Становление городов в Западной Европе в Средние века. В период Раннего Средневековья города римского происхождения, служившие центрами ремесла и торговли, пришли в упадок. Поэтому вся хозяйственная жизнь Западной Европы сосредоточилась в поместьях, где ремесло являлось составной частью общего крестьянского труда. И хотя в Европе сохранялись городские населенные пункты, однако социально-экономическое положение их жителей почти ничем не отличалось от положения сельского населения, поскольку города были поглощены феодальными поместьями. Горожане, так же как и сельские жители, трудились на пашнях, выращивали скот, выполняли повинности в пользу феодалов. Система управления в европейских городах была гораздо менее развитой, чем в богатых торговых городах Византии и стран Востока.
С конца XI века началось экономическое возрождение европейских городов, вызванное прежде всего объективным процессом общественного разделения труда. Главными причинами отделения ремесла от земледелия стали рост продуктивности сельского хозяйства, увеличение объемов производимого сырья и продовольствия, что дало возможность части населения отказаться от занятия сельским хозяйством. Кроме того, государство и церковь рассчитывали на создание в городах своих опорных пунктов, а также на денежные поступления от их жителей, поэтому они всячески поддерживали развитие городских поселений.
Издавна ремесленники, жившие в поместьях, сочетали занятия ремеслом с сельским трудом. Но, как правило, их изделия не отличались высоким качеством, да и сбыт продукции был невелик. Появление городских ремесленников привело к повышению качества продукции, а также к оживленному товарообмену между горожанами и сельскими жителями. Все чаще ремесленники уходили из поместий
93
в города, где они были более самостоятельными и где существовал спрос на их изделия, что было также одной из форм сопротивления феодалам.
В Европе после падения Римской империи была надолго утрачена культура ремесел, которыми славились античные государства, и лишь в XI-XIII веках началось бурное развитие ремесленного производства. Наибольшее распространение получили текстильная отрасль (выработка шерстяных, льняных, шелковых тканей), производство обуви, металлургия, кузнечное и ювелирное дело. Из-за непрерывных войн и походов особым спросом пользовалось оружие, а также металлические доспехи - латы, шлемы, кольчуги и пр.
Наряду с возрождением старых городов, основанных еще во времена Римской империи, возникали новые городские поселения, как правило на пересечении сухопутных и водных транспортных путей, у стен феодальных замков и крупных монастырей. Там начинали развиваться ремесленное производство и торговля, что заметно повышало экономический и политический статус городов. Постепенно менялась их роль: из административных и религиозных центров они превращались в центры экономического и культурного прогресса.
В XI-XIII веках западноевропейскими феодалами и католической церковью были организованы восемь Крестовых походов на Ближний Восток, в которых участвовали рыцари, горожане, беглые крестьяне. Крестоносцы не смогли завоевать на Востоке больших территорий, но зато в результате этих походов укрепились торговые связи между Западной Европой и восточными странами. Это также способствовало дальнейшей урбанизации Западной Европы.
Раньше всех (в IX-X веках) оживились итальянские города: Венеция, Амальфи, Генуя, Неаполь, Пиза, Флоренция, а также южнофранцузские: Марсель, Тулуза, Арль и др., где сказывалось не только римское влияние, но и воздействие международной торговли с Византией и Востоком. В X-XI веках началась урбанизация Северной Франции, Англии, Германии, Фландрии. Города Аугсбург, Бранденбург, Ньюкасл возникли около крепостей и замков, а Брюгге, Оксфорд - около мостов или переправ через реки. На востоке Германии и в Скандинавии города стали возникать позже - в XII-XIII веках, поскольку хозяйственные связи развивались здесь более медленными темпами.
Следует отметить, что население городов было немногочисленным, в среднем от 10 тыс. до 35 тыс. жителей; были и более мелкие, в которых проживало от 1 тыс. до 5 тыс. человек. Только в некоторых, самых крупных городах насчитывалось свыше 100 тыс. человек - в Париже,
94
Венеции, Флоренции, Севилье, Кордове и др. Рождаемость была высокой, но не меньше была и детская смертность, и прежде всего из-за антисанитарных условий проживания. Мусор и грязь выбрасывали прямо на улицу, канализация и водопровод, известный в Древнем Риме, в Европе отсутствовали. По улицам бродили мелкий скот и домашняя птица. Периодически возникавшие эпидемии чумы, холеры и других тяжелых инфекционных болезней уносили большое количество горожан.
