное влияние на американскую экономику. Особенно ярко это проявилось во время небывалой паники 1907 года, когда в стране разразился банковский кризис. Он охватил большое количество крупнейших банков страны, которые оказались на грани банкротства из-за того, что вкладчики бросились изымать свои денежные вклады и обращать их в наличные деньги. Многие, банки были вынуждены прибегнуть к ограничениям при выдаче вкладов. В течение нескольких месяцев наличные деньги продавались выше их номинала, поскольку в стране ощущалась острая нехватка денежной массы. В результате Конгресс США принял в 1908 году закон Олдрича-Риланда об учреждении Национальной комиссии по денежному обращению, которая должна была разработать проект организации центрального эмиссионного банка страны. Итогом работы комиссии стал закон о Федеральной резервной системе (ФРС), принятый в 1913 году.

По данному закону были созданы 12 федеральных резервных банков, чьи капиталы формировались из взносов национальных и промышленных банков, а также банков штатов соответствующего региона. Всю систему возглавляло Федеральное резервное управление, находившееся в Вашингтоне. В это управление входил министр финансов, контролер денежного обращения и пять членов, утверждаемых в Сенате по предложению президента. Управление имело право выпускать банкноты, имевшие значение денежных знаков, облигации государственных займов и др.

Следует отметить, что ФРС действует в таком виде и поныне, подтверждая тем самым разумность и эффективность избранного направления развития. Все эти и другие мероприятия, проведенные в начале XX века, заметно укрепили экономику страны, позволили сгладить многие острые социальные "углы".

Пытаясь защитить общедемократические ценности американского общества, Т. Рузвельт хотел провести ряд реформ под лозунгом "Повышать жизненный уровень бедных без ущерба для богатых". Однако даже такие робкие шаги не нашли поддержки со стороны руководителей промышленно-финансовых групп. В 1908 году на смену Т. Рузвельту пришел Уильям Тафт (также республиканец), который практически свел на нет результаты реформ своего предшественника. В это же время страна ощутила сбой в работе отлаженного механизма двухпартийной системы, так как в него стала активно вмешиваться партия прогрессистов, выдвигавшая более радикальные антимонопольные лозунги.

372

На волне этой внутриполитической борьбы на выборах 1912 года победил демократ Вудро Вильсон, заимствовавший часть программы у прогрессистов. Экономическая политика этого периода носила название "новой демократии", а ее стержнем стала идея о регулирования конкуренции с целью ограничения роста крупных корпораций и поддержки малого и среднего бизнеса.

В качестве весьма радикального шага администраций В. Вильсона можно рассматривать введение прогрессивного налога на доходы частных лиц и корпораций. Ранее принятые законы были дополнены законом Клейтона (1914), по которому профсоюзы и союзы фермеров больше не подпадали под действие антитрестовского законодательства. Был также принят закон о создании Федеральной промышленной комиссии в целях сбора информации и привлечения к суду лиц и корпораций, применявших нечестные методы деятельности.

Большие изменения на рубеже веков под благотворным влиянием отмены рабства и реализации "Гомстед-акта" происходили и в сельском хозяйстве. За 1870-1890-е годы в хозяйственный оборот были вовлечены новые земли, общая площадь которых превосходила территории Германии, Франции и Англии, вместе взятых. Число фермерских хозяйств увеличилось с 2 млн до 5,7 млн. Население штатов, расположенных к западу от Миссисипи, возросло с 7 млн (1870) до 17 млн человек (1890).

Развитие аграрного сектора было обусловлено устойчивым спросом на продовольствие и сельскохозяйственное сырье со стороны растущего городского населения и перерабатывающей промышленности. Этому способствовало также строительство железных дорог, благодаря чему американская продукция поставлялась на внутренний и внешний рынки. Увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию заставляло фермеров осваивать все новые земли на Западе, внедрять технические новинки для обработки полей, применять удобрения и т.д. Впервые в мире в США стала создаваться система зернохранилищ-элеваторов, куда фермеры могли сдавать свой урожай и хранить его там в ожидании благоприятной конъюнктуры.

Фермерские хозяйства приобретали все больше различных высокопроизводительных орудий и машин. В этот период массовое применение получили сеялки, культиваторы, жатки, молотилки. Так, в начале XX века только на машиностроительных заводах Чикаго было выпущено 5 млн жаток, которые использовались не только в стране, но и далеко за ее пределами. В конце XIX века на полях появились первые паровые тракторы, а с 1907 года - с двигателями внутреннего

373

сгорания. В эти же годы в американских хозяйствах стали применяться зерноуборочные комбайны и другая техника.