Как правило, все города имели свой центр (бург, сите, сити, град), включавший рыночную площадь, городской собор и ратушу. Вокруг него располагались предместья, где по принципу соседства селились ремесленники одной или смежных профессий (специальностей). В Средние века города окружали каменные или деревянные стены и глубокие рвы, заполненные водой. Городские ворота на ночь запирались, а мосты через рвы поднимались. Улицы были немощеными, неосвещенными, кривыми и узкими, так как крепостные стены мешали городу расти вширь - улица должна была быть "не шире длины копья". Деревянные дома возводились вплотную друг к другу, верхние этажи выдавались вперед, постепенно смыкаясь наверху, поэтому солнечный свет почти не проникал в окна домов. В городах часто случались пожары.
Наиболее богатыми горожанами были купцы, владельцы ремесленных мастерских, крупные домовладельцы, ростовщики, представители белого и черного духовенства. Все они располагали многочисленной прислугой. В городах жили крупные феодалы с дружинниками, а также представители королевской и сеньориальной администрации. Со временем, по мере развития науки и культуры, здесь появились врачи, юристы, художники, артисты, преподаватели школ и университетов. Помимо ремесленников среди горожан было много людей, связанных со сферой обслуживания: цирюльники, трактирщики, извозчики, носильщики и пр.
Коммунальные революции. Как правило, города строились на территориях, принадлежавших светским или духовным феодалам, поэтому горожане зависели от них. Первоначально феодалы покровительствовали зарождающимся городам. Но со временем горожане стали тяготиться этой зависимостью и повели долгую и упорную борьбу за выход из-под юрисдикции феодалов, которые получали немалый доход от ремесел и торговли. В XI-XIII веках во многих городах Западной Европы развернулось коммунальное движение (коммунальные
95
революции). Сначала это были антифеодальные восстания горожан, которые выступали против тяжелого гнета налогов и повинностей в пользу сеньора, за получение торговых привилегий и т.д. В ходе восстаний горожане изгоняли сеньора и его рыцарей, а то и убивали их.
Позже горожане стали выдвигать политические требования и в результате добились полного или частичного самоуправления, которое определяло степень независимости города. Но чтобы окончательно оформить хартии вольности, горожанам зачастую следовало заплатить сеньорам большие суммы в виде выкупа.
Коммунальное движение в разных странах имело разные формы. Наиболее спокойно оно проходило в Южной Франции, где все обошлось в основном без кровопролития, поскольку здешние графы были заинтересованы в процветании своих городов. В Северной Италии, напротив, борьба приняла ожесточенные формы. Так, например, в Милане в течение всего XI века шла по существу гражданская война. Во Франции очень долго сражался город Лан. Здесь горожане сначала выкупили хартию у сеньора, который потом ее отменил (с помощью взятки королю). Это привело к восстанию, грабежам, убийствам знати. В события вмешался король, но борьба разгорелась с новой силой, и так продолжалось на протяжении двух веков. Во многих государствах (в Византии, скандинавских странах) борьба горожан носила ограниченный характер, а множество мелких и средних европейских городов так и не смогло получить свободу (особенно у духовных сеньоров).
На волне коммунальных революций восторжествовало городское право (в противовес феодальному), дававшее гарантии купеческой и ростовщической деятельности. В соответствии с городским правом крестьянин, проживший в городе один год и день, уже не являлся крепостным, поскольку существовало правило, согласно которому "городской воздух делает человека свободным". Горожане, освободившиеся от феодальной зависимости, получали более высокий социальный статус, нежели крестьяне.
В итоге коммунальных движений в разных европейских странах утвердилась категория городов, добившихся весьма высокого уровня самостоятельности и власти над всеми близлежащими землями. Во Франции и Фландрии появились города-коммуны: Сен-Кантен, Суассон, Лан, Амьен, Дуэ, Марсель, Брюгге, Гент, Ипр и др. Им удалось полностью освободиться от феодальных повинностей, получить право создавать органы городского самоуправления во главе с мэром (бургомистром), формировать городской суд, финансовую и налоговую
96
систему, военное ополчение и т.д. Города-коммуны самостоятельно регулировали внешнеторговые отношения, условия мореплавания, цеховую и кредитную политику, они могли заключать мир и вступать в войну, устанавливать дипломатические отношения.
В Германии выросли так называемые вольные города - Гамбург, Бремен, Любек. Позже по уровню самоуправления с ними сравнялись имперские города - Нюрнберг, Аугсбург и др., которые лишь формально подчинялись королевской власти, а фактически были независимыми субъектами, получившими суверенитет и считавшимися "государствами в государстве".
Особое место среди европейских городов занимали города-республики Северной Италии: Венеция, Генуя, Флоренция, Сиена, Лукка, Равенна, Болонья и др., которые по праву считались экономическими центрами Западной Европы в эпоху Средневековья. Там очень ярко проявились ранние признаки рыночных отношений, служившие образцом для других стран и городов.