Сельское хозяйство ощущало большую поддержку со стороны государства. Начиная с 1862 года колледжи, осуществлявшие подготовку специалистов для сельского хозяйства, стали получать государственные субсидии, в 1880-х годах начали выделяться средства на создание различных опытных станций по выведению новых сортов сельскохозяйственных культур и пород скота, а в начале 1900-х годов государство стало поощрять расширение фермерского кредита, предоставляемого национальными банками.

Развитие сельского хозяйства шло в рамках четкой региональной специализации в масштабе страны. Так, на Среднем Западе и в Калифорнии выращивали в основном пшеницу, а производство кукурузы было сосредоточено в таких штатах, как Канзас, Небраска, Айова. В южных штатах предпочтение по-прежнему отдавалось хлопку. В результате такой специализации валовой сбор пшеницы вырос в 1850-1900 годах в 3,5 раза, кукурузы - в 3 раза, хлопка - в 2,5 раза. Поголовье скота за 1867-1899 годы увеличилось вдвое.

Все это позволило уже в 1870-х годах значительно снизить затраты на производство зерна и обеспечить тем самым его высокую конкурентоспособность на мировом рынке. Огромное количество зерна, прежде всего пшеницы, стало поступать в Европу, что вызвало там длительный аграрный кризис, поскольку продукция европейских стран не могла соперничать с дешевым американским зерном. Лишь российские производители сумели составить сильную конкуренцию американцам.

Этот процесс имел негативные последствия и для многих американских фермеров. Снижение более чем в два раза цен на американскую пшеницу за границей повлекло за собой разорение мелких и средних фермерских хозяйств, чьи земли скупались более богатыми землевладельцами. Так, если в 1880 году 2/3 фермеров обрабатывали собственные земельные угодья, то в 1910 году только 1/3 фермеров владели землей, а остальные брали ее в аренду у крупных хозяев или становились наемными сельскохозяйственными работниками.

Для защиты интересов фермеров в стране стали создаваться различные общественные организации. Так, еще в 1865 году возникла организация грейнджеров (от англ, "грейндж" - ферма), которые первоначально поддерживали кооперативное движение и распространение образования среди сельских жителей. Позже они стали активно заниматься защитой мелких и средних фермеров от засилья железнодорожных

374

перевозчиков-монополистов, выступали с требованиями снижения налогов на фермеров и т.д. Деятельность организации грейнджеров, насчитывавшей в 1875 году 850 тыс. членов, помогала повышению эффективности фермерских хозяйств. В конце 1870-х годов эта организация примкнула к гринбэкерам.

Одним из условий быстрого экономического роста США в последней трети XIX - начале XX века была расчетливая внешнеэкономическая политика. Еще со времен Гражданской войны США придерживались жесткого протекционизма: все ввозимые товары облагались высокими пошлинами, в то время как отечественная промышленность не испытывала сильного налогового бремени.

Для стабильного пополнения федерального бюджета таможенные пошлины постоянно повышались. В 1890 году в Конгрессе был принят закон Мак-Кинли (Уильям Мак-Кинли - будущий двадцать пятый президент США), по которому ввозные пошлины увеличивались до 49,5%, а в 1897 году они поднялись до 57%. Это, с одной стороны, в значительной степени защищало отечественных производителей, хотя, с другой - вело к росту цен на внутреннем рынке.

Позже, в 1913-1914 годах, после принятия Конгрессом билля о тарифах, более чем на 900 наименований товаров таможенные пошлины были снижены, а 365 наименований были внесены в список свободного ввоза. В среднем тарифы были уменьшены до 27%. Полная же отмена тарифов на многие продовольственные товары демонстрировала уверенность американцев в конкурентоспособности их продукции на мировом рынке.

Что касается структуры внешней торговли, то в начале XX века доля сырья в экспорте заметно сократилась: с 70% (1865) до 40% (1913). В этот период США стали вывозить преимущественно готовые изделия, их доля в экспорте увеличилась с 16% до 48%. США вывозили корабли, автомобили, паровозы, станки, машины и другую продукцию машиностроения, стоимость которой возросла с 7 млн долл. в 1865 году до 22 млн долл. в 1890-е годы.

Наряду с экспортом товаров в конце XIX века заметно вырос и объем вывозимых капиталов. Особенно выгодными были инвестиции в слаборазвитые страны, так как производственные издержки там были очень низкими из-за дешевизны сырья и рабочей силы. Основные объемы капиталов направлялись в Канаду, Мексику, страны Латинской Америки.

Следует отметить, что в свое время американцы "запоздали" к разделу мира, поскольку долгое время занимались "внутренней колонизацией"

375

новых земель и не могли соперничать с европейскими державами в колониальных захватах. Тем не менее на рубеже веков США решили вмешаться в сложившееся международное соотношение сил и попытаться перекроить карту мира.

Прежде всего в этих целях США стали активно вмешиваться в экономическую и политическую жизнь латиноамериканских стран на основе известной "доктрины Монро" в сочетании с панамериканизмом, что означало объединение всех латиноамериканцев против колониального гнета Испании. Наряду с этим США стремились сократить традиционное экономическое присутствие Великобритании в этом регионе.

Первой попыткой ослабить английское влияние стал созыв Межамериканской конференции в Вашингтоне (1889), в которой приняли участие все страны Латинской Америки. В результате был учрежден Международный союз американских республик для взаимного обмена экономической информацией. Но экспансия Соединенных Штатов не ограничивалась лишь дипломатическими усилиями. В этом регионе широко использовалась и "финансовая колонизация", т.е. экономическое подчинение слабых латиноамериканских государств, тем не менее формально остававшихся независимыми.

К 1913 году США установили контроль над оловянной промышленностью в Боливии, медной - в Чили и Перу. Финансовые группы Дж. Моргана и У. Грейса стали владельцами Чилийско-Андской железной дороги. В экономическую зависимость от США попала Никарагуа, где имелись богатые золотые прииски, привлекавшие американский капитал.

В конце XIX - начале XX века американцы усилили свое присутствие в Мексике. В этот период инвестиции в мексиканскую экономику составляли четверть всех американских капиталовложений за рубежом, американцам в Мексике принадлежало 58% предприятий по добыче нефти, 78% - угля, 68% - по производству каучука, 72% предприятий металлургии, 80% железных дорог.

Сильное влияние "дипломатии доллара" испытало маленькое островное государство в Карибском море - Доминиканская Республика. Американцы предоставили ее правительству финансовую помощь в счет выплаты долгов некоторым европейским странам, что позволило США в 1905 году получить контроль над финансовой, налоговой и таможенной системой республики. Фактически на положении американского протектората оказалась Республика Гондурас, правительство

376

которой получило в 1911 году от США заем под гарантии таможенных пошлин. В результате ее экономика стала "привязана" к США.

При содействии американского правительства путем слияния ряда торговых и плантационных компаний в 1899 году была образована международная монополия "Юнайтед фрут" ("Банановый трест"), которая постепенно превратила страны Центральной и Южной Америки в источник очень дешевого аграрного сырья для США и поставила под свой контроль торговлю фруктами, особенно бананами, в этом регионе, приносившую огромные прибыли. В результате поступления значительного объема американских инвестиций в начале XX века во все большую зависимость от США попадала Канада, также ставшая аграрно-сырьевым придатком богатой соседней страны. Тем самым была существенно ослаблена ее зависимость от Англии. Британский торговый капитал был заметно потеснен в Бразилии, Колумбии, Венесуэле и других странах Латинской Америки.

Другой не менее важной задачей было проникновение США в бассейн Тихого океана. Здесь использовались не только экономические методы, но и военная сила и прямой захват территорий. Прежде всего внимание США привлекли Гавайские острова с их удобным географическим положением. На Гавайях океанские корабли пополняли запасы продовольствия и питьевой воды. Кроме того, эти острова представляли и стратегический интерес в дальневосточной политике США.

Еще в 1870-1880-х годах американцы развернули активную торговлю с Гавайями на основе заключенного в 1876 году договора, превратившуюся по существу в прямой грабеж природных богатств, поскольку традиционные сельскохозяйственные культуры (рис и сахар) вывозились за бесценок, принося американцам огромные прибыли. В результате жестокого обращения с местным населением в конце XIX века из 300 тыс. коренных гавайцев осталось лишь 35 тыс. При этом американцы строго следили, чтобы на острова не хлынули китайские иммигранты. После инспирированного американцами в 1893 году переворота было подписано соглашение, в котором Гавайи объявлялись "составной частью Соединенных Штатов". В 1898 году Конгресс США закрепил аннексию Гавайских островов, предоставив им статус одного из своих штатов лишь в 1959 году.

В 1898 году администрация, возглавляемая У. Мак-Кинли начала войну с Испанией, использовав при этом в качестве предлога "защиту" национально-освободительного движения на Кубе. Но в действительности военный конфликт был обусловлен экономическими

377

интересами американских банковских и промышленных компаний, которые к тому времени почти полностью контролировали производство и экспорт во многие страны мира главных сельскохозяйственных культур Кубы - сахара и табака. Испания пыталась при помощи таможенной политики защитить позиции своего капитала, но не добилась большого успеха.

Испано-американская война длилась около трех месяцев, и в результате ее Испания потерпела поражение. В декабре 1898 года в Париже был заключен мирный договор, по которому Испания за компенсацию в 20 млн долл. уступала Соединенным Штатам Филиппинские острова, а также острова Пуэрто-Рико и Гуам. Кроме того, испанцы практически полностью уступили американцам свои позиции на Кубе, формально считавшейся независимой, но находившейся под протекторатом США.