Так, Венеция, будучи морским портом с 200-тысячным населением, заняла в XIV веке господствующее положение в бассейне Средиземного моря, поскольку у нее был самый мощный торговый флот. Владельцы кораблей осуществляли выгодные посреднические операции при перепродаже товаров с Ближнего Востока в европейские страны. Далеко за пределами Венеции славились ее строители, архитекторы. Венецианские мастера производили уникальные товары: стекло, зеркала, шелковые ткани, ювелирные изделия из янтаря, драгоценных металлов и камней, которые пользовались высоким спросом по всей Европе.
Венеция вела непрерывную борьбу за господство на Средиземном море с постоянным соперником - Генуей, которая также была портовым городом, имела мощный флот, что позволяло ей осуществлять колониальную экспансию в различных регионах, в частности на побережье Черного моря (в Крыму до сих пор сохранились остатки генуэзских крепостей в Феодосии и Судаке). Но во второй половине XIV века экономическое и военное соперничество между этими городами закончилось окончательной победой Венеции.
Экономика Флоренции заметно отличалась от генуэзской и венецианской. Поскольку Флоренция находилась далеко от моря, в ней преимущественное развитие получила промышленность, особенно суконное производство. Кроме того, по всей Европе славились флорентийские банкиры, которые давали ссуды многим европейским монархам, феодалам, Папе Римскому.
97
На протяжении XIV-XV веков городское население переживало период быстрого социального расслоения. Из зажиточной верхушки выделилось бюргерство. И если раньше этот термин означал просто "граждан города" (от немецкого слова "бург" - город), которые имели право на жительство и приобретение недвижимости в данном городе, то теперь, чтобы стать бюргером, надо было выполнить несколько условий. Так, в число бюргеров могли войти только лично свободные люди, обладавшие к тому же определенными средствами, необходимыми для того, чтобы заплатить достаточно высокий вступительный взнос, а потом регулярно выплачивать городские и государственные налоги. Таким образом, из числа бюргеров формировалось состоятельное городское сословие, которое позже стало основой европейской буржуазии.
Цеховая система организации ремесел. История зарождения цехов относится к периоду коммунальных революций. Ремесленники как наиболее активная часть горожан сплачивались в боевые организации для борьбы против феодалов. После завоевания особого статуса городов эти организации превратились в профессиональные объединения - цехи. И хотя первые цехи зародились в Италии в IX-X веках, а во Франции - в XII веке, расцвет цехового строя пришелся на XIII- XV века. В этот период городская власть перешла в руки цеховых объединений, которые стали управлять многими европейскими городами. Так, в Париже уже в 1268 году существовало около сотни ремесленных корпораций, представители которых входили в совет города.
Потребность городских ремесленников в объединении обусловливалась прежде всего стремлением защитить свои хозяйственные интересы от вмешательства феодалов. Кроме того, ремесленники, которые одновременно были и продавцами своих изделий, нуждались в особых торговых помещениях, общих правилах поведения в условиях неразвитого рынка. Горожане хотели защитить себя и свою продукцию от конкуренции со стороны сельских производителей, чей товар был более низкого качества, а его продавцы сознательно сбивали цены на рынке. Все это заставляло городских ремесленников объединяться в цехи и работать по определенным правилам.
Окончательное оформление цехов осуществлялось путем получения специальных грамот от короля и сеньора, а также составления и записи цеховых уставов. В этих документах фиксировалась главная цель цехового объединения - монополия на производство и реализацию определенного вида продукции.
98
Цех (гильдия, братство) - это типичная сословная корпорация, созданная по иерархическому признаку. Во главе цеха стояли выборные старшины, магистры и т.п. Основой цеха являлась мастерская, принадлежавшая мастеру, который был полноправным членом цеха. В каждой мастерской работали члены семьи, а также от одного до трех подмастерьев и три-четыре ученика. Подмастерья получали плату за работу, а ученики трудились бесплатно, за еду. Профессия, как правило, передавалась по наследству.
Цеховой организации была присуща замкнутость. В целях борьбы с конкуренцией мастера препятствовали увеличению количества однородных мастерских, чтобы держать под контролем объем продукции, поставляемой на местный рынок. Для этого в городах существовал принцип цунфтцванга (цехового принуждения), т.е. обязательной принадлежности к цеху для занятия определенным ремесленным производством. Не вступивших в цех "свободных" мастеров ограничивали чаще всего в процессе реализации их изделий. Так, крестьяне-ремесленники могли привозить только продукцию, не производившуюся в данном городе, и лишь в ярмарочные дни.