Вслед за этим Соединенные Штаты устремились на Панамский перешеек. Сначала американцы скупили за бесценок акции обанкротившейся французской компании, собиравшейся строить Панамский канал9, а в 1901 году вынудили Англию уступить все права на строительство, эксплуатацию и управление каналом. Но поскольку сенат Колумбии, на территории которой находился Панамский перешеек, не соглашался подписывать договор о канале, США организовали мятеж, направленный против ее правительства. В 1903 году при содействии США от Колумбии была насильно отделена часть территории и провозглашена Панамская Республика. При этом Соединенные Штаты получили исключительное право на строительство в этой стране канала, железных дорог и возведение военных сооружений вдоль канала. По договору 1903 года за Соединенными Штатами было навечно закреплено право использования зоны Панамского канала, но в 1977 году было объявлено, что американский суверенитет здесь сохраняется только до 1 января 2000 года.

В то же время американцы расширяли свою экспансию на Дальний Восток, особенно в Китай, представлявший собой огромный потенциальный рынок для американских товаров. Большим препятствием на этом пути было то, что эта страна уже была разделена на сферы влияния между крупными европейскими державами. В связи с этим

378

США провозгласили доктрину "открытых дверей и равных возможностей" (1899), но это не помогло им закрепиться в Китае.

Среди других дальневосточных приоритетов США были Корея и Маньчжурия. В целях проникновения в этот регион Соединенные Штаты в период русско-японской войны (1904-1905) стали поддерживать Японию в военном, финансовом и дипломатическом отношении. Кроме боеприпасов и оружия американцы поставляли ей горючее, паровозы и вагоны, продовольствие и пр.10. И все же, несмотря на все усилия, США не удалось закрепиться в Маньчжурии и Китае, уступив в этой борьбе Японии.

Итак, всего за 40-50 лет, прошедших после Гражданской войны, США превратились в мощную индустриальную державу, темпы экономического развития которой были самыми высокими в мире. Это позволило Соединенным Штатам занять ведущие позиции среди промышленно развитых стран мира.

379


4 Эли Уитни (1765-1825) - американский изобретатель и промышленник. Кроме хлопкоочистительной машины изобрел фрезерный станок и ряд металлорежущих инструментов.
5 В связи с этим в 1812-1814 гг. разразилась вторая англо-американская война, в ходе которой Англия стремилась затормозить развитие американской экономики, а США - захватить территорию Канады. В ходе войны англичанами была почти полностью разрушена столица США - Вашингтон. Но боевые действия не принесли никому преимущества, поэтому в 1814 г. был подписан мирный договор, по которому обе стороны вернулись к довоенному положению.
6 Республиканская партия США была основана в 1854 г. с целью объединения крупной буржуазии Севера с фермерами, живущими за пределами южных штатов. В ходе создания партии к ней примкнули представители мелкой и средней буржуазии, интеллигенция, государственные чиновники и другие слои американского общества. Главной ее задачей была борьба с рабством, а в качестве эмблемы было выбрано изображение слона. Республиканская партия была создана в противовес Демократической партии, которая начала формироваться еще в конце XVIII в., когда широкая коалиция демократического фермерства, городских слоев и плантаторов Юга объявила своей целью борьбу с торгово-промышленной буржуазией Северо-Востока. Организационно Демократическая партия оформилась в ходе избирательной кампании 1828 г., а в начале 1830-х гг. получила свое название. Эмблема этой партии - изображение осла. В 1834-1854 гг. заметную роль играла партия вигов, которая выступала против усиления централизованной власти в стране. В 1854 г. северные виги примкнули к республиканцам, а южные (так называемые хлопковые) - к демократам.
7 Эндрю Джонсон - семнадцатый президент США. В марте-апреле 1865 г. занимал по вице-президента, а после убийства А. Линкольна стал президентом.
8 К концу XIX в. в 27 штатах были приняты аналогичные по смыслу законы, а в 15 - подобные документы были включены в конституции штатов. Позже, в 1914 г. был принят закон Клейтона, а в 1936 г. - закон Робинсона-Пэмэна, развивавшие и уточнявшие антитрестовское законодательство.
9 В конце XIX в. слово "Панама" стало символом одной из крупнейших афер, связанной с созданием во Франции в 1879 г. компании по строительству Панамского канала. Для того чтобы скрыть огромные хищения, приведшие к тяжелому финансовому положению, правление компании подкупало французских министров, сенаторов, депутатов, редакторов газет. В конце концов компания в 1888 г. потерпела крах, в результате чего десятки тысяч мелких держателей акций разорились.
10 Парадокс истории заключается в том, что в 1905 г. американский президент Т. Рузвельт согласился быть посредником на русско-японских переговорах, итогом которых явилось подписание Портсмутского мирного договора. За эту деятельность Т. Рузвельт стал лауреатом Нобелевской премии мира (1906).
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.