Вся производственная и сбытовая деятельность мастерских четко регламентировалась уставами, принимаемыми на общих собраниях членов цеха. В них для каждого мастера, которому могла принадлежать только одна мастерская, определялось максимальное число подмастерьев и учеников, объем закупаемого сырья, а также количество инструментов и оборудования. Мастерам запрещалось выпускать продукции больше и продавать ее дешевле, чем было регламентировано, работать в ночное время и по праздникам, чтобы не разорять остальных. Городские ремесленники не могли продавать свои изделия за пределами города, т.е. они не должны были искать новые рынки сбыта, не имели права зазывать покупателей в свои лавки, выставлять товар в окнах мастерских и витринах. Была установлена определенная ширина прилавка, с которого шла торговля, и т.д. Специальные надсмотрщики следили за соблюдением данных правил, а в случае их нарушения мастер подвергался наказанию вплоть до запрета работать и заниматься продажей своих изделий в этом городе.
Первоначально такая строгая регламентация имела положительный эффект, так как способствовала расширению ассортимента выпускаемой продукции, выравниванию условий производства и реализации, что позволяло выжить в конкурентной борьбе, заставляла повышать качество изделий до уровня определенных эталонов,
99
поскольку товары, не отвечавшие установленным стандартам, не допускались на рынок.
Тем же целям служила и система подготовки новых мастеров. Прежде чем получить право на открытие своей мастерской, ремесленник должен был обязательно пройти все низшие ступени: проработать пять-семь лет учеником, а потом три-четыре года подмастерьем. Нужно было сдать экзамен на звание мастера, а на суд строгой комиссии представить шедевр - новое изделие особенно высокого качества. Такая иерархия соблюдалась очень строго, механизм продвижения по этой лестнице был отлажен, и ему, как правило, ничто не мешало. Цеховая система стимулировала рост самосознания и самоуважения городских мастеров.
Со временем жесткая регламентация стала тормозом для дальнейшего развития производства, поскольку уравнительный принцип сохранял консерватизм и препятствовал внедрению достижений технического прогресса. Нередко новые изделия уничтожались, а их авторы преследовались. Опасаясь этого, изобретатели технических новинок тщательно скрывали их от конкурентов, хранили производственные секреты в глубокой тайне. Порой это приводило к тому, что мастера не успевали поделиться с наследниками секретами и уносили их с собой в могилу (широко известны примеры из жизни итальянских скрипичных мастеров).
Цеховая верхушка, стремясь не допустить социально-экономической дифференциации среди мастеров, строго следила за соблюдением монопольных цен на однородную продукцию и тем самым служила препятствием для накопления капиталов, мешала развитию рыночных отношений. Недаром наиболее быстро рыночные отношения развивались в тех отраслях, которые были меньше всего монополизированы цехами (горной, хлопчатобумажной). Не случайно и буржуазия формировалась чаще всего не из цеховых мастеров, а из купечества, не связанного с цеховыми организациями.
В XIV-XV веках в странах Западной Европы началось повсеместное разложение цехового строя, о чем можно судить по такому признаку, как усиление имущественного и социального неравенства среди мастеров. Некоторые мастерские, несмотря на строгие ограничения, стали расширять производство, вводить технические усовершенствования. Все труднее было поддерживать уравнительный принцип в деятельности цеховых организаций. Владельцы крупных мастерских все чаще стали давать работу бедным мастерам, снабжая их сырьем и инструментами и получая от них готовую продукцию.
100
Широкое распространение получила деятельность цеховых судов, на которые возлагались функции контроля за частной жизнью ремесленников. Так, цеховые судьи следили за тем, на что тратят деньги мастера и подмастерья, с кем встречаются в свободное время и т.п. Такой контроль вызывал недовольство большинства ремесленников, которые требовали неприкосновенности их частной жизни и заявляли о неподчинении решениям судов.
Усложнилась система перехода подмастерьев в мастера. Звание подмастерья становилось наследственным, появились "вечные подмастерья", которым так и не удавалось стать мастерами. Зачастую получить звание мастера можно было лишь после смерти одного из членов цеха. Кроме того, для вступления в цех кандидат в мастера должен был заплатить огромный вступительный взнос, создать шедевр (как правило, из дорогого материала), устроить богатое застолье. Необходимые для этого средства приходилось брать у ростовщиков в долг под большие проценты, а потом в течение многих лет расплачиваться с ними. Многим подмастерьям такое было не под силу, что делало переход учеников и подмастерьев в мастера почти недостижимой мечтой. Это приводило к так называемому замыканию цехов, когда они все больше превращались в закрытые корпорации, всеми силами препятствовавшие возникновению новых экономических отношений.
101